Готовые курсовые работы по предмету мировая экономика скачать — 29 шт

Готовые курсовые работы по предмету мировая экономика скачать — 29 шт Удобные вклады

.1
инвестиционный климат и динамика иностранных инвестиций в россии

Про инвестиционный климат в Российской Федерации значительно много
рассуждается как внутри нашей страны, так и за пределами России.

Произведя оценку инвестиционного климата России в целом по
межнациональным эталонам, пользуясь такими критериями, как социальная и
политическая стабильность, динамику роста экономического, степень либерализации
внешнеэкономической сферы, присутствие зрелой промышленной инфраструктуры,
системы телекоммуникаций, банковской системы, наличие рынка относительно
недорогой высокоуровневой рабочей силы и другими критериями, можно утверждать,
что фактически по всем этим нормам Россия уступает большей части стран
экономического мирового пространства.

По данным исследования Всемирного банка, нынешнее состояние
инвестиционного климата в России оценено как не вполне удовлетворительное.
Недостаточно хороша ситуация для ведения бизнеса в России. По легкости
осуществления предпринимательской деятельности страна занимает 120 место,
уступая Вьетнаму, Гане, Замбии, Пакистану, Таиланду и др.

Чистый отток капитала из страны в 2022 г. составил 34,6 млрд. долл. Этот
показатель указывает, в частности, на численность инвестиций за рубеж, которые
совершены российскими компаниями.

Отрицательно на состояние инвестиционного климата в России влияют такие
факторы, как:

–       правовая нестабильность, так как она сопровождается
постоянным принятием новых законодательных актов;

–       малоэффективное земельное законодательство;

–       большой уровень инфляции, малоустойчивость обменного курса
рубля;

–       невысокий уровень развития рыночной инфраструктуры;

–       ослабленность транспортной и производственной инфраструктуры;

–       непрогнозируемость таможенного режима;

–       недостаточное информационное обеспечивание зарубежных
инвесторов о возможных масштабах, региональных и отраслевых направлениях
инвестирования;

–       мощная бюрократизация страны, преступность, коррупция и др.

Несмотря на все эти отрицательные стороны, в последний период времени
наблюдается приток в страну зарубежных инвестиций. Конечно же, обстановка во
многих сферах жизни совершенствуется. В последнее время у иностранных
вкладчиков возобновляется заинтересованность к России.

В течение 2007г. объём прямых иностранных вложений в экономику страны
возрос на 17,2% на фоне возрастания общих инвестиций на 32,1%, а доля прямых
зарубежных инвестиций уменьшилась с 75% до 65,6% поступления иностранного
капитала.

За 2007г. из 108 стран влились инвестиции в экономику России. Главнейшие
страны – инвесторы, которые неизменно вливают крупные инвестиции –
Великобритания, Германия, Кипр, Нидерланды, США, Франция, Швейцария. Совокупный
размер инвестиций из вышеперечисленных стран составил 7,9 млрд. долл., что
составляет 71,8% от общего объема инвестиций, которые поступили в 2007г. .

Экономический упадок вызвал снижение объема прямых иностранных вложений
во всей мировой общественности в 2008г., не стала и Россия исключением.

По результатам 2008г. в сравнении с 2007г. объем иностранных инвестиций в
экономику России снизился на 14,8% , что составило 103,4 млрд. долл. Уменьшение
динамики притока иностранных вложений в основной капитал продолжалось на
протяжении всего 2008г. и сохранялось в течение 2009г.

За 2009г. в целом зарубежные инвестиции оценивались в 81,3 млрд. долл.,
это на 21% слабее, чем в 2008г.

В 2009г. наиважнейшими странами – инвесторами являются Германия, Кипр,
Китай, Люксембург, Нидерланды, Соединенное Королевство (Великобритания), США,
Франция. На их долю доводилось 77,0% общего объема накопленных иностранных
инвестиций, а также 75,5% общего объема накопленных прямых иностранных
вложений.

Общий размер накопленных иностранных инвестиций в экономике России в
конце 2022г. составил 300,1 млрд. долл., это в процентном соотношении на 11,9%
превысило, чем на конец предшествующего периода (за 2009г. приращение составило
1,4%). Максимальный удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился
на прочие инвестиции, основанные на возвратной основе – 58,3% (в конце 2009г. –
55,5%), доля прямых инвестиций составила 38,7% (40,7%), портфельных инвестиций
– 3,0% (3,8%).

В конце 2022г. максимальная часть накапливаемых зарубежных инвестиций в
общем их объеме приходилась на розничную и оптовую торговлю; а также на
ремонтирование автотранспортных средств, бытовых изделий, мотоциклов и
предметов индивидуального использования (17,5%), промысел полезных ископаемых
(16,7%), деятельность по операциям с недвижимостью, по аренде и оказанию услуг
(10,5%), металлургическое производство, а также производство законченных
металлических изделий (11,8%); минимальная доля приходится на полиграфическую и
издательскую деятельность, размножение записанных носителей информации (0,1%),
швейное и текстильное производство (0,1%), предоставление социальных услуг и
здравоохранение (0,06%), рыбоводство и рыболовство (0,04%), производство обуви,
производство изделий из кожи, а также производство кожи (0,01%), на образование
(0,001%).

