Экономическое развитие Республики Таджикистан | Министерство иностранных дел Республики Таджикистан

Экономическое развитие Республики Таджикистан | Министерство иностранных дел Республики Таджикистан Удобные вклады

Автореферат диссертации по теме “иностранные инвестиции и их роль в развитии экономики республики таджикистан”

На правах рукописи

РАСУЛОВ ГАФУР

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

08.00. 05. – экономика и управление народным хозяйством (макроэкономика)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Душанбе – 2005

Работа выполнена в Отделе макроэкономических исследований Института экономических исследований Министерства экономики и торговли Республики Таджикистан

Научный консультант: Умаров Ходжамахмад Умарович

доктор экономических наук, профессор

Официальные оппоненты:

Нурмахмадов Мирмахмад Нурмахмадович

доктор экономических наук, профессор Амонова Дилбар Субхоновна

кандидат экономических наук, доцент

Ведущая организация: Российско-Таджикский славянский университет

_//у 1 J /) а л ^ п <7¿л

Защита диссертации состоится

2005 г. в /К

часов на заседании регионального диссертационного совета ДМ 73700801 по защите докторских диссертаций в Институте экономических исследований Министерства экономики и торговли Республики Таджикистан по адресу: 734025, Душанбе-25, пр.Рудаки 42.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института экономических исследований Министерства экономики и торговли Республики Таджикистан

Автореферат разослан J2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета д.э.н. наук, профессор

ъоеЧ-Ч

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. На современном этапе вопросы привлечения иностранных инвестиций, новых технологий, знаний, инновационных идей имеют важное значение для переходных экономик. Мировой опыт свидетельствует о том, что быстрый выход таких экономик из трансформационного спада представляется возможным при условии крупномасштабного и долгосрочного притока иностранных инвестиций.

В Республике Таджикистан вследствие распада СССР, разрыва традиционных хозяйственных связей с другими республиками, а также гражданской войны и продолжительной общественно-политической нестабильности резко уменьшилось финансирование в экономику за счет средств бюджета и хозяйствующих субъектов.

Объемы инвестиций из всех источников финансирования сократились до критически низкого уровня. Только за 1991-1997 гг. отмеченные объемы уменьшились более чем в 25 раз1. В последующие годы приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны также был незначительным.

Поэтому, несмотря на высокие темпы экономического роста, достигнутые после 1997 г., экономика Таджикистана еще не вышла из состояния трансформационного спада. На мировых рынках капитала Республика Таджикистан все еще остается заемщиком и при недостаточном уровне сбережений внутри страны экономика нуждается в существенном увеличении притока прямых иностранных инвестиций.

В этой связи, существует необходимость в глубоких исследованиях целого ряда аспектов проблем для привлечения иностранных инвестиций в переходных обществах вообще, а Таджикистан в частности. Применительно к последнему, в серьезных теоретико-методологических и прикладных проработках указаны причины и факторы, препятствующие интенсивному притоку иностранных инвестиций.

Это требует разграничения причин, имеющие объективные и субъективные характеры, активных поисков путей снижения уровня инвестиционного риска, адаптирования международных стандартов, относящихся к притоку иностранных инвестиций к условиям переходных обществ.

Состояние изученности темы: В последние годы наблюдается рост заинтересованности многих НИИ экономического профиля отдельных исследователей к проблеме притока иностранных инвестиций. На эту тему опубликовано большое количество монографий, брошюр, журнальных и газетных статьей и авторефератов.

Общие и специфические проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций рассмотрены в научных трудах академиков Н.К. Каюмова, Т.Н. Назарова, Р.К. Рахимова, докторов экономических наук профессоров И. А. Асророва, Т.Х. Курбонова, С.К. Комилова, М.Н.

1 Экономика Таджикистана: стратегия развития. – 1998 – №1 – С 127.

РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА С Петербург

т Л»к

Нурмахмадова, З.С. Султонова, Х.У.Умарова, кандидата экономических наук Л. X. Саидмуродова и др. В их работах исследованы различные аспекты процесса внутренного инвестирования, а также привлечения иностранных инвестиций в экономику республики. Значительное количество статей посвящены вопросам притока и эффективного использования иностранных инвестиций, которые были опубликованы в газете «Компаньон» и в журнале «Экономика Таджикистана: стратегия развития».

Однако, несмотря на возросший в последние годы интерес со стороны учёных и практиков к теме привлечения иностранных инвестиций, в целях восстановления и развития переходных экономик, формирования благоприятного инвестиционного климата и повышения инвестиционной привлекательности переходных обществ, оценки влияния иностранных инвестиций на динамику экономического роста, остаются слабо разработанными.

Выполненные исследования не в состоянии дать исчерпывающие выводы и эффективные рекомендации относительно путей активизации притока иностранных инвестиций в экономику страны. Исследователями не выработаны предложения по формированию целостной инвестиционной политики, учитывающие кац ограничительные факторы, так и благоприятствующие потенциальные возможности притока иностранных инвестиций. До настоящего времени в стране не выработан единый подход к формированию благоприятного инвестиционного климата.

Выбор темы диссертации вызван необходимостью глубокого, теоретического и практического осмысления вышеизложенных вопросов, устранения имеющегося вакуума в этом направлении исследований, выработки научно-обоснованных предложений по активизации инвестиционной политики Республики Таджикистан.

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является обоснование мер по ускорению темпов и расширению масштабов привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Таджикистан. Для достижения этой цели перед диссертантом были поставлены следующие задачи:

• исследование и научная оценка важнейших направлений инвестиционной политики государства;

• обоснование форм, способов и механизмов государственного регулирования инвестиций;

• выявление недостаточно отработанных правовых аспектов инвестиционной политики;

• разработка рекомендаций по улучшению инвестиционного климата, повышению эффективности инвестиционной политики;

• оценка возможностей применения опыта отдельных стран в условиях Таджикистана;

Объектом исследования является современное состояние притока иностранных инвестиций в экономику Республики Таджикистан.

Предметом исследования является инвестиционная деятельность в Республике Таджикистан, комплекс проблем возникающих в процессе притока прямых иностранных инвестиций в экономику страны и их воздействие на

развитие экономики в период проведения экономических реформ и перехода экономики на рыночные условия функционирования.

Теоретической и методологической основой работы являлись труды классиков экономической теории, отечественных и зарубежных ученых по вопросам иностранных инвестиций, официальные документы по экономическим и хозяйственным вопросам, отчеты международных организаций, материалы семинаров и конференций посвященных проблемам иностранных инвестиций.

Диссертант в процессе исследования использовал методы сравнительного, монографического, абстрактно-логического анализа и прежде всего, диалектического подхода к происходящим переменам в инвестиционном климате и притоке иностранных инвестиций в Таджикистан.

