Инвестиционный потенциал Туркменистана: анализ политических рисков – ИА REGNUM

Инвестиционный потенциал Туркменистана: анализ политических рисков - ИА REGNUM Выгодные вклады

Закон туркменистана об иностранных инвестициях – pdf free download

1 ЗАКОН ТУРКМЕНИСТАНА ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ) Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями на территории Туркменистана и направлен на привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в Туркменистане. Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) иностранные инвестиции – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Туркменистана в виде принадлежащих иностранному инвестору объектов гражданских прав, в том числе денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации; 2) иностранные инвесторы: – иностранное юридическое лицо, включая его филиал и представительство в Туркменистане; – международная организация; – иностранное государство; – иностранное физическое лицо, а также лицо без гражданства, на момент осуществления инвестиций постоянно проживающее на территории иностранного государства; – гражданин Туркменистана, имеющий постоянное место жительства за пределами Туркменистана; 3) предприятие с иностранными инвестициями – предприятие, созданное на территории Туркменистана в порядке, установленном законодательством Туркменистана, которое принадлежит иностранному инвестору полностью либо на основе долевого участия с юридическими и физическими лицами Туркменистана;

2 4) прямые иностранные инвестиции – владение, приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов акций (доли, вклада) в уставном фонде созданного или вновь создаваемого предприятия на территории Туркменистана; вложение капитала в основные фонды создаваемого на территории Туркменистана филиала иностранного юридического лица; 5) инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, включающее проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с государственными стандартами (нормами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). Приоритетный инвестиционный проект – инвестиционный проект, реализация которого осуществляется на основании решения Кабинета Министров Туркменистана; 6) срок окупаемости инвестиционного проекта – срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат предприятия с иностранными инвестициями, филиала иностранного юридического лица приобретет положительное значение; 7) реинвестирование – осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Туркменистана за счет прибыли (дохода) иностранного инвестора, предприятия с иностранными инвестициями, которая получена ими от иностранных инвестиций на территории Туркменистана; 8) свободная экономическая зона – экономическая зона свободного предпринимательства, национальная туристическая зона, а также другие виды свободных экономических зон, порядок образования, функционирования и ликвидации которых устанавливается законодательством Туркменистана. Статья 2. Законодательство Туркменистана об иностранных инвестициях 1. Законодательство Туркменистана об иностранных инвестициях основывается на Конституции Туркменистана и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Туркменистана. 2. Если международным договором Туркменистана установлены иные правила, чем содержащиеся в настоящем Законе и иных нормативных правовых актах Туркменистана,

3 то применяются правила международного договора. Статья 3. Формы осуществления иностранных инвестиций Иностранные инвестиции осуществляются в форме: 1) долевого участия в предприятиях совместно с юридическими и физическими лицами Туркменистана; 2) создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, филиалов иностранных юридических лиц или приобретения в собственность действующих предприятий; 3) приобретения движимого и недвижимого имущества, за исключением ограниченного в гражданском обороте законодательством Туркменистана; 4) предоставления иностранных займов и ссуд; 5) приобретения имущественных и неимущественных прав, установленных законодательством Туркменистана. Глава II. Государственная политика в области иностранных инвестиций и механизм ее реализации Статья 4. Государственная политика в области иностранных инвестиций Разработка и реализация государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, координации инвестиционной деятельности, оказанию содействия иностранным инвесторам в их деятельности на территории Туркменистана осуществляются Кабинетом Министров Туркменистана и уполномоченным им государственным органом (далее – уполномоченный орган). Статья 5. Компетенция Кабинета Министров Туркменистана Кабинет Министров Туркменистана: 1) разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества; 2) разрабатывает и обеспечивает реализацию государственных программ по привлечению

4 иностранных инвестиций; 3) определяет приоритетные объекты, отрасли и территории, в которые целесообразно привлечение иностранных инвестиций, а также принимает решение о реализации приоритетных инвестиционных проектов; 4) осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами, предприятиями с иностранными инвестициями, связанными с реализацией ими приоритетных инвестиционных проектов; 5) осуществляет иные функции по привлечению в экономику Туркменистана иностранных инвестиций. Статья 6. Компетенция уполномоченного органа Уполномоченный орган: 1) разрабатывает и реализует мероприятия по осуществлению государственной политики, стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Туркменистана; 2) координирует деятельность в области иностранных инвестиций, формирует эффективные механизмы партнерства государства и бизнеса, обеспечивает взаимодействие между органами государственной власти и управления, местной исполнительной власти и местного самоуправления и иностранными инвесторами, предприятиями с иностранными инвестициями; 3) осуществляет создание и ведение банка данных о ходе подготовки и реализации инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, включая реализуемые при долевом участии государства, в том числе на основе использования зарубежных кредитов и грантов; 4) организует проведение экспертизы инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, а также проводит их регистрацию; 5) предоставляет потенциальным иностранным инвесторам услуги маркетинговоинформационного и консалтингового характера, а также оказывает им необходимую практическую помощь; 6) осуществляет контроль за исполнением обязательств, взятых иностранным инвестором,

