Перевозка пассажиров легковым такси — популярное направление бизнеса, а также возможность подработать для тех, у кого есть автомобиль. В любом случае оформляться следует официально, иначе не избежать неприятностей. Самый надёжный вариант работать на себя — получить статус предпринимателя и разрешение на перевозку пассажиров. В этой статье мы рассмотрим, как открыть ИП для такси, что нужно для начала деятельности и какие есть альтернативные варианты.
- Бизнес или работа
- Шаг 1. Предварительная подготовка
- Шаг 2. Оплата госпошлины
- Шаг 3. Заполнение заявления
- Шаг 4. Посещение нотариуса
- Шаг 5. Подача документов
- Шаг 6. Регистрация и её результат
- Бесплатная консультация по регистрации бизнеса
- Как выглядит рынок такси в 2024-2025
- Таксопарк – виды работы
- Парк с автомобилями в аренду
- Парк с водителями в штате
- Требования Яндекса к авто
- Выгодно ли открывать таксопарк
- Сколько можно заработать
- Как открыть таксопарк с нуля
- Регистрация бизнеса
- Аренда помещения и стоянки
- Покупка авто, страховка
- Вопросы предрейсового осмотра
- Подключение к Яндексу
- Начало работы, продвижение себя
- Франшиза или не франшиза?
- FAQ – если нет времени читать
- Сколько стоит открыть свой таксопарк?
- Что нужно сделать, чтобы открыть свой таксопарк?
- На какие еще виды бизнеса можно посмотреть?
- Кем ты работал, когда появилась идея создать таксопарк?
- Расскажи более подробно о работе с «Яндекс.Такси» в качестве партнёра
- Почему вы решили стать конкурентом «Яндекс.Такси»?
- Расскажи про маркетинг и стратегию продвижения «Клевера»
- Какие были сложности работы в этом бизнесе?
- Что сейчас с вашей компанией?
- Какие были штрафы от налоговой?
- А вашей компании приходили такие штрафы от налоговой?
- Какие советы ты дашь начинающим предпринимателям?
Бизнес или работа
Наверняка все, кто интересовался деятельностью по перевозке пассажиров, слышали, что для этого нужна «лицензия». Так называют разрешение на работу, которое можно получить в Минтрансе или уполномоченных департаментах местных органов исполнительной власти. Причём доступно оно только для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.
Но есть способы заниматься перевозкой пассажиров легально и без статуса ИП:
Эти варианты деятельности без открытия ИП могут подойти тем, кто рассматривает услуги по частному извозу как подработку. Если же из этого направления планируется сделать бизнес и в дальнейшем его масштабировать, сначала надо получить статус индивидуального предпринимателя.
Тем, кто задумался, как открыть ИП для работы в такси, поможет наша пошаговая инструкция. Весь процесс поделён на несколько этапов, состоящих из простых действий. Оформить всё можно самостоятельно — это не потребует больших затрат времени и денег.
Шаг 1. Предварительная подготовка
Перед тем как открыть ИП для такси, придётся решить некоторые вопросы:
Стандартный вариант – самостоятельная постановка на учёт в налоговой инспекции. Найти её проще всего в специальном сервисе на сайте ФНС по адресу своей постоянной прописки. Вместо ИФНС передать комплект документов можно в МФЦ, но предварительно нужно узнать о такой возможности в выбранном центре. Допустимо направить документы в налоговый орган через почту России или с представителем, у которого должна быть нотариальная доверенность.
Пакет на регистрацию можно подать в инспекцию не только на бумаге, но и в электронной форме — если есть ЭЦП или намерение её оформить.
От выбора варианта постановки на учёт зависит два момента: какой период занимает и сколько стоит открытие ИП для такси. Самый быстрый и дешёвый способ — регистрироваться самому через ИФНС. Однако если у заявителя уже есть ЭЦП, то проще и разумнее оформлять документы в электронном виде. Это обойдётся совершенно бесплатно и займёт минимум времени.
Шаг 2. Оплата госпошлины
За рассмотрение кандидатуры будущего предпринимателя перед его постановкой на учёт государство берёт 800 рублей. Но платить не нужно, если документы предоставляются в электронной форме. Так что, если будущий бизнесмен оформил ЭЦП, пошлину ему перечислять не придётся.
Если оформление ИП для работы в такси планируется через МФЦ, вероятно, платить пошлину также не потребуется. Это связано с тем, что многие центры передают документы в налоговую службу в электронной форме. Об этом лучше узнать заранее, позвонив в МФЦ, который планируется посетить.
Пошлину надо перечислить по реквизитам выбранной налоговой инспекции. Сформировать квитанцию для уплаты можно на сайте ФНС. Там же будет предложено оплатить её банковской картой.
