Как открыть свое такси с нуля в маленьком городе

Чтобы открыть свой бизнес по перевозке пассажиров, нужно получить разрешение в Минтрансе или уполномоченных департаментах местных органов исполнительной власти. Разрешение невозможно получить физическому лицу. Поэтому, если вы хотите открыть такси, нужно регистрировать ИП или юридическое лицо. Поскольку стать предпринимателем проще, чем ООО, мы рекомендуем начинать деятельность в качестве ИП.

Как открыть ИП для работы в такси

У нас вы узнаете, как оформить ИП для работы в такси, какие потребуются документы, мы дадим варианты оптимизации налогов и пошаговые инструкции, чтобы вы смогли начать бизнес самостоятельно.

Бизнес-модель для открытия таксопарка

Выгодно ли открывать собственный таксопарк в 2023 году и с какими сложностями можно столкнуться при работе в такой нише. Ответы на эти и другие вопросы получили от Армена Макояна — одного из основателей агрегатора такси «Клевер». В статье узнаете, как можно стать партнёром «Яндекс.Такси», а затем его конкурентом. Также Армен поделился бизнес-моделью для открытия таксопарка — скачивайте в дополнительных материалах.

Содержание
  1. Кем ты работал, когда появилась идея создать таксопарк?
  2. Расскажи более подробно о работе с «Яндекс. Такси» в качестве партнёра
  3. Почему вы решили стать конкурентом «Яндекс. Такси»?
  4. Сколько вы вложили денег на старте и в процессе?
  5. Расскажи про маркетинг и стратегию продвижения «Клевера»
  6. Какие были сложности работы в этом бизнесе?
  7. Что сейчас с вашей компанией?
  8. Какие были штрафы от налоговой?
  9. Какие советы ты дашь начинающим предпринимателям?
  10. Такси как работа по найму и как собственный бизнес
  11. Выбор системы налогообложения для таксомоторного бизнеса
  12. УСН
  13. ПСН
  14. НПД
  15. Регистрация ИП для бизнеса в сфере такси
  16. FAQ
  17. Какой штраф будет, если работать без регистрации ИП и получения разрешения?
  18. Выбор кодов ОКВЭД для таксомоторного бизнеса
  19. Оптимизация налогов
  20. Самозанятый
  21. Патент
  22. Как открыть ИП для работы в такси
  23. Что потребуется
  24. Необходимые документы
  25. Пошаговый алгоритм действий
  26. Оплата госпошлины
  27. Заявление Р21001
  28. Нотариус
  29. Результат
  30. Плюсы и минусы такси как бизнеса

Кем ты работал, когда появилась идея создать таксопарк?

Я работал директором в компании ООО «Клевер Экспресс», которая занималась грузоперевозками. Это была небольшая компания, у нас было несколько грузовиков, до 10 штук.

Идея создания таксопарка возникла не у меня, а у собственника бизнеса. Сначала мы планировали организовать прокат автомобилей. Мы сами сталкивались с такой проблемой — в нашем городе тяжело было найти и арендовать подходящий автомобиль, чтобы отправить сотрудника в командировку. В Армавире практически не было возможности взять в прокат хорошую иномарку с автоматической коробкой передач.

В основном рынок предлагал бюджетные варианты автомобилей в аренду. Только одна компания предоставляла автомобили более высокого класса. Но даже при работе с этой компанией были проблемы — нельзя было оплатить по безналичному расчёту и получить отчётные документы. А для юридических лиц это очень важно. Мы решили закрыть эту проблему и открыть компанию по сдаче в прокат более дорогих автомобилей не только для физических, но и для юридических лиц.

Я начал изучать рынок и выяснил, что спрос на прокат автомобилей в нашем городе невысок. Узнал всю информацию о компаниях, оказывающих услугу длительной аренды машин:

Оказалось, что львиную долю выручки компании получают от сдачи в аренду автомобилей таксистам. Меня это заинтересовало, и я изучил вопрос открытия таксопарка. Такое исследование было легко провести — на рынке уже присутствовал «Яндекс.Такси». Подготовил бизнес-план, согласовали его, открыли таксопарк и приобрели первые автомобили.

