- Администрация
- Аналитический доклад “ассоциация государств юго-восточной азии (асеан)”
- Асеан. новый виток интеграции и позиции россии
- Дальнейшие усилия по упрощению процедур торговли
- Зона свободной торговли асеан-австралия-новая зеландия
- Подписано соглашение асеан о крупнейшей в мире зоне свободной торговли: eadaily
- Правило происхождения
- Разрешение спора
- Схема единого эффективного преференциального тарифа (cept)
- Членство
Администрация
Администрированием AFTA занимаются национальные таможенные и торговые органы каждого члена АСЕАН. Секретариат АСЕАН имеет право контролировать и обеспечивать соблюдение мер AFTA, но не имеет юридических полномочий для обеспечения соблюдения. Это привело к непоследовательным решениям национальных властей АСЕАН. Хартия АСЕАН призвана укрепить способность Секретариата АСЕАН обеспечивать последовательное применение мер AFTA.
Национальные власти АСЕАН также традиционно неохотно делят или уступают суверенитет властям других членов АСЕАН (хотя министерства торговли АСЕАН обычно совершают трансграничные визиты для проведения проверок на местах в рамках антидемпинговых расследований).
В отличие от ЕС или НАФТА, совместные группы по обеспечению соблюдения и расследованию несоблюдения широко не использовались. Вместо этого национальные власти АСЕАН должны полагаться на обзор и анализ других национальных властей АСЕАН, чтобы определить, соблюдаются ли меры AFTA, такие как правило происхождения.
АСЕАН попыталась улучшить таможенную координацию посредством реализации проекта единого окна АСЕАН. Единое окно АСЕАН позволит импортерам подавать всю информацию, касающуюся транзакции, для однократного ввода в электронном виде. Затем эта информация будет передана всем другим национальным таможенным органам АСЕАН.
Аналитический доклад “ассоциация государств юго-восточной азии (асеан)”
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 г. в г. Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.
В качестве уставных целей Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии (ЮВА).
Задача превращения АСЕАН в один из мировых политических и экономических центров многополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных задач. К ним относятся: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций; введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления.
Охвативший ЮВА в 1997 г. валютно-финансовый кризис имел серьезные негативные политико-экономические последствия почти для всех государств, входящих в АСЕАН (наименее затронутыми оказались Сингапур и Бруней), явился испытанием решимости “десятки” продолжить политику экономической интеграции. Однако в 1999 г., когда большинству стран Ассоциации удалось преодолеть негативные тенденции, в целом был достигнут экономический рост около 6%.
Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны – устроительницы очередного СМИД. В г. Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем (с января 1998 г. – филиппинец Родольфо Северино). В АСЕАН имеется 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 300 мероприятий. Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. Схема управления АСЕАН прилагается.
В экономической области страны Ассоциации проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА на базе Соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Рамочного соглашения о зоне инвестиций в АСЕАН (АИА) и Базового соглашения о схеме промышленного сотрудничества (АИКО).
В соответствии с вариантом долгосрочной программы развития, разработанной экспертной группой, состоящей из ведущих политиков и ученых, военачальников и бизнесменов, предусматривается достижение уровня интеграции еще более высокой, чем в Европейском союзе, – полное объединение государственной банковской сферы, объединение вооруженных сил и полиции, внешнеполитических и научно-технологических ведомств и т.п.
2. Зона свободной торговли
Зона свободной торговли АСЕАН (АФТА) представляет собой наиболее консолидированную экономическую группировку стран Азии. О ее создании было объявлено на 4-й встрече глав государств и правительств АСЕАН в Сингапуре (1992 г.). Первоначально в нее вошли шесть стран ЮВА (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней). В 1996 г. к АФТА подключился Вьетнам, в 1998 г. – Лаос и Мьянма, в 1999 г. – Камбоджа.
Создавая зону свободной торговли, члены Ассоциации ставили цель активизировать внутриасеановскую торговлю товарами и услугами, расширить и диверсифицировать субрегиональный товарооборот и в условиях роста взаимной торговли повысить конкурентоспособность экономик своих стран. АФТА призвана также способствовать политической консолидации стран региона, подключению к экономическому сотрудничеству менее развитых стран ЮВА.
