Источники финансирования инвестиций — что это, виды

Основные принципы инвестирования для частных лиц

Принципы успешного инвестирования, о которых пойдет речь далее, — обязательный минимум, которым – сознательно или неявно — пользуется каждый успешный инвестор.

Последовательное применение этих принципов обезопасит от неприятных потерь из-за бездумных вложений.

Большинство предлагаемых принципов успешного инвестирования сформулировано с учетом опыта ведущих инвесторов и имеет глубокий практический смысл.

[1]. Руководствоваться инвестиционной стратегией. Осознавать пределы своей готовности идти на риск. Четко разделять инвестиции на консервативные (К), умеренные (У) и агрессивные (А). Планировать и отслеживать долю каждого вида инвестиций в своем портфеле.

Пример инвестиционной стратегии: К – 25 %, У – 45 %, А – 30 %.

[2]. Систематически корректировать портфель. В зависимости от ситуации на рынке принимать меры к увеличению доли тех или иных активов. Обвал цен на активы из одной группы должен компенсироваться ростом цен на активы из другой.

[3]. Иметь продуманный инвестиционный план. Инвестировать на регулярной основе (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно – зависит от целей инвестирования). Вести учет инвестиций и финансовой отдачи от них.

[4]. Не использовать заемных средств. Рыночные колебания в долгосрочной перспективе принципиально непредсказуемы. Настоятельно рекомендуется избавиться от кредитов и долгов, прежде чем ввязываться в инвестиционную деятельность.

Инвестирование – это риск, но этот риск должен быть оправдан. Потеря средств в результате неудачной инвестиции не должна ставить в трудное финансовое положение.

[5]. Предпочитать инвестиции спекуляциям. Ориентироваться на длительные сроки инвестирования. Не цепляться за сезонные колебания цен. Только так можно избавиться от нервозности из-за рыночной нестабильности.

[6]. Изучать и использовать опыт богатейших инвесторов мира. На ум сразу приходят стратегии инвестирования Уоррена Баффета, Рэя Далио и иже с ними. Впитать суть и руководствоваться ими неуклонно и целенаправленно перед каждым вложением средств.

[7]. Никогда не вкладывать весь имеющийся капитал в один объект инвестирования. Инвестировать по частям. Постоянно разнообразить и расширять круг объектов инвестирования.

Инвестируя в один объект, лучше разбивать инвестиции на части. Статистически это более выигрышная стратегия, нежели одномоментное инвестирование.

Способы финансирования инвестиций

Источники финансирования инвестиционных проектов в реальные активы отличаются достаточно большим количеством и разнообразием. В зависимости от отношения к собственности источники финансирования подразделяются на три вида:

  • • собственные;
  • • привлеченные;
  • • заемные.

Собственные финансовые ресурсы организации выступают в виде прибыли, амортизационных отчислений, уставного капитала и др. Например, средства, выплачиваемые органами страхования в виде потерь от стихийных бедствий, аварий и в виде поступлений от штрафов, пени, неустоек.

Финансовые ресурсы привлекаются в результате эмиссии акций, поступления паевых и иных взносов членов трудового коллектива, физических и юридических лиц. Денежные средства привлекаются также за счет облигационных займов, банковских и бюджетных кредитов.

К заемным финансовым средствам можно отнести кредиты, национальные и иностранные инвестиции. В иностранном инвестировании принимают участие зарубежные страны, международные финансовые и инвестиционные институты, отдельные организации, институциональные инвесторы, банки, а также кредитные учреждения.

Одним из основных источников финансирования проектов и программ, реализуемых на уровне народного хозяйства, регионов и городов, являются средства государственного бюджета и внебюджетных фондов. Средства государственного бюджета направляются в основном на финансирование федеральных целевых комплексных программ.

Финансирование проектов, как правило, проходит следующие стадии:

  • • предварительный поиск ресурсов;
  • • разработку финансовой стратегии;
  • • разработку оперативных финансовых планов;
  • • заключение контрактов с потенциальными инвесторами.

