Аудит управленческого учета: механизмы организации и оптимизации – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Аудит управленческого учета: механизмы организации и оптимизации – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка Вклады Возрождение

Развитие контрольной функции в системе управленческого учета инвестиционной деятельности

Международный international

бухгалтерский учет 25 (2022) 18-28 Accounting

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Управленческий учет

РАЗВИТИЕ КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ирина Александровна ВАРПАЕВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Институт экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация irinavarpaeva@mail.ru

История статьи:

Принята 29.07.2022 Одобрена 29.07.2022

УДК 657.471.6:336

JEL: М41, М42, М11, E22

Ключевые слова:

управленческая функция, контрольная среда, производственная инвестиция, центр ответственности, обратная связь

Аннотация

Предмет. В современных условиях наблюдается развитие теории и практики российского управленческого учета, пока не получившего явного институционального оформления. Однако законодательно закрепленная обязанность организовывать и осуществлять внутренний контроль приводит к необходимости его теоретического, научного и практического осмысления и обоснования, в том числе с учетом международного опыта и специфики видов деятельности предприятия. В работе проанализированы аспекты постановки системы внутреннего контроля и реализации ее функций на примере инвестиционной деятельности.

Цели. Обоснование необходимости организации и осуществления внутреннего контроля и его регламентации в локальных стандартах предприятия; анализ элементов контрольной среды, процедур и приоритетных областей контроля на примере инвестиционной деятельности.

Методология. Теоретической и методологической основой исследования явились труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященные управленческому учету и проблемам внутреннего контроля, законодательные и нормативные акты, а также материалы научных исследований и периодических изданий. В процессе исследования применялись эвристический, эмпирический и логический методы, сравнительный анализ. Результаты. На основе систематизации концептуальных подходов к организации и осуществлению контроля определены организационные и методические аспекты системы внутреннего контроля инвестиционной деятельности — структура технико-экономических процессов инвестирования, состав центров финансовой ответственности и их соподчиненность, области контроля, иерархия обратной связи. Область применения. Основные результаты исследования могут быть использованы менеджментом предприятий-инвесторов при построении системы внутреннего контроля инвестирования, а также разработке соответствующих локальных регламентов предприятия.

Выводы. Создание действенной системы внутреннего контроля любого вида деятельности предприятия, в том числе инвестиционной, является сложной управленческой задачей. При ее решении следует использовать имеющуюся теоретическую базу и практический опыт, широкие возможности информационных технологий, а также обеспечивать четкую регламентацию действий и полномочий всех участвующих субъектов.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2022

Управление в современных условиях требует формирования эффективной многоуровневой информационной системы, увязывающей в единое целое информационные потоки о ресурсах, процессах и результатах различных видов деятельности экономического субъекта.

В системе информационного обеспечения управления особое значение имеют данные системы управленческого учета, основной целью которой является оперативное обеспечение заинтересованных внутренних пользователей

предприятия информацией о совершаемых бизнес-процессах для эффективного управления ими.

Управленческий учет активно развивается в России как научная дисциплина и практическая деятельность, выступая не только информационной системой предприятия, обменивающейся сведениями с другими составляющими управления. В крупных компаниях он все чаще синтезирует систему [1].

По мнению автора, она включает в себя такие основные подсистемы, как планирование, анализ,

контроль и регулирование1. Они направлены на создание эффективной системы управления и подготовку обоснованных тактических и стратегических управленческих решений.

Реализуемые в рамках указанных подсистем функции управленческого учета анализируются в работах отечественных и зарубежных ученых (в частности, К. Друри [2], Т.П. Карповой, Ч. Хорнгрена [3], В.Б. Ивашкевича). Они многовариантны и представлены в тесной взаимосвязи с управленческими функциями. Автор разделяет данную точку зрения и полностью согласен с мнением, что развитию современного управленческого учета способствует интеграция менеджмента как концепции управления и учета, как концепции информационной поддержки управления [4].

Существуя в виде конкретной предметной области и будучи востребованным на практике, управленческий учет в России так и не получил явного институционального оформления [5]. В то же время законодательно закрепленная обязанность экономического субъекта — организовать и осуществлять внутренний контроль за совершаемыми фактами хозяйственной жизни (ст. 19 Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ2) представляет собой наиболее очевидную связь самостоятельно организованной системы управленческого учета с официально регламентированными требованиями к бухгалтерскому (финансовому) учету.