Главный инструмент реализации идеи создания ЗСТ – Соглашение об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ), подписанное странами АСЕАН на саммите в Сингапуре в 1992 г. СЕПТ развивает основные положения Соглашения о преференциальной торговле АСЕАН 1977 г. (АПТА).
Согласно принятой схеме СЕПТ все товары подразделяются на четыре категории. К первой относятся товары, уровень тарифов на которые подлежит сокращению в соответствии с ускоренным или обычным графиком. Эта группа товаров составляет 88% всей товарной номенклатуры стран АСЕАН и постоянно расширяется.
Две другие категории товаров включены в списки изъятий, причем в одну категорию входят товары, представляющие важность для обеспечения интересов национальной безопасности, защиты общественной морали, жизни и здоровья людей, флоры и фауны, а также художественные, исторические и археологические ценности. Другая часть изъятий включает в себя товары, снижение тарифов на которые страны АСЕАН считают по внутриэкономическим соображениям временно невозможным, однако, предусматривается постепенное сокращение числа этих товаров.
Четвертую категорию составляет сельскохозяйственное сырье, первоначально полностью исключенное из схемы СЕПТ. Однако в 1995 г. были определены особые условия снижения тарифов на различные группы этих товаров.
В АСЕАН существует дифференцированный подход к срокам, в течение которых будут снижены или отменены тарифы для различных стран. СЕПТ первоначально предполагало сокращение к 2003 г. подавляющего числа действующих во внутрирегиональной торговле национальных импортных тарифов до 0-5%. С учетом новых реалий, в частности, приема новых членов в состав АСЕАН, эти сроки неоднократно менялись.
Главной причиной возникающих у членов АФТА трудностей является однотипная структура экономик стран ЮВА и практически одинаковая и, следовательно, конкурирующая их экспортная товарная номенклатура. Исключение составляет только Сингапур.
Во время саммита в декабре 1998 г. было принято решение о том, что наиболее экономически развитые страны – Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд – к 2000 г. сократят ставки импортных тарифов до уровня 0-5% на 90% своей товарной номенклатуры. К 2002 г. ставка импортной пошлины, составляющая 0-5%, распространится на всю продукцию, охватываемую Соглашением.
Для новых членов – Вьетнама, Лаоса, Мьянмы и принятой в 1999 г. Камбоджи – ориентиры остаются гораздо более расплывчатыми: сохраняется неопределенность и в отношении целого ряда товарных групп, прежде всего сельскохозяйственной продукции. Так, было решено, что Вьетнам к 2003 г. значительно расширит состав товарных позиций, импортные пошлины на которые будут снижены до 0-5%, Лаос и Мьянма обязались осуществить подобное расширение до 2005 г. Стороны обязались существенно расширить список товаров, которые вообще не будут облагаться импортными пошлинами к 2003 г. (для Вьетнама – до 2006 г., для Лаоса и Мьянмы – до 2008 г.).
Успешное завершение этих мероприятий будет означать создание реально свободной от пошлин торговой зоны в границах государств, подписавших договоренности по АФТА в 1992 г.
СЕПТ также предусматривает шаги по согласованию стандартов и сертификатов качества на продукцию, выработку правил честной конкуренции, упрощение внутренних инвестиционных и таможенных законодательств, стимулирование процесса создания совместных региональных предприятий и т.д. Для реализации этих целей создан Консультативный комитет АСЕАН по стандартам и качеству.
Управление и руководство процессом формирования зоны свободной торговли АСЕАН осуществляется следующим образом. Основным органом, ответственным за выработку решений в отношении реализации схемы СЕПТ, является Совет АФТА, в который входят министры экономики стран АСЕАН и Генеральный секретарь Ассоциации. В осуществлении этих функций Совету помогают регулярные встречи старших экономических должностных лиц и Секретариат АСЕАН, на который возложена текущая работа по координации и отслеживанию хода выполнения достигнутых в рамках АФТА договоренностей.
