Инвестирование в особые экономические зоны в России :: РБК Магазин исследований

Введение

особый экономический зона инвестиционный

Динамичное экономическое развитие российских регионов является одной из
главных проблем государственной политики, которая в первую очередь направлена
на создание таких условий, которые бы увеличили экономическую активность
регионов, в первую очередь, депрессивных, и повысили конкурентоспособность
отечественной продукции.

Особенности развития экономики российских регионов
диктуют необходимость поиска дополнительных инвестиционных ресурсов, что
способствует развитию сотрудничества с зарубежными странами и инновационной
модернизации экономики регионов и России в целом.

Перспективным направлением в
решении данного вопроса является создание особых экономических зон (ОЭЗ),
главной задачей организации которых является обеспечение благоприятных условий
для привлечения прямых инвестиций в отдельные регионы и отрасли экономики.
Именно поэтому тема данной работы является актуальной и своевременной.

Целью работы выступает изучение особых экономических зон России на
современном этапе развития и их инвестиционной привлекательности.

Исходя из поставленной цели работы возникают следующие задачи:

         сформулировать понятие, цели и классификация ОЭЗ России;

         рассмотреть предпосылки возникновения ОЭЗ России;

         изучить эволюцию российских ОЭЗ;

         рассмотреть оценку инвестиционной привлекательности
отечественных ОЭЗ;

         провести сравнение ОЭЗ с другими регионами России с позиции
инвестиционной привлекательности;

         выявить преимущества отдельных ОЭЗ России перед другими с
позиции инвестиционной привлекательности;.

         провести сравнение отечественных ОЭЗ с зарубежными аналогами.

Объектом работы выступаю особы экономические зоны Росси.

Предметом работы выступает инвестиционная привлекательность.

1 Понятие, цели и классификация ОЭЗ России

Для достижения конкурентных преимуществ, являющихся основной составляющей
национальной конкурентоспособности, необходимо, прежде всего, добиться
конкурентоспособности отраслей, а это в свою очередь связано с инвестициями в
сектор отечественной экономики, в развитие экономической деятельности.

Мировая практика выработала ряд эффективных инструментов для решения этих
проблем, одним из которых являются территориальные «точки роста» — территории с
особым экономическим статусом. За рубежом их называют свободными экономическими
зонами (СЭЗ), а в России — особыми экономическими зонами (ОЭЗ).

Особая экономическая зона — это территория, в пределах которой действуют
особые визовые, налоговые, таможенные, инвестиционные и другие условия
хозяйственной деятельности для иностранных и отечественных фирм и
предпринимателей.

Задачами современных российских ОЭЗ должны быть:

         диверсификация экономики и развитие транспортной инфраструктуры;

         формирование инновационного потенциала регионов;

         создание уникальной деловой среды для активного развития
инновационного бизнеса;

         выход на внутренний российский и мировой рынок и др.

Любой особой экономической зоне, действующей на территории нашей страны,
присущи следующие характерные черты:

.Применение различных видов льгот и стимулов, создающих наиболее
благоприятные условия для вложения инвестиций и ведения предпринимательской
деятельности (таможенные льготы, фискальные льготы, предоставление государством
налоговых кредитов, под низкую процентную ставку, финансовые преференции,
административные льготы).

.Наличие обособленной системы органов управления зоной, наделенных правом
принимать самостоятельные решения.

.Поддержка проекта особой экономической зоны со стороны центральной,
региональной и местной государственной власти.

.Максимальная открытость зоны вливаниям отечественного и иностранного
капитала.

Создание особых экономических зон — это современное направление
социально-экономического развития страны, которое предполагает обеспечение
специальных финансовых, административно-управленческих, человеческих и других
ресурсов в «точках роста» с последующим распространением экономической
активности на другие территории отечественного региона.

Особые экономические зоны на территории Российской Федерации создаются по
следующим принципам:

.ОЭЗ — часть государственной территории России;

.ОЭЗ — это единое экономическое пространство, т. е. она является частью
как внутреннего, так и внешнего экономического рынка.