Информационная база. В качестве основных источников информации в диссертации были использованы официальные документы: указы Президента, постановления правительства, законодательные акты, доклады руководителей министерств и ведомств страны, ежегодные отчеты Всемирного банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития, Азиатского банка развития, отдельные сборники ЭСКАТО, ПРООН, ЕЭК ООН, статистические издания Таджикистана, стран СНГ и дальнего зарубежья, информационные бюллетени, текущие обзоры Госкомстата о социально-экономическом развитии республики, материалы отечественной и зарубежной печати, а также данные сети Интернет.

Научная новизна. Настоящая диссертация представляет собой одну из первых попыток комплексного исследования проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Таджикистан.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

– впервые комплексно исследованы проблемы привлечения и использования зарубежных инвестиций в экономику республики, с учетом всего комплекса специфик и трудностей, которые ныне переживает страна.

– выявлены инструменты эффективного привлечения иностранных инвестиций, включая гармонизацию правовой базы, программирование и прогнозирование привлекаемых средств;

– дана оценка инвестиционной политики Республики Таджикистан, ее экономической эффективности. Выявлены факторы, сдерживающие крупномасштабный приток прямых иностранных инвестиций, основные из которых не совершенность реформ, слабость правовой нормативной базы по защите иностранных инвесторов.

– обоснованы меры по совершенствованию инвестиционной политики страны, включая реструктурирования органов занимающихся инвестициями, повышению инвестиционного рейтинга, роста инвестиционной привлекательности страны за ее пределами.

Научно-практическая значимость диссертации:

• в диссертационной работе дана объективная оценка действующей практики инвестирования в Республике Таджикистан и перспективы ее

• выводы и рекомендации, разработанные в процессе работы над темой исследования, могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Инвестиционная политика», при подготовке конференций, симпозиумов и семинаров, посвященных проблеме привлечения иностранных инвестиций;

Внедрение результатов исследования. Материалы диссертации были использованы Министерством экономики и торговли при разработке проектов двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций и об избежание двойного налогообложения с рядом стран ближнего и дальнего зарубежья.

Они также были использованы при разработке инвестиционных проектов и программ развития приоритетных отраслей народного хозяйства, прогнозов социально-экономического развития республики на период 20012005 гг. и Программы экономического развития страны до 2022 г.

Апробация и реализация результатов исследования. Выводы и предложения данной диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях коллегий Министерства экономики и торговли при рассмотрении вопросов привлечения иностранных инвестиций и капитального строительства, как в регионах страны, так и в самой республике и получили положительную оценку.

Основные положения работы докладывались на семинарах и конференциях, посвященных теме иностранных инвестиций при разработке различного рода докладных записок правительству страны. Важнейшие теоретические и практические положения диссертации были представлены на научно-теоретических конференциях и семинарах, организованных Индийским Институтом внешней торговли (Дели, 1997 г.)

Публикации. Результаты выполненных исследований отражены в публикациях автора общим объемом 4 п.л.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы 13 таблиц и 5 рисунков общим объемом 180 стр.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность темы исследования, степень ее разработанности, цели и задачи, объект, предмет и источники исследования, методологические и теоретические основы, информационная база, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, апробация исследований.

В первой главе «Факторы, влияющие на приток иностранных инвестиций» излагаются объективные факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность переходной экономики, а также структурные и рыночные

факторы активизации инвестиционной деятельности. В начале этой главы дается краткая теоретическая характеристика инвестиционной активности правительства Таджикистана.

В рассматриваемом периоде в стране была заново сформирована правовая среда для деятельности иностранных инвесторов. Законодательной базой для деятельности иностранного капитала в национальной экономике служит Закон «Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан», принятый парламентом – Верховным Советом Республики Таджикистан 10 марта 1992 г., который определяет общие правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории страны.

Правительство республики начало вести политику привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику. Сессия Парламента республики 2 ноября 1995 г. рассмотрела вопросы привлечения иностранных инвестиций с целью быстрого и эффективного решения важнейших проблем социально-экономического развития страны.

Важным моментом осуществления реформ оказавшим положительное воздействие на формирование благоприятного инвестиционного климата, стала радикальная либерализация внутренней и внешней торговли и легальное осуществление валютных и экспортных операций. В стране полностью отменены экспортные таможенные пошлины. Это предоставило иностранным инвесторам новые возможности для сотрудничества.

Министерству экономики и внешних экономических связей” было поручено координировать внутренние и внешние инвестиции. Указом Президента республики от 3 декабря 1994 года создана государственная компания по страхованию инвестиций, включая и иностранные.

Для позитивного решения проблем притока иностранных инвестиций были налажены устойчивые связи с международными организациями, в том числе с ООН и ее специализированными учреждениями, включая ООН по развитию промышленности (ЮНИДО), а также Всемирный Банк (ВБ)

Уровень привлечения иностранных инвестиций зависит от политических экономических и законодательных факторов. Обеспечение политической стабильности, внутренней и внешней безопасности, минимизация действий форс-мажорных обстоятельств, устранение существующего риска являются основными условиями для инвестиционной активности, привлечения иностранного капитала, экономического роста страны и социального благополучия народа Инвестор, будь он отечественный или зарубежный, в первую очередь учитывает существующий и предстоящий риск и, следовательно, при-

* В 2001 г данное министерство было преобразовано в Министерство экономики и торговли.

нимает окончательное решение инвестировать только в стране, где имеются прозрачные условия инвестирования, надёжно охраняемый вложенный капитал и где можно ожидать приемлемые доходы.

Гражданская война оттолкнула назад процесс экономических реформ и преобразований. В результате Таджикистан не мог быстро адаптироваться к требованиям рыночной экономики.

Подписание Соглашения об установлении мира и согласия в Таджикистане, 27 июля 1997 года, создало необходимые предпосылки для восстановления разрушенной экономики и возобновления реформ на исключительно важном этапе истории страны. В трудное время перехода от состояния войны к миру страна не могла привлечь достаточных объемов прямых иностранных инвестиций.

Таджикистан расположен на границе между СНГ и Южной Азией и отличается весьма сложным геополитическим положением Близость республики к регионам с нестабильной политической ситуацией препятствовала быстрому восстановлению экономики страны. Это вызывало обеспокоенность внешних инвесторов относительно перспектив и масштабов вложений в экономику.

Читайте также:  презентация найти Инвестиционная деятельность страховщиков

Выполненные иностранными экспертами научные исследования показывают, что в Республике Таджикистан инвестиционный риск достаточно велик и все еще имеют место крайне неблагоприятные условия для инвестирования.

По объему привлеченных прямых иностранных инвестиций Таджикистан занимает последнее место в СНГ. На первое января 2004 г. в республике этот показатель составил 96,1 долл. США. Интегральный показатель надежности (ИПН) инвестиционного капитала показывает, что в республике из 100 проектов, почти 86 не в состоянии обеспечить ожидаемых результатов.

