Группа компаний ТАИФ подвела итоги 2017 года — Реальное время

Что не нравится ростехнадзору?

Согласно судебным материалам, ТАИФ оспаривает конкретное предписание от 02.04.2020 №09.43.2020-117. Оно опубликовано в базе генпрокуратуры, и там содержится всего одна претензия: испытания установки в 2021 году, по мнению проверяющих, проведены «не в полном объеме».

В частности, не были достигнуты проектные значения по переработке основного сырья — гудрона — и не получена пробная партия керосина. Срок исполнения предписания — до 10 сентября. Видимо, к этой дате ТАИФ-НК предлагается провести новые испытания, уже так, как хочет Ростехнадзор.

Как говорят наши источники, загвоздка тут в том числе и в том, что успехи с запуском установки на гудроне достигнуты при неполной загрузке. Ростехнадзор же хочет испытаний на предельной мощности — только тогда будет уверенность, что установка безопасна при всех режимах эксплуатации.

ТАИФ же якобы считает, что такие требования за пределами компетенции ведомства. При этом приводится аргумент: если дозагружать установку, то потребуется увеличить для нее объем сырья, ослабив, а то и вовсе остановив на время завод бензинов. Официально эти позиции в суде не заявлены, потому стоит подождать следующих заседаний.

Однако предписанием, которое сейчас оспаривается в суде, комиссия Ростехнадзора из 15 человек, работавшая на комплексе почти месяц, не ограничилась. Есть еще одно, тоже составленное 2 апреля, — №43-20-19-26-33-20, где содержится длинный список претензий к установке. Все можно свести к следующим пунктам:

Претензия 1.Ведомство не устраивает сам факт работы установки VCC уже на протяжении трех лет без ЗОС и разрешения на ввод в эксплуатацию. О том, что установка активно функционирует, свидетельствуют показания расходомеров. Кроме того, согласно данным проверки, объект не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, а у сети газопотребления нет необходимой лицензии.

Претензия 2.Многочисленные изменения в конструкции по сравнению с проектной документацией не прошли экспертизу безопасности, т. е. не получили положительного заключения Главгосэкспертизы. В акте эти изменения подробно перечисляются: заменены марка стали в отдельных несущих конструкциях, различные насосы (и их отдельные элементы), изменены трассировка трубопроводов, упомянутые выше теплообменные аппараты и т. д.

Претензия 3. «Не исключена возможность нарушения герметичности системы», — считают проверяющие. При этом для установки VCC подобное принципиально важно. В материалах проверки объясняется, что температура сырья в реакторе колеблется от 464 до 472 °C.

Причем вакуумный газойль самовоспламеняется уже при 350 °C, потому любой контакт с кислородом чреват пожаром, что, по данным донесений МЧС, и произошло в ноябре 2021 года. Чтобы убедиться в безопасности всех сосудов, трубопроводов и соединений, опять же нужны новые испытания.

Срок исполнения требований — 31 августа, однако в Главгосэкспертизе нам сообщили, что ведомство повторную экспертизу итоговой проектной документации КГПТО не проводило и не проводит. На протяжении 2021–2021 годов ведомство утвердило только четыре отдельных объекта:

в 2021-м — блок измельчения и транспортировки свежей добавки, в 2021-м — коллектор водовода речной (технической) воды от НК ТЭЦ (ПТК-1) до площадки КГПТО, а также строительство кабельно-воздушных линий КВЛ 110кВ, в 2021-м — трансформаторная подстанция товарно-сырьевого парка.

«Последней проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, является объект „Строительство новой печи для нагрева вакуумного газойля в цехе №01 КГПТО“. Дата выдачи заключения — 8 мая 2020 года. На данный момент (начало июля 2020 года — прим. ред.) в казанский филиал Главгосэкспертизы России заявлений на проведение экспертизы проектной документации по объектам комплекса больше не поступало», — отметили в ведомстве.

По нашим сведениям, Ростехнадзор предложил ТАИФу два варианта: либо оставить установку работающей на газойле, либо все же продолжить попытки запустить переработку гудрона, но тогда скрупулезно выполнить все необходимые регламенты. Впрочем, узаконить изменения в проекте через Главгосэкспертизу придется в любом случае.

«Необходимо решение самого ТАИФ-НК: оставить ли эту установку только для переработки вакуумного газойля, как она сейчас и используется, или перейти на переработку гудрона, чего мы все с нетерпением ждем», — сказал «БИЗНЕС Online» Салаватов, участвовавший в апрельской проверке еще как представитель Ростехнадзора.

При этом он отдельно подчеркнул, что прекрасно понимает, насколько проект сложен и важен не только в российском, но и в мировом масштабе: «Данная установка является уникальной, так что надо отдать должное руководству компании за продвижение новых технологий в нефтепереработке.

Группа компаний ТАИФ подвела итоги 2017 года — Реальное времяХамза Багманов: «Учитывая возникавшие осложнения в процессе строительства, было бы правильно, чтобы ТАИФ проинформировал о мерах безопасности, которые приняты на КГПТО»

Пока же задержка с запуском КГПТО дорого обходится ТАИФ-НК. «С конца 2021 года компания работает в убыток из-за проблем с запуском комплекса глубокой переработки тяжелых остатков», — упомянул на днях глава «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин.

Формально отчеты ТАИФ-НК показывают, что с 2021-го ни одного убыточного года у компании не было. В 2021-м чистая прибыль составила 185 млн рублей при выручке в 228 млрд, в 2021-м — 2,1 млрд при выручке в 207 миллиардов. Но если в 2021 году прибыль от продаж (то есть от основной деятельности) составляла положительную величину — 2,8 млрд рублей, то в 2021-м она ушла в минус на 8 миллиардов.

Неудивительно, что ТАИФ предпринимает все усилия для того, чтобы не мытьем, так катаньем ввести КГПТО в эксплуатацию, но, похоже, теперь за проектом, наоборот, будут смотреть под лупой и государственные органы, и общественность. «Данное производство имеет большую важность, и мы с этим абсолютно согласны.

