Институциональная единица – Вики

Содержание
  1. приложение n 3. методологические пояснения по отнесению институциональных единиц к секторам экономики | гарант
  2. Виды институциональных единиц
  3. Виды макроэкономических счетов
  4. Внешнеэкономические операции
  5. Группировка по институциональным секторам (в соответствии с снс-2008)
  6. Сектор нефинансовых корпораций
  7. Сектор финансовых корпораций
  8. Сектор государственного управления
  9. Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства
  10. Домашние хозяйства
  11. Остальной мир
  12. Домашние хозяйства
  13. Институциональная единица — экономический субъект (лицо), способный самостоятельно владеть, распоряжаться и пользоваться недвижимостью и активами, принимать обязательства и участвовать в экономической деятельности, операциях с другими лицами.
  14. К экономической территории данной страны также относятся:
  15. Воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которых данная страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т.д.;
  16. Так называемые “территориальные анклавы” за рубежом, т.е., зоны в других странах, используемые правительственными учреждениями данной страны (на основе аренды или собственности) для дипломатических, военных, научных и других целей, например, посольства, консульства и другие дипломатические учреждения.
  17. Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства
  18. Остальной мир
  19. Признаки (главные характеристики) институциональных единиц
  20. Рыночные и нерыночные сектора экономики
  21. Сектор государственного управления
  22. Сектор нефинансовых корпораций
  23. Сектор финансовых корпораций
  24. Сектор экономики — это совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели функции и поведение.
  25. Экономическая территория страны
  26. Экономическая территория страны;
  27. Центр экономического интереса;
  28. Резидентство.

приложение n 3. методологические пояснения по отнесению институциональных единиц к секторам экономики | гарант

Методологические пояснения по отнесению институциональных единиц к секторам экономики

I. Экономика в целом

3. Корпорации заняты либо производством, либо накоплением (либо и тем, и другим), но не конечным потреблением. Органы государственного управления заняты производством (но другого типа по сравнению с корпорациями), накоплением и конечным потреблением от имени населения и общества в целом. Все домашние хозяйства осуществляют потребление и могут быть также заняты производством и накоплением. Некоммерческие организации многообразны по своим характеристикам. Поведение некоторых из них аналогично поведению корпораций, другие практически являются частью органов государственного управления, а третьи занимаются видами деятельности, которые аналогичны видам деятельности органов государственного управления, но функционируют независимо от них.

4. Общепринятый подход к разделению секторов, указанных в подпунктах “а” и “б” пункта 1 настоящих Методологических пояснений, на подсекторы основан на критерии контроля и состоит в идентификации тех нефинансовых и финансовых корпораций, которые контролируются правительством, то есть государственных корпораций, и тех, которые контролируются из-за рубежа, то есть корпораций под иностранным контролем. Остальные корпорации являются национальными частными корпорациями.

5. Корпорация является государственной корпорацией, если ее контролирует государственное учреждение, другая государственная корпорация или какое-либо объединение государственных учреждений и государственных корпораций, причем контроль рассматривается как возможность определять общую корпоративную политику корпорации. Выражение “общая корпоративная политика” понимается в широком смысле и означает ключевую финансовую и оперативную политику, относящуюся к стратегическим целям корпорации как рыночного производителя.

6. Нерезидентская единица контролирует резидентскую корпорацию, если нерезидентская единица владеет более 50 процентами акционерного капитала корпорации. Однако контроль возможен и в том случае, если доля нерезидентской единицы в акционерном капитале корпорации меньше 50 процентов, но при этом нерезидентская единица может осуществлять контроль методами, описанными в пунктах 4.77 – 4.80 СНС-2008 (методы контроля со стороны правительства, например, с помощью контроля над советом директоров или другим управляющим органом, контроля за назначениями и отзывами ключевых руководителей, контроля над ключевыми комитетами корпораций и т. д.).

8. Сектор “Нефинансовые корпорации” включает в себя все резидентские нефинансовые корпорации. Кроме того, этот сектор включает некоммерческие организации, занятые рыночным производством товаров и услуг (например, больницы, школы или колледжи, которые взимают плату, позволяющую покрывать текущие расходы), или ассоциации предпринимателей, финансирующие свои расходы за счет взносов по подписке от нефинансовых корпораций или некорпорированных предприятий. Роль ассоциаций предпринимателей состоит в том, чтобы продвигать или обслуживать интересы нефинансовых корпораций или некорпорированных предприятий.