5 предприятием с иностранными инвестициями по реализации инвестиционных проектов; 7) проводит мониторинг привлечения средств международных финансовых институтов и стран-доноров; изучает международные рынки капитала и разрабатывает предложения по дальнейшему привлечению иностранных инвестиций; 8) вносит в Кабинет Министров Туркменистана предложения по улучшению инвестиционного климата и содействию инвестиционному процессу, сокращению инвестиционных рисков и административных барьеров; 9) реализует меры, направленные на выполнение обязательств Туркменистана, вытекающих из международных договоров, проведение мероприятий по международному сотрудничеству, изучение и использование передового зарубежного опыта; 10) осуществляет контроль за исполнением органами государственной власти и управления, местной исполнительной власти и местного самоуправления законодательства Туркменистана в области иностранных инвестиций; 11) осуществляет иные функции, направленные на привлечение иностранных инвестиций, поддержку и защиту иностранных инвесторов в Туркменистане. Статья 7. Экспертиза и регистрация инвестиционных проектов 1. Инвестиционный проект с иностранными инвестициями подлежит обязательной государственной экспертизе, в том числе в части соблюдения норм сейсмостойкости, пожаро-, взрывобезопасности, экологических и санитарно-гигиенических требований. 2. Экспертиза и регистрация инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, а также учет иных форм осуществления иностранных инвестиций производятся в порядке, установленном законодательством Туркменистана. Глава III. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями Статья 8. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями 1. Иностранным инвесторам, предприятиям с иностранными инвестициями предоставляется национальный правовой режим. Под национальным правовым режимом понимается, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов, предприятий с

6 иностранными инвестициями и использования прибыли, полученной от инвестиций, не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования прибыли, полученной от инвестиций, предоставленный национальным инвесторам. 2. Иностранным инвесторам, предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим деятельность на территории свободной экономической зоны, предоставляется благоприятствующий правовой режим. Под благоприятствующим правовым режимом понимается, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями и использования прибыли, полученной от инвестиций, является не менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования прибыли, полученной от инвестиций, предоставленный капиталовложениям любого третьего государства. 3. Иностранные инвесторы свободны в выборе размера, состава и структуры капитала создаваемого предприятия, если иное не предусмотрено законодательством Туркменистана. 4. Виды деятельности и (или) территории, в отношении которых инвестиционная деятельность ограничивается или запрещается, а также иные ограничения для иностранных инвесторов могут быть установлены законами Туркменистана только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороноспособности и безопасности Туркменистана. 5. Если изменение законодательства Туркменистана приводит к запретам и ограничениям, ухудшающим правовой режим деятельности иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями, то законодательство Туркменистана, действовавшее на момент регистрации иностранных инвестиций, применяется в их отношении в течение десяти лет, а к предприятиям иностранных юридических лиц, филиалам иностранных юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты на основании решения Кабинета Министров Туркменистана, – в течение периода окупаемости инвестиционного проекта, заявленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами Туркменистана, при его регистрации. Положения настоящей части также распространяются на налоговое законодательство Туркменистана. Положения настоящей части не применяются в случае изменения законодательства Туркменистана в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. 6. В отношении иностранных инвестиций государства, ограничивающего на своей территории правовой режим инвестирования для хозяйствующих субъектов Туркменистана, законодательством Туркменистана могут устанавливаться аналогичные