Именно с учетом большой важности проекта, в связи с опасностью для окружающих, в случае, если, не дай бог, что-то произойдет, как раз и усиленное внимание к этим объектам», — говорил в суде юрист Ростехнадзора Эльвира Гильманова.

«Учитывая уникальность проекта и возникавшие осложнения в процессе строительства, было бы правильно, чтобы ТАИФ проинформировал общественность о тех дополнительных мерах обеспечения промышленной и экологической безопасности, которые приняты на КГПТО», — подытоживает Багманов.

А может, надо было послушать бабынина?

Тяжелые нефтяные остатки — мазут, гудрон и т. п. — извечная проблема для нефтепереработки. Они пользуются крайне низким спросом и стоят дешево, поэтому НПЗ по всему миру ищут способы «дожать» из них побольше полезных фракций, оставив поменьше отходов.

Пример — ТАНЕКО, где как раз в 2021 году запущена установка замедленного коксования нефтяных остатков. Процесс идет при нагревании без доступа кислорода, температура внутри установки достигает 300–500 °C. На выходе получается 75% дистиллятов, из которых можно получить моторное топливо, а остальное — кокс, который дальше утилизируют на ТЭЦ.

«Когда мы строили ТАНЕКО, была четкая концепция — никаких экспериментов. И с первого раза все запустили. Есть такая пословица: лучшее — враг хорошего», — вспоминает первый гендиректор ТАНЕКО, ныне председатель общественного совета Нижнекамска Хамза Багманов.

Бывший гендиректор «ТАИФ-НК»  Александр Бабынин был категорически против выбора в пользу VCC и в 2021 году покинул «ТАИФ», не желая участвовать в проектеБывший гендиректор ТАИФ-НК Александр Бабынин был категорически против выбора в пользу VCC и в 2021 году покинул ТАИФ, не желая участвовать в проекте

Бывший гендиректор ТАИФ-НК Александр Бабынин продвигал тоже инновационную, но все же проверенную на множестве работающих установок технологию UOP Uniflex от компании UOP, входящей в корпорацию Honeywell. Он был категорически против выбора в пользу VCC и в 2021 году покинул ТАИФ, не желая участвовать в проекте. Сейчас Бабынин возглавляет ООО «Инко-ТЭК» из орбиты «Татнефти».

VCC отличается от традиционных способов примерно как расщепление атома от термоядерной реакции — да простят нам профессионалы такое поверхностное сравнение. Принцип технологии нам разъяснили в российском союзе химиков. «Суть процесса в комбинировании стандартного газофазного гидрокрекинга, процесс которого реализован на многих НПЗ, с процессом жидкофазного гидрирования тяжелых нефтепродуктов в присутствии специальной добавки.

В реакторе тяжелые нефтепродукты соединяются с водородом, а на выходе получаются синтетические нефтепродукты. Выход неразложимых остатков — менее 5% вместо 25% при традиционном способе, но и они могут служить ценным сырьем для металлургии. Проблема, однако, в том, что все это происходит, как говорил сам Шигабутдинов, при температуре до 500°C и сумасшедшем переменном давлении — от 0 до 220 атмосфер. Для сравнения: давление в стандартном баллоне с пропаном, согласно ГОСТу, не должно превышать 16 атмосфер.

Для ведения процесса в таких условиях потребовалось изготовить уникальное по своей массе и габаритам оборудование — реактор, общая транспортная масса которого составляет 1,3 тыс. т, длина — 36,6 м, внутренний диаметр — 5,2 м, говорят в союзе химиков.

Также в составе КГПТО построили и крупнейшую в Европе установку переработки природного газа в водород. Но выяснилось, что в том виде, как она проектировалось, установка работать не может — судя по всему, не хватает прочности. Это косвенно признал сам Шигабутдинов:

«Состав суспензии, которая получается на первом этапе переработки, оказался по сравнению с теоретическими расчетами более сложным и еще к тому же более агрессивным… Это повлекло очень много вопросов, связанных с конструкцией установок, оборудованием и составом металлов, из которых они изготовлены.

Обычный срок строительства таких объектов, как КГПТО, — три года, плюс пара-тройка месяцев на пуско-наладку. Но в данном случае все пошло иначеОбычный срок строительства таких объектов, как КГПТО, — три года, а также пара-тройка месяцев на пусконаладку. Но в данном случае все пошло иначе

Непростая технология

«Есть уверенность, что в этом году мы его запустим», — говорил в 2021 году Альберт Шигабутдинов, тогда гендиректор, а ныне председатель совета директоров ТАИФа, о комплексе глубокой переработки тяжелых остатков (КГПТО) на ТАИФ-НК.

С тех пор такие заявления звучат регулярно, меняется только дата. «Ближайший срок, в который это может случиться, — июль. Крайний — конец этого года», — сказал Шигабутдинов в интервью «Ведомостям» в июне прошлого года. «В 2020-м группа „ТАИФ“ планирует ввести в промышленную эксплуатацию уникальный комплекс глубокой переработки тяжелых остатков», — заявила компания в корпоративном СМИ по итогам годового собрания акционеров 1 июля.

Корни нынешних проблем уходят в 2021 год, когда ТАИФ из 6 вариантов технологии остановился на самом неожиданном и спорном — Veba Combi Cracker (VCC). Данная технология сулила золотые горы. «Ее экономическая эффективность в 2–2,5 раза превосходит все известные технологии по генерации прибыли при переработке нефти.

Общая прибыльность НПЗ вырастет в 1,7–2 раза», — строили планы в компании. Глубина переработки нефти должна была повыситься с 73,5% до 95% (позже сообщалось уже и о 98,5%), а окупить затраты на установку планировалось за три с половиной года со дня запуска, то есть как раз примерно в 2020-м.

В основе VCC лежит технология, которую применяли немцы во время войны: в условиях жесточайшего дефицита собственной нефти они научились получать топливо из угля. Затем ноу-хау продолжила развивать компания Veba, которая примерно 35 лет назад построила в Германии пилотную установку, но после почти 20 лет испытаний последняя была закрыта, поскольку при низких ценах на нефть оказалась нерентабельной.