Открыть таксопарк самому — это создать свой бренд, подсадить клиентов на этот бренд, продвигать свой номер телефона для заказа и другие сложности. Поэтому мы решили открыть свой таксопарк в качестве партнёра «Яндекс.Такси». Это был самый лёгкий вариант старта в таком бизнесе: «Яндекс.Такси» обучал партнёров, стимулировал открывать собственные таксопарки, покупать автомобили. Мы начали свой бизнес в 2019 году, как и многие другие таксопарки в то время.

Расскажи более подробно о работе с «Яндекс. Такси» в качестве партнёра

Партнёр «Яндекс.Такси» — это промежуточное звено между агрегатором и водителями. Они могут иметь собственный автопарк или привлекать водителей на личных автомобилях. Некоторые работали в обоих форматах. На тот момент действие закона «О самозанятых» не распространялось на сферу такси, поэтому взаимодействие водителей напрямую с агрегатором было затруднительно.

Потом мы поняли, что это был практически неприбыльный бизнес. Стоимость поездки через «Яндекс.Такси» не позволяла много зарабатывать. Необходимо оформлять человека в штат, платить ему зарплату и дополнительно порядка 42% в виде налогов и других выплат государству за каждого сотрудника.

У некоторых компаний не было своих автомобилей или их было совсем мало, поэтому они привлекали водителей со своими машинами. Такие водители не могли работать самостоятельно — им нужно было открыть ИП и получать лицензию на свой автомобиль. Никто не хотел с этим заморачиваться. Проще было прийти к партнёру «Яндекс.Такси» — он тебя подключал к агрегатору.

Почему вы решили стать конкурентом «Яндекс. Такси»?

Когда приняли закон «О самозанятых», то потребность «Яндекс.Такси» в «подключашках» практически исчезла. Мы поняли, что агрегатору выгодно напрямую работать с самозанятыми водителями. Он присылал таксистам через приложение пуш-уведомления с призывом перехода на самозанятость и работы напрямую с «Яндекс.Такси».

Мы понимали, что условия для партнёров «Яндекс.Такси» безвозвратно усложняются и решили переформатировать бизнес — создать свой бренд-агрегатор. Это было интересно с точки зрения противостояния с таким крупным игроком на рынке. Мы считали, что конкуренция с «Яндекс.Такси» стала бы крутым кейсом для нас.

Читайте также:  Вклады в банках Москвы ТОП 10 в 2022, сравнение процентных ставок на сегодня, условия депозитов

Клевер символизирует удачу, а зелёный цвет ассоциируется с успехом и благополучием, поэтому наш бренд выглядел именно так

Сколько вы вложили денег на старте и в процессе?

Это достаточно сложный вопрос. Траты в бизнес шли в ежедневном режиме. В бизнес-модели указал подробную информацию, с которой можно составить бизнес-план для открытия своего таксопарка. В этой бизнес-модели начинающие предприниматели узнают: какие расходы необходимо учесть, в какой компании приобрести приложение, а также другую полезную информацию. Скачивайте бизнес-модель в дополнительных материалах.

Расскажи про маркетинг и стратегию продвижения «Клевера»

Дополнительная стратегия заключалась в том, чтобы переманить к себе водителей от «Яндекс.Такси». Проблема большого агрегатора в том, что у него нет прямого контакта с водителями. У компании есть руководящий состав — региональные менеджеры. Они курируют несколько крупных городов и редко встречаются с партнёрами, а с водителями не встречаются совсем. Мы же могли лично говорить с водителями, узнавать их потребности и пожелания в работе.

Мы давали водителям функционал, который они хотят и которого не было в «Яндекс.Такси», а также меньшую комиссию

Функционал. Использовали приложение для смартфона. Есть компании, которые уже разработали специальное приложение для такси. Нужно его купить, вставить нужную информацию, например, добавить цвета своего бренда, стоимость и тарифы поездок.

К сожалению, с точки зрения функционала, приложение «Яндекс.Такси» работало лучше

Главное различие других приложений от «Яндекс.Такси» — реагирование на повышенный спрос. Когда он наступает — агрегатор поднимает цену, и все водители переключаются на него. В нашем приложении тоже был такой функционал, но он работал хуже. Возможно, это главная проблема, из-за которой мы не смогли перетянуть к себе всех водителей.

Тарифы. Например, у нас был «купим и привезём». Человек звонит и просит купить хлеб и молоко. Водитель покупает и привозит — клиенту удобно. В «Яндекс.Такси» таких тарифов не было.

Очень важно иметь брендированные автомобили. Даже 10 машин на 200-тысячный город будут постоянно мелькать на глазах и создавать эффект присутствия. Чтобы забрендировать машины привлечённых водителей, нужно предложить им что-то взамен, например, приоритет при распределении заказов или сниженную комиссию.

Также вкладывались в контекстную рекламу в Яндексе и таргетированную в социальных сетях, например, во ВКонтакте. Ставили в городе баннер и вешали рекламные объявления на остановках. На рекламных объявлениях давали разные промокоды, чтобы понимать с каких постеров приходят клиенты. Также действовала реферальная программа, по которой клиенты за привлечённых друзей получали деньги в приложении — их можно было потратить на поездки.

Какие были сложности работы в этом бизнесе?

Первое — «Яндекс.Такси» потерял интерес к партнёрам. Переломный момент настал, когда агрегатор стал напрямую привлекать водителей и вознаграждать тех, которые работают на своём автомобиле.

«Яндекс.Такси» стимулирует водителей открывать самозанятость:

Также агрегатор склоняет водителей покупать свои машины. Дилеры продают автомобили уже с наклейками «Яндекс.Такси», а банки охотнее выдают кредиты на покупку машины самозанятым для работы с этим агрегатором.

Таксисты общаются между собой и знают, что выгоднее работать с «Яндекс.Такси». Например, водитель со своим автомобилем зарабатывает 50 тысяч рублей. Он не платит за аренду автомобиля и комиссию таксопарку. Если водитель работает в таксопарке, то он получает, например, 20-30 тысяч рублей.

Второе — следить за водителями. В таксопарк идут только те водители, у которых плохая кредитная история — они не могут купить автомобиль в кредит. В этом есть главный минус работы — приходиться доверять такому таксисту свой недешёвый автомобиль. Если водитель разобьёт машину, то не сможет заплатить за ремонт.

Чтобы снизить риск аварии, мы устанавливали системы контроля качества вождения — видели по параметрам системы, как человек управляет машиной и если плохо водит, то забирали у него автомобиль

Ещё одна сложность при ведении бизнеса — в тебе всегда борются два огня:

Но были и положительные случаи, например, некоторым водителям удавалось выкупать у нас автомобиль.

В своё время наш водитель Сергей Саркисян стал обладателем собственного автомобиля

Что сейчас с вашей компанией?

Мы решили закрыть бизнес после февральских событий 2022 года — прекратились поставки запчастей к автомобилям. Машины подорожали в цене, и мы решили продать их. Например, новый автомобиль в 2019 году покупали за 870 тысяч рублей, а продали в 2022 году за сумму около 1 млн рублей. К тому времени машины были подержанные и отработали в формате такси больше 2-х лет. Так мы заработали при выходе из бизнеса.

Но даже и без политических факторов бизнес развивался туго. Возможно, это было из-за недостатка нашего предпринимательского таланта и моего личного. Или мы выбрали неправильную стратегию — в городах нашего присутствия был низкий спрос на услуги такси, поэтому было мало денег в рынке. Кроме того, в таких рынках тоже есть свои конкуренты, которые уже годами работают.

Появилась ещё одна проблема — таксопаркам начали приходить штрафы и требования от налоговой. Требования об уплате налогов были настолько высоки, что компаниям не оставалось ничего другого, кроме как закрываться.

Какие были штрафы от налоговой?

Штрафы за не полностью уплаченные налоги. «Подключашки» работали так: ты — партнёр и «Яндекс.Такси» платит тебе, а ты платишь водителю. Таксопарк должен подключить водителя к агрегатору — для этого ему нужно предложить выгодную комиссию. Сначала она составляла 6-7%, затем стала снижаться: 5%, 3%, 1%. Таксопарки платили налог с полученной комиссии. А налоговая требовала платить налог со всего оборота. Вот как это выглядит на примере.

Читайте также:  Структурные облигации и облигации со структурным доходом: в чем разница? :: Новости :: РБК Инвестиции

Я — ИП, плачу налог с дохода в размере 6%. Например, за год «Яндекс.Такси» выплатил мне 10 млн рублей, из них я заработал 100 тысяч рублей, а оставшуюся сумму выплатил водителям. Я плачу 6% со 100 тысяч рублей — 6 тысяч рублей, а налоговая требует 6% с общего прихода денег — с 10 млн рублей, а это уже 600 тысяч рублей налога.

Какие советы ты дашь начинающим предпринимателям?

Если в нише таксопарка, то главный совет — не начинать этот бизнес сейчас, в 2023 году. Те силы и деньги, которые вы вложите, — не окупятся. Раньше в этот бизнес можно было зайти легко — люди зарабатывали деньги, сидя дома за ноутбуком, и работали в качестве «подключашек».

Сейчас эта ниша уже мертва. Этот бизнес работает только с точки зрения агрегатора. Если хотите быть конкурентом UBER — пробуйте. Но лучше открыть бизнес в других сферах.

Пользуйтесь философией стартапов. У них есть энергосберегающая технология — когда ты не делаешь сразу идеальный крутой продукт, а выпускаешь на рынок минимально рабочую его версию, то есть MVP. Так ты проверяешь реальный спрос на рынке. Продукт должен закрывать боль клиента и решать его проблему. Советую прочитать книгу «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели». В ней начинающие предприниматели смогут узнать различных тонкостях ИТ-стартапов.

Если вы придумали идею, у которой нет аналогов и конкурентов — забудьте об этом. Скорее всего, это никому не будет интересно. Нужно решать те проблемы, с которыми справился другой продукт, но делать это лучше и инновационнее.

Не нужно бояться конкурентов. Если вы в конкурентной нише — значит там есть деньги. В ней уже кто-то работает и зарабатывает. Это должно быть для вас хорошим показателем.

Когда я был молодым, то хотел придумать бизнес, которого ни у кого нет. Хотел найти нишу, в которой у меня не будет конкурентов, и всё будет легко. Такие мысли нужно гнать от себя подальше. Бизнес — это сложное дело. Как сказал Илон Маск: «Делать бизнес — это как жевать стекло и смотреть в пустоту».

Делать бизнес не всегда весело, как многие думают — необходимо быть готовым к трудностям. Нужно быть упорным, но не упрямым, а ещё выбирать правильную бизнес-модель. Например, воспользуйтесь моей бизнес-моделью для открытия своего таксопарка — скачивайте в дополнительных материалах.

Если ты делаешь бизнес, и у тебя что-то не получается, — нужно быть честным к самому себе и признать свою ошибку. Тогда ты сможешь вовремя закончить с неприбыльным бизнесом и начать новое дело, которое станет более успешным.

Такси как работа по найму и как собственный бизнес

Для перевозки людей нужно получить разрешение. Его выдаёт Минтранс или местные органы исполнительной власти. Такое разрешение не может получить физлицо, а ИП — может. Поэтому если вы планируете развивать такси как бизнес, а не просто подрабатывать, то регистрация в качестве индивидуального предпринимателя обязательна.

Но частной пассажироперевозкой можно заниматься и в статусе физлица. Для этого нужно устроиться водителем в таксомоторную службу. Физлицо может подписать со службой такси трудовой договор, получать зарплату, рассчитывать на соцпакет. Компания сама будет платить за него налоги (13% НДФЛ) и производить отчисления в страховые фонды.

Если водитель является самозанятым, он может работать в таксомоторной службе по договору подряда. В этом случае он сам платит налог со своих доходов через приложение «Мой налог». Самозанятый на подряде, в отличие от штатного работника, платит меньший налог — всего 6% вместо 13%. В некоторых регионах РФ налог для самозанятых ещё меньше. Но водитель на подряде не может рассчитывать на соцпакет.

Если водитель работает в сфере такси без регистрации ИП или без договора с таксомоторной службой, то он занимается нелегальным предпринимательством. За это грозит штраф до 2000 ₽. Если нелегальный предприниматель в ходе своей деятельности получит сверхприбыль или причинит крупный ущерб гражданам, организациям, государству, ему грозит уголовная ответственность. Подробнее об ответственности за нелегальное предпринимательство читайте в нашей статье «Ответственность за нелегальный бизнес».

Если ИП зарегистрирован, но водитель не получил разрешение, штраф может составить 5000 ₽. Также у предпринимателя могут конфисковать автомобиль.

Выбор системы налогообложения для таксомоторного бизнеса

Для деятельности в сфере такси закон предусматривает несколько налоговых режимов:

На ОСНО слишком большая налоговая нагрузка и сложный учёт. ОСНО подходит для крупных организаций, которым важно отсутствие лимитов по количеству сотрудников и сумме годового дохода. Поэтому рассмотрим подробнее оставшиеся варианты

УСН

Максимальный годовой доход — 219,2 млн ₽. Максимальное количество работников — 130 человек. Налог по объекту «Доходы» — 6%, а по объекту «Доходы минус расходы» — 15%. В регионах могут быть более низкие ставки. Нужно платить страховые взносы за себя и работников, вести налоговый учёт и раз в год сдавать декларацию. Можно оформить налоговый вычет на сумму страховых взносов.

ПСН

Максимальный годовой доход — 60 млн ₽. Максимальное количество работников — 15 человек. Налог равен стоимости патента, он разовый, фиксированный, зависит от количества автомобилей. Срок действия патента — от месяца до года. Нужно платить страховые взносы на себя и работников, но можно получить налоговый вычет на сумму страховых взносов.

НПД

Максимальный годовой доход — 2,4 млн ₽. Нельзя нанимать работников. Можно работать только на себя. Налог 4% при работе с физлицами и 6% при работе с юрлицами. В регионах могут быть более низкие ставки. Не нужно платить страховые взносы, вести налоговую отчётность и сдавать декларацию.

Регистрация ИП для бизнеса в сфере такси

Регистрация ИП для данной сферы ничем не отличается от регистрации для начала любого другого бизнеса. Нужно пройти несколько шагов:

Читайте также:  Калькулятор вкладов Металлинвестбанка в Владимире, рассчитать вклад калькулятором онлайн

Важный момент — оплата госпошлины в размере 800 ₽. Её нужно оплачивать, если документы подаются в бумажном виде: лично, через представителя или почтовым отправлением. Пошлину платить не нужно, если документы подаются в электронном виде: через МФЦ, нотариуса, сайт ФНС или портал «Госуслуги». При подаче через ресурсы ФНС и Госуслуги вам обязательно понадобится электронная подпись.

Подробнее обо всех нюансах регистрации читайте в нашей статье «Какие документы нужны для регистрации ИП».

FAQ

Вам не придется уведомлять налоговые органы и государственные внебюджетные фонды об открытии, сведения о регистрации выгружаются во внебюджетные фонды и органы статистики автоматически. Регистрация в ФСС будет необходима после принятия на работу сотрудников.

Какой штраф будет, если работать без регистрации ИП и получения разрешения?

Штраф за работу без разрешения — до 2500 рублей для физлиц, до 5000 рублей для ИП. Могут отобрать автомобиль. При получении большого дохода или при причинении крупного ущерба (более 2,25 млн рублей) наступает административная ответственность (работы до 480 часов) или уголовная ответственность в виде ареста сроком до 6 месяцев.

Выбор кодов ОКВЭД для таксомоторного бизнеса

Перед регистрацией ИП желательно заранее определиться с кодами ОКВЭД. Коды ОКВЭД — это закодированные с помощью цифр виды деятельности. Они собраны в специальном справочнике — классификаторе ОКВЭД. Нужно выбрать из классификатора один основной и несколько вспомогательных видов деятельности. Во время заполнения заявления на регистрацию ИП необходимо вписать коды, которые соответствуют выбранным видам деятельности.

Для таксомоторного бизнеса в качестве основного подходит код 60.22 — «Деятельность такси, которая позволяет предоставлять услуги по перевозке пассажиров».

Вспомогательные коды нужны на случай, если в будущем предприниматель захочет расширить бизнес или сменить направление деятельности. Например, если он захочет заняться доставкой грузов, подойдёт код 49.41.2 — «Перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами». Если планирует организовать курьерскую доставку продуктов, нужен код 53.20.32 — «Деятельность по доставке еды на дом». А если решит стать персональным водителем, нужен код 96.09 — «Предоставление прочих персональных услуг, не включённых в другие группировки».

