Инвестиционная политика и резервы
Для изучения проблемы резервов выделим следующие моменты экономического развития (рис. 7.1):
- • анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятий;
- • институциональные преобразования и переход к эффективному собственнику;
- • реструктуризацию производственной деятельности;
- • реструктуризацию стоимости активов;
- • формирование собственных инвестиционных ресурсов;
- • развитие конкурентных начал.
На основе анализа структуры и динамики кредиторской и дебиторской задолженностей, задолженности перед федеральным и местным бюджетами, внебюджетными фондами (рис. 7.2) можно определить пути повышения эффективности управления финансовыми потоками предприятия. Разрабатывается стратегия развития предприятия, максимально учитывающая потенциал резервов. Резервы экономического развития предприятия выявляются в процессе разработки плана его реорганизации, выбора стратегического инвестора и привлечения эффективного собственника. Выбор стратегического инвестора предполагает рост объема реализации и рост конкурентоспособности продукции.
Рис. 7.1. Механизм выявления резервов экономического развития предприятия
Процесс перехода к эффективному собственнику связан с поиском новых, более адекватных организационно-правовых форм предприятия (рис. 7.3). В процессе слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, учреждения дочерних фирм можно раскрыть новые источники резервов экономического развития: капитала и его эффективности, инвестиционного потенциала. Создание новой структуры, новой бизнес-единицы протекает на основе оценки ее потенциальных возможностей.
Трудовые ресурсы приводятся в соответствие с фактором капитала, земля формирует инвестиционную привлекательность предприятия. Координация предпринимательской деятельности проявляется в ходе перехода к эффективному собственнику и реструктуризации предприятия.
Рис. 7.2. Определение направлений экономического развития предприятия
В результате перехода к эффективному собственнику активизация резервов развития достигается за счет выбора варианта реорганизации, позволяющего получить максимальный при данных условиях чистый доход. В качестве резервов развития выступают рост инвестиционного потенциала предприятия, увеличение объема оборотных средств и возможность использования прибыли предприятия на инвестиционные цели.
Основной предпосылкой для проведения реструктуризации на предприятиях в условиях рынка является освоение новых функций, одной из которых выступает стратегическое планирование. Реструктуризация — это создание жизнеспособных бизнес-единиц. Полномасштабная реорганизация производства осуществляется путем соединения или разделения тех производств, которые могут эффективно работать. Реструктуризация может заключаться как в разделении предприятия на юридически самостоятельные хозяйствующие субъекты, связанные или не связанные между собой учредительными документами, так и в изменении внутренней структуры предприятия в виде организации новых служб и подразделений или упорядочении действующих функций.
Рис. 7.3. Выявление резервов экономического развития предприятия на основе перехода к эффективному собственнику:
ЧД — чистый доход после реорганизации;
Aq, А| — амортизация на основном и реорганизуемых
предприятиях;
По, пс, Пп, П/,
Пв, Ппр, Пд — прибыль на основном и реорганизуемых предприятиях
В ходе реструктуризации осуществляются снижение издержек производства, диверсификация производственной деятельности, внедрение новаций, изменение организационных структур (рис. 7.4). Высвобождение резервов экономического развития достигается за счет оптимизации производственного и кадрового потенциалов предприятия.
На основе стратегии выявления резервов экономического развития предприятия достигается увеличение объема реализации, прибыли, повышение загрузки мощностей. Таким образом, достигается реальное использование резервов.
Реструктуризация стоимости активов связана с переоценкой основных фондов, применением инструмента амортизации, реализацией незавершенного строительства (рис. 7.5).
Рис. 7.4. Выявление резервов экономического развития предприятия на основе реструктуризации производственной деятельности
Рис. 7.5. Выявление резервов экономического развития предприятия на основе реструктуризации стоимости активов
Первым этапом получения резервов развития в ходе реструктуризации является процесс освобождения предприятий от выполнения функций, не свойственных им как субъектам рыночной экономики. Для лишенных государственного финансирования современных предприятий содержание непрофильной инфраструктуры становится причиной ухудшения финансового положения предприятия. В первую очередь речь идет о непрофильных производствах и даже целых предприятиях (совхозах, управлениях и отделах рабочего снабжения, строительных подразделениях и т.п.), которые в 1970— 1980-е годы включались в состав производственных и научно-производственных объединений.
В ходе процесса реструктуризации государство оказывает предприятиям поддержку, предусматривающую:
- • введение практики государственного финансирования расходов по содержанию мобилизационных мощностей;
- • передачу объектов социальной инфраструктуры на баланс местных органов власти (эта процедура должна отвечать и интересам местных администраций, которые получают требуемые для обеспечения нормальной жизнедеятельности того или иного региона объекты, а также, возможно, и помощь от федеральных властей на их содержание);
- • снятие ограничений на продажу и (или) перепрофилирование объектов социальной инфраструктуры, остающихся на балансе предприятий.
Под влиянием изменений, происходящих в экономике России, трансформировались традиционные задачи и возникли новые. Для выявления резервов экономического развития предприятий в новых условиях потребовались:
- • повышение качества учета и сохранности основных фондов;
- • устранение смешанной оценки основных фондов по полной первоначальной стоимости в ценах разных лет;
- • получение объективных данных, отражающих общий объем, видовую и отраслевую структуры, территориальное распределение и техническое состояние основных фондов;
- • определение фактического физического износа и сравнение его с накопленными амортизационными отчислениями;
- • получение обоснованной базы для расчета амортизационных отчислений;
- • согласование объема фондов с динамикой продукции;
- • оптимизация налогообложения за счет пересчета налога на имущество;
- • упорядочение ценообразования за счет сбалансирования доли амортизации в себестоимости продукции (работ, услуг);
- • повышение управляемости основными средствами за счет определения эффективности их использования в производственном процессе;
- • расчет стоимости реализации основных фондов;
- • определение объемов и структуры капитальных вложений, объектов основных фондов;
- • оценка основных фондов в случаях банкротства или реструктуризации предприятия;
- • страхование имущества предприятия;
- • передача объектов основных фондов в оперативную аренду;
- • организация лизинга;
- • оформление объектов основных фондов в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия;
- • разработка бизнес-плана для реализации инвестиционного проекта и для таможенных расчетов.
В настоящее время переоценка основных средств все меньше рассматривается исследователями и хозяйственниками-практиками как процедура учета и контроля и все чаще выступает механизмом бизнес-планирования. «Изменять будущее фирмы, структуру баланса без привлечения и выбытия денежных средств, ничего не делая с собственностью, — вот назначение оценки». Переоценка становится механизмом постоянного мониторинга предприятия за состоянием экономического пространства. Она позволяет руководителям адекватно оценить потенциал развития предприятия и наметить пути его реализации.
Другой источник повышения эффективности управления основными средствами предприятий — повышение качества их учета. Оно способствует экономии средств предприятия и более эффективному использованию резервов.