7 ограничения. Статья 9. Таможенные льготы 1. Освобождается от взимания таможенной пошлины имущество, ввозимое в Туркменистан: 1) в качестве вклада иностранного инвестора в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, в основные фонды филиала иностранного юридического лица в соответствии с заявленным им перечнем; 2) иностранными инвесторами, предприятиями с иностранными инвестициями на основании международных договоров и контрактов, заключенных в соответствии с решениями Кабинета Министров Туркменистана, в качестве инвестиции. Имущество, указанное в пункте 2 настоящей части, освобождается от взимания таможенной пошлины на срок окупаемости инвестиционного проекта, установленного соответствующим договором. 2. В случае отчуждения имущества, указанного в части первой настоящей статьи, в течение трёх лет после его ввоза в Туркменистан взыскание сумм таможенных пошлин, включая пени, начисленные за задержку их уплаты, осуществляется в порядке, установленном законодательством Туркменистана. 3. За таможенное оформление имущества, указанного в части первой настоящей статьи, таможенные сборы не взимаются. Статья 10. Налоговое регулирование иностранных инвестиций Налогообложение иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями, включая предоставление им налоговых льгот, устанавливается Налоговым кодексом Туркменистана. Статья 11. Иные меры стимулирования иностранных инвестиций 1. Предприятия с иностранными инвестициями, филиалы иностранных юридических лиц имеют право без лицензии экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства и импортировать продукцию (работы, услуги) для собственных нужд. 2. Иностранные инвесторы, предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории свободной экономической зоны, имеют

Читайте также:  Комплексное развитие Кингисеппского района Ленобласти - Инвестиционный портал Ленинградской области

8 право арендовать земельные участки в зависимости от срока окупаемости инвестиционных проектов в порядке, установленном законодательством Туркменистана. 3. Регистрация инвестиционных проектов, а также предприятий с иностранными инвестициями, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих строительство и эксплуатацию объектов в свободной экономической зоне, производится без взимания регистрационных сборов. 4. Иностранные инвесторы, предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории свободной экономической зоны, освобождаются от: 1) уплаты консульских и регистрационных сборов; 2) уплаты биржевых сборов за регистрацию договоров; 3) уплаты государственной пошлины за выдачу лицензии и ее переоформление; 4) арендной платы за земельные участки в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Туркменистана; 5) отчислений от прибыли во внебюджетные фонды, установленных законодательством Туркменистана. 5. Сертификация оборудования и материалов, ввозимых в Туркменистан иностранными инвесторами, предприятиями с иностранными инвестициями, а также их подрядчиками и субподрядчиками, осуществляющими деятельность по строительству и эксплуатации объектов на территории свободной экономической зоны, производится без взимания платы за сертификационные услуги. 6. Предприятия с иностранными инвестициями, филиалы иностранных юридических лиц, самостоятельно определяют условия реализации производимой им продукции (работ, услуг), кроме продукции (работ, услуг), цены на которые регулируются государством. 7. В интересах социально-экономического развития Туркменистана по приоритетным инвестиционным проектам, концессионным договорам, обеспечивающим устойчивый экономический рост, прогрессивные структурные изменения экономики страны, укрепление и увеличение экспортного потенциала, а также повышение уровня занятости населения, законодательством Туркменистана могут быть установлены иные льготы для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.

9 Статья 12. Начало и прекращение предпринимательской деятельности Oбразование, государственная регистрация, а также ликвидация предприятия с иностранными инвестициями, филиала и представительства иностранного юридического лица, государственная регистрация и прекращение деятельности иностранного физического лица и лица без гражданства в качестве индивидуального предпринимателя осуществляются в порядке, установленном законодательством Туркменистана. Статья 13. Регулирование трудовых правоотношений 1. Трудовые правоотношения между предприятием с иностранными инвестициями, филиалом иностранного юридического лица и их работниками, в том числе не являющимися гражданами Туркменистана, регулируются трудовым законодательством Туркменистана. 2. Заработная плата, вознаграждения и иные денежные суммы, правомерно полученные работниками предприятия с иностранными инвестициями, филиала иностранного юридического лица, не являющимися гражданами Туркменистана, могут быть переведены за пределы Туркменистана в порядке, установленном законодательством Туркменистана. Статья 14. Социальное страхование и социальное обеспечение Предприятия с иностранными инвестициями, филиалы иностранных юридических лиц: 1) производят за своих работников, являющихся гражданами Туркменистана, отчисления на государственное социальное страхование в порядке, установленном законодательством Туркменистана; 2) вправе переводить платежи по социальному страхованию и социальному обеспечению за работника, являющегося иностранным физическим лицом или лицом без гражданства, в соответствующие фонды государства его гражданства или постоянного места жительства. Статья 15. Страхование иностранных инвестиций Страхование имущества и рисков иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями осуществляется по их усмотрению, если иное не предусмотрено законодательством Туркменистана. Статья 16. Соблюдение добросовестной конкуренции иностранными инвесторами,