10. Сектор “Финансовые корпорации” включает в себя все резидентские корпорации, основная деятельность которых состоит в предоставлении финансовых услуг, включая услуги финансового посредничества, услуги страхования и услуги пенсионного обеспечения, а также единицы, осуществляющие виды деятельности, которые содействуют финансовому посредничеству. Кроме того, этот сектор включает некоммерческие организации, занятые рыночным производством услуг финансового характера, которые финансируются за счет взносов по подписке от финансовых предприятий и роль которых состоит в продвижении и обслуживании интересов этих предприятий.

12. Подсектор “Национальный (центральный) банк” включает в себя:

а) национальный (центральный) банк, включая случаи, когда он является частью системы национальных (центральных) банков;

б) валютные советы или независимые валютные органы, осуществляющие эмиссию национальной валюты, которая полностью подкреплена резервами иностранной валюты;

13. Подсектор “Корпорации, принимающие депозиты, кроме национального (центрального) банка” включает в себя:

а) коммерческие банки, универсальные банки, многоцелевые банки;

б) сберегательные банки (включая попечительные сберегательные банки и сберегательные и ссудные ассоциации);

в) почтовые жироучреждения, почтовые банки, жиробанки;

г) сельские кредитные банки, сельскохозяйственные кредитные банки;

д) кооперативные кредитные банки, кредитные союзы;

е) специализированные банки или другие финансовые корпорации, если они принимают депозиты или выпускают близкие аналоги депозитов.

14. Подсектор “Фонды денежного рынка” включает в себя коллективные инвестиционные программы, которые аккумулируют средства путем продажи акций или паев населению. Полученные средства инвестируются главным образом в инструменты денежного рынка, акции или паи фондов денежного рынка, переводимые долговые инструменты с оставшимися сроками погашения не более одного года, банковские депозиты и инструменты, которые имеют целью получить норму дохода, близкую к процентной ставке инструментов денежного рынка. Ввиду особого характера инструментов денежного рынка их акции или паи могут рассматриваться как близкие аналоги депозитов. Акции и паи фондов денежного рынка могут быть переданы с помощью чеков или прямых платежей третьей стороне.

15. Подсектор “Инвестиционные фонды неденежного рынка” включает в себя коллективные инвестиционные программы, которые привлекают средства населения путем выпуска акций или паев. Полученные средства инвестируются главным образом в финансовые активы, кроме краткосрочных активов, и нефинансовые активы (обычно в недвижимость). Акции или паи инвестиционного фонда обычно не являются близкими аналогами депозитов. Они не могут передаваться с помощью чеков или прямых платежей третьим лицам.

16. Подсектор “Другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов” включает в себя:

а) финансовые корпорации, занимающиеся трансформацией активов в ценные бумаги;

б) дилеров, занимающихся ценными бумагами и производными финансовыми активами (функционирующие за свой счет);

в) финансовые корпорации, занимающиеся кредитованием, включая финансовые ассоциации предприятий розничной торговли, которые могут нести ответственность за финансовый лизинг и за личные или коммерческие финансы;

Читайте также:  В I полугодии 2020 г. объем инвестиций в коммерческую недвижимость России составил $820,7 млн. | Экономический научный журнал «Оценка инвестиций»

г) центральные клиринговые организации партнеров, обеспечивающие клиринг и урегулирование расчетов по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами. Клиринг относится к идентификации обязательств обеих сторон, тогда как урегулирование расчетов представляет собой обмен ценных бумаг или производных финансовых инструментов на соответствующий платеж. Центральные клиринговые организации партнеров участвуют в операции и уменьшают риск партнера;

17. Подсектор “Вспомогательные финансовые корпорации” включает в себя:

а) страховых брокеров, оценщиков ущерба и требований (независимо от того, наняты ли они страховой компанией либо являются независимыми оценщиками или государственными оценщиками, нанятыми держателем полиса), консультантов по вопросам страхования и пенсионного обеспечения;

б) брокеров по операциям с ссудами и ценными бумагами, консультантов по вопросам инвестирования и т. д.;