До настоящего времени в стране не разработан единый подход для формирования благоприятного инвестиционного климата. По мнению некоторых таджикских исследователей оценка данная иностранными экспертами и международными рейтинговыми организациями инвестиционного климата не вызывают доверие, поскольку она не отражает реальную ситуацию. Это означает, что для реальной оценки инвестиционного климата требуются дополнительные исследования.

Именно описанной ситуацией можно объяснить случаи, когда решения об инвестициях принимались на фоне очень низких рейтингов – на основе прогнозирования важнейших параметров развития экономики в перспективе и благоприятствующих факторов в пользу инвестирования. Примером этого является сотрудничество с английской компанией по добыче золота в Таджикистане.

Решение актуальных проблем, волнующих иностранных инвесторов нередко затягивается из-за нерешительности органов власти. Поэтому жизнеспособная инвестиционная политика должна получить административную поддержку со стороны высших политических и законодательных органов.

дисциплины, несмотря на проведение работы по стандартизации и усовершенствованию отчетов, местные статистические органы направляют в Госкомстат неполные и неточные сведения об иностранных инвестициях. Отсутствует четкая статистика отслеживания потоков иностранных инвестиций и системный механизм сбора, анализа и обработки информации не только о прямых иностранных инвестициях, но и об упущенных возможностях.

Важнейшей составляющей инвестиционного климата является законодательное регулирование притока и использования иностранных инвестиций, создание правового механизма предоставления государственных гарантий иностранным инвесторам. Такое законодательство предоставляет инвестору гарантии для осуществления своего права, обеспечения возмещения убытков, а национальной экономике – доступ в мировом рынке капитала.

Следует отметить, что во всех странах в отношении иностранных инвестиций широко используются правовые средства функционирующие на двух уровнях- международном и национальном. В последние годы отмечается расширение интеграционных процессов и в связи с ними усиление влияния международных норм и принципов на внутреннюю жизнь государств. Гарантии в системах национально-правового регулирования закрепляются, прежде всего, специальными законами.

В диссертации определенное внимание уделяется источникам финансирования инвестиций, которые разделяются на четыре группы: сбережения государства, а также долгосрочные кредиты и займы (государственные и коммерческие); собственные сбережения предприятий и прибыль; сбережения населения и иностранные источники.

Выявлено, что среди стран СНГ только в Таджикистане наблюдается финансирование капитальных вложений преимущественно за счет бюджета государства (в 2003 в Таджикистане – 60 %, а в России – 20 %). Такое состояние является свидетельством того, что экономические реформы в Таджикистане не дают желаемых результатов в плане повышения роли и значимости частного сектора в инвестировании экономики.

В 2003 году из общего объема освоенных капитальных вложений 86,4 млн. сомони выполнено за счет государственных централизованных средств. -43,8 млн. сомони за счет средств иностранных инвесторов. Средства населения, направляемые в инвестиционную сферу, крайне не достаточны и не превышали 5 % совокупного объема инвестиций.

В 2003 г. государственные предприятия смогли освоить лишь 10,4 % от намеченных объемов капиталовложений.

За этот период объемы зарубежных инвестиций в основной капитал составили 51,2 млн. сомони или 18 % от совокупного объема инвестиций. Описанная ситуация в случае неизменного продолжения в будущем может оказать отрицательное воздействие на экономический рост страны.

По мнению автора, серьезным и сдерживающим макроэкономическом фактором инвестиционной активности в Таджикистане продолжает оставаться рост цен на товары и услуги. Общее повышение цен на большинство товаров и услуг привело к снижению покупательской способности населения и росту стоимости жизни.

весторов вкладывать деньги в экономику республики. Для того чтобы инвестиции в республике были прибыльными нужно свести инфляцию к минимуму-до 10%.

В последние годы правительству страны удается поддерживать инфляцию на низком уровне и необходимо предпринимать меры, чтобы данное явление приобрело устойчивый характер.

Одним из важнейших фактором формирования благоприятного инвестиционного климата является законодательное регулирование инвестиций, создание правового механизма предоставления государственных гарантий иностранным инвесторам. Именно такое законодательство даст гарантии инвестору для осуществления своего права, обеспечения возмещения убытков, а национальной экономике – выход к мировому рынку капитала.

Следует отметить, что во всех странах в отношении иностранных инвестиций широко используются правовые средства двух уровней: международные и национальные. В последние годы отмечается расширение интеграционных процессов и усиление влияния международных норм и принципов на внутреннюю жизнь государств. Гарантии в системах национально-правового регулирования укрепляются, прежде всего, специальными законами.

Инвестиционные отношения между странами ЕврАзЭс организованы на низком уровне и их результаты пока не очень заметны. Очевидно, не совершенность законов, низкий уровень экономико-хозяйственных, фискально-монетарных связей и интеграции инвестиций препятствуют притоку капитала. Объёмы привлеченного капитала из стран ЕврАзЭС в экономику республики все еще остаются незначительными.

Таджикистан готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию. В мае 2002 г. Меморандум о режиме внешней торговли Республики Таджикистан, рассмотрели на заседании Правительства республики и представили Совету ВТО. В соответствии с договоренностями Правительства Таджикистана и ВТО, в ближайшие годы республика может стать действительным членом этой организации.

Членство в ВТО даст возможность без заключения двусторонних соглашений активно развивать торгово-экономические, предпринимательские, инвестиционные и другие отношения, улучшит условия доступа таджикских товаров и услуг на внешние рынки. Республика получит доступ к механизму разрешения торговых и инвестиционных конфликтов.

В диссертации отмечается важность организации свободных экономических зон, где создаются благоприятные условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. В начале 2004 г. Парламентом Республики Таджикистан был принят закон о свободных экономических зонах, который позволит иностранным инвесторам с наименьшими затратами наладить производство новых видов продукции в нашей стране.

Анализ современного состояния и развития предпринимательства показывает, что существует комплекс экономических и административно-правовых барьеров со стороны органов государственного управления, а также исполнительной власти на местах. Трудность получения кредитов, несовершенство законодательной базы, высокое налоговое бремя, необоснованное проведение

проверок создают серьёзные проблемы для предпринимателей. Банковские услуги не соответствуют мировым стандартам по срокам и качеству обслуживания. В 2004г. в Таджикистане средняя процентная ставка составляла 24 %.

Одним из факторов инвестиционной привлекательности отдельных стран является развитие предпринимательства. В Таджикистане отсутствует льготная система налогообложения начинающим предпринимателям. В этой связи, финансовая поддержка предпринимателей является одним из мощных рычагов развития отрасли.

