«доступность и надежность контрацепции привела к росту бездетных сожительств»
— А что касается семейной политики? Какова она в России и других странах?
— В странах ЕС, Северной Америки и в РФ нет семейно-демографической политики, направленной на массовое распространение потребности семьи в 3—4 детях. В ЕС есть огромный опыт социальной (помощи бедным и больным индивидам) и семейной (помощь неполным и неблагополучным семьям) политики.
Здесь РФ сильно отстает от стран велфера — у нас расходы составляют 0,5% ВВП, а у них — 5%. К тому же в РФ был горький опыт антисемейной политики большевиков — разрушения семьи, основанной на церковном браке, и замены ее гражданским браком через регистрацию в ЗАГСах.
После Великой Отечественной войны в 50-е и 60-е годы во время восстановления народного хозяйства и попыток сглаживания дисбаланса мужского и женского населения предпринимались меры в рамках социальной и семейной политики. Но эти меры нельзя считать направленными на стимулирование интенсивности рождений — они лишь способствуют более полному удовлетворению уже имеющейся у населения потребности в основном в двух детях.
Далее надо сказать, что массовость норм малодетности в 70-е годы в связи с отменой табу на контрацепцию и аборты означала разрушение искусственной соединенности сексуального, брачного и репродуктивного поведения, отмену обязательности раннего и сплошного вступления в брак, отмену пожизненного брака и деторождения, отмену запретов на добрачные, внебрачные и сверхбрачные секссвязи.
Массовость норм малодетности в 70-е годы в связи с отменой табу на контрацепцию и аборты означала разрушение искусственной соединенности сексуального, брачного и репродуктивного поведения, отмену обязательности раннего и сплошного вступления в брак, отмену пожизненного брака и деторождения, отмену запретов на добрачные, внебрачные и сверхбрачные секссвязи
Хотелось бы подчеркнуть, что разговоры о сексуальной революции преувеличены. На самом деле снятие с рождаемости функции компенсации высокой смертности способствовало контрацептивной революции. В настоящее время мы пожинаем плоды развала старой тысячелетней системы социальных норм высокой рождаемости.
Справка
Анатолий Антонов — советский и российский социолог, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Заслуженный профессор МГУ; один из первых заводских социологов (1967—1969), сотрудник отдела социальной организации Института конкретных социальных исследований АН СССР (1969—1975), заведующий отделом методологии исследований населения, экономический факультет МГУ (1975—1984), заведующий сектором Института социологии (1984—1991).
Почетный работник высшего образования; обладатель золотой медали Валентеевских чтений по демографии (2021); серебряной медали имени Питирима Сорокина (2021), юбилейной медали за вклад в социологию (2009) и медали за научные заслуги Республики Беларусь (2021).
Общество
«и ес, и рф для повышения рождаемости нуждается в иммигрантах»
— А как же материнский капитал?
— Политика «материнского капитала» и повышения детских пособий в 2006—2021 гг. привела к росту СКР до 1.8 в 2021 г. за счет улучшения условий реализации имеющейся у населения потребности семьи максимум в двух детях, но не за счет роста самой потребности в детях.
Результаты выборочных опросов семей показали, что не произошло роста репродуктивных установок и ориентаций, напротив, ценность наличия детей в семье понизилась, а одобрение однодетности и добровольной бездетности повысилось. После полного удовлетворения потребности в одном-двух детях сразу в нескольких возрастных когортах женщин СКР вновь стал снижаться: в 2021 г. опустился ниже 1.
6 (по предварительным данным). Предстоящее в ближайшую декаду сокращение репродуктивного контингента наполовину будет и далее понижать СКР до 1.3—1.4. Новые поколения вступают в законный брак все позже и с еще более низкими установками, и поэтому в 2030—2040 гг.
Продление действующих мер поддержки семей с детьми может повысить СКР до 1.7, но потребует дополнительных средств. Для справки: в странах ЕС тратится в 10 раз больше на детские пособия, но и там семей с тремя и более детьми примерно 15—18% (а надо 50% среди семей с детьми для простого воспроизводства, тогда как у нас 7%).