Компанию вместе с патентом выкупила англо-американская корпорация BP, которая в 2009 году тоже возвела опытную установку в США. Тем не менее сама она тиражировать VCC не стала, а в 2008–2009 годах провела тендер среди инжиниринговых организаций на право проектировать, продавать, распространять и создавать установки с ее использованием.

«Если будет работать, то будет хорошей рекламой. Если будет успешной, то будут ее разбирать как горячие пирожки. А если неуспешной, то можете поставить крест на этой технологии…», — пророчески предостерегал Рустам Минниханов«Если будет работать, то окажется хорошей рекламой. Если будет успешной, то ее станут разбирать как горячие пирожки. А если неуспешной, то можете поставить крест на этой технологии…» — пророчески предостерегал Рустам Минниханов

«Если будет работать, то окажется хорошей рекламой. Если будет успешной, то ее станут разбирать как горячие пирожки. А если неуспешной, то можете поставить крест на этой технологии…» — пророчески предостерегал президент РТ Рустам Минниханов на подписании договора.

По сей день ТАИФ остается почти единственным коммерческим эксплуатантом VCC. «Такая технология в подобного рода масштабах реализуется впервые в мире», — говорил сам Шигабутдинов в 2021 году. Между тем изначально все выглядело иначе: сообщалось, что, помимо татарстанского холдинга, технологию купили две китайские структуры — четвертая по величине нефтяная компания Поднебесной Shaanzi Yang Chang Petroleum и госхолдинг BPEC.

Читайте также:  Куда точно не надо вкладываться: 5 вернейших способов потерять все деньги :: Новости :: РБК Инвестиции

Бывший вице-президент KBR, индус по происхождению Ананд Субраманиан — давний советник Шигабутдинова, член совета директоров НКНХ и ТАИФ-НК. В технических вопросах он пользуется большим доверием и влияниемБывший вице-президент KBR индус по происхождению Ананд Субраманиан — давний советник Шигабутдинова, член совета директоров НКНХ и ТАИФ-НК. В технических вопросах он пользуется большим доверием и влиянием

В 2021 году открылся небольшой завод в КНР, однако в СМИ сообщалось, что у китайцев возникли трудности и они перешли на другое сырье. «У нас были сложности в общении с клиентом. Они не желали такого тесного сотрудничества, которое складывается у нас с вами», — объяснил ТАИФу причину возникших осложнений на китайском производстве Стив Майо, директор по технологии VCC KBR.

Трудности действительно сроднили ТАИФ с партнерами: к примеру, бывший вице-президент KBR индус по происхождению Ананд Субраманиан — давний советник Шигабутдинова, член совета директоров НКНХ и ТАИФ-НК. Как говорят, в технических вопросах он пользуется большим доверием и влиянием. Но годы идут, а результата по-прежнему нет.

Тяжелые нефтяные остатки — мазут, гудрон и т. п. — извечная проблема для нефтепереработки. Они пользуются крайне низким спросом и стоят дешевоТяжелые нефтяные остатки — мазут, гудрон и т. п. — извечная проблема для нефтепереработки. Они пользуются крайне низким спросом и стоят дешево

Таиф-нк: новые проекты, активы и стратегия будущего

Нефтеперерабатывающая отрасль сейчас переживает очень сложный период. Особенно тяжело приходится независимым НПЗ, которые перерабатывают покупное нефтегазовое сырье. В связи с реализацией налоговых маневров в отрасли цены на нефть и газовый конденсат растут невероятными темпами, без корректировки на качество сырья. Хорошие результаты ТАИФ-НК по производству и реализации продукции поддерживаются в таких условиях только благодаря планомерной реализации стратегической программы. Если в 2021 году выручка предприятия выросла на 13,8% и составила 195,3 млрд рублей, то уже в первом полугодии 2021 года она составила 131,5 млрд рублей, превысив аналогичный период прошлого года на 33,3%. На Комплексе глубокой переработки тяжелых остатков — крупнейшем стратегическом инвестиционном проекте Компании — завершены строительно-монтажные работы, ведется комплексное опробование оборудования, получены первые партии товарных продуктов. О состоянии отрасли и результатах работы единственной независимой нефтеперерабатывающей компании Татарстана «Реальное время» беседовало с заместителем генерального директора по экономике и финансам ОАО «ТАИФ-НК» Аллой Евстафьевой.

Группа компаний ТАИФ подвела итоги 2017 года — Реальное время— Алла Валерьевна, расскажите, пожалуйста, каким был прошлый год для отрасли и ОАО «ТАИФ-НК»? Что изменилось в 2021 году?

Для ТАИФ-НК, наверное, как и для всей российской нефтепереработки, это время оказалось непростым. С одной стороны, после трехлетнего падения мировых цен на нефтепродукты, наконец-то, в 2021 году цены начали расти. Это, безусловно, оживило и простимулировало отрасль. Для ТАИФ-НК рост цен на выпускаемую продукцию привнес существенный положительный вклад в результаты деятельности компании.

С другой стороны, проводимый в нашей стране с 2021 года налоговый маневр в нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли, известный сначала как система «60-66», потом как «60-66-90-100», а далее, с 2021 года, получивший название «большой налоговый маневр», привел к значительному росту цен на нефтегазовое сырье, что сильно ударило по экономике переработки на ТАИФ-НК.

После трехлетнего падения мировых цен на нефтепродукты, в 2021 году цены начали расти. Это, безусловно, оживило и простимулировало отрасль. Для ТАИФ-НК рост цен на выпускаемую продукцию привнес существенный положительный вклад в результаты деятельности компании. С другой стороны, проводимый в стране «большой налоговый маневр», привел к значительному росту цен на нефтегазовое сырье, что сильно ударило по экономике переработки на ТАИФ-НК.

Постепенное снижение экспортных пошлин на нефтегазовое сырье, предусмотренное налоговым маневром, простимулировало рост цен на нефть и газовый конденсат на внутреннем рынке, обеспечив предприятиям нефтедобычи сверхрентабельность, одновременно существенно увеличив расходы на сырье для независимых НПЗ.

Таким образом, через снижение таможенных пошлин на 1 тонну нефтегазового сырья нефтедобыча фактически была профинансирована за счет отечественной нефтепереработки.