.Государственные интерес в участии крупных инвестиционных проектах.

.Крупномасштабность реализуемых проектов.

В настоящее время в России управлением ОЭЗ занимается ОАО «ОЭЗ». Данная
управляющая компания регулирует деятельность семнадцати созданных на территории
России особых экономических зон четырех типов:

)пять зон специализируются на технологических инновациях; это
технико-внедренческие зоны (третьего поколения): ОЭЗ «Зеленоград», ОЭЗ «Дубна»,
ОЭЗ «Санкт-Петербург», ОЭЗ «Томск», ОЭЗ «Иннополис». Таможенные льготы и налоговые
преференции, доступ к про-фессиональным кадровым ресурсам, растущий спрос на
новые технологии делает технологические ОЭЗ привлекательными для венчурных
фондов, а также производителей высокотехнологичной продукции;

)четыре зоны специализируются на развитии туристско-рекреационного
бизнеса: ОЭЗ «Алтайская Долина», ОЭЗ «Байкальская гавань», ОЭЗ «Бирюзовая
Катунь», ОЭЗ «Ворота Байкала»;

)две зоны специализируются на развитии портово-логистических и
транспортных узлов: ОЭЗ «Ульяновск-Восточный», ОЭЗ «Советская гавань».

2 Предпосылки возникновения ОЭЗ России

апреля 2020 г. Правительство РФ утвердило критерии создания особой
экономической зоны в регионе, а именно:

.Наличие естественных экономико-географических конкурентных преимуществ
для реализации инвестиционных проектов, соответствующих специализации
предполагаемой ОЭЗ.

.Соответствие целей создания ОЭЗ приоритетам комплексного
территориального развития.

.Прогнозная положительная динамика (включая обоснование) роста объемов
дополнительных доходов, поступающих в бюджеты всех уровней в связи с созданием
и функционированием ОЭЗ.

.Наличие инвестиционных проектов (включая их финансово-экономические
показатели) и потенциальных инвесторов, подтвердивших в письменной форме
готовность реализовать эти проекты на территории ОЭЗ.

.Обоснованность плановых показателей развития инженерной, транспортной,
инновационной, социальной и иной инфраструктуры ОЭЗ и оценки стоимости затрат
на ее развитие.

.Наличие обоснования прогнозных показателей эффективности
функционирования ОЭЗ.

.Наличие не менее одного хозяйственного общества, намеревающегося
осуществлять функции управляющей компании.

.Возможность обеспечить планируемых к размещению в ОЭЗ резидентов
необходимыми ресурсами, в том числе кадровыми.

.Наличие успешного опыта реализации крупных инвестиционных проектов с
участием российских и иностранных инвесторов.

.Наличие транспортной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры,
которые возможно использовать для целей функционирования и развития ОЭЗ.

.Наличие утвержденных документов территориального планирования субъекта
Российской Федерации и муниципальных образований, в которых на основе
комплексной оценки использования территории предусмотрено создание ОЭЗ.

Резидентами ОЭЗ могут стать коммерческие организации, за исключением унитарных
предприятий, а также индивидуальные предприниматели. Алгоритм получения статуса
резидента очень подробно прописан в нормативных документах.

Процесс создания ОЭЗ в России выглядит следующим образом: субъект РФ
совместно с муниципальными образованиями, на которых планируется создание ОЭЗ,
подает в правительство заявку о создании ОЭЗ. Проводится конкурсный отбор
заявок. При этом привлечение инвестиций осуществляется лишь в новые объекты, т.
е. на момент принятия решения правительством о создании зоны земельные участки,
образующие ее территорию, и объекты, расположенные на ее территории, не должны
находиться во владении или пользовании граждан или юридических лиц.

На территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Общее
снижение издержек резидентов ОЭЗ может достигать 30%.

3 Эволюция российских ОЭЗ

Создание особых экономических зон является важным фактором ускорения
социально-экономического развития, как отдельных регионов страны, так и целых
национальных хозяйственных систем. ОЭЗ создается с целью формирования особо
благоприятных условий для привлечения иностранного и отечественного капитала на
сравнительно ограниченную территорию страны.

