- Договор перевозки пассажиров
- Кому нужна лицензия на перевозку пассажиров
- Аудиоверсия этой статьи
- Зарегистрируйте бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды
- Анонсы мероприятий и работающие советы для бизнеса — в нашем Telegram-канале
- ОКВЭД и система налогообложения
- Откройте расчетный счет в Сбербанке и получите множество бонусов на развитие бизнеса
- Покупайте необходимое для бизнеса. Льготный период — 100 дней, обслуживание — 0 ₽
- Ответственность за перевозку пассажиров без лицензии
- Как исключить автобус из реестра?
- Документы на транспортную лицензию
- Как получить лицензию на перевозку пассажиров
- Зачем нужен договор перевозки пассажиров
- Аннулирование лицензии на пассажирские перевозки
- Переоформление лицензии на транспортные перевозки
- Дополнительные требования к получению лицензии на перевозку пассажиров
- Сколько стоит лицензия на перевозки пассажиров
- Кто должен получать лицензию?
- Требования при использовании лицензии
- Виды договоров на перевозку пассажиров
- Договор об оказании услуг по перевозке пассажиров между юридическими лицами
- Публичный договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования
- Договор перевозки легковым такси
- Внесение данных о ТС в реестр лицензий на перевозку
- Часто задаваемые вопросы
- Где получить лицензию на автобус?
- Что делать, если изменился номер автобуса?
- Как составить договор пассажирской перевозки
- Предмет договора перевозки пассажиров
- Права и обязанности перевозчика
- Права и обязанности заказчика
- Порядок расчётов
- Ответственность сторон
- Изменение и расторжение договора
- Порядок разрешения споров
- Как добавить дополнительный автобус в лицензию?
- Список документов для получения лицензии
Договор перевозки пассажиров
Договор перевозки пассажиров необходимо составлять любой транспортной компании, которая занимается доставкой пассажиров из пункта отправления в пункт назначения. Это касается и тех предпринимателей, которые организуют работу общественного наземного транспорта, и владельцев экскурсионных автобусов и такси, а также авиа- и железнодорожных компаний. Разберёмся, в чём заключается особенность договора на перевозку пассажиров.
Начиная с 1 марта 2019 года получение лицензии на автобус требуется не только в случае коммерческих перевозок пассажиров, но и при перевозке людей для собственных нужд организации. Данный вопрос рассмотрен в рамках отдельной статьи.
В этой статье речь пойдет о том, как получить лицензию на автобус:
Нормативный документ, на основе которого написана данная статья, – положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Кому нужна лицензия на перевозку пассажиров
Лицензия на транспортные перевозки пассажиров необходима:
Разрешение понадобится также личным авто, владельцы которых будут таксовать.
Лицензию не нужно получать автобусам:
Для работы таксистом на машине таксопарка лицензию получать не нужно.
Они работают на маршрутках как фабрики по отмыванию черных денег
Первым делом придется ввести терминологию, иначе получится обсуждение очень разных понятий, перемешанных в кучу. Для начала – такого вида транспорта, как “маршрутка” не существует. Маршрутка, какая она есть в России – это совокупность двух вещей, не идущих по классификации “вид транспорта”. Маршрутки – это автобусы особо малой вместимости, обслуживаемые коммерческими транспортными операторами, вне муниципального заказа. То есть говорить “есть все виды транспорта: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутки, метро” – это очень не правильно. Итак, для закрепления – маршрутка – это автобус особо малой вместимости, и одновременно с этим, работающий только за счет выручки от продажи билетов. Потому что у Мосгортранса есть автобусы особо малой вместимости ФИАТ-Дукато, но работающие по муниципальному заказу – и это уже не маршрутки. В Перми есть куча коммерческих автобусов большой вместимости, работающих не по муниципальному заказу, но они тоже не являются маршрутками в понимании большинства.
Разобрались? Тогда понеслись дальше!
Сперва более технический вопрос – насколько хороши автобусы особо малой вместимости и где их сфера применения? Микроавтобусы для пассажирских перевозок применяются в неразвитых странах: в России, в странах Африки, в Юго-Восточной Азии, в Латинской Америке (в меньшей степени). В Европе такие маршруты тоже есть, но очень редки – как правило в исторических центрах городов, где очень узкие улочки, или для подвоза к удаленным точкам пассажиропритяжение, например достопримечательностям. Как правило это буквально 1-2 маршрута на город, на которых работает не более десятка машин. Почему так? Все очень просто. В Европе умеют считать ущерб наносимый транспортом городскому хозяйству, а микроавтобусы наносят много больше урона чем большие автобусы.