Финансирование проекта в укрупненном виде должно

обеспечить решение двух основных задач:

  • 1) обеспечение такой динамики инвестиций, которая позволила бы выполнять проект в соответствии с временными и финансовыми (денежными) ограничениями;
  • 2) снижение затрат финансовых средств и риска проекта за счет соответствующей структуры инвестиций и налоговых льгот.

Основные формы финансирования инвестиционных проектов в Российской Федерации представлены в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Источники и формы финансирования

Формы финансирования

Источники финансирования

Собственные финансовые ресурсы

Прибыль

Амортизационные отчисления Средства, выплачиваемые страховыми компаниями

Внутренние резервы инвесторов

Прибыль

Амортизационные отчисления Накопления и сбережения граждан и юридических лиц

Формы финансирования

Источники финансирования

Заемные средства

Облигационные займы Банковские кредиты Бюджетные кредиты и другие формы государственного финансирования

Лизинговое финансирование

Финансовый лизинг Оперативный лизинг Возвратный лизинг

Инвестиционные

ассигнования

Государственный бюджет РФ Бюджеты субъектов РФ Местные бюджеты Внебюджетные фонды

Иностранные инвестиции

Капитал иностранных юридических и физических лиц

Международные инвестиции

Кредиты Всемирного банка Кредиты Европейского банка реконструкции и развития

Средства международных фондов, агентств и крупных страховых компаний ИТ. д.

Факторы, определяющие эффективность проекта и возможности его участников, можно классифицировать следующим образом:

  • 1. Внутренние (эндогенные): конкурентная позиция предприятия; принципы деятельности; маркетинговые стратегии и политики; финансовый менеджмент; ресурсы и их использование.
  • 2. Внешние (экзогенные): международные; национальные; социально-экономические; рыночные.

Следует отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой несостоятельность проектов на 1/3 обусловлена внешними факторами и на 2/3 — внутренними факторами. В условиях переходной экономики внешние факторы превалируют над внутренними.

Основные методы финансирования проектов — совокупность приемов и способов их финансирования в целях повышения эффективности хозяйствующих объектов. Они базируются на таких принципах, как: временная ценность денежных ресурсов, анализ денежных потоков, предпринимательских и финансовых рисков, поиск эффективных рынков инвестиционных ресурсов. Важными экономическими категориями инвестиционного процесса являются: частная собственность, рыночное ценообразование, рынок труда и капитала, государственное нормативно-правовое регулирование инвестиций.

Методы, применяемые на практике для финансирования проектов, могут быть самыми разнообразными: используется один метод или одновременно несколько методов. Основными методами финансирования могут быть:

  • • государственное;
  • • внебюджетное;
  • • самофинансирование;
  • • банковское кредитование;
  • • аренда имуществ;
  • • лизинг;
  • • венчурное;
  • • проектное;
  • • инвестиционный налоговый кредит;
  • • бюджетный кредит.

Одним из важных вопросов при использовании различных методов финансирования проектов является выбор инвестиционной политики. Инвестиционная политика государства в настоящее время направлена на снижение величины бюджетных ассигнований и одновременное увеличение доли собственных средств организаций, частных инвестиций и заемных средств.

Государственное финансирование проектов и программ на уровне народного хозяйства и организаций может осуществляться на возвратной, безвозвратной или смешанной основе. Такое финансирование осуществляется для решения задач, обеспечивающих структурную перестройку экономики России. Для этого определяются основные направления экономического развития отдельных отраслей, которые требуют необходимой поддержки государства в реализации инвестиционных проектов и программ. Конкретные инвестиционные проекты для государственной поддержки отбираются в три этапа.

Выбор проектов на первом этапе осуществляется на конкурсной основе, исходя из федеральной государственной необходимости. По окончании конкурса принимается решение о включении проектов в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд.

На втором этапе проводятся подрядные торги заказчиков на строительство отобранных объектов и заключаются государственные контракты. Уточняются объемы капитальных вложений и сроки выполнения необходимых работ.