Шаг 3. Заполнение заявления
На листе А нужно указать основной и дополнительные коды ОКВЭД. Если одного листа недостаточно, можно взять второй. На листе Б впишите свой телефон и email. Поле с именем заполнять не надо, как и ставить свою подпись. Удостоверить тот факт, что ИП сам подписывает заявление на регистрацию, должен работник ИФНС, МФЦ или нотариус. Так что подписывать форму нужно в присутствии кого-то из этих лиц.
Шаг 4. Посещение нотариуса
Этот этап будет только у тех, кто собирается отправлять документы в ИФНС почтой или с представителем. Остальные могут его пропустить и перейти на шаг 5.
В случае такой удалённой регистрации у нотариуса следует:
Шаг 5. Подача документов
Теперь надо передать документы на регистрацию. В базовый комплект входит заявление по форме Р21001, копия паспорта и квитанция об уплате госпошлины. Если же привлекается представитель, также понадобится его паспорт, нотариальная доверенность и её копия.
Если перед тем как оформить ИП для деятельности такси, гражданин получил электронную подпись, всё ещё проще. Заявитель формирует документы в электронной форме, подписывает их ЭЦП и отправляет в налоговую через специальный сервис ФНС.
Шаг 6. Регистрация и её результат
Срок регистрации ИП по закону — три рабочих дня. Не позднее следующего дня на электронный адрес, указанный в заявлении, придёт ответ. Если ИП зарегистрирован, он получит электронный лист записи ЕГРИП. Если вместо этого пришло решение об отказе в регистрации, чаще всего это означает проблемы с документами. Например, неверно заполнено заявление Р21001 или отсутствует нотариальное заверение в случаях, когда оно необходимо.
Точная причина отказа должна быть указана в решении. Не стоит расстраиваться — нужно устранить ошибку и в течение 3 месяцев снова подать документы в ИФНС. Если уложиться в этот срок, пошлину заново платить не придётся.
Итак, мы разобрались, как открыть ИП для деятельности такси самостоятельно. Надеемся, что у вас всё получилось с первого раза, и вы получили нужный статус. Не забудьте, что пока ещё у вас нет права выходить на линию, ведь сначала необходимо получить разрешение («лицензию») на таксомоторную деятельность.
Бесплатная консультация по регистрации бизнеса
Если у вас остались вопросы по регистрации, заполните форму. Вам перезвонят специалисты и подробно ответят на вопросы с учётом региональной специфики.
Мы в соцсетях: Телеграм, ВКонтакте, Дзен – анонсы статей, новости по регистрации и ведению бизнеса
Если вы любите острые ощущения, вроде дайвинга или прыжков с парашютом, этот бизнес – для вас: острых ощущений вам хватит надолго. Если вы «шерстите» интернет в поисках информации о том, как открыть таксопарк в Яндекс Такси с нуля, вы, скорее всего, уже читали несколько материалов, в которых приведены примерные числа вложений (около 2 000 000 – 3 000 000 рублей) и ежемесячной чистой прибыли с машины (около 15 000 рублей). Так вот, все эти расчеты можно выкинуть в корзину, потому что: а) с 2022 года машины стоят существенно дороже, при этом модельный ряд в основном составляют китайцы, которые могут начать сыпаться через 100 000 км пробега; б) с осени 2023 года ФАС, ФНС и прочие инстанции серьезно взялись за откровенно непрозрачную сферу такси, и насколько сильно ударит по таксопаркам «опрозрачивание» – на текущий момент (май 2024) до сих пор не понятно (с некоторой вероятностью таксопарки от этого даже выиграют). Если краткая сводка вас не отпугнула – читайте дальше, мы расскажем: как открыть свой таксопарк в Яндекс, можно ли заработать на такси в Москве без автомобиля (вообще без машин, строго на подключашках), как открыть таксопарк у других агрегаторов.
Как выглядит рынок такси в 2024-2025
Требования Яндекса к авто
Выгодно ли открывать таксопарк
Как открыть таксопарк с нуля
Плюсы и минусы открытия таксопарка
Альтернативные варианты бизнеса
Франшиза или не франшиза?
FAQ – если нет времени читать
Как выглядит рынок такси в 2024-2025
В нулевых годах таксисты в основном были одиночками и в большинстве своем были нелегалами, а владельцы таксопарков имели небольшой парк машин и открыто враждовали друг с другом; на конец 2021 года автопарки в основном были партнерами Яндекса или другого агрегатора, а подавляющее большинство заказов в стране производилось через приложение Яндекса или его конкурентов. Локально за эти 20 лет, вероятно, происходило много событий, но глобально рынок планомерно двигался от таксистов-одиночек со взятыми из головы ценами до крупных агрегаторов, работающих с автопарками, и практически единым ценообразованием по всей России.