На конец 2022г. максимальная доля накопленных иностранных вложений среди
российских субъектов приходилась на: Липецкую область (7,2%), Москву (42,6%),
Московскую область (6,6%), Санкт-Петербург (5,3%), Сахалинскую область (11,1%);
минимальная доля – на Еврейскую автономную область (0,01%)

Размер скопленных прямых иностранных инвестиций в российской экономике в
конце 2022г. составлял порядка 116,2 млрд. долл. (за год прирост на 6,6%, или,
в денежном выражении, 7,2 млрд.долл.). Максимальный объем накопленных прямых
инвестиций приходится на Кипр – 44,7 млрд. долл. (за год прирост на 33,4%, или,
в денежном выражении, на 11,2 млрд. долл.) и Нидерланды – 22,4 млрд. долл. (в
течение года снижение на 22,9%, или, в денежном выражении, на 6,7 млрд. долл.).

Притекавших ранее в Россию из-за границы размер загашенных инвестиций,
составлял в 2022г. 120,8 млрд. долл., что на 57,6% больше, чем в 2009г.

Накопленный иностранный капитал в российской экономике по ситуации на
конец 2022г. составлял 347,2 млрд.долл. США, это на 15,7% превыше по состоянию
на предыдущий год. Максимальный удельный вес в накопленном иностранном капитале
доводился на прочие инвестиции, которые осуществлялись на возвратной основе –
57,1% (в конце 2022г. – 58,3%), доля прямых инвестиций составляла 40,1%
(38,7%), а портфельные инвестиции – 2,8% (3,0%) (см. Рисунок 1).

Рисунок 1 – Структура иностранного капитала, поступившего в Россию в
2022-2022 гг., %

В экономику России в течение 2022г. притекло 190,6 млрд.долл. иностранных
вливаний, это на 66,1% больше, чем в течение 2022г.; а общий размер погашенных
инвестиций, которые поступили раньше в Россию из-за границы, составлял в 2022г.
165,2 млрд.долл., что на 36,7% больше, чем в течение 2022г.

Главными видами экономической деятельности по объему вложений за 2022г.
стали следующие: добыча полезных ископаемых (16,3% от общего объема
производства), обрабатывающие производства (31,7% от общего объема), сделки с
недвижимостью, предоставление и аренда услуг (11% от общего объема), торговля
(17,1% от общего объема), финансовая деятельность и страхование (17,4%).

В экономику России в течение 2022 г. прямые инвестиции поступили в
размере 13 млрд. долл., это на 4,6% больше, чем за аналогичной промежуток
времени в 2022г. В свою очередь, приумножился почти в 3 раза объем портфельных
инвестиций, что составляет 1,5 млрд. долл. по сравнению с таким же временным
промежутком в 2022г.

Оставшиеся инвестиции в экономику России уменьшились на
101 млрд.долл., что составило 17,2%. Уменьшился на 17,2% объем погашенных
инвестиций, ранее поступившие в Россию из-за рубежа, в сравнении с аналогичным
периодом предыдущего года. Этот норматив составлял 99,7 млрд. долл.

Накопленный зарубежный капитал в российской экономике по состоянию на
конец 2022г. составлял 362,4 млрд.долл. Это на 4,4% больше в сравнении с 2022г.
Максимальный удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на
прочие инвестиции, которые осуществлялись на возвратной основе – 60,1%, доля
прямых вложений составила 37,5%, портфельных инвестиций- 2,4%.

Накопленный иностранный капитал в российской экономике в конце сентября
2022г. составлял 379,3 млрд. долл., это на 7,3% превысило по сравнению с
аналогичным промежутком времени предшествующего года. Наивысший удельный вес в
накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, которые
осуществлялись на возвратной основе – 66,3%, доля прямых вложений составила
32,3%, портфельных инвестиций- 1,4%.

За период с января по сентябрь 2022г. в российскую экономику влилось
132,4 млрд. долл. иностранных инвестиций, это на 15,7% больше, чем за
аналогичный период предшествующего года.

Объем загашенных инвестиций, ранее влившихся в экономику России из-за
рубежа, составляет 90,5 млрд. долл., что на 9,2% меньше, чем в январе-сентябре
2022 г.

Динамика объема иностранных вливаний, прибывших в отечественную экономику
в 2007-2022 гг. представлена на Рисунке 2.

Рисунок 2 – Динамика поступления иностранных инвестиций в Россию, млн.
долл.

Невзирая на то, что совокупный объем иностранных вложений в Россию за
промежуток времени с 2007 по 2022 гг. приумножился, многие экономисты России
наблюдают ухудшение инвестиционного климата в нашей стране, а состояние
российского бюджета напоминает то положение в стране, которое сложилось в
1990-х гг.

На текущий момент бюджет Российской Федерации почти полностью подвластно
ценам на нефть. Чем больше цены на нефть, тем стабильнее положение дел для
отечества. В случае, когда произойдет снижение цен, нужно будет или повышать
налоги, или сокращать бюджеты на социальные надобности.

А многие российские
реформы на данный момент не только не исправляют положение, более того,
ухудшают её. Если не совершать надежные, продуманные меры, то инвестиционный
климат так и останется на низшей ступени, что скажется на всех отраслях в
будущем.

Следовательно, на основе осуществленного анализа можно заключить, что в
Российской Федерации в течение 2007-2022гг. идет возрастание притока
иностранных инвестиций, за исключением кризисного 2009г.

Основная часть иностранных вливаний в Россию – «прочие» (это торговые и
прочие кредиты). Данные инвестиции все больше подчиняют многие российские
организации и предприятия, деятельность которых зачастую сводилась не к
развитию, не к получению прибыли и уплаты процентов от нее в бюджет, а к уплате
процентов по кредитам и заимствованию новых долговых обязательств, причем опять
зарубежных (процентные ставки по кредитам внутри России значительно больше
зарубежных ставок).

