Бюджетные инвестиции, Комментарий, разъяснение, статья от 01 августа 2011 года

1 бюджетные инвестиции – теория и реалии

Что понимают под бюджетными инвестициями? Это капиталовложения, источники которых созданы государственным бюджетом. Именно так, никаких лишних трактовок и суждений, все просто и понятно. Несмотря на относительно простую суть, финансовая господдержка выполняет важную роль в развитии экономики. Конечно же, мы по большей части будем обсуждать ситуацию с бюджетными инвестициями в России.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации регламентирует условия размещения государственного капитала в тех или иных предприятиях. В зависимости от регионального подхода к составлению бюджета, могут изменяться основные объекты инвестирования. В законодательстве РФ под понятием «бюджетные инвестиции» принято понимать деньги, направленные в капиталы государственных и муниципальных объектов для поддержания их работы.

Почему же на федеральном уровне в законодательстве не предусмотрена возможность вложения денег в уставный капитал частных предприятий или же в венчурные инициативы? Основной причиной является желание Российского государства построить полноценную рыночную экономику, устойчивую, самодостаточную и сильную.

Мы уже касались идей, представленных фон Мизесом, Феттером и другими последователями Венской Школы, а потому вдаваться в подробности сейчас не будем.

В теории государственные инвестиции должны приносить огромную пользу, увеличивая гибкость бюджета и позволяя создавать новые источники доходов. В реальности бюджет начинает трещать по швам, если инвестиционная деятельность убыточная или доходность на порядок ниже оптимальной.

Конечно же, существуют специальные методы участия государства в фондовой торговле, но бюджетное финансирование инвестиций в ценные бумаги всегда находится под скептическим взглядом суровых аналитиков. С другой стороны, совсем бросать экономику на самотек нельзя, поэтому государство создает юридические лица, посредством которых управляет крупными субъектами экономики или же инвестирует деньги в фондовые инструменты.

Другим инструментом активного влияния государства на состояние экономики являются субсидии, но в этом случае государство не заинтересовано в получении прибыли напрямую. Средства размещаются в перспективных молодых предприятиях, которые обладают хорошим потенциалом и способны изменить ситуацию на региональном рынке в течение ближайших нескольких лет.

Именно с расчетом на общее улучшение экономической атмосферы государство и раздает субсидии индивидуальным предпринимателям и молодым юридическим лицам. Такие бюджетные инвестиции позволяют экономике развиваться быстрее. Кто-то может даже начать дискусию на тему получения дивидендов в виде налогов.

3 капиталовложения государства в негосударственные объекты

Узкая «специализация» государственных ассигнований вовсе не означает, что единственным интересом правительства является поддержание жизни в государственных предприятиях. Россия заинтересована в развитии собственного бизнеса и получении прибыли от вложенных денег.

Намного чаще инициаторами инвестиционных стратегий с участием коммерческих организаций и предприятий выступают региональные власти. В качестве примера можно привести Сахалинскую программу инвестирования в частные предприятия, которая была запущена в 2005 году.

Данный метод размещения бюджетного капитала опять же касается преимущественно сотрудничества между государственными и негосударственными предприятиями, деньги направляются в основной капитал этих юридических лиц, согласно БК РФ. Поэтому говорить о прямом извлечении выгоды не приходится.

На региональном уровне между федеральным бюджетом и юридическом лицом местные муниципальные предприятия выступают в качестве посредников, гарантируя таким образом правильное размещение средств, – бюджетные инвестиции направляются на строго определенные цели.

Непосредственное участие в экономической жизни страны и инвестиционных процессах государство осуществляет путем создания соответствующих юридических лиц. Среди крупнейших госкорпораций и предприятий можно выделить крупных игроков в соответствующих отраслях, которые в немалой степени определяют направление движения для всей индустрии. Государство владеет контрольным пакетом акций в следующих крупных субъектах Российской экономики:

  • РОСТЕХ (быв. «Ростехнологии») – основана в 2007 году и включает в себя десятки приборостроительных и машиностроительных предприятий;
  • Внешэкономбанк – занимается инвестированием в частный сектор экономики, привлекает иностранных инвесторов;
  • Концерн ВКО Алмаз-Антей – инженерия, высокотехнологичное строительство и т.д.