Читайте также:  Сезонные вклады для физических лиц в Башкомснаббанк 2019 || Процент вклада башкомснаббанк

В различных странах мира используются разные названия территорий
специального зонирования. Например, в России и других странах СНГ чаще всего
встречаются понятия «особая экономическая зона», «специальная экономическая
зона», «свободная таможенная зона» и т.д.

В КНР широко распространена практика
«специальных экономических зон», «открытых прибрежных городов», «районов
экономического развития». Опыт Южной Кореи обогатил мировую практику
зонирования понятиями «зона свободного экспорта», «свободная зона».

Турция
ввела в оборот понятие «зоны свободной торговли». В США помимо прочего
применяется термин «технопарк», в Японии — «технополис». Большой практический
опыт зонирования в развивающихся странах связан с деятельностью «свободных
промышленных зон», а в странах Западной Европы — с деятельностью такого типа
зон, как «портовые города» или «города-порты».

В России попытки создания свободных экономических зон (СЭЗ)
предпринимались еще в конце 80-х годов XX в. Этот процесс разделен на несколько
этапов. На первом этапе происходило зарождение самой идеи зонирования, была
разработана единая государственная концепция СЭЗ, были созданы
специализированные рабочие группы при Госплане СССР для проработки и реализации
данного механизма.

Свободные экономические зоны должны были стать одним из
основных инструментов стимулирования межгосударственных отношений. С точки
зрения практической реализации, СЭЗ должны были стать зонами совместного
предпринимательства (ЗСП), компактными территориями с высокой концентрацией
предприятий с иностранным участием.

Апробация данного механизма на практике произошла в Выборге, именно там
был разработан первый проект создания ЗСП. Зона во многом напоминала
действующие американские технопарки. Однако существовали некоторые особенности,
связанные с необходимостью внедрения американского механизма в реалии советской
плановой системы.

В 1988 г. было принято правительственное решение о создании двух СЭЗ — в
Находке (Приморский край) и Выборге (Ленинградская область).

В России ОЭЗ стали создаваться в начале 1990-х гг., но зонирование не
имело четкой стратегической направленности, а стихийность была обусловлена
перераспределением власти и ресурсов в процессе суверенизации бывших советских
республик и крупных регионов.

Отсутствовала и концепция, и соответствующая
правовая база развития ОЭЗ. В связи с этим не были достигнуты предполагаемые
цели создания ОЭЗ (привлечение прямых отечественных и иностранных инвестиций,
развитие и модернизация производства, стимулирование инновационной активности и
др.) и большая часть созданных ОЭЗ на территории РФ оказалась нежизнеспособной.

За рубежом СЭЗ показали высокую эффективность функционирования,
обеспечили рост иностранных инвестиций, высокие темпы производства, быстрое
развитие инфраструктуры хозяйства. В связи с этим многие руководители
республик, областей и краев нашей страны посчитали, что при помощи СЭЗ возможно
за несколько лет поднять экономику своих регионов, что привело к большому
количеству предложений о создании новых СЭЗ. При этом процесс создания СЭЗ
вначале 90-х гг. характеризовался следующими чертами:

         отсутствием четкого понимания реальных целей и задач СЭЗ на
государственном и региональном уровнях;

         отсутствием четкой законодательной базы, регламентирующей
механизм образования и функционирования СЭЗ;

         большой территориальной площадью СЭЗ. На долю формально
созданных «свободных зон» приходилось более одной трети территории России;

         массовой раздачей льгот и привилегий зонам и лоббированием их
интересов в Правительстве;

         стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ;

         ограниченностью возможностей освоения российского рынка
иностранными инвесторами через механизм этих зон;

         отсутствием эффективных стимулов для образования предприятий в этих
зонах и возможностей реализации эффективных проектов.

В связи с этим работа исполнительной власти в отдельных регионах в
вопросах создания и развития СЭЗ была крайне неэффективна и привела к
дискредитации идеи развития данного механизма в России. Кроме того, были
отмечены массовые случаи нарушения предприятиями российского законодательства в
процессе инвестиционной, производственной и внешнеэкономической деятельности.