10 предприятиями с иностранными инвестициями Иностранные инвесторы, предприятия с иностранными инвестициями обязаны не допускать недобросовестной конкуренции, в том числе путем создания на территории Туркменистана предприятия для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем прекращения его деятельности в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также заключения соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара, ограничивающего права иных хозяйствующих субъектов в Туркменистане. Статья 17. Учет и отчетность Бухгалтерский, статистический учет и отчетность предприятий с иностранными инвестициями, филиалов и представительств иностранных юридических лиц на территории Туркменистана ведутся в порядке, установленном законодательством Туркменистана. Статья 18. Оценка иностранных инвестиций Оценка вложений в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями и в основные фонды филиала иностранного юридического лица производится в национальной валюте Туркменистана в порядке, установленном законодательством Туркменистана. Глава IV. Государственные гарантии защиты иностранных инвестиций Статья 19. Гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями 1. Иностранным инвесторам, предприятиям с иностранными инвестициями на территории Туркменистана гарантируется защита прав и интересов в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Туркменистана. 2. Иностранные инвесторы, предприятия с иностранными инвестициями, которые первоначально ввезли на территорию Туркменистана имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции и зарегистрировали её, имеют право на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к ним других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз указанных имущества и информации за пределы Туркменистана.

11 3. Иностранные инвесторы, предприятия с иностранными инвестициями приобретают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Законом, со дня регистрации инвестиционного проекта с иностранными инвестициями, предприятия с иностранными инвестициями на территории Туркменистана. 4. Иностранные инвесторы, предприятия с иностранными инвестициями при осуществлении реинвестирования прибыли, полученной от иностранных инвестиций, пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Законом. 5. Органы государственной власти и управления, местной исполнительной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями, осуществляемую в соответствии с законодательством Туркменистана. Органы государственной власти и управления, местной исполнительной власти и местного самоуправления при выявлении фактов нарушения иностранными инвесторами, предприятиями с иностранными инвестициями законодательства Туркменистана вправе в пределах их компетенции принимать меры, прямо связанные с устранением конкретного нарушения, и не вправе использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства, приостановления или ограничения иной законной деятельности иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями. 6. Акты органов государственной власти и управления, местной исполнительной власти и местного самоуправления, противоречащие настоящему Закону, нарушающие права иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями, признаются недействительными, а основанные на них действия – незаконными в порядке, установленном законодательством Туркменистана. Статья 20. Гарантии обеспечения визового режима и пребывания на территории Туркменистана 1. Иностранные физические лица и лица без гражданства, а также их представители, представители иностранных юридических лиц, международных организаций и иностранных государств, являющихся иностранными инвесторами, граждане иностранных государств, работающие на предприятиях с иностранными инвестициями, в филиалах и представительствах иностранного юридического лица и члены их семей, находящиеся в Туркменистане в связи с осуществлением инвестиционной деятельности, имеют право на:

12 1) получение многократных виз сроком не менее чем на один год; 2) свободное передвижение по всей территории Туркменистана, за исключением территорий, условия и порядок пребывания на которых устанавливаются законодательством Туркменистана. Иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, а также их представителям, представителям иностранных юридических лиц, международных организаций и иностранных государств, являющихся иностранными инвесторами, гражданам иностранных государств, работающим на предприятиях с иностранными инвестициями, в филиалах и представительствах иностранного юридического лица, прибывающим в Туркменистан на работу на период строительства и эксплуатации объектов на территории свободной экономической зоны, въездные визы и разрешения выдаются в ускоренном порядке, утвержденном Кабинетом Министров Туркменистана. 2. Иностранные физические лица и лица без гражданства, являющиеся иностранными инвесторами, полностью владеющие предприятиями с иностранными инвестициями, имеют право на постоянное место жительства в Туркменистане в порядке, установленном законодательством Туркменистана. Статья 21. Гарантии использования на территории Туркменистана и перевода за пределы Туркменистана доходов и прибыли 1. Иностранные инвесторы, предприятия с иностранными инвестициями имеют право открывать в банках на территории Туркменистана банковские счета в национальной и иностранной валюте в соответствии с законодательством Туркменистана. 2. Иностранные инвесторы, предприятия с иностранными инвестициями после уплаты налогов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Туркменистана, имеют право на свободное использование доходов и прибыли на территории Туркменистана, в том числе для реинвестирования на цели, не противоречащие законодательству Туркменистана, а также на беспрепятственный перевод за пределы Туркменистана доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными ими инвестициями, в том числе: 1) доходов от иностранных инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; 2) денежных сумм во исполнение обязательств предприятия с иностранными инвестициями или филиала иностранного предприятия по договорам и иным сделкам;

