Бюджетные инвестиции – это… Как их получить? ::

Бюджетные инвестиции – это... Как их получить? :: Выгодные вклады

На что можно тратить бюджетные деньги

Готовя эту статью, почитала несколько законодательных обоснований инвестиционной деятельности со стороны страны, и была удивлена, ведь во многих подобных документах обозначается и буквально красным цветом выделена позиция: «государство заинтересовано в том, чтобы стать инвестором», но на практике, уже на первых этапах подачи заявки или получения средств можно столкнуться с огромным множеством негативных аспектов и просто перехотеть брать деньги от государства.

Согласно бюджетному кодексу Российской Федерации, получить инвестиции можно, если ваш бизнес выполняет какую-то из этих ролей:

  • обеспечивает национальную приоритетность – то есть проект поднимет качество жизни или престиж страны на международной арене;
  • высокий показатель эффективности – бизнес активно влияет на повышение ВВП, улучшает его экономические показатели;
  • стабильная и доказанная бюджетная эффективность – то есть финансовые показатели прибыли превышают налоговые отчисления, а значит компания – выгодный участник рынка.

Можно понять: вливания из бюджета представлены в разном виде: реальные инвестиции для покупки оборудования или как помощь в продвижении товаров, услуг. Предлагаю посмотреть, на что государство тратило деньги в последние года.

Ключевые направления для инвестирования со стороны государства

Направление2021 (%)2021 (%)2021 (%)
Строительство и ремонт дорог27,727,830,6
ЖКХ2319,517,8
Культура3,52,33,1
Образование10,214,211,2
Общегосударственные вопросы2,11,82,9

Интересная категория «Общегосударственные вопросы», что думаю, у вас также вызовет много вопросов. Данные за 2020 год найти оказалось весьма сложной задачей, но уверенна, что за этот период больше всего будет также вложено в дороги и здравоохранение.

Государственные вложения в россии

Сегодня в России несбалансированная экономика. Львиная доля всех доходов государственного бюджета это прибыль от продажи энергетических ресурсов и сырья.

Такая структура экономики требует оздоровления.

Помимо энергетического и сырьевого сектора необходимо развивать и другие. Выход из сложившейся ситуации будет повышение общей инвестиционной привлекательности России и улучшение её инвестиционного климата.

Развитие ведущих отраслей экономики требует средств. Государству в срочном порядке необходимо разработать меры по привлечению частного капитала в экономику путем создания преференций и льгот для инвесторов.

На сегодняшний день государственные инвестиции в России это финансирование оборонного комплекса, решение социальных обязательств перед гражданами, поддержание зарплат «бюджетников» на должном уровне. Слепого инвестирования в развивающиеся сектора экономики не хватает.

Развитие прямых государственных инвестиций в России поручено «Фонду прямых инвестиций» с чем он с переменным успехом справляется.

Главная проблема это ограничение в части участия как минимум одного иностранного инвестора в проекте. Другими словами, фонд не способен инвестировать в привлекательный инвестиционный проект, если иностранный капитал в его реализации не участвует.

Бюджетных инвестиций в России катастрофически не хватает, хотя источников формирования предостаточно. Правительство нашей страны неохотно вкладывает средства в экономику, если рассматривать ситуацию в целом.

Чтобы это изменить и поток бюджетных вложений хлынул в нашу экономику, руководству страны необходимо выработать приоритетные направления развития и следовать им используя все доступные инструменты для привлечения капитала.

Государственные инвестиции — куда они идут

Для начала стоит разобраться, куда уходят деньги от государственных инвестиций. Нужно понимать, что любой желающий не может получить деньги, только потому, что он захотел этого. Государство в первую очередь инвестирует в социально значимые отрасли.

Если вы придете к чиновнику с проектом, который в данный момент к такой не относится, то вам откажут. Показательным является тот факт, что на коммерческую составляющую обращают внимание в самую последнюю очередь. Давайте теперь взглянем на то, какие же отрасли считаются значимыми на данный момент в России:

  • Малый бизнес. Одним из главных приоритетов, поставленных государством, является развитие точечного бизнеса и небольших компаний. По мнению руководителей страны это позволит сформировать так называемые средний класс, а также увеличит поступление налоговых отчислений.
  • Сельское хозяйство. Ни для кого не является секретом, тот факт, что деревни постепенно умирают, в первую очередь из-за недостатка финансов. Государственные инвестиции призваны решить эту проблему. Развитие сельского хозяйства также является одним из главных приоритетов экономической политики страны.
  • Экология. Различные экологически программы появились относительно недавно и проекты пока финансируются слабо. Как правило, речь идет о модернизации крупных промышленных предприятий в целях уменьшения выброса вредных веществ в окружающую среду.
  • Проекты, направленные на улучшение качества жизни социально незащищенных слоев населения. В первую очередь это инвалиды и дети сироты.

Это направления, которые актуальны по все стране, но не стоит забывать, что на региональном и местном уровне также можно получить финансирование за счет государственных инвестиций. 

Если рассматривать направления для индивидуальных вложений, то стоит отдать предпочтение надежности и стабильности. Эти качества сочетает в себе недвижимость, а именно зарубежная. Сейчас есть масса привлекательных квартир или домов, по невысоким ценам, но с завидной инвестиционной привлекательностью.