Поставленная цель развития и становления бизнеса за счет снижения налогового
бремени и замены части налогов на добровольные отчисления в бюджеты регионов не
была достигнута, недобросовестное ведение предпринимательской деятельности в
рамках схем минимизации налогов привело к миллиардным потерям.

В результате
Правительство РФ стало ликвидировать зоны, охватывающие огромные территории
страны. Взамен была предложена концепция формирования разновидностей свободных
таможенных зон и зон экспортного производства. Территории для размещения зон
отбирались по двум основным критериям — выгодное географическое расположение и
минимизация затрат на инфраструктурное обустройство.

В 1994-1995 гг. на рассмотрение в Государственную Думу РФ были внесены
сразу три альтернативных проекта федерального закона «О свободных экономических
зонах». Несмотря на то, что впоследствии ни один из них принят не был, само
рассмотрение законопроектов стало достаточным информационным поводом для
активизации органов исполнительной власти субъектов РФ по разработке
собственных инструментов и механизмов развития региональной экономики,
основывающихся на создании особых экономических зон.

С 2005 г. в России проведена еще одна попытка создания свободных, по
новому законодательству — особых экономических зон (ОЭЗ). Был принят новый
нормативный документ — Федеральный закон от 22.07.05 г. №116- ФЗ «Об особых
экономических зонах в Российской Федерации».

В конце 2005 года МЭРТ РФ подвело итоги конкурса по отбору заявок на
создание особых экономических зон (ОЭЗ). На создание ОЭЗ было подано 73 заявки
из 43 регионов. Отобрано шесть регионов.

Механизм особых экономических зон относительно нов для России. В нынешнем
виде он появился лишь 2005 г., когда были созданы первые технико-внедренческие
и промышленно-производственные особые экономические зоны. В 2006 г. к ним
добавились туристско-рекреационные зоны, а в 2008 г. прошел первый конкурс на
право создания портовых ОЭЗ.

По сравнению с мировыми тенденциями в России относительно велика доля
туристских и низка доля промышленных зон. Хотя в России уже функционируют
порядка 20 особых экономических зон, их число относительно мало по мировым
меркам (в мире сейчас функционирует несколько тысяч ОЭЗ).

Для российских компаний ОЭЗ — это возможность реализовать амбициозные
проекты и выйти на внешние рынки. Для иностранных компаний ОЭЗ — это выход на
российский рынок.

С 2006 по 2020 год в особые экономические зоны России пришло более 340
инвесторов из 23 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие
транснациональные гиганты, как Yoko-hama, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert,
Rockwool, Novartis, 3M, General Motors, Nokia Siemens Networks, Ford, Arkray и
др. Объем заявленных резидентами инвестиций — более 400 млрд рублей, или
порядка 13 млдр долл.

Читайте также:  Простые методы экономической оценки проектов

1 Оценка инвестиционной привлекательности отечественных ОЭЗ

В настоящее время рейтинги банков, предприятий, либо даже стран, стали
универсальными индикаторами при оценке состояния экономики. Следует признать,
однако, что подбор критериев оценки, а также интерпретация результатов,
полученных в результате такой оценки, может представлять некую трудность.

Не
всегда за итоговым интегральным значением можно увидеть причинно-следственные
связи и тенденции развития того или иного инвестиционного комплекса. Тем не
менее рейтинги, оценивающие инвестиционную привлекательность или отдельные ее
компоненты, получили широкое признание и активно используются инвесторами при
принятии решений об инвестировании.

Наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона являются
следующие факторы (табл. 2.1):

         ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми
запасами основных видов природных ресурсов);

         производственный (совокупный результат хозяйственной
деятельности в регионе);

         потребительский (совокупная покупательная способность населения
региона);

         инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и
его инфраструктурная обустроенность);

         интеллектуальный (образовательный уровень населения);

         институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной
экономики);

         инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического
прогресса в регионе).

