Чистая монополия: понятие; источники монопольной власти. Виды

Причины возникновения и основные черты монополии

Понятие «монополия» заимствовано из греческого языка и в переводе означает «один продаю». Монополия подразумевает нишу бизнеса, в которой доминирует единственный производитель, самостоятельно регулирующий объём выпускаемой продукции и его стоимость. Компанию-монополиста в чистом виде можно встретить очень редко. Это объясняется тем, что практически любой товар или услуга имеет аналог.

Например, метрополитен – естественная монополия. Если его инфраструктуру разделят две-три конкурирующие фирмы, это может вызвать хаос. Однако, когда население перестают устраивать услуги метро, они могут поехать на автобусе, трамвае, автомобиле, электричке. Это значит, что метрополитен монополист в сфере подземных, скоростных перевозок, но не в сфере пассажирского транспорта в целом.монополия

Основная причина возникновения монополии заключается в стремлении бизнеса извлечь максимальный доход от монополизации рынка. Существуют и дополнительные факторы, способствующие появлению монополий:

  • Установленные правительством законодательные барьеры для ведения бизнеса (сертификация, лицензирование, распределение квот);
  • Наличие значительных затрат при осуществлении деятельности, которые не окупаются в условиях конкуренции;
  • Поглощение и слияние приводит к укрупнению компаний;
  • Применение политики протекционизма, которая защищает отечественных производителей от зарубежных конкурентов.

Монополии отличаются характерными чертами, заключающимися в следующем:

  1. Всю отрасль представляет одна компания-производитель данного вида продукции.
  2. Предприятие-монополист самостоятельно регулирует объём своей продукции на рынке, влияя таким образом на её стоимость.
  3. Производители аналогичной продукции, пытаясь реализовать их на монополизированном рынке, наталкиваются на искусственно созданные барьеры: юридические, технические или экономические.
  4. Компания-монополист чаще всего не использует рекламу.
  5. Покупатель вынужден делать выбор: приобретать продукцию монополиста или обойтись без неё.

Источники монополии и монопольная цена

Экономисты насчитывают четыре фактора, каждый из которых, сочетание некоторых из них или все четыре способствуют тому, что некоторая фирма становится монополией. Рассмотрим поочередно каждый из этих факторов.

1. Полный (исключительный) контроль над вводимыми важными факторами производства.

Например, в течение многих лет фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она обладала более совершенными знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенными патентами.

2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства (проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции).

Рынок, который обслуживается с наименьшими затратами одной фирмой, носит название естественной монополии.

3. Патенты. В большинстве стран мира изобретения защищены с помощью той или иной патентной системы. Патент, вообще говоря, обычно предоставляет право исключительного получения прибыли на всех стадиях производства, где используется данное изобретение. Наряду с прибылью, существуют также издержки, связанные с ис­пользованием патентов. Когда речь идет об издержках, связанных с использованием патентов, то соответствующая монополия обычно устанавливает более высокие цены для покупателей. С точки зрения повышения прибылей патент дела­ет возможным осуществление очень большого числа изобретений, которые без патента внедрять было нельзя. Хотя некоторые изобрете­ния совершаются чисто случайно, большинство из них являются результатом длительных усилий и затраченных на их разработку средств в солидных исследовательских лабораториях. Если фирме не удалось продать свою продукцию по достаточно высокой цене, чтобы возместить указанные издержки, то у нее нет никакого эко­номического стимула для проведения дальнейших исследований и разработок. Без применения патентов конкуренция вынудила бы фирму снизить цену до значения, равного приращению издержек, и скорость обновления основных фондов снизилась бы до недопусти­мых величин. Защита от конкуренции, обеспечиваемая внедрением патентов, позволяет фирме возместить затраты на обновление производства.

4. Государственные лицензии или привилегии

На многих рын­ках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии.

В подобных случаях государственная лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии, но на самом деле здесь имеет место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме. Но государственные лицензии необходимы и на раз­ных других рынках, например, для таксистов, где эффект масштаба не представляется важным фактором.

Государственные лицензии иногда сопровождаются строгими правилами, которые четко регламентируют, что может гарантиро­вать лицензия, и что — нет. Там, например, где однотипным ре­сторанам предоставляется государственная лицензия с исключительными правами, в лицензии часто оговаривается, что ресторану разрешается повышать цены не более чем, скажем, на 10% по срав­нению с назначенными им ценами в его нерегулируемых торговых точках. В других случаях государство просто устанавливает чрез­вычайно высокую плату за лицензию, фактически вынуждая покупателя лицензии устанавливать цены с надбавкой.