Дополнительно к указанному требованию экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, должен организовывать и осуществлять внутренний контроль за ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

Отметим, что аспекты обязательной организации субъектами хозяйствования внутреннего контроля и ревизии как формы этого контроля регламентированы Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»3, Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной

ответственностью»4 и прочими законодательными актами, ориентированными на организационно-правовую форму предприятия.

Первое официальное определение внутреннего контроля было опубликовано в 1992 г. в докладе «Внутренний контроль: интегрированный подход» (Internal Control — Integrated Framework) Комитета организаций — спонсоров Комиссии Тредвея (The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO)5. Модель COSO определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый советом директоров, менеджментом и остальным персоналом компании, предназначенный для обеспечения «разумной уверенности» относительно достижения целей в следующих категориях:

— эффективность и продуктивность операций;

— надежность финансовой отчетности;

— соблюдение законов и правил [6].

Комитет разработал общую модель внутреннего контроля, позволяющую компаниям оценить собственные системы управления путем сравнения с предложенной моделью, выступающей эталоном.

Вопросы внутреннего контроля также раскрывают положения Международного стандарта аудита (МСА) N° 315 «Знание субъекта и его среды, оценка рисков существенных искажений»6, целью которого являются установление стандартов и предоставление рекомендаций аудиторам в получении знаний об аудируемом лице, его среде (включая внутренний контроль) для оценки рисков существенных искажений финансовой отчетности [7].

Возложение обязанностей по организации и практическому осуществлению внутреннего контроля на бухгалтерских работников является традиционной российской практикой, в частности, оно фигурировало в многочисленных редакциях Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих7. Изучению функций контроля,

1 Под управленческой функцией регулирования автор понимает подготовку, принятие и реализацию соответствующих управленческих решений.

2 О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2022 № 402-ФЗ.

3 Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

4 Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ.

5 Internal Control — Integrated Framework (2022). URL: http:// www.coso.org/IC.htm.

6 Информационная система «Континент». URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=30207830.

7 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих: утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (с изм. и доп. от 21.01.2000, 04.08.2000, 20.04.2001, 31.05.2002, 20.06.2002, 28.07.2003, 12.11.2003, 25.07.2005, 07.11.2006, 17.09.2007, 29.04.2008, 14.03.2022, 15.05.2022, 12.02.2022).

взаимосвязи учетных и контрольных функций и вопросов их делегирования работникам предприятия были посвящены труды отечественных ученых еще в 1920-х гг. [8].

Но рассмотрение внутреннего контроля как системы с присущими ей функциями и изучение международного опыта в данной сфере получили новое прочтение и развитие в последнее время.

В российском законодательстве требования и подходы к организации внутреннего контроля определены Федеральным правилом (стандартом) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» (далее — ФПСАД № 8)8 и информацией Минфина России от 26.12.2022 № ПЗ-11/2022 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее — Информация ПЗ-11/2022)9.

Читайте также:  Гайд: Где стартапу найти деньги для проекта | Медиа Нетологии

Внутренний контроль в качестве трудовой функции главного бухгалтера экономического субъекта был зафиксирован в Профессиональном стандарте «Бухгалтер»10. Но следует отметить, что обязательный к исполнению внутренний контроль сегодня не имеет достаточно разработанной нормативной базы в части его организации и ведения, оценки эффективности.

Положения ст. 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете»11 вызвали серьезные дискуссии в профессиональном и научном сообществе. Так, В.Г. Гетьман указывал на необходимость доработки указанной статьи и предлагал конкретизировать

8 Федеральное правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»: утверждено постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в ред. постановлений Правительства РФ от 19.11.2008 № 863, от 27.01.2022 № 30).

9 Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности: информация Минфина России от 26.12.2022 № ПЗ-11/2022.

10 Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.12.2022 № 1061н.

11 О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2022

№ 402-ФЗ.

вопросы, связанные с постановкой внутреннего

контроля в хозяйствующем субъекте, а не

ограничиваться общими фразами, что последний

12

должен «организовать и осуществлять его»12.