Читайте также:  Реферат: Йозеф Шумпетер - выдающийся американский экономист и социолог -

13 3) денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией предприятия с иностранными инвестициями либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; 4) компенсаций, предусмотренных статьей 26 настоящего Закона. 3. Конвертация денежных средств, а также связанные с иностранными инвестициями денежные переводы в иностранной валюте в Туркменистан и из Туркменистана осуществляются иностранными инвесторами, предприятиями с иностранными инвестициями в порядке, установленном законодательством Туркменистана. Статья 22. Гарантии перехода прав и обязанностей иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями другому лицу 1. Иностранные инвесторы, предприятия с иностранными инвестициями вправе передавать свои права и обязанности по договору, в том числе производить уступку требования и осуществлять перевод долга другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Туркменистана. 2. Если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями по гарантии (договору страхования), предоставленной им в отношении осуществленных на территории Туркменистана инвестиций, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями на указанные инвестиции, то Туркменистан признает правомерность такого перехода прав (уступки требования) в соответствии с международным договором, участниками которого являются указанное иностранное государство и Туркменистан. Статья 23. Гарантии защиты прав интеллектуальной собственности Осуществление прав интеллектуальной собственности иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями и их охрана обеспечиваются в соответствии с законодательством Туркменистана. Статья 24. Гарантии доступа иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями к информации

14 1. Иностранные инвесторы, предприятия с иностранными инвестициями имеют право на доступ к информации в порядке, предусмотренном законодательством Туркменистана. 2. Нормативные правовые акты Туркменистана, каким-либо образом затрагивающие интересы иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями, должны быть им доступны, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством Туркменистана, – опубликованы. Статья 25. Гарантии возврата иностранных инвестиций в связи с прекращением инвестиционной деятельности 1. Иностранные инвесторы, предприятия с иностранными инвестициями имеют право на прекращение инвестиционной деятельности в Туркменистане. После прекращения инвестиционной деятельности иностранные инвесторы, предприятия с иностранными инвестициями имеют право на свободный возврат в денежной либо натуральной форме своих активов, полученных в результате осуществления иностранных инвестиций, без ущерба для выполнения обязательств иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями в отношении Туркменистана либо других кредиторов. 2. Возврат средств иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями может быть приостановлен на основании решения казыета в случаях, установленных законами Туркменистана. Статья 26. Гарантии компенсации при принудительном возмездном изъятии имущества 1. Принудительное возмездное изъятие имущества иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями в собственность или временное пользование государства в форме реквизиции допускается лишь в случаях, предусмотренных законом, в целях преодоления обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и их последствия. 2. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранные инвесторы, предприятия с иностранными инвестициями вправе требовать возврата сохранившегося имущества с условием возврата полученной ими суммы компенсации за реквизированное имущество за вычетом убытков от снижения стоимости сохранившегося имущества. 3. При реквизиции имущества иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями компенсация должна:

15 1) производиться незамедлительно в иностранной валюте и по желанию инвестора переводиться за границу; 2) соответствовать рыночной стоимости инвестиций на момент принятия решения о реквизиции. 4. Оценка реквизируемого имущества и убытков от снижения его стоимости производится уполномоченным органом или независимым оценщиком в порядке, определяемом законодательством Туркменистана. 5. Разрешение споров о законности реквизиции имущества, возмещении убытков при реквизиции имущества производится в порядке, предусмотренном статьей 29 настоящего Закона. Глава V. Ответственность за нарушение законодательства Туркменистана об иностранных инвестициях. Разрешение споров Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства Туркменистана об иностранных инвестициях 1. Должностные лица органов государственной власти и управления, местной исполнительной власти и местного самоуправления, нарушающие законодательство Туркменистана об иностранных инвестициях, несут ответственность в соответствии с законодательством Туркменистана. 2. Иностранные инвесторы, предприятия с иностранными инвестициями при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Туркменистана должны соблюдать законодательство Туркменистана, а также взятые на себя обязательства по реализации инвестиционных проектов. В случае нарушения законодательства Туркменистана и договорных обязательств иностранные инвесторы, предприятия с иностранными инвестициями несут ответственность в соответствии с законодательством Туркменистана и условиями заключенного договора. 3. Имущество иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями, филиалов иностранных юридических лиц, включая привлеченные средства, имущественные права, могут быть использованы ими в качестве средства обеспечения обязательств в порядке, установленном законодательством Туркменистана. 4. Иностранное юридическое лицо несет ответственность за деятельность филиала и

