Бюджетные инвестиции: что это такое

Бюджетные инвестиции: что это такое Выгодные вклады

Основные положения

Возможность
предоставления бюджетных инвестиций бюджетным и автономным
учреждениям предусматривается статьей
79 Бюджетного кодекса.Определение бюджетной
инвестиции представлено в статье 6
Бюджетного кодекса.

Согласно данному определению бюджетные
инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или
увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного
(муниципального) имущества.Для более точного
определения, какие операции следует относить к бюджетным
инвестициям, а какие нет, следует обратиться к другим статьям
Бюджетного кодекса.

Такого рода
необходимость связана с тем, что в Гражданском кодексе нет четкого определения
имущества и, например, любое основное средство, приобретенное
бюджетным или автономным учреждением за счет средств, выделяемых
ему учредителем, является государственным (муниципальным)
имуществом.В
пункте 1
статьи 79 Бюджетного кодекса определено, что бюджетные
ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты
капитального строительства государственной собственности Российской
Федерации, государственной собственности субъектов Российской
Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных
вложений в основные средства государственных (муниципальных)
учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий
предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми
программами, а также нормативно-правовыми актами соответственно
Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в
установленном указанными органами порядке решениями главных
распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.Кроме этого в настоящее
время действует постановление
Правительства РФ от 31 декабря 2021 г.

N 1204 (далее –
Постановление N 1204). Данный документ предусматривает в 2021 году
бюджетное инвестирование в строительство (реконструкцию,
техническое перевооружение) объектов капитального строительства
государственной собственности РФ, находящихся на праве оперативного
управления у федеральных бюджетных учреждений и федеральных
автономных учреждений, а также в строящиеся объекты, которые не
закреплены за указанными учреждениями и в отношении которых эти
учреждения выполняют функции застройщика.

Предоставление бюджетных
инвестиций осуществляется в порядке, установленном для получателей
средств федерального бюджета, с внесением федеральных бюджетных и
автономных учреждений в сводный реестр главных распорядителей,
распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

Для
автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъектов
РФ и муниципальных образований, может быть установлен аналогичный
порядок.Рассмотрим определение
материальных объектов, указанных в пункте 1
статьи 79 Бюджетного кодекса и Постановлении N 1204.

Определение объекта
капитального строительства раскрывается в статье 1
Градостроительного кодекса. Согласно данной статье объект
капитального строительства – это здание, строение, сооружение,
объекты, строительство которых не завершено, за исключением
временных построек, киосков, навесов и других подобных
построек.Определение понятий
“здания” и “сооружения” представлено в Общероссийском классификаторе основных
фондов, утвержденном постановлением
Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г.

N 359 (далее – ОКОФ). Согласно данному документу:-
к подразделу “Здания (кроме жилых)” относятся здания,
представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением
которых является создание условий (защита от атмосферных
воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания
населения и хранения материальных ценностей.

Здания имеют в
качестве основных конструктивных частей стены и крышу;-
к подразделу “Сооружения” относятся инженерно-строительные объекты,
назначением которых является создание условий, необходимых для
осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных
технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или
для осуществления различных непроизводственных функций.

К
сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства
для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи,
теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные
линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем
связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими
комплексами инженерных сооружений;-
к подразделу “Жилища” относятся здания, предназначенные для
невременного проживания.

.2 Бюджетные инвестиции: понятие, классификация, принципы

Особое значение в бюджетных расходах имеют расходы на финансирование бюджетных инвестиций. Они предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в бюджетную программу.

Бюджетные инвестиции – финансирование из республиканского или местного бюджета, направленное на увеличение стоимости активов государства за счет формирования и увеличения уставных капиталов юридических лиц, создания активов государства путем реализации бюджетных инвестиционных проектов, концессионных проектов на условии софинан- сирования из бюджета.

Бюджетные инвестиции осуществляются посредством реализации бюджетных инвестиционных проектов, концессионных проектов на условиях софинансирования из бюджета, а также посредством участия в уставном капитале юридических лиц.

В соответствии с бюджетным законодательством РК бюджетные инвестиции осуществляются посредством:

реализации бюджетных инвестиционных проектов;

софинансирования концессионных проектов;

участия государства в уставном капитале юридических лиц.

По уровню значимости решаемых задач бюджетные инвестиционные и концессионные проекты подразделяются на республиканские и местные.