Читайте также:  Вклады Московского Кредитного Банка в Москве в 2022 году – ставка до 21.00%, условия по депозитам для физических лиц

Поступление прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию
уменьшается значительно. В России наблюдается слабость поступления прямых
инвестиций из-за рубежа. Прежде всего, это, связно с вступлением России в ВТО,
что привело к повышению объемов импорта на территорию России.

Значительная доля прямых иностранных вложений за 2007-2022 гг. в России
направлялась в отрасли, которые связаны с первичной переработкой и добычей
полезных природных ископаемых. Также значительна доля инвестиций в торговлю, в
операции с недвижимостью и в финансовую деятельность.

Прирост иностранных вливаний в финансовый сектор сократил долю остальных
видов отраслей экономики. Можно принять, что прирост в финансовый сектор
происходит в основном за счет первоочередного привлечения спекулятивных
капиталов. Привлечение спекулятивного капитала не может свидетельствовать о
здоровом состоянии экономики, в связи с этим органам государственной власти
следует принимать меры по сокращению потока краткосрочных капиталов и поместить
их в разряд долгосрочных.

Расположение зарубежных инвестиций по регионам России очень неравномерно.
В течение 2022г. На конец 2022г. максимальная доля накопленных иностранных
вложений среди российских субъектов приходилась на: Липецкую область (7,2%),
Москву (42,6%), Московскую область (6,6%)

, Санкт-Петербург (5,3%), Сахалинскую
область (11,1%); минимальная доля – на Еврейскую автономную область (0,01%),
Кабардино-Балкарскую Республику (0,003%), Карачаево-Черкесскую Республику
(0,0%), Магаданскую область (0,004%), Республику Алтай (0,002%)

, Республику
Бурятия (0,005%), Республику Калмыкия (0,002%), Чукотский автономный округ
(0,02%). Несколько субъектов в течение последнего десятилетия привлекли 0,0%.
Например, Карачаево-Черкесская Республика, Брянская, Тамбовская, Пензенская
области, Республика Калмыкия и др.

.2 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику
России

В сегодняшнее время происходит увеличение притока иностранных инвестиций
в Российскую Федерацию. Но в абсолютном цифровом выражении зарубежное
инвестирование остается очень маленьким и явно не удовлетворяющим потребности
экономики России. Как и прежде, вывоз капитала превышает его ввоз во много раз.

К основным факторам, которые сдерживают активность инвестиций в настоящее
время, можно отнести:

–       высокую зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры
хозяйства нации, а также платежного баланса и государственных финансов при
действующей структуре ВВП;

–       чрезмерные административные преграды для предпринимателей;

–       довольно скудная правовая защита иностранных и отечественных
инвесторов, посредственная правоприменительная практика;

–       достаточно большая цена коммерческого кредитования, вопреки
заметному снижению ставок на финансовом рынке;

–       недостаток результативных механизмов трансформации сбережений
населения в инвестиции; недостаточный уровень развития фондового рынка.

Внутренняя нестабильность является первой и важнейшей причиной.
Зарубежных инвесторов отпугивает сегодня коррумпированность и
дезорганизованность государственного механизма, который превратился в сочетание
групп и отдельных лиц, которые преследуют свои, корыстные цели.

Помимо этого,
наличествует местный произвол в обложении налогами, чиновнический диктат бюрократов
в экономике, затрудненность и длительность процедур согласования при принятии
ценных заключений или воплощения каких-либо коммерческих проектов. Проявляется
малоустойчивость в частых изменениях в законодательных, других подзаконных
актах, которые регулируют инвестиционную деятельность в стране. Не существует
меткой и унифицированной нормативной базы, отработанных контрактных процедур.

Не менее значимым затруднением является криминализация экономики и
общества. Проявляется это, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере, а также
при осуществлении крупнейших инвестиционных проектов и государственных
программ, во внедрении в ключевые экономические отрасли криминальных структур.

В течение последних лет Россия потеряла большое число реальных зарубежных инвесторов,
которые хотели бы инвестировать средства в отечественные предприятия, но были
вынуждены ответить отказом на это. Основанием для отказа стали: большие
издержки и, следовательно, неконкурентоспособность отечественного производства;
замысловатые способы оформления и регистрации вливаний в отечественные
предприятия; неподготовленность руководителей отечественных предприятий к
конкретным действиям и к сотрудничеству с зарубежными вкладчиками, низкий
уровень менеджмента.

Регулирование таможенного режима стало крайне острой проблемой в России.
На сегодняшний момент ряд зарубежных компаний, которые реализуют
импортозамещающие проекты, сталкиваются с ситуацией, где действующие ставки
таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую продукцию делают нецелесообразным
производство в Российской Федерации.

Особенно значимой составляющей инвестиционного климата является правовая
база, которая на текущий момент не является достаточно стабильной и
противоречивой, запутанной, также осложнено тем, что нет сбалансированности
между процедурой применения законов на местном и федеральном уровнях.

В конечном итоге, риски вложения зарубежных инвестиций в Российскую
Федерацию, как и прежде, большие, поэтому для их компенсации необходимо
предложение более высоких ставок доходности. К жалости, отечественных
предприятий, удовлетворяющим таким условиям, немного.