В связи с убылью населения из-за низкой рождаемости, не компенсирующей смертность, и в ЕС, и в РФ настоятельной становится потребность в иммигрантах. Достижение СКР 2.1 долговременно заставляет повышать как-то ценность семейно-детногообраза жизни, нормы среднедетности (3—4 ребенка), то есть надо усиливать потребность семьи в детях, добиваться распространения потребности в трехдетной семье за счет усиления социальной мотивации деторождения.
Демография россии: есть ли будущее у будущего
По самому оптимистическому прогнозу Организации объединенных наций (ООН), к 2050 году численность населения России почти не изменится. Однако по более реалистичным прогнозам, она сократится примерно на 10 миллионов человек: до показателей 1978 года. Такие демографические сценарии неутешительны, но именно они должны задавать вектор движения социальной политики России и мотивировать власти уже сегодня пересмотреть и усовершенствовать подходы к решению проблем в этой сфере для того, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить естественный прирост населения.
В XXI веке естественный прирост населения России наблюдался только в 2021-2021 годах. Положительная демографическая динамика этих лет стала результатом политики, реализуемой по инициативе Президента РФ Владимира Путина, который в 2006 году предложил комплекс мер, направленных на улучшение материального положения и жилищных условий семей. В частности, с 1 января 2007 года в России реализуется программа «Материнский капитал» — форма государственной поддержки семей при рождении или усыновлении второго, третьего или последующих детей.
Начиная с 2021 года рождаемость снизилась, и естественный прирост сменился убылью населения. Так, в 2021 году разрыв в показателях смертности и рождаемости составил более 224 тысячи человек, а за первые четыре месяца текущего года численность российского населения сократилась на 150 тысяч человек.
«Это означает, что за 2021 год убыль может составить порядка 450 тысяч человек, что очень много. Такой показатель наблюдался давно, в 2007 году. Миграция в какой-то степени компенсирует естественную убыль, но не полностью. Кроме того, сейчас очень любят ссылаться на так называемую демографическую пирамиду: в 90-х годах наблюдалась очень низкая рождаемость, и сейчас девушки, рожденные в те времена, вступили в возраст, когда сами могут рожать, но их очень мало», — прокомментировал ситуацию Секретарь Общественной палаты (ОП) РФ Валерий Фадеев.
В февральском послании к Федеральному Собранию глава государства назвал сложным демографический период, в котором в настоящее время пребывает Россия, однако напомнил, что в начале 2000-х годов еще более негативные тенденции в этой сфере удалось переломить. Речь идет о так называемом «русском кресте» — ежегодном превышении количества умерших над количеством родившихся, причиной которого стали высокая смертность и низкая рождаемость населения в 1990-е годы.
В своей речи Путин призвал гражданское общество, религиозные организации, политические партии и средства массовой информации уделять особое внимание укреплению семейных ценностей, поскольку «это вопрос нашего будущего». В связи с этим ОП РФ подготовила доклад «Демография-2024. Как обеспечить устойчивый естественный прирост населения Российской Федерации», в котором описаны возможные и наиболее быстрые пути улучшения демографической ситуации в стране.
Как связаны ВВП и рождаемость?
Одним из важнейших показателей уровня воспроизводства населения является суммарный коэффициент рождаемости (СКР), который обозначает число детей, приходящихся на одну женщину условного поколения. В новейшей истории России самые высокие данные по числу родившихся зафиксированы в 2021-2021 годах —более 1,9 миллиона детей в год. В указанный период СКР увеличился до 1,78 благодаря мерам поддержки рождения третьего и последующих детей, реализуемым в регионах с неблагоприятной демографической ситуацией. Однако, начиная с 2021 года, данный показатель снижался, и в настоящее время составляет 1,58. Проведенное ОП РФ совместно с Международной лабораторией демографии и человеческого капитала ИПЭИ РАНХиГС исследование позволяет утверждать, что при сохранении показателя СКР 1,58 Россия будет находиться в процессе постоянной убыли населения вплоть до 2050 года.