в) корпорации, размещающие займы и управляющие выпуском ценных бумаг;

г) корпорации, основной функцией которых является гарантирование путем индоссамента векселей или аналогичных инструментов;

д) корпорации, занимающиеся такими производными финансовыми инструментами и инструментами хеджирования, как свопы, опционы и фьючерсы (без выпуска);

е) корпорации, обеспечивающие инфраструктуру финансовых рынков;

ж) управляющих пенсионными фондами, взаимными фондами (но не фонды, которыми они управляют) и т. д.;

з) корпорации, предоставляющие услуги фондовой биржи и биржи страхования;

и) бюро обмена иностранной валюты;

к) некоммерческие организации, признанные как независимые юридические лица, обслуживающие финансовые корпорации;

л) головные офисы финансовых корпораций, которые в основном занимаются контролем финансовых корпораций или групп финансовых корпораций, но сами не осуществляют операции финансовых корпораций;

м) центральные контролирующие органы финансовых посредников и финансовых рынков, если они являются отдельными институциональными единицами.

18. Подсектор “Кэптивные финансовые учреждения и ростовщики” включает в себя:

а) единицы, являющиеся юридическими лицами (трасты и др.);

б) холдинговые корпорации, являющиеся только владельцами активов (владея контрольным пакетом акционерного капитала) группы дочерних корпораций, основным видом деятельности которых является владение группой единиц без предоставления каких-либо других услуг предприятиям, держателями акционерного капитала которых они являются, то есть они не руководят и не управляют другими единицами;

в) единицы специального назначения или каналы передачи средств, являющиеся институциональными единицами и привлекающие средства на открытых рынках для того, чтобы они были использованы материнской корпорацией;

г) единицы, предоставляющие финансовые услуги, используя исключительно собственные средства или средства, предоставленные спонсором широкому кругу клиентов, и принимающие финансовый риск дефолта должников. К ним относятся:

ростовщики;

корпорации, занятые кредитованием (например, предоставлением ссуд студентам, ссуд на экспортно-импортные операции) из средств, полученных от спонсора, например, от органа государственного управления или некоммерческой организации;

ломбарды, которые заняты преимущественно кредитованием.

19. Подсектор “Страховые корпорации” включает в себя корпорированные единицы, взаимные фонды и другие единицы, основная функция которых состоит в предоставлении услуг по страхованию жизни, страхованию от несчастных случаев, болезни, пожаров или по другим формам страхования отдельным институциональным единицам или группам единиц или услуг перестрахования другим страховым корпорациям.

20. Подсектор “Пенсионные фонды” включает в себя только те фонды пенсионного социального страхования, которые являются институциональными единицами, отдельными от единиц, которые их создают. Государственный пенсионный фонд относится к сектору “Государственное управление”, хотя и выполняет финансовые операции.

23. Следует различать понятия “сектор “Государственное управление” и “государственный сектор”. Государственный сектор не является институциональным сектором и включает в себя сектор государственного управления, государственные нефинансовые корпорации и государственные финансовые корпорации.

24. Разделение сектора “Государственное управление” на подсекторы обеспечивает возможность 2 методами идентифицировать некоммерческие организации и фонды социального обеспечения для каждого уровня государственного управления: центральных, региональных и местных органов управления.

26. Все фонды социального обеспечения классифицируются вместе в качестве подсектора “Фонды государственного социального обеспечения”, в котором предусмотрена группировка по уровням государственного управления.

27. Подсектор “Фонды государственного социального обеспечения” включает в себя фонды социального обеспечения, функционирующие на всех уровнях государственного управления.

28. К фондам социального обеспечения относятся государственные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социальной защиты населения, социальный фонд и т. д.

29. Некоммерческие организации показаны как категория, выделенная “в том числе” для сектора “Государственное управление” в целом или отдельно для центральных, региональных и местных органов управления. При этом понимается, что каждый подсектор, указанный в подпунктах “а”, “б” и “в” пункта 25 настоящих Методологических пояснений, включает некоммерческие организации, но не включает фонды социального обеспечения на каждом уровне государственного управления.

31. При любом методе выделения подсекторов сектора “Государственное управление” некоммерческие организации должны быть выделены как категория “в том числе” для каждого уровня государственного управления.