16 представительства, созданного им на территории Туркменистана, в порядке, предусмотренном законодательством Туркменистана. Статья 28. Ответственность Туркменистана по иностранным инвестициям Туркменистан не отвечает по обязательствам иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями, за исключением случаев, когда эти обязательства гарантированы государством. Статья 29. Разрешение споров Споры, возникающие в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Туркменистана, разрешаются путем переговоров или рассмотрения в Арачы казыете Туркменистана либо по соглашению сторон – в третейском суде. Глава VI. Заключительные положения Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу Закон Туркменистана «Об иностранных инвестициях в Туркменистане», принятый Меджлисом Туркменистана 19 Махтумкули 1992 года, все последующие законы либо их соответствующие части, которыми вносились изменения и дополнения в него. 3. Нормативные правовые акты Туркменистана, противоречащие настоящему Закону, подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение месяца со дня вступления в силу настоящего Закона. Президент Туркменистана Гурбангулы БЕРДЫМУХАМЕДОВ.

Экстремальные инвестиции, или чем пугает инвесторов туркменистан |

Экстремальные инвестиции, или Чем пугает инвесторов Туркменистан

Экстремальные инвестиции, или Чем пугает инвесторов Туркменистан

Новоиспеченный президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в 2007 году показался рыночником — если не продвинутым, то начинающим точно. И в страну, давно манящую инвесторов своими запасами энергоресурсов, потянулись инвесторы.

Первый энтузиазм, правда, быстро сменился разочарованием, а программа социальных и экономических реформ, декларировавшая построение рыночной экономики с опорой на  развитие частного сектора и интеграции Туркменистана в мировую экономику, оказалось реализованной весьма выборочно.

Ищите деньги. Срочно

В своих поездках на инвестиционные форумы туркменские министры сыпали щедрыми обещаниями. «Все наши усилия направлены на то, чтобы поднять экономическое развитие Туркменистана на мировой уровень, получить равенство в международных отношениях, укрепляя двусторонние отношения с другими странами, обеспечивая более эффективный инвестиционный менеджмент и поощряя иностранных инвесторов», — заявлял  Бердымухамедов

И инвестору было о чем задуматься и помечтать: Туркменистан анонсировал грандиозную программу строительства, 23,6 миллиардов долларов за два года. То есть если Сапармурат Ниязов направлял на строительство инфраструктуры десятки миллионов долларов, Бердымухамедов намерен был переплюнуть его на порядок — потратив на строительство сотни миллионов. Только их сперва надо где-то взять.  Поиском так необходимых ресурсов и занялись чиновники. Но не преуспели. И опыт тех, кто все-таки рискнул вложить свои средства в щедрую на обещания страну, говорит, что осторожность большинства была не напрасной.  

Сейчас, несмотря на статус страны с доходом выше среднего уровня, Туркменистан все еще находится на ранней стадии перехода, отмечает Всемирный банк. Причем богатых запасы природных ресурсов, в первую очередь, углеводородов, маскировали потребность в переменах, задерживая реформы первого поколения, такие как либерализация цен и торговли, приватизация и создание институтов регулирования рынка. Прогресс начался после 2007 года, то есть после прихода к власти Гурбангулы Бердымухамедова. 

При этом, как считает Всемирный банк, жесткий административный контроль и большая роль государственного сектора в экономике остаются основными препятствиями для развития частного сектора в Туркменистане. Не более оптимистичны и эксперты, готовящие Рейтинг экономической свободы от Heritage. Тут у Туркменистан 164 место в мире, и одно из последних в Азии. Эксперты говорят о незащищенности инвестиций в Туркменистане, автократическом правительстве, высоком уровне коррупции, в том числе взяточничестве среди судейского корпуса, полностью находящегося во власти президента. В довершение всего —  огромные расходы бюджета, которые не покрывают упавшие цены на нефть и газ и слабый фискальный контроль.

