Бюджетные инвестиции – это… Как их получить? ::

Основные направления деятельности

Бюджетное финансирование инвестиций – это один из способов выдачи займа юридическим лицам. Они могут быть:

  •  экономическими;
  •  экологическими;
  •  социальными;
  •  направленными на безопасность и оборону государства.

В Бюджетном кодексе РФ определено несколько направлений деятельности в рамках выделения средств из казны. Так, формы бюджетных инвестиций бывают следующими:

  1.  собственно инвестиции от государства;
  2.  выделение средств в рамках вложений государственным (муниципальным) унитарным, бюджетным организациям в основной капитал;
  3.  помощь юридическим и физическим лицам;
  4.  займы из бюджета остальным юридическим лицам (налоговые кредиты, отсрочки платежей и т.п.).

Основные положения

Возможность
предоставления бюджетных инвестиций бюджетным и автономным
учреждениям предусматривается статьей
79 Бюджетного кодекса.Определение бюджетной
инвестиции представлено в статье 6
Бюджетного кодекса.

Согласно данному определению бюджетные
инвестиции — это бюджетные средства, направляемые на создание или
увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного
(муниципального) имущества.Для более точного
определения, какие операции следует относить к бюджетным
инвестициям, а какие нет, следует обратиться к другим статьям
Бюджетного кодекса.

Такого рода
необходимость связана с тем, что в Гражданском кодексе нет четкого определения
имущества и, например, любое основное средство, приобретенное
бюджетным или автономным учреждением за счет средств, выделяемых
ему учредителем, является государственным (муниципальным)
имуществом.В
пункте 1
статьи 79 Бюджетного кодекса определено, что бюджетные
ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты
капитального строительства государственной собственности Российской
Федерации, государственной собственности субъектов Российской
Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных
вложений в основные средства государственных (муниципальных)
учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий
предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми
программами, а также нормативно-правовыми актами соответственно
Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в
установленном указанными органами порядке решениями главных
распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.Кроме этого в настоящее
время действует постановление
Правительства РФ от 31 декабря 2020 г.

N 1204 (далее —
Постановление N 1204). Данный документ предусматривает в 2020 году
бюджетное инвестирование в строительство (реконструкцию,
техническое перевооружение) объектов капитального строительства
государственной собственности РФ, находящихся на праве оперативного
управления у федеральных бюджетных учреждений и федеральных
автономных учреждений, а также в строящиеся объекты, которые не
закреплены за указанными учреждениями и в отношении которых эти
учреждения выполняют функции застройщика.

Предоставление бюджетных
инвестиций осуществляется в порядке, установленном для получателей
средств федерального бюджета, с внесением федеральных бюджетных и
автономных учреждений в сводный реестр главных распорядителей,
распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

Для
автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъектов
РФ и муниципальных образований, может быть установлен аналогичный
порядок.Рассмотрим определение
материальных объектов, указанных в пункте 1
статьи 79 Бюджетного кодекса и Постановлении N 1204.

Определение объекта
капитального строительства раскрывается в статье 1
Градостроительного кодекса. Согласно данной статье объект
капитального строительства — это здание, строение, сооружение,
объекты, строительство которых не завершено, за исключением
временных построек, киосков, навесов и других подобных
построек.Определение понятий
«здания» и «сооружения» представлено в Общероссийском классификаторе основных
фондов, утвержденном постановлением
Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г.

N 359 (далее — ОКОФ). Согласно данному документу:-
к подразделу «Здания (кроме жилых)» относятся здания,
представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением
которых является создание условий (защита от атмосферных
воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания
населения и хранения материальных ценностей.

Здания имеют в
качестве основных конструктивных частей стены и крышу;-
к подразделу «Сооружения» относятся инженерно-строительные объекты,
назначением которых является создание условий, необходимых для
осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных
технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или
для осуществления различных непроизводственных функций.

К
сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства
для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи,
теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные
линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем
связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими
комплексами инженерных сооружений;-
к подразделу «Жилища» относятся здания, предназначенные для
невременного проживания.

Бухгалтерский учет

Рассмотрим порядок
отражения бюджетных инвестиций в учете бюджетных и автономных
учреждений. В соответствии с пунктом
21 Инструкции «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского
учета для органов государственной власти (государственных органов),
органов местного самоуправления, органов управления
государственными внебюджетными фондами, государственных академий
наук, государственных (муниципальных)

учреждений и Инструкции по
его применению» от 1 декабря 2020 г. N 157н (далее — Инструкция
N 157н) хозяйственные операции, осуществляемые за счет средств,
выделяемых в качестве бюджетных инвестиций, отражаются с кодом вида
финансового обеспечения деятельности «6» (бюджетные
инвестиции).Согласно пункту
93 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета
бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2020 г.

N 174н (далее — Инструкция N 174н), объем выделяемых для
бюджетных учреждений бюджетных инвестиций отражается на счете 0
401 10 180 «Прочие доходы».Порядок
открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его
территориальными органами определен приказом Федерального казначейства от 7
октября 2008 г.