Толкование сути понятия «система внутреннего контроля» в российской правовой базе в области бухгалтерского учета отсутствует. В ФПСАД № 813 приведен вариант понимания указанного понятия для аудитора и, соответственно, он в своей основе обусловлен целями и задачами аудита («процесс, организованный и осуществляемый… для того, чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам»).

Вопросы организации и практического осуществления внутреннего контроля обоснованно являются элементами локальных регламентов экономического субъекта. Но правомерно предположить, что данные регламенты должны соответствовать основополагающим требованиям и рекомендациям соответствующих законодательных и нормативных документов.

Так, в п. 5 Информации ПЗ-11/202214 представлен рекомендуемый состав основных элементов системы внутреннего контроля экономического субъекта:

– контрольная среда — совокупность принципов и стандартов деятельности субъекта хозяйствования, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к нему на уровне субъекта в целом;

– оценка рисков — процесс выявления и анализа рисков;

12 Гетьман В.Г. Резервы повышения качества профессиональной подготовки в вузах студентов, специализирующихся в области бухгалтерского учета и аудита // Все для бухгалтера. 2022. № 3. С. 3-15.

13 Федеральное правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»: утверждено постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в ред. постановлений Правительства РФ от 19.11.2008 № 863, от 27.01.2022 № 30).

14 Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности: информация Минфина России от 26.12.2022 № ПЗ-11/2022.

– процедуры внутреннего контроля — действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта. В свою очередь выбор указанных процедур основывается на принципах и стандартах, составляющих контрольную среду экономического субъекта;

– коммуникация — процесс распространения информации, необходимой для принятия управленческих решений и проведения руководством внутреннего контроля;

– оценка внутреннего контроля осуществляется в отношении всех указанных в п. 5 информации ПЗ-11/2022 элементов для определения их эффективности и результативности, а также необходимости их корректировок.

При наличии общих основополагающих требований и рекомендаций к организации и осуществлению внутреннего контроля индивидуальным для каждого экономического субъекта остается набор задач и процедур, областей применения, периодичности проведения и других аспектов и структурных элементов рассматриваемой системы контроля.

Цель управленческого учета достигается посредством решения поставленных задач и подзадач в соответствии с тактическими и стратегическими целями и задачами управления на данном этапе развития хозяйствующего субъекта. Сказанное в полной мере реализуется в отношении такого вида деятельности субъектов хозяйствования, как инве стиционная.

На ее примере рассмотрим аспекты постановки ее внутреннего контроля, обусловленные спецификой названной деятельности. В данной статье рассматриваются производственные инвестиции — материальные вложения в основные средства производственного назначения во взаимосвязи с нематериальными инвестициями в научные исследования и разработки, новые технологии. Названные инвестиции вызваны необходимостью достижения стратегических целей хозяйствующих субъектов в условиях модернизации, технологического развития, меняющейся внешней среды.

Виды материальных инвестиций производственного назначения включают в себя сооружение объектов основных средств (новое строительство) и их восстановление (модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение). При этом автор рассматривает хозяйственный способ выполнения названных работ.

В инвестиционном процессе выделяются этапы: предынвестиционный (подготовительный), осуществление инвестиций, эксплуатационный, ликвидационный. Аналогичны этапы реализации инвестиционных проектов, разработкой которых нередко сопровождаются технологически сложные, дорогостоящие и масштабные вложения [9].

В статье исследование ограничивается первым и вторым этапами инвестиционного процесса, поскольку вопрос включения (невключения) в инвестиционную деятельность этапов эксплуатации и ликвидации объекта инвестиций является весьма дискуссионным и не рассматривается автором в качестве предметной области данной работы.

Совокупный информационный поток, формируемый системой управленческого учета инвестиционной деятельности, включает информацию о ресурсах, работах (а также входящих в их состав технологических операциях) и результатах технико-экономических процессов инвестирования (см. рисунок).

По мнению автора, финансово-экономические процессы рассматриваемой инвестиционной деятельности, присущие им ресурсы, работы и результаты представляют собой предметную область бухгалтерского (финансового) учета.

Важнейшими характеристиками контрольной среды являются наличие и состояние системы управленческого учета, особенно в части учета ресурсов, работ и их результатов по центрам финансовой ответственности. Учет затрат по центрам финансовой ответственности востребован с точки зрения реализации всех управленческих функций — планирования, контроля, анализа и регулирования; необходим для понимания организационных моментов построения системы бюджетирования на предприятии, что в свою очередь является актуальным направлением планово-финансовой деятельности в современных компаниях15.