Критериями определения республиканских и местных бюджетных инвестиционных и концессионных проектов являются:

вид собственности, определяющий бюджетный инвестиционный или концессионный проект как республиканский или местный в зависимости от возникающего права собственности (республиканской или коммунальной) на имущество, полученное в результате реализации бюджетного инвестиционного или концессионного проекта;

получатели выгод, определяющие бюджетный инвестиционный или концессионный проект как республиканский, если получателями экономических выгод от реализации бюджетного инвестиционного и (или) концессионного проекта являются субъекты двух и более областей, города республиканского значения, столицы, и как местный, если получателями эко

31-1467 473 номических выгод от реализации бюджетного инвестиционного или концессионного проекта являются субъекты одной области, города республиканского значения, столицы.

Республиканские бюджетные инвестиционные и концессионные проекты реализуются центральными государственными органами за счет средств республиканского бюджета.

Местные бюджетные инвестиционные и кон-цессионные проекты реализуются местными исполнительными органами за счет средств местного бюджета.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, означает возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества юридических лиц и оформляется участием государства (в лице госорганов или акиматов) в уставных капиталах таких юридических лиц.

Бюджетный инвестиционный проект – совокупность мероприятий, направленных на создание (строительство) новых либо реконструкцию имеющихся объектов, реализуемых за счет бюджетных средств в течение определенного периода времени и имеющих завершенный характер.

Планирование бюджетных инвестиционных проектов и концессионных проектов на условии софинансирования из бюджета осуществляется в три этапа:

разработка инвестиционных предложений на стадии разработки проектов стратегических планов государственных органов;

разработка технико-экономических обоснований бюджетных инвестиционных проектов и концессионных проектов, требующих софинансиро- вания из бюджета, и проведение необходимых экспертиз;

отбор бюджетных инвестиционных проектов и концессионных проектов, требующих софинансирования из бюджета, на стадии разработки бюджета.

Инвестиционное предложение – концепция бюджетного инвестиционного проекта, отражающая его цель, пути ее достижения, включая совокупность соответствующих мероприятий, разрабатываемая администраторами бюджетных программ в целях дальнейшей подготовки бюджетного инвестиционного проекта.

Разработка инвестиционных предложений осуществляется администраторами бюджетных программ на стадии разработки стратегических планов государственных органов. Инвестиционные предложения подлежат отраслевой экспертизе.

Администраторы бюджетных программ формируют и представляют в уполномоченный орган по государственному планированию перечень ин-вестиционных предложений, которые содержат:

общую информацию по бюджетному инвестиционному проекту или концессионному проекту на условии софинансирования из бюджета;

информацию о соответствии целей проекта приоритетам развития отрасли (сферы) экономики, установленным стратегическими и программ- ными документами Республики Казахстан, в том числе о возможных путях решений существующих проблем в отрасли (сфере);

альтернативные варианты достижения целей бюджетного инвестиционного проекта или концессионного проекта на условии софинансирова- ния из бюджета;

возможные варианты ситуаций в отрасли (сфере) экономики в случаях реализации бюджетного инвестиционного проекта или концессионного проекта на условии софинансирования из бюджета и отсутствия такой реализации;

информацию о распределении выгод от реализации бюджетного инвестиционного проекта или концессионного проекта на условии софинан- сирования из бюджета.

Основанием для включения в проект бюджета бюджетных инвестиционных проектов является наличие:

утвержденного в установленном порядке технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта, за исключением про-ектов, не требующих разработки технико-экономического обоснования;

положительного заключения экономической экспертизы по технико- экономическому обоснованию бюджетного инвестиционного проекта;

положительного решения соответствующей бюджетной комиссии.

Технико-экономическое обоснование бюджетного инвестиционного про-екта содержит результаты изучения осуществимости и эффективности бюджетного инвестиционного проекта, проводимого на основе экономи-ческого анализа выгод и затрат.

По проектам, являющимся технически несложными, строительство которых предполагается по типовым проектам, типовым проектным решениям и проектам повторного применения, разработка технико-экономического обоснования не требуется.

Экономическая экспертиза бюджетного инвестиционного проекта про-водится на основе отраслевой экспертизы и является обязательной формой комплексной оценки экономического анализа бюджетного инвестиционного проекта. Экономическая экспертиза местных бюджетных инвестиционных проектов осуществляется юридическими лицами, определяемыми местными исполнительными органами. По результатам экономической экспертизы технико-экономическое обоснование бюджетного инвестиционного проекта утверждается администратором бюджетных программ.

Читайте также:  Double Data и «Эркафарм» выпустили инструмент для анализа интересов покупателей фармпродуктов

Финансово-экономическое обоснование бюджетных инвестиций представляет собой документ, содержащий обоснование, целесообразность и оценку результата от вложения бюджетных средств в уставный капитал юридических лиц. Увеличение уставного капитала юридического лица за счет бюджетных средств допускается на цели развития или расширения деятельности юридического лица.