Иногда государство само ограничивает приток новых фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. Так, по закону местная электрическая компания может поставлять вам электроэнергию. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. В некоторых странах право на импорт конкретных товаров предоставлено правительством одной-единственной компании. Правительство может пойти на создание монополии в области импорта товара по политическим соображениям, или за вознаграждение, полученное государственными деятелями от импортера, или и по той, и другой причинам.

В конечном счёте, наиболее ванным из четырех факторов, кото­рые способствуют становлению монополии, является экономия, обусловленная ростом масштаба производства. Производственные процессы с течением времени изменяются, поэтому исключительный кон­троль над важными вводимыми факторами производства представляет собой лишь временный фактор, способствующий процветанию монопо­лии. Патенты тоже по своей природе преходящи. Государственные лицензии могут, конечно, действовать в течение длительного времени, но многие из таких лицензий по сути лишь подтверждают пер­востепенную важность экономии, обусловленной ростом масштаба производства, которая способствует становлению монополии в лю­бом случае.

Хотя правительство может предоставить компании монопольное право, например, в том случае, когда имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительна с точки зрения общества. Но правительство может в то же самое время стремиться к регулированию поведения компании, с тем, чтобы ослабить основные явления неэффективности монополизации, уменьшить социальные потери связанные с ограничением выпуска.

Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной цены, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует — монополист или монопсония. Рассматривая монопольные образования, мы говорим, о верхней монопольной цене. Но одинаково в обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную «дань», которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение. Отличают монопольную высокую и монопольную низкую цены. Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается, она также отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверх излишнего продукта.

Монопольной цены складывается из следующих составляющих:

1. средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции;

2. обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения;

3. монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.

Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.

Читайте также:  Вклад денег под проценты

Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других предпринимателей, которые в результате «ломают» монополию. Барьеры, сдерживающие проникновение других предпринимателей в отрасль, были рассмотрены выше.

Следует учитывать также и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только тот товар, на который существует неэластичный спрос. Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.

Формы и виды монополий

Существующие разные виды монополий их можно классифицировать на три основных:

— естественная;

— административная;

— экономическая.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна) вряд ли может окупиться.

3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов на электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

Административная монополия

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.

Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

В другой литературе выделяют государственную монополию.

Государственные монополии

Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относитель­ному сокращению объемов производства и более высоким ры­ночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит бо­лее или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.

Рекомендуемые страницы:

§

Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать «порядочным», поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на «нет» конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Хотя необходимо сказать пару слов о таком способе монополизации, как корнер.

Корнер – способ, придуманный еще в ХVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке, о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход.

Читайте также:  ПИФ ТКБ Инвестмент Партнерс - Премиум. Фонд акций стоимость пая и СЧА, доходность ПИФ, скидки и надбавки

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и, захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

За свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с монополиями и убедилось, что монополия – это экономическое зло. Появление монополий нарушает нормальную работу рыночных механизмов, а это вредно для интересов нации в целом. И потому большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы с монополией.

Первая попытка создания антимонополь­ного законодательства в России предпри­нималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских пред­принимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

В результате преобразований в Российской Федерации разрушены устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.

В России на сегодняшний день наблюдается очень высо­кая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополиста­ми в производстве некоторых видов продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался «сверху» государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.

Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конку­ренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятель­ности на товарных рынках». Этот закон устанавливает, что:

1) запрещаются действия фирмы, зани­мающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для под­держания дефицита, раздел рынка, попыт­ки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3) подлежат наказанию фирмы, зани­мающиеся недобросовестной конкуренци­ей, в частности: распространяющие лож­ные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижаю­щие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использую­щие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производст­венную и торговую информацию;

4) контроль за деятельностью монопо­листов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);

5) при нарушении требований законодательства Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяй­ственный договор, потребовать от моно­полиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб.

Законом установлено понятие «доминирующее положение», то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.

Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства. Этот закон действует и в настоящее время.

В 1995 г. отечественные фирмы получили право возбуждения дел по об­винению в демпинге с целью вытеснения конкурен­тов с российского рынка. Это явилось результатом постепенно совер­шенствующегося в нашей стране набора методов борьбы с монополизмом.

Весной 1994 г. правительство утверди­ло совершенно новую модель антимонопольной по­литики, предложенную в «Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесе­ны к одной из трех категорий:

1) естественные монополии;

2) разрешенные монополии;

3) временные монополии.

Естественными монополиями теперь в нашей стра­не будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:

а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привес­ти из других регионов страны;

б) они действуют на рынке, где создание конку­рентной среды за счет увеличения числа фирм-произ­водителей экономически неэффективно.

Реально в эту категорию попали такие отрасли, как электроэнергетика и теплоэнергетика, газовая промышлен­ность, железные дороги, нефтепроводы, система во­доснабжения и т. п.