Где-то в районе 2015-2016 года существенно взлетел бизнес на «подключашках». Подключашки – это партнеры сервиса, которые не имеют собственного таксопарка, но подключают индивидуальных водителей к Яндекс.Такси. Окно возможностей было недолгим: уже где-то в 2018 году владельцу автопарка стало недостаточно только подключать новых водителей для того, чтобы получать с этого чистую прибыль, поскольку тарифы Яндекса ежегодно падали (и впоследствии опустились до одного процента с заказа), поэтому к подключению нужно было обязательно добавлять аренду авто. Аренда была высокорентабельной, поскольку авто стоили довольно дешево, и при цене аренды в 1 500 – 2 000 рублей за смену прибыль получали и водитель, и таксопарк.
В 2022 году все резко поменялось в худшую сторону. Первая проблема, с которой столкнулись таксопарки – банальное отсутствие запчастей для авто: ни в своих, ни в чужих мастерских просто нельзя было отремонтировать машины, из-за чего активная инвестиция (авто в кредит) превращалась в пассивную. Вторая проблема ждала тех владельцев парка, которые хотели пополнить свой автопарк (хотя это тоже касается тех, кто смотрел на запуск таксопарка): машины теперь стали дорогими и начали часто ломаться ввиду низкого качества. Цены на авто взлетели с 800 000 – 1 000 000 рублей до 2 000 000 рублей. Соответственно, аренда на день увеличилась с 1 500 рублей до 3 000 рублей.
На тот момент вариант открытия таксопарка все еще был довольно выгодным – владельцы бизнеса могли позволить себе увеличить стоимость аренды в 2 раза, потому что люди, которые зачастую обращаются в таксопарки, имеют проблемы с ФССП, и других вариантов заработка у них зачастую просто нет. Но в конце 2023 года ситуация стала еще хуже, потому что ФНС, ФАС и Министерство транспорта одновременно заинтересовались сферой такси, а поскольку Яндекс к этому моменту уже стал монополистом на рынке – ему первому и досталось.
ФНС была крайне недовольна тем, что таксисты не имеют какого-то четкого налогового статуса: если таксист зарегистрировался на сайте Яндекса и начал работать, то, по идее, он должен сам за себя раз в год платить подоходный налог, так как ни Яндекс, ни подключающая компания налоговыми агентами этого таксиста не являются. Если таксист не платит никакой налог и не подает данные о своем доходе в такси, то отследить его практически невозможно (особенно когда мы говорим про огромную массу таксистов-одиночек). Решением проблемы ФНС увидела принуждение всех таксистов к регистрации ИП или оформлению самозанятости, исполнение этого плана положили на плечи Яндекса: с конца апреля 2024 те таксисты, которые не прошли процедуру открытия ИП или оформления самозанятости, в Яндексе больше работать не могут.
Параллельно с этим начало задавать вопросы и Министерство транспорта. Дело в том, что пассажирские перевозки (включая и перевозки на такси) должны быть оформлены в соответствии с законодательством: у таксиста должен быть путевой лист, а перед каждым выездом на смену нужно проводить медицинский осмотр водителей и технический осмотр транспорта. И если до этого момента таксисты могли просто подчиниться требованиям Федеральной Налоговой Службы и зарегистрировать ИП или самозанятость для того, чтобы продолжать работать с Яндексом, то теперь этого стало недостаточно: даже если таксист регистрирует самозанятость, ему нужно все равно каким-то образом получать путевой лист и проходить проверки.
Если просуммировать, то таксистам сейчас живется очень несладко: 5 лет назад самые успешные таксисты задумывались о том, чтобы обзавестись личным таксопарком, а сейчас эти же успешные таксисты просто могут работать и получать с этого такой же доход, как на заводе. У владельцев таксопарков тоже появились серьезные проблемы: машины дорого стоят и быстро ломаются; желающих взять авто в аренду стало существенно меньше; нужно получать специальные лицензии, позволяющие выписывать путевые листы и проводить техосмотр/медосмотр непосредственно у себя. И в последнем, собственно, заключается единственная причина, по которой создание таксопарка может оказаться более-менее выгодной идеей: таксисты будут идти к вам просто для того, чтобы получить разрешение на свою деятельность. «Будет ли при этом все же выгодно открыть таксопарк?» – отдельный вопрос, на который ни у кого нет ответа.
Таксопарк – виды работы
Обычные «подключашки» – это сервисы, предоставляющие регистрацию новых водителей. Сейчас открытие обычной «подключашки» будет убыточным, а вот «подключашка» без собственного таксопарка, выдающая путевые листы и проводящая предрейсовые осмотры – это вариант, хотя сложно что-то сказать о его окупаемости.