Для примера рекомендуем ознакомиться с материалом “КУПИТЬ НЕДВИЖИМОСТЬ В ТАИЛАНДЕ”. Кстати, говоря о Тайланде, можно ответить, что эту страну можно рассматривать для постоянного проживания, конечно она имеет свои особенности, но где их нет.

Государственные инвестиции в промышленность

Главными задачами инвестирования финансовых средств в промышленный сектор экономики Российской Федерации являются импортозамещение, выпуск собственной дорогостоящей продукции, которая будет способна удовлетворить потребности граждан нашей страны, и, как следствие, создание новых рабочих мест.

В качестве примера можно привести Российско — Китайское сотрудничество на Дальнем Востоке, где процесс развития идёт достаточно активно. На сегодняшний день там осуществляется 22 проекта, в которых поддержка Китая составила 3 млрд. $. Если перевести в процентное выражение, то доля китайских инвестиций от их общего объёма составляет 22%.

Что касается малого и среднего бизнеса, то с помощью государственных инвестиций создаётся спрос. Благодаря долгосрочному кредитованию частному сектору, возможно выполнить следующие задачи:

  1. Повысить уровень жизни народа;
  2. Обеспечить сбыт производимой продукции (с помощью инвестиционных средств);
  3. Удовлетворить спрос граждан в дорогостоящем товаре.

Государственные инвестиции в сельское хозяйство

Одним из главных вопросов развития экономики страны в целом является привлечение инвестиционных средств в сельское хозяйство. Ведь это ключевая сфера деятельности, от которой напрямую зависит рост экономики и развитие государства в целом. Однако она является совсем непривлекательной для инвестиций, ввиду того, что приносит малую прибыль.

Одним из ключевых источников финансирования сельского хозяйства являются государственные инвестиции, с помощью которых возводятся новые заводы, тепличные сооружения и комплексы, а также совершенствуется общая инфраструктура в регионах страны. Вкладываемые государством средства идут на охрану окружающей среды, обеспечение оптимального уровня жизни в сельской местности, наделение хозяйств оборотными ресурсами и важные вопросы агропромышленного комплекса.

Так как же получить государственную помощь? Государство даёт субсидии на совершенствование собственного хозяйства: строительство необходимых построек, инфраструктуры, а в некоторых случаях даже помогает с приобретением земельного участка – всё это обеспечивается государственными программами и фондами развития, под которые должен подходить частный бизнес.

И в заключение стоит добавить, что государственное инвестирование бывает следующих видов: льготные займы, налоговые льготы, прямые государственные вложения и инвестиции от государственных предприятий и крупных организаций (компаний). «Фонд прямых инвестиций» занимается совершенствованием прямого государственного инвестирования в России.

О государственных инвестициях на примере фермерства:

Деньги на светлую голову (и идею): как получить помощь от государства на рост бизнеса и привлечь частные инвестиции


РВК не инвестирует средства в стартапы самостоятельно, а выступает в роли государственного фонда фондов: с участием капитала РВК созданы инвестиционные инструменты для поддержки инновационных проектов и компаний на различных стадиях развития. Общее количество фондов, сформированных РВК, достигло 26.

О способах получения инвестиций компании могут узнать с помощью сервиса «Выбор фонда» на сайте РВК. При подборе учитываются 2 ключевых параметра: отрасль, в которой работает предприятие, и необходимый размер инвестиций. В портфеле РВК есть как предпосевные/посевные фонды, так и работающие с проектами на зрелых стадиях. К примеру, «Российско-белорусский фонд венчурных инвестиций» RBF Ventures (целевой размер — 1,4 млрд рублей) поддерживает высокотехнологичные проекты, зарегистрированные в России и Белоруссии. Компании, находящиеся в венчурной стадии, могут претендовать на инвестиции в размере до 25 млн рублей (при доле частного инвестора не менее 25%), проекты в стадии роста могут получить максимум 150 млн рублей. «Венчурный Фонд Сколково – ИТ I» (при первом закрытии РВК выступала якорным инвестором, целевой объем — 3 млрд рублей) может инвестировать в один проект до 10%.

С проектами на зрелых стадиях работает «Da Vinci Pre-IPO Fund» (находится под управлением компании Da Vinci Capital). Он помогает технологическим компаниям выходить на фондовые рынки —  проводить IPO на российских и зарубежных площадках. Размер фонда — 5 млрд рублей, из них 1,5 млрд приходится на долю РВК, а соинвесторами выступают крупные международные инвесторы: ЕБРР, Adam Street Partners, Alpha Associates, HarbourVest. Одна из последних сделок Da Vinci Capital — приобретение доли в 8% сервиса заказа такси Gett. Точная сумма сделки не называлась, но речь идет о нескольких десятках миллионов долларов.

Фонды, созданные с участием капитала РВК, могут инвестировать до 1 млрд рублей в одну портфельную компанию (самый высокий средний чек). С 2007 по 2021 год 30% всех инвестиций фондов с участием капитала РВК были направлены на проекты в области медицины и здравоохранения, 27% — информационных и интернет-технологий, 10% — энергетики.

