Бюджет инвестиций – Энциклопедия по экономике

Бюджет инвестиций
 - Энциклопедия по экономике Выгодные вклады

Бк рф статья 79. бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности / консультантплюс

(см. текст в предыдущей редакции)

Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении:

федеральных государственных учреждений стоимостью 1,5 миллиарда рублей и более, а также федеральных государственных загранучреждений и федеральных государственных унитарных предприятий независимо от стоимости принимаются в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

федеральных государственных учреждений стоимостью менее 1,5 миллиарда рублей в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, принимаются в форме правовых актов главных распорядителей средств федерального бюджета (органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации).

3.1. В случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в такие объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности принимаются в том числе на основании подготовленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоснования инвестиций и результатов его технологического и ценового аудита, а также утвержденного задания на проектирование.

Решения об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации принимаются Правительством Российской Федерации.

4. Органам государственной власти (государственным органам), органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, предоставляется право передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (далее – соглашение о передаче полномочий) бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей, или государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

Условия передачи полномочий и порядок заключения соглашений о передаче полномочий в отношении объектов государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований.

Соглашение о передаче полномочий может быть заключено в отношении нескольких объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) объектов недвижимого имущества, приобретаемых в государственную (муниципальную) собственность, и должно содержать в том числе:

цель осуществления бюджетных инвестиций и их объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества с указанием его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения, стоимости объекта, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, а также общего объема капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности, в том числе объема бюджетных ассигнований, предусмотренного соответствующему органу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, как получателю бюджетных средств, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. В случае предоставления бюджетных инвестиций из федерального бюджета их объем должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой;

ответственность бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им полномочий;

4.1. В случаях, определенных федеральными законами (за исключением федерального закона о федеральном бюджете), иными нормативными правовыми актами о создании публично-правовых компаний, государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям может предоставляться право на заключение и исполнение от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации государственных контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), являющихся государственными заказчиками, передавших государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (за исключением бюджетных инвестиций в целях реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения указанных объектов), которые будут находиться в государственной собственности, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Полномочия государственного (муниципального) заказчика могут быть переданы федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, являющимися государственными (муниципальными) заказчиками, юридическим лицам, акции (доли) которых принадлежат соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности с последующей передачей указанных объектов в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы таких юридических лиц в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. Указанные решения должны содержать информацию о юридических лицах, которым передаются полномочия государственного (муниципального) заказчика.
Передача объектов капитального строительства в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Ст. 79 БК РФ. Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности

§

1. Осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета в объекты государственной (муниципальной) собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не допускается.

Законом о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов.

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок предоставления указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) устанавливается Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Предоставление указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) приобретения объектов недвижимого имущества, которые не относятся (не могут быть отнесены) к государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

Ст. 79.1 БК РФ. Особенности осуществления капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности и предоставления субсидий другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты

Читайте также:  Отраслевые факторные модели, Обобщение моделей - Инвестиции

Модели построения инвестиционного бюджета в холдинговых структурах | школа финансового анализа и инвестиционной оценки жданова василия и жданова ивана

Бюджетирование — это процесс составления оперативных планов, разрабатываемых в рамках определенного периода для обеспечения финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности предприятия. В холдинговых структурах значимость процесса бюджетирования на порядок выше, чем в обычной организации. Именно бюджет, разрабатываемый с целью последующего контроля его исполнения по бюджетным статьям и центрам ответственности, служит целям повышения эффективности управления бизнесом и оптимизации взаимодействия бизнес-единиц холдинга.

Основные виды бюджетов — это Бюджет доходов и расходов (БДР) и Бюджет движения денежных средств (БДДС).