Парк с автомобилями в аренду
Основной вариант, который рассматривают для запуска бизнеса. В этом случае вам нужно зарегистрировать бизнес (открыть ИП или ООО), найти место для стоянки, оборудовать минимальный офис и закупить машины, подходящие по требованиям сервиса. Такие предприниматели получают основной доход со сдачи авто в аренду, следовательно, основная целевая аудитория – это таксисты без личных авто.
Парк с водителями в штате
Этот вариант ближе к полноценному открытию диспетчерской. Если у вас есть обычный таксопарк, который вы сдаете в аренду, то брать водителей в штат вам крайне невыгодно – придется платить за них все налоги. А вот если у вас есть собственная диспетчерская и уже какая-никакая база клиентов (а еще лучше – приложение, которым пользуются), то вы вполне можете брать водителей в штат и платить им фиксированную зарплату, а все остальное оставлять себе. Но – отметим, что этот вариант создания бизнеса – крайне рисковый: вам нужно стать популярным сервисом хотя бы в вашем регионе, иначе создание автопарка не окупится.
Требования Яндекса к авто
Яндекс выдвигает разные требования к разным регионам, проще посмотреть «подходящие» модели здесь. Поскольку указаны марка/модель/возраст авто – можете сразу же проверять, сколько эти авто стоят.
Выгодно ли открывать таксопарк
Около 1 500 000 рублей уйдет на все, что не связано с покупкой машин: регистрация, аренда, установка навеса, ремонт, страховка авто, разрешение на работу и так далее. Что касается самих машин – закупка 10 штук обойдется примерно в 20 000 000 рублей. Если у вас есть эти деньги на руках, то можете купить авто сразу, «за свои», в этом случае переплачивать не придется. Если же у вас таких денег нет, нужно рассматривать кредит или лизинг – по итоговой цене они сейчас примерно равны, за 10 машин вам придется платить около 2 000 000 рублей в месяц. Итого, самые минимальные расходы – это 3 500 000 рублей, но лучше иметь такую же сумму (а то и больше) в запасе – на случай, если что-то пойдет не так.
Сколько можно заработать
Если вы загрузите автопарк на полную, то с одной машины в месяц вы сможете генерировать 90 000 рублей на аренде. Докинем сюда еще 10 000 рублей за путевые листы и осмотр – получится 100 000 рублей в месяц. Из этих денег вы будете отдавать половину на кредит или лизинг, остается 50 000 рублей. Расходы на страховку и ремонт составят еще в районе 20 000 – 25 000 рублей в месяц, то есть вам останется 25 000 рублей, с 10 машин выходит 250 000. Из этих денег вам нужно будет оплачивать операционные расходы: аренду, коммунальные платежи, зарплату сотрудникам. Операционные расходы + зарплата вполне могут вытягивать из бюджета 100 000 рублей в месяц (а то и больше), то есть вам останется 150 000 минус налоги – 140 000 рублей в месяц чистого дохода, если вы работаете по УСН.
Все это – идеальный вариант, в котором ни одна из машин не сломалась и вы смогли все машины ежедневно отдавать в аренду. Как только какая-то из машин ломается – она становится вашим пассивом, то есть не приносит денег и просто стоит. А если водитель разбил ваше авто, то придется просто попрощаться с деньгами – да, вы сможете получить какую-то компенсацию по КАСКО, но, скорее всего, неполную, потому что полная компенсация по КАСКО для юрлиц в сфере такси будет стоить слишком дорого, и вы выберете какой-то более дешевый полис.
К слову, с машиной все может быть в порядке, но вы просто не найдете водителей, потому что вас передавят конкуренты с ценой на 100 рублей ниже или вы просто не пробьетесь через сложившееся сарафанное радио – тогда все ваши машины будут стоять и приносить вам убытки, потому что кредит или лизинг платить все еще надо. Мы все это говорим к тому, что просчитать потенциальную прибыль от таксопарка, есть у вас нет опыта и отлаженных механизмов работы – практически невозможно в текущих обстоятельствах.
Как открыть таксопарк с нуля
Для начала вам нужно расписать количество денег, которое вы потратите на открытие и ведение бизнеса. В списке ниже мы приведем статьи расходов и примерные ежемесячные траты – но учтите, что цены существенно зависят от текущего состояния рынка и варьируются от региона к региону, поэтому вам нужно будет вручную проверить все цены для вашего случая. Итак:
Регистрация бизнеса
Можно регистрировать как ИП, так и ООО. Если вы открываете маленький таксопарк, проще зарегистрировать ИП – будет меньше проблем с документацией. В основном таксопарки работают по упрощенке 6%, можно еще рассмотреть упрощенку по формуле «доход минус расход».