Читайте также:  Как правильно инвестировать в недвижимость: советы эксперта

Инвестиции в частную собственность

Порядок бюджетных инвестиций для коммерческих организаций предусматривает как выдачу средств на основе безвозвратности (тогда государство получает долю в уставном капитале), так и посредством предоставления кредитов из казны.

Этот кредит выступает одним из инструментов стимулирования модернизации и обновления производства (капиталовложений).

Самым популярным займом является налоговый инвестиционный кредит. По сути, это отсрочка налоговых платежей.

Условия выдачи такого кредита:

  1.  возвратность;
  2.  выдается на срок от 1 до 5 лет;
  3.  процентные платежи находятся в промежутке 50-75 % ключевой ставки Банка РФ (ранее она называлась ставкой рефинансирования).

Предоставляется он как в виде снижения налога на прибыль, так и по другим налогам.

Оформляется предприятиям:

  1.  при заполненном заявлении;
  2.  при наличии пакета документов, которые подтверждают потребность в этом кредите.

Если выносится положительное решение, подписывается договор между компанией, которая нуждается в инвестиционном кредите, и местными органами исполнительной власти.

Договор дает право снижать налоговые платежи до 50 % каждый раз, когда приходит необходимость платить. Она делает это до того момента, когда определенный в договоре лимит кредита не будет исчерпан.

Инвестиционная политика муниципального образования

УДК 330.322:352.07

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.В. Клиппенштейн, К.А. Верига

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003

e-mail: klippenshtein_ev@kamchatgtu.ru e-mail: bonyatka@yyandex. ru

Данная статья определяет сущность, роль инвестиционной политики муниципального образования и использование технологий муниципального стратегического планирования в ее реализации.

Ключевые слова: муниципальная инвестиционная политика, муниципальное стратегическое планирование, инвестиционная привлекательность, отраслевая структура инвестиций, инвестиционные потребности муниципалитета.

Investment policy of the municipality. E.V. Klippenshtein, K.A. Veriga (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)

This article defines the essence, the role of the investment policy of the municipal formation and use of technologies of municipal strategic planning for its implementation.

Key words: municipal investment policy, municipal strategic planning, investment attractiveness, the sectoral structure of investments, the investment needs of the municipality.

На современном этапе развития российской экономики многие ставят вопросы о продуманной экономической политике государства.

Правильная экономическая политика государства является залогом успешного развития страны в целом, немаловажной ее составляющей является и инвестиционная политика. Государство здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.

В настоящее время бюджетная самостоятельность местного самоуправления федеральным центром фактически не гарантируется. В сложившихся условиях активизация инвестиционной деятельности – одна из первостепенных задач органов муниципального управления, от решения которой зависит не только решение широкого круга проблем отдельных муниципальных образований, но и в определенной мере судьба местного самоуправления в целом.

Дополнительную актуальность исследованию придает расширившееся использование технологий муниципального стратегического планирования. Вследствие несовершенства межбюджетных отношений муниципальные образования, имеющие «бюджеты выживания», вынуждены осуществлять поиск необходимых для реализации принятых концепций своего комплексного социально-экономического развития в рамках проведения местной инвестиционной политики.

Сущность муниципальной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования (города).

Разработка и реализация муниципальной инвестиционной политики осуществляются на основе концепции социально-экономического развития города и включают:

– определение приоритетов, целей и задач инвестиционной политики, то есть формирование инвестиционной стратегии;

– разработку комплекса мероприятий по инвестированию;

– определение потребности в инвестиционных ресурсах;

– поиск и выбор источников инвестиций;

– формирование инвестиционных возможностей и мер по их расширению [1].

Одним из важнейших вопросов осуществления муниципальной инвестиционной политики

является ее ресурсное, в частности финансовое, обеспечение, что особенно актуально в условиях дефицита бюджетных инвестиций.

На финансовое состояние муниципальных образований в Российской Федерации оказала значительное влияние реформа местного самоуправления. Ведущую роль в структуре доходов бюджетов всех рассмотренных муниципалитетов играют безвозмездные перечисления из вышестоящих бюджетов. По информации Министерства финансов РФ, 80% муниципальных образований в Российской Федерации дотируются более чем на 80% [2].

Согласно Бюджетному кодексу РФ, расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. В соответствии с п. 2 ст. 92 Бюджетного кодекса РФ текущие расходы бюджета не могут превышать доходы бюджета. Разница между расходами (сумма текущих и капитальных расходов) и доходами бюджета называется дефицитом (профицитом) бюджета. Таким образом, п. 2 ст. 92 требует, чтобы за счет увеличения дефицита бюджета финансировались не текущие, а капитальные расходы. Статьей 96 Бюджетного кодекса РФ оговорены следующие источники финансирования дефицита местного бюджета:

– муниципальные облигационные займы;

– кредиты кредитных организаций;

– кредиты бюджетов других уровней бюджетной системы;

– поступления от продажи имущества;

– изменение остатков на счетах.

Очевидно, что на счетах муниципального образования никогда не будет постоянного резерва, сопоставимого с объемом финансирования инвестиционного проекта или инвестиционной программы (адресной программы капитальных вложений) как совокупности инвестиционных проектов.