2 Сравнение ОЭЗ с другими регионами России с позиции
инвестиционной привлекательности

Центрально-Черноземном районе, Липецкая область демонстрирует наглядный
пример функционирования ОЭЗ. Среди множества поданных заявок именно Липецкая
область в 2005 г. прошла конкурсный отбор по следующим причинам:

)Липецкая область являлась донором федерального бюджета;

)по экспертным оценкам область отнесена к регионам с уровнем развития
выше среднего;

)Липецкая область первой в РФ получила национальный рейтинг
международного агентства Fitch «А », что означает хорошие бюджетные
показатели, отсутствие долгов, высокую кредитоспособность, а также прозрачность
экономики и финансовой отчетности;

)в области уже имелся успешный опыт привлечения иностранных инвестиций,
причем их количество давно уже превысило объем ее консолидированного бюджета.
По этому соотношению Липецк опережал даже столицу, известную размахом своего
бизнеса. Среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал составлял
20%.

В Воронежской же области возник ряд трудностей, связанных с правильностью
оформления заявки на создание ОЭЗ. Условия подачи таких заявок в
Минэкономразвития в текущем году в очередной раз поменялись, что и вызвало
некоторые затруднения у представителей воронежской областной администрации.

Еще
с 2020 г. существовала идея создания ОЭЗ в Воронежской области на базе
индустриального парка «Масловский». Но в связи с тем, что за 2 года земельные
участки парка уже освоены, актуализировалось освоение новых земельных участков
для создания промышленных площадок. Ведутся переговоры в этом направлении.

В табл. 2.1 представлены значения инвестиционной привлекательности каждой
области Центрально-Черноземного района за период 2002 — 2020 гг..

1 Выявление преимуществ отдельных ОЭЗ России перед другими
с позиции инвестиционной привлекательности

На территории особых экономических зон действует особый режим
осуществления предпринимательской деятельности, обуславливающий интерес
потенциальных инвесторов:

Налоговые преференции (включая освобождение от налогов на землю, имущество
и транспорт на 5 и более лет, снижение максимальной ставки налога на прибыль c
20% до 15,5% (13,5% для ОЭЗ ТРТ и ТВОЭЗ), возможность применять к основной
норме амортизации коэффициент до 2, льготы при привлечении иностранных
специалистов).

         Свободная таможенная зона (для ПОЭЗ).

         Инфраструктура, созданная за счет бюджета.

         Система «одного окна», упрощающая взаимодействие с
государственными органами.

Кроме того, для повышения уровня привлекательности ведения бизнеса, на
территории ОЭЗ приняты следующие изменения:

Теперь внесение изменений в сведения о номенклатуре и количестве
ввозимых товаров и совершаемых с ними операциях может осуществляться резидентом
ОЭЗ по мере необходимости в течение всего периода осуществления
предпринимательской деятельности в ОЭЗ.

         При этом на территории туристско-рекреационных ОЭЗ отменена
таможенная процедура свободной экономической зоны.

Эти меры позволят резидентам ОЭЗ добиться снижения издержек до 30%.
Причем такая экономия может быть получена не только крупными компаниями, но и
средним бизнесом. Поэтому управляющая компания ОЭЗ, фактически, будет
реализовывать серьезный девелоперский проект по обеспечению недвижимостью,
коммуникациями и сервисными услугами целого пула инвесторов. При этом и сама
управляющая компания будет функционировать в том же льготном режиме особой
экономической зоны.

Важно отметить, что для потенциальных инвесторов режим ОЭЗ означает не
только некоторый набор льгот, но и федеральную значимость проекта. Это
подразумевает повышенное внимание к его реализации, гарантии инфраструктурного
обеспечения, административной поддержки и так далее.

Таким образом, налоговые и неналоговые преференции, действующие на
территории особых экономических зон, идейно соответствуют целям создания зоны и
увеличивают реальную привлекательность создания компаний определенных видов на
их территории.