Качественно проведенная переоценка на основе данных технической инвентаризации обеспечивает уменьшение потерь по прибыли при реализации или списании машин и оборудования. Статистические данные и проведенные расчеты свидетельствуют о нарастании в последние годы процесса старения производственного аппарата. Решение текущих проблем предприятий за счет откладывания на неопределенный срок замены устаревших основных фондов может привести к трудно устранимым последствиям для этих предприятий, поставить под вопрос само их существование. Изменение остаточной стоимости в результате осуществления совместного процесса технической инвентаризации и переоценки дает возможность замены морально устаревшего оборудования на основе списания неамортизированной части при минимальных потерях по прибыли.
Реструктуризация ведет к оздоровлению в том случае, если заранее проведена аналитическая работа по оптимизации структурирования ранее единого имущественного комплекса. В концепции реформирования предприятий техническая инвентаризация и реструктуризация имущественного комплекса объединены в одно направление.
Новым направлением выявления внутренних резервов предприятия становится передача части неиспользуемого в процессе производства имущества в аренду, оформление объектов основных фондов в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия.
Механизм комплексного использования технической инвентаризации и переоценки все чаще используется для позиционирования предприятия в плане его инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности на рынке инвестиций. Изучая анализ влияния переоценок основных средств на инвестиционную привлекательность предприятия, исследователи отмечали двойственность возникающих ситуаций. С одной стороны, повышение стоимости основных средств способствует росту уровня минимальной обеспеченности требований кредиторов и большей стабильности в отношениях с контрагентами, а с другой — чрезмерное завышение стоимости основных средств ведет к неэффективному освоению инвестиций.
Наиболее реальным резервом роста инвестиционного потенциала является чистый доход (ЧД) — комплексный финансовый показатель, определяемый как сумма амортизационных отчислений (А) и чистой прибыли (Пч):
Амортизационные отчисления и чистая прибыль остаются в распоряжении предприятия и являются по сути инвестиционными ресурсами.
Для стимулирования использования в инвестиционных целях собственных средств, в частности амортизационных отчислений, в 1994 г. принято Постановление Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации». Поскольку линейный (равномерный) метод определения величины амортизационных отчислений ориентирован на равномерный физический и моральный износ основных фондов, то такое допущение является вполне правомерным по отношению к физическому износу. Иначе обстоит дело с моральным износом. Наука, техника, технология производства развиваются неравномерно. Моральный износ основных фондов в большинстве случаев происходит ускоренными, а не равномерными темпами, как это предусмотрено в нормах амортизационных отчислений. Решить эту проблему можно, используя метод ускоренной амортизации основных фондов, когда в первые три года применяются повышенные нормы, позволяющие перенести на себестоимость продукции примерно 2/3 их первоначальной стоимости. Оставшаяся стоимость переносится по одинаковым нормам амортизации на каждый год из оставшихся лет службы основных фондов в пределах принятого амортизационного периода.
Осуществление подобных мер позволяет назвать конкретные резервы производства. Реализация резервов проявляется в росте инвестиционного потенциала, оборотных средств, прибыли и в направлении прибыли на инвестиционные цели.
Механизмы выявления резервов экономического развития предприятия основаны на концепции адаптации последнего к новым условиям функционирования финансовой системы страны (рис. 7.6).
Рис. 7.6. Выявление резервов экономического развития предприятия
за счет привлечения инвестиционных ресурсов и оборотных средств
Резервы развития в ходе использования данного механизма выявляются в результате применения трех схем:
- • оптимизации внутренних финансовых потоков предприятия и изыскания внутренних резервов;
- • выхода предприятия на фондовый рынок и освоения новых форм инвестиционной деятельности;
- • взаимодействия с органами власти различных уровней в ходе инвестиционного процесса.
В механизмах формирования инвестиционных резервов особое место принадлежит предприятиям строительного комплекса и созданию рынка жилья. Политика финансирования строительства жилья за счет федерального бюджета в условиях высокой инфляции и острого бюджетного дефицита привела к возникновению большого числа незавершенных строительством жилых домов, находящихся в федеральной собственности.
Одновременно в результате проведения жилищной реформы начал функционировать рынок жилья. Сегодня на этом рынке имеется значительное количество жилья, предназначенного для продажи, но не находящего соответствующего платежеспособного спроса. Дальнейшее развитие рынка, а значит, и строительной отрасли в целом зависит от следующих процессов:
- • формирования платежеспособного спроса населения;
- • создания программ государственной поддержки;
- • формирования новых механизмов кредитования строительства и приобретения жилья;
- • использования в строительстве новых ресурсосберегающих технологий.
Средний уровень доходов граждан при существующих ценах на жилье не позволяет им ни приобрести жилье только за счет собственных средств, ни прибегнуть к обычным кредитам финансовых организаций. Предприятия строительного комплекса оказались в ситуации, когда отсутствие развитой системы кредитования в стране выступает мощным тормозом развития отрасли. В связи с этим для значительного ускорения темпов обеспечения населения жильем требуется комплексное решение проблемы формирования платежеспособного спроса посредством значительного расширения практики предоставления безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета и долгосрочных банковских кредитов в части стоимости жилья, не покрываемой субсидией.
Заметно увеличивает платежеспособный спрос наличие капитала в виде приватизированного жилья, которое в случае необходимости может быть продано. Продажа собственного жилья позволяет значительной части населения улучшить свои жилищные условия. Таким образом, решение можно найти, используя субсидии и личные средства граждан в сочетании с ипотечным займом и средствами, вырученными от продажи жилья, находящегося в собственности.
Наименее изученным в данном списке инвестиционных источников жилищного строительства является ипотечное кредитование. Основной акцент при реализации программ ипотечного кредитования можно сделать на внутренних источниках финансирования. За годы реформирования российской экономики в стране сложились значительные внутренние источники, которые при определенных условиях могут быть использованы для финансирования долгосрочного жилищного кредитования. К этим источникам можно отнести наличные средства, аккумулированные на руках у населения, а также средства населения в виде приватизированных квартир. Основная задача использования этих источников состоит в разработке механизмов вовлечения этих ресурсов в финансирование жилищного строительства.
Приведению в соответствие параметров работы предприятия и внешней среды способствует развитие конкурентных начал в его деятельности (рис. 7.7). Первый шаг в этом направлении — оценка технического уровня и конкурентоспособности товарной продукции на внутреннем и внешнем рынках и определение структуры спроса.
Рис. 7.7. Выявление резервов экономического развития предприятия за счет развития конкурентных начал
Вторым важным моментом выявления резервов экономического развития в результате приведения параметров работы предприятия в соответствие с требованиями внешней среды выступает прогнозирование экономической конъюнктуры. В организационном плане развитие конкурентных начал в деятельности предприятия целесообразно подкреплять созданием и развитием маркетинговых служб.
Классификация источников резервов экономического развития, раскрывая их взаимосвязи с основными факторами производства, позволяет определить основные подходы к построению концепции управления. Разрабатываемый механизм выявления резервов экономического развития предприятия целесообразно выстроить из таких элементов, как:
- • анализ противоречий между основными факторами производства;
- • определение направлений разрешения противоречий как основных источников резервов;
- • формирование методов выявления резервов;
- • оценка потенциала каждого из предлагаемых методов в плане максимизации получаемых резервов;
- • разработка технологий выявления резервов;
- • расчет эффективности от применения различных технологий выявления резервов.
