Динамика и структура иностранных инвестиций в России

I. правовые основы официального статистического учета прямых инвестиций

Основополагающим законодательным актом, устанавливающим правовые основы осуществления Банком России функции официального статистического учета прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, является Федеральный закон от 10.07.

2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» с изменениями (далее — Закон № 86-ФЗ). Пунктами 16.2 и 16.3 статьи 4 Закона № 86-ФЗ установлено, что Банк России выполняет следующие функции:

  • осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения.

Обязанность респондентов безвозмездно представлять Банку России первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, а также коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, установлена Федеральным законом от 29.11.

Закон № 86-ФЗ (статьи 57, 76.6 и 76.7) и Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с изменениями (статья 43) устанавливают обязанность составлять и представлять Банку России отчетность кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, банковскими группами, банковскими холдингами.

Нарушение указанного порядка представления первичных статистических данных для осуществления Банком России функции по официальному статистическому учету прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Iii. основные понятия и определения

Прямые инвестиции — категория трансграничных инвестиций, при которых резидент одной страны контролирует или имеет значительную степень влияния на управление предприятием, являющимся резидентом другой страны.

Главные компоненты прямых инвестиций представлены участием в капитале и долговыми инструментами. Прямые инвестиции могут включать в себя вложения нерезидентов в недвижимость в Российской Федерации и вложения резидентов Российской Федерации в недвижимость за рубежом, которые в таком случае рассматриваются как прямые инвестиции в условную институциональную единицу (резидента или нерезидента).

Отношения в рамках прямых инвестиций (далее — ОРПИ) — отношения между прямым инвестором и предприятием прямого инвестирования, а также между предприятиями прямого инвестирования, являющимися связанными сторонами в рамках ОРПИ.

Прямой инвестор — инвестор, являющийся резидентом одной страны, участие которого в капитале резидента другой страны обеспечивает ему не менее 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал.

Предприятие прямого инвестирования — юридическое лицо, являющееся резидентом одной страны, участие в капитале которого обеспечивает прямому инвестору, являющемуся резидентом другой страны, не менее 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал.

Первичный контролирующий инвестор — институциональная единица, которая находится на вершине пирамиды собственности, т.е. не контролируется никакой иной институциональной единицей, в ОРПИ.

Обратные инвестиции — инвестиции предприятия прямого инвестирования в предприятие, являющееся его прямым инвестором, при этом доля в голосующих акциях (долях, паях) последнего составляет менее десяти процентов.

Связанные стороны в ОРПИ (далее — связанные стороны) — предприятия, которые либо вообще не владеют акциями (долями, паями) друг друга, либо владеют ими в количестве, составляющем долю менее десяти процентов и находятся под непосредственным или косвенным контролем или влиянием одного и того же инвестора, который является прямым инвестором хотя бы для одной из связанных сторон. При этом в статистике прямых инвестиций учитываются только трансграничные операции и позиции между связанными сторонами.

Операции в рамках прямых инвестиций — инвестиционные потоки между прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования и между связанными сторонами. Операции (потоки) дают информацию о деятельности в рамках прямых инвестиций за определенный период времени.

Позиции по прямым инвестициям показывают уровень накопленных инвестиций по состоянию на конкретную отчетную дату.

Участие в капитале — вложение в капитал, подтвержденное акциями, паями, долями участия, депозитарными расписками или аналогичными документами, а также привилегированными акциями, дающими право на получение части остаточной стоимости акционерного общества в случае прекращения им своей деятельности.

Кроме того, в участие в капитале включаются прочие вложения капитального характера (безвозмездная помощь, техническое обслуживание, консалтинг, обучение персонала и т.д.).

Введение

Методология официального статистического учета прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж (далее — Методология) сформирована Банком России в целях осуществления функций в области организации официального статистического учета прямых инвестиций и соответствует законодательству Российской Федерации, базовым принципам и определениям «Эталонного определения ОЭСР для иностранных прямых инвестиций» (2008) (далее — Эталонное определение)

Методология включает в себя изложение правовых основ, принципов и стандартов официального статистического учета прямых инвестиций; перечень основных понятий и терминов; описание статистического инструментария, методов сбора, контроля, редактирования и обработки данных; сводки и группировки первичных статистических данных и административных данных; подходов к оценке точности (качества) официальной статистической информации и ее систематизации.