Кроме того, положение
осложнено в целом отсталостью отечественного фондового рынка, и это тоже
затрудняет приток портфельных инвестиций. Из этого места выведем, что значительного
притока портфельного капитала в российскую экономику в ближайшем будущем не
стоит ждать. Для того, чтобы решить эти проблемы, в настоящее время энергично
работает региональная, а также федеральная власти.

Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
предусмотрена возможность оказания льгот по крупным вложениям и первоочередным
проектам. Вопреки всему, получить льготы практически невозможно. Это связано с
отсутствием подзаконных актов.

В связи с этим к числу первостатейных мер в этом направлении нужно
отнести упрочнение в отдельных отраслях законодательной базы деятельности
иностранных инвесторов. Круг первоочередных отраслей требует тщательного
обоснования. Безусловно, к ним нужно отнести отрасли инновационной сферы, но в
российской действительности не нужно забывать и сферу социальную.

Отраслевые проблемы вовлечения зарубежных инвестиций тесно сочетаются с
не менее острыми региональными проблемами. Возможности экономической
регионализации в России и ресурсы до сих пор не задействованы должным образом:
именно неполноценный учет региональных факторов и условий стал одной из
основных причин низкой плодотворности, а иногда и пробуксовки рыночных реформ и
вытекающей из этого низкой конкурентоспособности экономики.

Как и в отраслевом, в территориальном распределении иностранного
капитала, интересы инвесторов играют большую роль. Вкладывая капитал с целью
быстрейшего извлечения наиболее возможной прибыли и направляя его туда, где, по
их мнению, существуют превосходнейшие условия, то есть в крупнейшие города с
развитым производственным потенциалом и более развитой рыночной инфрастуктурой.

Разрешению проблем региональных способствовало бы во многом построение
общегосударственной системы постоянного мониторинга инвестиционного климата
регионов. При сегодняшнем положении дел нельзя дать ему оценку однозначную и
следует все время отслеживать динамику.

Следовательно, присутствует ряд затруднений, которые препятствуют
привлечению в Россию иностранных инвестиций. К этим затруднениям отнесем низкое
качество государственного, местного управления, малоэффективное
правоприменение, коррупцию, экономическую преступность, чрезвычайно большие
административные, технические, информационные барьеры и очень большой уровень
монополизма.

При вхождении в экономику той или иной страны зарубежные инвесторы
смотрят на уровень обложения налогами, на качество законодательства, практику в
сфере правоприменения, на прибыльность инвестиционного проекта, мобильность
трудовых кадров, а также устойчивость показателей макроэкономических (таких,
как инфляция, курс валюты). В России много отрицательных моментов в данных
сферах, не реализованы многие очевидные меры.

Для укрепления экономики и улучшения инвестиционного климата следует
принять целый ряд кардинальных мер, которые будут направлены на решение задач
вовлечения иностранных инвестиций.

2 Механизмы
привлечения иностранных инвестиций

Инвестиции, вкладываемые путем обратного поглощения, являются основными
механизмами привлечения портфельных и прямых зарубежных вложений в
отечественную экономику; путем создания коалиционных предприятий, а также
свободных экономических зон. Каждый из механизмов рассмотрим в отдельности.

Обратное поглощение. Солидные отечественные компании издавна оценили
достоинства выхода на зарубежные рынки путём обратного поглощения уже
существующих иностранных, открыто торгуемых, компаний-оболочек для привлечения
портфельных инвестиций. Для внедрения программы обратного поглощения выбирается
указанная зарубежная компания-оболочка, в своё время осуществившая выход на
биржу, но в дальнейшем, вследствие неблагополучной конъюнктуры, окончившая свою
основную деятельность.

Эта компания-оболочка в счет покрытия обязательств
сбывает свои активы, а также приостанавливает свою коммерческую деятельность.
Не стеснённая ни задолженностями, ни судопроизводствами, одновременно
компания-оболочка не теряет занятого места на электронной бирже и несколько
месяцев может даже пребывать в таком «спящем» состоянии.

Акции этой компании,
как и прежде, зарегистрированы, имеют формальные котировки (так как оборота и
активов у неё уже нет, то близки к нулю,) и теоретически могут продаваться и
покупаться. Покупка корпорации, подобной данной, даёт свежеиспеченным
владельцам предприятия недорогой, а также быстрый выход на зарубежный фондовый
рынок.

Приобретенная российскими собственниками компания-оболочка обретает
российское предприятие, но в обмен на 90-95% своих акций. Таким образом, в
реальности собственники выводимого на биржу предприятия предоставляют
контролирование над ним иностранной публичной компании, которая на 90-95% им же
и принадлежит.

Другие 2-5% бывшей компании-оболочки при этом отходит её
исходным зарубежным держателям акций, которые и держат мобильность акций
компании на первоначальных этапах торговли, оставшиеся же 3-7% передают фирме
или корпорации, осуществившую программу обратного поглощения, она же будет осуществлять
контроль за последующим движением вперед предприятия на иностранном фондовом
рынке.

Таким образом, российское предприятие превратилось в холдинговую
структуру с головной иностранно, публично торгуемой компанией, контроль за
которой осуществляют владельцы предприятия, и производственным филиалом
(собственно предприятием), осуществляющим свою деятельность в России.

Финансовая отчётность у этой структуры объединяется, вследствие чего головная
фирма (бывшая компания-оболочка) указывает в своих финансовых отчётах обороты,
активы, прибыль и другие данные своего российского филиала и из пустой фирмы
преобразуется в полновесно функционирующую компанию.