Поступления от продажи имущества – единовременный источник финансирования, который нельзя рекомендовать для системного (ежегодного) покрытия дефицита, поскольку он связан с уменьшением активов муниципального образования.

Кредиты других уровней бюджетной системы предоставляются, как правило, с целью покрытия кассовых разрывов на срок не больше 1 года и не используются как источник финансирования инвестиционной программы. Кроме того, с точки зрения Министерства финансов РФ, объем предоставляемых бюджетных кредитов будет постепенно сокращаться, так как функцию кредитования регионов и муниципалитетов возьмет на себя рынок.

Таким образом, муниципальное образование, принявшее решение реализовать проект и не рассчитывающее на помощь региона, встает перед выбором: накопить необходимый объем средств или взять в долг [1].

Инвестиционные проекты муниципальных образований можно разделить на два типа:

1) неокупаемые проекты (некоммерческие), реализация которых не предполагает получения денежных средств, но возможна экономия бюджетных средств;

2) частично окупаемые проекты, в результате реализации которых планируется получение денежных средств, но эти средства не покроют всю сумму затрат на строительство и содержание объекта в течение срока его эксплуатации [3].

В последнем случае возникают следующие вопросы: кто будет управлять проектом и заниматься сбором денежных средств, поступающих в результате его реализации; будет ли данная работа проводится эффективно? В случае если такая услуга окажется платной (то есть возникнет необходимость отслеживать не только сам факт, но и объем предоставления услуги), целесообразно передать ее администрирование частному бизнесу.

Коммерческими проектами должен заниматься коммерческий сектор. Бюджетные средства должны направляться на реализацию тех инвестиционных проектов, которые улучшают качество жизни населения и качество бизнес-среды и не могут быть осуществлены частными структурами или реализованы без софинансирования расходов со стороны органов власти.

Задача выбора источника финансирования проекта не должна рассматриваться муниципалитетом в качестве самостоятельной задачи, поскольку является частью общей задачи – подготовки бизнес-плана проекта, в том числе разработки его финансовой модели и схемы финансирования. Можно выделить три основных источника финансирования инвестиционных

потребностей муниципалитета:

1) средства муниципального бюджета, в том числе заемные, и/или вышестоящих бюджетов;

2) прямые инвестиции и различные формы (муниципального) сотрудничества;

3) средства организаций различных форм собственности, в случае если проект может генерировать доходы (как, например, проекты жилищно-коммунального хозяйства) [4].

С одной стороны, муниципалитет заинтересован уменьшить объем расходов бюджета, переложив по возможности бремя развития инфраструктуры на плечи частных инвесторов. С другой стороны, учитывая, что доходы от большинства инфраструктурных проектов формируются за счет тарифов, в том числе платежей населения, муниципалитет должен учитывать социальные последствия повышения тарифов (в результате введения в них инвестиционной составляющей) [3].

Активность инвестиционной деятельности в городе (на определенной территории) зависит как от его инвестиционного климата, так и от инвестиционной привлекательности объектов инвестирования. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность ресурсов города (территории), можно сгруппировать следующим образом:

1. Территориальные факторы (определяющие инвестиционный климат города):

– экономические;

– политические;

– законодательные;

– природоохранные;

– инфраструктурные;

– природно-климатические;

– ресурсные;

– демографические.

2. Точечные факторы (связанные с состоянием объекта инвестирования):

– финансовые показатели;

– производственно-технологические;

– инфраструктурные;

– входящие ресурсы;

– состояние менеджмента, маркетинга [5].

Для привлечения инвестиций в городскую экономику также очень важны мероприятия, повышающие уровень предсказуемости, открытости, определенности ситуации, что снижает уровень риска для инвесторов. С этой точки зрения задача инвестиционного менеджмента -активизация инвестиционного процесса в городе и повышение его эффективности. К направлениям создания благоприятных условий для инвесторов, уже рассмотренных выше, следует добавить:

– создание современной системы коммуникаций и информационного обеспечения инвестиционной деятельности (например, организация единого информационно-аналитического пространства города на основе геоинформационных систем);

– обеспечение деловой оперативности в принятии управленческих решений, связанных с инвестиционной деятельностью в городе;

– осуществление городского маркетинга, создающего благоприятный имидж города в целом для внешних инвесторов.

Город Петропавловск-Камчатский обладает рядом конкурентных преимуществ, которые создают предпосылки для привлечения инвестиций в экономику не только городского округа, но и края. Основными из них являются:

1) выгодное географическое положение (связь с международными и междугородними портами);

2) наличие общих морских границ со странами, в том числе с членами ЕС (Северной Америкой);

3) современная таможенная инфраструктура;

4) наличие законодательства, поддерживающего инвестиционную деятельность (гарантии прав инвесторов, льготный налоговый режим для инвесторов);

5) наличие высококвалифицированных кадров, общего образовательного уровня населения.

Выгодное экономико-географическое положение города обеспечивает:

– выход на российский рынок;

– близость к азиатскому сектору мирового рынка;

– возможность выхода к морским портам;

– возможность приграничного сотрудничества.

Город Петропавловск-Камчатский – важный транспортный узел в масштабе всего Камчатского края и Дальнего Востока в целом. Через него проходят транспортные и морские пути, связывающие отдаленные уголки края с административным центром, а также с другими регионами и странами.