2 Сравнение отечественных ОЭЗ с зарубежными аналогами

В последние годы наблюдается бурный экономический рост в Китае. Во многом
это является результатом грамотной налоговой и инвестиционной государственной
политики и созданием особых экономических зон (ОЭЗ).

В ходе настоящего исследования был проанализирован опыт КНР в области
привлечения инвестиций в ОЭЗ. Главный вопрос исследования состоял в оценке
эффективности привлечения инвестиций путем создания особых экономических зон.

Исследование проводилось методами сравнения, анализа временных рядов,
корреляционного анализа, анализа и синтеза. В исследовании использованы официальные
данные Росстата, UNCTAD, Доклада о человеческом развитии 2020.

В 80-е годы 20 века в КНР в качестве эксперимента были созданы четыре
ОЭЗ: Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу (в провинции Гуандун) и Сямынь (в провинции
Фуц-зянь). Выбор именно этих регионов был неслучаен. Некоторые из них уже давно
являлись сложившимися торговыми центрами, имеющими прямое морское и
железнодорожное сообщение с Гонконгом и Макао (Шэньчжэнь, Чжухай) или являлись
портовыми городами (Шаньтоу, Сямынь).

Правительство Китая определило следующие цели создания ОЭЗ:

         привлечение иностранного капитала, передовой техники и
технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;

         увеличение экспортной валютной выручки;

         стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее
мероприятий;

         эффективное использование природных ресурсов;

         стимулирование развития экономики страны в целом, передача
передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;

         создание «буферов» в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и
Макао (1999 г.);

         мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;

Читайте также:  Сельхозбанк процент вклада

         обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где
находятся специальные зоны всех типов.

В настоящее время в Китае действуют 6 ОЭЗ, 4 из которых расположены на
юго-восточном побережье страны:

ОЭЗ Шаньтоу — (более 3000 проектов с участием иностранного капитала в
области нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и
электроники. 95 % объема иностранных инвестиций поступает от китайских
соотечественников из Гонконга, Тайваня, Сингапура).

ОЭЗ Шэньчжэнь — (свыше 17,5 тыс. предприятий, 85 % инвестиций в которых
приходится на Гонконг. Основные сферы инвестирования: ядерная энергетика,
электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии).

ОЭЗ Чжухай — (более 4980 предприятий с иностранными инвестициями.
Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику,
портовое и дорожное строительство и т.д. 80 % капитала — это инвестиции из
Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура).

ОЭЗ Сямэнь — (свыше 4150 предприятий с иностранным капиталом, из которых
80 % — инвестиции из Тайваня. Основные отрасли инвестирования — электроника,
текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность).

ОЭЗ Хайнань — (более 7320 предприятий, совокупный объем конктрактных
инвестиций — 22,3 млрд. долл. США).

Новый район Пудун (создан в 1990 г., составная часть Шанхая — насчитывает
свыше 5400 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении,
телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике).

Система стимулов для иностранных инвесторов действует не только в
пределах указанных СЭЗ. В ряде крупных и средних городах Китая с середины 80-х
годов были созданы 54 зоны технико-экономического развития государственного
уровня, 15 зон свободной торговли и 14 зон приграничного экономического
сотрудничества государственного уровня, в которых местным законодательством
предусмотрены соответствующие налоговые и административные льготы иностранным
инвесторам.

В результате за 1979-2020 гг. объем прямых иностранных инвестиций в Китай
составил 1164,3 млрд. долл. США. Причем доля прямых инвестиций в 2000-2020 гг.
составляла в общем объеме иностранных инвестиций составляла более 95 % (в
России — не более 20 %).

Создание особых экономических зон способствовало экономическому росту
Китая. Если в 1978 году, доля Китая в экспорте товаров в мире составляла всего
лишь 0,75 %, то в 2020 г. — уже 3,86 %.

Правительство Китая проводит мониторинг условий функционирования особых
экономических зон, с тем, чтобы более эффективно использовать их преимущества и
ослабить их негативное влияние.

