Банки с иностранным участием | Банки.ру

Статья 2. основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе / консультантплюс

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

иностранный инвестор — иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного юридического лица, находящегося под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранной организации, не являющейся юридическим лицом и находящейся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного гражданина, имеющего также гражданство Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;

(см. текст в предыдущей редакции)

иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала, осуществляемое иностранным инвестором непосредственно и самостоятельно, в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретет положительное значение;

реинвестирование — осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций;

совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта;

(см. текст в предыдущей редакции)

контролируемое лицо — иностранное юридическое лицо или иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, находящиеся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица — контролирующего лица при наличии одного из следующих признаков:

контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица;

контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;

контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем 50 процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;

контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) менее чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица, при условии, что соотношение количества голосов, приходящихся на указанные акции (доли), которыми вправе распоряжаться контролирующее лицо, и количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица и принадлежащие другим акционерам (участникам) контролируемого лица, таково, что контролирующее лицо имеет возможность определять решения, принимаемые контролируемым лицом;

контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица.

§

§

Читайте также:  Как инвестировать в игры и почему киберспорт в СНГ зовут долиной смерти :: Новости :: РБК Инвестиции

1. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

2. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также — реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

5. Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10 процентами доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.

6. Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.

Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников — в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Федеральным законом.

§

§

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации.

Сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал российского хозяйственного общества, или иная возможность блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном статьями 912 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», за исключением сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, предусмотренном частью пятой настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня получения решения председателя Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации уведомляет иностранного инвестора о необходимости предварительного согласования сделки в отношении российского хозяйственного общества.

§

§

3 Иностранные банки на российском рынке — слияние и поглощение

По данным журнала «Слияния и поглощения», в 2004 г. на российском банковском рынке состоялось 16 М&А сделок, в 2005 г. -13, и за первые семь месяцев 2006 г. -14. При этом объем сделок за эти периоды составил, по разным оценкам, от 800 млн. до 1000 млрд. долл. США в 2004 г., 0;- 700 до 900 млн. долл. США — в2005 г. и около 1,3-1,4 млрд. долл. США в январе-июле 2006 г.

Читайте также:  БК РФ Статья 80. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями / КонсультантПлюс

Крупнейшими сделками в 2005 г. стали слияние группы «НИКойл» с группой «Уралсиб», выкуп банков «Траст» и «Менатеп СПб» менеджментом этих банков, покупка «Внешторгбанком» Гута-Банка, приобретение компанией «РТК-Лизинг» Связь-Банка, а также сделка GE Соnsumеr Finаnсе по приобретению Дельта-Банка.

В 2005 г. крупнейшими стали сделки по приобретению Внешторгбанком Промстройбанка, банка «Дельтакредит» группой Societe Gепегаlе, а также сделка компании «Русфинанс», принадлежавшей Societe Gепегаlе и Ваring Vostok Capital Раrtnеrs, по приобретению самарского Промэк-банка. за первые семь месяцев 2006 г. самыми значительными стали сделка по приобретению венгерским ОТР Ваnk Инвестсбербанка, а также покупка группой Rаiffеisеn одного из крупнейших частных банков — Импэксбанка. Эта сделка позволила банку Rаiffеisеn стать седьмым крупнейшим банком в нашей стране.

Доля иностранных инвесторов на российском банковском рынке слияний и поглощений растет, как в количественном, так и в денежном выражении. В 2005 г. иностранными инвесторами была заключена только одна сделка по приобретению российского банка, в 2005 г. их было пять, а за семь месяцев 2006 г. — шесть.

Иностранные банки стараются закрепиться на российском рынке, соответственно с каждым годом доля банков находящихся под полным контролем иностранных инвесторов возрастает. Это связанно с тем, что российский рынок банковских услуг является одним из крупнейших, динамично развивающихся мира с огромным потенциалом.

Так как российский банковский рынок стал более защищен со стороны правовой базы, это стало еще одним фактором привлекательности его для иностранных инвесторов. С введением изменений в правовую базу, произошла либерализация валютного законодательства, совершенствование законов о противодействии отмыванию преступных доходов, создание системы страхования вкладов и введение института кредитных историй.

По данным Центрального банка России, еще в начале 2005 г. доля нерезидентов в капитале российских банков немногим превышала 6%, а по итогам 2005 года она превысила 11%, а на 1 июля 2006 г. вплотную приблизились к 13%. Принимая во внимание, повышенную активность иностранных банков на российском рынке слияний и поглощений, уже в ближайшие месяцы вероятно преодоление 15-процентного рубежа.[7]

Также неуклонно растет количество иностранных банков с иностранными инвестициями. Рост числа банков полностью находящихся под контролем у иностранных инвесторов, говорит о привлекательности Российского банковского рынка на долгосрочной основе.

