Инвестиционная политика в антикризисном управлении – Антикризисное управление

Особенности модели инвестиционного поведения в условиях глобального финансового кризиса

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ, КРЕДИТ

УДК 336 581 А.А. Зацепилин

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

В статье рассматриваются теоретические вопросы формирования инвестиций и инвестиционных стратегий в условиях глобального финансового кризиса. Анализируются особенности инвестиционного поведения субъектов хозяйствования. Рассматриваются различные концептуальные подходы к анализу инновационного инвестирования в реальный сектор российской экономики.

Ключевые слова: инвестиционное поведение, особенности, финансовый кризис, инновации, государственное регулирование.

A.A. Zatzepilin

THE MODEL OF INVESTMENT BEHAVIOR AND THE GLOBAL FINANCIAL CRISIS

This article examines theoretical issues of investments and investment strategies in the situation of the global financial crisis. The author investigates some peculiarities of the investment behavior of firms and households and considers a number of approaches to analyzing innovative investment in the real sector of the Russian economy.

The key words: investment behavior, peculiarities, financial crisis, innovation, state regulation.

Существуют два фундаментальных условия выхода российской экономики из кризиса, первое из которых связано с преодолением рецессии мировой экономики; второе зависит от эффективности структурных сдвигов и усиления позиций наукоемких производства в национальной экономике. Сегодня позитивные структурные сдвиги могут рассматриваться как предпосылка преодоления кризиса и перехода страны от преимущественно сырьевой к инновационной модели экономического развития.

Огромную роль в преодолении кризисных явлений играет процесс формирования структуры инвестиций в направлении расширения «инновационного сектора» и технологического обновления традиционных производств . Инвестиции выступают важнейшим источником развития национальной экономики. Инвестиции как вложения капитала в отрасли и сектора экономики как внутри страны, так и за ее пределами отражают определенную систему экономических отношений.

Экономическая теория связывает инвестиции с накопленным капиталом, что составляет их экономическую сущность. Капитал как накопленная путем инвес-

тирования ценность вовлекается в экономический процесс. Именно в этой взаимосвязи капитал проявляет свою сущность экономического ресурса, предназначенного к инвестированию. Исследуя эффект мультипликатора, Дж. М. Кейнс показал, что увеличение инвестиций приводит к росту объемов национального дохода общества, причем в больших размерах, чем первоначальный рост капиталовложений [4]. Особую роль в создании «инвестиционного толчка» он отводил государству.

Эффективно используемые механизмы, основанные на стимулирующей роли государственных расходов и применении бюджетных рычагов, позволили США преодолеть катастрофические последствия Великой депрессии [2]. Основные принципы такого подхода, механизмы его использования для стимулирования экономического роста, детально разработанные и сформулированные в экономической теории Дж.М. Кейнса, позднее были развиты в трудах таких видных ученых, как П. Самуэльсон, Л. Кляйн, Ф. Модильяни, Дж. Тобин и др. Модель инвестиции – сбережения (IS-investment-saving), впервые разработанная английским экономи-

стом Дж. Хиксом, получила свое дальнейшее развитие в работах западных экономистов. Исследование зависимости инвестиции – сбережения имело большое значение для понимания проблем макроэкономического равновесия.

В современной научной литературе инвестиции рассматриваются не только как экономическая категория и форма вовлечения капитала в экономический процесс, но и как фактор производства, а также как один из важнейших источников экономического развития и стимулирования структурных сдвигов в экономике. Це-левые ориентиры современной инвестиционной политики, ее приоритеты задаются экономической стратегией государства и социальной доктриной, принятой обществом на долгосрочную перспективу.

Как экономическая категория инвестиции выполняют ряд важнейших функций. На макроуровне они со -ставляют основу для осуществления расширенного производства; ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции; структурной перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства; создания необходимой сырьевой базы промышленности; гражданского строительства, развития здравоохранения, культуры, высшей и средней школы, а также решения других социальных проблем; смягчения или решения проблемы безработицы; охраны природной среды; кон -версии военно-промышленного комплекса; обеспечения обороноспособности государства и решения многих других проблем [5, с. 20]. Инвестиции играют важную роль и на микроуровне в достижении целей расширения и развития производства; модернизации и обновления основных фондов; повышения технического уровня производства; повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции; осуществления природоохранных мероприятий; приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий [5, с. 21]. На мезоуровне инвестиции обеспечивают отраслевое и региональное развитие, выступая средством реализации определенных стратегий и проектов. В этом контексте инвестиции выступают условием и фактором социально-экономического развития, обеспечивая простое и расширенное воспроизводство, а изменение структуры вложений является предпосылкой структурных сдвигов в экономике.