При этом указанные аспекты необходимы для достижения как тактических, так и стратегических целей субъекта хозяйствования, и этому должны соответствовать применяемые на предприятиях современные, прогрессивные типы и формы организационных структур. Названные проблемы

15 Бескоровайная С.А. Организационные аспекты учета расходов на полиграфическом предприятии — управленческий аспект // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2022. № 1. С. 23-29.

Процессы инвестиционной деятельности организации, связанные с производственными инвестициями

* НИР — научно-исследовательские работы.

** ОКТР — опытно-конструкторские и технологические работы.

*** СМР — строительно-монтажные работы.

во многом призваны решить процессно-ориентированные структуры управления [10].

В условиях таких структур управленческие функции тактического и стратегического характера реализуются на основе построения финансовой структуры предприятия — иерархической системы его центров финансовой ответственности (ЦФО).

В финансово-целевой структуре процессно-ориентированного управления под ЦФО понимают бизнес-процесс, во главе которого находится ответственное лицо, проводящее планирование, контроль, анализ и регулирование только затрат либо только доходов, либо одновременно затрат и доходов (прибыли), либо инвестиций (могут использоваться и другие финансовые показатели) [10].

Отметим, что понятие ЦФО идентично понятию центров ответственности (ЦО), применяемому в теории и практике управленческого учета16. Но понятие «ЦФО» нескольку уже понятия «ЦО», так как связано с такой сферой управленческого учета, как бюджетирование. Применение термина «ЦФО» в рассматриваемой предметной области автор считает более уместным, поскольку ориентируется на систему управления организацией по центрам финансовой ответственности с помощью бюджетов.

Читайте также:  Технологии в массы: на какие тренды смотрят инвесторы в 2021 году |

Про цессно-ориентированное бюджетное управление, основываясь на финансово-целевой структуре процессно-ориентированного управления деятельностью предприятия, обоснованно позволяет структурировать ЦФО — структурные подразделения предприятия, ответственные за достижение целевых значений того или иного финансового показателя.

Субъектами управленческого учета инвестиционной деятельности, реализуемой в форме рассматриваемых автором производственных инвестиций, могут выступать:

• отдел капитального строительства (ОКС), научные подразделения и отдельные структурные единицы внутри них — отделы, участки, бригады, хозяйства и т.п.;

• управление капитального строительства;

• менеджмент инвестиционного проекта, управление по инвестициям;

• бухгалтерские службы организации и ее

16 Панова Н. Интеграция управленческого и бухгалтерского учета // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2008. № 3. С. 20-27.

структурных подразделений.

С бо р пер вичной уче тной информации проводится подразделениями предприятия, дифференцируемыми в качестве центров затрат и осуществляющими работы и технологические операции инвестирования. В этом качестве выступают ОКС, научные подразделения и отдельные структурные единицы внутри них.

Формируемые в процессе инвестиционной деятельности названными подразделениями первичные учетные и сводные документы передаются в бухгалтерию предприятия или службы обработки данных для занесения в информационную базу управленческого учета (которая в современных условиях автоматизированной формы ведения учета может быть интегрирована с финансовым учетом на условиях использования единого информационного фонда) [9].

Обобщенная информация о затратах и результатах процесса инвестирования используется менеджерами отдела и управления капитального строительства, научных подразделений для контроля, анализа и регулирования инвестиционной деятельности в ходе строительства или восстановления объектов основных средств.

К компетенции названного персонала относится разработка тактических управленческих решений. Система управленческого учета формирует информационное обеспечение текущего управления инвестированием, позволяет выполнять расчеты аналитических показателей соблюдения норм и нормативов инвестиционных затрат и выявлять возможные резервы их снижения, обобщает сведения для калькулирования себестоимости результатов работ (объектов вложений — нового строительства или восстановления основных средств).

При отсутствии плановой службы к компетенции пе р с о нал а уп р ав л е ни я кап итал ь н о го строительства, как правило, относятся планирование инвестиционных затрат и функции бюджетирования.

Стратегические управленческие решения, для подготовки которых требуются дополнительные данные внешней среды, являются прерогативой высшего уровня управления предприятия, например менеджера инвестиционного проекта, управления по инвестициям.