Выбор дополнительных видов деятельности ни к чему не обязывает. Водитель не должен вести деятельность в соответствии со всеми выбранными кодами. Но их стоит продумать и прописать заранее, потому что для каждого последующего изменения придётся заново подавать заявление.

Оптимизация налогов

Чтобы на начальном этапе платить меньше налогов и по минимуму отчитываться перед контролирующими органами, ИП может оформить самозанятось или патент.

Самозанятый

Самозанятый сможет оформить лицензию на такси, если он имеет статус предпринимателя.

В этом случае он будет платить 4% с доходов, полученных от физических лиц и 6% с доходов от юридических лиц.

Самозанятость можно оформить при следующих условиях:

При этом не потребуется сдавать декларации или другие отчеты в ФНС, платить обязательные взносы, вести бухгалтерию. Однако у вас не будет идти трудовой стаж, пенсионные отчисления (если только вы не будете делать их самостоятельно).

Патент

Стоимость патента зависит от региона, где он применяется, и его срока. Для расчета можно воспользоваться специальным калькулятором на сайте ФНС.

Для применения патентной системы налогообложения существуют следующие ограничения:

Оплачивается патент в следующие сроки:

Как открыть ИП для работы в такси

Порядок открытия ИП стандартный, он не отличается от начала других видов деятельности.

Что потребуется

В первую очередь нужно определиться с исходными данными:

посетить регистрирующей ФНС лично, через нотариуса, онлайн, через сервисы ФНС, на портале Госуслуг (потребуется квалифицированная электронная подпись), в МФЦ, по почте, почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения. Документы можно подавать через представителя, тогда на него потребуется оформить нотариальную доверенность.

Необходимые документы

Чтобы открыть ИП для такси, будет нужен только паспорт и СНИЛС. Регистрация осуществляется на основании заявления установленной формы. Перед подачей документов необходимо уплатить госпошлину и приложить квитанцию.

В зависимости от ситуации могут потребоваться дополнительные документы, например, если в паспорте нет записи о прописке, потребуется справка о регистрации по месту жительства.

Пошаговый алгоритм действий

Инструкция оформления ИП для такси:

Разберем каждый этап более подробно.

Оплата госпошлины

Пошлина составит 800 рублей. Оплата производится на сайте ФНС, в банке или банкомате.

Обратите внимание! При направлении документов для государственной регистрации в форме электронных документов, через МФЦ и нотариуса, уплачивать государственную пошлину не требуется.

Заявление Р21001

Помочь в составлении заявления может специальный бесплатный сервис ФНС «Подготовка документов к государственной регистрации».

Нотариус

Нужно заверить заявление и копию паспорта у нотариуса. Это необходимо, если заявление подается через МФЦ или отправляется по почте. Нотариусы могут самостоятельно отправлять документы на регистрацию.

Результат

Через 3 дня вы получите с регистрации документы, подтверждающие ваш статус ИП:

Документы могут быть высланы на адрес электронной почты, указанный в заявлении или их можно получить на бумажном носителе в отделении ФНС.

Плюсы и минусы такси как бизнеса

Планируя развитие бизнеса в сфере пассажироперевозок, нужно знать о преимуществах и сложностях этой ниши:

Можно зарабатывать круглогодично, у этого бизнеса нет сезонности

Граждане со средним достатком редко пользуются таким способом передвижения, так как он дороже общественного транспорта

В праздники и при ухудшении погоды спрос увеличивается, а стоимость услуги поднимается

Конкуренция высока, в том числе из-за гиганта Яндекс Go, а также водителей такси, которые работают нелегально

Люди заказывают поездки не только по городу, но и в другие населённые пункты, что позволяет бизнесмену зарабатывать больше

Предполагается постоянное общение с пассажирами. Некоторые из них ругаются, оставляют плохие отзывы, пишут жалобы

Нужно проходить техосмотр автомобиля (или всех автомобилей) раз в шесть месяцев и иметь документальное подтверждение

Оцените статью