После трехлетнего падения мировых цен на нефтепродукты, в 2021 году цены начали расти. Это, безусловно, оживило и простимулировало отрасль. Для ТАИФ-НК рост цен на выпускаемую продукцию привнес существенный положительный вклад в результаты деятельности компании. С другой стороны, проводимый в стране «большой налоговый маневр», привел к значительному росту цен на нефтегазовое сырье, что сильно ударило по экономике переработки на ТАИФ-НК.

Группа компаний ТАИФ подвела итоги 2017 года — Реальное время

В результате цены на нефть за период с 2021 г., то есть, до начала действия налогового маневра, по сентябрь 2021 г. выросли на 220%, в то время как рост цен по нефтепродуктам значительно отстает.

Группа компаний ТАИФ подвела итоги 2017 года — Реальное время

Такая ситуация с опережающим ростом цен на сырье над ростом цен на готовую продукцию нефтепереработки неизбежно влияет на финансовые результаты ТАИФ-НК.

Ситуация осложняется еще и ростом расходов по кредитным обязательствам, привлеченным ТАИФ-НК на реализацию масштабного капиталоемкого инвестиционного проекта Комплекса глубокой переработки тяжелых остатков. Поскольку проект находится на завершающей стадии, на 2021 год пришелся пик кредитной нагрузки. Начало работы КГПТО в режиме комплексного опробования позволило в первом полугодии 2021 года немного снизить размер кредитных обязательств компании.

Только благодаря тому, что компанией реализуются превентивные мероприятия по снижению влияния возможных отрицательных факторов, в том числе путем модернизации производства, оптимизации структуры выпускаемой продукции, повышения качества нефтепродуктов, поиска новых рынков сбыта, оптимизации расходов на переработку, структурирования денежных потоков, ТАИФ-НК смог сохранить стабильность производственных и финансово-экономических показателей и не допустить убытка в прошедшем году и первом полугодии 2021 года, хотя мы были очень близки к этому.

Под основной удар «налогового маневра» попала нефтепереработка?

Нефтепереработка в результате налогового маневра подверглась двойному удару – выросли цены на сырье и одновременно увеличились таможенные пошлины на темные нефтепродукты и акцизы на светлые нефтепродукты.

Нефтепереработка в результате налогового маневра подверглась двойному удару выросли цены на сырье и одновременно увеличились таможенные пошлины на темные нефтепродукты и акцизы на светлые нефтепродукты. К январю 2021 года экспортные пошлины на мазут и вакуумный газойль были доведены до 100% от экспортных пошлин на нефть и продолжают оставаться такими по настоящее время. Акцизы на моторные топлива увеличились к 2021 году до 11 213 рублей за 1 тонну на бензины и до 7 665 рублей за 1 тонну на дизельное топливо. И хотя было принято временное решение о снижении с 1 июня 2021 года акцизов на 3 тысячи рублей за 1 тонну на автобензины и на 2 тысячи рублей на дизельное топливо, с 2021 года ожидается их новый значительный рост.

Группа компаний ТАИФ подвела итоги 2017 года — Реальное время

С такой серьезной нагрузкой нефтеперерабатывающие предприятия вынуждены продолжать не только работать, но и развиваться, инвестируя большие средства в новые проекты. При этом, если ВИНКи могут не только перекрыть эти потери в секторе нефтепереработки, но и получить дополнительные доходы в нефтедобыче от реализации нефти и газового конденсата в связи с ростом цен, то ТАИФ-НК, являющаяся одной из немногих независимых нефтеперерабатывающих компаний, несет прямые некомпенсируемые потери доходности от роста цен на сырье, акцизов на моторные топлива и экспортных пошлин на темные нефтепродукты.

Группа компаний ТАИФ подвела итоги 2017 года — Реальное время

Потеря доходности НПЗ, особенно независимых, в связи с постоянным и значительным ростом цен на сырье, ростом налоговой нагрузки и дополнительными расходами, связанными с необходимостью реализации мероприятий по поддержанию промышленной безопасности, может повысить риск неокупаемости начатых инвестиций в модернизацию производства и даже стать причиной банкротства отдельных заводов, привлекших для этого значительные кредитные ресурсы и не способных в таких условиях завершить начатые проекты.

Складывающая ситуация демонстрирует, что реализация таких капиталоемких инвестиционных проектов должна сопровождаться стимулирующими и компенсационными мерами государственной поддержки, которые безусловно необходимо определить и зафиксировать для проекта еще до начала его реализации, чтобы инвестор чувствовал стабильность и уверенность в его успешной реализации и был максимально защищен от влияния отрицательных факторов, возникающих в ходе реализации проекта.

Качество приобретаемого и перерабатываемого сырья отражается на результатах работы вашей компании?

ТАИФ-НК перерабатывает только тяжелую татарстанскую нефть с высоким содержанием серы так называемую высокосернистую нефть. При этом такая нефть еще и с высокой долей остаточного гудрона, низким содержанием светлых фракций (бензиновых, керосиновых и дизельных). То есть качество перерабатываемой ТАИФ-НК нефти значительно хуже нефти качества Urals.

В силу экономических предпосылок более легкая нефть нефтедобывающими компаниями экспортируется, а тяжелая нефть, менее выгодная с точки зрения экспорта, продается на внутреннем рынке России для ее переработки. И качество сырья, которое можно купить на внутреннем рынке, постоянно ухудшается, а цена на него из-за налогового маневра только растет, при этом безосновательно приравниваясь к стоимости качественной нефти марки Urals.

ТАИФ-НК перерабатывает только тяжёлую татарстанскую нефть с высоким содержанием серы. При этом эта нефть еще и с высокой долей остаточного гудрона, низким содержанием светлых фракций. То есть, качество перерабатываемой ТАИФ-НК нефти значительно хуже нефти качества Urals.

Переработка на ТАИФ-НК тяжелой высокосернистой нефти влечет сверхнормативный неконтролируемый износ оборудования, что вынуждает нас нести огромные дополнительные расходы на восстановление и поддержание оборудования в исправном состоянии, проведение более частых его ремонтов, проведения замены узлов, агрегатов и трубопроводов, внедрения множества новейших методов диагностики неразрушающего контроля и дефектоскопии.