Основными источниками инвестиций являются сбережения населения, которые все больше заменяются потребительским кредитом. Особым видом сбережений являются инвестиционные сбережения (не предназначенные для удовлетворения потребительских нужд), главная цель которых – инвестирование в приносящие доходы активы. Размер таких сбережений зависит от общего уровня жизни общества и доходов его граждан. Большинство сбережений такого вида вкладывается в ценные бумаги. Значительная часть инвестиционных сбережений населения поступает на банковские счета, предлагающие своим владельцам близкий к рыночному процентный доход.

Объектами инвестирования могут быть финансовые или материальные активы. Материальные активы включают движимое и недвижимое имущество, землю, здания, драгоценные металлы, товары длительного

пользования, воспроизводимые материальные ценности с коротким временем службы или инвентарь. Финансовые активы включают все виды платежных и финансовых обязательств, созданных основными экономическими агентами в ходе их деятельности. Это наличные деньги, вклады на текущих счетах, прочие по срочности виды вкладов в банковских учреждениях, различные краткосрочные долговые обязательства, облигации, а также титулы собственности на капитал, например акции и другие финансовые документы, движения финансовых ресурсов.

Читайте также:  Проект Готовых Решений от Виталия Тимофеева -

Рост сбережений как суммы накопленных денежных средств зависит от того, в какой степени потребляется полученный доход. Если происходит использование всего дохода, то в течение короткого времени образуются лишь текущие сбережения. В случае, если доходы превышают текущие потребительские нужды или само потребление ограничивается во имя накопления части дохода, то разность между потребленной частью дохода и всем доходом выступает в качестве сбережений. Таким образом, объемы будущих инвестиций будут зависеть от того, насколько велика доля инвестиционных сбережений.

На объем и пропорции сбережений влияют такие факторы, как структура и уровень доходов в обществе, социальная структура общества, размеры накопленной задолженности и развитость системы займов на финансирование потребительских нужд, цены и процентные ставки, качество жизни населения, особенности потребительского поведения.

Фактором накопления сбережений является развитие системы социального обеспечения и страхования, которые подменяют необходимость совершения регулярных накоплений из доходов на старость и другие случаи потери трудоспособности. Механизм оплаты страховых полисов таков, что предполагает рост текущих расходов на специфические услуги страховых компаний, которые не напрямую, а через посредников направляются в различные инвестиционные активы.

Необходимо разграничивать реальные и финансовые инвестиции, если первые отражают вложения в реальные экономические активы (материальные ресурсы, элементы физического капитала, нематериальные активы, такие как интеллектуальная и научно-техническая продукция), то вторые представляют собой ценные бумаги, банковские депозиты, паи, то есть вложения средств в финансовые активы. В экономической литературе то обстоятельство, что эти две формы являются взаимодополняющими, а не конкурирующими, подчеркивает тесную взаимосвязь этих форм инвестиций. Развитие институтов финансового инвестирования в значительной степени способствует росту реальных инвестиций.

В зависимости от цели различают прямые и портфельные инвестиции. Прямые инвестиции – это вложения в уставный капитал фирм и компаний, в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. В этом случае предприятие-инвестор, вкладывая средства, увеличивает свой производственный капитал – основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства. Портфельные инвестиции представляют собой вложения средств в долгосрочные цен-

ные бумаги с целью извлечения дохода в форме дивидендов, процентов, прироста рыночной стоимости объектов, определенных денежных выплат. Подобные вложения либо слишком малы, либо распределены между держателями, поэтому не могут обеспечить их владельцам контроль. Разновидностью портфельных инвестиций является вложение средств в акции (облигации) других предприятий. При осуществлении портфельных инвестиций инвестор преследует цель увеличить свой финансовый капитал, получая дивиденды -доход на ценные бумаги.

По срокам инвестирования в экономической литературе выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные инвестиции. При этом вложения средств на период до одного года рассматриваются как краткосрочные, они часто носят спекулятивный характер. Средства, вложенные на период от одного года до трех лет, рассматриваются как среднесрочные, а на срок свыше трех лет – как долгосрочные. По формам собственности разграничивают государственные, частные, смешанные инвестиции. К частным относят негосударственных инвесторов, в том числе граждан и предприятия, имеющие негосударственную форму собственности. Вложения, осуществляемые государственными органами власти, предприятиями государственной формы собственности, относят к государственным. По источникам поступления финансовых средств различают внутренние и внешние (иностранные) инвестиции. Последние представляют собой вложения средств иностранных фирм, организаций, государств, граждан. По степени риска различают агрессивные (высокая степень риска), консервативные (пониженный риск), умеренные (умеренная степень риска) инвестиции.