Однако в стране еще не создана система правовой и финансовой поддержки предпринимателей. В первые годы после либерализации приватизация государственного имущества могла бы играть существенную роль в привлечении иностранных инвестиций. Однако, по целому роду причин такая возможность не была использована.

Широкомасштабная приватизация трансформировала формы собственности, и способствовала созданию огромного количества новых компаний.

В первое время сложилась парадоксальная ситуация, когда иностранные инвесторы, имея право участвовать в торгах и тендерах, в то же время не смогли в ней участвовать, потому что не было механизма, устанавливающего порядок и условия их участия. Ошибки, допущенные в ходе приватизации, оттолкнули иностранных инвесторов.

И все же, в этом плане имеют место и позитивные тенденции. В соответствии с программой на международные торги было выставлено на продажу 22 государственных хлопкоочистительных предприятия, 25 % акций, которых принадлежат государству. Приватизация вышеназванных предприятий создала благоприятные условия для привлечения частного (в том числе иностранного) капитала.

Иностранные инвесторы, в частности международные компании, приобрели 8 предприятий отрасли. В результате возросли масштабы обновления технологического оборудования хлопкоочистительных заводов, доступа к рынку новых инвесторов и заключению прямых форвардных контрактов с хлопкосеющими хозяйствами на поставку продукции.

Приватизация охватила огромное количество фирм, которые имеют хорошие перспективы для притока иностранного капитала. Процессы приватизации промышленных предприятий привели к увеличению налогооблагаемой базы, снижению бюджетного дефицита и развитию предпринимательства.

Однако, в ходе приватизации не сложился институт «эффективных собственников». Из приватизированных предприятий работают только 65 % (2003 г). Одна из причин данной ситуации можно увидеть в существующей системе управления государственным имуществом. Госкомимущество не способно обеспечить эффективное использование государственной собственности. Для этого необходимо передать право оперативного управления части акций

государственных предприятий соответствующим министерствам (ведомствам) и государственным предприятиям – партнерам по кооперации

В стране прилагаются усилия для устранения бюрократических барьеров на путях притока иностранных инвестиций. Начиная с 1 февраля 1996 г. в стране отменено лицензирование и квотирование. В целях более эффективного функционирования валютного рынка, для развития экспорта, был принят Указ Президента Республики Таджикистан от 26 февраля 1996 г.

«О либерализации валютных и экспортных операций и мерах по обеспечению полного возврата в республику валютной выручки». В этом документе экспортерам предоставлено право прямого доступа к иностранной валюте для оплаты необходимой им импортной продукции и ликвидировано требование обязательной продажи иностранной валюты Национальному банку Республики Таджикистан.

Начал действовать валютный рынок. Однако, в отличие от подавляющего большинства либерализованных экономик, в Таджикистане недостаточно развивается рыночная инфраструктура. В стране до сих пор отсутствует вторичный рынок ценных бумаг, хотя его необходимость не вызывает никаких сомнений.

Не совершенность институциональных структур и ограничение условий для применения зарубежного опыта привлечению иностранных инвестиций являются негативными факторами привлечения иностранных инвестиций. Не совершенность хозяйственного механизма, высокая степень бюрократизации госаппарата, которая обладает тенденцией к разрастанию, способствует появлению теневого сектора экономики.

В государственных органах инвесторам очень сложно получить необходимую информацию. Государственные чиновники не несут ответственность за сроки оформления документов. Все еще велико число бюрократических барьеров. Существующие институты не способствуют позитивному разрешению возникших проблем.

В Республике Таджикистан институциональная структура по обслуживанию иностранных инвесторов находится в стадии становления. Между министерствами и ведомствами отсутствует координация действий. Все это говорит в пользу создания специального агентства по привлечению иностранных инвестиций.

По нашему мнению, в Таджикистане необходимо выбрать такую модель агентства, которая отвечала бы требованию времени Оно призвано выполнять следующие функции:

• осуществлять мероприятия по созданию положительного имиджа страны;

• предоставлять необходимую информацию инвесторам;

• выявлять инвестиционные возможности партнеров;

• помогать иностранным инвесторам в поиске партнеров;

• выступать в качестве координационного центра по всем вопросам, касающихся иностранных инвестиций;

• совместно с правительством разрабатывать, корректировать и вносить необходимые изменения в инвестиционную политику;

• проводить мониторинг притока и эффективного использования иностранных инвестиций и т.д.

Во второй главе «Основные направления и формы притока иностранного капитала в экономику переходного периода» рассмотрены тенденции, структура и роль иностранных инвестиций в экономике Таджикистана, деятельность совместных предприятий и их роль в инвестировании экономики страны, пути позитивного изменения, отношении иностранных инвесторов к вложению инвестиций в Таджикистане. При этом, большое внимание уделено устранению трудностей на путях привлечения прямых иностранных инвестиций.

Автором дана оценка эффективности функционирования совместных предприятий страны, их воздействие на улучшение качественных и количественных показателей экономического развития. Отмечается все более возрастающая роль иностранных инвестиций в повышении социальной эффективности экономического роста в разрезе различных регионах республики и страны в целом.

В диссертации особое внимание уделяется прямым иностранным инвестициям. ПИИ имеют два отличительных преимущества: во-первых, они позволяют значительно уменьшить субсидии для государственных предприятий, во-вторых, способствуют быстрому переоборудованию производственных структур.

В начале переходного периода приток иностранных инвестиций в республику был относительно слабым по сравнению с другими странами Центральной Азии. Позднее инвестиционное положение улучшилось. За весь период независимости самый высокий результат был достигнут в 1998 г.

Иностранные инвестиции в этом году в экономику республики превысили 140 млн. долл. США. Однако в следующем 1999 г. приток иностранных инвестиций уменьшился более 20 раз, т.е. снизился до 6,5 млн. долл. США, из которых 6,0 млн. долл. США являлись прямыми.

В страновом плане Великобритания является самым крупным инвестором в Республике Таджикистан. Она еще в годы гражданской войны вошла в таджикский рынок и начала инвестировать экономику республики. Ее компании достигли высокой степени конкурентоспособности, их успех стал положительным примером для других.

Читайте также:  Вклады в банках Канска до 12% в 2022 – открыть выгодный депозит для физ.лиц под высокий процент

В последние годы также активизировалась инвестиционная деятельность компаний США. Постоянно увеличивая свои вложения в 1998-2004 гг. они вышли на второе место после Великобритании. За этот период они вложили в экономику страны 131 млн. долл. США. Лихтейнштейн соответственно занимает третье место (76,2 млн. долл. США).

При содействии Республики Корея организовано совместное предприятие «Кабоол Таджик Текстайлз», продукция которого экспортируется в страны дальнего зарубежья (общий объем инвестиции Республики Кореи составили 53,4 млн. долл. США). Вложения итальянских предпринимателей равняются

44 млн. долл. США, из которых 3,2 млн. долл. США выделено в 2003 г. совместному предприятию «Джавони». Растут объемы инвестиций компаниями России, ОАЭ, Австрии и Канады.