Деятельность центров финансовой ответственности и возглавляющих их менеджеров планируется и

контролируется через систему показателей оценки эффективности деятельности, бюджетирование и анализ отклонений.

Система контрольной внутренней (управленческой) отчетности накладывается на организационную структуру организации, исходя как из уровней предприятия, так и из функций, выполняемых отдельными менеджерами.

В первом случае отчетность делится на виды: для высшего руководства; для руководства структурных подразделений и для менеджеров низшего уровня управления. По мнению автора, в этом аспекте следует различать оперативные, текущие и сводные отчеты, которые структурируются исходя из уровней ЦФО организации-инвестора, характеристика которых приведена ранее.

Автор разделяет мнение М.А. Вахрушиной о том, что трудно представить себе руководство предприятия, которое не применяет весь пакет форм бухгалтерской (финансовой) отчетности для тактического и стратегического управления финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта. В рассматриваемой области внутренняя (управленческая) отчетность дополнительно к информации об инвестиционной деятельности, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержит сведения о затратах ресурсов в натуральных, трудовых, сметных и фактических показателях по видам производственных инвестиций, работам и технологическим операциям процесса инвестирования и центрам финансовой ответственности.

Система управленческого учета инвестиционной деятельности должна содержать несколько основных элементов (областей), требующих контроля менеджмента и необходимой обратной связи.

1. Контроль за решениями (принятыми допущениями). Элемент неопределенности и риска в момент принятия управленческого решения в последнее время значительно возрос в силу динамизма окружающей среды, появления большого числа альтернативных вариантов выбора и, соответственно, повышения сложности принимаемых решений, увеличения взаимозависимости управленческих решений и их экономических и прочих последствий.

Так, в достаточно длительном по времени процессе инвестирования, невозможно установить цели центров финансовой ответственности без априорных допущений (например, темпов инфляции, ставок

банковских процентов по кредитным ресурсам и величины платежей по прочим заемным средствам и т.д.), которые требуют постоянного контроля их обоснованности, корректировки самих допущений, планов и уточнения целей.

2. Контроль за целями. Они должны быть выражены количественно и поддаваться учету. Задача управленческого учета инвестиционной деятельности состоит в том, чтобы помочь управляющему и другим заинтересованным лицам в достижении целей процесса инвестирования. Это предопределяет необходимость приспособления обратной связи к индивидуальным целям руководителей ЦФО каждого уровня и в целом — менеджмента инвестиционного проекта, управления по инвестициям. Информация обратной связи может быть использована и руководителями более высокого уровня, но главный упор делается на потребности управленческого персонала центров финансовой ответственности17.

3. Контроль за планами состоит из двух самостоятельных этапов: преобразование установленных целей в плановые задания; контроль фактических отклонений от плановых заданий. Поэтапные планы составляются руководителями ОКС, научных подразделений и их структурных единиц, сотрудниками управления капитального строительства; утверждаются менеджерами инвестиционного проекта и управленческим персоналом управления по инвестициям.

На первой стадии контролю подвергаются обоснованность планов, их соответствие целям, значимость отдельных плановых этапов, оптимальность сроков выполнения работ и технологических операций в их составе. По мнению автора, если не произвести разбивки планов на достаточно конкретные этапы, на второй стадии руководители не смогут получить информацию о пройденных этапах, так как она будет сформирована только в конце планового периода, когда уже поздно предпринимать какие-либо корректирующие действия, независимо от того, какая будет достигнута поставленная цель — промежуточная или конечная.

4. Контроль за ресурсами обеспечивается составлением бюджета (сметы) капитальных вложений (расходования ресурсов) и учета его фактического исполнения. Выбор формата плановых

17 Пaлий В. Ф. Обратная связь в системе оперативного управления финансами. НП ЦДО «Элитариум». URL: http://www.eHtarium. ru/2022/01/12/obratnaja_svjaz_upravlenije_finansami.html.

документов является вариативным элементом управленческой учетной политики предприятия и может включать план-график инвестиций, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджетный баланс, в том числе в любом их сочетании.

5. Контроль за деятельностью цФО в процессе инвестирования обеспечивается информацией, которая не охватывается планированием целей, задач и ресурсов. Следует согласиться с мнением В.Ф. Палия — в управленческом учете цели и формирование информации обратной связи по их достижению распространяются на наиболее важные (приоритетные) направления работы на планируемый период, тогда как текущая деятельность ЦФО тоже требует внимания управленческого персонала.