При осуществлении бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале национальных холдингов и национального управляющего холдинга администраторы бюджетных программ, не имеющие права владения и пользования государственным пакетом акций данных холдингов, могут оплачивать эмиссию акций этих холдингов. Данные администраторы республиканских бюджетных программ обеспечивают планирование, обоснование и реализацию соответствующих бюджетных программ, отчетность, мониторинг и оценку результатов по ним.

Отбор бюджетных инвестиций, планируемых к реализации посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц, осуществляется на основании заключения по финансово-экономическому обоснованию бюджетных инвестиций, подготавливаемого центральным и местным уполномоченными органами по государственному планированию.

Изменение стоимости бюджетных инвестиционных проектов в сторону увеличения без рассмотрения и предложения бюджетной комиссии не проводится.

Разработка проектно-сметной документации по бюджетным ин-вестиционным проектам, не включенным в республиканский или местный бюджет, не допускается. Все изменения проектно-сметной документации бюджетного инвестиционного проекта должны пройти согласование с бюд-жетной комиссией.

Перечисление денег на увеличение уставных капиталов юридических лиц с участием государства в уставном капитале и увеличение уставного капитала их дочерних организаций в оплату объявленных акций юридических лиц осуществляется после государственной регистрации выпуска объявленных акций (ценных бумаг), подтверждаемой соответствующим свидетельством государственного органа, осуществляющего регулирование и надзор за рынком ценных бумаг.

В целях определения местных бюджетных инвестиционных проектов администратор местных бюджетных программ формирует инвестиционные предложения, которые включают в себя:

информационный лист Проекта – документ, содержащий основную информацию по бюджетному инвестиционному проекту, раскрывающий целесообразность его реализации;

пояснительную записку;

информацию, обосновывающую стоимость разработки и проведения экспертиз ТЭО Проекта;

техническое задание на разработку и проведение экспертиз ТЭО Проекта;

отраслевую экспертизу инвестиционного предложения – оценка инвестиционного предложения и/или технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта на предмет соответствия приоритетам развития отрасли, а также выбора оптимального варианта реализации бюджетного инвестиционного проекта;

оценку предполагаемого эффекта от реализации бюджетного инвестиционного проекта на смежные отрасли (сферы) экономики – оценка инвестиционного предложения на предмет определения целесообразности и реализуемости бюджетного инвестиционного проекта;

по инвестиционным проектам, не требующим разработки ТЭО – обес-печивается разработка ПСД, по имеющим единые технические параметры – осуществляется разработка типового проекта.

После формирования инвестиционных предложений администраторы местных бюджетных программ направляют их в местный уполномоченный орган по государственному планированию (областное управление) до 15 февраля года. Здесь проводится рассмотрение и экономическая экспертиза путем привлечения юридического лица, определяемого областным управлением. На основании проведенной экономической экспертизы областное управление готовит заключение и составляет перечень местных бюджетных инвестиционных проектов. При составлении перечня местных бюджетных инвестиционных проектов областное управление совместно с ад-министраторами бюджетных программ изначально должно определить источники финансирования бюджетных инвестиционных проектов. То есть, определяется какие проекты за счет собственных средств местных бюдже-тов, по каким проектам необходимо выделение средств из вышестоящего бюджета.

К примеру, согласно методики определения потребности по объектам образования, здравоохранения и социальной защиты за счет средств республиканского бюджета финансируются:

строительство специализированных учреждений образования республиканского и региональных значений;

сельских общеобразовательных школ взамен аварийных и подлежащих сносу, решающее проблему 3-4 сменного обучения в селах и городах, с предполагаемой мощностью более 300 мест в регионах с низкой обеспеченностью сетью;

объектов здравоохранения республиканского и регионального значения, региональные медико-социальные учреждения (психоневрологические интернаты, дома-интернаты для умственно отсталых детей);

за счет средств местных бюджетов финансируются:

мероприятия по строительству общеобразовательных школ в городах, сельской местности (мощностью менее 300 мест);

развитие сети детских дошкольных учреждений, начального и среднего профессионального образования;

объекты первичной медико-санитарной помощи, консультативно-диагностических и стационарных организаций, в том числе требующих расширения или реконструкции, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, территориальных центров по обслуживанию одиноких престарелых и инвалидов и т.д.

Местный исполнительный орган (областное управление) направляет заявку на выделение целевых трансфертов на развитие с технико-экономическим обоснованием и заключением экономической экспертизы по местным бюджетным инвестиционным проектам в соответствующий центральный государственный орган. МЭРТ РК рассматривает ТЭО БИП с учетом экономической экспертизы АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» (АО «КЦГЧП») и вносит экономическое заключение по ним администраторам бюджетных программ.