Аренда помещения и стоянки
К помещению особых требований нет, хотя желательно, чтобы оно было более-менее просторным. Основной вопрос – стоянка, на ней должно быть достаточное для вас количество мест, она должна располагать удобным подъездом с ровным асфальтом. Для этих целей неплохо подходят места на окраине города, но вам нужно выбрать такое место, до которого можно добраться общественным транспортом – если у водителя нет своей машины, то после того, как он оставит авто на вашей стоянке, ему нужно будет как-то добраться до дома.
Крайне важный вопрос – навес. Время от времени ваши машины будут находиться на стоянке (иногда они будут делать это достаточно долго), и если ваша стоянка расположена под открытым небом, то постепенно осадки начнут подтачивать кузов, и вам нужно будет тратить лишние деньги на его ремонт. Самый простой способ этого избежать – найти стоянку с навесом или установить навес за свои деньги. Если вы нашли стоянку с навесом, берите не задумываясь; если будете устанавливать навес сами, то придется выложить за это около 600 000 рублей, но часть денег можно будет вернуть с арендодателя.
Покупка авто, страховка
Вам придется потратить много времени на выбор моделей: для начала посмотрите, какие модели одобряет Яндекс для вашего региона, а затем проверяйте, сколько эти авто стоят и сможете ли вы взять их в кредит или лизинг. Уделите этому шагу достаточно внимания, закупка авто – самая существенная часть ваших трат на старте бизнеса, поэтому даже 5% скидки от поставщика может сэкономить вам очень много денег.
Если берете авто в лизинг или кредит, КАСКО оформлять придется в любом случае, и мы советуем не экономить на тарифе. Водители бывают разные, поэтому всегда есть шанс того, что какой-либо водитель разобьет ваше авто. В этом случае ваш единственный способ вернуть деньги – это вернуть их по страховке.
Вопросы предрейсового осмотра
И водитель, и авто, отправляющиеся на смену, должны пройти предрейсовый осмотр – исполняют его специальные люди, имеющие на это разрешение. Обычно таких людей можно найти в учреждениях здравоохранения и СТО – вам нужно будет найти такие организации и заключить с ними договор.
Подключение к Яндексу
Подключиться можно здесь – заполните специальную форму и дождитесь одобрения.
Начало работы, продвижение себя
Вот какой бизнес можно открыть в сфере транспорта:
Франшиза или не франшиза?
Франшизы – неплохой вариант открытия своего таксопарка для Яндекса, особенно с учетом того, что Яндекс поощряет открытие таксопарков по франшизе. У него даже есть специальная страница, на которой собраны самые привлекательные предложения от крупных франшиз.
Вот, к примеру, «ё-такси», они помогают открывать автопарк размером от 350 новых авто – при этом вам выдают готовую финансовую модель и гайдлайны по маркетингу, а также проводят обучение. Что важно – франшиза сама платит за: оборудование таксопарка, покупку авто, подготовку транспорта, набор персонала. Зарплату сотрудникам франшиза тоже платит сама – от вас, по большому счету, требуется только управление, если выходите на плановые операционные показатели – получаете процент от чистой прибыли таксопарка. Да, если посмотреть на это предложение со стороны, то получится, что «ё-такси» просто ищет себе директора, которому франшиза будет отдавать часть прибыли. Но в условиях текущих сложностей на рынке это, в общем-то, и не такое уж плохое предложение – к тому же вы получите опыт, который в будущем сможете использовать для запуска полностью своего таксопарка.
FAQ – если нет времени читать
Не очень хорошо: ФНС и другие структуры взялись «наводить порядок» на рынке такси, поэтому таксистам теперь нужно регистрироваться в качестве ИП/самозанятых и проходить предрейсовый осмотр – все это уменьшило количество таксистов. Таксопарки от новых законов не сильно пострадали сами по себе, но им «досталось» еще в 22-23 году из-за того, что авто подорожали в 2-3 раза.
Сколько стоит открыть свой таксопарк?
От 1 500 000 рублей уйдет на расходы, не связанные с закупкой автомобилей, на саму закупку уйдет от 2 000 000 рублей за каждый авто – можно либо сразу выложить их (купить за свои), либо оформить кредит/лизинг, тогда за 10 авто придется платить около 2 000 000 рублей в месяц.
Что нужно сделать, чтобы открыть свой таксопарк?
Да, франшизы – неплохой вариант, потому что вам выдадут гайдлайны, по которым открыться будет легче. Некоторые франшизы еще и профинансируют ваше открытие.
На какие еще виды бизнеса можно посмотреть?