Достоинства привлечения иностранных инвестиций методам обратного
поглощения:

–       Усиление капитализации компании. Капитализация компании,
которая, возможно, достигнет на межнациональных рынках ценных бумаг, в 3-5 раз
превышает ценность компании, которую, вероятно, можно достигнуть в России.
Помимо роста капитализации за счет операционных показателей компании,
дополнительным фактором повышения ее стоимости также явится вероятность быстрого
и результативного вовлечения западного акционерного, а также недорогого
кратковременного и долговременного кредитного финансирования.

Читайте также:  Самые выгодные вклады в евро в банках России – подберите лучший!

–       Получение доступа к зарубежным инвестициям. Выход компании на
иностранный фондовый рынок позволит создать продуктивный и малозатратный
механизм вовлечения долгосрочного финансирования для воплощения масштабных
инвестиционных проектов.

–       Повышение ликвидности. После того, как фирма, осуществившая
программу обратного поглощения, распространит информацию о компании, а также
простимулирует инвестиционный интерес и покупательский спрос на её акции,
акционеры этой компании извлекут достижимость быстрой и беспрепятственной
реализации на рынке различных пакетов акций, даже включающих относительно малые
пакеты.

–       Экономическая безопасность. Бренд иностранной публичной
корпорации переводит отечественные активы, операции и вопросы обеспечения
экономической устойчивости компании в межнациональную плоскость. Необоснованные
притязания к компании будут затрудняться прецедентом существования у неё
распыленных зарубежных акционеров, которые при этом не будут влиять на
управление компанией и вмешиваться в вопросы корпоративного контроля.

Совместное предприятие. Совместная работа с зарубежными вкладчиками – это
разновидность предпринимательской деятельности, основанная на объединении
имущества участников, которое действует в рамках единого хозяйственного
комплекса на основе приобретенных договоренностей и проводящих совместную
финансово-хозяйственную политику, преследующую цель осуществления
инвестиционных проектов, которые направлены на возрастание
конкурентоспособности и развитие рынков сбыта услуг и товаров, возрастания
плодотворности производства, получения прибыли.

Функционирующим лицом всегда
признается индивидуум (доверитель управления и доверительный управляющий), в
некоторых случаях – организация (предприятия с зарубежными инвестициями). По
своему положению, совместные предприятия могут быть: в виде инкорпорированных
предприятий без образования юридического лица; а также могут быть в виде
корпорированных предприятий с образованием юридического лица.

Возникновение совместных предприятий способствует развитию
производительных сил, дальнейшему возрастанию концентрации и специализации
производства. Совместные предприятия обеспечивают объективные возможности для
результативного решения вопросов технологии, экономики, организации
производства, торговли, научных исследований, содействуют концентрации
капитальных вложений, трудовых, материальных ресурсов, более целесообразному их
размещению, позволяют эффективнее использовать экспериментальную базу, научный
потенциал при проведении общих совокупных исследований, обмене
научно-техническим опытом.

В рамках совместной деятельности с максимальным
успехом применяются разные элементы воздействия экономического механизма
международной интеграции. На практике на этом месте внедряется совместное
прогнозирование. Цены на продукцию таких организаций построены на базе издержек
производства и включают в себя взаимосогласованную прибыль.

На них используются
нормы хозрасчета. Сотрудничающие стороны не делит барьер коммерческой тайны, в
связи с этим стороны быстро решают научно-технические и
производственно-экономические задачи, влияя в общих интересах на весь ход
процесса воспроизводства.

По своей форме и структуре совместная деятельность многообразна, тем не
менее, в ней можно вычленить три основных тренда: совокупно контролируемые
партнерами хозяйственные операции; совокупно контролируемые партнерами активы;
совокупно проверяемые хозяйствующие объекты.

Свободные экономические зоны (СЭЗ). Свободная экономическая зона – доля
территории страны, на части этой территории устанавливается привилегированный,
по сравнению с общим, льготный, режим хозяйственной деятельности для зарубежных
вкладчиков и предприятий с зарубежными инвестициями (льготы налогового,
таможенного, визового, трудового, арендного режима и т.д.). Эти зоны определены
органами исполнительной или законодательной власти государства.

Зарубежным вкладчикам, а также предприятиям с иностранным капиталом, исполняющим
хозяйственную деятельность в свободных экономических зонах, кроме гарантий и
прав, которые предусмотрены действующим законодательством, также могут быть
предоставлены дополнительные льготы:

–       облегченный порядок регистрации предприятий с зарубежными
инвестициями; предприятия с размером зарубежных вложений до 75 млн. руб. должны
быть зарегистрированы в аккредитованных на это органах непосредственно в
свободной экономической зоне;

–       льготный, привилегированный налоговый режим; зарубежные
вкладчики и предприятия с зарубежными вложениями будут облагаться налогами по
сниженным ставкам, в том числе и налогом на переводимую за рубеж прибыль. При
этом ставки налогов не могут составлять меньше 50% действующих на территории РФ
налоговых ставок для зарубежных инвесторов и предприятий с иностранными
вложениями;

–       сниженные ставки платы за пользование землей и другими
природными ресурсами, а также передача прав на долгосрочную аренду сроком до 70
лет с правом субаренды;

–       особый таможенный режим, который включает сниженные
таможенные пошлины на вывоз и ввоз товара, упрощение порядка пересечения
границы; упрощение порядка въезда иностранных граждан, в т.ч. и безвизовый.

В зависимости от привилегированных, льготных экономических условий
различают следующие виды СЭЗ:

–       Зоны свободной торговли.