Несмотря на опасения относительно возможности приостановки процесса создания АФТА или даже некоторого отката в связи с валютно-финансовым кризисом в странах Восточной Азии 1997 г., в ходе последних двух саммитов этой организации был принят ряд документов, нацеленных на ускорение реализации соглашений по АФТА, зоны инвестиций АСЕАН (АИА) и Схемы промышленного сотрудничества. В их числе рамочные соглашения по услугам, взаимному признанию стандартов, облегчению транзита товаров и ряд других.
В процессе реализации АФТА помимо вопросов чисто процедурного и таможенного характера все большее внимание уделяется новым направлениям сотрудничества. Так, уже принято решение о создании единой гармонизированной тарифной номенклатуры АСЕАН до конца 2000 г., а также унифицированной системы классификации товаров, производимых в странах Ассоциации. Взят курс на всемерное поощрение использования национальных валют во внутрирегиональной торговле. Делается серьезный акцент на либерализацию торговли услугами. В 1999 г. начался новый раунд переговоров по этому вопросу с расширением круга обсуждаемых видов услуг.
Государства-участники смогли добиться определенного успеха. Так, средневзвешенный уровень внутрирегиональных тарифов на основную группу товаров был снижен с 12,67% в 1993 г. до 6,15% в 1998 г. Доля внутриасеановской торговли в 1998 г. составила 20% от общего объема внешней торговли стран Ассоциации, что, однако, намного меньше, чем в Европейском союзе или НАФТА (60% и 40% соответственно).
По расчетам специалистов АСЕАН, общая выгода входящих в нее стран от либерализации торговли и роста экспорта товаров до 1998 г. составляла в год не менее 3-4 млрд. долл. за счет дополнительного увеличения их совокупного валового внутреннего продукта. Соответственно возрастало число новых рабочих мест и валютных поступлений.
3. Схема промышленного сотрудничества
В целях повышения конкурентоспособности товаров, производимых в зоне АСЕАН, а также создания условий для привлечения инвестиций в этот регион были предприняты поиски новых форм промышленного сотрудничества. Базовое Соглашение по схеме промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО) было подписано государствами – членами АСЕАН в апреле 1996 г.
Схема АИКО регулирует производство всех продуктов, кроме тех, которые включены в Список общих изъятий Договора о CEПT, и в настоящее время применяется только к промышленному производству с дальнейшей возможностью распространения и на другие сектора экономики.
Меняющаяся экономическая ситуация в мире, выполнение странами АСЕАН обязательств перед ВТО, создание предпосылок для реализации идеи создания зоны свободной торговли и зоны инвестиций АСЕАН потребовали изменения ряда параметров, на которых основывались существовавшие промышленные программы сотрудничества.
Новая схема промышленного сотрудничества АСЕАН, сохранив некоторые особенности предыдущих схем, предусматривает более широкое использование тарифных и нетарифных методов регулирования.
Целями АИКО являются: рост производства промышленной продукции; углубление интеграции; рост инвестиций в государства АСЕАН из третьих стран; расширение внутриасеановской торговли; совершенствование технологической базы; повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке; возрастание роли частного сектора.
В соответствии с АИКО условием создания новой компании является участие в ней минимум двух предприятий из разных стран АСЕАН и наличие минимум 30% национального капитала.
Для стимулирования создания новых компаний предусмотрен ряд преференций. Так, согласно новой схеме промышленного сотрудничества в отношении товаров, одобренных для производства в рамках АИКО, с момента создания начинают применяться льготные тарифные ставки в размере 0-5% . Это создает им преимущественные условия по сравнению с остальными производителями, для которых такой уровень тарифной ставки в соответствии с Соглашением о СЕПТ будет достигнут только к 2003 г. Кроме того, предусматривается ряд и нетарифных преференций, в том числе и преимущества в получении инвестиций.
Опираясь на содержащиеся в Соглашении об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ) рычаги воздействия на структуру производства, переориентацию предприятий с производства сырья и полуфабрикатов на производство конечного продукта, AИКO вводит дополнительные стимулы. В частности, в отношении импорта готовой продукции, полуфабрикатов (промежуточных продуктов) и сырья предусматривается применение льготной тарифной ставки, вместе с тем конечные продукты имеют неограниченный доступ на рынки стран АСЕАН, а доступ на эти рынки промежуточных продуктов и сырья ограничивается.