Ii. принципы официального статистического учета прямых инвестиций и применяемые стандарты

При осуществлении официального статистического учета прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж Банк России опирается на рекомендованные ООН Основополагающие принципы официальной статистики и принципы официального статистического учета, установленные статьей 4 Закона № 282-ФЗ.

Принципами официального статистического учета являются:

1) полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами);

Читайте также:  Как стать инвестором с нуля, с чего начать и что нужно начинающим инвесторам

2) применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации, открытость и доступность такой методологии;

3) рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов;

4) обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации;

5) обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использовании в целях формирования официальной статистической информации;

6) согласованность действий субъектов официального статистического учета;

7) применение единых стандартов при использовании информационных технологий и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации для создания и эксплуатации системы государственной статистики в целях ее совместимости с другими государственными информационными системами;

8) обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных.

Iv. статистический инструментарий, методы сбора, контроля, редактирования и обработки данных

В целях обеспечения получения объективной и полной информации о прямых инвестициях работы по статистике прямых инвестиций осуществляются на двух уровнях: федеральном и региональном.

Банк России на федеральном уровне разрабатывает статистический инструментарий, устанавливает методы сбора, контроля, редактирования первичных статистических и административных данных, обеспечивает обработку, хранение и защиту информации, осуществляет ведение реестра респондентов.

Территориальные учреждения Банка России:

организуют сбор отчетности кредитных, некредитных финансовых и нефинансовых организаций по перечням организаций-респондентов в сроки, утвержденные Банком России;

обеспечивают меры по контролю качества и достоверности данных на этапе сбора и несут ответственность за передаваемую на федеральный уровень информацию.

Статистический инструментарий включает формы банковской отчетности, формы отчетности для некредитных финансовых организаций и формы федерального статистического наблюдения, указания по их заполнению и порядок предоставления респондентами первичных статистических данных о прямых инвестициях.

Формы отчетности по прямым инвестициям в Российскую Федерацию и прямым инвестициям из Российской Федерации за рубеж содержат сведения об остатках на начало и конец периода, операциях, переоценке и прочих изменениях за отчетный период. Также включаются сведения о накопленном и выплаченном доходе и реинвестированной прибыли.

Банк России применяет комбинированный метод сбора статистической информации, под которым понимается сочетание использования сплошного и выборочного методов. В отношении финансовых организаций обследование респондентов на квартальной основе носит сплошной характер. Предприятия нефинансового сектора опрашиваются ежеквартально на выборочной основе.

Прямые результаты наблюдений интегрируются и используются в комбинации с привлечением иных источников сведений, включая административные данные, информацию международных организаций (МВФ, ОЭСР, БМР и др.).

Контроль качества полученной от респондентов информации осуществляется в целях выявления и устранения арифметических и логических расхождений, выявления операций, могущих оказать существенное влияние на общие результаты. В рамках работы проводится перекрестная сверка данных, полученных из различных источников.

Данные, поступающие в Банк России, хранятся и обрабатываются с использованием защищенных программно-технических комплексов в установленном Банком России порядке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

V. cводки и группировки первичных статистических данных и административных данных

Банк России формирует сводные итоги статистики прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж по принципу активов/пассивов в разрезе финансовых инструментов, видов экономической деятельности, стран-партнеров и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с принципом активов/пассивов все финансовые требования к нерезидентам и все финансовые обязательства перед нерезидентами отражают валовую стоимость активов и пассивов по позициям и чистые потоки операций по каждой категории прямых инвестиций.

Vi. обеспечение конфиденциальности данных

Первичные статистические данные о прямых инвестициях в Российскую Федерацию и прямых инвестициях из Российской Федерации за рубеж, определенные в качестве таковых в соответствии с Законом № 282-ФЗ и поступающие в Банк России от респондентов, являются информацией ограниченного доступа.

Указанные первичные статистические данные не подлежат разглашению и используются Банком России только в целях формирования официальной статистической информации по прямым инвестициям. В соответствии с требованиями статьи 4 Закона № 86-ФЗ Банк России гарантирует конфиденциальность первичных данных.