Инвестиционная политика администрации Петропавловск-Камчатского городского округа направлена на улучшение инвестиционного климата, привлечение инвесторов и стимулирование деловой активности. На протяжении последних нескольких лет ведется активная работа, ориентированная на построение прозрачного механизма инвестиционных вложений, формирование эффективной нормативной правовой базы, устранение административных барьеров, позитивное позиционирование города во внешней среде (табл. 1). Для решения указанных задач в 2009 г. была сформирована и начала свою работу Инвестиционная комиссия.

Читайте также:  Инвестиции в недвижимость: 15 самых эффективных способов 2021 - Coin Post

Таблица 1

Краткий инвестиционный паспорт Петропавловск-Камчатского городского округа [6]

Общие сведения о Петропавловск-Камчатском городском округе (финансово-экономические показатели, инвестиции, трудовые ресурсы и т. п.) 2021 г.

1. Численность постоянного населения (среднегодовая), в тыс. чел. 179,7

2. Численность экономически активного населения, в тыс. чел. 114,2

3. Объем реализации платных услуг населению, в тыс. руб. 14 809 734

4.Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 41,83

5. Индекс промышленного производства 98,5

6. Оборот розничной торговли, в млн руб. 268 369,22

7. Импорт товаров, в млн долл. США 48,8

8. Экспорт товаров, в млн долл. США 388,1

9. Количество предприятий (на конец года), тыс. ед. 7,1

10. Объем инвестиций в основной капитал, тыс. руб. 255 057,10

11. Иностранные инвестиции, в тыс. долл. США 9 698

12. Доходы местного бюджета, млн руб. 10 128,8

13. Расходы местного бюджета, млн руб. 9 956,8

Приоритетами инвестиционной деятельности Петропавловск-Камчатского городского округа являются:

– жилищное строительство и модернизация соответствующей коммунальной и инженерной инфраструктуры городского округа;

– развитие инфраструктуры туризма городского округа;

– развитие транспортно-логистических возможностей городского округа [6].

Стратегическим инвестиционным проектом муниципального образования следует считать

проект, который вносит важный вклад в достижение установленных стратегических целей и способствует решению важных стратегических задач развития муниципального образования. В силу этого инвестиционный проект должен соответствовать следующим критериям:

1) обеспечивать решение определенной стратегической задачи или нескольких задач;

2) улучшать в результате реализации социально-экономические условия жизнедеятельности местных сообществ муниципального образования;

3) повышать инвестиционную привлекательность муниципального образования;

4) способствовать экономическому развитию муниципального образования.

Кроме того, стратегический инвестиционный проект также должен отвечать совокупности следующих требований:

– иметь экономическую эффективность с учетом срока окупаемости и прибыльности;

– задействовать наукоемкие, энергосберегающие, ресурсосберегающие, а также иные высокоэкономичные технологии, в случае если проект связан с промышленным производством.

Следует отметить усилия краевого правительства по формированию инвестиционной привлекательности как региона в целом, так и столицы края в частности. Например, для формирования информационной прозрачности и привлечения инвесторов на сайте Правительства Камчатского края www.kamchatka.gov.ru размещен банк инвестиционных проектов, идей и площадок, реализация которых предполагается на территории Петропавловск-Камчатского городского округа. Ожидается, что инвестиционные проекты окажут катализирующее воздействие на смежные отрасли, а происходящий синергетический эффект может быть усилен скоординированными действиями всех уровней власти.

В этой связи разработан и принят принципиально новый Закон Камчатского края от 12 октября 2007 г. № 473-03 «О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Камчатском крае», направленный, прежде всего, на создание благоприятной среды для развития конкурентоспособного бизнеса, ориентированного на жесткие требования мирового рынка, укрепление финансового положения реального сектора. Согласно закону инвесторам предоставляется право самостоятельного выбора варианта использования налоговых льгот – по заявительному или разрешительному порядку. В заявительном порядке инвестору предоставляется право применения льготной ставки 0,01% по налогу на имущество по осуществленным инвестициям в объеме не менее 10 млн руб. на срок пять лет непосредственно [7].

В разрешительном порядке по утвержденным правительством края проектам без ограничения видов деятельности применяются льготные ставки по налогу на прибыль (13,5%) и налогу на имущество (0,01%) на срок пять лет в целом на все имущество и всю прибыль организации. Сумма льгот за пять лет не может превышать 50% от объема инвестиций.

В целом следует признать слабую инвестиционную привлекательность муниципального сектора, предприятия которого существуют и развиваются преимущественно за счет государственной и муниципальной поддержки в виде краевых и муниципальных налоговых льгот, льготных тарифов на электроэнергию. В этот сектор экономики поступает примерно 6% от общего объема инвестиций в основной капитал города. Причем наибольший удельный вес всех муниципальных инвестиций концентрируется в жилищно-коммунальном секторе экономики (59,2%). Около 25% капитальных вложений направляется в социальный сектор (табл. 2) [6].

Таблица 2

Расходы городского бюджета на инвестиционные мероприятия Петропавловск-Камчатского городского округа за 2021 год (тыс. руб.)