4. Зона инвестиций
В октябре 1998 г. было подписано Рамочное соглашение о создании зоны инвестиций АСЕАН. Зона инвестиций АСЕАН (АИА) охватывает территории всех государств – членов Ассоциации и является одним из основных инструментов привлечения внутренних и внешних инвестиций путем предоставления инвесторам национального режима, налоговых льгот, отмены ограничений на долю иностранного капитала и т.д.
АСЕАН, опираясь на понимание необходимости углубления либерализации экономики, невозможности обеспечения собственными силами инвестиций, необходимых для развития передовых технологий, которые смогли бы помочь региону занять достойное место в мире в ХХI веке, приняла решение объединить усилия в этом направлении, постепенно открыть внутренний рынок не только для торговли, но и для инвестиций, причем как странам – членам Ассоциации, так и третьим странам.
Стимулирующую роль в принятии Рамочного соглашения сыграл азиатский финансовый кризис 1997 г., в результате которого произошел существенный отток из ЮВА иностранного капитала. Чтобы удержать в регионе по крайней мере стратегических инвесторов, страны АСЕАН решили разрешить иностранные инвестиции в ранее недоступные для них сектора экономики.
В соответствии с Рамочным соглашением об АИА участники Ассоциации взяли на себя обязательства поэтапно открыть до 2020 г. основные сектора национальной промышленности инвесторам из государств – членов Ассоциации и до 2020 г. – внешним инвесторам.
Вместе с тем в целях защиты местного рынка Рамочное соглашение, так же как и Соглашение о СЕПТ, предусматривает составление Списка временных исключений и Деликатного списка, перечисляющих отрасли, куда доступ иностранным инвесторам по-прежнему будет оставаться ограниченным.
Участники также обязались постепенно предоставить всем иностранным инвесторам национальный режим (до 2020 г. – асеановским инвесторам, к 2020 г. – всем инвесторам из третьих стран). Странам, осуществляющим инвестиции в обрабатывающую промышленность, национальный режим предоставляется немедленно.
В ходе первой встречи Совета по зоне инвестиций АСЕАН (март 1999 г.) принято решение о распространении национального режима и на инвестиции в сферу услуг, непосредственно связанных с обрабатывающей промышленностью.
Важной особенностью Соглашения, которая, несомненно, связана с последствиями валютно-финансового кризиса 1997 г., является то, что оно охватывает лишь прямые капиталовложения, оставляя за рамками портфельные инвестиции.
Исходя из различного уровня развития государств – членов АСЕАН, Рамочное соглашение первоначально предусматривало постепенное уменьшение Списка временных исключений и полного отказа от него для Брунея, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда до 2020 г., Вьетнама – до 2020 г., Лаоса и Мьянмы – до 2020 г. Однако уже на первом своем заседании в марте 1999 г. Совет АИА принял решение ликвидировать списки к 2003 г.
Помимо указанных мер страны АСЕАН в рамках Рамочного соглашения обязались предоставить инвесторам пакет налоговых льгот, намеченных “Ханойским планом действий” в 1998 г. К ним прежде всего относится временное освобождение от уплаты налога на прибыль, беспошлинный ввоз капитального оборудования, упрощение таможенных процедур, право на найм иностранного персонала, минимальный срок аренды земли под промышленные цели на 30 лет и др.
Все это показало, что страны АСЕАН, несмотря на лоббирование некоторых заинтересованных в сохранении своего монопольного положения представителей национального капитала, намерены последовательно продвигаться по пути успешного завершения создания зоны инвестиций. Важно отметить, что после паники 1997 г. уже началось возвращение многих инвесторов в ЮВА. На этой основе, а также благодаря мерам по ограничению движения “горячих денег”. АСЕАН рассчитывает создать еще один работающий интеграционный механизм, теперь уже опирающийся на совместные инвестиции.
Руководящим органом зоны инвестиций АСЕАН является Совет, включающий министров, в компетенцию которых входят вопросы регулирования инвестиций в странах Ассоциации. В заседании Совета также принимают участие главы национальных инвестиционных агентств. Основным рабочим органом АИА является созданный Советом Координационный комитет по инвестициям. Функции Секретариата Совета и Координационного комитета выполняет Секретариат АСЕАН.