Разрешенными монополиями будут считаться отрас­ли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некото­рые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

В эту категорию попадают отрасли оборонной про­мышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.

Временными монополиями будут признаваться отрас­ли и фирмы, которые оказались доминирующими про­изводителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективно­сти своей работы.

Именно временные и естественные монополии и будут теперь предметом особого внимания Антимо­нопольного комитета Российской Федерации и пра­вительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно та­кие фирмы и отрасли влияют на развитие отечест­венной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании «махо­вика» инфляции.

Что касается естественных монополий, то для ре­гулирования их деятельности предусмотрено созда­вать на 3 года специальные федеральные агентства. Эти агентства имеют право установить естественным монополистам:

— перечень потребителей, которых они обязаны обслуживать;

Читайте также:  Нацпроект поможет найти инвесторов для восстановления в России 100 исторических усадьб - Национальные проекты - ТАСС

— уровень и структуру цены;

— план инвестирования в расширение производ­ства.

Иными словами, в отраслях с естественной моно­полией свобода рыночного поведения будет огра­ничена, и на смену ей придет государственное экономическое управление.

Именно на такой основе правительство России в октябре 1995 г. приняло, например, решение о «за­мораживании» цен (то есть запрещении их повыше­ния) в отраслях — естественных монополистах до конца года. «Замораживанию» подверглись цены на газ и электроэнергию, а также железнодорожные та­рифы и тарифы на перекачку нефти и нефтепродук­тов по трубопроводам.

По отношению к временным монополиям будет проводиться иная политика. Для ослабления их вла­сти над рынком государство намеревается осуществ­лять следующие меры:

— запретить формирование финансово-промышлен­ных групп, способных захватить доминирующее по­ложение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;

— запретить, уже существующим финансово-про­мышленным, группам включать в свой состав пред­приятия, занимающие доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;

— поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и даль­него зарубежья, чтобы ослабить доминирование мо­нополиста на рынке;

— проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;

— поощрять новое строительство, а также созда­ние малых фирм, если это может помочь снижению степени монополизации рынка.

При этом реально наиболее действенным методом решения задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максималь­ное их открытие для товаров зарубежных фирм. Бе­да лишь в том, что эту «лечебную процедуру» крайне трудно дозировать, а последствия ее неоднозначны. Дело в том, что отечественные предприятия пока пол­ностью проигрывают соревнование с зарубежными конкурентами по соотношению «цена – качество» при сравнении аналогичных товаров (российские товары в пересчете на сопоставимый уровень качества стоят дороже зарубежных).

Поэтому вторжение на внутренний рынок больших партий зарубежных товаров приводит к тому, что отечественные фирмы вообще «теряют рынок» (так произошло, например, с российскими производите­лями телевизоров и магнитофонов после появления в магазинах больших партий электроники из Юго-Восточной Азии).

Конечно, появление на рынке более качественных и относительно более дешевых товаров выгодно для покупателей. И они (действуя вполне рационально) будут покупать именно зарубежные изделия. Но го­сударство не может не считаться с тем, что такое развитие событий приведет к краху не только от­дельных российских фирм, но и целых отраслей на­циональной экономики. А это грозит взрывом безработицы, для рассасывания которой у страны по­ка нет средств.

В итоге правительству России приходится посто­янно действовать по принципу «шаг вперед — два назад»: то открывать внутренний рынок для поста­вок зарубежных товаров, чтобы усмирить отечествен­ных монополистов, то снова «прикрывать дверь», чтобы не допустить полной гибели отечественной промышленности.

ЗАДАЧА

Производственная функция фирмы имеет вид Q = xy. Цены единицы ресурса х – 10 руб., единицы ресурса y – 20 руб. Фирма располагает денежными средствами в размере 40 тыс. руб.

Определите максимально возможный объем производства.

Решение:

Алгебраическое:
10x 20y=40000
x 2y=4000
x=4000-2y
xy стремится к max
(4000-2y)y стремится к max
(2000-y)y стремится к max
Функция (2000-y)y представляет собой перевернутую параболу с корнями 0 и 2000
Max функции будет при y=(2000-0)/2=1000
Тогда x=4000-2*1000=2000
Проверка:
2000*10 1000*20=40000
максимально возможный объем производства:
Q=2000*1000= 2 млн.ед.
Ответ: 2 млн.ед.