То есть возникает дисбаланс, при котором в нефтедобыче аккумулируется несравнимо больше доходов, чем в нефтепереработке. А это неправильно. Ведь в отличие от простого экспорта сырой нефти вложения в нефтепереработку дают больший прирост ВВП за счет выпуска высококачественных нефтепродуктов с более высокой добавленной стоимостью. Часть продукции нефтепереработки прямогонный бензин и углеводородные газы являются важнейшим сырьем для нефтехимической отрасли. Это позволяет еще больше нарастить производство ликвидной и востребованной нефтехимической продукции, повышая конкурентоспособность и благосостояние страны.

Возникает дисбаланс, при котором в нефтедобыче аккумулируется несравнимо больше доходов, чем в нефтепереработке. А это неправильно. Ведь в отличие от простого экспорта сырой нефти вложения в нефтепереработку дают больший прирост ВВП за счет выпуска высококачественных нефтепродуктов с более высокой добавленной стоимостью.

Современная нефтепереработка в России это очень инвестиционноемкая отрасль, здесь требуются серьезные вложения в современные технологии по внедрению вторичных процессов переработки, нацеленных на увеличение глубины извлечения светлых высококачественных нефтепродуктов с более высокой добавленной стоимостью. Требуются ресурсы для организации качественного и безопасного технологического процесса, приобретения катализаторов и эффективных реагентов нового поколения, внедрения сложнейших систем управления технологическим процессом, создание многоуровневой системы промышленной безопасности. Эти мероприятия требуют весьма значительных капиталовложений, средства на которые фактически отвлекаются из оборотного капитала предприятия.

Читайте также:  Книги жанра "Ценные бумаги, инвестиции" - скачать бесплатно, читать онлайн

Одновременно с этим надо отметить, что наши конкуренты в развитых странах, во избежание своих значительных дополнительных капитальных и переменных расходов на преждевременный износ и потерю выпуска светлых нефтепродуктов, перерабатывают только легкую качественную нефть.

Группа компаний ТАИФ подвела итоги 2017 года — Реальное время

Как изменились объемы переработки сырья в ТАИФ-НК?

В 2021 году ТАИФ-НК переработал 8,2 млн тонн сырья. Мощности по первичной переработке нефтегазового сырья ТАИФ-НК за прошлый год были загружены на 98%, что по данному показателю позволило нам занять 5-е место среди 35 крупнейших НПЗ России. В первом полугодии 2021 года компания переработала 4,4 млн тонн сырья, превысив объемы переработки за аналогичный период прошлого года.

Группа компаний ТАИФ подвела итоги 2017 года — Реальное время

В 2021 году ТАИФ-НК переработал 8,2 млн тонн сырья. Мощности по первичной переработке нефтегазового сырья ТАИФ-НК за прошлый год были загружены на 98%, что по данному показателю позволило компании занять 5-е место среди 35-ти крупнейших НПЗ России.

В связи с ростом мировых котировок на нефтегазовое сырье, при одновременном снижении экспортных таможенных пошлин на него, как уже отмечено ранее, нефтедобывающие компании, с целью получения сверхдоходов от продаж, наращивают объемы добычи нефти и ее экспорта. Так, если сравнить добычу нефтегазового сырья и его переработку за 1995 и 2021 годы, наглядно видно, что добыча сырья увеличилась почти в два раза ( 240 млн тонн), а его переработка только на половину ( 98 млн тонн).

Группа компаний ТАИФ подвела итоги 2017 года — Реальное время

Из-за высоких цен на сырье на внутреннем рынке независимые НПЗ вынуждены сокращать переработку сырья, особенно газового конденсата, оптимизируя загрузку производственных мощностей.

Группа компаний ТАИФ подвела итоги 2017 года — Реальное время

Что касается товарной продукции, то как изменился расклад по ее выпуску и поставкам на внутренний, а также зарубежные рынки?

Несмотря на то, что ТАИФ-НК использует в производстве тяжелую высокосернистую нефть, наш показатель отбора светлых высококачественных нефтепродуктов, благодаря проводимым мероприятиям по стабилизации технологии, поддержанию оборудования в работоспособном состоянии, проектам модернизации и реконструкции, стабильно сохраняется на уровне не ниже 75%.

Надо сказать, что часто используемый в широких кругах показатель «глубина переработки» был утвержден еще в 1986 году Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. Его значение рассчитывается как объем всех нефтепродуктов, кроме мазута, к объему переработанного сырья.

Однако в мировой практике данный показатель является уже устаревшим, поскольку лишь косвенно говорит об эффективности и технологичности процессов переработки сырья. Ведь при замене выпуска мазута производством, например, вакуумного газойля, или тяжелого газойля, или асфальта, или кокса, или иных темных фракций, расчетно показатель «глубина переработки» увеличивается. Но реальная эффективность переработки не меняется. Поэтому при оценке эффективности проектов и технологий необходимо ориентироваться именно на показатель выпуска светлых нефтепродуктов и сжиженных газов, важнейшего сырья для нефтехимии.

ТАИФ-НК, в первую очередь, работает на удовлетворение спроса российских потребителей и только потом экспортирует свою продукцию. Целевым сегментом сбыта для нас по-прежнему является Приволжский федеральный округ, причем, все запросы Республики Татарстан удовлетворяются в первоочередном порядке. Практически весь объем автомобильного бензина – 0,5 млн тонн, произведенного ТАИФ-НК в 2021 году, что составляет 1,2% от общероссийского производства автомобильных бензинов, реализован на внутреннем рынке.

ТАИФ-НК выпускает более 25 наименований нефтепродуктов. Основные виды — это высококачественная нафта (прямогонный бензин), которая является важнейшим сырьем для нефтехимии и поставляется в адрес ПАО «Нижнекамскнефтехим», автомобильный бензин и дизельное топливо, соответствующие всем требованиям мировых стандартов качества Евро-5, авиакеросин, пользующийся высоким спросом в сфере пассажирских авиаперевозок и покрытия потребностей Министерства обороны Российской Федерации, а также мазут. До недавнего времени в качестве товарного продукта мы также выпускали вакуумный газойль, но это уже в прошлом, поскольку сейчас он в полном объеме направляется на переработку на вновь построенный комплекс переработки тяжелых остатков нефтяного сырья КГПТО.