N 7н (далее — Приказ N 7н). Согласно пункту
2.1.2 данного приказа для учета операций, осуществляемых
бюджетными учреждениями, органами Федерального казначейства в
случаях, установленных законодательством Российской Федерации,
открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

1) лицевой счет,
предназначенный для учета операций со средствами бюджетных
учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных
инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из
соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации);

2) лицевой счет,
предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными
бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также
бюджетных инвестиций.Аналогичная позиция
содержится и в отношении автономных учреждений (пункт
2.1.

3 Приказа N 7н).Пример
1Бюджетному учреждению
определены бюджетные инвестиции в размере 12000000 руб.

В первом
квартале перечислена сумма в размере 5000000 руб. Бюджетное
учреждение за счет бюджетных инвестиций осуществляет строительство
здания. В отчетном периоде строительная организация выполнила один
из этапов, связанных со строительством здания, стоимостью 40000000
рублей.Дебет 6 205 81 560

Бюджетные инвестиции

Бюджетный учет, N 8, 2020

С.Г.Хабаев,доктор экономических наук, доцент,консультант ООО «ЦентрАудит М»

В
связи с принятием Закона от 8 мая
2020 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового
положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее —
Закон N 83-ФЗ) поменялся порядок финансового обеспечения
деятельности бюджетных и автономных учреждений.

Инвестиции в госсобственность

Бюджетные инвестиции бюджетным учреждениям направляются следующими путями:

Инвестиции в частную собственность

Порядок бюджетных инвестиций для коммерческих организаций предусматривает как выдачу средств на основе безвозвратности (тогда государство получает долю в уставном капитале), так и посредством предоставления кредитов из казны.

Этот кредит выступает одним из инструментов стимулирования модернизации и обновления производства (капиталовложений).

Самым популярным займом является налоговый инвестиционный кредит. По сути, это отсрочка налоговых платежей.

Условия выдачи такого кредита:

  1.  возвратность;
  2.  выдается на срок от 1 до 5 лет;
  3.  процентные платежи находятся в промежутке 50-75 % ключевой ставки Банка РФ (ранее она называлась ставкой рефинансирования).

Предоставляется он как в виде снижения налога на прибыль, так и по другим налогам.

Оформляется предприятиям:

  1.  при заполненном заявлении;
  2.  при наличии пакета документов, которые подтверждают потребность в этом кредите.

Если выносится положительное решение, подписывается договор между компанией, которая нуждается в инвестиционном кредите, и местными органами исполнительной власти.

Договор дает право снижать налоговые платежи до 50 % каждый раз, когда приходит необходимость платить. Она делает это до того момента, когда определенный в договоре лимит кредита не будет исчерпан.

Минфин россии :: предоставление субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам

При предоставлении средств гос. поддержки оператором (фондом), получающим средства из федерального бюджета иным лицам — предусмотрены типовые формы соглашений

Приказ Минфина России от 25.12.2020 № 248н «Об утверждении Типовой формы договора о предоставлении средств юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю на безвозмездной и безвозвратной основе в форме гранта, источником финансового обеспечения которых полностью или частично является субсидия, предоставленная из федерального бюджета»

Приказ Минфина России от 25.12.2020 № 249н
«Об утверждении Типовой формы договора о предоставлении вклада в уставный (складочный) капитал юридического лица, в имущество юридического лица, в том числе не увеличивающего его уставный (складочный) капитал, источником финансового обеспечения которого полностью или частично является субсидия, предоставленная из федерального бюджета»

§

§

§

Модели построения инвестиционного бюджета в холдинговых структурах | школа финансового анализа и инвестиционной оценки жданова василия и жданова ивана

Бюджетирование — это процесс составления оперативных планов, разрабатываемых в рамках определенного периода для обеспечения финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности предприятия. В холдинговых структурах значимость процесса бюджетирования на порядок выше, чем в обычной организации. Именно бюджет, разрабатываемый с целью последующего контроля его исполнения по бюджетным статьям и центрам ответственности, служит целям повышения эффективности управления бизнесом и оптимизации взаимодействия бизнес-единиц холдинга.

Основные виды бюджетов — это Бюджет доходов и расходов (БДР) и Бюджет движения денежных средств (БДДС).

Бюджет доходов и расходов составляется с целью планирования финансового результата холдинга, контроля достижения целевых показателей прибыли, с целью управления себестоимостью продукции и предотвращения неэффективных расходов. БДР, как правило, содержит планируемую величину объемов отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг, информацию о себестоимости, прибыли и финансовом результате в отчетном периоде. БДР используется при планировании всех видов деятельности для обеспечения их ресурсами, является основой при принятии управленческих решений в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, а также является базой для разработки стратегических решений по управлению холдингом.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) составляется с целью управления платежеспособностью входящих в холдинг бизнес-единиц, интеграции финансовых потоков и эффективного размещения свободных денежных средств. БДДС содержит сведения о планируемых входящих (например, выручка за реализованную продукцию) и исходящих (платежи поставщикам материалов, работ и услуг и пр.) денежных потоках. БДДС готовится с целью планирования и контроля чистого денежного потока, определения места аккумулирования свободных денежных средств, выявления периодов и величины возможных кассовых разрывов для расчета потребности в заемных средствах.