Для того, чтобы оценивать ущерб городской УДС от транспорта есть коэффициент эффективности использования городской площади. Он рассчитывается, как отношение динамической площади, занимаемой транспортным средством, к вместимости транспортного средства. Городской автобус большой вместимости типа ЛиАЗ-5256 или троллейбус типа ЗиУ-682 имеет КЭИП – 4,2; микроавтобус типа ГАЗель – 0,9; автобус малой вместимости типа ПАЗ-3205 – 2,4. Максимальная эффективность у трамвая – он не маневрирует на своей полосе движения, а вмещает максимум пассажиров. Как эта штука проявляется на практике: в Воронеже 96% всего транспорта составляет сейчас коммерческий транспорт, т.к. трамвай там выпелила мэрия, а троллейбус сильно побила (но нам удалось его отбить и спасти). Так вот среди этого коммерческого транспорта автобусы большой вместимости составляют подавляющее меньшинство. То есть основным транспортом Воронежа как раз является маршрутка, согласно описанной выше терминологии. Т.е. Воронеж – город победившей идеи господина Козырева.
Что же там сейчас с транспортом? Во-первых там, по данным мэрии, имеется 40 процентный дефицит предложения транспортных услуг. То есть людям катастрофически не хватает транспорта. Маршрутки идут забитыми “в мясо”, для посадки даже на конечных выстраиваются огромные очереди, сесть на промежуточных остановках вообще не реально. Я лично ездил в Воронеже в ГАЗели (вместимость 13 пассажиров) 21 пассажиром. Если бы мне кто сказал, что так бывает – я бы не поверил, но мы все весело пересчитывались пока ехали. Причина такого ужаса в том, что микроавтобусы имеют очень маленькую провозную способность – а пассажиропотоки в городе очень большие. В результате они всегда перегружены чисто технологически. То есть нет возможности запустить еще больше маршруток на полосу, они уже достигли предела насыщения, но все равно не способны охватить имеющийся поток.
В то же время, в Воронеже городской пассажирский транспорт вносит 43% вклада в трафик (в час-пик). Это расчет в приведенных единицах по перекрестку Кольцовская/Московский проспект. То есть почти половину пробок города создают именно маршрутки. Далее, они перегружают остановочные пункты, так как те рассчитаны на вполне разумное число автобусов в час. Реально же на Московском проспекте сейчас есть более 20 маршрутов (представьте, каково в них ориентироваться людям!), и высадка/посадка пассажиров проходит в двух рядах на каждой остановке. Это, естественно, страшно тормозит поток и общественного транспорта и личного автотранспорта. Но подчеркну – это технологический барьер: остановка всегда имеет ограниченную пропускную способность, и автобусы большой вместимости используют ресурс остановки много меньше.
Специально заострю внимание: большой автобус эффективней использует площадь, так как у него на водителя, двигатель, безопасный габарит место тратится один раз, а не 13 раз, как в случае ГАЗелей, способных перевезти столько же пассажиров. У трамвая, особенно сочлененного, все еще эффективней – тк боковой габарит безопасный меньше, и он имеет эффективную длину наращиваемую как угодно. То есть это достигается не за счет уплотнения пассажиров, а именно за счет конструкции транспортных средств.
Следующий важный момент – поведение в трафике. Маршрутки постоянно маневрируют, так как подбирают и высаживают пассажиров. Причем делают это не только в зоне остановочных пунктов, но и везде. Это очень сильно тормозит трафик. Агрессивная манера вождения, которую у нас любят называть “маневренностью маршруток”, провоцирует многочисленные ДТП с транспортом, ставлящие под угрозу жизни людей, и еще сильнее тормозит поток. В Москве маршруток не так много, но в любом провинциальном городе России – они одна из основных причин пробок и источник кучи ДТП.