Наименование Годовой объем ассигнований Исполнено % исполнения

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований 2 538,30000 2 538,30000 100%

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований (реконструкция магистрали районного значения в микрорайоне «Дачный» (ул. Проспект рыбаков) и обустройство мест захоронения восточной части г. Петропавловска-Камчатского, разработка проектно-сметной документации и пересчет смет по магистрали общегородского значения от поста ГАИ до ул. Академика Королева) 35 340,12318 26 350,16262 75%

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований (разработка проектно-сметной документации и экспертиза рабочего проекта на строительство детского сада в микрорайоне «Северо-Восток») 3 065,92908 1 629,43208 53%

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований (сейсмоусиление с учетом ремонта кровли и отделки фасада здания акушерского корпуса муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница № 2») 33 982,22824 14 107,92528 42%

Данные мероприятия, реализуемые только за счет муниципального бюджета, безусловно, важны для улучшения качества жизни населения, но носят скорее точечный характер и

практически не влияют на инвестиционную привлекательность городского округа.

Но инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство и социальную сферу Петропавловск-

Камчатского городского округа направляются также из средств федерального и краевого бюджетов в рамках целевых программ, таких как ФЦП «Жилище на 2021-2021 годы», «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2021 годы», долгосрочной краевой целевой программы «Модернизация жилищно-коммунального комплекса и инженерной инфраструктуры Камчатского края на 2021-2021 годы», а также долгосрочной краевой целевой программы «Повышение энергетической эффективности региональной экономики и сокращение издержек в бюджетном секторе Камчатского края на 2021-2021 годы и в перспективе до 2020 года, а также создание условий для ее реализации» [6].

2021 г. отмечен уменьшением инвестиционной активности хозяйствующих субъектов городского округа в целом на 5,3% к показателям 2021 г. Снижение объема инвестиций объясняется завершением ряда крупных инвестиционных проектов (в том числе строительство газопровода). В экономику города поступило инвестиций на сумму 25 505,7 млн руб. Объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения составил 141 897 руб. Поступления иностранных инвестиций от иностранных инвесторов в экономику города составили 9 698 тыс. долл. США. В 2021 г. на развитие экономики и социальной сферы Петропавловск-Камчатского городского округа использовано 260 912,4 млн руб. инвестиций (по полному кругу предприятий). Всего за прошедший год объем выполненных работ по виду деятельности «строительство» сложился на уровне 11 885,6 млн руб. [6].

Основными направлениями инвестиционных вложений являются сферы транспорта и связи (в первую очередь проекты, реализуемые дочерними структурами ОАО «Газпром» в части трубопроводного транспорта), операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (жилищное строительство).

В отраслевой структуре инвестиций существенных изменений в 2021 г. не произошло. Приоритетом выступали отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги. Это связано в первую очередь с развитием современных систем связи и новых форм торговли.

Видовая структура инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования показывает, что в 2021 г. 4 344,7 млн руб., или 58,2% из общего объема инвестиций, было направлено на приобретение машин, оборудования и транспортных средств и 1 973,7 млн руб., или 26,4%, – на здания (кроме жилых) и сооружения.

В 2021 г. крупными и средними организациями использовано 72% общего объема инвестиций в основной капитал. Немаловажная роль в повышении инвестиционной активности отводится иностранным капиталовложениям. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике на конец 2021 г. составил 18,2 млн долл. США. Наиболее значительный объем (94,5%) поступлений приходится на долю прямых инвестиций, где большую часть (64,2%) составляют кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций [8].

Наиболее значительный объем поступившего в область иностранного капитала получили организации рыбоперерабатывающей и добывающей отраслей – 56,3% всех иностранных инвестиций. Также прямые иностранные инвестиции в 2021 г. направлялись и в такие виды деятельности, как обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь. Общая величина прямых инвестиций в эти виды деятельности составила 5752,2 тыс. долл. США, или 37,3% всех прямых инвестиций.

Основным источником инвестиций в 2021 г. являлись собственные средства предприятий, которые составили 3,8 млрд руб., или 61%. На долю амортизационных отчислений пришлось 31,8% всех инвестиций. Бюджетные средства в общем объеме инвестиций в 2021 г. составили 14,6%, кредиты банков – 7,%3, заемные средства других организаций – 5,9% [6].

Анализ показал, что в настоящее время наиболее подготовленными для получения прямых инвестиций являются:

– рыбная промышленность;

– торговые сети;

– строительство бизнес-инфраструктуры;

– кластер, основывающийся на производстве пива и безалкогольных напитков;

– кластер, основывающийся на производстве плодоовощной продукции;

– мясной кластер.

Хозяйствующие субъекты выделяют несколько значимых для них инструментов

осуществления муниципальной инвестиционной политики. Предлагается даже ранжирование этих инструментов в зависимости от их привлекательности. Результаты опроса показали, что наиболее эффективными мерами поддержки инвестиционных проектов на территории городов выступают:

1) налоговые льготы;

2) понижение ставок арендной платы;

3) инвестиционный налоговый кредит;

4) пониженные ставки платы за землю;

5) получение гарантий кредитования;

6) прямое инвестиционное финансирование проектов администрацией города [9].