Через госкопорации и крупные компании государство осуществляет более свободную инвестиционную деятельность, так как направления для размещения капиталов компании выбирают самостоятельно, и сами ведут учет размещенных инвестиций. Таким образом, создается более здоровая ситуация в стране, когда бюджет напрямую не участвует в инвестиционной деятельности, а деньги для капиталовложений все же выделяются.

4 как происходит учет инвестиций?

Порядок предоставления бюджетных инвестиций изменяется от региона к региону. Чаще всего инвестиции предоставляются на основе заключенных между государственным и негосударственным юридическими лицами соответствующих договоров. Из-за необходимости вести тщательный учет расходования и приложения государственных финансов были созданы соответствующие руководства по тому, как вести бухгалтерский учет.

Читайте также:  Инвестиции в инфраструктуру – Информационно-аналитическая система Росконгресс

Деньги в виде субсидий поступают на баланс предприятия и должны быть соответствующим образом оприходованы. Капитальные вложения могут быть обеспечены несколькими методами:

  1. Через передачу полномочий госзаказчика;
  2. Путем заключения договоров;
  3. Путем передачи средств, согласно установленному законом порядку предоставления субсидий из федерального бюджета.

Чтобы учет был прозрачным и универсальным для всех участников финансовых процессов, в 2020 году было выпущено письмо Министерства Финансов Российской Федерации за номером 02-06-07/5397. В нем была приведена таблица соответствия счетов, которой следует руководствоваться бухгалтерам при формировании отчетов.

Унифицированная схема учета была и остается очень важной для планирования бюджетных инвестиций.

Если же объектом инвестирования является негосударственная компания, то на рекомендации Минфина следует обратить самое пристальное внимание, чтобы не возникало никаких недоразумений. За деньги, поступающие в основной капитал компаний из госкорпораций по специальным программам, также нужно отчитаться. Учет ведется согласно требованиям юридического лица, выступающего в качестве инвестора.

Источники государственных инвестиций могут быть разными. На региональном уровне в качестве инвестора может выступить местная казна, субсидии могут быть выделены через Центры Занятости Населения, специальные фонды и другие подобные организации. Источники также могут быть и более крупными, так начинающей приборостроительной компании вполне может помочь РОСТЕХ или Внешэкономбанк.

6 важность государственных ассигнований для экономики

Государство обеспечивает экономике необходимую финансовую инфраструктуру и занимается обеспечением социального и культурного благополучия населения. Если внутри страны созданы все необходимые условия, то экономика становится живее. К примеру, частный капитал важен для развития спекулятивных инвестиций, которые поддерживают здоровый круговорот денег на фондовых рынках.

В наше время инфраструктура интернета позволяет рядовому гражданину заниматься вложением денег в фондовые инструменты посредством передачи денег в доверительное управление. Коллективное инвестирование аккумулирует большие капиталы, которые нельзя игнорировать.

Многие люди также инвестируют деньги в валюту, финансируемый выкуп, драгоценные металлы, акции и облигации. Частный капитал должен иметь свободу, которую государство обязано обеспечивать. Именно поэтому основной функцией государства является создание необходимых условий в экономике для увеличения потенциала частного капитала.

Многие начинания государства можно считать венчурными. Программа содействия малому бизнесу была одним из таких рискованных предприятий государства, которое по большому счету не дало нужной отдачи. При этом деньги были не инвестированы, а, по сути, «подарены» участникам программы, которые сумели доказать, что их бизнес-план обладает потенциалом.

Государство выполняет важную роль в жизни каждого человека. Бюджетные источники средств часто являются последним шансом некоторых компаний, которые находятся на грани полного финансового краха.

Бухгалтерский учет

Рассмотрим порядок
отражения бюджетных инвестиций в учете бюджетных и автономных
учреждений. В соответствии с пунктом
21 Инструкции «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского
учета для органов государственной власти (государственных органов),
органов местного самоуправления, органов управления
государственными внебюджетными фондами, государственных академий
наук, государственных (муниципальных)

учреждений и Инструкции по
его применению» от 1 декабря 2020 г. N 157н (далее — Инструкция
N 157н) хозяйственные операции, осуществляемые за счет средств,
выделяемых в качестве бюджетных инвестиций, отражаются с кодом вида
финансового обеспечения деятельности «6» (бюджетные
инвестиции).Согласно пункту
93 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета
бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2020 г.