32. Выбор между двумя методами выделения подсекторов сектора “Государственное управление” зависит главным образом от размера или важности фондов социального обеспечения в данном государстве-члене и от того, каким образом они управляются.

33. В классификаторе КИСЭ представлен первый метод выделения подсекторов сектора “Государственное управление”, при котором каждый из подсекторов включает некоммерческие организации, но не включает фонды социального обеспечения.

34. В некоторых государствах-членах могут не существовать промежуточные уровни государственного управления между центральными и местными органами управления, и в этом случае подсектор “Региональные органы управления” не выделяется. В других государствах-членах может быть больше двух уровней государственного управления ниже уровня центральных органов управления. В этом случае нижние уровни должны быть включены в региональные или местные органы управления в соответствии с характером их функций.

36. Домашние хозяйства относятся к подсекторам в соответствии с тем, какая из категорий доходов, указанных в пункте 35 настоящих Методологических пояснений, является наибольшей для домашнего хозяйства в целом, даже если она не всегда составляет более половины всего дохода домашнего хозяйства. Если домашнее хозяйство получает более одного дохода данной категории (например, потому что более одного члена домашнего хозяйства получают оплату труда или потому что получено более одного вида дохода от собственности или трансфертов), классификация должна основываться на общем доходе домашнего хозяйства в пределах каждой категории.

39. Сектор “Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства” состоит из нерыночных некоммерческих организаций, которые не контролируются органами государственного управления. Они предоставляют товары и услуги домашним хозяйствам бесплатно или по экономически незначимым ценам. Большая часть этих товаров и услуг представляет собой индивидуальное потребление, но некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, могут предоставлять и коллективные услуги.

Виды институциональных единиц

Существует два рода единиц, которые могут рассматриваться как институциональные единицы[2]:

  • физические лица или группы физических лиц в форме домашних хозяйств,
  • юридические лица или общественные организации.
Читайте также:  Экономисты предложили инвестировать ФНБ «по-норвежски» :: Экономика :: РБК

Домашнее хозяйство — группа лиц, которые:

Наряду с отдельными домашними хозяйствами существуют единицы, которые называются институциональными домашними хозяйствами; они включат группу лиц, которые остаются в течение длительного периода времени в больницах, домах престарелых, монастырях, тюрьмах и т. д.

Второй тип институциональной единицы — это юридическое лицо или общественная организация, которые занимаются экономической деятельностью и от своего имени вступают в операции с другими единицами. К ним относятся корпорации, некоммерческие организации (НКО) и органы государственного управления.

Юридическое лицо или общественная организация — это такая единица, существование которой признано законом или обществом, независимо от физических лиц или других юридических единиц, которые, возможно, являются их собственниками или контролируют их. Такие единицы ответственны или подотчётны за экономические решения или действия, которые они предпринимают, хотя их автономность может быть ограничена в некоторой степени другими институциональными единицами; например, корпорации в конечном итоге контролируются их акционерами.

Поведение некоторых некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам или органам государственного управления, аналогично поведению корпораций, и поэтому такие предприятия рассматриваются как квазикорпорации, если у них есть полный набор счетов.

Виды институциональных единиц
Домашние хозяйствагруппа лиц, которые живут в одном и том же жилище, объединяют частично или полностью свои доходы и имущество и потребляют коллективно некоторые виды товаров и услуг, главным образом, жилищные услуги и продукты питания
Юридические лица или общественные организацииКорпорацииКорпорации, учреждённые как юридические лица
Кооперативы
Партнёрства ограниченной ответственностью
Условные резидентские единицы
Квазикорпорации
Некоммерческие организацииуникальные типы юридических лиц, учрежденные в результате политических процессов, которые обладают законодательной, судебной или исполнительной властью в отношении других институциональных единиц в пределах данной территории
Органы государственного управленияуникальные типы юридических лиц, учрежденные в результате политических процессов, которые обладают законодательной, судебной или исполнительной властью в отношении других институциональных единиц в пределах данной территории

Виды макроэкономических счетов

Денежные счета, в отличие от НД и ВВП, являются счетами запасов. Они, как правило, отражают следующие их виды:

  • 1) потоки (flows), которые характеризуют результаты деятельности институциональной единицы (за определенный промежуток времени). Потоки осуществляются через операции, они также могут быть финансовыми и нефинансовыми;
  • 2) запасы (stocks), которые фиксируют остаточную величину соответствующего показателя.