Формируемая Банком России с использованием первичных статистических данных о прямых инвестициях в Российскую Федерацию и прямых инвестициях из Российской Федерации за рубеж официальная статистическая информация по прямым инвестициям, если ее источником является одно или максимум два юридических лица, либо если информация по одному предприятию или двум предприятиям преобладает над информацией по всем остальным отчитывающимся респондентам, также признается Банком России конфиденциальной и распространению не подлежит.

Vii. обеспечение качества данных

Оценка точности (качества) официальной статистической информации о прямых инвестициях в Российскую Федерацию и прямых инвестициях из Российской Федерации за рубеж проводится Банком России на регулярной основе по многоуровневому методу с учетом результатов сопоставления данных с данными стран-партнеров, взаимодействия с респондентами и пользователями информации.

Viii. публикация данных

Данные о прямых инвестициях в Российскую Федерацию и прямых инвестициях из Российской Федерации за рубеж размещаются на сайте Банка России в сроки, предусмотренные Календарем публикации официальной статистической информации.

Банк России обеспечивает одновременный доступ всех пользователей к данным статистики прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестициях из Российской Федерации за рубеж, размещенным на сайте Банка России.

Корректировка ранее опубликованных данных, учитывающая последующие уточнения, осуществляется преимущественно в течение года после первой публикации.

Активы по прямым инвестициям включают:

(i) инвестиции прямого инвестора — резидента Российской Федерации в предприятие прямого инвестирования, являющееся нерезидентом;

(ii) обратные инвестиции предприятия прямого инвестирования, являющегося резидентом Российской Федерации, в прямого инвестора — нерезидента;

Читайте также:  Иностранные инвестиции

(iii) инвестиции связанных сторон, являющихся резидентами Российской Федерации, в связанные стороны — нерезиденты.

Ведущие иностранные инвесторы

Среди иностранных инвесторов лидирующие места занимают страны Дальнего Зарубежья, по сравнению с которыми страны СНГ вкладываются в российскую экономику очень мало.

Наибольшие вложения в российскую экономику делают страны:

  • Китай;
  • Германия;
  • США;
  • Италия;
  • Южная Корея;
  • Япония;
  • Франция;
  • Швейцария;
  • Великобритания;
  • Финляндия.

География распределения инвестиций показывает, что наибольшее количество идет на центральный федеральный округ и Сибирь, почти в два раза меньше инвестиций поступает в Приволжский, Уральский и Дальневосточный федеральные округа. Лидирующие позиции по привлечению иностранных инвестиций занимает Московская и Ленинградская области, а также Костромская, Белгородская и Липецкая.

Примером иностранных инвестиций в российскую экономику являются вложения Китая в строительство лесоперерабатывающего завода в Улан-Удэ, а также нефтеперерабатывающего завода в Приморье. В проект по разработке, производству и восстановлению комплектующих для машин непрерывного литься заготовок стали вложилась Япония (Свердловская область), а в строительство скоростных пассажирских поездов – Германия (Свердловская область), французские инвестиции вложены в завод гидроэнергетического оборудования в Уфе.

Сокращение доли иностранных инвестиций в российскую экономику является серьезной проблемой, поскольку это влечет спад в развитии промышленного хозяйства, а также значительно усложняет положение российской экономики в целом. Для нормализации ситуации России необходимо ориентироваться на опыт других стран, который показывает, в какие сферы необходимо внести изменения для создания привлекательности собственной экономики для иностранных вложений.

Так, прежде всего необходимо предусмотреть систему льгот для иностранных инвесторов, определить границу собственности между хозяйствующими субъектами. Привлечение инвесторов невозможно в условиях отсутствия политической и экономической стабильности, а значит необходимо добиться устойчивости экономического и внешнеторгового законодательства, а также совершенствования налоговой системы, двигаясь по пути ее упрощения.

Входящие прямые инвестиции включают:

(i) чистые пассивы предприятия прямого инвестирования, являющегося резидентом Российской Федерации, по отношению к прямому инвестору — нерезиденту (пассивы предприятия прямого инвестирования за вычетом активов предприятия прямого инвестирования по отношению к прямому инвестору);

(ii) чистые пассивы связанной стороны, являющейся резидентом Российской Федерации, по отношению к связанной стороне — нерезиденту, если первичный контролирующий инвестор не является резидентом Российской Федерации.

Для распределения потоков прямых инвестиций по видам экономической деятельности Банк России применяет классификацию, соответствующую методологии Международной стандартной отраслевой классификации ООН (ISIC4) и ее европейского эквивалента (NACE2).