Таблица 1. Первая десятка стран-инвесторов в экономику _Республики Таджикистан* (млн.. долл. США)_

№ Страна Объемы иностранных инвестиций % к общему объему иностранных инвестиций

1 Великобритания 258 31,7

2 США 131 16,1

3 Лихтенштейн 76,2 9,4

4 Республика Корея 53,4 6,6

5 Филиппины 48,3 5,9

6 Италия 44 5,4

7 Люксембург 30,6 3,8

8 Россия 21,5 2,6

9 Кувейт 8,9 1,4

10 Австрия 21,2 2,6

Как свидетельствуют данные табл. 1, больше всех в Таджикистан инвестировали европейские и американские компании.

Иностранные инвестиции оказались высоко интегрированными. Удельный вес десяти крупных стран-инвесторов в экономику республики составил более 82 % от их общего объема.

В 1998-2002 гг. Южная Корея и Китай вообще не инвестировали в экономику Таджикистана. Предприниматели обеих стран мотивировали свои действия невыгодностью сотрудничества с таджикскими партнерами. После того, как появились препятствия, связанные с поставкой хлопка-волокна для «Таджиккообол-Текстайлз», южнокорейские инвесторы перестали инвестировать вышеназванное СП.

На процесс вложений инвестиций со стороны КНР особенно повлияла нерешенность вопроса о технологическом оборудовании для совместного предприятия «Душанбинской табачной фабрики», которое долгое время пролежало на складах таможенных органов республики Отсутствие реинвестиций со стороны вышеназванных стран свидетельствует о том, что они не удовлетворены инвестиционным климатом страны и не уверены в деловой среде

Из стран дальнего зарубежья за 1991-2003 гг. поступило 575 млн. долл. США. 47,4 % этой суммы – 272,3 млн. долл. составляли прямые иностранные инвестиции, а остальные – прочие

В целом за 1991-2004 гг. в экономику Республики Таджикистан поступило более 813 млн. долл. США иностранных инвестиций За данный период ПИИ составили 362 млн. долл США или 44,5 % от общего объема привлеченных иностранных инвестиций.

* Данные за 1991-2004 гг

В Таджикистане в отличие от других стран доля портфельных и прочих инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций превышает уровень ПИИ. Только в 2002 г. портфельные инвестиции возросли в 2 раза по сравнению с предыдущим годом. Большой удельный вес занимают прочие инвестиции, которые формируются в основном за счет торговых кредитов, кредитов правительств иностранных государств под гарантии Правительства Республики Таджикистан, а также кредитов международных финансовых организаций.

Для сравнения можно привести пример других развивающихся стран, в частности Китая, где объем ПИИ превосходит общую сумму кредитов иностранных коммерческих банков, внешнюю помощь, доходы от экспорта ценных бумаг распространяемых на международных фондовых биржах .

Более половины поступившего объема ПИИ в нашу республику занимают кредиты, займы и ссуды, которые получают филиалы и дочерние предприятия от их зарубежных совладельцев. Их сумма составляет 135,5 млн. долл. США. Такое инвестирование приводит к формированию межфирменной задолженности и расширению коммерческого кредитования.

Взносы в уставный капитал иностранными инвесторами вносились в установленном законодательством Республики Таджикистан порядке в виде зданий, сооружений, оборудования и других материальных ценностей и ресурсов. Почти одну пятую часть объема поступивших на начало 2004 г. инвестиций составляют взносы в уставной фонд совместных предприятий (132,1 млн. долл. США).

Следует отметить, что к началу 2004 г. Правительством Таджикистана для реализации инвестиционных проектов в различных секторах экономики, привлечены льготные финансовые средства международных финансово-кредитных организаций на общую сумму около 186,6 млн. долл. США.

Отраслевое распределение иностранных инвестиций в Таджикистане выражает большую заинтересованность внешних инвесторов вложить средства на освоение минерально-сырьевых ресурсов. В Таджикистане иностранные инвесторы вложили средства в те отрасли, которые способны дать высокую прибыль.

В отраслевом плане основная часть привлеченных инвестиций в экономику по-прежнему приходится на горнодобывающую отрасль. За период 1991 – 2003г. из стран дальнего зарубежья на эту отрасль было привлечено более 120,8 млн. долл. США или 19% от их общего объема.

В региональном плане распределение иностранных инвестиций отмечается существенными колебаниями. По объему привлеченных инвестиций город Душанбе занимает первое место. На начало 2005 года в столице накоплено 269,3 млн. долл. США. Из них 42,4 млн. долл. составляют ПИИ, более поло-

* П. Фишер. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М.: Финансы и статистика. 1999. – С.131.

вины которых поступило в 2003-2004 годах. Хотя в столице сосредоточена значительная часть индустриального потенциала республики и размещены крупные предприятия машиностроительной, электронной, радиотехнической, текстильной промышленности, она потеряла свой имидж индустриального центра страны Причина заключается в том, что привлеченные здесь прямые иностранные инвестиции являются небольшими, неспособными положительно изменить индустриальный и строительный облик города.

За 1991-2004 г. кумулятивный объем иностранных инвестиций в Согдийскую область составил 250 млн долл. США из которых 234 млн. долл. США составили ПИИ Активная деятельность крупных совместных предприятий по производству текстильных изделий, минеральных вод, добыче благородных металлов в этом регионе играет решительную роль в притоке иностранных инвестиций.

Районы республиканского подчинения по уровню поступления иностранных инвестиций находятся на третьем месте. Сумма привлеченных инвестиций в данный регион равнялась более 180 млн. долл., из которых почти 167 млн. долл. приходится на портфельные и прочие инвестиции.

Согласно данным Госкомстата, объемы ИИ в районах республиканского подчинения составили 46,7 млн. долл. США и почти все инвестиции являются прямыми.

В Хатлонской области определяющим фактором развития производительных сил является энергетика. На ее базе можно вовлечь в хозяйственный оборот богатейшие месторождения полезных ископаемых, активно развивать агропромышленные формирования, в частности систему переработки сельхозпродуктов и транспортную инфраструктуру.

Горно-Бадахшанская область, занимая более 44 % территории республики, отличается особым геополитическим положением. Поныне она еще не стала объектом, притягивающим иностранный капитал.

В диссертации определенное внимание уделяется участию СП в инвестиционной деятельности. В 2001 г. совместные предприятия вложили в экономику страны инвестиций на сумму 32,9 млн. сомони, что составляет 16,9% от общего объема использованных инвестиций в 2001 г.

За данный период всего введено в действие объектов на сумму 218,0 млн. сомони из них доля СП -82,4 млн. сомони (37,8%). Все инвестиции были вложены в производственную сферу. Всего в республике введено объектов производственного назначения на сумму 172,5 млн. сомони, из них СП – 82,4 млн. сомони (47,7 %).

В 2002 г. ситуация выглядела совершенно по другому Всего в стране введено в действие объектов на сумму 134,1 млн. сомони, из которых 1,4 млн. сомони (1 %) принадлежали совместным предприятиям. Введено было в действие объектов производственного назначения – 45,1 млн. сомони, совместными предприятиями – 1.3 млн. сомони (3 %)

Показатели 2003 г также являются низкими Всего СП выполнено объёмов капитального строительства на сумму 4,5 млн долл. США или 2 % от их

общего объема. Их доля по вводу в действие основных фондов еще ниже: 701,2 тыс. сомони или 0,4 % от общего объема основных фондов республики. Такие колебания говорят о необходимости активизации инвестиционной деятельности совместных предприятий.

Тем не менее, рост количества СП дает основание для оптимизма (рис. 1). Только за 1998 г. в республике было создано 11 предприятий с участием иностранных инвестиций с уставным фондом 2,31 млн. сомони или 1,05 млн. долл. США. Из общего числа зарегистрированных предприятий 64 % создано партнерами из стран СНГ и 35,4 % приходится на Российскую Федерацию.

Рис. 1. Динамика численности СП на территории Республики Таджикистан {по состоянию на 01.01. 2004 г.)

СП доказали, что отличается более высокими показателями эффективности по равнению с другими сегментами экономики. Составляя менее 0,5 процента от общей численности занятого населения республики, работники совместных предприятий в 2003 г. произвели 72 % промышленной продукции предприятий системы Министерства промышленности.

Совместные предприятия выпускают продукцию, как для обеспечения внутреннего рынка, так и для экспорта. Однако основной целью организации СП является расширение экспорта продукции, стабилизации торгового баланса. Многие совместные предприятия, используя большой и полезный опыт зарубежных партнеров в производственной и коммерческой деятельности, выступают в качестве активных экспортеров. Отличаясь высокой гибкостью и маневренностью, они способны получить стабильную нишу на зарубежных рынках.

Экспортная ориентация СП позволяет вовлечь в страну иностранную валюту и снизить нагрузку на платежный баланс республики. Например, за первый квартал 2005 года совместные предприятия осуществили экспорт продукции и услуг на сумму более 60 млн. долл. США, это составило 30 % от общего объема экспорта страны.

Однако, внешнеторговые возможности СП реализуются не в достаточной степени. В Таджикистане среднегодовой внешний товарооборот совместных предприятий в последние годы составил 6-7 % от общего объема экспорта и импорта. В других развивающихся странах, например, в Венгрии более 70 % объема экспорта страны дают предприятия, частично или полностью находящиеся в иностранной собственности.

Совместные предприятия, работая по рыночным принципам, поддерживают торговые связи с зарубежными странами. Они самостоятельно занимаются вопросами маркетинга. Экспортируют в страны ближнего зарубежья двигатели, коробки передач, кузова автобусов, кабины, контейнера, соки, хлопок, линт хлопковый, хлопковое волокно, отходы хлопка и др.

В страны дальнего зарубежья СП экспортируют ткани, пряжу, одежду, хлопковое волокно и другие товары.

По данным Минэкономторговли Республики Таджикистан компании из 37 развитых и развивающихся государств, выступают в качестве партнеров в совместных предприятиях, принимают участие в создании в нашей стране совместных предприятий (2003 г.). Основными учредителями таких предприятий являются фирмы из Российской Федерации, США, Турции, Афганистана и др.

В отличие от других стран, за последние годы структура экспорта Таджикистана не подвергалось прогрессивным сдвигам. В 2004 г. основными

статьями экспорта остаются алюминий (61,6 %) и хлопок (17 %)*, испытывающие постоянное колебание цен на мировых рынках. Готовая продукция составляет незначительную часть таджикского экспорта. В связи с этим необходимо повысить роль СП в диверсификации промышленной продукции и повышении доли готовой продукции в структуре экспорта.

Исследования, выполненные диссертантом, выявили, что по мере оздоровления национальной экономики, часть иностранных инвесторов продолжают называть таджикский рынок перспективным и выступают с конкретными предложениями по расширению взаимовыгодного сотрудничества.

В третьей главе «Государственное регулирование иностранных инвестиций в Таджикистане» рассмотрены экономические и административные механизмы управления иностранными инвестициями, пути эффективного решения существующих проблем.

Серьезные проблемы, связанные с инвестированием экономики, становятся трудно разрешимыми из-за низкой эффективности работы аппарата управления. Система государственного управления, в которой работают немало представителей прежней бюрократии и неопытные сторонники реформ, в сложных условиях ломки общественных отношений выступает тормозящим фактором на путях реализации потребностей страны в инвестициях.

Несмотря на это, продолжается переход от административного регулирования процессов привлечения и использования инвестиций к регулированию, основанному на рыночных принципах. В числе мероприятий, осуществленных в рамках такого перехода можно назвать создание системы органов по государственной поддержке инвестиционной деятельности, включающие центральные органы государственной власти, межправительственные комиссии по сотрудничеству с другими странами, инвестиционные и коммерческие банки, страховые организации и представительства за рубежом и т. д.

В диссертации обоснованы основные направления государственной инвестиционной политики, включающие: создание государством условий для инвестирования (законы, нормы, мониторинг); активное участие государства на инвестиционном рынке (государственные инвестиции, государственная поддержка, определение режима инвестирования, система гарантий для иностранных инвесторов, система мер, ограничивающих или стимулирующих приток зарубежных инвестиций, формирование государственной сети по привлечению инвестиций), соблюдение баланса между протекционизмом, либерализмом и лоббизмом (Парламент – Правительство – ассоциации предпринимателей).

* Ежегодник Республики Таджикистан Государственный комитет статистики Республики Таджикистан. Душанбе – 2004. – С.251-296.

В диссертации отмечается, что государственные мотивы для стимулирования инвестиций могут быть различными. Это повышение занятости и социальная стабильность, реструктуризация промышленности и освоение природных ресурсов, обеспечение сбалансированного экономического развития всех регионов, ускорение технического и экономического прогресса и др.

Читайте также:  дипломная работа найти Роль иностранных инвестиций в экономике Республики Таджикистан

Следует иметь ввиду, что иностранные инвесторы обладают огромным потенциалом, связанным с новыми технологиями, оборудованием, инновациями, интеллектуальной собственностью. Они также имеют свободный выход к внешним рынкам и обладают опытом применения более совершенных систем управления. Государство призвано использовать эти возможности с целью реализации вышеотмеченных мотивов.