В рамках СНС составляются макроэкономические счета. Они, в свою очередь, разделяются на три группы:

  • 1) текущие счета отражают стоимость объемов производства товаров и услуг, создание дохода, его распределение, перераспределение и использование на потребление или сбережение;
  • 2) накопительные счета отражают приобретение и продажу финансовых и нефинансовых активов и пассивов институциональными единицами;
  • 3) балансовые счета показывают стоимость активов и пассивов на начало и на конец отчетного периода.

Внешнеэкономические операции

Внешнеэкономические операции – это в самой общей форме сделки участников операций, экономических агентов (институциональных единиц), которые фиксируют право собственности (полное, частичное) на материальные или финансовые активы либо предполагают оказание определенных услуг на базе взаимных обязательств.

Таким образом, система национальных счетов дает возможность решить следующие задачи:

  • 1) контролировать “экономический пульс” страны; СНС позволяет измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать причины, по которым производство находится именно на этом уровне;
  • 2) сравнивая уровни национального дохода за некоторый отрезок времени, можно проследить долговременную тенденцию, определяющую характер развития экономики: рост, стабильное воспроизводство, застой (стагнацию) или спад;
  • 3) информация, которую содержат национальные счета, служит основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики, достижение главных задач правительства. Национальные счета позволяют систематически следить за экономическим здоровьем общества и определять политику, которая способствует поддержанию и улучшению этого здоровья (экономический рост, полная занятость, рост доходов населения и т.д.).

Группировка по институциональным секторам (в соответствии с снс-2008)

Сектор нефинансовых корпораций

Нефинансовые корпорации (НК)Некоммерческие организации (НКО)Организации, ориентированные на получение прибыли (ОПП)
Государственные НКГосударственные нефинансовые НКОГосударственные нефинансовые ОПП
Национальные частные НКНациональные частные нефинансовые НКОНациональные частные нефинансовые ОПП
НК под иностранным контролемНефинансовые НКО под иностранным контролемНефинансовые ОПП под иностранным контролем

Сектор финансовых корпораций

  1. Центральный банк;
  2. Корпорации, принимающие депозиты, кроме центрального банка;
  3. Фонды денежного рынка (ФДР);
  4. Инвестиционные фонды неденежного рынка;
  5. Другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов;
  6. Вспомогательные финансовые корпорации;
  7. Кэптивные финансовые учреждения и ростовщики;
  8. Страховые корпорации;
  9. Пенсионные фонды.

Сектор государственного управления

СНС-2008 предусматривает два метода группировки отнесённых к этому сектору институциональных единиц.

Метод первый:

Метод второй:

  • центральные органы управления НКО фонды;
  • региональные органы управления НКО фонды;
  • местные органы управления управления НКО фонды.

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства

Все НКО, не вошедшие в предыдущие секторы.

Три подсектора:

1. Созданные ассоциациями лиц с целью предоставления товаров или чаще услуг, главным образом, членам этих ассоциаций:

  • профессиональные общества,
  • политические партии,
  • профсоюзные организации,
  • ассоциации потребителей,
  • церкви и религиозные общины,
  • социальные, культурные, развлекательные и спортивные клубы.

2. Предоставляющие товары или услуги на нерыночной основе нуждающимся домашним хозяйствам:

  • благотворительные общества,
  • агентства, занятые спасением и оказанием помощи.

Созданы для филантропических целей и не обслуживают интересы членов.

3. Предоставляющие коллективные услуги:

  • научно-исследовательские организации, которые предоставляют бесплатно результаты своих исследований,
  • группы, занятые вопросами экологии и т.д.

Домашние хозяйства

Несколько критериев группировки.

1. Критерий дохода:

  • работодатели;
  • самостоятельно занятые лица;
  • лица, работающие по найму;
  • получатели доходов от собственности и трансфертов:
    • получатели доходов от собственности;
    • получатели пенсий;
    • получатели других трансфертных доходов.