Если вас интересует именно транспортная сфера – присмотритесь к грузоперевозкам (с ними легче работать), СТО или автомойке.
Предприниматель Армен Макоян из Армавира прошёл путь от директора в небольшой компании, которая занималась грузоперевозками, до основателя агрегатора такси, который работал сразу в трёх городах. Герой интервью рассказал о том, почему его компания сначала была партнёром «Яндекс.Такси», а затем его конкурентом. Вы узнаете, с какими сложностями можно столкнуться при работе в такой нише, и насколько выгодно открывать собственный таксопарк в 2023 году.
Кем ты работал, когда появилась идея создать таксопарк?
Я работал директором в компании ООО «Клевер Экспресс», которая занималась грузоперевозками. Это была небольшая компания, у нас было несколько грузовиков, до 10 штук.
Идея создания таксопарка возникла не у меня, а у собственника бизнеса. Сначала мы планировали организовать прокат автомобилей. Мы сами сталкивались с такой проблемой — в нашем городе тяжело было найти и арендовать подходящий автомобиль, чтобы отправить сотрудника в командировку. В Армавире практически не было возможности взять в прокат хорошую иномарку с автоматической коробкой передач.
В основном рынок предлагал бюджетные варианты автомобилей в аренду. Только одна компания предоставляла автомобили более высокого класса. Но даже при работе с этой компанией были проблемы — нельзя было оплатить по безналичному расчёту и получить отчётные документы. А для юридических лиц это очень важно. Мы решили закрыть эту проблему и открыть компанию по сдаче в прокат более дорогих автомобилей не только для физических, но и для юридических лиц.
Я начал изучать рынок и выяснил, что спрос на прокат автомобилей в нашем городе невысок. Узнал всю информацию о компаниях, оказывающих услугу длительной аренды машин:
Оказалось, что львиную долю выручки компании получают от сдачи в аренду автомобилей таксистам. Меня это заинтересовало, и я изучил вопрос открытия таксопарка. Такое исследование было легко провести — на рынке уже присутствовала компания «Яндекс.Такси». Подготовил бизнес-план, согласовали его, открыли таксопарк и приобрели первые автомобили.
Открыть таксопарк самому — это создать свой бренд, подсадить клиентов на этот бренд, продвигать свой номер телефона для заказа и другие сложности. Поэтому мы решили открыть свой таксопарк в качестве партнёра «Яндекс.Такси». Это был самый лёгкий вариант старта в таком бизнесе: «Яндекс.Такси» обучал партнёров, стимулировал открывать собственные таксопарки, покупать автомобили. Мы начали свой бизнес в 2019 году, как и многие другие таксопарки в то время.
Расскажи более подробно о работе с «Яндекс.Такси» в качестве партнёра
Партнёр «Яндекс.Такси» — это промежуточное звено между агрегатором и водителями. Они могут иметь собственный автопарк или привлекать водителей на личных автомобилях. Некоторые работали в обоих форматах. На тот момент действие закона «О самозанятых» не распространялось на сферу такси, поэтому взаимодействие водителей напрямую с агрегатором было затруднительно.
Процесс выглядел так:
Потом мы поняли, что это был практически неприбыльный бизнес. Стоимость поездки через «Яндекс.Такси» не позволяла много зарабатывать. Необходимо оформлять человека в штат, платить ему зарплату и дополнительно порядка 42% в виде налогов и других выплат государству за каждого сотрудника.
У некоторых компаний не было своих автомобилей или их было совсем мало, поэтому они привлекали водителей со своими машинами. Такие водители не могли работать самостоятельно — им нужно было открыть ИП и получать лицензию на свой автомобиль. Никто не хотел с этим заморачиваться. Проще было прийти к партнёру «Яндекс.Такси» — он тебя подключал к агрегатору.
Почему вы решили стать конкурентом «Яндекс.Такси»?
Когда приняли закон «О самозанятых», то потребность «Яндекс.Такси» в «подключашках» практически исчезла. Мы поняли, что агрегатору выгодно напрямую работать с самозанятыми водителями. Он присылал таксистам через приложение пуш-уведомления с призывом перехода на самозанятость и работы напрямую с «Яндекс.Такси».
Мы понимали, что условия для партнёров «Яндекс.Такси» безвозвратно усложняются и решили переформатировать бизнес — создать свой бренд-агрегатор. Это было интересно с точки зрения противостояния с таким крупным игроком на рынке. Мы считали, что конкуренция с «Яндекс.Такси» стала бы крутым кейсом для нас.