Бюджет доходов и расходов составляется с целью планирования финансового результата холдинга, контроля достижения целевых показателей прибыли, с целью управления себестоимостью продукции и предотвращения неэффективных расходов. БДР, как правило, содержит планируемую величину объемов отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг, информацию о себестоимости, прибыли и финансовом результате в отчетном периоде. БДР используется при планировании всех видов деятельности для обеспечения их ресурсами, является основой при принятии управленческих решений в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, а также является базой для разработки стратегических решений по управлению холдингом.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) составляется с целью управления платежеспособностью входящих в холдинг бизнес-единиц, интеграции финансовых потоков и эффективного размещения свободных денежных средств. БДДС содержит сведения о планируемых входящих (например, выручка за реализованную продукцию) и исходящих (платежи поставщикам материалов, работ и услуг и пр.) денежных потоках. БДДС готовится с целью планирования и контроля чистого денежного потока, определения места аккумулирования свободных денежных средств, выявления периодов и величины возможных кассовых разрывов для расчета потребности в заемных средствах.

В холдингах планирование БДР и БДДС ведется в двух направлениях: во-первых, по периодичности формирования (годовые, квартальные, ежемесячные бюджеты), во-вторых, по уровням бюджетов (бюджеты бизнес-единиц и консолидированный бюджет холдинга, очищенный от внутренних оборотов).

Методология бюджетирования может быть различной: планирование «сверху вниз» (проекты бюджетов бизнес-единиц разрабатываются в Управляющей компании — УК); планирование «снизу вверх» (проекты бюджетов разрабатываются самими бизнес-единицами). Достаточно часто используется метод встречного планирования, при котором проекты бюджетов разрабатываются бизнес-единицами с последующей их корректировкой подразделениями Управляющей компании.

Исходной для формирования плановых БДР и БДДС является информация о ключевых показателях доходов и расходов, разрабатываемая в центрах ответственности. Одним из основных консолидированных в рамках бизнеса документов является инвестиционный бюджет.

Инвестиционный бюджет компании (ИБ) — это план инвестиционной деятельности предприятия, отражающий капитальные затраты и долгосрочные финансовые вложения за бюджетный период. Вместе с инвестиционным бюджетом в целях повышения эффективности управления бизнесом составляется также целый комплекс форм внутреннего планирования, учета и отчетности по инвестиционной деятельности (база данных, обеспечивающая управленческий учет инвестиционной деятельности, отчеты об исполнении инвестиционных бюджетов и прочие формы). Инвестиционный бюджет является финансовым обеспечением инвестиционной программы холдинга (т. е. совокупности всех инвестиционных проектов входящих в холдинг бизнес-единиц) и служит важным источником информации для разработки как бизнесплана в целом, так и планов маркетинга, производства и финансового плана.

В соответствии с действующим российским законодательством под инвестициями понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов, не предназначенных для перепродажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений

в государственные ценные бумаги, а также вложений в ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий. В основном инвестиции осуществляются в форме капитальных вложений, под которыми понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

В крупных холдингах ведется проектное планирование и учет инвестиций, т. е. любое приобретение внеоборотных активов (нематериальных активов, основных средств, объектов незавершенного строительства, доходных вложений в материальные ценности и пр.) оформляется в виде инвестиционного проекта. Инвестиционный проект — это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). Инвестиционные проекты подразделяются по направлениям инвестирования:

а)приобретение основных средств с целью:

—замены физически изношенных и / или дополнительного приобретения основных средств по предписаниям органов государственного надзора (технического, экологического, земельного и др.);

—замены физически изношенных основных средств, входящих в комплекс конструктивно сочлененных предметов;

—замены физически изношенных основных средств в связи с проведением плановых текущих и капитальных ремонтов;

—замены физически изношенных основных средств на аналогичные по технико-технологическим и эксплуатационным характеристикам.

б)модернизация, реконструкция, техническое перевооружение существующего производства;

в)создание или внедрение новых продуктов и / или производств;

г)развитие социальной сферы.

Инвестиционный бюджет, как правило, составляется в двух формах:

1)для оплаты (БДДС) и отражения объектов инвестирования по бухгалтерскому учету для последующего списания затрат на себестоимость;

2)для прогнозирования и корректировки финансового результата (БДР).