«Это значит, что мы будем формировать новую демографическую яму, которую вряд ли преодолеют наши следующие поколения. Исключительно при уровне показателя СКР 2,05 и близкому к этому значению мы выйдем на устойчивый естественный прирост, который будет продолжаться до 2040 года и только из-за структуры населения потом начнет снижаться. Однако при этом общий прирост населения будет постоянным», — пояснил автор доклада «Демография 2024» — заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергей Рыбальченко.
По словам эксперта, для достижения эффективных результатов в демографической политике государству необходимо тратить на соответствующие программы не менее 2% валового внутреннего продукта (ВВП), что для России составляет порядка двух триллионов рублей. Поскольку в настоящее время объем инвестиций в семейную политику не превышает 500 миллиардов рублей в год, шансы выхода России на показатель СКР выше 2 весьма незначительны.
К примеру, в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского союза (ЕС) на повышение уровня рождаемости в среднем тратится 2,4-2,7% ВВП. В отдельной статистике по европейским странам данный показатель варьируется от 3% до 4%, одним из лидеров в ней является Франция, направляющая на поддержание уровня воспроизводства населения порядка 5-6% ВВП.
Согласно среднему варианту прогноза Росстата, в ближайшие годы демографическая ситуация в России будет ухудшаться. Так, к 2024 году население России сократится примерно на 320 тысяч человек, а к 2035 году — более чем на 2,5 миллиона. Высокий вариант прогноза ведомства исключает такое развитие событий и предлагает оптимистичный сценарий, по которому уже с этого года общий прирост населения будет постоянно увеличиваться. Однако с учетом того, что в 2021 году численность населения России уже снизилась на 150 тысяч человек, вероятность реализации положительного прогноза стремится к нулю.
«Мы должны признать, что если демографическая программа в России останется такой, какая она есть сейчас, прироста населения не будет. Однако мы утверждаем, что повышения рождаемости можно добиться. Например, у нас есть опыт Сахалинской области, где несколько лет назад проводилась масштабная программа, в результате которой СКР превысил 2», — отметил секретарь ОП Фадеев.
Бэби-бум в Сахалинской области
Успешным примером роста СКР в регионах с неблагоприятной демографической ситуацией может служить Сахалинская область, где всего за пять лет — с 2021 по 2021 годы — данный показатель вырос с 1,56 до 2,16.
В нынешнем столетии такой темп роста СКР стал самым высоким в мире и позволил региону обеспечить естественный прирост населения. Это стало возможным благодаря масштабному комплексу мер поддержки рождения третьего ребенка в сочетании с помощью многодетным семьям на всех этапах жизненного цикла.
«Долгое время мы обращали внимание на международный опыт, а именно на практику Франции, где с 1994 по 2021 годы был достигнут рост СКР с 1,6 до 2,07. Безусловно, во Франции очень серьезная семейная политика с большим финансированием, однако и наши регионы демонстрируют эффективные результаты, причем с гораздо меньшими затратами. Мы подсчитали, сколько Сахалинская область расходует на меры поддержки семей с детьми, и если эту цифру переложить на уровень Российской Федерации, то она будет соответствовать примерно 1,3-1,5% ВВП», — рассказал член ОП Рыбальченко.
Что касается реализуемой в Сахалинской области социальной политики, то в ней следует выделить пакет мер, предоставляемых различным категориям семей без учета их доходов. Во-первых, к нему относится ежемесячная денежная выплата беременным женщинам и детям до трех лет на обеспечение их полноценным питанием (в 2021 году ее размер составлял порядка двух тысяч рублей, в курильских районах — свыше четырех тысяч). Во-вторых, с 2021 года каждая сахалинская семья при рождении первенца получает 54 тысячи рублей, что гораздо выше среднего показателя по РФ. Ежемесячная финансовая поддержка многодетных семей предполагает выплату в 2,5 тысячи рублей на ребенка, а при рождении третьего и последующих детей равняется прожиточному минимуму и в настоящее время составляет порядка 15 тысяч рублей.
Кроме этого, многодетные семьи в Сахалинской области освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога в отношении участков, предоставляемых под индивидуальное жилищное строительство. Если же семья имеет пять и более детей, то ей полагается выплата в размере до одного миллиона рублей на приобретение транспортного средства.