Расскажи про маркетинг и стратегию продвижения «Клевера»
Дополнительная стратегия заключалась в том, чтобы переманить к себе водителей от «Яндекс.Такси». Проблема большого агрегатора в том, что у него нет прямого контакта с водителями. У компании есть руководящий состав — региональные менеджеры. Они курируют несколько крупных городов и редко встречаются с партнёрами, а с водителями не встречаются совсем. Мы же могли лично говорить с водителями, узнавать их потребности и пожелания в работе.
Мы давали водителям функционал, который они хотят и которого не было в «Яндекс.Такси», а также меньшую комиссию
Функционал. Использовали приложение для смартфона. Есть компании, которые уже разработали специальное приложение для такси. Нужно его купить, вставить нужную информацию, например, добавить цвета своего бренда, стоимость и тарифы поездок.
К сожалению, с точки зрения функционала, приложение «Яндекс.Такси» работало лучше
Главное различие других приложений от «Яндекс.Такси» — реагирование на повышенный спрос. Когда он наступает — агрегатор поднимает цену, и все водители переключаются на него. В нашем приложении тоже был такой функционал, но он работал хуже. Возможно, это главная проблема, из-за которой мы не смогли перетянуть к себе всех водителей.
Тарифы. Например, у нас был «купим и привезём». Человек звонит и просит купить хлеб и молоко. Водитель покупает и привозит — клиенту удобно. В «Яндекс.Такси» таких тарифов не было.
У нас были и другие опции, например, доплата, если пассажир везёт с собой мешок картошки или едет с животным
Такая услуга была уникальна на рынке того года
Очень важно иметь брендированные автомобили. Даже 10 машин на 200-тысячный город будут постоянно мелькать на глазах и создавать эффект присутствия. Чтобы «забрендировать» машины привлечённых водителей, нужно предложить им что-то взамен, например, приоритет при распределении заказов или сниженную комиссию.
Также вкладывались в контекстную рекламу в Яндексе и таргетированную в социальных сетях, например, во «ВКонтакте». Ставили в городе баннер и вешали рекламные объявления на остановках. На рекламных объявлениях давали разные промокоды, чтобы понимать, с каких постеров приходят клиенты. Также действовала реферальная программа, по которой клиенты за привлечённых друзей получали деньги в приложении — их можно было потратить на поездки.
Какие были сложности работы в этом бизнесе?
Первое — «Яндекс.Такси» потерял интерес к партнёрам. Переломный момент настал, когда агрегатор стал напрямую привлекать водителей и вознаграждать тех, которые работают на своём автомобиле.
«Яндекс.Такси» стимулирует водителей открывать самозанятость:
Также агрегатор склоняет водителей покупать свои машины. Дилеры продают автомобили уже с наклейками «Яндекс.Такси», а банки охотнее выдают кредиты на покупку машины самозанятым для работы с этим агрегатором.
Таксисты общаются между собой и знают, что выгоднее работать с «Яндекс.Такси». Например, водитель со своим автомобилем зарабатывает 50 тысяч рублей. Он не платит за аренду автомобиля и комиссию таксопарку. Если водитель работает в таксопарке, то он получает, например, 20-30 тысяч рублей.
Второе — следить за водителями. В таксопарк идут только те водители, у которых плохая кредитная история — они не могут купить автомобиль в кредит. В этом есть главный минус работы — приходиться доверять такому таксисту свой недешёвый автомобиль. Если водитель разобьёт машину, то не сможет заплатить за ремонт.
Чтобы снизить риск аварии, мы устанавливали системы контроля качества вождения — видели по параметрам системы, как человек управляет машиной и если плохо водит, то забирали у него автомобиль
Ещё одна сложность при ведении бизнеса — в тебе всегда борются два огня:
Но были и положительные случаи, например, некоторым водителям удавалось выкупать у нас автомобиль.
В своё время наш водитель Сергей Саркисян стал обладателем собственного автомобиля
Что сейчас с вашей компанией?
Мы решили закрыть бизнес после февраля 2022 года, прекратились поставки запчастей к автомобилям. Машины подорожали, и мы решили продать их. Например, новый автомобиль в 2019 году покупали за 870 тысяч рублей, а продали в 2022 году за сумму около 1 млн рублей. К тому времени машины были подержанные и отработали в формате такси больше 2-х лет. Так мы заработали при выходе из бизнеса.
Но даже и без политических факторов бизнес развивался туго. Возможно, это было из-за недостатка нашего предпринимательского таланта и моего личного. Или мы выбрали неправильную стратегию — в городах нашего присутствия был низкий спрос на услуги такси, поэтому было мало денег в рынке. Кроме того, в таких рынках тоже есть свои конкуренты, которые уже годами работают.
Появилась ещё одна проблема — таксопаркам начали приходить штрафы и требования от налоговой. Требования об уплате налогов были настолько высоки, что компаниям не оставалось ничего другого, кроме как закрываться.
Какие были штрафы от налоговой?