N 174н (далее — Инструкция N 174н), объем выделяемых для
бюджетных учреждений бюджетных инвестиций отражается на счете 0
401 10 180 «Прочие доходы».Порядок
открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его
территориальными органами определен приказом Федерального казначейства от 7
октября 2008 г.

N 7н (далее — Приказ N 7н). Согласно пункту
2.1.2 данного приказа для учета операций, осуществляемых
бюджетными учреждениями, органами Федерального казначейства в
случаях, установленных законодательством Российской Федерации,
открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

1) лицевой счет,
предназначенный для учета операций со средствами бюджетных
учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных
инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из
соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации);

2) лицевой счет,
предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными
бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также
бюджетных инвестиций.Аналогичная позиция
содержится и в отношении автономных учреждений (пункт
2.1.

3 Приказа N 7н).Пример
1Бюджетному учреждению
определены бюджетные инвестиции в размере 12000000 руб.

В первом
квартале перечислена сумма в размере 5000000 руб. Бюджетное
учреждение за счет бюджетных инвестиций осуществляет строительство
здания. В отчетном периоде строительная организация выполнила один
из этапов, связанных со строительством здания, стоимостью 40000000
рублей.Дебет 6 205 81 560

Читайте также:  БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО, Бюджетные инвестиции: понятие и механизм осуществления - БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ -

Влияние госинвестиций для экономическую ситуацию

Отечественное народное хозяйство переживает нешуточную нужду в капвложениях. Следует учесть, что при этом стабилизационный фонд нашего государства является одним из наиболее крупных. Из него даже производятся вливания денег в экономику Соединенных Штатов Америки и части государств Европы.

Национальные капиталовложения в РФ используются для урегулирования общественно-экономических вопросов и на нужды военной отрасли. Это, безусловно, нужно делать, но, согласно опыту других стран, также необходимо вносить средства и в процветание индустрии, аграрного хозяйства, в энергетику и остальные приоритетные для становления государства сферы.

Наша страна не осуществляет этого, но хочет притянуть заграничные капиталовложения. Игроки из других стран воздерживаются вкладывать финансы в нашу промышленность, резонно интересуясь, отчего мы сами не пользуемся собственными государственными капиталовложениями? Если мы опасаемся вложить финансы в собственную экономику, то они тем более.

Российский фонд прямых тнвестиций

Коль скоро анализировать состояние экономики государства как отдельной организации, то для него справедливо правило: если нет притока капитала, то не будет никакого движения вперед. К сожалению, стратегия Министерства финансов Российской федерации противоречит этому правилу и считает, будто инвестирование и вливание средств в экономику нашей страны нецелесообразна.

Стратегия по инвестированию нашей страны проводится вопреки здравому смыслу. Субсидирование вложений из госбюджета не обеспечивает и десятой доли потребности в них державы.

Это безрадостное положение в данный момент изменяется благодаря санкциям Запада против Российской Федерации. Уменьшение иностранных вложений породило потребность в их замещении. В то же время снижение производства и потребность в новой индустриализации промышленности обозначило потребность в огромных вложениях.

В позиции Правительства наблюдается определенный поворот. Но для того, чтобы наше государство смогло выстоять в таких условиях, необходимо коренное трансформирование инвестиционной политики.

Проблемы бюджетных инвестиций

Основной проблемой, касающейся предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятия, которая уже была подробно освещена в юридической литературе6, является противоречие норм Бюджетного кодекса и Гражданского кодекса.

Статья 80 действующего Бюджетного кодекса предусматривает возникновение права государственной (муниципальной) собственности на долю в уставном (складочном) капитале такого юридического лица и на его имущество. Согласно статье 48 Гражданского кодекса все юридические лица делятся на две категории:

— участники, которые имеют обязательственные права в отношении юридического лица (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы);

— учредители, которые имеют вещные права на имущество юридического лица (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения) или вообще не имеют имущественных прав в отношении юридического лица (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы).

Сущность первой модели состоит в том, что участники с передачей юридическому лицу соответствующего имущества полностью утрачивают свои вещные права на него. Не имеют они таких прав и по отношению к приобретенному юридическим лицом имуществу. И переданное участниками, и приобретенное самим юридическим лицом имущество признается принадлежащим последнему на праве собственности.