Рекомендуемые страницы:

Плюсы и минусы монополии

Монополии отличаются преимуществами и недостатками:

ПреимуществоНедостаток
Когда компания занимает позицию лидера на рынке, это позволяет ей диктовать свои условияПроизводитель имеет возможность компенсировать издержки производства за счёт потребителей, увеличив отпускную цену
Максимальная устойчивость к кризисам в экономикеМонополист может получить дополнительную прибыль, снизив качество своей продукции
У крупных монополистов достаточно средств на модернизацию производства. Это способствует повышению эффективности и повышению качества продукции
Увеличивается объём производства, снижаются издержки и ресурсные затратыОтсутствует научно-технический прогресс в производственной деятельности, так как нет конкурентов на рынке
В производственном процессе используют единые стандарты, выполнение которых отслеживается на всех этапах.
Оптимизация производства. Автоматизированные технологические линии внедряются монополистами в производство. Это ускоряет производственный процесс, наращивает объём выпускаемой продукции, тем самым предотвращается дефицит. В результате происходит снижение стоимости товараИскусственно создаётся дефицит. Для оправдания завышенной стоимости монополист снижает объём производства. Растёт спрос на уникальную продукцию, а монополист извлекает сверхприбыль
Осуществление научных исследований и разработок. Монополист имеет всё для положительного влияния на развитие отрасли: лучших специалистов, финансовые возможности, протекцию государства

От компании-монополиста зависит положение в отрасли и государственная экономика в целом. На то, каким окажется это влияние: благоприятным или разрушительным, влияет добросовестность руководителей этого предприятия.

Формы и виды монополии

В экономической практике монополии классифицируются на несколько видов:

Вид монополииОписание
ЕстественнаяЭтот вид возникает, когда прибыльность бизнеса достигается в долгосрочной перспективе, если обслуживается весь рынок. Примером могут служить железнодорожные перевозки. Чаще всего затрат больше в начале хозяйственной деятельности
ИскусственнаяСоздаётся, когда объединяются несколько компаний. Сговор между предприятиями помогает быстро устранить конкурентов. Структура формируется с помощью демпинга (резкого снижения стоимости товара), хозяйственного бойкота, ценового маневрирования, промышленного шпионажа, спекуляции ценными бумагами
ЗакрытаяЗащищена от конкурентов законодательно. Ограничения могут быть: авторскими правами, патентами, лицензированием, сертификацией, налогообложением, уникальными правами на пользование и владение ресурсами и т. д.
ОткрытаяНа рынке представлен единственный поставщик, у которого нет юридических преград от конкурентов. Этот вид характерен для компаний, специализирующихся на новых инновационных продуктах, не имеющих аналогов на текущее время
ДвухсторонняяЯвляется торговой площадкой, на которой присутствует один продавец и один покупатель. При этом и продавец, и покупатель имеют влияние на рынок. Поэтому итог сделки зависит от того, как участники будут вести переговоры

Искусственные монополии, то есть объединения ряда предприятий, также бывают нескольких форм:

Способ формирования классифицирует монополии на три формы:

  • Экономическую. Основная цель руководителей таких предприятий – достигнуть эффекта масштабности, даже если для этого требуется объединение с конкурентами, поглощение неэффективных компаний, траты миллионов, а бывает и миллиардов рублей. Главное, достичь результата: выгодного слияния, синергии, сверхприбыли и господства в своей сфере;
  • Организационную. Если вышеописанный вариант предполагает официальные законные слияния, в этом случае действуют хитрее. Хозяйствующие субъекты остаются юридически независимыми, но развиваются в соответствии с единой политикой, удерживают стоимость продукции на необходимом уровне, делят регионы сбыта. Такие компании являются трестами, синдикатами, картелями, которые сейчас называются холдингами и финансово-промышленными группами;
  • Технологическую. Создаётся уникальная продукция или разрабатывается новая технология. Является самым благородным и уважаемым в обществе путём достижения лидерства. Подобные монополии отличаются хрупкостью и редко существуют более двух-трёх лет. Вчерашняя новинка становится немодной, на рынке появляется достойный аналог или конкуренты предоставляют миру более совершенную модель.

Существуют и другие формы монополий:

Фактор классификацииФормы
Форма собственности
Территориальность
  • Местная;
  • Региональная;
  • Национальная;
  • Экстерриториальная (глобальная).
Характер влияния
  • Абсолютная, то есть идеальная ситуация, когда у монополиста полностью отсутствуют конкуренты. На рынке отсутствуют аналоги производимой им продукции, а вход в отрасль блокируется законодательно;
  • Относительная, при которой монополизирован один рыночный сегмент при помощи договорённости с конкурентами. Например, компании, чья деятельность связана с частными перевозками, договариваются друг с другом и распределяют между собой городские маршруты. Получается так, что перевозчик считается монополистом на определённом маршруте, но это положение не стабильно и в любое время могут произойти изменения.
Срок существования
  • Постоянная, которую поддерживает государство;
  • Временная.
Сфера деятельности
  • Производственная;
  • Торговая;
  • Финансовая;
  • Посредническая;
  • Монополия услуг.
Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.