Читайте также:  Бюджетные инвестиции, Комментарий, разъяснение, статья от 01 августа 2011 года

В холдингах планирование БДР и БДДС ведется в двух направлениях: во-первых, по периодичности формирования (годовые, квартальные, ежемесячные бюджеты), во-вторых, по уровням бюджетов (бюджеты бизнес-единиц и консолидированный бюджет холдинга, очищенный от внутренних оборотов).

Методология бюджетирования может быть различной: планирование «сверху вниз» (проекты бюджетов бизнес-единиц разрабатываются в Управляющей компании — УК); планирование «снизу вверх» (проекты бюджетов разрабатываются самими бизнес-единицами). Достаточно часто используется метод встречного планирования, при котором проекты бюджетов разрабатываются бизнес-единицами с последующей их корректировкой подразделениями Управляющей компании.

Исходной для формирования плановых БДР и БДДС является информация о ключевых показателях доходов и расходов, разрабатываемая в центрах ответственности. Одним из основных консолидированных в рамках бизнеса документов является инвестиционный бюджет.

Инвестиционный бюджет компании (ИБ) — это план инвестиционной деятельности предприятия, отражающий капитальные затраты и долгосрочные финансовые вложения за бюджетный период. Вместе с инвестиционным бюджетом в целях повышения эффективности управления бизнесом составляется также целый комплекс форм внутреннего планирования, учета и отчетности по инвестиционной деятельности (база данных, обеспечивающая управленческий учет инвестиционной деятельности, отчеты об исполнении инвестиционных бюджетов и прочие формы). Инвестиционный бюджет является финансовым обеспечением инвестиционной программы холдинга (т. е. совокупности всех инвестиционных проектов входящих в холдинг бизнес-единиц) и служит важным источником информации для разработки как бизнесплана в целом, так и планов маркетинга, производства и финансового плана.

В соответствии с действующим российским законодательством под инвестициями понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов, не предназначенных для перепродажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений

в государственные ценные бумаги, а также вложений в ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий. В основном инвестиции осуществляются в форме капитальных вложений, под которыми понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

В крупных холдингах ведется проектное планирование и учет инвестиций, т. е. любое приобретение внеоборотных активов (нематериальных активов, основных средств, объектов незавершенного строительства, доходных вложений в материальные ценности и пр.) оформляется в виде инвестиционного проекта. Инвестиционный проект — это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). Инвестиционные проекты подразделяются по направлениям инвестирования:

а)приобретение основных средств с целью:

—замены физически изношенных и / или дополнительного приобретения основных средств по предписаниям органов государственного надзора (технического, экологического, земельного и др.);

—замены физически изношенных основных средств, входящих в комплекс конструктивно сочлененных предметов;

—замены физически изношенных основных средств в связи с проведением плановых текущих и капитальных ремонтов;

—замены физически изношенных основных средств на аналогичные по технико-технологическим и эксплуатационным характеристикам.

б)модернизация, реконструкция, техническое перевооружение существующего производства;

в)создание или внедрение новых продуктов и / или производств;

г)развитие социальной сферы.

Инвестиционный бюджет, как правило, составляется в двух формах:

1)для оплаты (БДДС) и отражения объектов инвестирования по бухгалтерскому учету для последующего списания затрат на себестоимость;

2)для прогнозирования и корректировки финансового результата (БДР).

Основные отличия инвестиционного бюджета для БДДС от инвестиционного бюджета для БДР можно классифицировать следующим образом:

—по включению расходов и источников их финансирования (в инвестиционном бюджете для БДДС отражаются все денежные средства, которые поступили и были потрачены на инвестиционную деятельность в рамках отчетного периода. В инвестиционном бюджете для БДР отражаются только те расходы денежных средств, которые могут быть учтены в качестве прироста стоимости объектов инвестирования в отчетном периоде);

—по объему отражаемых расходов (в инвестиционном бюджете для БДДС отражаются только расходы в адрес сторонних организаций. В инвестиционном бюджете для БДР — все расходы, определяющие сумму капитальных вложений по инвестиционному проекту, например, строительно-монтажные работы собственными силами, потребление внутренних ресурсов и т. п.);

— по отражению НДС (в инвестиционном бюджете для БДДС, в отличие от инвестиционного бюджета для БДР, все расходы указываются с учетом НДС).

По итогам года сумма затрат на инвестиции по БДР и по БДДС должны совпадать (с учетом дельты по налогам, СМР собственными силами и прочим привлекаемым внутренним ресурсам).

В целях повышения управляемости холдинга и максимизации его финансовых результатов в краткосрочном периоде (месяц и менее) наиболее информативным является инвестиционный бюджет для БДДС. В долгосрочном периоде (год и более) — эффективнее использовать инвестиционный бюджет для целей БДР.