Еще один важный момент – микроавтобусы имеют много меньшую степень защиты пассажира в случае ДТП, в частности часто опрокидываются. В сети можно легко найти краш-тесты ГАЗели, проводившиеся журналом “За рулем!” ) Если их кратко пересказать – попав в ДТП на скорости 60 км/час, почти гарантированно – вы покойник или инвалид на всю жизнь. Аналогичная история и с ПАЗиками, Фордами и прочими Фиатами. Причина в том, что это переделки из грузовиков, а не созданные с нуля как пассажирские транспортные средства машины. Из-за этого они дешевле стоят, дешевле обслуживаются, но очень не безопасны, имеют как правило хреновую подвеску и т.д. Все это устранимые вещи, но если их устранить и повысить безопасность перевозки в микроавтобусах до автобусов большой вместимости, то цена автобуса станет экономически не подъемной для перевозчика.
Итак, по автобусам особо малой вместимости ясно. Теперь давайте перейдем к коммерческой составляющей этого транспорта.
Обычная схема построения бизнеса в маршрутках такова: водитель владеет микроавтобусом, некая контора выбивает себе маршрут, и ставит на него автобусы. За это водитель половину выручки отдает этой конторе в виде дани, на остальное чинится и живет сам. Контора отстегивает деньги чиновникам, чтобы они открывали маршруты, ГИБДД и УГАДНу, чтобы они никак их не проверяли. При этом главным интересом конторы является вовсе не это 🙂 Главный интерес – оборот налички. Практически все места в России где есть высокий оборот наличных денег являются местами обналички теневых капиталов. Провести точный подсчет числа перевезенных пассажиров очень сложно, на маршрутах работает почти всегда больше автобусов, чем прописано в документах, в итоге никакой строгой финансовой отчетности не существует в помине. В масштабах основной деятельности владельцев маршруток доход от них – мизерная часть оборота. Но сам механизм им очень важен, потому что они работают на маршрутках как фабрики по отмыванию черных денег.
Практически в любом городе маршрутчики, реальные владельцы, имеют неплохое лобби в органах управления. Цель именно в том, чтобы сохранять систему отмывки денег. Вот в Самаре – из трех главных людей – два депутата облдумы. Естественно это страшно влиятельные люди, которые перед выборами стараются посадить в кресло руководителя департамента транспорта своего человека. Я на пальцах одной руки могу перечислить города, где руководитель транспорта не связан с маршруточным лобби. Вот в Воронеже каждый очередной руководитель дептранса – обязательно ставленник маршруточного лобби. Одного такого даже пришлось снять, после того, как прокуратура начала выяснять как он воровал деньги, будучи еще владельцем маршруточной фирмы. Угадайте кто сосватал Тольятти главного “транспортника” мэрии, что тот решил уничтожать троллейбус? 🙂 То есть маршруточное лобби, сильно повязанное на черную финансовую систему, это одно из важнейших препятствий нормальной реформе транспорта в России.
У нас еще часто говорят, что вот в маршрутке я еду сидя – а в автобусе стоять надо. Штука в том, что автобус действительно вид городского транспорта, то есть предполагает очень быстрые перевозки. Полагается, что человек может постоять 30 минут, пока едет от дома до работы. Но у нас из-за пробок автобусы едут медленно и люди устают стоять. Кроме того, у нас очень мало автобусов. То есть в Европе автобусы заполняются чуть-чуть больше чем “по сидячим” в час-пик – хотя большинство ездит именно на автобусах. Причина в недостатке автобусов, которые не выходит купить из-за нечестной конкуренции с маршрутками, и которые не выпускают на нужные маршруты из-за лобби. И причина в отсутствии выделенных полос. Чем быстрее едет транспорт по маршруту, тем меньше надо автобусов для перевозки одного и того же пассажиропотока. То есть поставив автобусы на выделенные полосы, вернув в них платных пассажиров, мы получим адекватные интервалы и адекватную экономику для автобусов большой вместимости. Плюс они поедут тогда по расписанию, а не по интервалам. Сейчас по расписанию мешают ездить пробки. В Европе, где трамваи идут на выделенке, по их времени прихода на остановку можно сверять часы. Люди там идут не “ждать транспорт”, а выходят ровно ко времени прихода их вагона. Так же как вы не идете в аэропорт ждать первый самолет на Владивосток – вы идете точно ко времени. Маршрутки исключают такую систему построения работы, и мешают сделать это на муниципальном транспорте.
