Белорусская экономика — крупнейший получатель прямых инвестиций из России в бывшем СССР

Структура инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в реальный сектор экономики республики беларусь в 2020 году, по основным странам-инвесторам

Уважаемый пользователь!

Ваше мнение является определяющим в совершенствовании работы органов государственной статистики по распространению официальной статистической информации. Нам важно знать, насколько удовлетворены Ваши потребности в официальной статистической информации и как Вы оцениваете ее качество.

Приглашаем Вас принять участие в опросе, который займет у Вас несколько минут, при этом будет обеспечена полная конфиденциальность предоставленной информации.

Во что инвестируют иностранные инвесторы?

С точки зрения распределения иностранных инвестиций по видам экономической деятельности предпочтения инвесторов за 8 лет практически не изменились. 80% всех инвестиций приходится на 3 отрасли: обрабатывающую промышленность, оптовую и розничную торговлю, транспорт и складирование.

Ситуация мало изменилась за последние 8 лет, однако некоторое перераспределение интересов все же произошло: инвесторов стали меньше интересовать инвестиции в торговлю и транспорт, а вот внимание к таким отраслям, как производство продуктов питания, напитков и табачных изделий, информационные технологии, финансовые и страховые услуги, выросло. Эти же приоритеты наблюдаюся по итогам первого полугодия 2020 г.

К сожалению, статистика не дает данных о том, в какие проекты предпочитают вкладывать средства зарубежные инвесторы. На уровне реализации отдельных проектов встречаются примеры проектов типа greenfield – создание новых производств и brownfield – создание производств на базе уже существующих промышленных объектов.

Наиболее яркими примерами greenfield-проектов можно назвать предприятия фармацевтики и биотехнологий, которые запускаются на базе индустриального парка «Великий камень» или агропромышленный комплекс по глубокой переработке зерна для производства высокопродуктивных, сбалансированных комбикормов и премиксов в Пуховичском районе.

Это означает, что даже в такой непростой период интерес к инвестициям в Беларусь есть, и с точки зрения располагаемых ресурсов и перс­пектив мы по-прежнему остаемся интересны иностранным инвес­торам. Однако из-за того, что наше правительство начинает обрубать экономические связи с большинством своих более экономически развитых соседей, мы ставим себя в положение ограниченного спроса.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@procenty-po-vkladam.ru 

Беларусь на инвестиционной карте мира: как с начала 1990-х страна привлекает зарубежные компании и что поможет нам нарастить объем пии к 2025 году до 3 млрд долларов

Накопленный объем прямых иностранных инвестиций в стране на начало прошлого года достиг 13,1 млрд долларов. Цифра весьма серьезная. Беларусь продолжает работу по улучшению инвестклимата, в ближайшее время планируется пересмотреть ряд важных документов, которые сделают нашу деловую среду еще более привлекательной для зарубежных компаний. Что для этого делается? В вопросе разбиралась корреспондент «Р».

Белорусская экономика — крупнейший получатель прямых инвестиций из России в бывшем СССРК 2020 году число компаний с иностранным капиталом достигло 6,6 тыс., а накопленный объем ПИИ в стране — 13,1 млрд долларов.

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в работу мировой экономики: многие процессы остановились или серьезно затормозились. Однако мы знаем: после любого кризиса наступает время роста. Совсем недавно лидеры «Большой двадцатки» заявили, что готовы в это время обеспечить «свободные, честные, недискриминационные, прозрачные, предсказуемые и стабильные условия для торговли и инвестиций и сохранить рынки открытыми». Беларусь всегда стремилась придерживаться этого принципа, и сейчас мы тоже делаем все возможное, чтобы оставаться надежным партнером для инвесторов, сохранить привлекательность республики для инвестирования.

Первые и смелые 

Распад СССР и предшествующий ему кризис больно ударили по экономикам стран Союза. Иностранные инвестиции в самом начале 1990-х были пусть и небольшими, однако оказались той самой ложкой к обеду, которая дорога. После обретения независимости наша страна получала примерно равные по масштабу в сравнении с Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией финансовые вливания. По данным Международного валютного фонда, инвестиции

в экономики всех шести государств с 1992 по 2020 год составляли в среднем 20—40 процентов ВВП каждой из этих стран. Точную статистику наш Белстат начал вести только с 2002 года. Однако интересные цифры опубликовал в номере за январь 2003 года журнал Нацбанка «Банковский вестник»: ежегодный объем прямых иностранных инвестиций в период 1990—1995 годов в Беларуси составлял 12 млн долларов. Спустя четыре года эта цифра выросла в 37 раз: объем ПИИ в 1999 году достиг 444 млн долларов. 

В те непростые времена иностранный капитал помогал держаться нашим предприятиям на плаву. Приведем интересный пример Минского производственного кожевенного объединения (МПКО): в 1992—1999 годах для привлечения иностранных инвестиций здесь создали несколько совместных предприятий. Так, появилась белорусско-итальянская компания «Амико», белорусско-итальянско-хорватская «Бел-Скин», белорусско-кипрская «Гатово-Теннери» и белорусско-чешская «Смиловичский кожевенный завод». Образование в результате реструктуризации данных предприятий позволило сохранить кожевенный завод в трудные времена и увеличить объемы производства, говорят в МПКО. 

Со второй половины 1990-х в стране начинают создаваться свободные экономические зоны (СЭЗ), которые предоставляют инвесторам особые преференции: «Брест» (1996), «Витебск» (1999), «Гомель-Ратон» (1998), «Гродноинвест» (2002), «Минск» (1998) и «Могилев» (2002). По статистике, которую ведет Минэкономики, на 1 января 1998 года в республике было зарегистрировано 1,2 тыс. юрлиц, в активах которых был представлен иностранный капитал. К 2020 году это число увеличилось до 6,6 тыс.: в настоящее время примерно каждый десятый работник занят на таких предприятиях, четверть выручки получена организациями с иностранным капиталом, около трети всего внешнего товарооборота страны приходится на организации с иностранными инвестициями. 

Читайте также:  Резидент и нерезидент страны — кто это и в чём различия

Сегодня основные преференциальные правовые режимы инвестирования, помимо СЭЗ, действуют в малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий, Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень», особой экономической зоне «Бремино-Орша», а также в туристско-рекреационном парке «Августовский канал» и в Припятском Полесье. 

Белорусская экономика — крупнейший получатель прямых инвестиций из России в бывшем СССР
Рай для инвестора

Глава администрации Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» Александр Ярошенко немногим более трех лет руководит самым крупным совместным проектом двух стран. Тогда парк только набирал обороты, а сейчас, объединяя более полусотни высокотехнологичных компаний из разных стран, уже превращается в новый современный экогород. В этом и заключается философия и стратегия развития проекта: не просто построить индустриальную площадку, но и создать комфортный город для бизнеса и проживания.

Привлекателен «Великий камень» для инвесторов сразу несколькими факторами: готовой инфраструктурой, налоговыми льготами и преференциями, простотой и прозрачностью ведения бизнеса.

Сейчас в парке зарегистрировано 59 резидентов из 16 государств, а объем заявленных инвестиций приближается к 1,2 млрд долларов. Ожидается, что к концу этого года в «Великом камне» будет не менее 80 компаний и 30 работающих предприятий. Александр Ярошенко отмечает: 


— Сегодня идет очень серьезная борьба за инвесторов, это мировая тенденция. И нужно делать все, чтобы быть на шаг впереди конкурентов. Понимая это, государство создало такие условия для резидентов парка, которые без преувеличения можно назвать беспрецедентными. Наша льготная политика — одна из передовых, по сути, здесь налоговый рай. Таких преференций, которые предусмотрены Указом № 166, в других странах — и постсоветского пространства, и в КНР — практически нет. Это позволяет отнести «Великий камень» в лидирующую группу преференциальных режимов на мировой инвестиционной карте. 

Слово «рай» из уст главы администрации парка звучит не просто так. Действительно, подобные «плюшки» для инвесторов сегодня найти непросто. Это освобождение от налогов на землю и недвижимость до 2062 года. Кроме того, первые десять лет с момента получения прибыли резиденты не уплачивают налог на нее, а впоследствии и до 2062 года его ставка уменьшается вдвое. Среди прочего — стабилизационная оговорка о неухудшении условий деятельности, безвизовый режим в течение 180 дней для потенциальных партнеров и резидентов парка, а также упрощенный порядок приемки построенных объектов в эксплуатацию. Кроме того, сейчас ведется работа по корректировке законодательства об индустриальном парке, что не только будет способствовать более эффективной деятельности резидентов и инвесторов, но и позволит идти в ногу со временим в мировом масштабе.

Обслуживание резидентов и инвесторов по принципу «одна станция» — еще одно значимое преимущество «Великого камня». Центр комплексного обслуживания уже более полутора лет работает в парке и позволяет инвестору получать административное и правовое сопровождение бизнеса напрямую и без лишней бюрократии. Обратиться в «одну станцию» можно как лично, так и онлайн. Ее электронный ресурс с этого года уже доступен на четырех языках — русском, английском, китайском, немецком. К сентябрю планируется перевести в электронный формат на первом этапе ряд процедур, которые осуществляет администрация «Великого камня».

В том, что политику здесь в свое время выбрали правильную, помогают убедиться не только количественные показатели, но и признание на международной арене. Так, в прошлом году парк наградили премией New Silk Road Finance Awards 2020 одного из крупнейших и влиятельных изданий Asiamoney как лучший проект инициативы «Один пояс — один путь» в Центральной и Восточной Европе. Кроме того, его достижения отметили Financial Times, информационно-аналитическое агентство EuropaProperty и Всемирная федерация свободных и специальных экономических зон. Благодаря этому «жемчужина Шелкового пути» (так поэтично назвал парк Председатель КНР Си Цзиньпин) засияет еще ярче, а наша страна станет еще более привлекательной на инвестиционной карте мира. 

Белорусская экономика — крупнейший получатель прямых инвестиций из России в бывшем СССРМинэкономики проанализирует преференциальные режимы, чтобы использовать наиболее эффективные для инвестора и государства льготы.

Еще больше «плюшек»

В «Докладе о мировых инвестициях за 2020 год» Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) лишь один регион, куда входят постсоветские страны, в том числе и Беларусь, показывал гигантский рост инвестиций (до 65 процентов) по отношению к 2020 году. Сегодня эксперты организации признают: пандемия коронавируса негативно повлияет на глобальные потоки прямых иностранных инвестиций. И если еще в прошлом году прогнозировался незначительный рост ПИИ в 2020—2021 годах, то сейчас приток инвестиций может снизиться на 30—40 процентов (обзор за 27 марта 2020 года. — Прим. авт.). 


— Нам необходимо приложить максимум усилий, чтобы на фоне мировых трендов минимизировать снижение объемов ПИИ в нашей стране,
— говорит заместитель министра экономики Елена Перминова.

Она рассказывает, как будет совершенствоваться инвестиционный климат в стране в среднесрочной перспективе. Соответствующий план совсем недавно подписал первый заместитель Премьер-министра Дмитрий Крутой, документ размещен на сайте Минэкономики. 

Читайте также:  Покупка картин и предметов искусства - способ инвестирования

Уже начата работа над новым законопроектом «Об инвестициях», корректировкой проекта Декрета № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций», прорабатывается вопрос целесообразности распространения на проекты государственно-частного партнерства новых льгот. Планируется серьезно пересмотреть и работу СЭЗ: назрела необходимость привести особенности налогообложения резидентов СЭЗ в соответствие с нормами ВТО, оптимизировать льготы и преференции с учетом зарубежного опыта действия льгот для СЭЗ, определить механизмы поддержки развития территорий с учетом ключевых направлений региональной политики.

— В утвержденном плане — корректировки многих нормативно-правовых актов для оптимизации и цифровизации процессов согласований и получения разрешений, сокращение количества и сроков их выдачи, внедрения иных новаций в архитектурно-строительной сфере, таможенном и налоговом законодательстве, деятельности на финансовом рынке. Мы также проанализируем наши преференциальные режимы для того, чтобы использовать те льготы, которые являются наиболее эффективными для инвестора и государства, дают наибольшую отдачу при реализации инвестиционных проектов.

Цель одна: эффективность и качество инвестиций, генерация инвестиционных идей и предложений для последующих целевых инвестиций с учетом перспективной специализации регионов, имеющихся компетенций, добавляет Елена Перминова. 

Белорусская экономика — крупнейший получатель прямых инвестиций из России в бывшем СССР
План по совершенствованию инвестиционного климата в стране будет дополняться необходимыми мероприятиями с учетом реалий, актуализироваться не реже одного раза в год, ведь он неотъемлемый механизм реализации программы социально-экономического развития страны. 

— Ведь проблемы привлечения инвестиций, к сожалению, пока остаются прежними: и на внешнем контуре (усиление международной конкуренции за иностранные инвестиции), и внутри республики (дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, недостатки стратегического планирования, невысокий уровень развития инновационных производств, длительные сроки согласований ряда вопросов со стороны госорганов). 

Поэтому в планах Минэкономики и Национального агентства инвестиций и приватизации совершенствование законодательства в сфере государственной собственности, корпоративного управления, строительства; обеспечение простых и понятных условий ведения бизнеса, стабильности законодательства; развитие инфраструктуры для создания точек роста инвестиций; облегчение доступа к финансовым ресурсам; совершенствование благоприятной налоговой среды; стимулирование притока капитала многонациональных компаний (корпораций); обеспечение конкурентоспособных условий для привлечения инвесторов в рамках Евразийского экономического союза; привлечение иностранных инвестиций в цифровую экономику и многое другое. 

— Сегодня ситуация в мире меняется очень быстро, и мы должны оперативно реагировать на вызовы, используя наши конкурентные преимущества и ресурсы, — резюмирует Елена Перминова. — От этого будет зависеть достижение показателей, необходимых экономике к 2025 году: объем ПИИ на чистой основе не менее 3 млрд долларов, максимально возможное оказание услуг по выдаче разрешений и согласований в связи с осуществлением инвестиций в электронном виде, место в топ-30 в общемировом рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса».

Белорусская экономика — крупнейший получатель прямых инвестиций из России в бывшем СССР
ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Накопленный объем ПИИ в стране на начало 2020 года, по данным Международной инвестиционной позиции, достиг 13,1 млрд долларов и увеличился по сравнению с началом 2020-го в 1,6 раза. Соотношение объема накопленных ПИИ к ВВП на 1 января 2020 года составило 34,9 процента. По итогам 2020 года удельный вес нашей страны в мировом притоке ПИИ составил 0,095 процента.

konoga@procenty-po-vkladam.ru

А есть ли рост?

Интерпретация данных по объему привлечения иностранных инвестиций в страну – это классический пример зависимости восприятия от исходных сведений. Объем инвестиций с 2020 года рос на протяжении последних 4 лет: с 8,6 млрд до 10 млрд USD в 2020 году. Однако наша страна по-прежнему не может достичь уровня 2020 и 2020 гг., когда мы получали от иностранных инвесторов по 15 млрд USD в год.

Также следует обратить внимание на качественную структуру иностранных инвестиций. 68,8% привлеченного финансирования (более чем 2/3 от всего объема) – это долговые инструменты и реинвестирование полученной прибыли. А вот инвестировать в капитал белорусских предприятий или осуществлять портфельные инвестиции со всеми сопутствующими рисками иностранные инвесторы по-прежнему не готовы – доля таких инвестиций составляет скромные 3,5%.

Большую часть инвестиций мы по-прежнему получаем от Российской Федерации (45,1%), Великобритании (18%) и Кипра (7,6%) – на долю этих стран приходится более 70% всех иностранных инвестиций, которые поступили в страну в 2020 году. Схожую картину мы увидим, если посмотрим распределение инвестиций по странам в 2020 году.

То есть за 8 лет положение Беларуси на карте международных инвестиционных проектов не изменилось: мы как были на обочине от движения основных международных финансовых потоков, так и остались там. Наши новые «друзья» Китай и ОАЭ не спешат вкладывать деньги в страну – их суммарные инвестиции не превысили 280 млн USD, что меньше, чем инвестиции менее дружественных нам (если верить тем же госСМИ) стран, таких как Украина (360 млн)

, Польша (440 млн) и Австрия (438 млн). Несложно посчитать, что иностранные инвестиции стран Евросоюза в 2020 году составили как минимум 1,5 млрд USD. Вряд ли мы увидим такую же сумму по итогам 2020 года – из-за охлаждения наших дипломатических отношений с европейскими странами эти источники инвестиций иссякнут в первую очередь.

Читайте также:  Бизнес план пеллеты - все производство от А до Я

Белорусская экономика — крупнейший получатель прямых инвестиций из россии в бывшем ссср

Согласно данным Центробанка России, по состоянию на 1 января 2020 года объем ресурсов, направленных в Беларусь, составил 4258 млн долларов (на 1 января 2020 года было 3960 млн долларов). Из них 3680 млн долларов — это участие в капитале, 578 млн долларов — долговые инструменты.

В региональном масштабе Беларусь является крупнейшим получателем российских прямых инвестиций на территории бывшего СССР. Второе место занимает Казахстан. В него на 1 января 2020 года было инвестировано 3674 млн долларов. Третье место у Украины — 3479 млн долларов. Объемы вложений из России в эти страны в прошлом году тоже выросли: в Казахстан — на 372 млн долларов, в Украину — на 375 млн долларов.