Технико-экономическое обоснование бюджетного инвестиционного проекта – документ, содержащий результаты маркетинговых, технико-техно-логических и социально-экономических и экологических исследований, а также институциональных решений, обосновывающих целесообразность и возможность реализации бюджетного инвестиционного проекта, выбор наи-более эффективных организационных, технических и экономических реше-ний с учетом потенциальных рисков и мероприятий по их снижению.

Проверка и отбор инвестиционных проектов осуществляется с учетом:

приоритетности развития соответствующей отрасли на основании стратегических и программных документов;

местонахождения и плотности населения региона,

существующих сетей организаций соответствующей отрасли;

наличия решения акимата об отводе земельных участков;

наличия местных бюджетных средств на реализацию местных бюджетных инвестиционных проектов;

достижения прямых и конечных результатов за предыдущие годы.

Рисунок 18.2 – Действующая схема реализации местных бюджетных инвестиционных проектов, финансируемых за счет целевых трансфертов на развитие

из республиканского бюджета

Перечень инвестиционных проектов формируется с учетом включения в предстоящий финансовый год завершения строительства переходящих объектов. Объемы финансирования объектов определяются по годам исходя из нормативной продолжительности строительных работ.

Соответствующий центральный государственный орган направляет перечень местных бюджетных инвестиционных проектов в МЭРТ и Минфин РК. МЭРТ рассматривает представленные администраторами республиканских бюджетных программ перечни местных бюджетных инвестиционных проектов на соответствие:

отраслевым программам и программам развития территорий;

стратегическим планам госорганов;

Государственной программе форсированного индустриально-иннова-ционного развития;

реализации прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны.

Далее МЭРТ готовит заключения по экономическому обоснованию местных бюджетных инвестиционных проектов для внесения на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии.

Минфин РК рассматривает инвестиционные проекты на:

предмет их обеспеченности финансовыми средствами;

наличие подтверждающих документов, предусмотренных бюджетным законодательством;

по строительству объектов, по которым имеются типовые проекты проверяет на соответствие стоимости;

готовит по ним заключения для последующего внесения на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии.

Общая сумма целевых трансфертов на развитие по каждым регионам для включения в проект бюджета на соответствующий год и на плановый период осуществляется уполномоченным органом по бюджетному планированию. Одной из основных норм, введенных в Бюджетный кодекс, является финансирование за счет средств местного бюджета увеличения сметной стоимости местных бюджетных инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств целевых трансфертов на развитие вышестоящего бюджета.

Важнейшими принципами выделения бюджетных инвестиций через бюджет развития являются:

высокая экономическая эффективность реализуемых проектов;

исключительно долевой характер финансирования и диверсификация риска государства с частным капиталом;

конкурсность, срочность, возвратность и платность выделяемых на инвестиционные нужды средств.

Повышению эффективности расходования инвестиционных средств через бюджетные инвестиции способствует, прежде всего, конкурсное разме- щение государственных инвестиционных ресурсов для реализации проектов, выдвигаемых предприятиями, с учетом максимального межотраслевого и мультипликативного эффекта. Рост эффективности использования бюджетных инвестиций зависит от развития системы государственных гарантий под высокоэффективные и быстроокупаемые проекты для привлечения капитала кредитно-финансовых институтов и других инвесторов, включая иностранных, и с этой целью – принятие государством на себя части инвестиционных рисков, в том числе их диверсификация с частным капиталом, а также предоставления средств предприятиям, не имеющим просроченной задолженности по ранее предоставленным из бюджета средствам на возвратной основе и безусловное направление сумм, поступающих в виде возврата выданных ранее средств и начисленных по ним процентов в бюджет развития.

Бюджетные инвестиционные проекты воздействуют на социально-эко-номическую ситуацию в стране, создание условий для нормального функ-ционирования и обеспечения необходимых условий для общества, способ-ствуют:

обеспечению доступности медицинской помощи населению;

созданию транспортно-логистической и оптово-розничной инфраструк-туры, отвечающей потребностям сельхозтоваропроизводителей региона;

удовлетворению потребностей населения области в культурном досуге и повышению культурного уровня населения области;

ликвидации аварийных школ и увеличению дошкольных учреждений;

ведению здорового образа жизни и проведению оздоровительных мероприятий, повышению сейсмоустойчивости объектов образования;

повышению эффективности и уровню безопасности транзитных перевозок на территории республики путем дальнейшего развития централизованной базы данных по перевозкам всеми видами транспорта;

Читайте также:  Ситибанк: вклады физических лиц 2019

бесперебойному и стабильному обеспечению газом растущих потребностей внутреннего рынка(газификации новых территорий и расширение сферы использования газа в коммунальном хозяйстве, электроэнергетике, автотранспорте);

созданию социально-бытовых условий военнослужащим по контракту, поднятию престижа и привлекательности военной службы по контракту и т.д..