Процесс формирования инвестиционного бюджета холдинга в разрезе структуры и периодичности формирования отчетности представлен на схеме 1. В холдинге составляются плановые и фактические ежемесячные, квартальные и годовые инвестиционные бюджеты для БДР и БДДС. Ежемесячные бюджеты разбиваются по неделям, квартальные — по месяцам, годовые — по кварталам. Составляются также и стратегические инвестиционные бюджеты на три-пять лет с разбивкой по годам. Плановые бюджеты составляются в целях прогнозирования расходов на инвестиционную деятельность, фактические — для контроля инвестиционного процесса и анализа его реализации. В конечном итоге от оптимального выбора продолжительности бюджетного периода зависит эффективность бюджетного планирования инвестиционной деятельности в целом.

Бюджетные инвестиции – это... Как их получить? ::

С точки зрения долгосрочного развития бизнеса значение стратегического бюджетного планирования инвестиционной деятельности сложно переоценить. В данном случае наличие бюджета развития, которым в том числе является годовой инвестиционный бюджет, позволяет четко понимать размер планируемых капитальных вложений и срок ввода объектов инвестиционной деятельности в эксплуатацию, а также осуществлять ежемесячное и поквартальное планирование методом «от достигнутого на начало отчетного периода» в сопоставлении с утвержденным годовым объемом инвестиций.

Плановые формы (в разрезе отдельных бизнес-единиц) годовых инвестиционных бюджетов для целей БДДС и БДР представлены в табл. 1 и табл. 2 соответственно.

Инвестиционный бюджет для целей БДДС (см. табл. 1) формируется, как правило, в тысячах рублей, планируемые суммы указываются с НДС, т. к. данный бюджет служит источником информации об объеме денежных средств, которые планируется израсходовать на инвестиционную деятельность в отчетном году.

Для полного отражения годового денежного потока применяется разбивка по месяцам, которая позволяет определить динамику и объем денежных средств, необходимых для финансирования в каждом отдельно взятом месяце. Все инвестиционные платежи разбиваются на платежи по переходящим, принятым и находящимся на рассмотрении инвестиционным проектам. Переходящие и принятые инвестиционные проекты разделены по утвержденным инвестиционным приказам, что обеспечивает максимальный контроль инвестиционной деятельности в целом. Платежи по каждому инвестиционному проекту разделены на несколько категорий: платежи за оборудование; платежи за материалы и комплектующие; платежи сторонним организациям за оказанные услуги по проведению строительно-монтажных работ; платежи за проектно-изыскательские работы, экспертизы, разработку и согласование рабочей документации и основных технико-технологических решений; а также прочие платежи, к которым относятся платежи за получение справок и иных разрешительных документов от различных государственных и регулирующих органов.

Инвестиционный бюджет для целей БДР (см. табл. 2) формируется в тысячах рублей, однако все суммы указываются без НДС. В инвестиционном бюджете для БДР указываются также планируемые к проведению строительно-монтажные работы сторонними подрядчиками (сумма по БДДС за минусом НДС) и работниками собственных цехов бизнес-единицы.

Бюджетные инвестиции – это... Как их получить? ::

Бюджетные инвестиции – это... Как их получить? ::

Данный бюджет, как и форма для БДДС, разбивается на три основных блока: переходящие инвестиционные проекты (ИП), принятые ИП и ИП, находящиеся на рассмотрении. Деление по месяцам в данной форме ИБ отсутствует, так как для целей годового БДР гораздо важнее отражение прироста активов бизнес-единицы за счет инвестиционной деятельности и четкое понимание, какой объем ежегодной прибыли будет направлен на инвестиции.

В холдингах на основе годовых инвестиционных бюджетов для целей БДДС и БДР составляются соответствующие консолидированные инвестиционные бюджеты. Бюджетные показатели отдельных бизнес-единиц, сформированные в консолидированный бюджет, позволяют видеть расходы на инвестиции всего холдинга, что повышает управляемость не только инвестиционных процессов, но и бизнеса компании в целом.

Читайте также:  Как купить акции ПАО «Роснефть» физическому лицу в России – инструкция для начинающих

Ниже предлагается модель формирования, исполнения и контроля исполнения инвестиционных бюджетов бизнес-единиц Холдинга в разрезе БДДС. Условно процесс бюджетирования инвестиционной деятельности можно разделить на девять этапов, представленных на схеме 2.

Первый этап — принятие решения на уровне бизнес-единицы о необходимости и целесообразности разработки нового инвестиционного проекта. Представленная документация по инвестиционному проекту должна содержать следующие основные блоки:

—краткое описание всех ключевых элементов инвестиционного проекта;

—цель осуществления будущего проекта в контексте сложившегося состояния дел в отрасли и в бизнес-единице;

—обоснование технической целесообразности и реализуемости инвестиционного проекта;

—аргументация выбора производственного процесса и хода реализации проекта;

—характеристика технико-технологических показателей проекта;

—расчет ожидаемого эффекта от реализации инвестиционного проекта;

—расчет экономической эффективности инвестиционного проекта;

—расчет денежного потока по инвестиционному проекту.