Российская инвестиционная модель имеет специфические особенности. Во-первых, норма сбережений в России значительно превышает норму накопления, в связи с этим важной проблемой, которая требует своего решения, является формирование эффективного механизма трансформации сбережений в накопления. Для многих стран Центральной и Восточной Европы более значимой проблемой было изыскание дополнительных инвестиционных ресурсов, поскольку норма накоплений превышала норму сбережений.

Во-вторых, в докризисный период рост российской экономики на определенном этапе осуществлялся за счет вовлечения неиспользуемых производственных мощностей, что в экономической литературе получило название «некапиталоемкой» составляющей роста. Дальнейшее использование этого фактора было ограничено высокой степенью морального и физического износа основных фондов, необходимостью технологического обновления производства.

В условиях глобального финансового кризиса (2008 –

2009 гг.) произошло истощение инвестиционного потенциала «реального сектора экономики», усилился отток капитала за границу. Благоприятный период (1999 -2007 гг.), который характеризовался высокими ценами на нефть, был не в должной мере использован для модернизации отраслей промышленности, технологического обновления экономики. В связи с этим в ближайшей перспективе необходимо не восстановление существующих производственных мощностей в традицион-

ных отраслях, а создание новых наукоемких производств, основанных на высоких технологиях.

В-третьих, особенностью российской экономики является также и «гипертрофированная» роль внешних рынков в стимулировании инвестиционной активности. По данным экспертов, большая часть прироста капиталовложений обеспечивалась экспортоориентированными отраслями. Стимулирование инвестиционной активности за счет потребительского спроса ослабляется в условиях кризиса понижением доходов населения, низкой конкурентоспособностью отечественных товаров.

В-четвертых, особенностью российской инвестиционной модели является слабая межотраслевая и меж-региональныя мобильность капитала. В результате чего усиливаются существующие и формируются новые межрегиональные диспропорции. Различия в доступности инвестиций могут привести к новому усилению неравномерности экономического и социального развития регионов России.

Читайте также:  Как увеличить инвестиции в России: рецепт доверия | Экономика в Германии и мире: новости и аналитика | DW | 28.03.2016

В-пятых, особенностью инвестиционного поведения российских предприятий является максимальное использование собственных средств компаний для целей инвестирования. Российская инвестиционная модель, которая в значительной степени опирается на использовании собственных средств компаний и государственных бюджетных ресурсов, существенно отличается от американской (фондовой) и немецкой (банковской) моделей. В условиях текущего кризиса, когда произошло «сжатие» имеющихся финансовых ресурсов, наблюдается краткосрочный спад инвестирования по всем отраслям и секторам экономики. Инвестиционное поведение предприятий в среднесрочном и долгосрочном периодах будет зависеть от многих факторов, включая и макроэкономические. Однако финансовые ограничения, обусловленные кризисом, усиливают «дефицит» инвестиционных ресурсов, оказывая негативное влияние на российскую экономику, сдерживая процесс технологического обновления и замены оборудования с высоким физическим и моральным износом новым. Кроме того, недостаток оборотных средств обусловливает стагнацию производственной деятельности. В результате, в период кризиса еще более усиливается отставание российской промышленности от мирового инновационного процесса, ослабляется конкурентоспособность товаров, предприятий, отраслей, национальной экономики в целом. Объем средств, доступных для инвестирования, в период кризиса резко сократится в подавляющем большинстве государств. «Кроме того, распределение этих средств будет в меньшей мере ориентировано на международные рынки» [1, с. 279]. Усилится тенденция снижения потока ресурсов в другие государства, финансовые ресурсы будут, прежде всего, использоваться в экономике собственных стран. Уже сегодня развивающиеся страны направляют резервы в собственные экономики, чтобы заместить деньги западных инвесторов, фактически создавая новую традицию взаимоотношений между правительствами и бизнесом в своих государствах [1, с. 283].