Что делать?
Напомним, что ключевым условием для достижения естественного прироста населения в России является суммарный коэффициент рождаемости 2,05, то есть нынешний показатель должен увеличиться более чем в полтора раза. По мнению членов ОП РФ, работу над обеспечением демографического прорыва стоит начать с регионов Дальневосточного федерального округа, куда в том числе входит Сахалинская область, на опыт которой необходимо ориентироваться. Реализация нового пакета мер может быть проведена в рамках Национальной программы развития Дальнего Востока, для этого потребуется порядка 72 миллиардов рублей дополнительных инвестиций.
«К дальневосточным регионам на первом этапе можно добавить геополитически важные, но территориально обособленные субъекты — Калининградскую область, Республику Крым и город Севастополь. На втором этапе новый пакет мер необходимо реализовать в демографически депрессивных регионах Центрального и Северо-Западного федеральных округов», — следует из доклада ОП «Демография-2024».
Согласно документу, неотъемлемой частью нового пакета мер должны стать: отцовский капитал в размере действующего материнского капитала (порядка 450 тысяч рублей), который будет выплачиваться при рождении третьего и следующих детей; гарантированное поступление каждого ребенка из многодетной семьи в вуз на условиях целевого контракта; федеральная программа, в соответствии с которой при рождении третьего ребенка семье предоставляется ипотечный кредит под 0% годовых или жилое помещение на условиях субсидированного найма с погашением 50% его стоимости; дополнительное ежемесячное пособие в размере 2,5 тысячи рублей на каждого ребенка в многодетной семье.
Поскольку рост СКР напрямую связан с повышением доступности дошкольного образования и услуг по уходу за детьми в возрасте до трех лет, особое внимание автор доклада требует уделить развитию именно этой сферы. Согласно «майскому указу» президента России, к 2021 году должна быть полностью ликвидирована очередь в ясли для детей до трех лет. Ссылаясь на зарубежный опыт, автор доклада «Демография-2024» указывает, что альтернативным методом решения этой задачи может стать повсеместное внедрение системы сертифицированных нянь. Например, во Франции 300 тысяч таких нянь воспитывают порядка одного миллиона детей.
В настоящее время при поддержке ОП в семи пилотных регионах России реализуется проект «Профессиональные няни — детям!», в рамках которого, в частности, организуются обучающие семинары по подготовке будущих тьюторов. Развитие института сертифицированных нянь позволит решить в короткие сроки ключевую задачу национального развития, а именно создать условия для осуществления трудовой деятельности матерей и обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.
Подготовила Евгения Соколова
Картина будущего в медицине
В сфере здравоохранения главной задачей станет обеспечение доступной и качественной медпомощи, считают эксперты. Основные цели и задачи, которые стоят перед здравоохранением, отражены в стратегии развития здравоохранения до 2025 года, подготовленной Центром стратегических разработок (ЦСР).
В докладе к стратегии говорится, что в ближайшие годы приоритетными задачами будут: повышение доступности и качества медицинской помощи, развитие кадров, технологический прорыв, развитие здорового образа жизни, повышение квалификации кадров и реформа медицинского образования, изменение механизмов финансирования и создание мотивации врачей к улучшению работы, а также лекарственное обеспечение в амбулаторном сегменте.
Разработчики стратегии также убеждены в том, что лекарственное обеспечение должно реализовываться в системе ОМС на условиях софинансирования государства и граждан. “Мы нашу стратегию передали в администрацию президента”, – сказал ТАСС один из разработчиков стратегии, эксперт по направлению “Человеческий капитал” в ЦСР Сергей Шишкин.
Директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович отметила, что важной задачей в сфере здравоохранения на ближайшие годы является наведение порядка в статистическом учете. “Статистика недостоверная и неполная, потому что мы не учитываем огромное количество всяких медицинских учреждений, частные формы собственности, ведомственные формы собственности.
Вторая задача, по ее мнению, – четкое понимание имеющихся ресурсов. “И третье – нужно выяснить и прорисовать картинку желаемого будущего, какую систему здравоохранения мы хотим построить”, – отметила Попович. По ее мнению, если система должна быть направлена, например, на всеобщее равенство, то это одна задача.