В практике одних предприятий считают необходимым контролировать только достижение установленных целей, оставляя текущую деятельность на усмотрение руководителя ЦФО. В других организациях устанавливают нормативы эффективной работы и проводят достаточно жесткий контроль за их выполнением; в третьих — названные нормативы контролируют методом их исключения, т.е. только по отклонениям от нормативов.

По мнению автора, в рассматриваемой предметной области реализовать контроль за деятельностью ЦФО лучше всего с использованием показателей нормативов эффективной работы. Это предопределено значительными затратами ресурсов при выполнении работ при ограниченности (или же единственности) объектов строительства или восстановления.

Читайте также:  Тест с ответами по Инвестициям

Исходя из обозначенных выше субъектов управленческого учета инвестиционной деятельности, их функций, уровней соподчиненности и масштабов принимаемых и реализуемых управленческих решений строится иерархия обратной связи. Тактические управленческие

решения принимаются на низовых уровнях (менеджерами отдела и управления капитального строительства, научных подразделений) по максимуму данных, предоставляемых центрами затрат (ОКС, научными подразделениями и отдельными структурными единицами внутри них). К высшим уровням управления объем информации сокращается, а значимость и масштабность принимаемых решений, в том числе стратегического характера, повышаются.

В заключение хотелось бы отметить, что создание действенной системы внутреннего контроля за анализируемой инвестиционной деятельностью является сложной управленческой задачей, которая может быть решена только консолидированными усилиями высшего руководства, линейных руководителей всех иерархических уровней и служб предприятия-инвестора.

Внутренние локальные стандарты предприятия по организации и осуществлению внутреннего контроля должны регламентировать все рассмотренные элементы контрольной среды, процедуры и приоритетные области контроля.

Важно также обеспечить взаимосвязь подсистемы контроля с планированием, анализом и регулированием инвестиционной деятельности. И в этом аспекте на первый план выходят информационные технологии, возможностям которых в последнее время много внимания уделяется в западной литературе и практике18.

В российской теории и практике развитие управленческого учета в целом и системы внутреннего контроля в частности во многом зависит от эволюции компьютерных технологий, формирующих и обрабатывающих экономическую информацию.

18 Ивашкевич В.Б. Проблемы теории управленческого учета и контроллинга // Международный бухгалтерский учет. 2022. № 7. С. 2-14.

Список литературы

1. Вахрушева О.Б. Формирование управленческого учета на основе гармонизации учета, анализа, бюджетирования и контроля // Аудитор. 2022. № 11. С. 62-67.

2. Друри К. Управленческий и производственный учет. М.: Юнити-Дана, 2005. 735 с.

3. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж., Датар Ш. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. М.: Финансы и статистика, 2000. 416 с.

4. Евсеева И.В., Квитченко К.Н. Контроллинг как составляющая управленческого учета (на примере

машиностроительного комплекса) // Современный бухучет. 2009. № 5. С. 30-35.

5. Воронова Е.Ю. Управленческий учет в контексте Федерального закона «О бухгалтерском учете» // Аудитор. 2022. № 11. С. 42-48.

6. Нагоев А.Б., Сижажева С.С., Аппоева Ж.А. Роль внутреннего контроля в деятельности организаций // Фундаментальные исследования. 2022. № 9-10. С. 2283-2287.

7. Коробова А. Международный стандарт аудита 315 // Аудит и налогообложение. 2006. № 10. С. 4-6.

8. Коське М. С., Воюцкая И. Организационно-методические проблемы внутреннего контроля возвратных отходов // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2022. № 1. С. 236-

9. ВарпаеваИ.А. Объекты управленческого учета процесса инвестиционной деятельности экономического субъекта // Управленческий учет. 2022. № 1. С. 4-12.

10. Маняева В.А. Методика стратегического экономического анализа расходов организации по видам

238.

деятельности // Аудит и финансовый анализ. 2022. M 4. С. 16S-173.