Второй этап — направление инвестиционного проекта на рассмотрение в Управляющую компанию и процесс согласования ИП.

Третий этап—утверждение инвестиционного проекта. Инвестиционный проект утверждается посредством издания организацией соответствующего приказа с приложением графика инвестирования (табл. 3) и указанием ответственных за реализацию, контроль и предоставление отчетности лиц. В графике инвестирования указывается: наименование утвержденного инвестиционного проекта или проектов; в количественном выражении объем приобретаемого оборудования и материалов; сумма планируемых инвестиционных затрат в разбивке по годам (если проект долгосрочный) или по кварталам (если срок реализации инвестиционного проекта менее года); поставщики и / или подрядчики; срок ввода объекта инвестирования или приобретаемого оборудования в эксплуатацию.

Четвертый этап — составляется и разрабатывается план финансирования инвестиционного проекта (табл. 4). В плане финансирования в соответствии с графиком инвестирования указываются источники финансирования статей ИП, основными из которых являются собственные средства холдинга (амортизационные отчисления; прибыль от производственно-хозяйственной деятельности, направляемая на развитие производства; средства от реализации нематериальных активов и продажи неиспользуемых основных средств; резервы на инвестиционную деятельность) и внешние источники финансирования (государственные гарантии кредиторам под предоставленные ими инвесторам инвестиционные средства, кредитные ресурсы, иностранные инвестиции, лизинг).

Бюджетные инвестиции – это... Как их получить? ::

Бюджетные инвестиции – это... Как их получить? ::

Пятый этап — бизнес-единица готовит заявку на финансирование утвержденных инвестиционных проектов на планируемый месяц. В упрощенном виде заявка на финансирование представлена в табл. 5. В ней указываются наименование и номенклатура статей каждого инвестиционного проекта, финансирование которого предполагается в планируемом месяце, в полном соответствии с пунктами и подпунктами инвестиционного приказа, которым утвержден ИП. Заявка на финансирование должна также содержать количество закупаемого в рамках ИП в планируемом месяце оборудования и материалов, утвержденный объем инвестиций на текущий год, фактическую оплату по позициям инвестиционного проекта на отчетную дату, переходящий остаток на отчетную дату и план оплаты на планируемый месяц. Данная форма может быть развернута более подробно. Например, графа «Фактически оплачено с начала года», содержащая нарастающим итогом факт оплаты по предшествующим планируемому месяцам текущего года, может разбиваться на несколько столбцов, содержащих информацию по фактически оплаченным суммам по каждому предшествующему месяцу. Можно также ввести несколько столбцов, раскрывающих информацию столбца «План оплаты на планируемый месяц», а именно могут быть добавлены такие столбцы, как: «в том числе аванс» и «в том числе кредиторская задолженность прошлых периодов».

Бюджетные инвестиции – это... Как их получить? ::

Шестой этап — рассмотрение заявки бизнес-единицы на финансирование инвестиционных проектов в технической дирекции Управляющей компании. На данном этапе происходит согласование оплаты отдельных инвестиционных позиций и, в конечном итоге, общей суммы платежей на планируемый месяц. В процессе рассмотрения заявки проводится «план-факт»-анализ исполнения бюджета прошлого периода, и в план отчетного периода включаются переходящие платежи (т. е. платежи запланированные, но не оплаченные в предыдущих месяцах).

Седьмой этап — включение утвержденной заявки на финансирование инвестиционных проектов в БДДС. После того, как заявка бизнес-единицы на финансирование инвестиционных проектов утверждается Технической Дирекцией Управляющей компании, расходы, которые в ней отражены, должны быть включены в соответствующие статьи БДДС отчетного периода.

С точки зрения технологии бюджетирования БДДС может составляться в двух формах: по направлениям деятельности и по центрам ответственности.

БДДС, сформированный по направлениям деятельности, в доходной части содержит информацию о поступлениях по текущей (основной производственной деятельности), инвестиционной (деинвестициях или реализации основных средств; реализации долгосрочных активов) и финансовой деятельности (выпуске ценных бумаг, возврате дебиторской задолженности, возврате НДС из бюджета, прочих финансовых поступлениях). В расходной части БДДС содержится информация о выбытиях по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности и расходах из прибыли. В расходы по текущей деятельности включаются, как правило, расходы на энергоресурсы, заработную плату и отчисления, материально-техническое обеспечение текущей деятельности, услуги промышленного характера, общезаводские расходы, налоги и коммерческие расходы. В расходную часть БДДС по инвестиционной деятельности входят:

—расходы на материально-техническое обеспечение;

—расходы на капитальное строительство (в том числе на строительно-монтажные и пуско-наладочные работы, закупку оборудования и материалов);

—расходы на информационные технологии и связь;

—расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы;

—долгосрочные финансовые вложения;

—лизинговые платежи;

—расходы из резервных фондов, сформированных для целей инвестиционной деятельности;

—расходы на прочие услуги по инвестиционной деятельности.