Следует отметить, что ТАИФ-НК в первую очередь работает на удовлетворение спроса российских потребителей и только потом экспортирует свою продукцию. Целевым сегментом сбыта для нас по-прежнему является Приволжский федеральный округ, причем все запросы Республики Татарстан удовлетворяются в первоочередном порядке.

Практически весь объем автомобильного бензина 0,5 млн тонн, произведенного ТАИФ-НК в 2021 году, что составляет 1,2% от общероссийского производства автомобильных бензинов, реализован на внутреннем рынке. В первом полугодии 2021 года выпуск автобензинов вырос на 57,8% по сравнению с первым полугодием прошлого года до 0,3 млн тонн, что составило 1,7% объема его производства по отрасли. По дизельному топливу, керосину, авиакеросину и мазуту поставки также осуществляются по принципу приоритетности обеспечения внутреннего спроса, все излишки вынужденно направляются на экспорт. При этом, в связи с высоким качеством, продукция ТАИФ-НК всегда пользуется высоким спросом на топливных рынках.

Реализует свою продукцию ТАИФ-НК на открытых торговых площадках, обеспечивая конкурентную рыночную цену. Приобрести нашу продукцию можно через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу и электронную торговую площадку Onlinecontract.

Группа компаний ТАИФ подвела итоги 2017 года — Реальное время

— Как изменилось положение ТАИФ-НК в плане налоговых платежей?

Компания является и всегда являлась добросовестным налогоплательщиком, своевременно и в полном объеме осуществляя платежи в бюджеты всех уровней. С 2007 года мы стали крупнейшим налогоплательщиком не только Республики Татарстан, но и Российской Федерации. Подавляющая часть налоговых платежей в виде таможенных экспортных пошлин и акцизов направляется в федеральный бюджет. При этом и в консолидированный бюджет Татарстана в прошлом году ТАИФ-НК увеличил платежи более чем в два раза по сравнению с 2021 годом, несмотря на то, что у ТАИФ-НК значительно увеличилась нагрузка в связи с ростом цен на сырье.

Постоянно возрастающая налоговая нагрузка – острая проблема нефтепереработки, которая может стать не по силам многим НПЗ. В начале августа были приняты федеральные законы о постепенном завершении начатого в нефтяной отрасли налогового маневра. Ожидается полная отмена экспортных пошлин на нефтегазовое сырье, что приведет к очередному резкому скачку цен на нефтегазовое сырье. И нам очень бы не хотелось, чтобы эти инициативы стали продолжением развития сырьевой экономики и сделали экспорт сырья еще более привлекательным, а его переработку все менее рентабельной.

Как мы уже с вами обсудили, налоговое окружение нефтеперерабатывающей отрасли и в 2021, и в текущем году продолжает оставаться напряженным, увеличились таможенные экспортные платежи по темным нефтепродуктам, не перестают расти акцизные ставки на моторные топлива. Постоянно возрастающая налоговая нагрузка — это острая проблема нефтепереработки, которая может стать уже не по силам многим нефтеперерабатывающим компаниям. В начале августа текущего года были приняты федеральные законы о постепенном завершении начатого в нефтяной отрасли налогового маневра. Ожидается полная отмена экспортных пошлин на нефтегазовое сырье, что автоматически приведет к очередному резкому скачку цен на нефтегазовое сырье. И нам очень бы не хотелось, чтобы эти инициативы стали очередным продолжением развития сырьевой экономики и сделали экспорт сырья еще более привлекательным, а его переработку все менее и менее рентабельной. Будут ли предприняты какие-то дополнительные меры в поддержку развития нефтепереработки, в том числе какие-либо преференции по снижению налоговой нагрузки при переработке тяжелого высокосернистого сырья, пока не известно. Остается надеяться, что решения будут сбалансированные, учитывающие интересы независимых НПЗ, работающих на низкокачественном сырье и при этом реализующих крупные инвестиционные проекты по углублению нефтепереработки.

2021 год в России прошел под эгидой Года экологии. Какие мероприятия по охране окружающей среды проведены в компании «ТАИФ-НК»?

В век научно-технического прорыва производство развивается с одновременным внедрением современных технологических процессов по защите окружающей среды. Компания «ТАИФ-НК» идет по пути, выбранному во всем цивилизованном мире, реализуя инвестиционные программы на развитие промышленности, не нанося урона окружающей среде, модернизируя существующие и расширяя строительство новых объектов по снижению экологических рисков.

При этом ТАИФ-НК, работая на сырье не самого лучшего качества, обеспечивает лучшие экологические условия по сравнению с предприятиями, которые работая на легкой нефти не вкладывают ресурсы в создание благоприятной экологической среды в местах размещения производств.

В рамках Года экологии, объявленного президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным, было подписано соглашение между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Правительством Республики Татарстан и ОАО «ТАИФ-НК», по которому Компания приняла и исполнила все обязательства по реализации четырех природоохранных мероприятий на общую сумму более 3,8 млрд рублей. Большая часть из них 3,7 млрд рублей была направлена на ввод в эксплуатацию локальных биологических очистных сооружений (БОС) нефтеперерабатывающего завода. Торжественный запуск БОС состоялся 8 июня 2021 года, с участием президента Республики Татарстана Рустама Минниханова, заместителя премьер-министра Республики Татарстан министра промышленности и торговли РТ Альберта Каримова, министра экологии и природных ресурсов РТ Фарида Абдулганиева, генерального директора ОАО «ТАИФ» Альберта Шигабутдинова, генерального директора ОАО «ТАИФ-НК» Рушана Шамгунова, главы Нижнекамского муниципального района Айдара Метшина и трудового коллектива комплекса.

