Инвестиционная привлекательность скфо
Инвестиционная привлекательность является характеристикой, которая может применяться и к региону, и к отрасли, и к конкретному инвестиционному объекту (предприятие, финансовый инструмент). [1]
В последние годы деятельность правительства сосредоточена на предоставлении льгот компаниям, проводящим научные исследования и разработки. Программа налоговых льгот для научных исследований и экспериментальных разработок предоставляет компаниям прямое и полное списывание большинства издержек, а также налоговые кредиты в размере 20 – 35 %.
Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), образованный Указом Президента РФ в январе 2021 года, в целом имеет благоприятные условия для финасово-экономического развития. И это несмотря на то, что некоторые субъекты СКФО, принадлежат к числу наименее экономически развитых субъектов Российской Федерации в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы, характеризующейся высокой степенью безработицы, сложной криминогенной обстановкой и напряженной этнополитической ситуацией. В частности в РСО-Алания была «переписана» Стратегия социально-экономического развития региона до 2030 на аналогичную Стратегию до 2025 г. [4]
На сегодняшний день можно сказать что, федеральной властью предпринят ряд мер по реализации стратегии. Прежде всего – это активизация деятельности в регионах СКФО целого ряда национальных институтов развития, например, создание специального института развития ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа», а также реализация крупных инвестиционных проектов, призванных стать основой экономического роста регионов СКФО. Речь идет о списке проектов СКФО, которым впервые будут предоставлены госгарантии в размере до 70% от суммы заѐмных средств. В программе 70-процентных госгарантий по кредитам на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в регионах Северного Кавказа впервые официально объявил премьер-министр Владимир Путин в июле 2021 года на межрегиональной конференции «Единой России», посвящѐнной стратегии социально-экономического развития СКФО. Тогда же был назван размер квоты по госгарантиям на 2021 год – 50 млрд. рублей.
Как видно из Рисунка 1, больше половины госгарантий СКФО в 2021-2021 гг. досталось Кабардино- Балкарии и Дагестану: 31,8% и 21,5% соответственно. 18,9% – Чечне, 15,2% – Ставропольскому краю, 6,6% – Ингушетии и 2,1% – Карачаево-Черкессии. РСО-Алания получила лишь 3,9% госгарантий.
Рис.2. Структура
распределения госгарантий на реализацию инвестиционных проектов по регионам
СКФО в 2021-2021 годах [3]
Есть
и примеры замороженных проектов. Например, в базе этого
года отсутствует спа-курорт «Старое Озеро» в
Кисловодске на 117 млн долларов;
в рамках проекта компанией AFI Development планировалось не только создание санаторно-курортного комплекса,
но и восстановление прилегающего озера, строительство аквапарка
и пр.
В целом регионы СКФО по-прежнему обладают крайне низкой рыночно обусловленной инвестиционной активностью,
о чем красноречиво свидетельствуют ниже представленные статистически данные.
В Табл.1
представлены данные о размерах и
динамике инвестиций в основной капитал
в регионах СКФО в 1990-2021 гг.
Таблица 1 Инвестиции в основной
капитал в РФ и регионы
СКФО за счѐт всех источников финансирования. млн. рублей в 2009-2021 гг.[4]
2009 год | 2021 год | 2021 год | 2021 год | 2021 год | |
Российская Федерация | 7976012,8 | 9152096,0 | 11035652,0 | 12568800,0 | – |
Северо-Кавказский федеральный округ | 267085,5 | 313412,3 | 347503,6 | 397 179,6 | 414361,6 |
Республика Дагестан | 102188,9 | 120653,4 | 137114,3 | 152 403,5 | 178314,3 |
Республика Ингушетия | 6 523,4 | 7 452,4 | 6100,4 | 10 497,7 | 13 138,2 |
Кабардино-Балкарская Республика | 17 514,1 | 20 958,2 | 20 855,5 | 25 572,1 | 22 062,7 |
Карачаево-Черкесская Республика | 10 145,3 | 9 140,0 | 13 610,4 | 17 951,9 | 18 797,2 |
Республика Северная Осетия-Алания | 13 926,6 | 16 203,9 | 19 926,6 | 21 824,9 | 28 790,3 |
Чеченская Республика | 41 507,9 | 50 369,4 | 51 631,7 | 53 506,3 | 28 953,8 |
Данные Табл.1 свидетельствуют о неуклонном росте инвестиций в основной капитал
как на уровне России, так и на уровне
СКФО. С 2009 по 2021 год этот показатель возрос с 7 976 012,8 млн.рублей до 12 568800,0 млн.рублей. Такая же тенденция наблюдалась и на региональном уровне.