Третий этап характеризуется выбором системы финансирования. Прямое государственное финансирование на возвратной основе предусматривает выделение средств из федерального бюджета в пределах кредитов, выдаваемых Центральным банком РФ в установленном порядке. Следующим действием является получение коммерческими банками от Министерства финансов РФ средств федерального бюджета для финансирования государственных централизованных капитальных вложений. Процесс финансирования осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

Финансирование инвестиционных проектов на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета может проводиться при отсутствии других источников финансирования. Открытие финансирования государственным заказчикам производится Министерством финансов РФ путем перечисления средств на основании имеющихся договоров.

Смешанное финансирование осуществляется на возвратной и безвозвратной основе. Такое финансирование может производиться как за счет средств федерального бюджета, так и собственных средств организации. Капитальные вложения вносятся инвесторами на счет банков по договоренности сторон.

Внебюджетные источники финансирования, привлекаемые для реализации инвестиционных проектов и целевых комплексных программ, могут быть получены за счет:

  • • фондов по поддержке малого предпринимательства;
  • • пенсионных страховых и других фондов, в том числе негосударственных;
  • • отчислений от прибыли организаций;
  • • целевых кредитов банков под государственные гарантии;
  • • средств инвестиционных компаний;
  • • иностранных инвестиций.

Регулирование участия внебюджетных фондов и других видов внебюджетных инвестиций осуществляется с помощью законов о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, о страховых и пенсионных фондах и т. п.

Внебюджетные источники финансирования имеют определенные особенности. Государство имеет возможность с помощью внебюджетных средств:

  • • вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность организаций;
  • • инвестировать в различные формы предпринимательства и инновационных проектов;
  • • осуществлять функции контроля за использованием внебюджетных средств.

Финансирование инвестиционных проектов и целевых комплексных программ осуществляется целевым выделением средств через государственного заказчика, который является ответственным за выполнение определенных работ.

Формирование системы самофинансирования осуществляется в основном за счет прибыли и амортизационных отчислений. Собственные накопления организации дополняются кредитными источниками и эмиссией ценных бумаг.

Читайте также:  Маркетинговое исследование рынка ЖКХ в Москве и области

Для стран с развитой рыночной экономикой уровень самофинансирования на фирмах считается высоким, если удельный вес собственных финансовых ресурсов составляет не менее 60% от общего объема финансирования инвестиционной деятельности. Увеличение государственного финансирования частных компаний за счет снижения доли собственных средств рассматривается в деловых кругах как падение имиджа фирмы и начало движения к банкротству. В связи с этим фирмы стремятся использовать государственные средства временно. В США, Канаде, ЕЭС стимулирование инвестиций методами финансовой и денежно-кредитной политики позволяет ускорить кругооборот вложенных в основной и оборотный капитал средств и повысить конкурентоспособность экономики в целом.

В условиях российской экономики государство в целях концентрации и централизации финансовых ресурсов осуществляет политику изъятия большой части накоплений инвестора в объеме до 60%. Такой подход приводит к переливу денежных накоплений между организациями, что в значительной степени сдерживает развитие горизонтальных связей между этими организациями и снижает их инвестиционные возможности в части самофинансирования.

Одним из направлений самофинансирования является эмиссия ценных бумаг в акционерных обществах — акционерное финансирование. Это направление предусматривает замену инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами. Акционерное финансирование включает в себя следующие действия организации:

  • • эмиссия ценных бумаг под определенный инвестиционный проект;
  • • эмиссия акций для их размещения среди отечественных и иностранных хозяйствующих субъектов;
  • • организация специализированных инвестиционных фондов, в том числе паевых.

В современных условиях для определения доли собственных средств в общем объеме инвестиций в организациях рассчитывают коэффициент самофинансирования (Кс):

Источники финансирования инвестиций - что это, виды

где Кс — коэффициент самофинансирования;

Сс — собственные средства;

Гс — государственные бюджетные средства;

Пс — привлеченные средства;

Зс — заемные средства.

Уменьшение коэффициента самофинансирования в отчетном периоде по сравнению с базовым означает усиление зависимости предпринимателя от рынка заемного капитала. Повышение доли собственных средств при финансировании инвестиционных проектов означает сравнительную стабилизацию финансово-хозяйственной деятельности организации. Рекомендуемое значение коэффициента самофинансирования должно быть не менее 0,51. Более низкое значение коэффициента показывает, что организация теряет финансовую независимость по отношению к внешним источникам финансирования.