В статье «Расходы по финансовой деятельности» указываются расходы на погашение кредиторской задолженности, кредитов и займов, а также процентов по кредитам и займам, расходы на покупку ценных бумаг, банковские расходы, налоги на операции с ценными бумагами и прочие финансовые расходы. К расходам из прибыли относятся расходы на финансирование отдельных подразделений бизнес-единицы, социальных программ, благотворительная помощь, членские взносы, выплаты по договорам пожертвования, штрафы, пени и неустойки.

Если в холдинговой структуре выбран принцип формирования БДДС по центрам ответственности, то в разделе БДДС «Поступления денежных средств от реализации продукции и услуг» все доходы распределяются и учитываются по основным центрам ответственности: доходы Дирекции по продажам (доходы от реализации основной продукции на экспорт, на внутренний рынок, доходы от прочей реализации); доходы Дирекции по закупкам и логистике (возмещение транспортных расходов, реализация транспортных услуг, агентские вознаграждения за закупку товарно-материальных ценностей (ТМЦ), возврат авансов, перечисление средств принципалом агенту для покупки ТМЦ); доходы Технической дирекции (доходы от выполненных работ и оказанных услуг промышленного характера); доходы Административной дирекции (доходы от сдачи имущества в аренду, от выполненных работ и оказанных услуг социального характера, доходы от прочей реализации); доходы Финансовой дирекции (возмещение НДС, полученные кредиты, займы, открытые депозиты, прочие поступления от финансовой деятельности).

При данном принципе формирования бюджета движения денежных средств расходы, как и доходы, отражаются по центрам возникновения затрат. К расходам Дирекции по продажам относятся затраты на рекламу, на участие в выставках и конференциях, расходы на хранение продукции на базах. Расходы Дирекции по закупкам и логистике включают расходы на материально-техническое обеспечение (в том числе затраты по инвестиционной деятельности), а также на транспорт и логистику (железнодорожные, портовые, автотранспортные расходы, таможенные затраты, расходы на аренду транспорта и информационные услуги по снабжению и логистике). Расходы на материально-техническое обеспечение представляют собой затраты на приобретение основного сырья и материалов, вспомогательных материалов, топлива и горюче-смазочных материалов, металлопроката, строительных материалов, резинотехнических изделий, спецодежды, спецобуви, инвентаря и инструментов, тары, сменного оборудования, контрольно-измерительных приборов, механизмов и устройств вычислительной техники, технологического оборудования, электрооборудования, запасных частей и прочих. Каждый из этих видов расходов подразделяется на три группы. К первой группе относятся прямые переменные расходы, общецеховые расходы, расходы на пуск и остановку, внепроизводственные расходы. Ко второй — расходы на ремонтные работы. К третьей — расходы на инвестиционную деятельность.

Часть инвестиционных статей относится также к центру ответственности Технической дирекции, а именно: расходы на строительно-монтажные и пуско-наладочные работы; расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, лизинговые платежи, расходы из резервных фондов, сформированных для целей инвестиционной деятельности, расходы на прочие услуги по инвестиционной деятельности. Помимо инвестиционных статей в сферу ответственности Технической дирекции входят затраты на услуги по ремонту производственных зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств, а также затраты на эксплуатацию электрических, управляющих и энергетических систем.

К расходам Административной дирекции можно отнести расходы на персонал, услуги связи, содержание помещений, оборудования и транспорта, используемых для управленческих целей; командировочные, социальные расходы и пр.

Расходы Финансовой дирекции состоят из расходов на налоги и отчисления, платежей во внебюджетные фонды; платежей за аудиторские, консультационные, информационные и прочие услуги. К ним относятся: расходы на погашение штрафов и пеней; предоставление займов; покупку ценных бумаг; банковские расходы; выплаты процентов по кредитам и займам; погашение кредитов и займов; размещение средств на депозиты; возврат авансов; выплата дивидендов; погашение кредиторской задолженности; оплата услуг по страхованию; благотворительная помощь и прочие выплаты по финансовой деятельности.

Таким образом, если предприятием принята концепция финансового планирования, при которой бюджет движения денежных средств строится на принципе отнесения затрат к центрам ответственности, инвестиционные статьи содержатся не в одном разделе бюджета (как при планировании БДДС по направлениям деятельности), а в нескольких (в данном случае — в статьях расходов Дирекции по закупкам и логистике и Технической дирекции). Планирование и контроль инвестиционной деятельности при такой форме БДДС осуществлять значительно сложнее.

Читайте также:  Калькулятор вклада с капитализацией, пополнением и частичным снятием, пролонгацией

Восьмой этап — исполнение БДДС отчетного периода. На основании счета или договора ответственный за расходы исполнитель бизнес-единицы составляет задание на платеж. Данное задание на платеж подписывается руководящими лицами бизнес-единицы, и инвестиционный

платеж включается в реестр платежей на планируемый день. Если в холдинге принята схема жесткого контроля за инвестиционной деятельностью бизнес-единиц, при которой все инвестиционные платежи проходят обязательное согласование в Управляющей компании, то данный платеж, включенный в реестр платежей, направляется на согласование в Управляющую компанию. После согласования платежа в Управляющей компании бизнес-единица производит оплату, направляет подтверждающий оплату документ в УК и включает сумму понесенных расходов в фактическую отчетность текущего месяца по конкретному инвестиционному проекту и по конкретному инвестиционному Приказу.