5. Об использовании в СНГ опыта АСЕАН
В связи с тем, что государства – участники СНГ все более полно начинают осознавать свои национальные и общие для СНГ в целом экономические интересы, а также необходимость в большей мере учитывать различия в уровне социально-экономического развития стран, особенности и последствия проводимых реформ, подходы и опыт АСЕАН к решению проблем интеграционного развития приобретают для стран СНГ определенную ценность.
Объясняется это тем, что в АСЕАН, во-первых, найден взаимоприемлемый механизм формирования зоны свободной торговли и зоны инвестиций. Как было показано выше, при формировании зоны свободной торговли и зоны инвестиций взаимными соглашениями АСЕАН вводятся дифференцированные условия для стран с различным уровнем экономического развития. Специальными соглашениями предусмотрены конкретные механизмы для этой цели. При формировании зоны свободной торговли это прежде всего различные для каждого государства объемы товаров, не облагаемых пошлинами, и сроки, в течение которых страны обязались существенно расширить список товаров, вообще не облагаемых импортными пошлинами. При формировании зоны инвестиций это сроки, в течение которых государства взяли на себя обязательства поэтапно открыть основные сектора национальной промышленности, предусмотрев для менее развитых стран надежную защиту внутреннего рынка.
Во-вторых, в АСЕАН разработана схема промышленного сотрудничества, в которой содержатся условия и стимулы технического и технологического объединения предприятий различных государств, нацеленных на развитие прежде всего обрабатывающих отраслей промышленности.
Схожие задачи ставятся при создании транснациональных финансово-промышленных корпораций в СНГ, в основу создания которых положено использование преимуществ исторически сложившегося разделения труда. Специалисты подсчитали, что уже в ближайшие годы такие корпорации могут задействовать более 20% хозяйственного и денежного потенциала государств Содружества, способствовать переходу от торгово-посреднической к воспроизводственной модели внешнеэкономических связей, обеспечить реструктуризацию конкурентоспособных производств.
В-третьих, государства – члены АСЕАН вырабатывают коллективную позицию по защите своих интересов на внешних рынках, усиливающую роль каждой их них во внешнеторговых отношениях. В этих целях члены АСЕАН придерживаются общей платформы в многочисленных организациях экспортеров товаров, прежде всего сырьевых.
Наконец, в АСЕАН используется комплексный подход к решению проблем интеграции. Развитие взаимодействия государств не ограничивается сферой торгово-экономических отношений. Оно подкрепляется интеграцией в производственной сфере, а также новыми возможностями для увеличения инвестиций в конкурентоспособные производства.
Сводный департамент зоны свободной торговли(торговой, таможенной, финансовой политики)
Асеан. новый виток интеграции и позиции россии
Один из флагманов российской IT-индустрии — «Лаборатория Касперского», производитель программного обеспечения для защиты от компьютерных вирусов, хакерских атак и спама. Компания имеет офисы во многих странах Азии, в том числе в Малайзии, Сингапуре, Китае, Индонезии, Таиланде, Индии и на Филиппинах.
В настоящее время на Азиатско-Тихоокеанский регион приходится 6,2% доходов компании, при этом регион всегда занимал важное место в стратегии компании по расширению клиентской базы за рубежом. Перспективные рынки для «Лаборатории Касперского» — страны Юго-Восточной Азии, главным образом, Малайзия и Сингапур.
Программное обеспечение российского разработчика наиболее востребовано среди малазийских пользователей. В 2008 г. «Лаборатория Касперского» открыла свой первый региональный офис в Юго-Восточной Азии, который базируется в Селангоре — одном из наиболее передовых с точки зрения инфраструктурного развития штате Малайзии.
Региональный офис служит своего рода командным пунктом для координации и развития IT-индустрии в Малайзии, Сингапуре, Индонезии, Вьетнаме, Таиланде и на Филиппинах, обеспечивая полномасштабную поддержку интернет-пользователей, управление операциями и расширение спектра доступных им сервисов и услуг. В данном офисе создана демонстрационная лаборатория, которая выполняет функцию учебного центра для IT-персонала и партнеров «Лаборатории Касперского».