Основные отличия инвестиционного бюджета для БДДС от инвестиционного бюджета для БДР можно классифицировать следующим образом:

—по включению расходов и источников их финансирования (в инвестиционном бюджете для БДДС отражаются все денежные средства, которые поступили и были потрачены на инвестиционную деятельность в рамках отчетного периода. В инвестиционном бюджете для БДР отражаются только те расходы денежных средств, которые могут быть учтены в качестве прироста стоимости объектов инвестирования в отчетном периоде);

—по объему отражаемых расходов (в инвестиционном бюджете для БДДС отражаются только расходы в адрес сторонних организаций. В инвестиционном бюджете для БДР — все расходы, определяющие сумму капитальных вложений по инвестиционному проекту, например, строительно-монтажные работы собственными силами, потребление внутренних ресурсов и т. п.);

— по отражению НДС (в инвестиционном бюджете для БДДС, в отличие от инвестиционного бюджета для БДР, все расходы указываются с учетом НДС).

По итогам года сумма затрат на инвестиции по БДР и по БДДС должны совпадать (с учетом дельты по налогам, СМР собственными силами и прочим привлекаемым внутренним ресурсам).

В целях повышения управляемости холдинга и максимизации его финансовых результатов в краткосрочном периоде (месяц и менее) наиболее информативным является инвестиционный бюджет для БДДС. В долгосрочном периоде (год и более) — эффективнее использовать инвестиционный бюджет для целей БДР.

Процесс формирования инвестиционного бюджета холдинга в разрезе структуры и периодичности формирования отчетности представлен на схеме 1. В холдинге составляются плановые и фактические ежемесячные, квартальные и годовые инвестиционные бюджеты для БДР и БДДС. Ежемесячные бюджеты разбиваются по неделям, квартальные — по месяцам, годовые — по кварталам. Составляются также и стратегические инвестиционные бюджеты на три-пять лет с разбивкой по годам. Плановые бюджеты составляются в целях прогнозирования расходов на инвестиционную деятельность, фактические — для контроля инвестиционного процесса и анализа его реализации. В конечном итоге от оптимального выбора продолжительности бюджетного периода зависит эффективность бюджетного планирования инвестиционной деятельности в целом.

Бюджет инвестиций
 - Энциклопедия по экономике

С точки зрения долгосрочного развития бизнеса значение стратегического бюджетного планирования инвестиционной деятельности сложно переоценить. В данном случае наличие бюджета развития, которым в том числе является годовой инвестиционный бюджет, позволяет четко понимать размер планируемых капитальных вложений и срок ввода объектов инвестиционной деятельности в эксплуатацию, а также осуществлять ежемесячное и поквартальное планирование методом «от достигнутого на начало отчетного периода» в сопоставлении с утвержденным годовым объемом инвестиций.

Плановые формы (в разрезе отдельных бизнес-единиц) годовых инвестиционных бюджетов для целей БДДС и БДР представлены в табл. 1 и табл. 2 соответственно.

Инвестиционный бюджет для целей БДДС (см. табл. 1) формируется, как правило, в тысячах рублей, планируемые суммы указываются с НДС, т. к. данный бюджет служит источником информации об объеме денежных средств, которые планируется израсходовать на инвестиционную деятельность в отчетном году.

Читайте также:  Рейтинг брокеров России 2020 года: сравнение семёрки лучших — Финансы на

Для полного отражения годового денежного потока применяется разбивка по месяцам, которая позволяет определить динамику и объем денежных средств, необходимых для финансирования в каждом отдельно взятом месяце. Все инвестиционные платежи разбиваются на платежи по переходящим, принятым и находящимся на рассмотрении инвестиционным проектам. Переходящие и принятые инвестиционные проекты разделены по утвержденным инвестиционным приказам, что обеспечивает максимальный контроль инвестиционной деятельности в целом. Платежи по каждому инвестиционному проекту разделены на несколько категорий: платежи за оборудование; платежи за материалы и комплектующие; платежи сторонним организациям за оказанные услуги по проведению строительно-монтажных работ; платежи за проектно-изыскательские работы, экспертизы, разработку и согласование рабочей документации и основных технико-технологических решений; а также прочие платежи, к которым относятся платежи за получение справок и иных разрешительных документов от различных государственных и регулирующих органов.

Инвестиционный бюджет для целей БДР (см. табл. 2) формируется в тысячах рублей, однако все суммы указываются без НДС. В инвестиционном бюджете для БДР указываются также планируемые к проведению строительно-монтажные работы сторонними подрядчиками (сумма по БДДС за минусом НДС) и работниками собственных цехов бизнес-единицы.