Читайте также:  АК Барс банк: вклады физических лиц 2019

К примеру, Туркменистан стабильно показывает один из самых высоких в мире темпов прироста ВВП — порядка 6% в год. Кроме того, 40-процентное соотношение инвестиций и ВВП в Туркменистане является одним из самых высоких в мире. Но если государственные инвестиции с 2008 года по 2021 год выросли с 18,4 процента от ВВП до 29,1 процента, то инвестиции негосударственного сектора сократились с 12,9 процентов до 10,5 процентов ВВП.  Неудивительно, что государственный сектор и государственные монополии продолжают доминировать в экономике и на  рынке труда. 

Экономический рост Туркменистана по-прежнему сильно зависит от углеводородов и связанных с ними отраслей. Да и прямые иностранные инвестиции привлекаются именно в пределах углеводородного сектора.

После успешной диверсификации экспортных маршрутов природного газа в 2009 году Китай стал крупнейшим экспортным рынком для Туркменистана. Среднесрочные планы предусматривают дальнейшее увеличение экспорта природного газа в Китай и другие страны в Восточной и Южной Азии. В то же время экспорт в Россию прекратился из-за разногласий по поводу цен на транзит. Заметного развития проекты в других направлениях также не получили. 

Газ есть, процветания нет

Даже в самой привлекательной для инвесторов сфере Туркменистана, нефтегазовой, Ашхабад умудрился испортить отношения с большинством партнеров. Держится, фактически, только Китай. А ведь запасы углеводородов в стране весьма заманчивы. По официальным данным, на в Туркменистане уже открыто более 190 нефтяных и газовых месторождений. И это не считая глубоководных запасов на Каспии, где находится порядка 12 миллиардов тонн нефти и более 6 триллионов кубометров природного газа. ВР Statistical Review оценивает запасы газа в Туркменистане в 19,5 трлн кубометров на конец 2021 года. Это четвертый в мире показатель после Катара, Ирана и России. 

А вот по объемам добычи впереди Ашхабада уже более десятка стран. То есть монетизировать природные богатства пока не очень получается. И не без причины.

У Туркменистана есть потенциал для наращивания добычи газа, так что компенсировать падение цен на углеводороды было вполне под силу, сказала Газете.ру,  Жанна Кулакова, аналитик Forex Optimum, сообщает «Однако мало просто увеличить добычу, нужно еще найти покупателя и организовать доставку товара, в данном случае — газа. Для этого, например, нужно наращивать экспорт на европейский рынок, но для этого необходимо проложить газопровод по дну Каспийского моря», — объясняет эксперт. Но постройка такого газопровода постоянно тормозится из-за разногласий между Туркменией, Ираном, Россией, Казахстаном и Азербайджаном. 

Самую жесткую позицию занимает Тегеран. Причиной затяжного конфликта между Ираном и Туркменистаном эксперт называет историю 2008-2009 годов, когда в Иране были сильные морозы, и он был вынужден импортировать газ сверх установленных лимитов.

«Туркмения его продала, но в девять раз повысила цену, в результате чего сформировался долг. Спустя годы Туркмения и вовсе перекрыла поставки газа в Иран, обосновывая это как раз той самой задолженностью, а теперь Иран ставит Туркмении палки в колеса», — поясняет Кулакова.

Не слишком благополучно сложилось у Туркменистана и с российским газовым гигантом «Газпромом». Туркменский газ мог поставляться в Европу через Россию, но с 2021 года «Газпром» полностью отказался от покупки туркменского природного газа. Это произошло из-за того, сообщает Газета.ру, что Ашхабад не пошел на уступки после падения мировых цен на газ. Туркменская сторона заявляет, что причина конфликта другая: российские партнеры отказывались платить по долгам.

Аналитик «Алор» Алексей Антонов, описывая конфликт, отмечает, что «Газпром» покупал туркменский газ довольно дешево. «Полагаем, что такое ценообразование было за счет того, что компания обеспечивала транзит, при этом «Газпром» перепродавал этот газ уже по другим рыночным ценам. В конечном счете, Ашхабад стало не устраивать такое положение дел и в результате стороны разорвали сотрудничество», — заявил он.

А в свете многочисленных судебных тяжб Туркменистана с турецкими компаниями, в первую очередь, строительными, а также с. Инвесторами из Великобритании (Garanti Koza) и Германии (Unionmatex) искать инвесторов среди развитых стран и рассчитывать на приход в страну западных энергетических корпораций Ашхабаду не приходилось. А раз выбирать особо не из кого, сгодятся и бывшие соседи по Советскому Союзу.