В число клиентов компании входят крупные предприятия малого и среднего бизнеса и правительственные учреждения — Министерство обороны и Министерство образования Малайзии. Помимо этого, российская IT-компания уже несколько лет сотрудничает с малазийским правительством в области защиты от информационных угроз, а также является активным членом международной организации по борьбе с кибертерроризмом IMPACT, основанной правительством Малайзии.
Сингапур — одно из наиболее технологически развитых государств в мире. Страна намного опережает своих соседей (Малайзию, Индонезию) по уровню доступа граждан к Интернету. В 2020 г. интернет-аудитория в Сингапуре составила 88%.
Дальнейшие усилия по упрощению процедур торговли
Усилия по устранению разрыва в развитии и расширению торговли между членами АСЕАН являются ключевыми моментами обсуждения политики. Согласно аналитическому отчету 2008 года, опубликованному Всемирным банком в рамках его проекта « Торговые издержки и упрощение процедур» , члены АСЕАН могут получить значительные выгоды от инвестиций в дальнейшую реформу упрощения процедур торговли благодаря всеобъемлющей тарифной реформе, уже реализованной в рамках программы «Свободные тарифы АСЕАН». Торговое соглашение.
Этот новый анализ предлагает изучить две ключевые области, среди прочего: портовые сооружения и конкурентоспособность в секторе Интернет-услуг. В докладе говорится, что реформы в этих областях могут увеличить торговлю АСЕАН на 7,5% (22 миллиарда долларов)
и 5,7% (17 миллиардов долларов) соответственно. Напротив, снижение применяемых тарифов во всех странах-членах АСЕАН до среднего регионального показателя в Юго-Восточной Азии увеличит внутрирегиональную торговлю примерно на 2% (6,3 миллиарда долларов).
Зона свободной торговли асеан-австралия-новая зеландия
Международный договор под названием: Соглашение об учреждении АСЕАН-Австралия-Новая Зеландия зоны свободной торговли (AANZFTA) , подписанного в Ча-ам , Пхетчабури , Таиланд на 27 февраля 2009 создана зона свободной торговли между странами АСЕАН, Австралии и Новой Зеландии .
Подписано соглашение асеан о крупнейшей в мире зоне свободной торговли: eadaily
Сегодня, 15 ноября, в Ханое страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), где завершается 37 саммит АСЕАН, заключили соглашение о всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП). Оно образует крупнейшую в мире зону свободной торговли с 2,2 млрд потребителей и объемом ВВП в $ 28 трлн, что составляет более 32% от общего мирового объема ВВП.
Соглашение должно стать толчком к восстановлению экономик стран АСЕАН в постпандемический период. Реализация положений соглашения, как полагают эксперты, имеет большой потенциал для создания рабочих мест, а также ускорит развитие региональных и глобальных производственно-сбытовых цепочек, что даст мощный импульс развитию экономик стран АСЕАН и государств — партнеров. По прогнозам специалистов, к 2050 году общий ВВП стран ВРЭП может вырасти до $ 100 трлн.
Изначально в переговорах по ВРЭП, начавшихся в ноябре 2020 года в столице Камбоджи Пномпене, принимали участие 10 стран — членов ассоциации и шесть крупнейших торгово-экономических партнеров блока, с которыми у него были заключены соглашения о свободной торговле: Австралия, Индия, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея и Япония.
Позднее Индия вышла из переговорного процесса, выступив против планируемого полного снятия торговых барьеров на территории ВРЭП.
АСЕАН, которая была основана в 1967 году, на сегодня объединяет все страны Юго-Восточной Азии: Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд и Филиппины. С начала 2020 года полномочия председателя АСЕАН по принципу ротации перешли к Вьетнаму.