Бюджет инвестиций
 - Энциклопедия по экономике

Бюджет инвестиций
 - Энциклопедия по экономике

Данный бюджет, как и форма для БДДС, разбивается на три основных блока: переходящие инвестиционные проекты (ИП), принятые ИП и ИП, находящиеся на рассмотрении. Деление по месяцам в данной форме ИБ отсутствует, так как для целей годового БДР гораздо важнее отражение прироста активов бизнес-единицы за счет инвестиционной деятельности и четкое понимание, какой объем ежегодной прибыли будет направлен на инвестиции.

В холдингах на основе годовых инвестиционных бюджетов для целей БДДС и БДР составляются соответствующие консолидированные инвестиционные бюджеты. Бюджетные показатели отдельных бизнес-единиц, сформированные в консолидированный бюджет, позволяют видеть расходы на инвестиции всего холдинга, что повышает управляемость не только инвестиционных процессов, но и бизнеса компании в целом.

Ниже предлагается модель формирования, исполнения и контроля исполнения инвестиционных бюджетов бизнес-единиц Холдинга в разрезе БДДС. Условно процесс бюджетирования инвестиционной деятельности можно разделить на девять этапов, представленных на схеме 2.

Первый этап — принятие решения на уровне бизнес-единицы о необходимости и целесообразности разработки нового инвестиционного проекта. Представленная документация по инвестиционному проекту должна содержать следующие основные блоки:

—краткое описание всех ключевых элементов инвестиционного проекта;

—цель осуществления будущего проекта в контексте сложившегося состояния дел в отрасли и в бизнес-единице;

—обоснование технической целесообразности и реализуемости инвестиционного проекта;

—аргументация выбора производственного процесса и хода реализации проекта;

—характеристика технико-технологических показателей проекта;

—расчет ожидаемого эффекта от реализации инвестиционного проекта;

—расчет экономической эффективности инвестиционного проекта;

—расчет денежного потока по инвестиционному проекту.

Второй этап — направление инвестиционного проекта на рассмотрение в Управляющую компанию и процесс согласования ИП.

Третий этап—утверждение инвестиционного проекта. Инвестиционный проект утверждается посредством издания организацией соответствующего приказа с приложением графика инвестирования (табл. 3) и указанием ответственных за реализацию, контроль и предоставление отчетности лиц. В графике инвестирования указывается: наименование утвержденного инвестиционного проекта или проектов; в количественном выражении объем приобретаемого оборудования и материалов; сумма планируемых инвестиционных затрат в разбивке по годам (если проект долгосрочный) или по кварталам (если срок реализации инвестиционного проекта менее года); поставщики и / или подрядчики; срок ввода объекта инвестирования или приобретаемого оборудования в эксплуатацию.

Четвертый этап — составляется и разрабатывается план финансирования инвестиционного проекта (табл. 4). В плане финансирования в соответствии с графиком инвестирования указываются источники финансирования статей ИП, основными из которых являются собственные средства холдинга (амортизационные отчисления; прибыль от производственно-хозяйственной деятельности, направляемая на развитие производства; средства от реализации нематериальных активов и продажи неиспользуемых основных средств; резервы на инвестиционную деятельность) и внешние источники финансирования (государственные гарантии кредиторам под предоставленные ими инвесторам инвестиционные средства, кредитные ресурсы, иностранные инвестиции, лизинг).

Бюджет инвестиций
 - Энциклопедия по экономике

Бюджет инвестиций
 - Энциклопедия по экономике

Пятый этап — бизнес-единица готовит заявку на финансирование утвержденных инвестиционных проектов на планируемый месяц. В упрощенном виде заявка на финансирование представлена в табл. 5. В ней указываются наименование и номенклатура статей каждого инвестиционного проекта, финансирование которого предполагается в планируемом месяце, в полном соответствии с пунктами и подпунктами инвестиционного приказа, которым утвержден ИП. Заявка на финансирование должна также содержать количество закупаемого в рамках ИП в планируемом месяце оборудования и материалов, утвержденный объем инвестиций на текущий год, фактическую оплату по позициям инвестиционного проекта на отчетную дату, переходящий остаток на отчетную дату и план оплаты на планируемый месяц. Данная форма может быть развернута более подробно. Например, графа «Фактически оплачено с начала года», содержащая нарастающим итогом факт оплаты по предшествующим планируемому месяцам текущего года, может разбиваться на несколько столбцов, содержащих информацию по фактически оплаченным суммам по каждому предшествующему месяцу. Можно также ввести несколько столбцов, раскрывающих информацию столбца «План оплаты на планируемый месяц», а именно могут быть добавлены такие столбцы, как: «в том числе аванс» и «в том числе кредиторская задолженность прошлых периодов».