В заключение темы выявления резервов отметим следующее.
- 1. Выявление резервов экономического развития предприятия является острейшей проблемой, без которой невозможен выход из системного кризиса экономики в целом и тяжелого финансово-экономического положения отдельных предприятий в частности.
- 2. Основным направлением выхода из кризиса российских предприятий является управление резервами их экономического развития и мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов.
- 3. В результате трансформации российской экономики наблюдается становление системы экономических отношений с элементами рыночного механизма. Факторы производства действуют в условиях частной собственности и конкурентной борьбы.
- 4. Система взаимодействия основных факторов производства нуждается в постоянном поддержании динамичного соответствия между капиталом, землей, трудом и предпринимательской инициативой.
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов зао “bkr-интерком-аудит”
Любая коммерческая организация при осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с извлечением прибыли, несет определенные затраты. Некоторые виды затрат, которые неизменно возникают у субъектов хозяйственной деятельности могут иметь достаточно большие объемы в определенные периоды времени. К таким заранее предвиденным расходам можно, например, отнести затраты на ремонт основных средств у крупной производственной организации. Для осуществления такого ремонта организация будет вынуждена выделить большое количество денежных, материальных и трудовых ресурсов, что в конечном итоге приведет к значительному росту себестоимости продукции в определенный период, и может быть даже к отрицательному финансовому результату.
Чтобы у организаций не возникало такого рода проблем, и в бухгалтерском, и в налоговом законодательстве Российской Федерации, предусмотрена возможность образования различных видов резервов, которые создаются в организации в целях равномерного отнесения таких видов затрат на издержки производства и обращения и на расходы по налогу на прибыль.
Так как целью нашей статьи является оптимизация налоговых платежей, то естественно, что нас интересует создание резервов именно с точки зрения оптимизации налогов, поэтому вопросы создания резервов в бухгалтерском учете мы рассматривать не будем.
Н нагрузка по налогу на прибыль по различным причинам может неравномерно распределяться в течение года, что отрицательно влияет на деятельность хозяйствующего субъекта. Добиться более равномерного учета расходов с начала налогового периода, а также увеличить расходы и соответственно снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, налогоплательщик может за счет создания различных резервов. В соответствии с положениями главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики, использующие в целях налогообложения метод начисления, вправе создавать следующие виды резервов:
– резерв по сомнительным долгам, отчисления в который включаются в состав внереализационных расходов (подпункт 7 пункта 1 статьи 265 НК РФ). Порядок создания такого вида резерва определен статьей 266 НК РФ «Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам».
– резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, отчисления в который включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подпункт 9 пункта 1 статьи 264 НК РФ). Порядок создания такого резерва определен статьей 267 НК РФ.
– резерв на ремонт основных средств. Отчисления в этот резерв включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции, работ и услуг. Порядок создания такого резерва определен статьями 260 НК РФ «Расходы на ремонт основных средств» и 324 НК РФ «Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств».
– резерв на оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет. Отчисления в эти резервы включаются в состав расходов на оплату труда. Основанием для создания этих резервов являются статьи 255 НК РФ «Расходы на оплату труда» и 324.1 НК РФ «Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет».
– резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Создавать указанный резерв имеют право общественные организации инвалидов и организации, использующие труд инвалидов, при условии, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов. Порядок создания такого резерва регулируется статьей 267.1 НК РФ.
– резерв под обесценение ценных бумаг. Расходы в виде сумм отчислений в резерв под обесценение финансовых вложений для целей обложения налогом на прибыль могут учитывать только профессиональные участники рынка ценных бумаг (пункт 10 статьи 270 НК РФ и статья 300 НК РФ).
Обратите внимание, что в налоговом учете налогоплательщик вправе создавать только указанные пять видов резервов, бухгалтерское же законодательство предоставляет организациям в этом плане более широкие возможности. Поэтому следует помнить, что суммы начисленных резервов, не предусмотренных налоговым законодательством для целей налогообложения прибыли не признаются, их применение возможно только в бухгалтерском учете.
Обращаем Ваше внимание, что создавать резервы в налоговом учете имеют право не все организации. Резервы предстоящих расходов и платежей, как мы уже отметили, могут создавать только организации, использующие при определении налогооблагаемой прибыли, метод начисления.
Создавать или нет резервы в налоговом учете, налогоплательщик решает самостоятельно, то есть создание резервов организации является правом хозяйствующего субъекта, а не его обязанностью.
На необходимость создания того или иного резерва существенно влияет отраслевая специфика организации, ее имущественное состояние, численность работников и другие объективные факторы.
Создавая резервы, организации могут и временно сберечь свои оборотные средства, так как благодаря резервам, уплата части налоговых платежей переносится на более поздние сроки.
Свое решение о создании резервов организация должна закрепить в учетной политике. Кроме того, организация должна закрепить и порядок, в соответствии с которым она будет формировать тот или иной вид резерва.
Итак, применяя право на создание резервов, организация может уменьшить платежи по налогу на прибыль или отсрочить их уплату, то есть с помощью резервов можно оптимизировать налоговую нагрузку организации.
Отметим сразу, что резервы выгодно формировать в том случае, когда расходы планируются на конец года. Тогда ежемесячно можно уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму отчислений в них. По расходам же, намеченным на начало года, резервы создавать не целесообразно. Ведь это отодвинет момент признания уже появившихся расходов на конец года.
Рассмотрим, как с помощью некоторых резервов можно сэкономить на налоговых платежах.
При помощи резерва по сомнительным долгам организация может обезопасить себя от несвоевременно расплачивающихся покупателей (заказчиков).
Порядок формирования резервов по сомнительным долгам установлен статьей 266 НК РФ.
Резерв по сомнительным долгам для целей налогообложения могут создавать те организации, которые определяют доходы и расходы по методу начисления (подпункт 7 пункта 1 статьи 265 НК РФ).
На основании пункта 3 статьи 266 НК РФ, налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам, отчисления в который включаются в состав внереализационных расходов (подпункт 7 пункта 1 статьи 265 НК РФ). Резерв по сомнительным долгам начисляется в конце отчетного (налогового) периода, что подтверждено пунктом 3 статьи 266 НК РФ, согласно которому суммы отчислений в эти резервы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Например, организация, отчитывающаяся поквартально, вправе зарезервировать сумму на создание этого резерва 30 сентября 2005 года. А организация, отчитывающаяся ежемесячно, – и на 31 августа.
Иными словами, за счет создания резерва по сомнительным долгам организация оптимизирует платежи по налогу на прибыль.
Напомним, что в соответствии со статьей 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней – в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) – в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
3) сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней – не увеличивает сумму создаваемого резерва.