Динамика иностранных инвестиций в российской федерации

Анализ инвестиционной деятельности иностранных инвесторов становится для России актуальной темой, поскольку международная обстановка требует твердой уверенности в развитии собственной экономики. Стабильность экономического развития России долгое время обеспечивала нефтегазовая отрасль, даже кризис 2008-2009 годов не сильно пошатнул уверенность инвесторов.

С 2020 по 2020 год инвестиции уменьшились в 10 раз, в 2020 году наблюдался громадный отток иностранного капитала, который поставил исторический максимум. Только в 2020 году началась наблюдаться положительная динамика. В 2020 году прямые иностранные инвестиции достигались только 6,9 млрд. долл.

США, но тогда еще существовала неопределенность в российской экономике и нестабильность. В 2020 году их сумма уже равнялась 32 млрд. долл. В 2020 году вновь наблюдалось сокращение иностранных инвестиций – 28 млрд. долл., в 2020 году цифра была еще ниже – всего 8,5 млрд. долл. США.

Инвестиции в россии

    Издание подготовлено на основе данных, полученных органами государственной статистики от предприятий и организаций путем проведения сплошных и выборочных статистических наблюдений и конъюнктурных обследований.

    В сборнике приведены статистические материалы, характеризующие условия и результаты инвестиционной деятельности организаций в сравнении с рядом предшествующих лет.

    В сборнике отражены сведения об уровне и динамике цен в сфере строительства и производства строительных материалов.

    По основным показателям информация представлена в разрезе видов экономической деятельности.

    Данные в сборнике приводятся в целом по Российской Федерации, а также в качестве справочной информации включены показатели, характеризующие строительную и инвестиционную деятельность в ряде стран мира.

    Статистические данные в разрезе субъектов Российской Федерации начиная с 2020 года выделены в отдельное электронное приложение.

    Сборник издается с периодичностью один раз в два года, с 2020 года – только в электронном виде.

Исходящие прямые инвестиции включают:

(i) чистые активы предприятия — прямого инвестора, являющегося резидентом Российской Федерации, по отношению к предприятию прямого инвестирования, которое является нерезидентом (активы прямого инвестора по отношению к предприятию прямого инвестирования за вычетом пассивов прямого инвестора по отношению к предприятию прямого инвестирования);

(ii) чистые активы связанной стороны, являющейся резидентом Российской Федерации, по отношению к связанной стороне — нерезиденту, если первичный контролирующий инвестор является резидентом Российской Федерации.

Читайте также:  Источники финансирования долгосрочных инвестиций: как их найти

Общая динамика

Год Объем инвестиций
(млрд $)
Источник оценки
1995 2,983[ показать ]

ГКС 1998
ГКС 1999
ГКС 2000
ГКС 2001
ГКС 2002
ГКС 2003
ГКС 2004
ГКС 2005
ГКС 2006
ГКС 2007
ГКС 2008
ГКС 2009
ГКС 2020
ГКС 2020

1996 6,970[ показать ]

ГКС 1998
ГКС 1999
ГКС 2000
ГКС 2001

1997 12,295[ показать ]

ГКС 1998
ГКС 1999
ГКС 2000
ГКС 2001
ГКС 2002

1998 11,773[ показать ]

ГКС 1999
ГКС 2000
ГКС 2001
ГКС 2002
ГКС 2003

1999 9,560[ показать ]

ГКС 2000
ГКС 2001
ГКС 2002
ГКС 2003
ГКС 2004

2000 10,958[ показать ]

ГКС 2001
ГКС 2002
ГКС 2003
ГКС 2004
ГКС 2005
ГКС 2006
ГКС 2007
ГКС 2008
ГКС 2009
ГКС 2020
ГКС 2020
ГКС 2020
ГКС 2020
ГКС 2020

2001 14,258[ показать ]

ГКС 2002
ГКС 2003
ГКС 2004
ГКС 2005

2002 19,780[ показать ]

ГКС 2003
ГКС 2004
ГКС 2005
ГКС 2006
ГКС 2007

2003 29,699[ показать ]

ГКС 2004
ГКС 2005
ГКС 2006
ГКС 2007
ГКС 2008

2004 40,509[ показать ]