Бюджет инвестиций
 - Энциклопедия по экономике

Шестой этап — рассмотрение заявки бизнес-единицы на финансирование инвестиционных проектов в технической дирекции Управляющей компании. На данном этапе происходит согласование оплаты отдельных инвестиционных позиций и, в конечном итоге, общей суммы платежей на планируемый месяц. В процессе рассмотрения заявки проводится «план-факт»-анализ исполнения бюджета прошлого периода, и в план отчетного периода включаются переходящие платежи (т. е. платежи запланированные, но не оплаченные в предыдущих месяцах).

Седьмой этап — включение утвержденной заявки на финансирование инвестиционных проектов в БДДС. После того, как заявка бизнес-единицы на финансирование инвестиционных проектов утверждается Технической Дирекцией Управляющей компании, расходы, которые в ней отражены, должны быть включены в соответствующие статьи БДДС отчетного периода.

С точки зрения технологии бюджетирования БДДС может составляться в двух формах: по направлениям деятельности и по центрам ответственности.

БДДС, сформированный по направлениям деятельности, в доходной части содержит информацию о поступлениях по текущей (основной производственной деятельности), инвестиционной (деинвестициях или реализации основных средств; реализации долгосрочных активов) и финансовой деятельности (выпуске ценных бумаг, возврате дебиторской задолженности, возврате НДС из бюджета, прочих финансовых поступлениях). В расходной части БДДС содержится информация о выбытиях по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности и расходах из прибыли. В расходы по текущей деятельности включаются, как правило, расходы на энергоресурсы, заработную плату и отчисления, материально-техническое обеспечение текущей деятельности, услуги промышленного характера, общезаводские расходы, налоги и коммерческие расходы. В расходную часть БДДС по инвестиционной деятельности входят:

—расходы на материально-техническое обеспечение;

—расходы на капитальное строительство (в том числе на строительно-монтажные и пуско-наладочные работы, закупку оборудования и материалов);

—расходы на информационные технологии и связь;

—расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы;

—долгосрочные финансовые вложения;

—лизинговые платежи;

—расходы из резервных фондов, сформированных для целей инвестиционной деятельности;

—расходы на прочие услуги по инвестиционной деятельности.

В статье «Расходы по финансовой деятельности» указываются расходы на погашение кредиторской задолженности, кредитов и займов, а также процентов по кредитам и займам, расходы на покупку ценных бумаг, банковские расходы, налоги на операции с ценными бумагами и прочие финансовые расходы. К расходам из прибыли относятся расходы на финансирование отдельных подразделений бизнес-единицы, социальных программ, благотворительная помощь, членские взносы, выплаты по договорам пожертвования, штрафы, пени и неустойки.

Если в холдинговой структуре выбран принцип формирования БДДС по центрам ответственности, то в разделе БДДС «Поступления денежных средств от реализации продукции и услуг» все доходы распределяются и учитываются по основным центрам ответственности: доходы Дирекции по продажам (доходы от реализации основной продукции на экспорт, на внутренний рынок, доходы от прочей реализации); доходы Дирекции по закупкам и логистике (возмещение транспортных расходов, реализация транспортных услуг, агентские вознаграждения за закупку товарно-материальных ценностей (ТМЦ), возврат авансов, перечисление средств принципалом агенту для покупки ТМЦ); доходы Технической дирекции (доходы от выполненных работ и оказанных услуг промышленного характера); доходы Административной дирекции (доходы от сдачи имущества в аренду, от выполненных работ и оказанных услуг социального характера, доходы от прочей реализации); доходы Финансовой дирекции (возмещение НДС, полученные кредиты, займы, открытые депозиты, прочие поступления от финансовой деятельности).