Развитие приоритетных направлений национальной экономики осуществляется посредством реализации бюджетных инвестиционных проектов. За счет средств республиканского бюджета в 2009 году профинансировано 759 бюджетных инвестиционных проектов, из них 539 проектов реализуется местными исполнительными органами на общую сумму 472 млрд.тенге, или 62,3%.Около 40% средств, выделенных на реализацию инвестиционных проектов, направлено на развитие жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и коммуникаций. При этом инвестиционные проекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеют самую высокую стоимость. Так, расходы на один проект в указанной отрасли составили

Зі

зс 2;

2С 15 1С

Рисунок 18.3 – Структурное распределение инвестиционных проектов по отраслям экономики

5,1 млрд.тенге, что выше средней стоимости по всем инвестиционным проектам в пять раз.

Наибольшее количество инвестиционных проектов реализовано в сельском хозяйстве (254 проекта), образовании (147) и здравоохранении (98).

Основными замечания по предоставлению отчетности по оценке эффективности бюджетных инвестиций являются:

неполная и некачественная информация, предоставляемая администраторами бюджетных программ;

низкий уровень ответственности администраторов бюджетных программ за реализацию бюджетных инвестиционных проектов;

не предоставление администраторами бюджетных программ необходимой отчетности в установленный срок.

Государственные инвестиции, направленные на реализацию проектов в период финансового и экономического кризиса, обеспечили стабильность, а в отдельных случаях и рост отраслевых показателей. Вместе с тем, наблюдаются и негативные тенденции. Так, если в 2008г. введено 428 объектов социально-культурного назначения, то в 2009г. почти наполовину меньше – 236 объектов.

Контрольными мероприятиями Счетного комитета, проведенными по вопросам исполнения инвестиционных программ, установлены характерные нарушения, которые можно сгруппировать по следующим видам.

Нарушение требований Бюджетного кодекса, Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» и подзаконных нормативных правовых актов по вопросам планирования и исполнения инвестиционных проектов и программ. В частности, имеются факты одобрения и реализации инвестиционных проектов без соответствующих ПСД и технико-экономического обоснования, государственных экспертиз, локальных смет и расчетов.

Издержки на всех этапах реализации инвестиционных проектов.

При разработке инвестиционных проектов недостаточно изучаются и анализируются показатели, прямо или косвенно влияющие на конечные результаты, что приводит к неэффективному использованию государственных средств. Ситуация усугубляется дополнительными издержками будущих периодов по поддержанию рабочего состояния объектов (содержание зданий и сооружений, оплата труда технического персонала, благоустройство, ремонт объектов и другие).

На этапе реализации инвестиционных проектов и программ выявляются ошибки планирования, включая отсутствие достоверных исходных данных для построения инвестиционного предложения.

К примеру в Акмолинской области установлено, что, в результате некачественного проведения изыскательских работ подземных источников питьевой воды, на строительство и реконструкцию систем водоснабжения неэффективно использованы средства республиканского бюджета в сумме 333,4 млн.тенге. Вода из источников в населенных пунктах освоения средств не соответствует санитарным нормам и для питья не пригодна.

Удорожание стоимости на этапе реализации проектов, что может привести к замораживанию объектов.

При рассмотрении и утверждении затрат на реализацию инвестиционных проектов не учитывается временной промежуток между разработкой ТЭО, ПСД и запуском проекта.

Действующие критерии отбора инвестиционных предложений не ранжированы по степени важности и выгодности проектов.

Ежегодно растет количество нереализованных инвестиционных проектов, ТЭО и ПСД к ним, хотя на их разработку и экспертизу направляются значительные средства из республиканского бюджета.

Срыв поставщиками договорных обязательств, некачественное проведение строительно-монтажных работ.

При строительстве районных больниц в селах Тарбагатай и Катон Восточно-Казахстанской области местными исполнительными органами необоснованно выплачено 157,3 млн.тенге.

Отсутствие надлежащей ответственности государственных органов за несвоевременное исполнение инвестиционных проектов.

Государственные органы, ответственные за реализацию инвестиционных проектов, в отдельных случаях не применяют к подрядчикам соответствующие меры и рычаги воздействия в виде штрафных санкций, пени, неустоек за несвоевременное выполнение договорных обязательств и некачественное проведение строительно-монтажных работ.

Перераспределение средств, выделенных на реализацию инвестиционных программ, на другие мероприятия.