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ. На основании статьи 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Указанное ограничение резерва в размере 10 % от выручки отчетного (налогового) периода распространяется только на сумму вновь создаваемого резерва по сомнительным долгам на данный отчетный (налоговый) период. Об этом говорится в Письме Минфина Российской Федерации от 6 октября 2004 года №03-03-01-04/1/67.
В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей налогообложения в соответствии с методом начисления (статья 271 НК РФ) или кассовым методом (статья 273 НК РФ).
Обратите внимание, что при создании резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность учитывается в размерах, предъявленных продавцом покупателю, в том числе с учетом налога на добавленную стоимость. В Письме МНС Российской Федерации от 5 сентября 2003 года №ВГ-6-02/945@ «По вопросам, связанным с применением главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» сказано: в целях налогообложения прибыли при создании организациями резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность принимается по отгруженным товарам (работам, услугам) в размерах, предъявленных организацией-поставщиком покупателю, то есть с учетом НДС. Почти год спустя с этой точкой зрения согласился и Минфин Российской Федерации в Письме от 9 июля 2004 года №03-03-05/2/47 «О списании дебиторской задолженности». Кстати, Минфин Российской Федерации также ссылается на указанное Письмо МНС Российской Федерации. Так что теперь организациям уже ничто не мешает увеличивать свои расходы на полную сумму безнадежного долга.
Резерв по сомнительным долгам согласно пункту 4 статьи 266 НК РФ может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном Налоговым кодексом. Иначе говоря, если налогоплательщик создает резерв по сомнительным долгам, то расходы по списанию безнадежных долгов осуществляются только за счет суммы созданного резерва.
В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (за счет чего налогоплательщик может уменьшить платежи по налогу на прибыль) в тот день, когда появился очередной безнадежный долг.
Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. Минфином Российской Федерации в Письме от 12 июля 2004 года №03-03-05/3/55 указано, что неизрасходованная сумма резерва сомнительных долгов не приводит к образованию прибыли в организации за отчетный год (за счет чего организация может отсрочить уплату налога на прибыль).
В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде (что невыгодно налогоплательщику в целях оптимизации налога).
В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде (за счет чего опять же организация экономит на налоге).
Пример 8.
ООО «Летур» отгрузило ООО «Колос» продукцию14 апреля. Продукции отгружено на 210 000 рублей (в том числе НДС – 32 034 рубля). По условиям договора продукция должна быть оплачена в течение месяца с момента отгрузки (до 14 мая). Однако в указанный срок денежные средства от покупателя не поступили.
ООО «Летур» в целях налогообложения использует метод начисления. Предположим, что учетной политикой организации закреплено создание резерва по сомнительным долгам (и в бухгалтерском и в налоговом учете). Резерв формируется в соответствии с нормами статьи 266 НК РФ.
С 15 мая дебиторская задолженность ООО «Колос» считается сомнительной.
В последний день квартала 30 июня ООО «Летур» провело инвентаризацию дебиторской задолженности. В результате была выявлена сомнительная дебиторская задолженность ООО «Колос» на сумму 210 000 рублей, срок ее погашения истек 14 мая (47 дней до конца 2 квартала).
Дебиторская задолженность ООО «Колос» попадает во вторую группу. Следовательно, в резерв сомнительных долгов во 2 квартале можно включить 50 процентов от этой суммы. Сумма резерва равна 105 000 рублей (210 000 рублей х 50%).
Предположим, что за полугодие выручка ООО «Летур» составила 7 000 000 рублей (без НДС).
10 % от этой суммы составляет 700 000 рублей.
Следовательно, сумма резерва может быть полностью включена во внереализационные расходы во 2 квартале.
Рабочим планом счетов организации предусмотрено, что к балансовому счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» открыт субсчет 68-1 «НДС».
Отражение операций в бухгалтерском учете ООО «Летур»:
апрель:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
В апреле: | |||
62 | 90-1 | 210 000 | Отражена выручка от продажи продукции ООО «Колос» |
90-3 | 68-1 | 32 034 | Начислен НДС |
30 июня: | |||
91-2 | 63 | 105 000 | Сформирован резерв сомнительных долгов по результатам проведенной инвентаризации |
Окончание примера.
Пример 9.
ООО «Эра» применяет метод начисления. По состоянию на 30 сентября ООО «Эра» формирует резерв по сомнительным долгам. В ходе инвентаризации расчетов за 9 месяцев выявлено сомнительных долгов:
– со сроком возникновения свыше 90 дней – на сумму 215 000 рублей;
– со сроком возникновения от 45 до 90 дней – на сумму 200 000 рублей;
– со сроком возникновения до 45 дней – на сумму 160 000 рублей.
Выручка от реализации за девять месяцев составила 2,3 млн. рублей (без учета НДС).
Неиспользованный остаток резерва по сомнительным долгам на 30.09. равен 60 000 рублей.
Произведем расчет суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам (организация вправе учесть ее при расчете налоговой базы за 9 месяцев):
1. Сумма создаваемого резерва равна (215 000 рублей 200 000 рублей х 50%) = 315 000 рублей.
Сумма, составляющая 10% выручки, равна 230 000 рублей (2 300 000 рублей х 10%).
Согласно пункту 4 статьи 266 НК РФ сумма создаваемого резерва не может превышать 10% от выручки отчетного периода, следовательно, максимальная сумма резерва в данном случае равна 230 000 рублей.
2. Сумму 230 000 рублей необходимо уменьшить на 60 000 рублей – сумму неиспользованного остатка прошлого отчетного периода. Получаем в результате таких вычислений сумму отчислений в резерв в размере 170 000 рублей (230 000 рублей – 60 000 рублей).
Организация 30 сентября включает в состав внереализационных расходов сумму 170 000 рублей, чем уменьшает сумму налога на прибыль.
Окончание примера.
Если налогоплательщиком принято решение не создавать резерв по сомнительным долгам с начала нового налогового периода, в учетную политику должны быть внесены соответствующие изменения. Вся сумма резерва, не использованная в налоговом (отчетном) периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, полностью подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в соответствии с пунктом 7 статьи 250 НК РФ. Об этом сказано в Письме Минфина Российской Федерации от 12 июля 2004 года №03-03-05/3/55.
И в заключении отметим, что наиболее выгодно создавать резерв по сомнительным долгам организациям, с которыми несвоевременно рассчитываются покупатели, поскольку, используя такой резерв, организация может избежать существенных убытков в каком-то одном отчетном периоде. Организация, не дожидаясь, когда истечет срок исковой давности, может списать в расходы просроченную дебиторскую задолженность.
Поскольку формирование резервов по сомнительным долгам для целей налогового учета и целей бухгалтерского учета осуществляется независимо друг от друга, поэтому резервы могут быть образованы, например, только в налоговом учете, что не противоречит действующему законодательству.