Сентябрьская продажа второго 10-процентного пакета акций Росбанка группе Societe Gеnеrаlе (первый 10-процентный пакет был продан в июне 2006 г.) вместе с опционом на приобретение еще 30% с правом реализации до конца 2008 г. стало знаковым подтверждением повышенного внимания к российскому банковскому сектору со стороны крупных иностранных финансовых корпораций.

Из-за активности иностранных инвесторов произошла консолидация российского банковского сектора, связанная с экспансией в регионы и в розничный сегмент банковского рынка. Главными объектами сделок по слиянию и поглощению в основном являются региональные банки с разветвленной сетью отделений на местах и ориентированные преимущественно на розничный сектор, либо крупные московские банки с развитой филиальной сетью.

Читайте также:  Сущность инвестиций, экономическая сущность инвестиций - виды инвестиций, инвестиционное планирование

Так как самостоятельное развитие филиальной сети занимает много времени и усилий, то покупка надежного регионального банка со сформировавшейся клиентской базой, и развитой местной филиальной сетью является более удобным способом для выхода на данный региональный рынок.

Соответственно, иностранные банки делают ставку на покупку действующих банков с целью быстрого и эффективного развития своего бизнеса. Это связанно с тем, что они имеют солидную поддержку в лице своих материнских крупных финансовых корпораций и значительный опыт интеграции вновь приобретенных активов.

Владельцы таких банков, в первую очередь региональных, понимают, что для успешного развития данного предприятия необходимо, либо резко увеличивать размер собственного капитала, чтобы обеспечить быстрые темпы дальнейшего развития и выдержать конкуренцию со стороны крупных московских и иностранных кредитных организаций, либо использовать момент для успешного выхода из бизнеса, продав свои банки более крупным финансовым институтам.

С учетом ограниченных возможностей по наращиванию капитала, в том числе связанных с выходом на IPO средних российских банков, особенно в регионах, продажа своего бизнеса многим представляется наиболее выгодным выходом из сложившейся ситуации. Тем более что в настоящее время среди банков с развитой региональной филиальной сетью особенно ценны для иностранных банков те, которые обладают наиболее сильными позициями на московском и петербургском банковских рынках, а не в регионах, и в силу бурного развития банковского ритейла.

За последние 7 лет произошел заметный рост розничного сегмента банковского бизнеса. Это обусловлено общим экономическим ростом, который привел к значительному увеличению доходов населения. Это, вызвало большой приток денег в банковскую систему. Так же это привело к существенному росту спроса на кредиты, особенно потребительские.

Так как иностранные банки обладали доступом к более дешевым кредитным ресурсам на западных рынках капиталов, и предлагали более широкий спектр услуг, то они делали упор на развитие корпоративного направления своего бизнеса. В 2002—2004 гг. доля иностранных банков в совокупном капитале российских банков стабильно держалась науровне 6%, поскольку корпоративное кредитование не требовало прямого участия в российской банковской системе.

Однако ситуация обусловленная высокими темпами роста розничного банковского бизнеса, сделала необходимым физическое присутствие иностранных банков в России для развертывания ритейловых операций. Если активная экспансия иностранных банков в регионы будет продолжаться, это приведет к дальнейшему росту количества и объемов сделок по слиянию и поглощению на российском банковском рынке.

Из-за продолжающегося развития банковского сектора России, улучшения законодательной базы, роста доходов и спроса на банковские услуги со стороны компаний и населения, снижения влияния криминальных и полукриминальных структур на российские банки на российский рынок уже выходят крупные иностранные банки не только из Европы, но и из США и Юго-Восточной Азии.

При этом их стратегией, становится вложение своих инвестиций в уставной капитал одного из крупнейших российских банков, а не самостоятельный выход на рынок и дальнейшая экспансия в регионы, поскольку крайне сложно добиться опережающего роста в условиях возрастающей конкуренции и догнать лидеров российского банковского рынка.

Существует лишь немного привлекательных российских инвестиционных банков, достаточно крупных и предоставляющих широкий спектр услуг, которыми могут заинтересоваться гиганты мирового инвестиционного банковскогобизнеса. Поэтому, в отличие от сектора коммерческих банков, наиболее вероятным представляется самостоятельное формирование иностранными инвестиционными банками своего бизнеса в России.

В целом у российского банковского сектора огромный потенциал роста. Совокупные активы банков и объем выданных ими кредитов не превышают, соответственно, 1/2 и 1/3 ВВП России, что значительно ниже, чем на развитых рынках. Начиная с 1999 г. темпы роста, демонстрируемые банками, намного опережают темпы роста ВВП страны.

Все это, а также стратегическое положение в мире России и ее рынков, в том числе и банковского, обеспечит привлекательность нашей страны для иностранных инвесторов в долгосрочной перспективе и будет способствовать росту сделок слияний и поглощений вфинансовом секторе.[9]

[1]
.Семенченков В. Вхождение зарубежных инвесторов в капитал российских банков//Аналитический банковский журнал. – 2008. №11-12. – С. 58.

[2]
Там же.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии запрещены.