Практическая реализация инвестиций осуществляется через инвестиционный процесс, который включает в себя такие элементы, как инвестор, свободные

финансовые ресурсы, объект вложения. Все элементы инвестиционного процесса взаимосвязаны, отсутствие одного из них ведет к нарушениям в нормальном ходе данного процесса. Непосредственным субъектом инвестиционного процесса на макроуровне экономической системы выступает государство, которое, с одной стороны, осуществляет финансирование инвестиций за счет аккумуляции через государственный бюджет налоговых поступлений и иных доходов, с другой стороны, государство создает условия хозяйственной деятельности, формирующие активность негосударственных (частных) внутренних и внешних инвесторов. Интенсивность прямого участия государства в инвестиционном процессе определяется, как правило, наличием государ -ственных доходов и возможностью за их счет финансировать вложения в социально-значимые проекты, затрагивающие интересы всей страны или интересы регионов. Приоритетные направления инвестиционного процесса на макроэкономическом уровне, а также объекты государственных инвестиций определяются целями национальной экономической политики, которые в свою очередь варьируются по мере изменения экономической ситуации в национальном хозяйстве.

Субъектом инвестиционного процесса на микроэкономическом уровне выступает отдельная фирма, индивидуальный инвестор или их группы. При этом инвестиционный процесс финансируется за счет собственных средств, размер которых определяется экономическим положением субъекта в хозяйственной системе, а также размером заемных средств, привлекаемых через рыночный механизм. В рыночной экономике частный инвестор всегда обязан и неизменно будет взвешивать риски, либо его предпринимательская деятельность в данном направлении будет иметь отрицательные результаты. Для инвестора принятие решений об инвестициях требует обязательной оценки величины инвестиционного риска, который выражается в той или иной вероятности снижения предполагаемой прибыли, либо потери инвестируемых средств. Важно отметить, что приоритетные направления инвестиционного процесса на микроуровне определяются, прежде всего, параметрами доходности, риска, срока окупаемости вложений, а также индивидуальными стратегическими интересами частного инвестора, которые в свою очередь не всегда совпадают с общественными интересами. Поэтому в рассмотрении инвестиционных проблем экономики важно изначально исходить от частного инвестора, его предпочтений, возможностей и желания инвестировать. Сложность мотивации инвестиционных решений в экономической системе позволяет выделить микроэкономический и макроэкономический аспекты реализации инвестиций. Микроэкономический аспект реализации частных инвестиций заключается, как правило, в выборе объекта инвестирования при наличии широкой их альтернативы; соизмерении риска, предполагаемого дохода и времени, в течение которого он может быть получен.

Функции государства по стимулированию инвестиционного процесса могут быть сосредоточены на трех основных направлениях: правовое регулирование и защита прав собственности, поддержка инвестиционной активности корпоративного сектора, привлечение частного капитала для реализации инфраструктурных и инновационных проектов. Крупный бизнес является

одним из основных субъектов модернизации производства и повышения конкурентоспособности экономики. Региональные фирмы могут рассчитывать на поддержку в сфере расширения экспорта и повышения своей доли на внутреннем рынке. Преодоление диспропорций в развитии инфраструктуры возможно также на основе концессионной формы привлечения инвестиционных ресурсов, прежде всего, зарубежных. Предпосылкой оживления инвестиционной деятельности в России является согласование интересов взаимодействующих субъектов и использование различных форм частно-государственного партнерства.

В экономике России сохраняются значительные структурные диспропорции, обусловленные высокой долей сектора сырьевых и добывающих отраслей. Технологическое обновление и модернизация экономики нередко сдерживаются низкой инвестиционной мотивацией бизнеса и слабой государственной поддержкой развития наукоемких производств. Необходим фундаментальный анализ механизмов, а также институциональных условий, которые способны обеспечить структурный сдвиг российской экономики в сторону инновационной модели развития. Важную роль здесь играет формирование региональных инвестиционных стратегий, ориентированных на использование инноваций. Возможные следующие виды стратегий.

Читайте также:  Предлагаю инвестиции в альтернативную энергетику

Во-первых, инновационная стратегия, основанная на заимствовании уже существующих на Западе технологий в рамках модели догоняющего развития. Стратегия догоняющего развития, основанная на копировании разработанных в экономически развитых странах технологий, имеет как свои достоинства, так и недостатки. К достоинствам следует отнести экономию времени и ресурсов. Например, по этому принципу развивался сектор услуг мобильной связи, представляющий в настоящее время инновационный анклав, который, не создавая стратегических инноваций, выходит на зарубежные рынки стран СНГ Необходимо отметить, что в формировании стратегии догоняющего развития огромную роль играют иностранные инвестиции и технологические заимствования.

Во-вторых, может быть реализована инновационная стратегия, основанная на технологиях двойного назначения и использовании инновационного потенциала оборонного комплекса России. Поскольку технологии двойного назначения могут использоваться в отраслях как гражданского, так и оборонного секторов, независимо от того, где они созданы, необходимо изучение структуры государственного спроса и спроса коммерческого рынка.