Эксперты говорят, вовсе не случайно практика обращения с инвесторами в Туркменистане осталась прежней и при Ниязове, и при Бердымухамедове — меняли первые лица, а второе, Рашид Мередов, министр иностранных дел, остался при портфеле. И большинство «заманеных» в страну инвесторов — его креатура. Чиновник, закончивший юрфак МГУ и аспирантуру, мастерски «гарантирует» инвесторам безопасность вложения, а потом, не менее эффектно, «кидает» их. Впрочем, не только их, но и своего президента которому приходится решать проблемы все более буксующей экономики.  

Близкие, но далекие. Почему Туркменистан скандалит с близкими по духу

Два иска от российского мобильного оператора МТС в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ICSID) известны. Компанию дважды выдавливали с рынка, суммы исков составляли 800 миллионов долларов в 2021 году и 750 миллионов долларов — в 2021 году.

Интересно, что авторитарный режим Гурбангулы Бердымухамедова не нашел общего языка и с другим лидером того же типа — президентом Беларуси Александром Лукашенко. Причем проект строительства Гарлыкского горно-обогатительного комбината ценой в 1 миллиард долларов удалось не только начать, но и закончить — то есть построить основные объекта и запустить рудник и обогатительную фабрику, перерезав ленточку с максимумом пафоса. — Для Беларуси было делом чести, чтобы дружественный Туркменистан получил передовое предприятие. Здесь шло настоящее сражение за то, чтобы проникнуть вглубь земли на полкилометра, достать оттуда руду и произвести из нее качественное удобрение. Думаю, теперь мы сможем с нашими туркменскими партнерами и на шельфе шахту построить, — воодушевленные слова Александра Лукашенко приводит официальная белорусская пресса. 

Гурбангулы Бердымухамедов после слов благодарности стал рассказывать, что новое предприятие каждый год будет выдавать на гора 1,4 миллиона тонн удобрений.

— Не 1,4, а полтора миллиона тонн и даже больше, — поправил Лукашенко. — Строители всегда страхуются.

— На заводе будет создано полторы тысячи рабочих мест, — восторженно продолжал президент Туркменистана.

— Не полторы, а две тысячи будет мало, когда втянетесь в эксплуатацию объекта, — со знанием дела заверил Гурбангулы Бердымухамедова Александр Лукашенко. И добавил: — Меня приятно удивило, что первую партию удобрений президент Туркменистана отдал соседям. Молодец! Вот так надо жить. Тогда тебя будут уважать и к тебе стремиться. Это достойный шаг, возвышающий туркменский народ.

К сожалению, этой идиллией проект не закончился. Более того, все самое интересное только начиналось, и вчерашние друзья и почти братья оказались в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма, где белорусский подрядчик, «Белгорхимпром», потребовал взыскать с Туркменистана и госконцерна «Туркменхимия» задолженность в размере более 150 млн долларов за работы по строительству Гарлыкского горно-обогатительного комбината. 

Оказалось, у Туркменистана банально кончились деньги, и среди тех инвесторов, которых «кинули» оказался и почти братский Минск, получивший лишь немногим более 700 миллионов. Невыплаченная сумма за выполненные работы составила порядка 100 миллионов долларов, более 60 единиц строительной и проходческой техники белорусов примерно на 7 миллионов долларов оказалось заблокировано на площадке.

Документацию комбината без долгих дискуссий изъяли якобы «правоохранительные органы», не показавшие никаких документов, повесток, постановлений. Но намекнувших – желающие возражать или оспаривать решения Туркменской стороны могут запросто потеряться в ближайшей пустыне – случаев таких немало, по пару десятков в год, и это только те, что точно известны правозащитникам. Так что белорусских специалистов сперва пытались выдворить из страны угрозами, но потом все решилось естественным путем — через непродление виз. 

В общем, с инвестициями в Туркменистане не очень. Но это не помешало Гурбангулы Бердымухамедову поставить себе прижизненный памятник. Скромный конный монумент «Аркадаг». Статуя установлена, естественно, по многочисленным обращениям народа. «Желания и чаяния народа священны», — заявил Гурбангулы Бердымухамедов. 

Что президент Туркменистана заявил по поводу постоянного дефицита в стране товаров первой необходимости, муки, сахара, других продуктов питания, по поводу росту цен в разы, а также про ограничение, а потом и фактический запрет на выезд из страны сперва людей до тридцати лет, а потом и до сорока лет, точно не известно. 

Автор: Анвар Самедов

Оцените статью