Правило происхождения
CEPT применяется только к товарам, происходящим из АСЕАН. Общее правило состоит в том, что местное содержание АСЕАН должно составлять не менее 40% стоимости товара на условиях ФОБ . Местное содержание АСЕАН может быть кумулятивным, то есть стоимость вкладов от различных членов АСЕАН может быть объединена для удовлетворения требования 40%. Применяется следующая формула:
- (Стоимость сырья
- Прямые затраты на оплату труда
- Прямые накладные расходы
- Прибыль
- Стоимость внутреннего транспорта)
- x 100% стоимость FOB
Однако для некоторых продуктов действуют особые правила:
- Изменение в правилах главы для пшеничной муки;
- Изменение подзаголовка тарифов на древесину;
- Изменение тарифной классификации на отдельные виды алюминия и изделия из него.
Экспортер должен получить сертификат «Форма D» от своего национального правительства, подтверждающий, что товар соответствует требованиям 40%. Форма D должна быть представлена в таможенный орган государства-импортера, чтобы претендовать на ставку CEPT.
Иногда возникают трудности в отношении доказательств в поддержку претензии, а также в отношении того, как национальные таможенные органы АСЕАН могут проверить поданные формы D. Эти трудности возникают из-за того, что каждый национальный таможенный орган АСЕАН интерпретирует и внедряет требования формы D без особой координации.
Разрешение спора
Хотя эти национальные таможенные и торговые органы АСЕАН координируют свои действия между собой, могут возникать споры. Секретариат АСЕАН не имеет юридических полномочий разрешать такие споры, поэтому споры разрешаются в двустороннем порядке неформальными средствами или путем разрешения споров.
Протокол АСЕАН о расширенном механизме разрешения споров регулирует формальное разрешение споров в АФТА и других аспектах АСЕАН. Члены АСЕАН могут прибегать к посредничеству и консультациям о добрых услугах. Если эти усилия окажутся неэффективными, они могут попросить SEOM (собрания старших должностных лиц по экономическим вопросам) создать группу независимых арбитров для рассмотрения спора. Решения комиссии могут быть обжалованы в апелляционном органе, сформированном Советом экономического сообщества АСЕАН.
Протокол почти никогда не использовался из-за роли SEOM в процессе разрешения споров. Решения SEOM требуют консенсуса между всеми членами АСЕАН, а поскольку и потерпевшая сторона, и предполагаемый нарушитель участвуют в SEOM, такой консенсус не может быть достигнут.
Это мешает членам АСЕАН ссылаться на Протокол, и часто они стремятся разрешить споры в других форумах, таких как ВТО или даже Международный Суд. Это также может расстраивать компании, затронутые спором в отношении AFTA, поскольку они не имеют права требовать разрешения споров, однако их домашнее правительство АСЕАН может не захотеть использовать Протокол.
Схема единого эффективного преференциального тарифа (cept)
В отличие от ЕС, AFTA не применяет общий внешний тариф на импортные товары. Каждый член АСЕАН может устанавливать тарифы на товары, ввозимые из-за пределов АСЕАН, на основе своих национальных графиков. Однако для товаров, происходящих из стран АСЕАН, члены АСЕАН должны применять тарифную ставку в размере 0-5% (более поздним членам Камбоджи, Лаоса, Мьянмы и Вьетнама, также известным как страны CMLV, было предоставлено дополнительное время для применения пониженного тарифа. тарифы). Это известно как схема единого эффективного преференциального тарифа (CEPT).
Члены АСЕАН имеют возможность исключить продукты из CEPT в трех случаях: 1.) Временные исключения 2.) Чувствительные сельскохозяйственные продукты 3.) Общие исключения. Временные исключения относятся к товарам, тарифы на которые в конечном итоге будут снижены до 0-5%, но которые временно защищены отсрочкой снижения тарифов.
Для чувствительных сельскохозяйственных продуктов, включая такие товары, как рис, члены АСЕАН должны до 2020 года снизить уровень тарифов до 0-5%.
Общие исключения относятся к продуктам, которые член АСЕАН считает необходимыми для защиты национальной безопасности, общественной морали, защиты жизни и здоровья людей, животных или растений, а также для защиты предметов, представляющих художественную, историческую или археологическую ценность.
Членство
Страны, которые соглашаются устранить тарифы между собой:
Постоянные наблюдатели
За последней встречей АСЕАН также наблюдали: