«Без везения не обошлось. Но должно быть что-то больше, чем везение»: Юрий Мильнер о принципах, инвестициях и космосе — Истории на

Введение

Прошло почти полвека с тех пор, как люди оставили следы на Луне. В то время исследование космоса человеком было в основном сосредоточено на:

  • пилотируемых миссиях на низкой околоземной орбите
  • беспилотных научных исследованиях

Теперь высокий уровень частного финансирования, конечно же, технологические достижения и растущий интерес со стороны государственного сектора заставляют снова обратиться к звёздам. Инвестиционные выгоды для более доступного выхода в космическое пространство могут быть значительными. Есть огромные возможности в следующих областях:

  • спутниковая широкополосная связь
  • высокоскоростная доставка продукции
  • полёты человека в космос

«без везения не обошлось. но должно быть что-то больше, чем везение»: юрий мильнер о принципах, инвестициях и космосе — истории на

С помощью научного подхода. Мы в течение года или двух изучали все социальные сети, до которых у нас только могли дойти руки, причём не только в России. В Европе было наверное с десяток социальных сетей, про которые сейчас уже никто не помнит. На основе этой информации мы составили Excel-табличку, в которой было очень много всего интересного, в том числе и для Марка Цукерберга.

В этой табличке отсутствовали российские социальные сети, потому что мы не хотели давать ему какую-либо информацию, которая позволила бы ему конкурировать с нашими родными проектами, такими как «ВКонтакте», «Одноклассники» и так далее. Но там было всё равно много всего интересного, а Facebook в тот момент как раз выходила на глобальную арену и активно росла за пределами Америки. Как выяснилось, ему такого рода экспертиза оказалась важной и интересной. Мне кажется, это сыграло основную роль.

Я думаю, что другим фактором, может быть, не основополагающим, но тоже реальным было то, что он увидел во мне не классического инвестора, а в некотором смысле своего коллегу, который тоже создал некий бизнес. В какой-то мере мы с ним говорили на одном языке.

Как предстать перед его очами и получить возможность убедить его в чём бы то ни было, тоже было отдельным проектом. Нам помогло знакомство с Goldman Sachs, которая была нашим инвестором в Mail.ru, а также готовила Mail.ru к выходу на биржу. Инвестиционные банки являются нетворкинг-инструментом, они часто знакомят людей друг с другом, так что моя просьба познакомить с кем-нибудь из Facebook не казалась им какой-то странной.

Довольно часто у инвестиционных банкиров связи не с самими фаундерами, а с финансовыми директорами компаний, и вот они познакомили меня с финансовым директором Facebook, который познакомил меня с Марком Цукербергом. Хотя, конечно, изначально у него было интуитивное отторжение в связи с тем, что было довольно трудно понять, почему кто-то из России хочет инвестировать в Facebook.

Первое время я пытался по email и по телефону договориться о встрече и после того, как получил многочисленные отказы, я решил физически явиться и попробовать в некотором смысле давить на жалость. Объясняя ему, что я преодолел много тысяч километров, мне всё-таки удалось убедить его в том, чтобы он мне дал 15 минут времени и возможность убедить его в том, чтобы он меня представил Марку.

Потом он организовал встречу с Марком, которая должна была длиться полчаса, но продолжилась полтора. Я не могу отрицать элемент везения и уникально сложившихся обстоятельств. На тот момент можно было понять, что ситуация довольно необычная на финансовых рынках, всё-таки это был 2009 год, глобальный финансовый кризис.

Как выяснилось потом уже, именно тот факт, что мы дали Марку Цукербергу доверенность на голосование нашими акциями, сыграло очень значительную роль в том, что он решил работать именно с нами. Facebook в принципе деньги не были нужны на тот момент, но поскольку кризис был достаточно непредсказуемым, они решили на всякий случай привлечь какое-то количество денег.

Была достаточно уникальная ситуация внутри Facebook, которая привела к тому, что для Марка Цукерберга очень важен был контроль над компанией, а у него на тот момент его не было. Я имею ввиду голосующего контроля. Те акции, которые мы купили, позволили ему получить контрольный пакет.

Было и много других обстоятельств, которые были не очевидны на тот момент, но которые сошлись в одной точке и привели к тому, что компания Facebook приняла нетривиальное решение. Кстати, редкость сложившихся обстоятельств объясняет тот факт, что в истории Силиконовой долины такие вещи происходят примерно раз в 20 лет, когда кто-то снаружи приходит и начинает конкурировать.

3d-печать и строительство

Небольшая американская компания Made In Space разрабатывает 3D-принтеры, работающие в космосе. Пока только внутри МКС, но гораздо больше интереса вызывают устройства, которые смогут печатать прямо в вакууме. С помощью принтеров можно будет создавать на орбите сложные конструкции, размеры которых не будут ограничены диаметром головного обтекателя ракеты (4-5 метров).

Разработка принтера не обещает быстрой прибыли, но и не требует больших затрат. А в перспективе применений для него найдётся много. Самый очевидный пример — печать антенн радиотелескопов прямо в космосе. Заказчиками могут быть астрономические ассоциации, распоряжающиеся миллиардными бюджетами, такие как Европейская южная обсерватория.

Связанная с 3D-печатью технология — сборка конструкций в космосе из готовых элементов. Маловероятно, что при постройке тороидальных станций с искусственной гравитацией удастся обойтись без строительных роботов. Такие станции могли бы стать комфортными отелями для множества туристов с Земли.

Оценить реальные перспективы всех этих идей сложно, ведь они опираются на пока не реализовавшийся прогноз о снижении цен на услуги запуска. Эти рискованные инвестиции могут не окупиться, но могут также принести огромную прибыль.

#будущее#космос

Aerojet rocketdyne (ajrd)

Акции компании Aerojet Rocketdyne с тикером AJRD доступны неквалифицированному инвестору на Санкт-Петербургской бирже. На мой взгляд, это довольно интересная компания, к которой я бы присмотрелся в этом секторе.

Northrop grumann (noc)

Компания Northrop Grumann с тикером NOC торгуется на Санкт-Петербургской бирже. Её акции доступны неквалифицированным инвесторам. Northrop Grumann — это оборонный подрядчик из США с капитализацией 52,5 миллиарда долларов.

Virgin galactic (spce)

Компания Virgin Galactic — это пионер космического туризма. Она образована в 2004 году. Virgin Galactic входит в группу компаний Virgin Group, сооснователем которой является британский миллиардер Ричард Брэнсон.

Акции aerojet rocketdyne

Акции компании в течение года выросли более чем на 25% на фоне продолжающегося роста продаж её ракетных двигателей. Но капитализация компании, так же как и у Virgin Galactic, небольшая. Она составляет всего лишь 3,16 миллиарда долларов. Эффект низкой базы позволяет компании Aerojet Rocketdyne довольно активно расти. Темп роста прибыли на акцию в последние 3 года составляет невероятные практически 85% в год.

Это быстрорастущая компания. Понятно, что никаких дивидендов здесь не будет. Но при этом нельзя сказать, что она является переоцененной. По P/FCF она стоит всего лишь 11 free cash flow.

Акции northrop grumann

Акции находятся в растущем тренде с 2021 года. Но последние 2 года они застряли в осторожном боковике. В целом, здесь, конечно, есть шанс на дальнейший рост акций с учётом перспективности направления.

Бай-бэки northrop grumann

grafik dinamiki obratnogo vykupa akcij northrop grumann 1024x526
График динамики обратного выкупа акций Northrop Grumann

Northrop Grumann активно проводит бай-бэк, снизив количество акций в 2 раза за 12 лет.

Деятельность aerojet rocketdyne

Компания производит аэрокосмическую и оборонную продукцию для правительства США:

  • силовые установки для военных и коммерческих ракет и космических кораблей
  • системы управления и запуска ракет, спутников и других технических продуктов
  • оружие и различные системы вооружения

Деятельность blue origin

Blue Origin — это компания Джефри Безоса. Она разрабатывает:

  • ракету для космических туристов
  • посадочный модуль для доставки грузов и людей на Луну

Деятельность northrop grumann

Компания производит:

фюзеляжи для масштабной программы закупки самолётов F-35
системы полётов в воздушном пространстве и в космосе
множество датчиков и процессоров для оборонного оборудования и космических ракет
военные и гражданские спутники

Кроме этого, космическое подразделение Northrop Grumann также разрабатывает свою ракету OmegA для военных сил США.

Деятельность spacex

SpaceX — это лидер среди частных компаний по освоению космоса. Компания принадлежит Илону Маску. Она разрабатывает, строит и эксплуатирует:

  • 2 ракеты Falcon 9
  • сверхтяжёлую ракету Falcon Heavy
  • пилотируемый космический корабль Dragon
  • звездолёт Starship
Читайте также:  Рейтинг инвестиционных проектов | Деловой квартал DK.RU — новости Челябинска

Деятельность virgin galactic

Virgin Galactic планирует совершать суборбитальные туристические полёты. В число клиентов компании уже записалось 600 человек из 60 стран.

Один полёт в Virgin Galactic стоит 250 тысяч долларов. Это, прямо скажем, существенно меньше, чем стандартная ставка Роскосмоса. Там космический полёт оценивается от 40 миллионов долларов плюс ещё 3 миллиона сверху за выход в космос. В компании Брэнсона за 250 тысяч долларов вы пролетите в суборбитальном пространстве 110 километров и проведёте 4 минуты в невесомости вместе с 5 другими пассажирами. Компания уже собрала депозиты от клиентов в размере 80 миллионов долларов.

Virgin Galactic — это первая публичная компания, основной деятельностью которой является доставка людей в космос. Она планирует начать туристические полёты уже в 1 квартале 2021 года. Все 6 экспертов The Wall Street Journal, которые анализируют эту компанию, уверены, что её акции стоит покупать сейчас.

Virgin Galactic имеет сходство с 2 другими космическими предприятиями, которые построены миллиардерами в этом веке:

Для чего это нужно?

— Где на Земле в первую очередь пригодятся услуги частной космонавтики? Какую пользу от неё может получить, например, пенсионерка Мария Николаевна из Рязани?  

— Сегодня становится всё меньше отраслей экономики и сфер человеческой жизни, которые не используют космические технологии или не нуждаются в них. Почти повсеместно применяются сервисы навигации, когда мы строим маршрут, едем на такси и т. д. Также широко распространено спутниковое телевидение, и, когда Мария Николаевна включает телевизор, телесигнал в её квартиру идёт или напрямую со спутника, или через ретранслятор в виде городской антенны.

Во многих отраслях сейчас используются космические снимки. Они помогают бороться со стихийными бедствиями, повышать производительность сельского хозяйства, отслеживать транспортировку грузов и людей, обеспечивать нашу с вами безопасность.

— Много ли в России частных космических проектов?

— Немного, но они, к счастью, есть. К примеру, компании, занимающиеся ракетами и их пусками: S7 Space и «КосмоКурс». Производители спутников: «СПУТНИКС» и «ОКБ Пятое поколение». Компания, создающая спутниковую группировку связи: «МегаФон 1440». Компании, анализирующие космические снимки: «СКАНЭКС», «Совзонд» и др. Наша Success Rockets работает по всем упомянутым направлениям.

— Возможно ли усилиями российских частных компаний реализовать какой-нибудь большой космический проект, пусть и не в ближайшее время?

— Уверен, что да, и кулуарно это уже обсуждается. Речь идёт о кооперации телеком- и сырьевых гигантов с частными космическими стартапами.

Если гиганты из сырьевого сектора, такие, как «Газпром нефть» или «Роснефть», договорятся о совместной работе с такими компаниями, как «Мегафон» или «Сбер», и при этом вложатся в частную космическую компанию, а та получит доступ к гражданским технологиям «Роскосмоса» в сфере пилотируемой космонавтики, то в нашей стране в кратчайшие сроки (по сравнению с американскими) может быть реализована частная лунная программа. И даже миссии на Марс.

При таком сценарии ещё остаётся открытым вопрос о том, представитель какой страны будет первым на Красной планете.

Запуски спутников

Направление коммерческой космонавтики, наиболее активно развивавшееся в последние десять лет, — осуществление запусков различных космических аппаратов на орбиту Земли. Этим зарабатывают как старые компании (United Launch Alliance, Arianespace, International Launch Services), так и новые, такие как SpaceX.

Отдельного разговора заслуживают ракеты-носители сверхлёгкого класса. Так называют носители с грузоподъёмностью в сотни или даже десятки килограммов. Развитие электроники и появление большого количества малых спутников стандарта «кубосат» (CubeSat) заставляют экспертов говорить о надвигающемся буме микроспутников.

В наши дни многие прикладные задачи могут решить космические аппараты массой в несколько сотен килограммов, которым не нужны ракеты с грузоподъёмностью во много тонн. Находясь на низкой орбите планеты, эти спутники способны обеспечивать связь и съёмку земной поверхности.

По прогнозу российской компании Lin Industrial, к 2023 году на орбиту ежемесячно будет выводиться 90 микроспутников, а объём рынка составит $1,7 млрд. Уже в 2021 году компания OneWeb начнёт развёртывание своей группировки спутников интернет-связи, размер которой к 2020 году предполагается довести до 900 аппаратов.

Для аналогичного проекта SpaceX планирует запустить 4425 спутника. Согласно отчёту американской компании SpaceWorks Engineering, в 2021 году было запущено более 300 спутников массой от 1 до 50 кг, что в 1,2-1,6 раза превысило прогнозы. Если вспомнить, что уже сейчас в кластерных запусках выводится порой до ста малых спутников, предположения Lin Industrial не кажутся чрезмерно оптимистичными.

Для группового запуска большого количества микроспутников можно использовать уже имеющиеся крупные ракеты-носители, но это не значит, что ниши для сверхлёгких ракет не остаётся. Разница между большими и малыми ракетами примерно такая же, как между автобусом и такси: да, автобус дешевле, но его ещё нужно дождаться, да и доставляет он не к подъезду, а на остановку в трёх кварталах от дома.

Чтобы воспользоваться кластерным запуском, заказчику приходится ждать порой по несколько лет и мириться с тем, что орбита определяется предназначением главного выводимого в космос аппарата, а не желаниями мелких попутчиков.

И если раньше сверхлёгкие ракеты рассматривались в первую очередь как ступенька на пути к большой ракете (пример — Falcon 1 компании SpaceX), то сейчас многие компании всерьёз планируют зарабатывать на запуске микроспутников.


Falcon 1

Наиболее успешным проектом в этой сфере стала ракета Electron компании новозеландского происхождения RocketLab. Ради доступа к американскому госзаказу RocketLab перерегистрировалась в США, и сейчас компания собрала более $150 млн инвестиций. 21 января 2021 года ракета Electron впервые успешно вывела на орбиту три микроспутника.


Ракета Electron

Свою ракету сверхлёгкого класса LauncherOne разрабатывает также Virgin Galactic Ричарда Брэнсона. Существуют и другие стартапы в США, Испании и Великобритании, а также упомянутая выше Lin Industrial в России. Стоимость одного пуска сверхлёгкой ракеты у них будет составлять от $2,5 до $10 млн. Electron обходится заказчикам в $5 млн.

В России разработчики сверхлёгких ракет могут рассчитывать на опытных инженеров и низкие издержки, но получить государственную поддержку, как в США или Европе, у них не получится. Против сверхлёгких ракет играет и тот факт, что большую часть малых спутников как в ближайшие годы, так и в дальнейшем, будут выводить ракеты традиционной размерности.

Микро-носителям останутся срочные запуски и запуски на уникальные орбиты, число которых, впрочем, будет расти. Размерность спутников также продолжит снижаться, способствуя расширению рынка.

Как это ни странно, разработка носителя сверхлёгкого класса может обойтись дешевле создания суборбитальной системы, поскольку простая одноразовая ракета значительно проще многоразовой и пилотируемой.

В долгосрочной перспективе, как указывалось выше, разработка маленькой ракеты является хорошей тренировкой перед созданием ракет обычной размерности.

Перспективы направления: средние.

Затраты на один проект: от нескольких десятков до сотен миллионов долларов.


Ракета Falcon 9

Когда речь заходит о коммерческой космонавтике, в первую очередь на слуху традиционный рынок запусков космических аппаратов. Американская компания SpaceX благодаря ракете Falcon 9 за последние пять лет сделала большой рывок, оттеснив с рынка ставшие привычными ракеты-носители Ariane 5 французской компании Arianespace и «Протон-М» компании ILS (принадлежит ГКНПЦ им. Хруничева).

Важная особенность этого рынка — сильная монополизация спроса государством. По заказам государств осуществляется примерно половина всех запусков в мире, а в России — более 70%.

Из-за этого американские операторы космических запусков могут рассчитывать на заказы NASA и Пентагона, но не европейских, японских и китайских структур, и аналогичный подход работает для любой другой страны мира. SpaceX получает по государственным контрактам более половины своих доходов.

Сейчас рынок негосударственных запусков испытывает большое давление со стороны SpaceX — она захватила 45% коммерческой части рынка и не намерена останавливаться. Пока только эта компания близка к вводу в эксплуатацию многоразовых первых ступеней ракет, что в будущем даст ей ультимативное конкурентное преимущество.

Её догоняет Blue Origin с проектом частично многоразовой ракеты New Glenn. Вероятно, в следующем десятилетии эти две компании поделят рынок запусков, и пробиться на него новому игроку без мощной государственной поддержки будет сложно. Европа, наоборот, вряд ли смирится с потерей своей доли рынка и потому будет готова оказать помощь разработчикам многоразовых ракет.

Читайте также:  «Инвестиции в науку – дело не менее рискованное, чем женитьба»


Ракета New Glenn

В отдалённой перспективе наличие собственных средств выведения (то есть ракет) обеспечит любой компании определённую независимость в её космической деятельности. Если произойдёт вовлечение орбиты Земли в её экономику — а некоторые предпосылки к этому есть, — ракеты-носители станут гораздо более востребованными, чем сейчас. Но пока любая попытка создать конкурента Falcon 9 столкнётся с техническими сложностями и жёсткой конкуренцией.

Перспективы: низкие.

Затраты на один проект: от сотен миллионов до миллиарда долларов.

Как вырастить своего маска?

— Может ли в России появиться свой собственный Илон Маск? Что для этого нужно?

— Нашей стране и обществу необходим такой персонифицированный образ успешного предпринимателя и визионера в космической сфере. Мы по своей природе и истории «космическая» нация, нация первопроходцев и исследователей.

Уверен, появление таких людей — лишь вопрос времени. Главное — дать возможность этой личности «прорасти» и реализовать задуманное, обеспечить максимально благоприятный правовой режим. Большая часть нашей внутренней политики строится на этом. Россия — действительно страна возможностей. Это не просто набор красивых слов, это политика президента.

— Ваша компания занимается разработкой сверхлёгкой ракеты. Для чего она нужна?

— На самом деле компания Success Rockets занимается ещё четырьмя важными направлениями в космической сфере кроме ракет. Мы разрабатываем собственные космические буксиры, они нужны для вывода спутников на разные орбиты. Другое направление — платформы для малых космических аппаратов, ранее они не разрабатывались в нашей стране.

Все упомянутые направления нужны для генерации, передачи и обработки данных, которые необходимы для новых цифровых услуг и продуктов. Они будут улучшать жизнь каждого гражданина нашей страны вне зависимости от его материального достатка, социального статуса или места жительства.

Космическая связь

Обеспечение связи при помощи геостационарных спутников — самая крупная часть современной космической экономики с оборотом в более чем сто миллиардов долларов в год.

На геостационарной орбите, которая находится примерно в сто раз выше орбиты Международной космической станции, сейчас обращаются вокруг Земли более 150 спутников. Многие из них занимаются передачей телевизионного и радиосигнала и принадлежат крупным операторам космической связи — SES, Intelast, Eutelsat, Inmarsat и другим.

Телекоммуникационные спутники разрабатывают такие гиганты космической промышленности, как Boeing и SSL в США и Airbus Defence and Space и Thales Alenia Space в Европе. Российские компании ИСС им. Решетнева и РКК «Энергия» тоже делают геостационарные спутники связи, но они заказывают рабочую аппаратуру для них в Европе.

Насколько этот рынок большой, настолько же он сложный и рискованный. Окупить инвестиции в нём непросто, особенно при наметившейся в последние годы тенденции к снижению стоимости транспондеров (устройства, устанавливающиеся на спутниках для передачи сигнала; их сдают в аренду телекомпаниям, и в последнее время цена транспондеров падает).

Единственный коммерческий оператор космической связи в России «Газпром космические системы» является перманентно убыточным. Среди прочего, генеральный конструктор и один из основателей компании Николай Севастьянов связывает это с тем, что Роскосмос обязывает ГКС закупать только российские спутники.

Согласно одной из презентаций ГКС, у иностранных компаний спутник начинает приносить доход на четвёртый год после запуска, а российский спутник выходит на доходность только на шестой год и не окупает себя к концу службы. Это при том, что ИСС им. Решетнева и РКК «Энергия» относятся к наиболее эффективным предприятиям российской космической отрасли.

Малые спутники и космические сервисы

Сейчас в мире существует мало компаний, делающих микроспутники на заказ. В принципе, заказать себе кубсат (формат малых искусственных спутников Земли для исследования космоса) может любой желающий, но этот рынок невелик. Создание кубсатов не требует большого опыта — их разрабатывают даже студенты, — поэтому гораздо чаще компании, которые в них нуждаются, разрабатывают такие спутники самостоятельно.

Если же возникает более сложная задача, то заказ отдают одной из крупных состоявшихся компаний. Так, широко известный стартап OneWeb заказал разработку и производство своих спутников у Airbus Defence and Space. А вот SpaceX делает конкурирующие спутники сама.

Интересной, но пока никем не реализованной идеей является создание модульных спутников. Идея заключается в том, что небольшие спутники можно собирать из модулей, как из конструктора, в зависимости от требований заказчиков.

Первым шагом к модульной технологии было появление стандарта «кубсатов». Тем не менее, пока все маленькие спутники разрабатываются индивидуально, и для реализации «микроспутникового конструктора» его создателям предстоит преодолеть много трудностей.

Гораздо больший интерес у инвесторов вызывает не разработка микроспутников, а космические сервисы, которые можно с помощью этих спутников создать. Самый очевидный пример — низкоорбитальные группировки спутников интернет-связи, создаваемые упомянутыми выше OneWeb и SpaceX.

Это направление уже получило многомиллиардные инвестиции, и результаты вложений мы сможем оценить в ближайшие пару лет. Другие стартапы обещают проводить съёмку Земли оперативно и в любом месте по желанию заказчика.

Калифорнийский стартап Astro Digital Михаила Кокорича уже привлёк на создание сети спутников съёмки Земли более $16 млн. Его идея заключается в том, чтобы сделать доступ к актуальным спутниковым снимкам максимально свободным для всех желающих.

Ещё одно интересное направление — испытание электронных компонентов в условиях космической радиации. Для этого испытуемые компоненты должны запускаться внутри микроспутника на высокую орбиту, пересекающую радиационные пояса Земли, с последующим возвращением на Землю в защитной капсуле.

Рассматриваются идеи выноса в космос вычислительных мощностей и хранения данных на орбите. Пользу может принести не только получение информации из космоса, но и анализ космических данных. По мнению руководителя программы спутниковых сервисов Google Марка Матосяна (Mark Matossian), большую ценность будет иметь технология анализа снимков поверхности Земли при помощи искусственного интеллекта.

Перспективы: высокие.

Затраты на один проект: десятки миллионов долларов.

Обслуживание космических аппаратов

Стоимость крупных космических аппаратов достигает сотен миллионов долларов. Спутники связи работают на геостационарной орбите по 10-15 лет, а затем, после истощения запасов топлива, отводятся на орбиту захоронения.

Поэтому идея дозаправки спутников, которая позволила бы продлить срок их службы, возникла давно. Свои варианты космических аппаратов для дозаправки спутников, их ремонта и сведения с орбиты космического мусора неоднократно предлагали государственные космические агентства и частные фирмы. Пока что их реализация не ушла дальше концепций.

В теории идея обслуживания спутников на орбите действительно имеет смысл, но на практике она сталкивается со множеством проблем. Для обслуживания спутники необходимо оборудовать универсальными интерфейсами. Но разные космические аппараты разрабатываются разными конкурирующими компаниями по собственным технологиям, и добиться создания единых стандартов для всех них крайне сложно.

Что касается очистки орбиты от мусора, то сложности возникают при создании технологии аккуратного захвата и торможения космических объектов и монетизации этого бизнеса: о проблеме космического мусора говорят все, но платить за её решение не хочет никто. По крайней мере сейчас, пока космический мусор не сказывается на среднем сроке службы космических аппаратов.

Перспективы: низкие или средние.

Затраты на один проект: сотни миллионов долларов.

Остальные направления

Перечисленные выше направления, не считая космической связи, сопряжены с открывающимися сейчас новыми нишами в космонавтике. Так, миниатюризация спутников и прогресс в электронике сделали возможными сервисы на основе низкоорбитальных спутников и сверхлёгкие ракеты, а благодаря общему прогрессу в технологиях многоразовые ракеты стали реальностью наших дней.

Однако не менее интересные направления связаны с только намечающимися, но пока не произошедшими изменениями в космонавтике. Таким изменением может стать значительное снижение стоимости доставки грузов в космос.

На цену космических запусков влияют два фактора: слабая конкуренция и высокая стоимость ракет. «Старые» космические компании не имеют стимулов к повышению эффективности, поскольку обеспечены крупными государственными контрактами и стабильным набором частных заказчиков.

Но теперь на ситуацию оказало влияние появление нового игрока — SpaceX. В результате расходы на запуск одного геостационарного спутника за последние пять лет упали с $100-150 млн до 60-120 млн.

Читайте также:  Коэффициент ставки дисконтирования – что это простыми словами, расчёт коэффициента WACC, пример

Расходы на производство и пуски ракет также могут снизиться. Наибольшую надежду эксперты возлагают на применение многоразовых ракет-носителей. Частично многоразовой космической ракетой является Falcon 9 компании SpaceX. Её первую ступень предполагается использовать не менее десяти раз.

Пока у SpaceX нет мотивов снижать цену, но уже в 2020 году на рынок должна выйти даже более эффективная ракета New Glenn от Blue Origin. Если две компании начнут ценовую войну, стоимость запусков может заметно упасть. Сейчас цена Falcon 9 составляет $62 млн.

Согласно расчетам экспертов, её стоимость в случае успеха многоразовых технологий может упасть до $20-25 млн. New Glenn существенно больше Flacon 9, но будет использовать более пригодные для многоразового использования метановые двигатели.

С учётом расходов на пилотируемый корабль, который обычно обходится в несколько десятков миллионов долларов, цена одного пассажирского места при полёте в космос понизится с нынешних $60 млн до $10-20 млн в зависимости от пассажиропотока.

И вместе с удешевлением ракет некоторые проекты, которые пока просто обсуждаются, могут стать финансово привлекательными. С другой стороны, проекты, опирающиеся на дороговизну доставки грузов в космос, могут провалиться. Возможность снижения цен на ракеты-носители в два-три раза стоит учитывать при выборе направления инвестиций.

Оценка northrop grumann

grafik dinamiki ocenki northrop grumann 1024x684
График динамики оценки Northrop Grumann

Компания Northrop Grumann оценивается рынком относительно дёшево. Текущий мультипликатор EV/EBITDA — чуть выше 15. А форвардный P/E на основе ожидаемых доходов за 12 месяцев составляет всего лишь 12,4. Алгоритмы сервиса GuruFocus указывают нам почти на 30-% недооценку этой компании.

Оценка аэрокосмической промышленности

Космическая промышленность, действительно, становится одной из самых прибыльных и быстрорастущих в мире.

В 2021 году она оценивалась в 424 миллиарда долларов. По прогнозам Bank of America, отрасль будет расти со среднегодовым темпом роста более 10%. К 2030 году будет достигнут уровень уже в 1,4 триллиона долларов.

Отдельной строкой считаются доходы компаний от космического туризма. Да, это тоже про космос. Сейчас рынок космического туризма оценивается примерно в 400 миллионов долларов. По оценкам консалтинговой компании NCR, являющейся мировым лидером в области исследований и консалтинга спутникового и космического рынка, к 2028 году эти доходы вырастут до 3,5 миллиардов долларов. Почти в 9 раз за 8 лет.

Насколько это много или мало, можно понять, сопоставив эту цифру с допандемическим размером мировой экономики туризма. По данным Bank of America, она составляет 1,5 триллиона долларов в год. Есть куда расти, скажем так.

Перспективы virgin galactic

Virgin Galactic вкладывает сотни миллионов долларов в исследования и разработки космических аппаратов. В данный момент компания по понятным причинам генерирует отрицательный денежный поток, поскольку ещё не имеет вообще никакой монетизации. Но она уже стоит на пороге этого важного события.

Капитализация компании составляет всего лишь 4,5 миллиарда долларов. Это её преимущество, потому что именно за счёт эффекта низкой базы акции могут расти значительно быстрее, чем бумаги того же мастодонта Northrop Grumann.

Из представленной тройки (Blue Origin, SpaceX и Virgin Galactic) купить на бирже можно акции только как раз-таки компании Virgin Galactic. Хорошая новость в том, что эти бумаги доступны даже для неквалифицированного инвестора на Санкт-Петербургской бирже.

Потенциал аэрокосмической промышленности

Нужно понимать, что в последние годы основные усилия по исследованию космоса были инициированы несколькими частными компаниями. В 2021 году были созданы так называемые космические силы США. Наряду с растущим интересом со стороны Китая, России и Индии это всё означает, что инвестиции государственного сектора могут заметно увеличиться в ближайшие годы.

Освоение космоса также повлияет на ряд смежных отраслей:

  • IT-оборудование
  • телекоммуникации
  • материаловедение
sputnikovaja shirokopolosnaja svjaz 1024x1016
Спутниковая широкополосная связь

Наибольшие возможности здесь откроются благодаря спутниковому широкополосному доступу в интернет. 52% населения мира всё ещё не имеют доступа к интернету. По оценкам Morgan Stanley, к 2030 году спутниковая широкополосная связь будет составлять 50% прогнозируемого роста мировой космической экономики. При оптимистичном сценарии эта цифра достигнет даже 70%.

Исследование и освоение глубокого космоса может принести пользу следующим секторам экономики:

  • водородные топливные элементы
  • робототехника
  • двигательные установки
  • искусственный интеллект
  • компьютерное оборудование и программное обеспечение
  • здравоохранение

Основная инвестиционная идея заключается в том, чтобы вложиться в развитие научно-технического прогресса человечества.

Рынок и конкуренты

В мире существует несколько десятков проектов по разработке сверхлегких ракет-носителей, продолжает Булат. Дальше всех продвинулась американская компания RocketLab, разработавшая ракету Electron. Она способна выводить на низкую орбиту до 150 кг груза, стоимость будет составлять примерно $6 млн за пуск. Пока проведено три пуска, рассказал Булат. При этом многие разработчики сочли, что не смогут конкурировать с RocketLab, поэтому некоторые проекты приостановились, некоторые сместились в более тяжелый сегмент или, как европейский проект SMILE, в более легкий — до 50 кг груза, добавляет он.

Туристические станции

Несмотря на то, что космическая среда не очень комфортна для человека, некоторые богатые люди готовы заплатить большие деньги за то, чтобы посмотреть на Землю со стороны.

Если цена билета в космос снизится, то частные орбитальные станции вполне могут стать привлекательными для инвестиций, хотя точных расчётов никто не делал. Повысить финансовую отдачу смогут услуги по проведению экспериментов в невесомости для частных заказчиков.

Bigelow Aerospace ещё с 2000-х годов обещает построить орбитальный отель, состоящий из надувных модулей. Сроки запуска первого модуля постоянно откладываются, но компания запустила один экспериментальный модуль к МКС в 2021 году и надеется отправить на орбиту полноразмерный модуль в 2020 году.

Финансовая устойчивость aerojet rocketdyne

grafik dinamiki finansovoj ustojchivosti aerojet rocketdyne 1024x526
График динамики финансовой устойчивости Aerojet Rocketdyne

С финансовым здоровьем у компании всё в порядке. Небольшой долг в 673 миллиона долларов с запасом обеспечен наличными на счетах в размере миллиарда долларов. Соотношение DEBT/EBITDA — отрицательное (-1,2).

Финансовая устойчивость northrop grumann

grafik dinamiki finansovoj ustojchivosti northrop grumann 1024x525
График динамики финансовой устойчивости Northrop Grumann

С финансовым здоровьем у компании также всё в порядке. Отношение DEBT/EBITDA находится в довольно управляемой зоне — 2,8.

Цели аэрокосмической промышленности

Сейчас наступает новая космическая эра, ставящая перед собой технологические цели, которые достойны романа Айзека Азимова из 1970-х гг.

Технологическими целями аэрокосмической промышленности являются:

  • разработка глобальной сети спутников связи
  • разработка космических кораблей с двигателями на термоядерном синтезе
  • разработка технологий добычи ресурсов на Луне и астероидах
  • производство 3D-принтеров для замены изношенного оборудования в условиях невесомости
  • разработка технологий гравитационного буксира, предназначенного для изменения траектории полёта астероидов, чтобы предотвратить их столкновение с Землёй

Когда в 1854 году инженер Элиша Отис продемонстрировал безопасный лифт, публика не могла предвидеть влияние этого устройства на последующую архитектуру городов. Но примерно через 20 лет каждое многоэтажное здание в Нью-Йорке, Бостоне и Чикаго было построено с использованием лифта. Обычный лифт сделал возможным строительство небоскрёбов.

Сегодня развитие многоразовых ракет может стать аналогичным поворотным моментом в технологическом развитии человечества. «Мы думаем о многоразовых ракетах как о лифте на орбиту», — говорит аналитик Morgan Stanley Адам Джонас. Подобно тому, как потребовались лифты для появления небоскрёбов, так и новые возможности в космосе будут открываться из-за доступа на орбиту и снижения затрат на запуск.

Частные компании активно разрабатывают технологии пилотируемых посадок на Луну и запуска наноспутников на орбиту с самолёта, чтобы запускать спутники с гораздо меньшими затратами. Это происходит прямо сейчас. Ожидается, что спрос на наноспутники и системы многоразовых ракет-носителей будет расти опережающими темпами. Рынок спутников станет самой крупной категорией благодаря закупкам этих систем:

  • странами Азиатско-Тихоокеанского региона
  • Северной Америки
  • Европы

Самым быстрорастущим рынком с 2024 года и далее будет Китай, поскольку правительство Китая продолжает вкладывать миллиарды долларов в эту отрасль.

Частный космос в россии

Коронавирусный кризис поставил на грань выживания все авиакомпании, а основной бизнес S7 Group, за счет которого она и финансировала космический проект, — это авиакомпания S7 Airlines. Проект Sea Launch заморожен, сейчас не до него, при этом финансовые условия содержания комплекса в Приморском крае вдвое хуже, чем в Калифорнии, хотя обещали наоборот, говорил Филев в интервью «Коммерсанту» в апреле. В июне «РИА Новости» сообщило, что S7 ведет переговоры о продаже комплекса «Росатому».

Выводы

Данное направление считается интересным и перспективным. Для долгосрочных инвесторов, мне кажется, это должно стать неким must-have. Никуда мы от будущего не денемся. Оно уже здесь. Оно уже нас настигает.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.