–       Свободные комплексные зоны.

–       Свободные научно-технические зоны.

–       Свободные таможенные зоны.

–       Торгово-складские зоны.

–       Экспортно-производственные зоны.

Во всем своем разнообразии свободные экономические зоны могут удовольствовать
интерпелляции даже самых требовательных инвесторов. Предоставляя разнообразные
возможности, они могут привлечь зарубежный капитал именно в ту сферу, которая,
по мнению руководства страны, особенно нуждается в этом.

Главнейшим стимулом
для развития СЭЗ является и система разнообразных льгот инвесторам, которые с
пристальным интересом изучат предоставленные им условия льгот, перед тем, как
вложить капитал. Все государства или те или иные ее регионы при создании
свободной экономической зоны определяют свои наборы льгот.

Следовательно, механизмом привлечения портфельных и прямых зарубежных
инвестиций в экономику РФ будут являться инвестиции, которые вкладываются путем
обратного поглощения; путем создания совместных предприятий; и свободных
экономических зон.

Обратное поглощение – это такой процесс получения официального статуса
для компаний, у которых нет потребности получать инвестиции незамедлительно, но
в то же время у них есть возможность стремительного роста, как по своим
размерам, так и по масштабу бизнеса для обеспечения своей дальнейшей
деятельности в форме публичной компании.

Совместная деятельность с зарубежными вкладчиками основана на том, что
капитал партнеров представляется той суммой, которая положена владельцу после
оплаты их обязательств, то есть базирована на ценности чистых активов, как и
другое любое предприятие.

То, что совместная деятельность, которая организуется
в согласии с договором, имеет временные форматы, не значит, что активы баланса
будут отражаться по рыночной оценке, так как они не предназначены для продажи.
Помимо этого, имущество, которое передано в доверительное управление, останется
в собственности партнеров, лишь преобразуясь в долгосрочные финансовые вложения
(инвестиции в общую деятельность).

Свободная экономическая зона – это такая часть территории государства, на
которой установлен прерогативный, по сравнению с общим, режим хозяйственной
деятельности для зарубежных вкладчиков и предприятий с зарубежными вложениями.
Развитие и создание свободных экономических зон является одним из
первенствующих направленностью государственной инвестиционной политики.

Возможности разрешения проблем по привлечению иностранных инвестиций в
экономику России

Для упрочнения экономики и для стимуляции инвестиционного климата следует
принять целую последовательность радикальных мер, которые будут направлены на
формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных
отношений, так и специфических, которые относятся непосредственно к решению
задачи привлечения вливаний.

Посреди мер общего назначения в качестве первостепенных назовем:

–       достижение между различными властными структурами,
социальными группами, политическими партиями и прочими общественными
организациями национальной согласованности;

–       радикализация борьбы с преступностью;

–       сдерживание всеми известными в мировой практике мерами
инфляции, исключив невыплату работающим заработной платы;

–       пересмотрение законодательства в налоговой сфере, упростив и
простимулировав производство;

–       привлечение свободных средств предприятий, населения на
инвестиционные нужды, повысив процентные ставки по вкладам и депозитам;

–       внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную
строительную продукцию;

–       запустив механизмы банкротства, которые предусмотрены
законодательно;

–       предоставив идущим на долгосрочные вложения банкам, а также
отечественным и иностранным инвесторам, налоговых льгот, для того, чтобы
полностью возместить им убытки от медленного оборота капитала по сравнению с
другими направлениями их деятельности;

–       формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным
перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

К числу мер по стимуляции инвестиционного климата отнесем:

–       принятие законов свободных экономических зонах и о
концессиях;

–       разработка системы приема иностранного капитала, которая
включит всеобъемлющую и конкурентоспособную сеть национальных институтов,
коммерческих банков, страховых компаний, которые будут страховать иностранный
капитал от политических, коммерческих рисков, а также
информационно-посреднических центров, которые займутся подбором и заказом
злободневных для России проектов, поиском заинтересованных в их осуществлении
инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

–       формирование в краткие по возможности сроки Национальной
системы мониторинга инвестиционного климата в Российской Федерации;

–       разработка, акцептование программы укрепления курса рубля и
перехода к его полной образуемости.

Вспомогательный прирост инвестиций из-за рубежа в Россию можно обеспечить
за счет средств международного рынка капиталов. На международных финансовых
рынках обязательные ресурсы могут привлекаться важнейшими российскими
компаниями и банками, в том числе в форме еврооблигаций.

Немаловажной причиной невысокого уровня притягивания прямых инвестиций
из-за рубежа в Российскую Федерацию является нехватка общей продуманной
инвестиционной политики. Коррекция политики правительства и Центробанка по
вовлечению инвестиций из-за рубежа, в частности, целесообразна по отношению
кредитной блокады инвестиционных проектов, в то время, как ставка
рефинансирования и доходности поддерживаются на уровне, который превышает
среднюю рентабельность предприятий реального сектора.

Вовлечению иностранных производственных вложений капитала, кроме
усовершенствования общего инвестиционного климата, может соучаствовать:

–       Целеустремленное выдвижение информации на внешних рынках
капитала, которое раскроет преимущества, особенности воплощения инвестиционных
проектов в России и будет учитывать психологию и цели иностранных инвесторов.

–       Регулирование политики обложения налогами ввозимой продукции
и товаров, произведенных на внутреннем рынке.

–       Уменьшение таможенных пошлин на ввоз актуального
технологического оборудования.