Для тех, кто грустит в Москве о маршрутках, как быстром способе перевозки пассажиров: в рамках этой реформы планируется увеличение на 40% общей провозной способности транспортной системы. Грубо говоря автобусы станут ходить почти в 2 раза чаще. Причем среди них должно появиться большее число автобусов-экспрессов, которые будут пропускать остановки с малым пассажирооборотом + выделенные полосы. То есть в сумме цель такая, чтобы в салонах стало много просторней (из-за роста числа автобусов) – и не приходилось стоять, или уж тем паче давиться. А по скорости компенсировать все за счет выделенных полос и экспрессов. Самое забавное, что экономически это еще и выгодно городу, за счет того, что перестанут кроиться в теневом секторе деньги и нагрузка на УДС снизится. Вот Самара нечто подобное с горем пополам тоже планирует.
Аудиоверсия этой статьи
Пассажирские
перевозки — услуга, требующая большого труда и терпения. Предпринимателям
необходимо изучить все нюансы открытия данного бизнеса. В статье
рассказываем, как начать бизнес на пассажирских перевозках и что для этого
нужно
🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса
Зарегистрируйте бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды
Подать заявку онлайн
Сначала
необходимо выбрать нишу пассажирских перевозок. От этого зависят дальнейшие
вопросы организации бизнеса. Начинающим предпринимателям рекомендуется выбрать одно из направлений,
представленных ниже:
Для
создания прибыльного дела необходимо на этапе разработки бизнес-плана
найти и проанализировать много информации.
Бизнес-план — это
документ, в котором подробно представлен порядок действий, необходимых для
открытия и развития бизнеса. Внимание в первую очередь следует уделить
концепции будущего проекта.
В
процессе разработки пошагового бизнес-плана нужно в том числе описать важные
моменты, представленные ниже:
Надо
продумать, сколько водителей понадобится нанять, и решить, по каким критериям
их отбирать.
Это
основные вопросы, которые требуется отработать для создания прибыльного бизнеса
на пассажирских
перевозках. Итогом станет бизнес-план, включающий в себя опорные пункты,
которых нужно придерживаться в процессе реализации.
Telegram Деловой среды
Анонсы мероприятий и работающие советы для бизнеса — в нашем Telegram-канале
Начинающий
предприниматель может получить статус ИП. Но тогда бизнес с высокой
вероятностью придется открывать только на собственные средства, поскольку
привлечь инвестиции ИП сложно.
Кроме
того, ИП рискует собственным имуществом в случае проблем с бизнесом. А продать
дело можно только частями.
Если
планируется привлекать соучредителей или инвестиции, то лучше открыть ООО.
Его сложнее регистрировать, требуется больший пакет документов и минимальный
уставный капитал в размере 10 000 рублей. Но ООО проще работать с юридическими лицами и
оказывать разовые услуги по перевозке сотрудников, например на корпоративы.
ООО рискует только
уставным капиталом. На личное имущество учредителей взыскания не
распространяются.
Чтобы
зарегистрировать ИП или ООО, следует подать документы в налоговую инспекцию.
Согласно
статье 333.33 НК РФ, для
ИП сумма государственной пошлины за
подачу документов на бумаге составит 800 рублей, для ООО — 4000 рублей. Если
направить их в электронном виде, пошлину платить не придется.
ОКВЭД и система
налогообложения
При
подаче документов ИП или ООО нужно указать коды ОКВЭД. В
зависимости от выбранного направления могут быть использованы такие коды:
Для
осуществления пассажирских перевозок предприниматель вправе использовать,
помимо общего режима налогообложения, следующие специальные режимы:
💶 Откройте счет и получите бонусы
Откройте расчетный счет в Сбербанке и получите множество бонусов на развитие бизнеса
Открыть расчетный счет
Необходимо
заблаговременно позаботиться о найме опытных водителей с большим стажем работы,
чтобы не получить
отказ в лицензии.
Если в транспортных
средствах организации будет больше восьми сидячих мест для пассажиров, то
водителям обязательно иметь права категории D.
Также
необходимо наличие медицинской справки о допуске к управлению транспортом. В
компании должен официально трудиться медицинский работник, в обязанности
которого входит осмотр и оценка состояния водителей перед рейсами.