Установлены факты нарушений целевого ориентирования бюджетных программ и перераспределение их на непредусмотренные проекты. Сред-ства республиканского бюджета, предусмотренные на 2009 год по проекту «Строительство оптового рынка сельхозпродукции (с региональными тер-миналами)», в сумме 1 млрд.тенге, решением Республиканской бюджетной комиссии перенаправлены на кредитование сельхозпроизводителей для про-ведение весенних полевых и уборочных работ и последующей переработки продукции.

Простои дорогостоящего оборудования, приводящие к значительным издержкам.

Наращивание издержек происходит следующим образом:

приобретение оборудования задолго до окончания строительства;

искусственное создание проблем по сохранности оборудования.

Рост дебиторской задолженности.

Наибольший объем дебиторской задолженности по инвестиционным программам в размере 15,5 млрд.тенге числится по бюджетной программе «Развитие автомобильных дорог на республиканском уровне», админист- рируемой Министерством транспорта и коммуникаций.

Снижение финансовой дисциплины и отсутствие адекватной ответственности способствуют росту нарушений при реализации бюджетных инвестиционных проектов.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционныгй проект, концессионныгй проект, технико-экономическое обоснование, уставныгй капитал, конкурс- ностъ, эффективность.

Вопросы для самоконтроля:

Что представляет собой государственный кредит и какова его необходимость в развитии бюджетной системы Казахстана?

Какие принципы, требования и условия реализуются в процессе бюджетного кредитования?

В чем заключается отличие банковского кредита от государственного кредита? Какие приоритеты определяются в государственном кредитовании?

Можно ли государственный кредит отнести к инструментам финансового рынка? Обоснуйте ваш ответ.

Кто является участником кредитных отношений в государственном кредите и каковы их функции?

Какова процедура получения государственного кредита? Каким образом проводится его мониторинг?

Какие функции выполняет государственный кредит и какова его роль в воспроизводственном процессе?

Каким образом классифицируются бюджетные кредиты?

Какие проблемы существуют в бюджетном кредитовании на современном этапе?

Что представляют собой бюджетные инвестиции? С какой целью осуществляются бюджетные инвестиции?

Какие требования предъявляются к инвестиционному предложению?

В чем заключаются особенности технико-экономического обоснования по бюджетному инвестиционному проекту?

Какие требования предъявляются к местным бюджетным инвестиционным проектам? Каковы условия их финансирования?

Каким образом реализуются бюджетные инвестиционные проекты в Казахстане?

Какие проблемы и недостатки имеют место в процессе осуществления бюджетного финансирования инвестиционных проектов в Казахстане?

Тематика эссе, рефератов, докладов:

Бюджетное кредитование: основы организации и роль в развитии бюджетной системы Казахстана.

Анализ системы бюджетного кредитования в Казахстане.

Роль государственного кредита в развитии казахстанского кредитного рынка.

Мировая практика государственного кредитования: преимущества и недостатки.

Риски бюджетного кредитования и методы и инструменты их минимизации.

Бюджетное финансирование инвестиционных проектов: цели, приоритеты и условия в современной практике.

Крупнейшие бюджетные инвестиционные проекты в Казахстане: особенности и проблемы в реализации.

Бухгалтерский учет

Рассмотрим порядок
отражения бюджетных инвестиций в учете бюджетных и автономных
учреждений. В соответствии с пунктом
21 Инструкции “Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского
учета для органов государственной власти (государственных органов),
органов местного самоуправления, органов управления
государственными внебюджетными фондами, государственных академий
наук, государственных (муниципальных)

учреждений и Инструкции по
его применению” от 1 декабря 2021 г. N 157н (далее – Инструкция
N 157н) хозяйственные операции, осуществляемые за счет средств,
выделяемых в качестве бюджетных инвестиций, отражаются с кодом вида
финансового обеспечения деятельности “6” (бюджетные
инвестиции).Согласно пункту
93 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета
бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2021 г.

N 174н (далее – Инструкция N 174н), объем выделяемых для
бюджетных учреждений бюджетных инвестиций отражается на счете 0
401 10 180 “Прочие доходы”.Порядок
открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его
территориальными органами определен приказом Федерального казначейства от 7
октября 2008 г.

N 7н (далее – Приказ N 7н). Согласно пункту
2.1.2 данного приказа для учета операций, осуществляемых
бюджетными учреждениями, органами Федерального казначейства в
случаях, установленных законодательством Российской Федерации,
открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

1) лицевой счет,
предназначенный для учета операций со средствами бюджетных
учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных
инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из
соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации);

2) лицевой счет,
предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными
бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также
бюджетных инвестиций.Аналогичная позиция
содержится и в отношении автономных учреждений (пункт
2.1.