Читайте также:  Сельское хозяйство России: инвестиции в основной капитал - Центр изучения кризисного общества

При данном принципе формирования бюджета движения денежных средств расходы, как и доходы, отражаются по центрам возникновения затрат. К расходам Дирекции по продажам относятся затраты на рекламу, на участие в выставках и конференциях, расходы на хранение продукции на базах. Расходы Дирекции по закупкам и логистике включают расходы на материально-техническое обеспечение (в том числе затраты по инвестиционной деятельности), а также на транспорт и логистику (железнодорожные, портовые, автотранспортные расходы, таможенные затраты, расходы на аренду транспорта и информационные услуги по снабжению и логистике). Расходы на материально-техническое обеспечение представляют собой затраты на приобретение основного сырья и материалов, вспомогательных материалов, топлива и горюче-смазочных материалов, металлопроката, строительных материалов, резинотехнических изделий, спецодежды, спецобуви, инвентаря и инструментов, тары, сменного оборудования, контрольно-измерительных приборов, механизмов и устройств вычислительной техники, технологического оборудования, электрооборудования, запасных частей и прочих. Каждый из этих видов расходов подразделяется на три группы. К первой группе относятся прямые переменные расходы, общецеховые расходы, расходы на пуск и остановку, внепроизводственные расходы. Ко второй — расходы на ремонтные работы. К третьей — расходы на инвестиционную деятельность.

Часть инвестиционных статей относится также к центру ответственности Технической дирекции, а именно: расходы на строительно-монтажные и пуско-наладочные работы; расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, лизинговые платежи, расходы из резервных фондов, сформированных для целей инвестиционной деятельности, расходы на прочие услуги по инвестиционной деятельности. Помимо инвестиционных статей в сферу ответственности Технической дирекции входят затраты на услуги по ремонту производственных зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств, а также затраты на эксплуатацию электрических, управляющих и энергетических систем.

К расходам Административной дирекции можно отнести расходы на персонал, услуги связи, содержание помещений, оборудования и транспорта, используемых для управленческих целей; командировочные, социальные расходы и пр.

Расходы Финансовой дирекции состоят из расходов на налоги и отчисления, платежей во внебюджетные фонды; платежей за аудиторские, консультационные, информационные и прочие услуги. К ним относятся: расходы на погашение штрафов и пеней; предоставление займов; покупку ценных бумаг; банковские расходы; выплаты процентов по кредитам и займам; погашение кредитов и займов; размещение средств на депозиты; возврат авансов; выплата дивидендов; погашение кредиторской задолженности; оплата услуг по страхованию; благотворительная помощь и прочие выплаты по финансовой деятельности.

Таким образом, если предприятием принята концепция финансового планирования, при которой бюджет движения денежных средств строится на принципе отнесения затрат к центрам ответственности, инвестиционные статьи содержатся не в одном разделе бюджета (как при планировании БДДС по направлениям деятельности), а в нескольких (в данном случае — в статьях расходов Дирекции по закупкам и логистике и Технической дирекции). Планирование и контроль инвестиционной деятельности при такой форме БДДС осуществлять значительно сложнее.

Восьмой этап — исполнение БДДС отчетного периода. На основании счета или договора ответственный за расходы исполнитель бизнес-единицы составляет задание на платеж. Данное задание на платеж подписывается руководящими лицами бизнес-единицы, и инвестиционный

платеж включается в реестр платежей на планируемый день. Если в холдинге принята схема жесткого контроля за инвестиционной деятельностью бизнес-единиц, при которой все инвестиционные платежи проходят обязательное согласование в Управляющей компании, то данный платеж, включенный в реестр платежей, направляется на согласование в Управляющую компанию. После согласования платежа в Управляющей компании бизнес-единица производит оплату, направляет подтверждающий оплату документ в УК и включает сумму понесенных расходов в фактическую отчетность текущего месяца по конкретному инвестиционному проекту и по конкретному инвестиционному Приказу.

Задание на платеж, формируемое бизнес-единицей, должно содержать следующую информацию: планируемая дата платежа; код строки бюджета движения денежных средств; поставщик; валюта платежа; сумма платежа; назначение платежа (за что осуществляется платеж — за оборудование, материалы, СМР, проектные работы и т. п.), номер инвестиционного приказа, номер инвестиционного проекта, пункт и подпункт ИП).