–       Усовершенствование институциональной структуры экономики
России.

–       Упрощение организационных процедур и сокращение сроков
принятия решений при рассмотрении инвестиционных проектов в соответствующих
инстанциях.

–       Четкая регламентация прав, связанных с владением
собственностью на территории РФ.

–       Снижение различного рода рисков.

Немаловажным условием для возрастания капитальных инвестиций является
присутствие в экономике России подходящего инвестиционного климата.

Важные меры были предприняты Правительством Российской Федерации, которые
были направлены на усовершенствование инвестиционного климата для иностранных и
отечественных инвесторов. Сюда относятся уменьшение темпов инфляции, льготы при
налогообложении прибыли коммерческих организаций с инвестициями из-за рубежа;
высвобождение от налога на добавленную стоимость и специального налога на
импортируемое технологическое оборудование, а также запчасти к нему; а также
предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, которые получены от
банков и кредитных учреждений за рубежом.

Читайте также:  Определен порядок налогообложения застройщиком средств дольщиков, размещаемых на счетах эскроу | ФНС России | 68 Тамбовская область

Упразднено лимитирование числа
расчетных (текущих), а также бюджетных счетов предприятий, учреждений,
организаций в банках или других кредитных учреждениях. Решен вопрос учета суммы
курсовых разниц, которые возникают в связи с инверсией курса рубля к
иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой прибыли.
Также принято определение об отмене налога на сверхнормативное превышение
расходов на оплату труда.

Значащее значение снискивает улучшение макроэкономической конъюнктуры в
результате подавления инфляции и, вследствие этого, происходит снижение
процентной ставки долгосрочного кредита для инвестиционных целей.

Настоящие законодательные акты в области налоговой политики дают ряд
льгот для предприятий и организаций в части финансирования капитального
строительства по обложению прибыли налогами. В ближайшие годы нужно создать
наиболее соответствующий уровень налогов, тарифов и льгот, который сопоставится
с условиями инвестирования, сложившимися в странах – конкурентах Российской
Федерации на рынке инвестиционных капиталов.

Разрешение задачи привлечения инвестиций в экономику России во многом
подвластно становлению рынка ценных бумаг в России, развитие которого будет
продолжаться по мере осиливания инфляционных процессов и укрепления
производства.

Для обеспечения плодотворного инвестиционного климата громаднейшее
значение имеет деятельность по привлечению отечественных и иностранных
инвестиций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При помощи организации выставок и участием в федеральных и международных
выставках инвестиционных проектов, осуществляя рекламно-информационные кампании
в печатных изданиях, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации формируют благоприятный инвестиционный климат регионов.

Одним из основных средств стабилизации грядущего совершенствования
экономики каждой страны служит инвестиционное взаимодействие России со странами
ближайшего зарубежья. Инвестиционное взаимодействие не может осуществляться
успешно без согласованной экономической политики, учитывающей специализацию,
кооперацию и производство тех видов продукции, необходимых указанным странам.

Существенным фактором притока инвестиций в экономику России является
поощрение возврата российского капитала, который находится в банках за рубежом,
и формирования договоренностей для предупреждения будущей утечки капиталов из
Российской Федерации.

Необходимо выработать специфические государственные программы
предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в
регионах России с повышенным уровнем правонарушений для гарантирования
имущественной и личной безопасности инвесторов.

Необходимо предусмотреть для этих целей материально – техническое,
организационное и информационное укрепление соответствующих оперативных служб,
судов и следственных органов.

Создана качественно новая структура по побуждению Правительства
Российской Федерации – Консультативный совет по иностранным инвестициям в
России, в его состав входят поверенные иностранных фирм, которые осуществляют
прямые вливания в крупных размерах в экономику России.

Основной задачей его
является гарантия постоянного диалога между крупными иностранными инвесторами и
Правительством Российской Федерации, с целью выработки определенных
рекомендаций по модернизации инвестиционного климата в России, налогового и
таможенного законодательства Российской Федерации, по созданию заманчивого
образа России как страны, которая инвестиции принимает.

Важное значение для развития российской экономики и для продвижения
частных зарубежных прямых инвестиций имеет сотрудничество России с ведущими
международными финансовыми организациями, это прежде всего Международный
валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк
реконструкции и развития и другими.

При воплощении широкой программы стимулирования отечественных и
иностранных вливаний желательна также организация мониторинга программы и
оперативной корректировки состава мероприятий.

Следовательно, в России предмет обсуждения инвестиций является одной из
самых сложных и важных проблем. Целесообразная стратегия вложения капиталов
может облегчить структурную модернизацию экономики, снизить масштабы
безработицы, сохранить наукоёмкие производства и ускорить интеграцию России в
сообщество развитых стран.

Инвестиционный климат России постепенно совершенствуется, правительство
приняло много положительных решений, которые нашли подкрепление на
законодательном уровне. Но этих мер недостаточно. В действительности перед
Российской Федерацией стоит достаточно деликатная и сложная задача: вовлечь в
страну капитал из-за рубежа, и, не лишая его собственных стимулов, направить
его на достижение общественных целей мерами экономического регулирования.

Автором были разработаны на основе проведенных исследований необходимые
акцессорные меры для снижения воздействия отрицательных факторов на состояние
инвестиционного климата в Российской Федерации: завоевание национального
консенсуса между разнообразными социальными группами, политическими партиями по
поводу решения общенациональной проблемы выхода Российской Федерации из
экономического кризиса; сглаживание экономических показателей, борьба с
инфляцией; попечительное исполнение правовой базы инвестирования; радикализация
борьбы с продажностью чиновников; создание конкретного механизма предоставления
налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на
долгосрочные инвестиции с целью компенсации убытков по замедлению оборота
капитала по сравнению с другими оборотам их деятельности и т.д.