2. В соответствии с характеристиками «референтного лица» (с наибольшим доходом либо которое принимает важнейшие решения в отношении потребления):

  • занятием референтного лица;
  • отраслью, в которой референтное лицо работает;
  • уровнем образования референтного лица;
  • квалификацией или профессиональными навыками референтного лица.

3. В соответствии с размером домашнего хозяйства и его местонахождением:

  • размером общего дохода домашнего хозяйства;
  • размером домашнего хозяйства по числу его членов;
  • типом местности, в которой домашнее хозяйство расположено.

К сектору домашних хозяйств СНС-2008 относит также некорпорированные предприятия домашних хозяйств.

Остальной мир

Условно используется как “шестой сектор” для отражения операций, связанных с экспортом/импортом.

Все нерезидентские институциональные единицы, которые участвуют в операциях с резидентскими единицами или имеют другие экономические связи с резидентскими единицами данной страны.

Читайте также:  Как вас обманут на инвестиционном продукте (Сбербанк, Альфабанк )

Домашние хозяйства

Несколько критериев группировки.

1. Критерий дохода:

  • работодатели;
  • самостоятельно занятые лица;
  • лица, работающие по найму;
  • получатели доходов от собственности и трансфертов:
    • получатели доходов от собственности;
    • получатели пенсий;
    • получатели других трансфертных доходов.

2. В соответствии с характеристиками «референтного лица» (с наибольшим доходом либо которое принимает важнейшие решения в отношении потребления):

  • занятием референтного лица;
  • отраслью, в которой референтное лицо работает;
  • уровнем образования референтного лица;
  • квалификацией или профессиональными навыками референтного лица.

3. В соответствии с размером домашнего хозяйства и его местонахождением:

  • размером общего дохода домашнего хозяйства;
  • размером домашнего хозяйства по числу его членов;
  • типом местности, в которой домашнее хозяйство расположено.

К сектору домашних хозяйств СНС-2008 относит также некорпорированные предприятия домашних хозяйств.

Институциональная единица — экономический субъект
(лицо), способный самостоятельно владеть,
распоряжаться и пользоваться недвижимостью
и активами, принимать обязательства и
участвовать в экономической деятельности,
операциях с другими лицами.

То есть институциональная единица —
это как бы цельное образование, структура,
единица, обладающая определенными экономическими
интересами и поведением, ведет учет и
составляет полный набор счетов, включая
баланс активов и пассивов, внутри которой
может быть сколько угодно заведений,
каждое из которых занимается разными
видами деятельности.

К экономической территории
данной страны также относятся:

  • Воздушное пространство, территориальные
    воды данной страны и континентальный
    шельф в международных водах, в отношении
    которых данная страна имеет исключительное
    право на добычу сырья, топлива и т.д.;

  • Так называемые “территориальные анклавы” за рубежом, т.е., зоны в других странах, используемые правительственными учреждениями данной страны (на основе аренды или собственности) для дипломатических, военных, научных и других целей, например, посольства, консульства и другие дипломатические учреждения.

“Свободные зоны”,
или предприятия данной страны, функционирующие
за пределами ее границ, относятся к экономической
территории той страны, где они физически
располагаются.

Экономическая территория данной страны
не включает территориальные анклавы
других стран или международных организаций
на территории данной страны.

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства

Все НКО, не вошедшие в предыдущие секторы.

Три подсектора:

1. Созданные ассоциациями лиц с целью предоставления товаров или чаще услуг, главным образом, членам этих ассоциаций:

  • профессиональные общества,
  • политические партии,
  • профсоюзные организации,
  • ассоциации потребителей,
  • церкви и религиозные общины,
  • социальные, культурные, развлекательные и спортивные клубы.

2. Предоставляющие товары или услуги на нерыночной основе нуждающимся домашним хозяйствам:

  • благотворительные общества,
  • агентства, занятые спасением и оказанием помощи.

Созданы для филантропических целей и не обслуживают интересы членов.

3. Предоставляющие коллективные услуги:

  • научно-исследовательские организации, которые предоставляют бесплатно результаты своих исследований,
  • группы, занятые вопросами экологии и т.д.

Остальной мир

Условно используется как “шестой сектор” для отражения операций, связанных с экспортом/импортом.

Все нерезидентские институциональные единицы, которые участвуют в операциях с резидентскими единицами или имеют другие экономические связи с резидентскими единицами данной страны.