На практике трудно представить себе организацию, в которой отпуска работникам в течение года предоставляются равномерно. Как правило, в большинстве фирм отпуска рабочим и служащим предоставляются в удобное для них время (обычно, это лето и осень), в результате чего, организация сталкивается с резким возрастанием расходов на оплату труда в этот период, что неизбежно ведет к общему росту расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Чтобы добиться в налоговом учете равномерного признания расходов на оплату отпусков, организация создает специальный резерв. Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков в течение всего года относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников. Фактически это означает следующее – в части работников, занятых в процессе производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, отчисления в резерв включаются в состав прямых расходов, в части иных категорий работников – в состав косвенных расходов.
Обратите внимание!
Организации, использующие в целях налогообложения метод начисления, признают расходы в соответствии с положениями статьи 272 НК РФ, согласно пункту 4 которой:
«Расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со статьей 255 настоящего Кодекса расходов на оплату труда».
Иначе говоря, налогоплательщик за счет созданного резерва вправе списать только расходы на оплату использованных отпусков. Если же работники организации не использовали свое право на отпуск или использовали его лишь частично, то у организации непременно будет остаток резерва на оплату отпусков. Кроме того, нельзя списать за счет созданного резерва начисление компенсации за неиспользованный отпуск и увольняющимся работникам. Напомним, что расходы в виде денежной компенсации за неиспользованный отпуск относятся к расходам на оплату труда на основании пункта 8 статьи 255 НК РФ.
Расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, осуществляемые в соответствии со статьей 324.1 НК РФ, относятся к расходам на оплату труда в соответствии с пунктом 24 статьи 255 НК РФ.
Порядок создания резерва определен статьей 324.1 НК РФ «Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет».
В соответствии с этим порядком, налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.
Согласно статье 313 НК РФ налогоплательщик при изменении применяемых методов учета может вносить корректировки в учетную политику только с начала нового налогового периода.
Следовательно, закрепленный в учетной политике способ резервирования, а также предельная сумма отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников в течение календарного года не изменяются.
Рассмотрим на конкретном примере, как в налоговом учете рассчитывается ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков и как формируется этот резерв.
Пример 10.
В конце 2005 года ООО «Гранит» приняло решение о создании в следующем году резерва предстоящих расходов на оплату отпусков с целью равномерного учета таких расходов в течение налогового периода.
Предполагаемая сумма расходов на оплату труда работников в 2006 году – 12 000 000 рублей, а предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков – 1 200 000 рублей (с учетом единого социального налога).
Определим ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников ООО «Гранит» в 2006 году:
(1 200 000 рублей / 12 000 000 рублей) х 100% = 10%.
Предельная сумма отчислений в резерв на оплату отпусков на 2006 год установлена ООО «Гранит» в размере 1 300 000 рублей.
Предположим, что сумма фактических расходов на оплату труда (включая ЕСН) за 2006 год составила 14 000 000 рублей. Суммы ежемесячных отчислений в резерв по месяцам 2006 года распределились следующим образом:
Фактические расходы на оплату труда (с учетом ЕСН) и суммы отчислений в резерв на оплату отпусков по месяцам 2006 года
Месяц | Фактические расходы на оплату труда (с учетом ЕСН), рублей | Ежемесячный процент отчислений в резерв, % | Сумма ежемесячных отчислений в резерв, рублей (гр. 2 х гр. 3) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Январь | 2 200 000 | 10 | 220 000 |
Февраль | 1 100 000 | 110 000 | |
Март | 1 200 000 | 120 000 | |
Апрель | 1 000 000 | 100 000 | |
Май | 1 000 000 | 100 000 | |
Июнь | 1 100 000 | 110 000 | |
Июль | 1 000 000 | 100 000 | |
Август | 1 100 000 | 110 000 | |
Сентябрь | 1 100 000 | 110 000 | |
Октябрь | 1 000 000 | 100 000 | |
Ноябрь | 1 100 000 | 110 000 | |
Декабрь | 1 100 000 | 10 000 | |
Итого | 14 000 000 | – | 1 300 000 |
Обратите внимание!
У ООО «Гранит» годовая сумма отчислений в резерв не может превышать установленную в учетной политике сумму предельных отчислений в резерв – 1 300 000 рублей. Поэтому сумма отчислений в резерв в декабре 2006 года определяется в особом порядке. Она рассчитывается как разность между предельной суммой отчислений в резерв на оплату отпусков и суммой ежемесячных отчислений за предыдущие месяцы.
С января по ноябрь 2006 года сумма отчислений в резерв составит:
220 000 рублей 110 000 рублей 120 000 рублей 1 00 000 рублей 1 00 000 рублей 110 000 рублей 100 000 рублей 110 000 рублей 110 000 рублей 100 000 рублей 110 000 рублей = 1 290 000 рублей.
Максимально допустимая сумма отчислений за декабрь – 10 000 рублей (1 300 000 рублей – 1 290 000 рублей).
Окончание примера.
Обратите внимание!
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 324.1 НК РФ:
«При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний рабочий день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму единого социального налога, по которым ранее не создавался указанный резерв».
Налогоплательщик, принявший решение о создании в целях налогообложения прибыли резерва на оплату отпусков работников, в течение года фактические расходы на оплату использованных отпусков списывает только за счет созданного резерва. Поясним на примере.
Пример 11.
Предположим, что сумма резерва на оплату отпусков, начисленная организацией с января по июнь 2006 года (смотри пример 10), составила 760 000 рублей (220 000 рублей 110 000 рублей 120 000 рублей 100 000 рублей 100 000 рублей 110 000 рублей).
При этом отчисления в резерв составили:
– с января по май – 650 000 рублей;
– за июнь – 110 000 рублей.
За данный период фактические расходы на оплату отпусков работников (включая ЕСН) составили 800 000 рублей, в том числе:
– с января по май – 550 000 рублей;
– в июне – 250 000 рублей.
В нашем примере, в период с января по май сумма отчислений в резерв превышала фактические расходы на оплату отпусков (650 000 рублей > 550 000 рублей), то есть организация на законных основаниях относила на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, сумму, превышающую фактические расходы на оплату отпусков.
В июне 2006 года ситуация изменилась.
Несмотря на то, что фактические расходы на оплату отпусков за I полугодие 2006 года составили 800 000 рублей, организация имеет право отразить в налоговом учете за тот же период только расходы в сумме начисленного за 6 месяцев резерва на оплату отпусков – 760 000 рублей.
Окончание примера.
Таким образом, создавая в налоговом учете резерв на оплату отпусков, налогоплательщик получает возможность уменьшать налоговую базу по прибыли на расходы, которые будут фактически произведены в следующих отчетных периодах.
В конце года налогоплательщик в соответствии с требованиями статьи 324.1 НК РФ производит корректировку зарезервированных сумм. Для этого необходимо сначала провести инвентаризацию резерва. Инвентаризация проводится по тем же правилам, что и в бухгалтерском учете.
Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам по состоянию на конец налогового периода должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений единого социального налога. То есть опять же правила уточнения аналогичны правилам, используемым в бухгалтерском учете.
Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода (пункт 3 статьи 324.1 НК РФ).