Читайте также:  Доходные метры: как правильно инвестировать в недвижимость | - новости Екатеринбурга

3 Приказа N 7н).Пример
1Бюджетному учреждению
определены бюджетные инвестиции в размере 12000000 руб.

В первом
квартале перечислена сумма в размере 5000000 руб. Бюджетное
учреждение за счет бюджетных инвестиций осуществляет строительство
здания. В отчетном периоде строительная организация выполнила один
из этапов, связанных со строительством здания, стоимостью 40000000
рублей.Дебет 6 205 81 560

Влияние госинвестиций для экономическую ситуацию

Отечественное народное хозяйство переживает нешуточную нужду в капвложениях. Следует учесть, что при этом стабилизационный фонд нашего государства является одним из наиболее крупных. Из него даже производятся вливания денег в экономику Соединенных Штатов Америки и части государств Европы.

Национальные капиталовложения в РФ используются для урегулирования общественно-экономических вопросов и на нужды военной отрасли. Это, безусловно, нужно делать, но, согласно опыту других стран, также необходимо вносить средства и в процветание индустрии, аграрного хозяйства, в энергетику и остальные приоритетные для становления государства сферы.

Наша страна не осуществляет этого, но хочет притянуть заграничные капиталовложения. Игроки из других стран воздерживаются вкладывать финансы в нашу промышленность, резонно интересуясь, отчего мы сами не пользуемся собственными государственными капиталовложениями? Если мы опасаемся вложить финансы в собственную экономику, то они тем более.

Российский фонд прямых тнвестиций

Коль скоро анализировать состояние экономики государства как отдельной организации, то для него справедливо правило: если нет притока капитала, то не будет никакого движения вперед. К сожалению, стратегия Министерства финансов Российской федерации противоречит этому правилу и считает, будто инвестирование и вливание средств в экономику нашей страны нецелесообразна.

Стратегия по инвестированию нашей страны проводится вопреки здравому смыслу. Субсидирование вложений из госбюджета не обеспечивает и десятой доли потребности в них державы.

Это безрадостное положение в данный момент изменяется благодаря санкциям Запада против Российской Федерации. Уменьшение иностранных вложений породило потребность в их замещении. В то же время снижение производства и потребность в новой индустриализации промышленности обозначило потребность в огромных вложениях.

В позиции Правительства наблюдается определенный поворот. Но для того, чтобы наше государство смогло выстоять в таких условиях, необходимо коренное трансформирование инвестиционной политики.

Объекты фискальных капиталовложений и их эффективность

Ключевыми получателями денежных ресурсов за счет госказны считаются:

  • госпредприятия;
  • муниципальные структуры;
  • частный бизнес;
  • организации, существующие за счет бюджета.

В них государство закладывает бюджетные инвестиции, прибегая для этого к госзаказу.

Объект вливания денег из госказны принадлежит стране, следовательно бюджетные инвестиции повышают капитал данных организаций, зачастую путем повышения уставного капитала этих учреждений. Данные вливания капитала реализуются в соответствии со статьей «Бюджетные инвестиции».

Средства из бюджета как государственное инвестирование может получить и компания, не находящаяся в фискальной собственности, т.е. частный бизнес.

Подобное госинвестирование по статье “Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам” получило право на существование в связи с возникновением желания у государства участвовать в процессах частного предпринимательства на условиях партнерства. В ситуациях, когда заключается такое партнерство, государственные капиталовложения оказываются долей уставного фонда вновь созданной организации.

Подбор объектов госинвестирования для Инвестиционного фонда РФ ведется 3-мя структурами: инвестиционной, потом госкомиссией и ратифицируется Правительством Российской Федерации. К обсуждению допускаются проекты ценностью не менее 5 миллиардов руб. Взнос частного капитала в таких проектах составляет не меньше 25% от величины всех вложенных денег.

Проекты отбираются в соответствии со следующими критериями:

  • степень важности для интересов страны;
  • целесообразность с экономической точки зрения;
  • эффективность для интересов госбюджета;
  • финансовая рентабельность.

Объем вложения инвестиций

Инвестиции бюджетные 6основной капитал за рассматриваемый период увеличился практически в 19,5 раза, а объем финансовых вложений стал больше, чем в 123 раза. Объем финансовых вложений в 2009 году больше, чем в 2,8 раза стал больше объема вложений в основной капитал. Тенденция опережающего роста финансовых вложений в сравнении с ростом инвестиций в нефинансовые активы в России, очевидно, сохранится и по мере развития рынка ценных бумаг в ближайшей перспективе.

Инвестиции по срокам вложений делятся на долгосрочные (больше трех лет), среднесрочные (один — три года), краткосрочные (менее одного года).