Группа компаний ТАИФ подвела итоги 2017 года — Реальное время

Цех стабильно работает уже более года, перерабатывая все производственно-ливневые сточные воды Комплекса глубокой переработки тяжелых остатков и Нефтеперерабатывающего завода. Технология финальной очистки с применением активного ила в сочетании с механической фильтрацией в мембранном биореакторе является уникальной для российской нефтепереработки. Она позволяет возвращать в производство 100% очищенных сточных вод и при этом удалять из них 99,99% нефтепродуктов и загрязняющих веществ. Благодаря этому на предприятии создан «замкнутый водооборотный цикл», при котором все промышленные сточные воды очищаются и возвращаются в производство. Запуск такого современного и высокоэффективного природоохранного объекта позволил нашей Компании сократить внешнюю подпитку водооборотных систем свежей речной осветленной водой в пять раз!

Читайте также:  Банковские вклады физических лиц - как выбрать выгодный вклад

Группа компаний ТАИФ подвела итоги 2017 года — Реальное время

Также хочется сказать, что в ТАИФ-НК внедрена интегрированная система менеджмента на основе международных стандартов
ISO 9001:2021 «Системы менеджмента качества», ISO 14001:2021 «Системы экологического менеджмента», OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности». Ее успешное функционирование мы подтверждаем прохождением регулярных независимых ресертификационных аудитов.

По итогам конкурса «Лучшие товары и услуги Республики Татарстан» 2021 года продукция ТАИФ-НК в очередной раз была отмечена знаком качества. Летнее дизельное топливо марки ДТ-Л-К5 стало лауреатом, а бензин неэтилированный марки АИ-92-К5 получил диплом I степени данного конкурса в номинации «Продукция производственно-технического назначения». Впереди федеральный этап – конкурс «100 лучших товаров России».

Ежегодно наша компания побеждает в конкурсах «Лучшие товары и услуги Республики Татарстан» и «100 лучших товаров России» и получает награды за выпуск качественной продукции с улучшенными экологическими характеристиками и внедрение природоохранных технологий. Вот и совсем недавно по итогам конкурса «Лучшие товары и услуги Республики Татарстан» 2021 года продукция ТАИФ-НК в очередной раз была отмечена знаком качества. Наше летнее дизельное топливо марки ДТ-Л-К5 стало лауреатом, а бензин неэтилированный марки АИ-92-К5 получил диплом I степени в номинации «Продукция производственно-технического назначения». Впереди нас ждет федеральный этап конкурс «100 лучших товаров России», подведение итогов которого и награждение победителей происходит в конце каждого года.

ТАИФ-НК реализует масштабный проект КГПТО, аналогов которому нет. В чем особенность и уникальность этого проекта?

Мы реализуем, пожалуй, один из самых значимых и амбициозных проектов не только в своей истории, но и во всей нефтеперерабатывающей отрасли, аналогов которому нет во всем мире. Так что ТАИФ-НК является первопроходцем!

Группа компаний ТАИФ подвела итоги 2017 года — Реальное время

Основной целью проекта является увеличение производства светлых нефтепродуктов за счет переработки тяжелых остатков первичной переработки гудрона и вакуумного газойля, с достижением глубины извлечения светлых высококачественных нефтепродуктов по всему нефтеперерабатывающему комплексу ТАИФ-НК выше 98%. Производственная мощность КГПТО по сырью 3,7 млн тонн.

Основной удельный вес в корзине товарных продуктов нового комплекса будут занимать дизельное топливо экологического стандарта Евро-5 и высококачественная нафта, имеющие высокую добавленную стоимость производства. Кроме того, КГПТО позволит извлечь из темных нефтепродуктов дополнительные объемы сжиженных углеводородных газов ценнейшего сырья для нефтехимической отрасли. Таким образом, с запуском КГПТО ПАО «Нижнекамскнефтехим» получит дополнительный надежный стабильный источник высококачественного сырья для своего нового этиленового комплекса, а это расширяет и открывает новые горизонты как для развития «Нижнекамскнефтехима», так и для развития республики.

Уже в первом полугодии 2021 года благодаря работе КГПТО в режиме опробования отбор светлых фракций был существенно увеличен, и сегодня весь объем производимого вакуумного газойля перерабатывается в ТАИФ-НК, превращаясь светлые нефтепродукты – дизельное топливо, нафту, керосин.

В основу проекта КГПТО заложена уникальная инновационная технология VCC, которая заключается в комбинировании двух процессов жидкофазного гидрирования гудрона с процессом его последующего газофазного гидрокрекинга.

В 2021 году на КГПТО в полном объеме завершены все строительно-монтажные работы, началось комплексное опробование основных и вспомогательных производств с вовлечением в процесс переработки вакуумного газойля, отлажены технологические режимы и получены первые товарные партии продуктов, удовлетворяющих требованиям самых высоких стандартов, пропановая и бутановые фракции, нафта КГПТО, дизельное топливо и гидроочищенный вакуумный газойль.

Уже в первом полугодии 2021 года, благодаря работе КГПТО в режиме опробования, отбор светлых фракций был существенно увеличен, и на сегодняшний день весь объем производимого вакуумного газойля перерабатывается в ТАИФ-НК, превращаясь в светлые нефтепродукты дизельное топливо, нафту, керосин.

Группа компаний ТАИФ подвела итоги 2017 года — Реальное время

Учитывая сложную экономическую ситуацию, ТАИФ-НК продолжает социальные и благотворительные программы? Что удалось реализовать?

Социальные инвестиции, направленные на формирование здорового образа жизни наших работников, защиту их здоровья, улучшение жилищных условий и качества жизни, одно из фундаментальных направлений деятельности ТАИФ-НК.

Уже на протяжении 14 лет Компания обеспечивает всех своих работников благоустроенным жильем на льготных условиях по программе социальной ипотеки, осуществляя ежемесячно платежи в Государственный жилищный фонд. При этом часть платежей ТАИФ-НК направляется фондом на строительство жилья и для работников бюджетной сферы и сельского хозяйства республики.

В 2021 году в ТАИФ-НК при поддержке акционеров стартовала дополнительная ипотечная программа. Благодаря новой программе увеличилось количество сотрудников, семьи которых смогли улучшить свои жилищные условия.