Банковский кредит представляет собой ссуду в денежной или товарной форме на условиях возврата с уплатой процентов по предварительной договоренности.

Существует достаточно большое разнообразие кредитов. Например, контокоррентный кредит означает, что текущий счет организации ведется банком-кредитором с оплатой банком расчетных документов и зачислением дохода этой организации. Банк в данном случае кредитует внешнюю задолженность организации в пределах, оговоренных кредитным договором.

Онкольный кредит соответствует контокоррентному кредиту, но оформляется под залог только товарно-материальных ценностей или ценных бумаг.

Учетный (вексельный) кредит предоставляется банком векселедержателю путем покупки векселя до наступления срока платежа. Владелец векселя получает от банка сумму, указанную в векселе, за минусом учетной ставки, комиссионных платежей и других расходов. Стороны могут продлить срок оплаты, т. е. осуществить пролонгацию векселя. Закрытие учетного кредита производится на основании извещения банка об оплате векселя. Учет векселя представляет собой покупку векселя до наступления срока его оплаты.

Акцептный кредит используется во внешней торговле и предоставляется поставщиком импортеру путем акцепта банком выставленных на него экспортером тратт.

Тратта представляет собой переводной вексель. Это документ, регулирующий вексельные отношения трех сторон: кредитора (трассанта), должника (трассата) и получателя платежа (ремитента). Сущность этих отношений состоит в следующем: кредитор (трассант) выписывает (трассирует) вексель на должника (трассата) с предложением уплатить получателю платежа (ремитенту) определенную сумму денег в определенное время и в определенном месте. Банк в таком случае выступает в качестве ремитента.

Факторинг(factor — посредник) представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, связанной с кредитованием оборотных средств. Он включает в себя выполнение следующих действий:

  • • инкассирование (взыскание) дебиторской задолженности покупателя;
  • • предоставление покупателю краткосрочной ссуды;
  • • освобождение покупателя от кредитных рисков.

Действия банка осуществляются следующим образом.

Банк приобретает у хозяйствующего субъекта-продавца право на взыскание дебиторской задолженности у покупателя продукции и в течение 3 дней перечисляет хозяйствующему субъекту 70-90% суммы средств за отгруженную продукцию в момент предъявления платежных документов. Затем банк после получения платежа от покупателей перечисляет хозяйствующему субъекту оставшиеся 30-10% суммы счетов за вычетом процентов и комиссионного вознаграждения. Стоимость факторинговых услуг зависит от вида услуг и финансового положения клиента.

Форфейтинг(a forfait — целиком, общей суммой) представляет собой кредитование экспортера путем покупки векселей, акцептованных импортером. Механизм форфетирова- ния состоит в следующем. Форфейтор (банк или финансовая компания) покупает у экспортера вексель с определенным дисконтом, т. е. за вычетом всей суммы процентов. Величина дисконта зависит от платежеспособности импортера, срока кредита, процентной рыночной ставки. Форфейтор имеет возможность перепродать купленные у экспортера векселя на вторичном рынке. При таком кредитовании экспортеры освобождаются от кредитных рисков и сокращается кредиторская задолженность.

Овердрафт (overdraft—сверх планируемого, перерасход) представляет собой форму краткосрочного кредита. Это кредитование банком расчетного счета клиента для оплаты им расчетных документов при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств. Банк и клиент заключают между собой договор, в котором устанавливаются: максимальная сумма овердрафта, условия предоставления кредита, условия погашения, размер процента за кредит. В условиях овердрафта на погашение направляются все суммы, зачисляемые на текущий счет клиента. В связи с этим объем кредита меняется по мере поступления средств. Это отличает овердрафт от обычной ссуды банка.

В данном разделе перечислены не все виды кредитования. Эффективность использования кредитов определяется инфляционной динамикой, а также степенью финансовопредпринимательских рисков.

Кредиты, которые предоставляют банки или другие финансовые организации, должны быть обеспечены залогом движимого и недвижимого имущества, ценными бумагами, банковскими гарантиями.

Кредитование, оформление и погашение кредитов регулируется кредитным договором. Для получения кредита заемщик направляет в банк заявку и другие требуемые им документы. В заявке указывается цель получения кредита, сумма и срок, на который организация просит кредит. Количество и наименование документов, которые требует банк перед выдачей кредита, определяются конкретным банком-кредитором.

Инвестиции также могут предоставляться в виде аренды. Аренда представляет собой имущественный наем и строится на срочном возмездном договоре о пользовании имущественным комплексом (здания, сооружения, оборудование, земля, природные ресурсы и другое имущество).

Основным документом между арендодателем и арендатором является договор об аренде, в котором оговариваются: состав и стоимость арендуемого имущества, размер и сроки арендной платы, права и обязанности двух сторон и условия прекращения договора. Договор может быть заключен на короткий срок (краткосрочная аренда не более 1 года) и на длительный срок (долгосрочная аренда более 1 года). Стоимость арендуемого имущества оценивается с учетом физического износа. Арендуемое имущество может быть полностью или частично выкуплено арендатором. Условия выкупа определяются договором об аренде. Одним из важных моментов аренды имущества является расчет и определение размера арендной платы. Она может вводиться на все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждому объекту в натуральной, денежной или смешанной форме.

Арендная плата определяется договором аренды, и количественная величина ее может изменяться по соглашению сторон и в сроки, предусмотренные договором. Арендная плата включает в себя:

  • • амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества;
  • • арендный процент, представляющий собой часть прибыли, которая может быть получена от арендованного имущества.

Термин лизинг происходит от английского глагола to lease, что означает “арендовать”, “брать в аренду”. Его связывают с операциями телефонной компании “Белл”, руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду. Тем не менее первое организованное общество, для которого лизинговые операции стали основой деятельности, было создано в Сан- Франциско только в 1952 г. американской компанией “Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн”.

Лизинг — это вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Лизинг осуществляется через соглашение между собственником имущества и лизингополучателем о передаче имущества в пользование на оговоренный период по установленной ренте, которая выплачивается ежегодно, ежеквартально или ежемесячно. В настоящее время различают оперативный и финансовый лизинг.

Оперативный лизинг представляет собой передачу имущества многоразового использования на срок по времени меньше его экономического срока службы. Контракт в этом случае характеризуется небольшой продолжительностью (3~5 лет) и неполной амортизацией оборудования за время аренды. По окончании контракта технические средства могут стать объектом нового лизингового контракта или возвращаются лизингодателю. Как правило, в оперативный лизинг сдаются строительная техника, транспорт, вычислительная техника и т. п.

Читайте также:  Спорт и бизнес встретились на площадке "РК-Спорт" в Гостином дворе - Новости партнеров - ТАСС

Финансовый лизинг отличается длительным сроком контракта (5—10 лет) и амортизацией всей или большей части стоимости технических средств. Он представляет собой форму долгосрочного кредитования приобретения технических средств. В этом случае после окончания действия финансового лизингового контракта лизингополучатель может вернуть объект аренды, продлить контракт или выкупить объект по остаточной стоимости.

Финансовый лизинг может состоять из следующих видов:

  • • обслуживание, когда лизингодатель оказывает ряд услуг по содержанию и обслуживанию имущества;
  • • леверидж-лизинг, когда сделка по сдаваемому в лизинг имуществу больше стоимости самого имущества и дополнительная сумма денег берется у третьей стороны;
  • • пакетный лизинг, когда система, включающая здания и сооружения, сдается в кредит, а оборудование предоставляется по договору аренды.

Лизинг от аренды отличается рядом условий. Лизингополучатель помимо обязанностей арендатора должен выполнить функции приобретения имущества в собственность, в том числе оплатить страхование и техническое обслуживание. Цена капитала, вложенного в лизинг, может быть выше цены банковского кредита. В лизинг приобретаются только новые технические средства. Оплата лизинга идет из прибыли за счет использования получаемых технических средств.

Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, обновления промышленного потенциала, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции в России следует более высокими темпами осуществлять лизинговые отношения как внутри страны, так и на международном уровне.

Капиталовложения, характеризуемые высоким риском потери инвестиций, называют венчурными. Венчурный капитал образуется из личных или корпоративных финансовых ресурсов инвесторов. Инвесторами венчурного проекта могут быть:

  • • инвестиционные банки;
  • • финансово-промышленные группы;
  • • страховые компании;
  • • отдельные рискующие бизнесмены;
  • • иностранные компании.

Венчурный капитал предоставляется инвесторами в обмен на высокую долю прибыли в будущих доходах венчурной организации. Механизм получения прибыли из доходов венчурной организации осуществляется через приобретение ценных бумаг этой организации. Как правило, венчурные организации создаются для разработки и реализации перспективных долгосрочных инновационных проектов и являются высоко рисковыми. Для венчурного капитала характерны следующие признаки:

  • • инвестиции в эффективные долгосрочные инновационные проекты со сроком около 3—6 лет;
  • • высокая степень риска;
  • • возможность приобретения венчурной организации другой компанией.

Инвесторы могут играть как активную, так и пассивную роль в венчурной организации с высокой степенью риска. Они могут участвовать в управлении организацией через совет директоров, если это связано с достижением их собственных целей. Хозяин организации в этом случае теряет свою самостоятельность. Прежде чем воспользоваться венчурным капиталом, следует подумать о том, какие потери для дела могут возникнуть в результате реализации инновационной идеи.

Венчурные организации при выборе инвестиционного портфеля ориентируются на следующие критерии:

  • • оригинальность инновационной идеи;
  • • эффективную структуру управления созданием и реализацией инновационного проекта;
  • • минимизацию степени риска при вложении капитала;
  • • максимум прибыли.

Основой для создания венчурной организации и получения финансирования с целью реализации инновационной идеи является хорошо проработанный бизнес-план. Руководящий состав венчурной организации должен выбрать стратегию финансирования, которая заключается в выборе наиболее перспективных проектов и источников финансирования, т. е. в определении доли финансирования за счет кредитов и паевых взносов. Инвесторы имеют право получать периодически (поквартально) информацию о результатах хозяйственной деятельности венчурной организации, а также годовую отчетность.

Проектное финансирование является новой формой долгосрочного международного кредитования, т. е. кредитование объекта от стадии проектирования до его пуска в эксплуатацию. Несмотря на то что общепринят термин “проектное финансирование”, речь идет не о субсидировании, а о кредитовании проектов.

Специфичность проектного кредитования заключается в том, что основные этапы инвестиционного цикла взаимоувязаны между собой и являются предметом деятельности определенного банковского сообщества жизнеспособных проектов в России. Иностранные партнеры в этом случае вносят капитал, оборудование, технологию, менеджмент. Относительно отечественной практики проектного кредитования следует отметить, что такой метод кредитования находится на начальной стадии своего развития.

Главная цель проектного финансирования состоит в привлечении необходимых средств на соответствующий проект. На практике в зависимости от вида проекта, целей учредителей, взаимоотношений между ними и банком, конъюнктуры рынка кредитов имеется различное распределение рисков между учредителями и кредиторами. Поэтому различают три формы кредитования:

  • 1) с правом полного регресса;
  • 2) с правом частичного регресса;
  • 3) без права регресса.

При первой форме кредитования учредитель несет полную ответственность по всем видам риска проектов. Это наиболее простая форма проектного кредитования, и договор о таком кредитовании можно заключить быстро под небольшую процентную ставку.

Вторая форма кредитования заключается в том, что риски проектов распределяются между учредителями и банками в определенном соотношении. Такая форма кредитования на практике встречается достаточно часто.

При кредитовании по третьей форме банки берут на себя большинство рисков, отказываясь во многом от требований к учредителям. Банки практически возлагают на себя ответственность за реализацию проекта. В этом случае форма кредитования очень дорога и трудноосуществима. Поэтому на практике встречается редко. Благоприятными условиями кредитования без права регресса считаются: когда объект инвестирования находится в стране со стабильным политическим климатом, привлечена новая технология, продукция может быть легко реализована на известных рынках, кредиторы имеют возможность достаточно точно оценить будущие риски.