ГКС 2005
ГКС 2006
ГКС 2007
ГКС 2008
ГКС 2009

2005 53,651[ показать ]

ГКС 2006
ГКС 2007
ГКС 2008
ГКС 2009
ГКС 2020
ГКС 2020
ГКС 2020
ГКС 2020
ГКС 2020

2006 55,109[ показать ]

ГКС 2007
ГКС 2008
ГКС 2009
ГКС 2020
ГКС 2020

2007 120,941[ показать ]

ГКС 2008
ГКС 2009
ГКС 2020
ГКС 2020
ГКС 2020

2008 103,769[ показать ]

ГКС 2009
ГКС 2020
ГКС 2020
ГКС 2020

2009 81,927[ показать ]

ГКС 2020
ГКС 2020
ГКС 2020

2020 114,746[ показать ]

ГКС 2020
ГКС 2020
ГКС 2020
ГКС 2020

2020 190,643[ показать ]

ГКС 2020
ГКС 2020
ГКС 2020

2020 154,570[ показать ]

ГКС 2020
ГКС 2020

2020 170,180[ показать ]

ГКС 2020

Пассивы по прямым инвестициям включают:

(i) инвестиции прямого инвестора — нерезидента в предприятие прямого инвестирования, являющееся резидентом Российской Федерации;

(ii) обратные инвестиции предприятия прямого инвестирования, являющегося нерезидентом, в предприятие — резидента Российской Федерации, являющегося его прямым инвестором;

(iii) инвестиции связанных сторон, являющихся нерезидентами, в связанные стороны в Российской Федерации.

Статистика прямых инвестиций составляется по непосредственно принимающей и непосредственно инвестирующей стране.

Дополнительно к статистическим агрегированным показателям, рассчитанным по принципу активы/пассивы, разрабатываются данные на базе принципа направления инвестиций.

Принцип направления инвестиций — аналитический подход в представлении данных по прямым инвестициям. Он отражает направление влияния прямого инвестора, которое лежит в основе прямых инвестиций: входящие или исходящие прямые инвестиции. Представление прямых инвестиций в соответствии с принципом направленности инвестиций выделяет потоки по обратным инвестициям и операции между связанными сторонами.

Примечания

  1. Капитал может вкладываться в виде денежных средств, паев, акций и других ценных бумаг; кредитов; технологий, машин, оборудования; лицензий, любого другого имущества, интеллектуальных ценностей и пр.
  2. 2,02,12,2Инвестиции (методологические пояснения)
  3. С 2000 года — взносы в капитал.
  4. С 2000 года — акции и паи.
  5. 5,05,15,2В 1995—1997 годы в статистику прочих инвестиций также были включены банковские вклады:
    * 1995 — $6 млн;
    * 1996 — $942 млн;
    * 1997 — $1384 млн;

Статистические ежегодники

1990-е

2000-е

2020-е

Структура иностранных инвестиций

По видовой структуре инвестиций в Россию преобладают прямые инвестиции, их сложнее отозвать при изменении политической ситуации (49,5% на 2020 год), в то время как портфельных инвестиций меньше. Прямые инвестиции показывают долгосрочные вложения в российскую экономику, однако для их увеличения важна политическая и экономическая стабильность в стране.

Анализ отраслевого вложения инвестиций показывает, что лидируют следующие отрасли экономики:

  • обрабатывающие производства (20,8%),
  • добыча полезных ископаемых (20,4%);
  • оптовая и розничная торговля (19,9%);
  • финансовая деятельность и страхование (14,4%);
  • предоставление услуг (6,2%);
  • информация и связь (3,9%);
  • недвижимость (3,3%);
  • прочие отрасли (10,5%).

Такие отрасли, как образование, сбор и очистка воды, туризм, культура и развлечения, здравоохранение и предоставление социальных услуг, деятельность гостиниц и ресторанов, научные исследования, лесное хозяйство и др. практически не имеют иностранных инвестиций, что говорит о незаинтересованности в развитии данных секторов инвесторов, а также о том, что данные сектора не могут предложить привлекательные проекты.

В том числе наблюдается уменьшение иностранных инвестиций в российское сельское хозяйство. Таким образом, иностранный капитал идет в сферы с наибольшей выгодой, там, где риски потери капитала будут минимальными, а в данном случае это добывающие сырьевые отрасли, прежде всего.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии запрещены.