Предпринимателю
нужно арендовать помещение в следующих случаях:
Если
предприниматель осуществляет пассажирские перевозки самостоятельно и работает как
ИП, то необходимости в аренде офиса нет.
После
того как предприниматель прошел все этапы регистрации своего бизнеса, можно
заниматься транспортом.
Рассмотрим
самый распространенный вид — пассажирские перевозки по городу.
Существует несколько способов организации автомобильного парка:
Стоит
учесть, что водитель со своим транспортным средством должен соблюдать все
условия перевозки
пассажиров, например иметь полную комплектацию исправных ремней безопасности.
Водители с личными автобусами принесут гораздо меньше прибыли, и контролировать
их будет тяжелее.
Если же
рассмотреть покупку транспорта, то здесь есть варианты:
⏳ Кредитная бизнес-карта
Покупайте необходимое для бизнеса. Льготный период — 100 дней, обслуживание — 0 ₽
Контроль
качества перевозок пассажиров включает оценку:
Расходы
можно разделить на первоначальные и постоянные.
Первоначальные
инвестиции в бизнес
включают:
Доходы
зависят от многих факторов:
Если
предприниматель организует новый маршрут, то нужно оповестить об этом жителей.
Это можно сделать с помощью социальных сетей. В них нужно дать клиентам
информацию:
Много
людей, желающих поехать на общественном транспорте, стоит на остановках.
Расклеивание там листовок с информацией о новом маршруте поможет привлечь
клиентов.
Если бизнес
построен на услугах пассажирских перевозок на заказ, то можно размещать рекламу
на специализированных сайтах.
Так, в Москве в
сфере пассажирских
перевозок есть организация «Московский транспорт», у которой —
популярный и посещаемый сайт. И сегодня это лучшее решение для рекламы
своего транспорта
в столице.
Таким
образом, организовать бизнес на пассажирских перевозках можно, но
придется учесть многочисленные нюансы. Плюс нужны первоначальные вложения и
лицензия. Но если правильно выбрать нишу и отладить процесс, можно получать
стабильную прибыль.
Ответственность за перевозку пассажиров без лицензии
За перевозку пассажиров без лицензии предусмотрены денежные штрафы.
ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ выписывают следующие взыскания:
Обозначение такси на машине при отсутствии лицензии тоже незаконно.
ст. 12.4 КоАП РФ
Кроме того, автомобиль конфискуют.
Штрафы за отсутствие лицензии на право перевозки пассажиров ст. 14.1.2 КоАП
Суммы санкций будут следующими:
Также будет конфискован автомобиль.
Наказание агрегаторам и таксопаркам, выдающим заказы перевозчикам без лицензии, пока не назначают, чем активно пользуются самозанятые, работающие без разрешения. Но Госдума рассматривает законопроект, который оговаривает 100-200 тыс. рублей штрафа за первый проступок и 200-500 тыс. рублей – за второй. В первые 20 суток на действует скидка 50%, после чего он оплачивается в полном объеме.
Как исключить автобус из реестра?
Удаление автобуса из реестра может потребоваться в случае его продажи. Если текущий владелец не удалит автобус из реестра, то покупатель не сможет добавить этот автобус в свою лицензию.
Для исключения автобуса из лицензии потребуется только заявление, содержащее те же самые данные.
Автобус исключается из реестра в течение 1 рабочего дня (до 1 марта 2022 года – 3 рабочих дня) с момента получения заявления.
Документы на транспортную лицензию
Для получения лицензии на автобус понадобятся:
Бланк заявления можно заполнить на Госуслугах.
Чтобы получить разрешение на такси, нужно предъявить в МФЦ:
Заполнить заявление можно на Госуслугах.
Как получить лицензию на перевозку пассажиров
Чтобы таксовать легально, нужно:
Чтобы оформить лицензию на перевозку пассажиров автобусами, нужно:
Ведомство ответит в течение 45 дней.
Разрешение не выдадут, если:
Если лицензию дали на перевозку людей автобусами, таксовать по ней нельзя. Понадобится лицензия на таксомоторные перевозки, иначе оштрафуют.