В Письме Минфина Российской Федерации от 12 апреля 2004 года №04-02-05/1/26 сообщается, что не использованный в текущем году резерв можно перенести на следующий период, при этом поставлено единственное условие: в учетной политике на следующий год организация должна предусмотреть создание нового резерва.
При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний рабочий день налогового периода, организация обязана по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму единого социального налога, по которым ранее не создавался указанный резерв.
Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период организация сочтет нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.
За счет созданного в организации резерва расходов могут быть списаны только затраты на отпуск, предоставленный за текущий рабочий год и рассчитанный в порядке, установленном Минтруда Российской Федерации для расчета среднего заработка.
Нередко случается ситуация, когда организация предоставляет отпуск за текущий год в следующем году. В этом случае у организации может оставаться остаток резерва на оплату отпусков на начало нового года. Об этом в частности говорится в Письме МНС Российской Федерации от 18 августа 2004 года №02-5-11/142@ «О порядке учета при исчислении налога на прибыль резервов на отпуска»:
«В соответствии с пунктом 3 статьи 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае формирования налогоплательщиком резерва на оплату отпусков указанный резерв подлежит инвентаризации на конец налогового периода.
Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.
При этом пунктами 4 и 5 указанной статьи предусмотрено, что резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений единого социального налога.
Неиспользованные дни отпуска за конкретный календарный год могут быть определены только по состоянию на последний день календарного года. Таким образом, уточнение резерва предстоящих расходов на оплату отпусков в течение налогового периода (на конец каждого отчетного периода) не производится.
Одновременно установлено, что сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, включается для целей налогообложения в состав внереализационных доходов текущего налогового периода в случае, если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.
Таким образом, в случае если организация не меняет учетную политику в отношении создания резерва на оплату отпусков на следующий налоговый период, то на конец отчетного налогового периода организация может иметь определенный результатами инвентаризации остаток недоиспользованного резерва.
При этом под недоиспользованными на последний день текущего налогового периода суммами резерва на оплату отпусков следует понимать разницу между суммой начисленного в отчетном периоде резерва на оплату отпусков и суммой фактических расходов на оплату использованных в налоговом периоде отпусков (с учетом единого социального налога) и на предстоящую оплату неиспользованных в отчетном году законодательно предусмотренных отпусков (с учетом единого социального налога, исчисленного по методике, применяемой при формировании резерва).
Суммы оплаты переходящих на следующий год отпусков, начисленные в текущем налоговом периоде, учитываются за счет резерва, начисленного в текущем налоговом периоде».
С помощью резерва на оплату отпусков можно уменьшать налог на прибыль даже в тех месяцах, когда отпускные работникам не выдавали.
Рассмотрим на примере, как с помощью созданного резерва организация при фактических расходах летом может перенести часть налоговой нагрузки на другие отчетные периоды.
Пример 12.
Допустим, что организация составила специальный расчет (смету) и определила в нем, что размер ежемесячных отчислений в резерв составил 20 000 рублей, планируя израсходовать на отпускные за год 240 000 рублей (в том числе ЕСН).
Фактические же затраты на отпускные за год составили 210 000 рублей. При этом организация выплатила во II квартале отпускных на сумму 80 000 рублей, в III квартале – на 85 000 рублей и в IV квартале – на сумму 45 000 рублей.
Создавая резерв, организация уже в I квартале уменьшит налогооблагаемый доход на сумму отчислений в резерв, то есть на 60 000 рублей, при этом, фактически не выплачивая отпускных работникам. За полугодие организация уменьшит налогооблагаемый доход на сумму 120 000 рублей, фактические расходы на выплату отпускных составят при этом 80 000 рублей. За три квартала организация уменьшит налогооблагаемый доход на 180 000 рублей, а отпускных выплатит фактически на сумму 165 000 рублей. Аналогично за год.
Если же организация не будет создавать резерв расходов на оплату отпусков, она сможет включить суммы отпускных в расходы при расчете налога на прибыль, начиная с полугодия (80 000 рублей).
То есть резерв на оплату отпусков позволяет организации значительно минимизировать налог по итогам I квартала, полугодия, трех кварталов и за год.
Но по итогам за год оказалось, что отпускных выплатили меньше, чем зарезервировали, поэтому неиспользованную сумму резерва (30 000 рублей) в конце года организация включает в состав налоговой базы (пункт 3 статьи 324.1 НК РФ). Неиспользованная сумма резерва признается внереализационными доходами на основании пункта 7 статьи 250 НК РФ.
Окончание примера.
Таким образом, организация может в течение года экономить на авансовых платежах по налогу на прибыль в случае, если реальные расходы на выплату отпускных окажутся меньше суммы резерва.
Организации при выплате премий по итогам работы за год, а также при выплате вознаграждений за выслугу лет несут определенные затраты. Такие виды затрат, неизменно возникающие в ходе осуществления деятельности могут иметь достаточно большие объемы в определенные периоды времени. Вознаграждение по итогам работы за год, предусмотренное коллективным договором, как правило, выплачивается единовременно в конце года или в начале следующего года. Кроме того, выплата вознаграждения за выслугу лет может осуществляться также один раз в год. Поэтому если общие суммы вознаграждений велики, то для равномерного признания таких расходов в налоговом учете организации вправе создавать резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений (статья 324.1 НК РФ).
Порядок создания резервов расходов на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год не отличается от порядка создания, отражения в учете резерва на оплату отпусков. Об этом сказано в пункте 6 статьи 324.1 НК РФ. Поэтому способ уменьшения налоговой нагрузки организации за счет резерва на выплату вознаграждений также аналогичен.
Как правило, создание такого вида резерва целесообразно в крупных промышленных организациях со сложной структурой основных средств и большими объемами ремонтных работ, или для организаций с сезонным характером производства.
Если организация ремонтирует свои основные средства редко, а затраты на проведение ремонта несущественны, создавать ремонтный фонд нет необходимости. В этом случае затраты на ремонт включаются непосредственно в расходы, учитываемые при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Это позволяет сделать статья 260 НК РФ «Расходы на ремонт основных средств».
В пункте 1 данной статьи указано, что расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств, налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 НК РФ «Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств».
Для того чтобы сформировать резерв организация должна иметь следующие данные:
· совокупная стоимость амортизируемых основных средств на начало налогового периода;
· средняя сумма фактических расходов на ремонт за предыдущие три года;
· график проведения «обычных» ремонтов, в том числе приходящихся на текущий налоговый период;
· сметная стоимость указанных ремонтов;
· перечень основных средств, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта;
· график проведения ремонта указанных основных средств, в котором указывается период осуществления особо сложных и дорогих видов ремонтных работ и их сметная стоимость.
Организация, принявшая решение о создании резерва на ремонт основных средств, должна на начало налогового периода сформировать смету на текущие капитальные ремонты, исходя из графика проведения таких ремонтов. А полученная по данной смете сумма сравнивается с фактическими затратами на осуществление таких видов ремонта за предыдущие три года, деленная на три.
Меньшая из сравниваемых сумм, представляет собой предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на текущие и недорогие виды капитального ремонта.