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Managerial Accounting

DEVELOPING THE CONTROL FUNCTION AS PART OF MANAGEMENT ACCOUNTING OF INVESTING ACTIVITIES

Irina A. VARPAEVA

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation

feedback Abstract

Importance The theory and practice of management accounting actively develops, though it has not been institutionally formalized yet. Considering the legislative requirements to organize and perform internal control, it is necessary to get theoretical, scientific and practical understanding of internal control and substantiate it, including international experience and specifics of types of business activities. The research analyzes aspects of setting up the internal control mechanism and effectuating it and illustrates investment activities.

Objectives The research substantiates the need in internal control and setting forth internal control rules in local corporate standards. It also analyzes components of control environment, procedures and priority areas of control, illustrating investment activities.

Methods Theoretical and methodological underpinning of the research comprises proceedings by the leading national and foreign scholars on management accounting and internal control issues, legislative and regulatory documents, and materials of researches and periodicals. The research employs heuristic, empirical and logic methods, and comparative analysis. Results Having systematized conceptual approaches to the organization and performance of internal control, I determined organizational and methodological aspects of internal control in investment activities, i.e. a structure of technological and economic processes of investing, composition of financial responsibility centers and their subordination, scope of control, hierarchy of feedback. Conclusions and Relevance Setting up an effective internal control system for any type of corporate activities, including investing, is a complicated managerial issue. Addressing it, the entity should use the existing theoretical basis and practical experience, broad capabilities of Information Technologies, strictly regulate activities and authority of each party involved. The outcome of the research may be used by the investing companies’ management to build a system for internal control of investing activities, and develop appropriate local regulations for the company.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2022

References

1. Vakhrusheva O.B. Formirovanie upravlencheskogo ucheta na osnove garmonizatsii ucheta, analiza, byudzhetirovaniya i kontrolya [Forming the management accounting by harmonizing accounting, analysis, budgeting and control]. Auditor, 2022, no. 3, pp. 62-67.

2. Drury C. Upravlencheskii iproizvodstvennyi uchet [Cost and Management Accounting: An Introduction]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2005, 735 p.

3. Horngren Ch.T., Foster G., Datar S.M. Bukhgalterskii uchet: upravlencheskii aspekt [Cost Accounting: A Managerial Emphasis]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2000, 416 p.

4. Evseeva I.V., Kvitchenko K.N. Kontrolling kak sostavlyayushchaya upravlencheskogo ucheta (na primere mashinostroitel’nogo kompleksa) [Controlling as a component of management accounting (a case study of a machine building plant)]. Sovremennyi bukhuchet = Modern Accounting, 2009, no. 5, pp. 30-35.

5. Voronova E.Yu. Upravlencheskii uchet v kontekste Federal’nogo zakona ‘O bukhgalterskom uchete’ [Management accounting in the context of the Federal Law On Accounting]. Auditor, 2022, no. 11, pp. 42-48.

6. Nagoev A.B., Sizhazheva S.S., Appoeva Zh.A. Rol’ vnutrennego kontrolya v deyatel’nosti organizatsii [The role of internal control in the activity of organizations]. Fundamental’nye issledovaniya = Fundamental

irinavarpaeva@mail.ru

Article history:

Received 29 July 2022 Accepted 29 July 2022

JEL classification: М41, М42, М11, E22

Keywords: management function, control environment, production investment, responsibility center,

Research, 2022, no. 9-10, pp. 2283-2287.

7. Korobova A. Mezhdunarodnyi standart audita 315 [International Standard on Auditing 315]. Audit i nalogooblozhenie = Audit and Taxation, 2006, no. 10, pp. 4-6.

8. Kos’ke M.S., Voyutskaya I. Organizatsionno-metodicheskie problemy vnutrennego kontrolya vozvratnykh otkhodov [Organizational and methodological issues of internal control over recyclable waste]. Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta=Bulletin of Orenburg State Agrarian University, 2022, no. 1, pp. 236-238.

9. Varpaeva I.A. Ob”ekty upravlencheskogo ucheta protsessa investitsionnoi deyatel’nosti ekonomicheskogo sub”ekta [Management accounting items of the investment activity of a business entity]. Upravlencheskii uchet = Managerial Accounting, 2022, no. 1, pp. 4-12.

10. Manyaeva V.A. Metodika strategicheskogo ekonomicheskogo analiza raskhodov organizatsii po vidam deyatel’nosti [Methods for strategic economic analysis of corporate costs per type of activities]. Audit i

Оцените статью
Adblock
detector