Одним из направлений привлечения инвесторов могут стать объекты незавершенного строительства. Для этого необходимо провести инвентаризацию таких объектов, оценить степень их строительной готовности и возможность перепрофилирования с учетом стратегических целей развития муниципального образования. Другим возможным направлением стимулирования инвестиционной активности коммерческого сектора является передача в управление или продажа высвобождающихся в результате сокращения производства зданий цехов и иных сооружений промышленных предприятий с уже сформированными транспортными коммуникациями и инженерной инфраструктурой. Но в этом случае муниципальной власти не столько необходимо владеть информацией о технических характеристиках таких зданий, сколько иметь соглашения с их собственниками о возможном размещении новых производств по инвестиционным проектам.

Перспективной формой активизации инвестиционной деятельности и поддержки частного бизнеса на муниципальном уровне является частно-муниципальное партнерство, предполагающее объединение материальных и нематериальных ресурсов местного самоуправления и частного сектора (частных предпринимателей, компаний, предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территории, развитие инженерной и социальной инфраструктуры) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной зашиты и т. д.) [10].

Читайте также:  Процент в банке вклад

Литература

1. Бабич А.М., Павлова ЛН. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Юнити, 2002. – 687 с.

2. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru

3. Мещеряков И., Жигалов Д. Источники финансирования инвестиционных потребностей муниципальных образований и факторы их кредитоспособности [Электронный ресурс] // Рынок ценных бумаг. – 2007. – № 1. – Режим доступа: http://www.budgetinvest.ru/analytics/

mesherzhigalov-istfinans

4. Об инвестиционных фондах: Федеральный закон от 29.11.2001 №156-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 15.04.2021 № 51-ФЗ)

5. Экономика муниципального сектора / Под ред. А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 518 с.

6. Официальный сайт Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pkgo.ru

7. Официальный сайт Правительства Камчатского края [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kamchatka.gov.ru

8. Инвестиционные возможности России: сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ivr.ru

9. Саак А., Колчина О. Оценка инвестиционной привлекательности муниципального образования // Муниципальная власть. – 2006. – № 4. – С. 53-64.

10. Целищева Е.Ф. Теоретические аспекты муниципальной инвестиционной политики: содержание и механизмы реализации [Электронный ресурс] // Муниципалитет: экономика и управление. – Вып. № 2(3). – Сентябрь 2021 г. – Режим

доступа: http://municipal.uapa.ru/ru-ru/issue/2021/02/03/

Необходимость бюджетных инвестиций

Бюджетные инвестиции – это поддержка как юридических лиц (бизнеса), так и муниципальных учреждений.

Чаще всего эти инвестиции представлены в виде:

  •  вложений в ценные бумаги компаний госсобственности;
  •  кредитов юридическим лицам;
  •  вложений в основные средства учреждений;
  •  покупки недвижимости, которая становится государственной собственностью.

Основной смысл подобных инвестиций заключается в стимулировании экономического роста различных отраслей экономики, особенно социально значимых.

Рост экономики влечет за собой создание новых рабочих мест, результатом чего будет снижение уровня безработицы.

Другими словами, инвестиции в компании различных уровней способствуют укреплению экономической стабильности.

Остается лишь сформировать четкую стратегию по контролю за использованием бюджетных средств.

Объекты бюджетного инвестирования

Главными объектами бюджетных инвестиций являются государственные (муниципальные) унитарные предприятия, автономные и бюджетные учреждения. На них государство размещает инвестиции в форме государственного заказа.

Объект государственных инвестиций принадлежит государству, поэтому инвестиции увеличивают капитал этих объектов, чаще всего, путем увеличения их уставного фонда. Эти инвестиции осуществляются по статье «Бюджетные инвестиции». В конечном итоге, государство сохраняет за собой право собственности на инвестируемый капитал и фиксирует прирост государственных активов в бюджете.

Субсидии в виде инвестиций законодательно не относятся к «чистым» инвестициям и рассматриваются лишь как форма государственной поддержки инвестиционной деятельности объектов, коими являются государственные предприятия и учреждения.

Государственные инвестиции предлагаются и негосударственным инвестиционным объектам. Такое инвестирование, по статье “Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам”, получило распространение в связи с появлением государственно-частного партнерства. В случае инвестирования в такие объекты, бюджетные инвестиции становятся частью уставного капитала нового предприятия.

Это означает, что государство приобретает права управления созданным предприятием, и приобретает право получения доходов от его деятельности. Управление таким предприятием может быть передано государством одной из государственных структур низшего уровня, регионального или муниципального.

Порядок получения государственной помощи

Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.

Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.

Государственные контракты заключаются на:

  • проектные и изыскательские работы,
  • строительство,
  • реконструкцию,
  • реставрацию,
  • техническое перевооружение,
  • приобретение объекта.

Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта). Такими уполномоченными выступают:

  1. Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
  2. Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.

Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.

Соглашение обязательно должно содержать:

  • цель инвестирования;
  • объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
  • наименование объекта, его мощность;
  • срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
  • права и обязанности сторон сделки;
  • ответственность;
  • порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).

Сферы государственных вложений

Инвестиции государства — необходимая мера, особенно в моменты упадка и финансовой нестабильности.

Бюджетные вложения нужны для развития всех сфер жизнедеятельности страны, в независимости имеют ли они коммерческий интерес или нет.