Признаки (главные характеристики) институциональных единиц

a. Институциональная единица имеет право владеть товарами и активами от своего имени; она, следовательно, может обмениваться товарами и активами в операциях с другими институциональными единицами;
b. Она может принимать экономические решения и участвовать в экономической деятельности, за которую она несет прямую ответственность и подотчетна по закону;
c. Она способна принимать обязательства от своего имени, принимать обязательства другого рода и обязательства, связанные с будущей деятельностью, и заключать контракты;
d. Институциональная единица должна иметь полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов, или должна существовать возможность составить содержательный с экономической точки зрения набор счетов, если они потребуются.

Рыночные и нерыночные
сектора экономики

По степени связи с рынком в национальной
экономике часто выделяют рыночный и нерыночный
секторы.

Рыночный сектор охватывает производство товаров и услуг,
предназначенных для реализации на рынке
по ценам, оказывающим значительное влияние
на спрос на эти товары или услуги, а также
обмен товаров и услуг по бартеру, оплату
труда в натуральной форме и запасы готовой
продукции.

Нерыночный сектор — производство продуктов и услуг, предназначенных
для использования непосредственно производителями
или владельцами предприятия, а также
предоставленных другим потребителям
бесплатно или по ценам, которые не влияют
на спрос.

Иногда дополнительно выделяют смешанные отрасли,
которые оказывают рыночные и нерыночные
услуги.

По международной статистике экономика
обычно подразделяется на отрасли, производящие
товары, и отрасли, оказывающие услуги.
К первой группе относятся промышленность,
сельское хозяйство, строительство и другие
отрасли материального производства (издательская
деятельность, утилизация вторичного
сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод
и т.д.).

Сектор государственного управления

СНС-2008 предусматривает два метода группировки отнесённых к этому сектору институциональных единиц.

Метод первый:

Метод второй:

  • центральные органы управления НКО фонды;
  • региональные органы управления НКО фонды;
  • местные органы управления управления НКО фонды.

Сектор нефинансовых корпораций

Нефинансовые корпорации (НК)Некоммерческие организации (НКО)Организации, ориентированные на получение прибыли (ОПП)
Государственные НКГосударственные нефинансовые НКОГосударственные нефинансовые ОПП
Национальные частные НКНациональные частные нефинансовые НКОНациональные частные нефинансовые ОПП
НК под иностранным контролемНефинансовые НКО под иностранным контролемНефинансовые ОПП под иностранным контролем

Сектор финансовых корпораций

  1. Центральный банк;
  2. Корпорации, принимающие депозиты, кроме центрального банка;
  3. Фонды денежного рынка (ФДР);
  4. Инвестиционные фонды неденежного рынка;
  5. Другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов;
  6. Вспомогательные финансовые корпорации;
  7. Кэптивные финансовые учреждения и ростовщики;
  8. Страховые корпорации;
  9. Пенсионные фонды.

Сектор экономики — это совокупность институциональных
единиц, имеющих сходные экономические
цели функции и поведение.

Таким образом, Сектор представляет собой совокупность институциональных
единиц, т. е. хозяйствующих единиц (хозяйствующих
субъектов), которые имеют сходные цели,
функции и источники финансирования, обусловливающих
их сходное экономическое поведение.

Экономическая территория страны

Разграничение между всей экономикой
страны в целом и остальным миром проводится
с учетом резидентности иэкономической территории страны,
которая в основном соответствует ее географической
территории.

Для описания рыночной
экономики очень важно определить сначала ее границы.
Разграничение институциональных
единиц, относящихся к национальной
экономике и к экономике других стран, осуществляется
на основе основных понятий, таких как:

  • Экономическая территория страны;

  • Центр экономического интереса;

  • Резидентство.

Понятие экономической территории не совпадает
с понятием юридической территории.
Например, если страна ведет добычу полезных
ископаемых в международных водах, эта
акватория относится к экономической
территории данной страны. Таким образом,
резидентство не основано на юридических
или национальных критериях.

Экономическая территория —
это территория, находящаяся под административным
управлением правительства, в пределах
которой обеспечено свободное передвижение
граждан, товаров и капиталов.

Оцените статью
Adblock
detector