Задание на платеж, формируемое бизнес-единицей, должно содержать следующую информацию: планируемая дата платежа; код строки бюджета движения денежных средств; поставщик; валюта платежа; сумма платежа; назначение платежа (за что осуществляется платеж — за оборудование, материалы, СМР, проектные работы и т. п.), номер инвестиционного приказа, номер инвестиционного проекта, пункт и подпункт ИП).

Девятый этап — составление отчетности по инвестиционной деятельности и её анализ. Отчет по инвестиционной деятельности бизнес-единицы — основной отчетный документ о фактическом исполнении инвестиционного бюджета, содержащий данные о величине и структуре капитальных затрат, а также о долгосрочных финансовых вложениях за отчетный бюджетный период. Как правило, в крупных холдинговых структурах специалисты стараются классифицировать систему отчетности по следующим критериям:

—по периодичности составления — ежемесячная, ежеквартальная, годовая (табл. 6);

—по уровням — по отдельным бизнес-единицам и по холдингу в целом (табл. 7);

—по инвестиционным проектам.

Бюджетные инвестиции – это... Как их получить? ::

Бюджетные инвестиции – это... Как их получить? ::

Форма ежемесячного фактического отчета по инвестиционной деятельности представлена в табл. 6. Данная форма отражает подтвержденный факт оплаты в отчетном месяце, с учетом которого формируются факт оплаты нарастающим итогом с начала года и переходящий остаток на последующие периоды.

Аналогично может быть составлена и ежеквартальная форма отчетности, для чего в столбце «Фактически оплачено в отчетном периоде» необходимо указать факт оплаты не за отчетный месяц (как для ежемесячной формы), а за каждый месяц отчетного квартала.

Годовая форма отчетности составляется по такому же принципу с разбивкой фактических платежей на 12 месяцев. Данная форма дает возможность составить динамику инвестиционных затрат бизнес-единицы по месяцам, проанализировать факт исполнения годовой инвестиционной программы бизнес-единицы, вычислить объем переходящих инвестиционных платежей на следующий год. Итоговые цифры фактического финансирования, инвестиционных проектов

бизнес-единицы, аккумулированные в табл. 6, в последующем в целях управленческого анализа трансформируются в фактическую форму «Инвестиционный бюджет бизнес-единицы на г.» (см. табл. 1).

Отчетность по инвестиционным проектам может быть сформирована как в разрезе отдельных бизнес-единиц (см. табл. 6 — ежемесячная, ежеквартальная или годовая), так и консолидированно по холдингу (см. табл. 7 — ежемесячная, ежеквартальная или годовая).

В холдинговых структурах отчетность по инвестиционной деятельности (как консолидированная, так и в разрезе бизнес-единиц) может быть детализирована путем ведения управленческого учета по каждому отдельному инвестиционному проекту. С этой целью формируется «файл» инвестиционного проекта, куда входят следующие элементы:

—График инвестирования в инвестиционный проект (см. табл. 3);

—План финансирования инвестиционного проекта (см. табл. 4);

—Факт финансирования инвестиционного проекта нарастающим итогом с начала года (см. табл. 6 в разбивке фактических платежей на 12 месяцев);

—Фактические платежи по проекту (выборка фактических платежей по ИП из фактических ежемесячных бюджетов движения денежных средств);

—Анализ текущих затрат по ИП на отчетную дату (их объем, соответствие графику инвестирования, постоянный мониторинг эффективности вложения денежных средств).

Установленная система бюджетирования, предполагающая конкретные технологии формирования, исполнения и оценки исполнения бюджета,

—финансовая составляющая достижения стратегических и текущих целей организации. Инвестиционный бюджет — инструмент реализации инвестиционной стратегии холдинга. Инвестиционный бюджет для целей БДДС позволяет определить объем денежного потока по финансируемым инвестиционным проектам. Инвестиционный бюджет для целей БДР позволяет прогнозировать и корректировать финансовый результат как отдельных бизнесединиц, так и холдинга в целом.

Цель инвестиционного бюджета — повысить уровень управляемости инвестиционным капиталом, и, как следствие, сохранить производственные мощности, обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия.

Автор: 

Бюджетные инвестиции – это... Как их получить? ::Дмитрий Медведко – финансовый аналитик. Окончил МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности «государственные и муниципальные финансы», аспирант кафедры экономической теории и хозяйственного регулирования факультета государственного управления. (Москва)

Журнал Менеджмент сегодня 06(2004)

Необходимость бюджетных инвестиций

Бюджетные инвестиции – это поддержка как юридических лиц (бизнеса), так и муниципальных учреждений.