Основными характеристиками государства являются безопасность жизни её граждан, развитость социальной сферы и экономическое благополучие.

Соответственно наиболее значимые сферы государственных инвестиций:

  1. защита окружающей среды
  2. развитие научного потенциала страны (развитие образования для воспитания квалифицированных специалистов, повышение квалификации уже действующих работников, создание научных центров для разработки новых технологий и т.п.)
  3. создание благополучной социальной и культурной среды для граждан
  4. поддержание на должном уровне обороноспособности государства и безопасности её жителей
  5. обеспечение достаточных уровней строительства жилого фонда и инфраструктурных проектов.

Государственное инвестирование — это, в сущности, расходы государства на создание и поддержание экономической мощи страны. Это могут быть:

  • капвложения в объекты недвижимости, земельные участки, нематериальные активы.
  • кредиты частным лицам, организациям и государственным структурам на реализацию и развитие частных проектов.
  • инвестиции в ценные бумаги, паи и доли в различных фондах.
  • трансферты ведомствам и министерствам на реализацию государственных проектов.

Любая инвестиционная деятельность, даже государственная, должна подчиняться какому-либо плану. Это означает, что должна быть разработана грамотная инвестиционная политика.

Политика государственных инвестиций обязана включать в себя меры по улучшению инвестиционного климата, повышению инвестиционной привлекательности, увеличению инвестиционной активности и стимулированию эффективности осуществляемых внутри страны вложений.

Условия и порядок предоставления

Многие законодательные нюансы прописаны в 79-ой статье Бюджетного кодекса. Любое предприятие должно быть не только заинтересовано в помощи, но показывать стабильное развитие и, разумеется, быть честным налогоплательщиком и участником рынка, а его действия не должны противоречить законодательным позициям, что указаны в других документах.

На сайте этой организации можно узнать о том, какой пакет документов и в какие сроки нужно подать для рассмотрения инвестиционной комиссией. Далее согласно порядку предоставления средств, в процесс включается правительственная комиссия, и, если все этапы собеседования завершаются положительно, принимается окончательное решение о выдаче бюджетных кредитов или другого вида инвестиций со стороны государства.

Финансирование бюджета за счет налоговых поступлений

Через бюджет развитых государств проходит до 40% внутреннего валового продукта. В России большую часть доходов бюджета составляют налоговые платежи. На них приходится 84% всех поступлений.

Налоги – это безвозмездные обязательные платежи, производимые субъектами хозяйствования путём отчуждения части имущества в пользу государства.

Разные виды налогов поступают в бюджеты разных уровней. В случае формирования избытка финансирования средства могут распределяться между уровнями бюджета в форме субсидий.

В федеральный бюджет поступают налоги из реального сектора экономики в виде налогов на прибыль. Сюда зачисляются акцизы на спирт, алкогольную продукцию, табачные товары, а также автомобили, акцизы на бензин и так далее. В федеральный бюджет поступает сто процентов косвенного налога на реализацию продукции и услуг.

Так же начисляется налог на добычу полезных ископаемых, в том числе обязательные платежи, связанные с этой деятельностью. Сто процентов водного налога идет в бюджет федерального уровня. Все обязательные платежи, связанные с использованием государственных услуг гражданами и субъектами хозяйствования страны направляются в обще государственный бюджет.

Региональные бюджеты получают средства от налога на прибыль, игорный бизнес, транспорт. Сто процентов налога на доходы иностранных граждан и восемьдесят пять процентов налогов с доходов резидентов страны. Акцизы на отдельные виды продукции, налоги с добычи полезных ископаемых в виде алмазов и другое.

Местные бюджеты в основном финансируются из средств федерального и регионального бюджетов, а также за счет государственных пошлин и прямых налоговых отчислений, предназначенных для их финансирования. Сюда относят земельный налог, налог на рекламу, налог на дарение и наследование, обязательные лицензионные сборы.

Этап второй — сбор и подача документов

Следующим этапом является подача документов в министерство экономического развития. Тут необходимо учитывать один очень важный фактор — многие документы действительно весьма ограниченное количество времени. Поэтому их необходимо собирать в самые кратчайшие сроки.

Что нужно собрать:

  • В первую очередь свидетельство о регистрации юридического лица. Лучше всего оформить ИП, так как это упростит вопрос с получением дальнейших документов. Плюс далеко не во всех регионах к конкурсу допускаются ООО.
  • Удостоверение личности и индивидуальный номер налогоплательщика. С этим проблем быть не должно, если последнего по каким-либо причинам нет, то необходимо обратиться в налоговую службу для его получения.
  • Выписка из ЕГРЮЛ. Стоит отметить, что она действительна в течение 30 дней.
  • Справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженностей. Этот документ действует всего 10 дней.
  • Справка из пенсионного фонда об отсутствии задолженностей. Этот документ рекомендуется брать в день подачи заявки.
  • Бизнес-план. Более подробно о том, что это такое и как должно выглядеть мы поговорим чуть позже.
  • Банковские реквизиты. Деньги то нужно куда-то перечислять.

Поскольку юридическое лицо у вас только открыто, то проблем с получением справок и документов возникнуть не должно.

Оцените статью