Для анализа эффективности привлечения инвестиций в ОЭЗ нами были выбраны
следующие показатели: средняя заработная плата, уровень безработицы,
среднегодовой прирост индекса человеческих ресурсов (ИЧР), индекс
потребительских цен, чистый приток иностранный инвестиций, ВВП на душу
населения.

В табл. 3.1 представлены значения выбранных показателей для России,
Китая, США. Безусловно, изменение этих показателей является результатом
множества факторов. Проведенный анализ парной корреляции между притоком
иностранных инвестиций и выбранными факторами позволяет предположить наличие
тесной связи между ними.

Список использованной литературы

1.      Об особых экономических зонах в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: федер. закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ. Доступ из
справ.-правового портала «Гарант».

.        Критерии создания особой экономической зоны
[Электронный ресурс]: утв. постановлением Правительства РФ от 26 апр. 2020 г. №
398. Доступ из справ.-правового портала «Гарант».

.        Иванов С.В., Белоусов В.И. Развитие особых
экономических зон регионального уровня (на примере Липецкой области) //Проблемы
современной экономики, 2020 г., № 1 (37)

.        Костенко Е.В. Особые экономические зоны в контексте
устойчивого регионального развития //Международный электронный журнал Устойчивое
развитие: наука и практика, 2020 г., № 2 (9), с. 52

.        Мариев, О.С., Нестерова, Д.В. Факторы привлечения
прямых иностранных инвестиций в российские регионы [Текст] // Экономика
региона. — 2020. — N4. — С. 23-26.

Заключение

Становление и развитие особых экономических зон в мире и в России в
частности происходило поэтапно и продолжается до сих пор.

Первые экономические зоны с особыми условиями функционирования появились
в Америке в 30-х годах двадцатого века (свободные экономические зоны — СЭЗ).
Изначально данные территории являлись анклавами (как географически, так и юридически).
В условиях постоянно усиливающихся процессов глобализации и упрощения
международной торговли цели существования СЭЗ существенно расширились.

К настоящему времени в мировой практике существуют различные виды
свободных экономических зон, имеющих разное целевое назначение и
располагающихся как в развитых, так и в развивающихся странах.

Мировой опыт создания свободных экономических зон показал как
положительные, так и негативные практики применения подобного механизма для
развития экономики страны.

При этом опыт свидетельствует, что успешность функционирования отдельных
СЭЗ неразрывно связана с инвестиционной политикой государства в целом. В связи
с этим успешное решение проблем создания и функционирования особых
экономических зон во многом зависит от гибкой экономической политики
государства и эффективно работающего хозяйственного механизма.

В России попытки создания СЭЗ предпринимались еще в конце 80-х годов XX
века. Однако вплоть до 2000-х годов весь опыт формирования подобных территорий
носил негативный характер.

В 2005 г. в России проведена еще одна попытка создания механизма
свободных, а по новому законодательству, особых экономических зон (ОЭЗ). Был
принят новый нормативный документ — Федеральный закон от 22.07.05 г. №116-ФЗ
«Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

На данный момент в России действуют 28 особых экономических зон четырех
типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие,
туристско-рекреационные и портовые зоны.

Однако сегодня многие указывают, что они не в полной мере оправдывают
надежды. Большинству их них не удалось выйти на те уровни привлечения
инвестиций, которые планировались. Сегодня жизнь требует совершенствования
нормативно-правовой основы ОЭЗ, а также пересмотра других механизмов, от
которых зависит эффективность работы инвесторов.

В связи с этим в настоящее время осмысливается практика функционирования
ОЭЗ, разрабатываются новые варианты концепций законопроектов о территориальных
образованиях с особыми экономическими условиями функционирования (как в целом,
так и применительно к конкретным особым экономическим зонам).

На данный момент активно идет процесс оптимизации механизма ОЭЗ,
детализируются инструменты и методы создания и развития экономических зон,
внедряются и обсуждаются новые формы подобных образований (в том числе зоны
территориального развития, особые экономические зоны регионального уровня и
прочее), рассматриваются варианты развития ОЭЗ в условиях изменения
международного экономического поля, в том числе в связи со вступлением России в
ВТО.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии запрещены.