Если у налогоплательщика имеются основные средства, по которым необходим особо сложный, требующий больших финансовых затрат капитальный ремонт, то он определяет сумму дополнительных отчислений в резерв. Указанную сумму определяют исходя из общей суммы ремонта по такому объекту основных средств, поделенной на количество лет, между которыми происходят указанные виды ремонта (при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись). Полученная сумма увеличивает предельный размер отчислений, которые налогоплательщик определил по «недорогим» видам ремонта.
Общая сумма равномерно включается налогоплательщиком в состав расходов текущего отчетного (налогового) периода, иначе говоря, если у налогоплательщика отчетным периодом по прибыли является месяц, то ежемесячно в составе расходов будет учитываться 1/12, если отчетным периодом является квартал – то 1/4.
На основании статьи 324 НК РФ налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств.
При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств.
При этом он должен исходить из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта.
Предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.
Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода.
Если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения. В налоговом учете это позволяет делать пункт 2 статьи 324 НК РФ.
Обратите внимание на то, что такие накопления обязательно надо подтвердить графиком капитального ремонта.
Если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, то сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств созданного резерва.
По окончании налогового периода налогоплательщик в обязательном порядке сравнивает фактические осуществленные затраты на текущие и капитальные ремонты с величиной соответствующей части резерва (учет расходов на особо сложные виды и дорогие виды ремонтов ведется раздельно).
В том случае, если фактические расходы на особые виды ремонта не превысили сумму отчислений в резерв, то данная часть резерва не восстанавливается (если по установленному графику такие работы еще не завершены).
Иначе дело обстоит с той частью резерва, которая предназначена для «обычных» ремонтов.
Сумма превышения величины резерва, сформированного под расходы на текущие и недорогие виды ремонта, над фактическими расходами на данные виды ремонта в текущем налоговом периоде подлежит восстановлению, то есть включается в состав внереализационных доходов по итогам налогового периода.
В случае, если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода в соответствии с пунктом 2 статьи 324 НК РФ.
Пример 13.
Предположим, что сумма фактически осуществленных организацией расходов на ремонт за предыдущие три года составила 180 000 рублей.
Организация в 2006 году принимает решение о создании резерва расходов на ремонт основных средств. В организации имеется график проведения ремонтов, имеется смета на ремонты, согласно которой предполагаемый объем ремонтных работ в 2006 году составляет 80 000 рублей.
Налогоплательщик осуществляет расчеты с бюджетом по прибыли ежемесячно.
Средняя величина фактических осуществленных расходов на ремонт за три предыдущих года составит 180 000 рублей / 3 = 60 000 рублей.
При сравнении предполагаемого объема по смете и средней величины фактически осуществленных расходов организацией на ремонт за предыдущие три года выбираем меньшую из сумм, то есть 60 000 рублей. Следовательно, отчисления в резерв организация будет исчислять исходя из предельной суммы 60 000 рублей.
В этом же налоговом периоде организация предполагает осуществить капитальный ремонт оборудования прокатного стана. Согласно технической документации данное оборудование подлежит ремонту 1 раз в пять лет. Сметная стоимость такого ремонта составляет 1 200 000 рублей.
Следовательно, отчисления в течение 2006 года составят 240 000 рублей.
Таким образом, в 2006 году налогоплательщик вправе создать резерв в размере 300 000 рублей (60 000 рублей 240 000 рублей).
На последний день месяца бухгалтер будет включать в расходы текущего периода сумму равную 1/12 от общей суммы, то есть 25 000 рублей.
На конец 2006 года расходы на ремонт в данной организации на текущие виды ремонта составили 82 000 рублей.
Сумма резерва по дорогостоящему ремонту не восстанавливается (25 000 рублей). В отношении резерва на «обычные виды ремонта» у налогоплательщика произошло превышение реальных сумм над резервными суммами, следовательно, разница между фактически осуществленными и зарезервированными суммами относится в состав прочих расходов.
Окончание примера.
Следует отметить, что если Вы планируете проводить дорогостоящий ремонт в начале года, то резерв лучше не создавать, а списывать ремонтные затраты «по факту». Если же ремонт предполагается провести ближе к концу года, то резерв выгоден.
Выгодно создавать резерв на ремонт основных средств и в случае если сумма резерва превышает планируемые затраты на ремонт. В этом случае в течение года организация включает в расходы суммы, превышающие реальные затраты. То есть у организации будет возможность снизить свою налоговую нагрузку. Однако, как уже сказано, разницу между этими суммами и величиной резерва необходимо включить в налогооблагаемую базу, но это будет в конце налогового периода.
Осуществляя производство каких-либо товаров, организация-изготовитель предусматривает для своей продукции гарантийный срок, в течение которого она (организация) гарантирует потребителю, при условии надлежащего использования данного товара, его качество. Если товар не выдержал гарантийного срока, организация–изготовитель обязана осуществить либо гарантийный ремонт данного товара, либо заменить непригодный товар новым.
Кроме того, в практической деятельности нередко сами торговые организации, реализующие определенные виды товаров (например, бытовую технику), с целью привлечения покупателей, предоставляют свою фирменную гарантию.
Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон №2300-1).
Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Если гарантийный срок установлен изготовителем, продавец вправе установить гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем.
При обнаружении недостатков товара в указанные сроки покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца, изготовителя или организации, выполняющей функции продавца или изготовителя, на основании договора с ним (статья 475 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 18 Закона №2300-1):
· безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
· соразмерного уменьшения покупной цены;
· замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
· замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Кроме того, потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Резерв расходов на гарантийный ремонт создается организациями, которые при реализации товаров берут на себя обязательства их ремонтировать и обслуживать в течение гарантийного срока. То есть не может создать резерва торговая организация, которая не несет собственных издержек по гарантийному ремонту или обслуживанию.
Порядок формирования резерва для целей налогообложения прибыли регулируется статьей 267 НК РФ. В налоговом учете расходы по созданию резерва относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подпункт 9 пункта 1 статьи 264 НК РФ). Расходами признаются суммы отчислений в резерв на дату реализации товаров.
При создании резерва по гарантийному ремонту для целей налогообложения необходимо учитывать следующее:
– резерв создается только в отношении тех товаров (продукции, работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрено обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока;
– организация, если она ранее осуществляла реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания, обязана рассчитать предельный размер отчислений в резерв;
– организация, если она ранее не осуществляла реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания, обязана предусмотреть в плане на выполнение гарантийных обязательств сумму ожидаемых расходов на указанные затраты с учетом срока гарантии.
Организации самостоятельно принимают решение о создании такого резерва. Это решение должно быть закреплено в учетной политике. Сумму и срок, на который создается резерв, организация определяет самостоятельно. Налогоплательщик в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв.
Пунктом 3 статьи 267 НК РФ установлен предельный размер отчислений в этот резерв.
Величина созданного резерва не может превышать предельного размера, определяемого как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период.