Обычно по формам собственности можно выделить частные, государственные, смешанные и иностранные инвестиции. Этим не исчерпываются все типы собственности, потому в статистической практике по этому признаку выделяют муниципальные инвестиции, инвестиции потребительской кооперации, религиозных и общественных организаций (объединений).

Помимо этого, смешанные инвестиции делят на смешанные российские и российские совместные и иностранные. При классификации по данному признаку на наш взгляд, нужно из состава государственной собственности выделить собственность субъектов РФ и федеральную собственность.

В статистической практике используют разные классификации инвестиций по направлениям их применения, к примеру инвестиции в основной капитал можно классифицировать по формам собственности, по отраслям экономики и так далее.

По региональному (территориальному) признаку нужно выделять внутренние инвестиции, которые вкладываются в отечественные объекты, которые дифференцируются, в свою очередь, по регионам страны; зарубежные (внешние) инвестиции, которые вкладываются за рубежом.

По областям экономики можно выделить непроизводственные и производственные инвестиции.

По-разному в литературе классифицируют инвестиции по уровню инвестиционного риска. По одной классификации по этому признаку отличают консервативные, агрессивные, умеренные инвестиции. Первые из них характерны высокой степенью, низкой ликвидностью, высокой прибыльностью риска.

Подругой классификации по этому признаку выделяют бездоходные, низкодоходные, среднедоходные, высокодоходные инвестиции.

В составе инвестиций можно выделить так называемые автономные инвестиции, которые не связывается с изменением уровня доходов. К ним относят значительную часть государственных инвестиций с продолжительным сроком освоения, государственные инвестиции и капиталовложения, являющиеся прямым следствием изобретений.

Данные инвестиции нужно отличать от инвестиций с похожим названием при классификации инвестиций по совместимости их проведения. По этому признаку можно выделить автономные (независимые) инвестиции, которые можно реализовать, как независящие от прочих объектов инвестирования в общей инвестиционной программе предприятия, взаимозависимые, последующая эксплуатация или очередность реализации которых зависит от прочих объектов инвестирования, и взаимоисключающие, которые потребуют альтернативного выбора.

Особенности инвестиций

ФиИнвестиции бюджетные 5

Отношение в экономике страны меж финансовыми и реальными инвестициями является главным показателем экономического развития. «В простых экономиках главную часть инвестиций относят к реальным, в то время как большая часть инвестиций в современной экономике представляется финансовыми инвестициями.

В экономике России в структуре инвестиций проходят изменения, которые характерны для страны с улучшающимися рыночными отношениями. Об этом свидетельствует динамика объемов инвестиций в реальные инвестиции (нефинансовые активы) и финансовых вложений, учет которых Росстат ведет по методологии МВФ с 1995 года.

В Российском статистическом ежегоднике отсутствуют, к сожалению, данные об объемах инвестиций в нематериальные и прочие нефинансовые активы. Но, учитывая, что в составе инвестиций в нефинансовые активы практически 98 % составляют инвестиции в главный капитал, будем сравнивать динамику финансовых вложений и динамику объема последних.

Структура инвестиций

НефинансИнвестиции бюджетные 8

  • инвестиции в нематериальные активы;
  • инвестиции в основной капитал;
  • затраты на технологические, опытно-конструкторские, научно-исследовательские работы;
  • инвестиции в другие нефинансовые активы.

Инвестиции в основной капитал в себя включают все затраты на воспроизводство и создание основных средств, куда включаются: расширение, новое строительство, модернизация и реконструкция объектов, которые приводят к увеличению изначальной стоимости объектов и их относят на добавочный капитал организации, покупку оборудования, машин, транспортных средств, затраты на образование основного стада, выращивание многолетних насаждений и так далее. Начиная с 2001 года инвестиции в главный капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.

Инвестиции в нематериальные активы, по классификации Росстата. включают в себя авторские права, объекты интеллектуальной собственности: деловую репутацию организации, патенты и так далее.

К инвестициям в прочие нефинансовые активы относят затраты на приобретение земельных участков в собственность, объектов природопользования и прочих нефинансовых активов. Затраты на получение объектов природопользования и земельных участков отражаются на основании документов, которые выданы государственными органами по землеустройству и земельным ресурсам в согласии с оплаченными или принятыми к оплате счетам.

Инвестиции на технологические, опытно-конструкторские, научно-исследовательские работы включают расходы, которые связаны с исполнением работ, которые отражаются в бухгалтерском учете, как вложения во внеоборотные активы, по которым получили результаты, которые подлежат правовой охране, но не оформлены в установленном порядке, или по которым получили итоги, не подлежащт правовой охране соответственно с нормами действующего законодательства.

Оцените статью