В СКФО за период с 2009 по 2021 инвестиции в основной
капитал увеличились почти в 2 раза-с 267 085,5 млн. рублей до 414 361,6 млн. рублей.
Наибольший удельный вес инвестиций СКФО приходится на Республику Дагестан.
В 2021 году эта республика освоила 42% всех инвестиций СКФО, РСО-Алания инвестиции
возросли ровно в 2 раза с 2009 года составило-13 926,6 млн. рублей, а в 2021 году составило
28 790,3млн. рублей.
Оценивая риски и потенциал
РСО-Алания, следует отметить,
что в общей классификации рейтинга инвестиционной привлекательности регионов
России в 2021–2021 гг. регион относится
к группе 3С2 что означает, что Северная
Осетия имеет пониженный
инвестиционный потенциал и высокий риск вложений. Как видно из последнего рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов
«Эксперт-РА», по рангу риска РСО-Алания в 2021 – 2021 гг. находилась на 77 месте среди 83 регионов, а в 2021–2021
гг. поднялась 75 на место. Несмотря на общий рост инвестиций, доля республики в суммарных значениях
по России и в среднем по регионам юга страны остается достаточно низкой.
Итак, первое, что необходимо – разработатьи принять
к исполнению Инвестиционную стратегию региона, которая определяет
инвестиционные приоритеты региона: территории, отрасли, технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работ и услуг, планируемые к реализации проекты. Инвестиционная стратегия
описывает взаимосвязанные по целям, задачам,
срокам осуществления и ресурсам
целевые программы, отдельные проекты
и мероприятия, обеспечивающие рост инвестиций в субъекте Российской Федерации [2].
Второе, что необходимо – это утверждение Главой РСР-Алания инвестиционного меморандума региона Третье, что необходимо для повышения инвестиционной привлекательности РСО-Алания – разработать наглядный план, дающий
представление о перспективах развития инфраструктуры в регионе.
В-четвертых, необходимо составить исчерпывающий перечень видов и форм господдержки инвестиций. В РСО-Алания должен быть принят
закон, в котором фиксируются гарантии инвесторам и систематизирован инструментарий всех мер поддержки
инвесторов и предпринимателей, использующийся в регионе.
В пятых, необходимо обеспечить предотвращение создания админинстративных барьеров и избыточного регулирования бизнеса. Введение обязательной процедуры оценки
регулирующего воздействия позволит предотвратить введение
излишнее регулирование предпринимательской деятельности, с одной стороны,
и решить задачу снижения
административных барьеров – с другой.
В шестых для повышения
инвестиционной привлекательности региона
и в целях обеспечения больших гарантий инвесторам необходимо ввести публичное обсуждение с главой субъекта ключевых проблем и решений для инвесторов.
Седьмая мера – обеспечение взаимодействия инвесторов с государством в лице профессионалов в сфере инвестиций.
Восьмая предлагаемая мера обеспечения высшей инвестиционной привлекательности РСО-Алания – создание возможности для открытия бизнеса
в отсутствие инфраструктурных барьеров.
Список литературы
1. Бакитжанов А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка // Инвестиции в России. – 2021. – № 5. – C. 11-15
2.
Проблемы инвестиционного развития РСО-Алания Тогузова И.З. Материалы
региональной научно- практической конференции. 2021.
С. 160-166.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Стат. сб./ Росстат. – М., 2021. С.926;
Данные Министерства
экономического развития
РСО-Алания
4. Структура распределения госгарантий на реализацию инвестиционных проектов по регионам
СКФО в 2021-2021 годах. Источник: http://procenty-po-vkladam.ru/south/2021/43/test-na-investitsionnuyu-zrelost/media/108892/ Дата обращения: 12.05.2021.