Для первоначального взноса на приобретение жилья работникам предоставляется корпоративный заем. Кроме того, при рождении детей работникам оказывается дополнительная поддержка в размере 200 тысяч рублей на каждого ребенка. Благодаря поддержке этой программы на государственном уровне первым президентом республики Минтимером Шариповичем, а сейчас действующим президентом республики Рустамом Нургалиевичем, уже 740 семей работников ТАИФ-НК улучшили жилищные условия.

В 2021 году ТАИФ-НК, при поддержке акционера, стартовала дополнительная ипотечная программа. Благодаря новой программе увеличилось количество сотрудников, семьи которых смогли улучшить жилищные условия.

Непрерывно, на протяжении 5 лет, ТАИФ-НК участвует в социально значимом проекте Приволжского федерального округа «КаДетство», который направлен на привитие чувства патриотизма со школьной скамьи. Татарстанский кадетский корпус имени Героя Советского Союза Гани Сафиуллина одно из самых престижных образовательных учреждений республики. Благодаря поддержке ТАИФ-НК, в данном кадетском корпусе, расположенном в городе Нижнекамске, проведен полный капитальный ремонт основного здания, построен большой физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном, оборудована полоса препятствий, установлены универсальные спортивные площадки для мини-футбола и баскетбола, уличный спортивный городок для занятий воркаутом, благоустроена территория корпуса.

Группа компаний ТАИФ подвела итоги 2017 года — Реальное время

Не остаются без внимания социально незащищенные слои населения. Ежегодно ТАИФ-НК оказывает помощь ветеранам Великой Отечественной войны, участвует в республиканской акции «Помоги собраться в школу» для многодетных и малоимущих семей, выделяет средства на поддержку людей с ограниченными возможностями.

Группа компаний ТАИФ подвела итоги 2017 года — Реальное время

ТАИФ-НК — самый активный участник городских мероприятий, таких как Масленица, Навруз, Сабантуй, День города, Новый год. При финансовой поддержке ТАИФ-НК проводятся многочисленные спортивные турниры, в том числе и международного уровня, направленные на развитие массового спорта и здорового образа жизни жителей Нижнекамска.

Группа компаний ТАИФ подвела итоги 2017 года — Реальное время

За активное участие в восстановлении древнего города Болгар и острова-града Свияжска, строительстве Болгарской исламской академии и воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери ТАИФ-НК и генеральный директор ОАО «ТАИФ-НК» Рушан Шамгунов занесены в VII том Книги благотворителей, а также отмечены благодарственным письмом республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры.

Руководство компании уверено, что активное участие ТАИФ-НК в значимых социальных проектах это инвестиции во благо развития не только нашего предприятия, работников и всех членов их семей, но и весомый вклад в формирование крепкого, стабильного, надежного региона, каким является наша Республика Татарстан, и повышение качества жизни всех народов, проживающих на ее территории.

Партнерский материал

ПромышленностьНефтьТатарстан

Трудности на стройплощадке

Обычный срок строительства таких объектов, как КГПТО, — три года, а также пара-тройка месяцев на пусконаладку, но в данном случае все пошло иначе. Капсулу в основание комплекса по переработке тяжелых остатков торжественно заложили еще в ноябре 2021 года, и почти сразу начались строительно-монтажные работы.

К слову, Ростехнадзор выдвигал претензии, что работы запущены без разрешения на строительство. Об этом сказано в материалах татарстанского арбитража от 2021-го, когда ведомство дважды судилось с ТАИФ-НК. Оба раза структуру не стали штрафовать, поскольку трехмесячный срок на привлечение к административной ответственности тогда истек.

В 2021 году компания выбрала генподрядчика работ — им стало ООО «Гемонт», казанская «дочка» турецкой организации Gemont Endustri Tesisleri İmalat ve Montaj A.Ş, которая занимается изготовлением и монтажом стальных конструкций и разных видов оборудования.

Тем не менее ТАИФ плотно готовился к запуску и подробно освещал в СМИ свои регулярные переговоры с KBR, однако 2 ноября 2021 года Нижнекамск пережил страшный пожар, когда в компрессорной одного из цехов КГПТО прогремел взрыв с возгоранием.

Через час горение было локализовано, через полтора — ликвидировано, но в результате ЧП госпитализированы пятеро работников предприятия. «Толстый металл оказался разорван, как ромашка, поднялся столб пламени», — вспоминает участник тех событий.  Глава федерального Ростехнадзора Алексей Алешин сообщил, что аварию спровоцировала ошибка производителя оборудования.

«Мы планировали приступить к пусконаладочным мероприятиям еще в четвертом квартале 2021 года, однако, к сожалению, наши планы под корень срезала корейская компания (KHE (Южная Корея) — прим. ред.) — поставщик уникального оборудования, для изготовления которого требовался особый подход.

Произведены со скрытым браком блоки воздушного холодильника секции высокого давления, в результате чего мы вынуждены были в авральном режиме срочно найти и заказать вне очереди блоки у французской компании Hamon. Только огромный объем работы позволил нам сократить в 2 раза срок изготовления оборудования и материалов взамен пришедших в негодность во время испытаний из-за брака изготовителя. В результате пусковые мероприятия были перенесены», — сказал тогда Шигабутдинов.

Впрочем, тогда местное управление Ростехнадзора под руководством Бориса Петрова предъявило претензии и работникам самого ТАИФ-НК. Оно пролило свет на то, как в ТАИФе ведется входной контроль оборудования: проверяют лишь наличие документов к поставляемой технике, но не ведется их анализ.

Сертификат соответствия к корейскому аппарату воздушного охлаждения оказался, как сказано в докладе Ростехнадзора, «подложным». «Если бы работники проявили бóльшую бдительность, то поставки на строительную площадку некачественного аппарата можно было избежать», — говорится в докладе.

После этого пожары, менее резонансные, случались на КГПТО еще в 2021 и 2021 годах.

После завершение строительно-монтажных работ многочисленные попытки запустить установку на гудроне не увенчались стабильным успехомГудрон идет на старую установку висбрекинга с выделением неликвидного мазута, который затаривается на складах, а потом, если нет спроса, сжигается в печах ТЭЦ-1

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии запрещены.