Чаще всего эти инвестиции представлены в виде:

  •  вложений в ценные бумаги компаний госсобственности;
  •  кредитов юридическим лицам;
  •  вложений в основные средства учреждений;
  •  покупки недвижимости, которая становится государственной собственностью.

Основной смысл подобных инвестиций заключается в стимулировании экономического роста различных отраслей экономики, особенно социально значимых.

Рост экономики влечет за собой создание новых рабочих мест, результатом чего будет снижение уровня безработицы.

Другими словами, инвестиции в компании различных уровней способствуют укреплению экономической стабильности.

Остается лишь сформировать четкую стратегию по контролю за использованием бюджетных средств.

Определение и суть

Одним из направлений государственной политики является масштабирование имеющихся активов и получение прибыли за их счет. Именно с этой целью осуществляется финансирование преуспевающих сфер деятельности.

Бюджетные инвестиции – это капиталовложения, направленные на увеличение стоимости государственного имущества за счет бюджета. В законодательстве понятие рассматривается иначе – это средства, используемые для поддержания функционирования государственных и муниципальных объектов.

Особенности инвестирования:

  • главной целью является не только извлечение прибыли, но и помощь в решении социальных задач;
  • инвестирование в полной мере регулируется государством;
  • средства формируются исключительно из бюджета страны;
  • размер инвестиций зависит от установленного бюджета;
  • использование капитала подлежит строгому контролю;
  • инвестирование возможно только на возвратной основе.

Предоставление инвестиций различного рода учреждениям регламентируется статьей 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Роль в экономике

Бюджетное инвестирование – составная часть политики Российской Федерации. Правильное вливание средств поддерживает стабильный рост и развитие экономической составляющей страны.

Эффективность инвестиции можно определить как разницу между совокупными доходами и расходами бюджетов. Но на деле основной целью инвестирования государства является не только получение прибыли, но и восстановление экономически значимых предприятий. В связи с высокой конкуренцией и уровнем износа, компании не справляются с производством, способствуя ухудшению финансовой политики государства.

На сегодняшний день бюджетное инвестирование имеет следующие направления:

  1. Качественное улучшение общественной инфраструктуры.
  2. Устранение/реконструкция аварийного жилья.
  3. Поддержание хорошего уровня жизни у граждан.
  4. Развитие и восстановление дорожной сети.
  5. Улучшение сферы здравоохранения.
  6. Строительство социально-культурных объектов.

На практике бюджетные субсидии и инвестиции способны обеспечить стабильный рост уровня жизни в стране, успешно развивая все сферы деятельности. Особую роль бюджетные инвестиции играют в жизни мелких предпринимателей. Венчурные капиталовложения способствуют развитию бизнес-проектов, имеющих огромный потенциал.

Если говорить о недостатках инвестирования, то тут следует выделить только то, что установившаяся методология федеральных программ не в полной мере соответствует запросам программно-целевого планирования.

Условия и порядок предоставления

Главной целью инвестора является извлечение максимальной прибыли с минимальными рисками. Организация на грани банкротства, с неустойчивой финансовой деятельностью и низкой социальной значимостью не получит бюджетных инвестиций.

Государство выдвигает некоторые условия для потенциальных получателей средств:

  1. Проект должен иметь четко разработанный бизнес-план.
  2. Учреждение обязано предоставить план по передаче земельного участка и построек.
  3. Сметно-проектные документы должны быть составлены грамотными специалистами, с учетом всевозможных форс-мажорных обстоятельств.

Между двумя сторонами заключается контракт, без которого инвестиционное вливание невозможно.

Порядок предоставления бюджетных инвестиций регламентируется статьей 79 и 80 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Средства выделяются из государственной казны на развитие предприятий различного рода. Безвозмездное субсидирование возможно только в тех случаях, когда компания-получатель находится в собственности государства либо работает с федеральными программами. Инвестиции осуществляются после размещения государственного заказа на строительство/реконструкцию выбранного объекта.

Капиталовложения зависят от уровня принятия решения:

  • федеральный уровень – вливания в федеральные программы и объекты собственности;
  • региональный уровень – проекты муниципалитетов;
  • адресная помощь – выделение гарантий и кредитов.

Формы инвестиций из бюджета

Осуществляя вложения, государство получает взамен долю уставного капитала учреждения, куда осуществляются инвестиции.

Подобная форма сотрудничества предприятий и организаций выгодна для всех:

  1. Предприятие имеет возможность получить финансы на развитие деятельности. Участие государства в уставном капитале юрлица привлекает инвесторов, которые надеются на контроль за расходами от его лица.
  2. Федерация также получает прямую выгоду от участия в капитале коммерческой компании. В этом случае оно ведет контроль над ее работой, получает прибыль, которая соответствует вложениям, поддерживает производство.

Выводы

Государство, используя бюджетное инвестирование, стремится стабилизировать экономическую ситуацию в стране. Возвратные и безвозвратные капиталовложения ориентированы на улучшение уровня жизни граждан. Приоритетными направлениями считается сфера здравоохранения и социально-культурное развитие страны.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.