В целом на 1 января текущего года объем прямых инвестиций из России за рубеж составил 406 825 млн долларов, что на 60 232 млн долларов больше, чем годом ранее.

Крупнейшими получателями средств из России, по статистике Центробанка, являются Кипр (203 053 млн долларов), Нидерланды (34 543 млн долларов) и Австрия (26 642 млн долларов). На четвертом месте — остров Джерси (25 501 млн долларов), информация по движению российских средств в офшорные компании которого перестала быть конфиденциальной с текущего года.

Также в числе крупнейших получателей значатся Соединенное Королевство (18 973 млн долларов), Швейцария (16 827 млн долларов), Сингапур (10 828 млн долларов), Германия (8745 млн долларов), Испания (6449 млн долларов), США (6382 млн долларов), Турция (6029 млн долларов), Багамские (5 946 млн долларов) и Британские Виргинские (5563 млн долларов) острова.

Сразу после Британских Виргинских островов следует Беларусь, которая в мировом масштабе занимает 14-е место.

Центробанк также обнародовал данные по объему прямых иностранных инвестиций, которые приняла Россия. На 1 января 2020 года в российскую экономику было инвестировано 492 056 млн долларов. Для сравнения: годом ранее — 408 097 млн долларов.

Крупнейшими источниками инвестиций стали Кипр (165 565 млн долларов), Нидерланды (40 944 млн долларов) и Бермудские острова (37 707 млн долларов).

Объем прямых инвестиций из Беларуси составил 1058 млн долларов, сократившись по сравнению с 2020 годом на 115 млн долларов. На постсоветском пространстве Беларусь опережают по вложениям в российскую экономику Казахстан и Украина, из которых пришло в прошлом году, соответственно, 3509 млн и 3127 млн долларов.

Не коронавирус, так санкции

Если в первой половине года рост объема иностранных инвестиций находился под давлением из-за влияния мирового экономического кризиса, то с августа основополагающим фактором становится политический. Его проявление – ухудшение международного положения Беларуси из-за неготовности правительства к диалогу с обществом и продолжающихся преследований граждан по политическим основаниям.

Ситуация усугубляется тем, что правительство пытается дать симмет­ричный ответ и грозит ответными санкциями, которые, как показывает более пристальное изучение вопроса, скорее, больше навредят самой Беларуси, чем ее условным «врагам» (пример – в нашем материале «Ответ западным санкциям: что будет, если Беларусь заморозит торговые отношения», «ЭГ» № 65 за 31.08.2020).

Данные за первое полугодие свидетельствуют о том, что инвестиционные потоки стали заметно меньше. В январе-июне 2020 г. в экономику Беларуси поступило 4,5 млрд USD иностранных инвестиций, за аналогичный период 2020 года было привлечено 5,1 млрд USD, т.е. иностранные инвестиции уже снизились на 11,7%.

Однако объем прямых иностранных инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) по итогам января-июня 2020 г. составил 1,4 млрд USD (в 2020 году – 1,1 млрд). Такой результат можно объяснить стремлением иностранных инвесторов поддержать предприятия, которым было предоставлено финансирование, в сложных экономических условиях.

Таким образом, несмотря на сокращение объема иностранных инвестиций, рост значения на чистой основе говорит о том, что инвесторы стали меньше вкладывать, но и меньше изымать средств из инвестиционных проектов. Доминирование политического фактора в вопросе иностранных инвестиций скорее всего приведет к перераспределению стран, из которых мы получаем инвестиции.

Слово за рейтинговыми агентствами

Весомым аргументом в пользу ожиданий оттока иностранных инвестиций является пересмотр кредитных рейтингов как отдельных предприятий (в первую очередь, белорусских банков), так и страны в целом. Изменение кредитного рейтинга означает, что риски инвестиций в экономику страны растут, а значит, для их компенсации инвестор будет требовать премию доходности, т.е. для принимающей стороны такие инвестиции будут стоить дороже.

А если инвестиционный проект не сможет предложить такую премию, то инвестору проще отказаться от инвестиций, чем принимать на себя больший риск за доходность, которую он может получить в менее рискованной юрисдикции. Международное рейтинговое агентство S&

P Global Ratings оценивает, что ВВП нашей страны за 2020 год уменьшится на 4%. Евразийский банк развития более оптимистичен и прогнозирует падение на уровне 2,3%. Ситуация осложняется тем, что из-за снижения рейтингов стране и банкам будет усложнен доступ на рынки капитала, что неизбежно повлечет за собой увеличение стоимости финансирования.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии запрещены.