Таким образом, змер резерва не может превышать предельного размера, рассчитанного по формуле:
Размер резерва по гарантийному ремонту | = | Фактически осуществленные расходы по гарантийному ремонту за предыдущие 3 года | х | Сумма выручки от реализации товаров за отчетный (налоговый) период |
Объем выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие 3 года |
Предельный размер отчислений в резерв рассчитывается по-разному организациями, которые реализуют товары с условием их гарантийного ремонта и обслуживания свыше трех лет, и организациями, осуществляющими реализацию таких товаров менее трех лет.
В случае, если налогоплательщик менее трех лет осуществляет реализацию товаров (работ) с условием осуществления гарантийного ремонта и обслуживания, для расчета предельного размера создаваемого резерва учитывается объем выручки от реализации указанных товаров (работ) за фактический период такой реализации.
В организациях, реализующих товары, подлежащие гарантийному обслуживанию менее 3 лет, резерв определяется так:
размер отчислений в резерв | = | Сумма выручки от реализации товаров (работ), находящихся на гарантийном обслуживании за отчетный (налоговый) период | х | Сумма фактических расходов на гарантийный ремонт и обслуживание за фактический период реализации |
Выручка от реализации товаров (работ), находящихся на гарантийном обслуживании за фактический период реализации |
В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ), списание расходов на гарантийный ремонт осуществляется за счет суммы созданного резерва.
По истечении года организация должна скорректировать размер созданного резерва. При этом следует исходить из доли фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров за истекший период.
Если по итогам года величина созданного резерва оказалась больше фактически произведенных расходов, то разницу можно перенести на следующий год. Это разрешено пунктом 5 статьи 267 НК РФ.
Обратите внимание на то, что такая операция возможна только в том случае, если не прекращено производство товаров, которые реализуются с условием гарантийного обслуживания и ремонта, либо если оно прекращено, но гарантийный срок еще не истек.
Пример 14.
Предположим, что в 2006 году фактические расходы ЗАО «Холод» по гарантийному ремонту морозильных камер составили 250 000 рублей, а резерв на гарантийный ремонт был создан в размере 300 000 рублей.
В бухгалтерском учете ЗАО «Холод» сумму превышения начисленного резерва над фактическими расходами по гарантийному ремонту 50 000 рублей (300 000 рублей – 250 000 рублей) необходимо отразить в составе прочих доходов:
Дебет 96 «Резервы предстоящих расходов» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» – 50 000 рублей.
В налоговом учете ЗАО «Холод» сумма превышения величины созданного резерва над величиной, использованной в налоговом учете, составляет 50 000 рублей. В силу пункта 5 статьи 267 НК РФ неиспользованная сумма резерва может быть перенесена налогоплательщиком на 2007 год.
Окончание примера.
Сумма резерва, создаваемого в следующем году, должна быть скорректирована на величину остатка резерва предыдущего года.
Если сумма вновь создаваемого резерва меньше, чем величина остатка резерва, разница включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.
В противном случае – сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма величины резерва – разница является отчислениями в резерв и соответственно относится в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Если же сложилась ситуация, когда сумма резерва оказалась меньше суммы произведенных организацией расходов на гарантийный ремонт и обслуживание, разница по итогам года включается в налоговом учете в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пункт 5 статьи 267 НК РФ).
Пример 15.
Допустим, в I квартале 2006 года организация реализовала 1 000 приборов для нагрева воды на общую сумму 4 000 000 рублей. За период с 1 января 2003 года по 1 января 2006 года налогоплательщик осуществил расходы на гарантийный ремонт в сумме 100 000 рублей.
Предельный коэффициент будет равен (100 000 / 4 000 000) = 0,025.
Она может сформировать резерв в размере 100 000 рублей (4 000 000 рублей х 0,025).
Эту сумму нужно скорректировать на остаток резерва за 2005 год. Предположим, он равен 30 000 рублей.
В этом случае в I квартале 2006 года в состав прочих расходов в качестве отчислений в резерв организация может включить только 70 000 рублей (100 000 рублей – 30 000 рублей).
Окончание примера.
И еще один момент, на который необходимо обратить внимание. Многие изделия в течение срока гарантии не ломаются. Поэтому часть резерва, предназначенного для ремонта, остается неиспользованной. Если резерв остался неиспользованным, то в целях исчисления прибыли оставшаяся сумма резерва должна быть присоединена к внереализационным доходам.
Если налогоплательщиком принято решение о прекращении продажи товаров (осуществления работ) с условием их гарантийного ремонта и гарантийного обслуживания, сумма ранее созданного и неиспользованного резерва подлежит включению в состав доходов налогоплательщика по окончании сроков действия договоров на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание. Это установлено пунктом 6 статьи 267 НК РФ.
Пример 16.
Предположим, что в январе 2006 года ООО «Электрон» реализовал 280 телевизоров на сумму 980 000 рублей (без налогов).
В соответствии с налоговым законодательством доля расходов на гарантийный ремонт составила 5,14%.
При этом организация отчислила в январе в резервный фонд 50 372 рублей (980 000 рублей х 5,14%).
Фактически на гарантийный ремонт организация затратила 26 000 рублей. Срок гарантии по данной партии телевизоров заканчивается 1 октября 2006 года.
Следовательно, 1 октября 2006 года бухгалтер ООО «Электрон» должен будет включить в состав внереализационных доходов (пункт 7 статьи 250 НК РФ) 24 372 рубля (50 372 рубля – 26 000 рублей).
Окончание примера.
Если налогоплательщик принял решение о прекращении продажи товаров с условием их гарантийного ремонта и обслуживания, сумму ранее созданного и неиспользованного резерва он включает на основании пункта 6 статьи 267 НК РФ в состав доходов по окончании сроков действия договоров на гарантийный ремонт и обслуживание.
Фактически осуществленные в течение года расходы на гарантийный ремонт и обслуживание для целей налогообложения не учитываются, поскольку списываются за счет созданного резерва. Однако если резерва не хватит, то такие затраты списывают на прочие расходы.
И последнее. Организации, которые прежде не осуществляли реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания, вправе создать резерв исходя из ожидаемых затрат на гарантийный ремонт. Никаких ограничений законодательством не предусмотрено.
Но пунктом 4 статьи 267 НК РФ установлено, что по истечении года налогоплательщик должен скорректировать размер созданного резерва, исходя из доли фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за истекший период.
Следует отметить, что эта норма противоречит пункту 5 статьи 267 НК РФ, который позволяет переносить неиспользованный остаток резерва на следующий год. Противоречит данная норма (о корректировке созданного резерва) и пункту 6 статьи 267 НК РФ, в котором, как уже было сказано, установлено, что даже в том случае, когда организация перестает выдавать гарантии на свою продукцию, остаток неиспользованного резерва относят на доходы лишь по окончании сроков действия всех договоров с гарантийными обязательствами. Поскольку согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика, организация, начавшая впервые выдавать гарантии в текущем году, может доказать свое право не восстанавливать в конце года неиспользованный остаток резерва в суде.
Более подробно с вопросами оптимизации налогообложения Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Оптимизация и выбор системы налогообложения».