Особое внимание в работе уделяется институциональным аспектам притока иностранных инвестиций. Двусторонние соглашения являются важным источником правового регулирования торговли и инвестиций. Они становятся важными инструментами в отношениях между странами, размещающими инвестиций, их реципиентами и направлены на защиту всех форм собственности, включая интеллектуальную собственность и ноу-хау.

Республика Таджикистан заключила со многими странами соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите инвестиций и соглашения об избежание двойного налогообложения. К 2003 г. страна имела двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций с двадцатью двумя странами.

Соглашения во избежание двойного налогообложения заключались с семью странами мира. Подписывая такие соглашения, стороны создают более благоприятные условия для взаимных капиталовложений, определяют основные гарантии, устанавливают виды взимаемых налогов на территории нашей республики и государств-инвесторов, налоговые льготы, процедуры их представления и др.

Со времени приобретения независимости в Таджикистане практически заново создана современная законодательная база С переходом к рыночным отношениям принят ряд законодательно-нормативных актов, которые в корне изменяют экономическое отношение хозяйственных субъектов.

Принято множество законов и подзаконных актов, постановлений и положений, которые направлены на улучшение инвестиционного климата и регулирование экономической деятельности. К последним относятся, законы Республики Таджикистан «О предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан» (1991 г.)

, «О внешней экономической деятельности Республики Таджикистан» (1992 г.), «Об акционерных обществах (1991 г.), «Об иностранных инвестициях» (1992 г.), «О предприятиях» (1993 г.), «О собственности в Республике Таджикистан» (1996 г.), «О приватизации» (1997 г.) и другие.

экономики и оказавшие положительное влияние на эффективность предпринимательства страны.

Действующее законодательство направлено на обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности. Закон Республики Таджикистан «Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан» предоставляет широкие возможности иностранным инвесторам наравне с другими субъектами и определяет гарантии зарубежным инвестициям.

Беспрепятственная репатриация капитала является важным условием привлечение иностранных инвесторов в становлении и развитии партнерства. Всякие попытки ограничить сроки возврата и размеры репатриируемой прибыли будет отрицательно сказываться на деятельности иностранных инвесторов.

В диссертации освещены экономические механизмы регулирования инвестиций, фискальные, финансовые и нефинансовые льготы, различные гарантии. Однако, такие механизмы могут дать реальные результаты, если они будут четко нацелены на улучшение инвестиционного климата. К отмеченным механизмам относятся:

• укрепление и защита прав частной собственности;

• развитие финансовых рынков и институтов;

• снижение барьеров для инвестирования экономики;

• использование объективных критериев и форм инвестирования;

• преимущественная ориентация инвестиций на приобретение новейших технологий и средств производства;

• предоставление налоговых льгот банковским учреждениям, осуществляющих долгосрочные инвестиции.

В завершающий части рассматриваемой главы отражены сильные и слабые стороны инвестиционного климата в Республике Таджикистан. Оценивая ситуацию с инвестиционным климатом, диссертант пришел к выводу о том, что в республике действуют несколько позитивных факторов, способствующих притоку прямых иностранных инвестиций. Ими являются:

• огромные запасы полезных ископаемых, гидроэнергетических и водных ресурсов;

• сравнительно высокие темпы роста макроэкономических показателей в последние годы;

• дешевая рабочая сила;

• сравнительно квалифицированная рабочая сила и высокий уровень образования человеческого капитала;

• либеральное законодательство об иностранных инвестициях;

• дешевые коммунальные услуги и электроэнергия;

Наряду с этим, действуют факторы, которые препятствуют привлечению иностранных инвестиций. К ним относятся:

• неблагоприятное географическое положение – отдаленность от традиционных рынков, тупиковое географическое расположение страны;

• неразвитость инфраструктуры и ограничительная политика соседей Таджикистана относительно транзита;

• не совершенность законодательства, частое его изменение, отсутствие механизмов реализации законов;

• ограниченный внутренний рынок:

• высокий уровень износа основного капитала ;

• неразвитость интеграционных связей;

• низкое качество управления экономикой, не совершенность институциональных структур для привлечения иностранных инвестиций и недостаточно развития деловая среда.

• неразвитость банковской системы, высокая ставка процента, невозможность долгосрочного кредитования, большой внешний долг.

• высокий уровень коррупции.

В заключительной части диссертации представлены наиболее важные результаты исследования, касающиеся оценке механизмов привлечения иностранного капитала, осуществления совместных проектов, роль зарубежных инвестиций в достижении высоких темпов экономического роста и приведены рекомендации по совершенствованию практики привлечения прямых иностранных инвестиций. К последним относятся:

1. Дальнейшее усовершенствование законов и механизмов их исполнения, обеспечение стабильности законодательства. Со времени приобретения независимости в Таджикистане практически заново создана современная законодательная база Вместе с тем, наличие противоречащих друг другу и часто изменяющихся законодательных актов, относительно экспорта хлопка, алюминия, условий инвестиций, участия в приватизации, аренды земли и т. п., стало препятствием устойчивого экономического развития

2. Высокий уровень коррупции отрицательно влияет на приток ПИИ. Феномен взяточничества приводит к ухудшению имиджа государства. Хотя борьба с коррупцией продолжается, но ощутимых результатов пока нет. Наказание за эту незаконную практику должно быть строго ужесточено.

Поскольку суды находятся в зависимости от исполнительной власти, необходимо создать независимую судебную систему. Наряду с этим, предстоит задача совершенствования существующих законодательств по разрешению инвестиционных споров через международный арбитраж.

3. Формирование эффективной инвестиционной политики. Тенденция деиндустриализации стала устойчивым явлением, которое может привести к самым негативным последствиям, в частности к сокращению экономического

развития, росту безработицы и неблагоприятным условиям во внешней торговле. Единственным путем выхода Таджикистана из кризиса является возрождение промышленности, для достижения которой необходимы значительные объемы инвестиций, в том числе иностранные.

Необходимо четко определить: индустриальную политику (хорошо описать состояние предприятий отрасли, указать показатели по маркетингу, результаты работ функционирующих зарубежных партнеров, приоритетные сферы); региональную политику (в каком регионе инвестировать и почему, какой регион может стать зоной свободной торговли); где предусмотрены и предусматриваются налоговые льготы.

Сельское хозяйство до сих пор остается непривлекательной отраслью для иностранных инвесторов. Из-за слабости осуществления рыночных реформ, хлопкосеющие хозяйства почти во всех регионах страны терпят большие убытки, что приводит к росту их задолженности.

Необходимо привлечь иностранные инвестиции для улучшения водопользования и повышения эффективности сельского хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции. Привлекая иностранные инвестиции, путем организации малых предприятий можно полностью перерабатывать собранный урожай и значительно уменьшить зависимость страны от импорта.