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены основные теоретические аспекты
иностранных вливаний и проблемы вовлечения инвестиций из-за рубежа в российскую
экономику.

Было определено, что, по результатам изучения теоретических аспектов
привлечения иностранных инвестиций в экономику:

–       Иностранные инвестиции – это инвестиции, которые вкладываются
в экономику зарубежными инвесторами (иностранными компаниями, банками,
бизнесменами) и другими государствами. Иностранные инвестиции – вложение
иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории
РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если
такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте
в РФ в соответствии с федеральными законами, в т.ч. денег, ценных бумаг, иного
имущества, имущественных и неимущественных прав, а также услуг и информации.

–       Бытуют разнообразные формы иностранных инвестиций. Перед тем,
как выбирать ту или иную форму капиталовложения, зарубежные инвесторы должны
убедиться в том, что страна – реципиент имеет благоприятный климат для
инвестиций, который определяется уровнем политической и экономической
стабильности, инвестиционной политикой, устойчивостью денежной единицы и
прочими факторами.

Развивающиеся страны вызывают максимальный интерес, в связи
с тем, что экономика большинства из этих стран находится в состоянии
продолжающегося быстрого роста, а многие из рынков, например, фондовые, не
являются высокоразвитыми, вследствие чего инвестиции будут высокодоходными.

–       Основными механизмами привлечения прямых и портфельных
иностранных вложений в экономику РФ являются инвестиции, вкладываемые путем
создания совместных предприятий; путем обратного поглощения; и свободных
экономических зон.

Во второй главе настоящей курсовой работы проведен анализ инвестиционного
климата и динамики иностранных инвестиций в России за последние 6 лет, который
показывает, что:

–       На протяжении 2007-2022гг. в России наблюдается прирост
поступлений иностранных инвестиций, за исключением кризисного 2009г. Основная
часть иностранных вливаний в Россию – «прочие» (это торговые и прочие кредиты).

–       Привлечение прямых инвестиций из-за рубежа в Россию
становится значительно медленнее. Наблюдается слабость притока иностранных
прямых инвестиций в Россию. Прежде всего, это связано с вступлением России в
ВТО, что соответственно привело к расширению объемов импорта на территорию
Российской Федерации.

–       Увеличение инвестиций в финансовый сектор снизило долю других
видов отраслей экономики. Можно положить, что вовлечение в финансовый сектор в
основном происходит за счет привлечения, в первую очередь, трансцендентальных
капиталов. Прилив трансцендентальных капиталов не может утверждать о здоровом
состоянии экономики, поэтому государственным органам власти необходимо принять
меры по снижению потока краткосрочных капиталов и перемещение их в разряд
долгосрочных.

–       Распределение иностранных инвестиций по регионам Российской
Федерации весьма неравномерно. Наибольшая доля накопленных иностранных
инвестиций приходится на Липецкую область, Москву, Московскую область, Сахалинскую
область; наименьшая доля содержится в следующих субъектах – Республику Алтай,
Республику Бурятия, Республику Калмыкия, Кабардино-Балкарскую Республику,
Магаданскую область.

В России в настоящий момент времени можно заметить повышение притока
иностранных инвестиций. Несмотря на это, в абсолютных цифрах инвестирование
из-за рубежа остается очень незначительным и явно не удовлетворяющим
потребности экономики России. Вывоз капитала во много раз по-прежнему превышает
ввоз. Это объясняется негативным инвестиционным климатом в стране в целом и, в
частности, по отношению к иностранным вливаниям.

Основными факторами, которые сдерживают инвестиционную активность в
настоящее время, являются: невысокое качество местного и государственного
управления, малоэффективное правоприменение, коррупция, экономическая
преступность, избыточные административные, информационные, технические
препятствия и очень высокий уровень монополи.

Следует отметить, что постепенно улучшается инвестиционный климат в
России, правительство приняло много положительных решений, подкрепленных на
уровне законодательном. Тем не менее, этих мер недостаточно. Поэтому, на основе
проведенных исследований автором были разработаны необходимые вспомогательные
меры для снижения воздействия отрицательных факторов на состояние
инвестиционного климата в Российской Федерации.

Для укрепления экономики и для
улучшения инвестиционного климата необходимо принять целый ряд радикальных мер,
которые будут направлены на решение задач по привлечению инвестиций из-за рубежа:
радикализация борьбы с преступностью; пересмотр налогового законодательства в
сторону его упрощения и стимулирования производства; предоставление налоговых
льгот иностранным инвесторам и банкам, которые пойдут на длительные инвестиции
для того, чтобы целиком возместить им убытки от медлительного по сравнению с
другими направлениями их деятельности оборота капитала; разработка системы
приема капитала из-за рубежа, который включит конкурентную и широкую сеть
государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, которые
застрахуют зарубежные капиталы от коммерческих и политических рисков.

Вовлечение в больших диапазонах иностранных и национальных инвестиций в
экономику России должно преследовать долгосрочные стратегические цели создания
в России социально ориентированного, цивилизованного общества, которое
охарактеризуется высоким качеством жизни народонаселения, в основе этого
общества должна лежать смешанная экономика, которая предположит не только
совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но также
интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Оцените статью
Adblock
detector