Основными принципами проектного кредитования, принятыми в мировой практике, являются:

  • • пессимистический прогноз банка при оценке проекта;
  • • тщательное изучение динамики спроса и цен на продукцию;
  • • гарантии спонсоров проекта;
  • • различные условия предоставления кредитов.

При оценке проекта банк исходит из пессимистических оценок будущего проекта. Расчет запаса прочности проекта (отношение чистых поступлений от его реализации к сумме задолженности по кредиту и процентам) осуществляется с учетом наименее благоприятных вариантов развития события.

До подписания кредитного договора идет процесс детального анализа спроса и цен на продукцию, для производства которой требуется кредит, с целью определения тренда на период эксплуатации инвестируемого объекта. Как правило, проводится сравнительный анализ трех вариантов: проекта спонсора, пессимистических сценариев банка и базового варианта, который готовится независимыми экспертами.

Дополнительным обеспечением погашения кредита являются гарантии спонсоров проекта. В качестве гарантий выступают: платежная гарантия (безусловное обязательство при наступлении гарантийного случая перечислить банку определенную сумму), гарантия завершения проекта (обязательство спонсоров не отказываться от реализации проекта), гарантия в форме депозита спонсора или фирмы, реализующей проект, в банке-кредиторе.

Возможность финансовых операций при проектном кредитовании должна предусматривать различные условия предоставления кредитов. Проектное кредитование в международной практике обычно предусматривает следующее соотношение между собственными и заемными средствами в зависимости от отрасли: 10:90; 25:75; 35:65. Привлечение заемных средств особенно на начальной стадии прочнее “привязывает” заемщика к проекту, чем в случае реализации последнего исключительно за счет заемных средств.

Проектное кредитование, в отличие от банковского, имеет свои особенности.

Во-первых, при банковском кредитовании должником является уже существующая организация. Решение о предоставлении кредита принимается на основе оценки финансовых результатов должника, его репутации и кредитоспособности. При проектном кредитовании к должнику понятия “финансовые результаты” и “репутация” неприемлемы. Проектная организация (венчурная организация) создается исключительно в целях реализации проекта.

Во-вторых, при проектном кредитовании имеется возможность привлечения инвестиций в больших объемах. В отличие от этого привлечение обычных банковских инвестиций в больших объемах, особенно для небольших и средних организаций, практически закрыто.

В-третьих, проектное кредитование дает возможность учредителям инвестируемой организации переносить часть своих рисков на других участников проекта. При банковском кредитовании владелец инвестиций несет возможные риски в одиночку.

В-четвертых, при проектном кредитовании появляется возможность одновременно использовать несколько источников заемных инвестиций. При этом может быть получен доступ к более выгодным кредитам (МБРР, ЕБРР).

Следует отметить, что проектное кредитование обладает рядом особенностей, которые требуют тщательного подхода при выборе этого метода кредитования. Например, существует противоречие между стремлением учредителей инвестируемой организации и банком-инвестором. Учредители стремятся максимально переложить риски на банки-инвесторы и достичь выгодных условий кредитования. Поэтому одной из главных задач банка-инвестора является выяснение целей учредителей, выбор параметров и выработка адекватной структуры проектного кредитования.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (далее—НК РФ) инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организациям при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Он предоставляется по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет.

Читайте также:  Эксперт рассказал о российских инвестициях в экономику Таджикистана

Уменьшение инвестиционного налогового кредита производится по каждому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. В случае заключения организацией двух и более договоров об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. Увеличение накопленной суммы кредита осуществляется вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Организация, являющаяся налогоплательщиком, может получить инвестиционный налоговый кредит при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • • проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на техническое перевооружение организации, либо с целью создания рабочих мест для инвалидов или защиты окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • • реализация инновационной деятельности организации, в том числе создание новых технологий, новых материалов и оборудования;
  • • выполнение организацией особо важного заказа по развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

При оформлении договора об инвестиционном налоговом кредите должны предусматриваться: сумма кредита с указанием налога, по которому организации предоставлен этот кредит; срок действия договора; начисляемые на сумму кредита проценты; порядок его погашения. В данном случае не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Бюджетный кредит — форма государственной поддержки инвестиционной деятельности, которая предусматривает предоставление бюджетных средств областного заемщику (инвестору и (или) получателю государственной поддержки) на возвратной и возмездной основах, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возврат предоставленных заемщикам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.

Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ) и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете (ст. 93.2 БК РФ).

Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц — также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности.

При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, государственная корпорация “Банк развития и внешнеэкономической деятельности” (Внешэкономбанк).

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования государственных или муниципальных гарантий публично-правовых образований, поручительств и гарантий юридических лиц, имеющих просроченную задолженность по обязательным платежам или по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а также поручительств и гарантий юридических лиц, величина чистых активов которых меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого кредита.

Оценка имущества, предоставляемого в залог, осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Оценка надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства осуществляется соответственно Министерством финансов РФ, финансовым органом субъекта РФ, финансовым органом муниципального образования в установленном ими порядке.

При неспособности заемщика (юридического лица, муниципального образования) обеспечить исполнение обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), способами, предусмотренными настоящим пунктом, бюджетный кредит не предоставляется.

В случаях, установленных бюджетным законодательством РФ, бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию без предоставления им обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением).

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица — получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя органами, или по их поручению уполномоченным лицом. До полного исполнения обязательств по бюджетному кредиту органы или по их поручению уполномоченные лица ведут учет основных и обеспечительных обязательств, а также в соответствии с условиями заключенных договоров (соглашений) осуществляют проверку финансового состояния заемщиков, гарантов, поручителей, достаточности суммы предоставленного обеспечения за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со ст. 93.6 БК РФ.

Проверка целевого использования бюджетного кредита осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, обладающими соответствующими полномочиями.

При выявлении недостаточности имеющегося обеспечения исполнения обязательств или существенного ухудшения финансового состояния гаранта или поручителя обеспечение исполнения обязательств заемщика подлежит полной или частичной замене в целях приведения его в соответствие установленным требованиям. При неспособности заемщика представить иное или дополнительное обеспечение исполнения своих обязательств, а также в случае нецелевого использования средств бюджетного кредита он подлежит досрочному возврату.

Под реструктуризацией обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту понимается основанное на соглашении предоставление отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, а также прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения.

Условия реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту устанавливаются соответствующими законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации муниципального образования соответственно, которыми также определяется порядок проведения реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту.

В порядке и случаях, предусмотренных законодательством РФ о судопроизводстве, об исполнительном производстве и о несостоятельности (банкротстве), финансовые органы вправе принимать решения о заключении мировых соглашений, устанавливая условия урегулирования задолженности должников по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием способами, предусмотренными законом (решением) о бюджете.

Субсидии — бюджетные средства, безвозмездно выделяемые из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня, а также денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам — предпринимателям с целью экономического воздействия на развитие их деятельности и финансовой поддержки, исходя из проводимой государством экономической политики.

Кроме того, субсидии предоставляются определенным слоям населения в соответствии с законодательством в порядке оказания помощи с целью стимулирования потребления.

Субвенции — бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня или юридическому лицу на определенные целевые расходы с указанием срока использования.

Общий размер субсидий и субвенций не может превышать сумм налога на прибыль, налога на имущество, земельного налога, акцизов и других налогов и сборов, уплаченных в региональный бюджет получателем государственной поддержки.

Субсидии и субвенции предоставляются на осуществление следующих целевых расходов:

  • 1) капитальные вложения, осуществляемые получателем государственной поддержки, в том числе на создание или модернизацию основных средств производственного и непроизводственного характера;
  • 2) возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционных проектов;
  • 3) возмещение части затрат по оплате лизинговых платежей за использование в целях реализации инвестиционного проекта основных средств, которые предоставлены в лизинг (финансовую аренду).
Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.