Штрафы за не полностью уплаченные налоги. «Подключашки» работали так: ты партнёр и «Яндекс.Такси» платит тебе, а ты платишь водителю. Таксопарк должен подключить водителя к агрегатору — для этого ему нужно предложить выгодную комиссию. Сначала она составляла 6-7%, затем стала снижаться: 5%, 3%, 1%. Таксопарки платили налог с полученной комиссии. А налоговая требовала платить налог со всего оборота. Вот как это выглядит на примере.
Я ИП, плачу налог с дохода в размере 6%. Например, за год «Яндекс.Такси» выплатил мне 10 млн рублей, из них я заработал 100 тысяч рублей, а оставшуюся сумму выплатил водителям. Я плачу 6% со 100 тысяч рублей — 6 тысяч рублей, а налоговая требует 6% с общего прихода денег — с 10 млн рублей, а это уже 600 тысяч рублей налога.
А вашей компании приходили такие штрафы от налоговой?
У меня был вызов в налоговую. Мне показали все данные, которые «Яндекс.Такси» предоставил в ведомство, например, сколько машин было в работе, номера автомобилей, стоимости поездок. Налоговая предложила заплатить определённую сумму. Чтобы не было штрафов и пеней, я должен был заплатить эту сумму добровольно в виде корректировки. Если же добровольной уплаты не будет, то придётся платить штраф, но уже больше. Так было в моём случае. Кому-то из таксопарков налоговая сразу присылала «письма счастья» со штрафами. В конечном счёте я закрыл свою организацию, а штраф мне так и не прислали.
Какие советы ты дашь начинающим предпринимателям?
Если в нише таксопарка, то главный совет — не начинать этот бизнес сейчас, в 2023 году. Те силы и деньги, которые вы вложите, не окупятся. Раньше в этот бизнес можно было зайти легко. Люди зарабатывали деньги, сидя дома за ноутбуком, и работали в качестве «подключашек».
Сейчас эта ниша уже мертва. Этот бизнес работает только с точки зрения агрегатора. Если хотите быть конкурентом UBER, пробуйте. Но лучше открыть бизнес в других сферах.
Пользуйтесь философией стартапов. У них есть энергосберегающая технология — когда ты не делаешь сразу идеальный крутой продукт, а выпускаешь на рынок минимально рабочую его версию, то есть MVP. Так ты проверяешь реальный спрос на рынке. Продукт должен закрывать боль клиента и решать его проблему. Советую прочитать книгу «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели». В ней начинающие предприниматели смогут узнать различных тонкостях ИТ-стартапов.
Если вы придумали идею, у которой нет аналогов и конкурентов — забудьте об этом. Скорее всего, это никому не будет интересно. Нужно решать те проблемы, с которыми справился другой продукт, но делать это лучше и более инновационно.
Не нужно бояться конкурентов. Если вы в конкурентной нише, значит там есть деньги. В ней уже кто-то работает и зарабатывает. Это должно быть для вас хорошим показателем.
Когда я был молодым, то хотел придумать бизнес, которого ни у кого нет. Хотел найти нишу, в которой у меня не будет конкурентов, и всё будет легко. Такие мысли нужно гнать от себя подальше. Бизнес — это сложное дело. Как сказал Илон Маск: «Делать бизнес — это как жевать стекло и смотреть в пустоту».
Делать бизнес не всегда весело, как многие думают — необходимо быть готовым к трудностям. Нужно быть упорным, но не упрямым, а ещё выбирать правильную бизнес-модель.
Если ты делаешь бизнес, и у тебя что-то не получается, нужно быть честным к самому себе и признать свою ошибку. Тогда ты сможешь вовремя закончить с неприбыльным бизнесом и начать новое дело, которое станет более успешным.
Сейчас Яндекс.Такси — крупнейший сервис заказа такси в России и СНГ. Он позволяет частным водителям и владельцам автопарков подключаться к единой системе, перевозить пассажиров.
Для запуска бизнеса с собственными автомобилями нужно потратить 3 490 800 руб. Чистая ежемесячная прибыль для автопарка из 10 машин составит 121 900 руб. Срок окупаемости проекта — 2 года 4 месяца. На запуск диспетчерской без машин уйдет 197 000 руб. Но выручка с каждого автомобиля — всего 4 500 руб. При такой схеме придется подумать над тем, чем привлечь водителей.
Преимущества работы через сервис заключаются в том, что не надо самостоятельно искать клиентов. Все заказы поступают через мобильное приложение онлайн. Еще Яндекс.Такси предоставляет поддержку по любым вопросам работы на платформе. Если открыть таксопарк, подключенный к крупному агрегатору заказов, можно получать стабильную прибыль.