В-третьих, стратегия развития венчурного бизнеса как института инновационного развития. Среди факторов, сдерживающих инновационное развитие, в научной литературе выделяют недостаточную эффективность системы генерации знаний в целях коммерциализации, неразвитость механизмов передачи прав на интеллектуальную собственность для коммерциализации, отсутствие навыков и культуры инновационного предпринимательства, низкий уровень вовлечения частного капитала в инновационные проекты [3, с. 190].

Важно, чтобы антикризисные меры, разрабатываемые в регионах РФ, были одновременно ориентированы на повышение инновационной активности, разви-

тие наукоемких секторов экономики и стимулирование энергосберегающих технологий.

Сдвиги в инвестиционной структуре экономики России должны быть направлены на реорганизацию неэффективных с позиций рынка видов производств, активное технологическое обновлении производственного аппарата, внедрение методов ресурсосбережения и эффективных систем стимулирования производительности труда. Становление эффективного рынка инвестиционных ресурсов может содействовать экономичес-

кому развитию, позволяя наращивать реальный инвестиционный потенциал.

1. Вайн С. Глобальный финансовый кризис: Механизмы развития и стратегии выживания. М., 2009.

2. Гэлбрей Дж. Великий крах 1929 года. Минск, 2009.

3. Зверев А.В. Инновационная система России: проблемы совершенствования. М., 2008.

4. Кейнс Дж. Избранные произведения. М., 1993.

5. Маренков Н.Л. Инвестиции. Ростов н/Д., 2002.

УДК 33602 Д.В. Кузьмин

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАНСФЕРТНЫХ ЦЕН

Применение трансфертного ценообразования – вынужденная мера для отечественных холдингов. С одной стороны, его можно использовать для незаконного уменьшения налогов, а с другой стороны, трансфертное ценообразование часто является необходимой мерой для повышения конкурентоспособности продукции, а также используется для целевого финансирования инвестиционных программ. Поэтому необходимо решить проблему таким образом, чтобы исключить негативные стороны этого процесса и создать возможность для успешного развития вертикально-интегрированных структур. Таким выходом может послужить законодательное закрепление возможности заключения соглашения о ценообразовании между хозяйствующим субъектом и налоговым органом.

Ключевые слова: трансфертное ценообразование, налоги, инвестиционная программа.

D.V. Kuzmin

AN AGREEMENT ON PRICING AS A SOLUTION TO THE PROBLEM OF APPLYING TRANSFER PRICES

Applying transfer pricing is a bound measure for domestic holdings. On the one hand, it can be used for illegal tax reduction; on the other hand, it is often an essential measure for increasing product competitiveness. Transfer pricing is also used for target financing of investment programs. Thus, it is essential to solve this problem so that to exclude the negative effect of this process and to develop vertically integrated structures. A solution can be found in legitimate conclusion of pricing agreement between the transactor unit and the taxation body.

The key words: transfer pricing, tax, investment program.

Широко применяемая в настоящее время налогоплательщиками манипуляция трансфертными ценами возможна вследствие несовершенства правовой базы, связанной, с одной стороны, с наличием пробелов, вызванных неточностями юридической техники налогового законодательства, его сложностями, нечеткостью формулировок и большим количеством оценочных категорий, позволяющих по -разному толковать одну и ту же норму а с другой стороны – с недостаточно эффективной системой налогового администрирования трансфертного ценообразования. Существующая возможность манипулирования трансфертными ценами накладывает негативный отпечаток на сам бизнес из-за претензий к ним со стороны контролирующих органов, причем спор между ними не всегда может быть легко разрешен в силу объективно складывающихся сложностей при расчете цен сделок.

В бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2008 –

2021 годах» поставлены задачи внести в Налоговый

кодекс РФ поправки, направленные на совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях минимизации налогов. Процедуры такого контроля должны быть максимально простыми и понятными для налогоплательщиков и налоговых органов. Особое внимание следует обратить на то, что новые правила не должны привести к дополнительным сложностям в отраслях, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, где в настоящее время функционируют и развиваются вертикально-интегрированные структуры.

Проблема законодательного регулирования налогового контроля трансфертного ценообразования весь -ма сложна в силу объективных трудностей проведения такого контроля. Мы согласны с мнением М.И. Мамаева относительно того, что ст. 40 отечественного Налогового кодекса «нетехнологична» вследствие неоправданных ограничений для ее применения [2]. Избыточное количество оценочных категорий и понятий («обычные затраты», «обычная прибыль»), неопределенность

Оцените статью