4. Учитывая важность инфраструктуры для развития экономики, Правительству страны следует уделять большее внимание строительству транспортных коммуникаций за счет как собственных, так привлеченных средств. В этой связи существует необходимость:

• в широком использовании представленных кредитов для реабилитации транспортных средств на консигнационной и лизинговой основе;

• расширения сотрудничества в рамках программы TRACECA (Transport Coridor Europe – Caucasus – Asia); Проектно-инвестиционная поддержка Европейским союзом будет способствовать привлечению к проектам создаваемого транспортного коридора международных финансовых институтов и частных инвесторов;

С целью повышения инвестиционной привлекательности страны следует создать спутниковую телекоммуникационную сеть, которая позволит объединить банковские вычислительные сети в единую систему с унифицированными банковскими телекоммуникационными технологиями, а также существенно ускорить взаиморасчеты между банками республики, предприятиями и другими структурами.

Необходимо решить задачу создания международной инфраструктуры для поставки ценных бумаг с расчетами через систему CWIFT. Используя современные средства связи, включая Интернет, следует укрепить контакт с международными организациями, обеспечить иностранных инвесторов необходимой информацией.

5. Политика, ориентированная на достижение ценовой стабилизации, фискально-монетарной дисциплины и устойчивого платежного баланса.

Денежно-кредитная система должна быть четко ориентирована на развитие реального сектора экономики. Банки должны играть активную роль в мобилизации внутренних сбережений для долгосрочных инвестиционных проектов.

Одной из ключевых проблем, в определении величины инвестиций, является ставка процента. В целях защиты уровня обменного курса в условиях недостатка капитала и высокого экономико-политического риска, Национальный банк вынужден был устанавливать очень высокие процентные ставки.

Низкий уровень инфляции является необходимой предпосылкой для активизации инвестиционной деятельности. В республике резкое неравномерное изменение цен не позволяло инвесторам производить значительные долгосрочные вложения средств в производственную сферу Для того чтобы, инвестиции в республике были прибыльными нужно свести инфляцию к стабильному минимуму – до 10 % в год.

6. Слабое развитие рыночных механизмов и отношений, которые обеспечивают взаимодействие производства и потребления посредством цен. Административные процедуры, необходимые для развития бизнеса, должны основываться на предельно ясных правилах. Однако высокая степень бюрократизации госаппарата, которая обладает тенденцией к разрастанию, выступает негативным фактором.

Сложные и затянутые процедуры оформления необходимых документов отпугивают иностранных инвесторов. Зарубежные партнеры, пострадавшие от чрезмерного бюрократизма порою отказываются от осуществления совместных проектов, которые могут сулить высокую экономическую эффективность.

7. Необходимость усовершенствования институциональных структур и возможность применения зарубежного опыта по привлечению иностранных инвестиций. К таким структурам можно отнести органы по государственной поддержке инвестиционной деятельности, включающие центральные органы государственной власти, межправительственные комиссии по сотрудничеству с другими странами, инвестиционные и коммерческие банки, страховые организации, торговые представительства за рубежом и т. д.

В Республике Таджикистан институциональные структуры, обслуживающие иностранных инвесторов еще находятся на первоначальной стадии. В стране вопросами инвестиций занимаются различные министерства и ведомства. Между ними отсутствует координация действий.

С целью координации вопросов привлечейия внешних инвестиций необходимо создать Агентство содействия притока инвестиций с четкими полномочиями.

8. Приток иностранных инвестиций зависит от активности государственных органов. Только сильное государство умеет смело управлять экономикой и может отвечать по своим обязательствам. Однако государство должно покинуть те места, где оно не способно обеспечить эффективность работы и передать их предпринимателям.

Государство выполняет роль регулятора и создаёт наиболее благоприятные условия для инвестиций. Для того, чтобы привлечь большие объемы ка-питалообразующих инвестиций, правительство должно следовать либеральному курсу и одновременно обеспечивать стратегическое руководство экономикой, рассматривать объекты иностранного инвестирования с точки зрения эффективного решения макроэкономических задач.

9. В целях улучшения инвестиционной деятельности можно разработать концепцию инвестиционной политики. В ней нужно четко сформулировать порядок координации, теоретические основы привлечения инвестиций. В этом документе, необходимо по примеру стран Вышеградской группы (Венгрии, Польши и Чехии) предусмотреть иностранные инвестиции в качестве главного источника экономического роста.

Естественно, в связи с ограниченностью государственных средств, правительство должно полностью отказаться от финансирования коммерческих проектов. В связи с этим, доля капитальных вложений, финансируемых из государственного бюджета должна существенно снизиться.

10. Наряду с созданием привлекательного инвестиционного климата необходимо формировать высокий имидж Таджикистана путем резкого расширения информированности деловых кругов зарубежных стран об инвестиционных возможностях страны. При проведении данной работы активно использовать все имеющиеся каналы, включая средства массовой информации, сеть Интернета.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

1. Иностранные инвестиции и их роль в развитии экономики Республики Таджикистан. «Ирфон» – 2005. 2 п.л.

2. Роль информации в привлечении иностранных инвестиций //Экономика Таджикистана- стратегия развития, – 2000. – №3. – 0,9 п.л.

3. Прямые иностранные инвестиции в экономике ЕврАзЭС (в соавт). //Таджикистан: экономика и интеграция. Душанбе, НПИЦ. – 2003. – 0,4.

4. Пакистан и Иран – стратегические партнеры Таджикистана. //Экономика Таджикистана: стратегия развития. – 2004. – №2. – 0,6 п. л.

5. Таджикистан: активизация международных инвестиционных отношений. //Экономика Таджикистана: стратегия развития. Специальный

выпуск, посвященный четвертому форуму Организации Центрально-азиатского сотрудничества. – 2005. – 0,9 п.л.

6. Иностранные инвестиции и их роль в развитии экономики Республики Таджикистан. «Ирфон» – 2005. 2 п.л.

7. Имконоти сармоягузории хоригч (Возможности иностранных инвестиций). /Экономика Таджикистана: стратегия развития. – 1999. – N° 2. -0,8 п. л.

8. Истиклолияти иктисодии Точикистон ва проблемахои он (Экономическая независимость Таджикистана и ее проблемы). /Экономика Таджикистана: стратегия развития, – 1998 – № 2. 0,7 п.л.

9. Тавлид, судур ва масрафи энержи аз назари чугрофиёи (на персидском языке, География производства, экспорта и потребления энергии). Журнал «Central Asia and Caucasus Review». 2004 – № 47 – 0,9 п.л. Иран.

Подписано в печать 17.10.2005. Формат 60 х 84/16. _Усл. изд. л. 1,6. Заказ №19. Тираж 100_

ПИО НПИЦентра, 734042, г Душанбе, ул Айни, 14а

РНБ Русский фонд

2007-4 2969

Оцените статью
Adblock
detector