Попович отметила, что система здравоохранения должна быть ориентирована в первую очередь на здоровье детей. “Президенту нужно ставить задачи стратегические. А отдельные программы – онкология, перинатальные центры – это элементы инструментов, а не стратегическое видение.
Поэтому первое, что должен сделать президент – он должен четко определиться с картинкой желаемого будущего, с правильной оценкой текущего состояния, реальной, а не выдуманной нашей статистикой, с наличием количества ресурсов, всех ресурсов, всех систем”, – резюмировала эксперт.
Росстат спрогнозировал недостижение целей по демографии из майского указа
Продолжительность жизни будет расти быстрее, но недостаточно для достижения национальных целей, следует из прогноза Росстата. В его оптимистической версии цель — довести продолжительность жизни до 80 лет, как в указе Путина
Росстат 26 декабря опубликовал новый демографический прогноз до 2035 года. РБК сравнил его с предыдущей версией от октября 2021 года: значительно улучшился прогноз по ожидаемой продолжительности жизни, но прогноз по суммарной рождаемости ухудшился. Как результат, естественная убыль населения увеличится и не сменится естественным приростом. Такую задачу ставили президент и правительство.
Речь идет о среднем (нейтральном) варианте демографического прогноза; есть также низкий и высокий. При среднем варианте продолжительность жизни вырастет сильнее, чем в прежнем прогнозе, но прироста не хватит, чтобы обеспечить выполнение национальной цели из указа Владимира Путина — повысить ожидаемую продолжительность жизни при рождении до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году.
В обновленном среднем варианте прогноза Росстата продолжительность жизни мужчин и женщин увеличивается в среднем на 0,36 года ежегодно и достигает 79,1 года к 2035-му. Это на два года больше, чем прогнозировал Росстат в прошлом году. Женщины в 2035 году будут жить на 7,5 года дольше мужчин (82,7 года против 75,2).
Планку в 78 лет средняя продолжительность жизни преодолеет в 2032 году — на девять лет позже национальной цели. По итогам 2021 года продолжительность жизни в России составила 72,9 года (для сравнения: в Евросоюзе показатель составляет почти 81 год).
Сшивать россию
Кроме того, национальные цели предполагают улучшение жилищных условий ежегодно не менее 5 млн семей. До 2030 года должно быть построено более 1 млрд кв. м жилья, то есть 26% всего жилищного фонда России. По словам заместителя председателя правительства Марата Хуснуллина, каждый пятый метр в стране должен быть новым.
Вице-премьер, однако, отметил, что сейчас не хватает рабочих, в том числе из зарубежных стран. Особо остро проблема ощущается в столице. Глава Татарстана Рустам Минниханов попросил президента проработать вопрос организации точечного въезда мигрантов на объекты, которые столкнулись с дефицитом работников.
С другой стороны, опережающими темпами идет расселение аварийного жилья.
— Эту позорную страницу надо закрывать, надо людей вытаскивать из трущоб. И так, чтобы новые у нас не росли, эти трущобы, чтобы объемы аварийного жилья не увеличивались, — заявил Владимир Путин.
Также российский лидер обратил внимание на проблему необоснованного роста цен на жилье. Затрагивался и вопрос подорожания стройматериалов, которым сейчас занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). К примеру, только за последний месяц цена на арматуру повысилась на 40%.
По мнению первого зампреда комиссии по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив ОП Артема Кирьянова, важно уделять внимание и защите прав участников долевого строительства. По-прежнему необходимо держать руку на пульсе, чтобы «обманутые дольщики» получили достроенные квартиры, сказал «Известиям» эксперт.
Президент отметил и проблему дорогих билетов на внутренние рейсы. По его словам, люди с Дальнего Востока не могут нормально добраться до европейской части и обратно. Поэтому важно «инфраструктурно сшивать» огромную территорию РФ, напомнил он. На этом фоне Владимир Путин призвал увеличить субсидии на авиаперевозки на Дальний Восток.