Девятый этап — составление отчетности по инвестиционной деятельности и её анализ. Отчет по инвестиционной деятельности бизнес-единицы — основной отчетный документ о фактическом исполнении инвестиционного бюджета, содержащий данные о величине и структуре капитальных затрат, а также о долгосрочных финансовых вложениях за отчетный бюджетный период. Как правило, в крупных холдинговых структурах специалисты стараются классифицировать систему отчетности по следующим критериям:

—по периодичности составления — ежемесячная, ежеквартальная, годовая (табл. 6);

—по уровням — по отдельным бизнес-единицам и по холдингу в целом (табл. 7);

—по инвестиционным проектам.

Бюджет инвестиций
 - Энциклопедия по экономике

Бюджет инвестиций
 - Энциклопедия по экономике

Форма ежемесячного фактического отчета по инвестиционной деятельности представлена в табл. 6. Данная форма отражает подтвержденный факт оплаты в отчетном месяце, с учетом которого формируются факт оплаты нарастающим итогом с начала года и переходящий остаток на последующие периоды.

Аналогично может быть составлена и ежеквартальная форма отчетности, для чего в столбце «Фактически оплачено в отчетном периоде» необходимо указать факт оплаты не за отчетный месяц (как для ежемесячной формы), а за каждый месяц отчетного квартала.

Годовая форма отчетности составляется по такому же принципу с разбивкой фактических платежей на 12 месяцев. Данная форма дает возможность составить динамику инвестиционных затрат бизнес-единицы по месяцам, проанализировать факт исполнения годовой инвестиционной программы бизнес-единицы, вычислить объем переходящих инвестиционных платежей на следующий год. Итоговые цифры фактического финансирования, инвестиционных проектов

бизнес-единицы, аккумулированные в табл. 6, в последующем в целях управленческого анализа трансформируются в фактическую форму «Инвестиционный бюджет бизнес-единицы на г.» (см. табл. 1).

Отчетность по инвестиционным проектам может быть сформирована как в разрезе отдельных бизнес-единиц (см. табл. 6 — ежемесячная, ежеквартальная или годовая), так и консолидированно по холдингу (см. табл. 7 — ежемесячная, ежеквартальная или годовая).

В холдинговых структурах отчетность по инвестиционной деятельности (как консолидированная, так и в разрезе бизнес-единиц) может быть детализирована путем ведения управленческого учета по каждому отдельному инвестиционному проекту. С этой целью формируется «файл» инвестиционного проекта, куда входят следующие элементы:

—График инвестирования в инвестиционный проект (см. табл. 3);

—План финансирования инвестиционного проекта (см. табл. 4);

—Факт финансирования инвестиционного проекта нарастающим итогом с начала года (см. табл. 6 в разбивке фактических платежей на 12 месяцев);

—Фактические платежи по проекту (выборка фактических платежей по ИП из фактических ежемесячных бюджетов движения денежных средств);

—Анализ текущих затрат по ИП на отчетную дату (их объем, соответствие графику инвестирования, постоянный мониторинг эффективности вложения денежных средств).

Установленная система бюджетирования, предполагающая конкретные технологии формирования, исполнения и оценки исполнения бюджета,

—финансовая составляющая достижения стратегических и текущих целей организации. Инвестиционный бюджет — инструмент реализации инвестиционной стратегии холдинга. Инвестиционный бюджет для целей БДДС позволяет определить объем денежного потока по финансируемым инвестиционным проектам. Инвестиционный бюджет для целей БДР позволяет прогнозировать и корректировать финансовый результат как отдельных бизнесединиц, так и холдинга в целом.

Цель инвестиционного бюджета — повысить уровень управляемости инвестиционным капиталом, и, как следствие, сохранить производственные мощности, обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия.

Автор: 

Бюджет инвестиций
 - Энциклопедия по экономикеДмитрий Медведко – финансовый аналитик. Окончил МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности «государственные и муниципальные финансы», аспирант кафедры экономической теории и хозяйственного регулирования факультета государственного управления. (Москва)

Журнал Менеджмент сегодня 06(2004)

Оцените статью