Утрачивая вещные права, участник приобретает права обязательственные, то есть права требования к юридическому лицу. Участники (учредители) юридического лица не могут иметь одновременно обязательственные и вещные права в отношении соответствующего юридического лица.

Статья 80 Бюджетного кодекса регулирует предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, т.е. предполагает вложение бюджетных средств в юридические лица, образованные по первой модели.

Согласно Бюджетному кодексу, предоставление бюджетных инвестиций указанным юридическим лицам влечет возникновение права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, Бюджетный кодекс в противоречие гражданскому законодательству допускает возможность возникновения вещных прав у государства (муниципального образования) на имущество юридического лица, не являющегося государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением.

Новая редакция Бюджетного кодекса вносит некоторые изменения в эту статью, закрепив положение о том, что предоставление бюджетных инвестиций влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности лишь на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц (но не на остальное имущество), но само противоречие не устраняет.

Читайте также:  Если отпуск, то в Дагестан. Чем удивит республика туристов? | Туризм | Аргументы и Факты

На практике эта норма, тем не менее, применяется: у государства (муниципального образования) возникают обязательственные права в отношении юридического лица, эквивалентные вложенным средствам, которые удостоверяются, например, акциями. Право собственности у государства (муниципального образования) возникает на сами акции, но не на уставные (складочные) капиталы юридического лица.

Договор об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в юридическом лице является основанием возникновения гражданско-правовых отношений. Но возникновение этих отношений невозможно без предшествующего утверждения бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам в законе (решении) о бюджете путем включения в него текстовой статьи с указанием юридического лица, объема и цели выделенных бюджетных ассигнований.

Одной из основных проблем при предоставлении бюджетных инвестиций остается вопрос разграничения полномочий по финансированию инвестиционных проектов между публично-правовыми образованиями различного уровня.

Согласно статье 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассматривается в Конституции в качестве основы конституционного строя (ст.

11 Конституции РФ). Конституция определяет предметы ведения РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (ст.71-73, ст.132 Конституции РФ). Следовательно, конституционным критерием разграничения полномочий является предмет ведения. Глава 11 Бюджетного кодекса «Разграничение расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований», а также статья 1 и глава IV_1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»7 (далее Федеральный зхакон «Об общих принципах организации…»), закрепляют принцип самостоятельного осуществления органами государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органами муниципальной власти принадлежащих им полномочий за счет средств собственного бюджета (за исключением разграничения полномочий в сферах совместного ведения РФ и субъектов РФ).

Следовательно, из федерального, регионального и местных бюджетов могут осуществляться расходы на инвестирование в объекты, относящиеся к предмету ведения соответствующего уровня. В частности статья 26_14 Федерального закона «Об общих принципах организации…» закрепила: органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять расходы на решение вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

С другой стороны действует положение о том, что управление федеральной, региональной и муниципальной собственностью относится к исключительному ведению соответствующего публичного субъекта. Законом о внесении изменений в Бюджетный кодекс предлагается перейти к осуществлению бюджетных инвестиций из федерального, регионального или местного бюджета только в те объекты, которые относятся к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, соответственно.

Возникает вопрос: всегда ли объект инвестирования одновременно находится и в ведении, и в собственности одного публичного субъекта? Не нова ситуация с ремонтом и реконструкцией объектов культурного наследия8. Согласно статье 4 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)

народов РФ», объекты культурного наследия подразделяются на 3 категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения. Критерием такого разграничения является масштаб значения объекта для истории и культуры, то есть для всей Российской Федерации, для субъекта федерации или местное значение.

В то же время объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной, региональной, муниципальной, частной и в иных формах собственности. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия.

При этом Конституция РФ охрану памятников истории и культуры относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, может сложиться ситуация, когда охрана объекта культурного наследия находится в ведении одного публичного субъекта, а сам объект — в собственности другого.

Кто должен финансировать мероприятия по охране памятника истории и культуры: тот публично-правовой субъект, в чьем ведении находится вопрос охраны памятников истории и культуры (т.е. РФ или субъект РФ), или собственник объекта культурного наследия? Такое положение дел, по сути, ломает либо принцип самостоятельности осуществления полномочий по предметам ведения каждым уровнем власти, либо принцип осуществления бюджетных инвестиций из федерального, регионального или местного бюджета только в те объекты, которые находятся в собственности соответствующего публичного субъекта.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.