Зачем нужен договор перевозки пассажиров
Назначение договора пассажирской перевозки — защитить права участников сделки, то есть транспортной компании и граждан, которые пользуются её услугами. Согласно статье 786 ГК РФ, у сторон контракта появляются следующие обязанности:
Обычно для того чтобы подтвердить заключение договора, перевозчик передаёт пассажиру билет и багажную квитанцию. Однако при перевозке граждан с помощью городского транспорта (автобусов, троллейбусов, маршруток) билеты могут не использовать.
Понятие договора перевозки пассажиров рассматривается в нескольких нормативно-правовых актах:
Статья 786 и статья 789 ГК РФ
Общие правила перевозки пассажиров
Статья 20 закона № 259-ФЗ
Порядок автомобильных перевозок
Постановление Пленума ВС РФ № 26
Статья 14 закона № 17-ФЗ
Порядок железнодорожных перевозок
Статья 82 закона № 18-ФЗ
Часть IV приказа Минтранса № 82
Порядок авиаперевозок
Часть III приказа Минтранса № 140
Порядок перевозок с применением водного транспорта
В статье мы изучим порядок составления договоров на перевозку пассажиров автомобильным транспортом.
Аннулирование лицензии на пассажирские перевозки
Разрешительный документ аннулируют, если:
ИП или ООО должны сами написать заявление в Ространснадзор, чтобы прекратить лицензию на перевозку пассажиров.
Переоформление лицензии на транспортные перевозки
Переоформить лицензию можно, если:
Чтобы переоформить лицензию, нужно обратиться в Ростехнадзор и предоставить:
Заявление рассмотрят в течение 30 дней.
Дополнительные требования к получению лицензии на перевозку пассажиров
Для получения лицензии транспорт должен соответствовать ряду требований:
Лицензия на такси и автобусы выдается на 5 лет.
Сколько стоит лицензия на перевозки пассажиров
Госпошлина за лицензию составляет 7 500 рублей. Платить эту сумму за каждый автобус не нужно – документ выдают на конкретную деятельность организации.
Оплачивать разрешение на такси с 1 сентября 2023 года не нужно.
Кто должен получать лицензию?
Рассмотрим пункты 3 и 4 положения о лицензировании:
3. Понятие “автобус”, используемое в настоящем Положении, означает транспортное средство категории M2 или M3, за исключением троллейбуса, специализированного пассажирского транспортного средства и его шасси.
4. Лицензируемая деятельность включает в себя перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (далее – коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
Получить лицензию нужно при одновременном соблюдении следующих условий:
Если хотя бы одно из условий не выполняется, то лицензия не требуется.
Требования при использовании лицензии
Выше приведен перечень документов, которые потребуются для получения лицензии. Ничего дополнительного от организации на данном этапе требовать не должны.
Однако в процессе эксплуатации автобусов следует также соблюдать дополнительные требования, перечисленные в пункте 8 Положения о лицензировании:
Более подробно рассмотрим подпункт и, который содержит в себе требования к водителям:
и) допускать к управлению автобусами лицензиата водителей, состоящих в трудовых отношениях с лицензиатом в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, которые имеют российское национальное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории “D” или иностранное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории “D” – для водителей, являющихся гражданами Киргизской Республики, а также гражданами государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального языка, а в случае организованной перевозки группы детей – водителей, которые соответствуют также требованиям правил организованной перевозки группы детей автобусами, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”;
Обратите внимание, этот пункт разрешает допускать водителей к управлению только в двух случаях:
Все остальные водители к управлению автобусами допускаться не должны.
До 31 декабря 2020 года данный пункт был сформулирован по-другому, и получалось, что граждане других стран, имеющие российские национальные права, к управлению автобусами не допускались.
Например, гражданин Белоруссии живет и работает в России. В России он сдал экзамены и получил водительское удостоверение категории D. Однако работать водителем автобуса до 31 декабря 2020 год он не мог.
Требование было довольно странным, оно вступало в противоречие с требованиями, приведенными в законе “О безопасности дорожного движения” и рассмотренными в этой статье. С 1 января 2021 года граждане любых государств, имеющие российские национальные права, могут работать водителями автобусов.
Виды договоров на перевозку пассажиров
Рассмотрим самые распространённые разновидности контрактов на перевозку пассажиров и багажа.
Договор об оказании услуг по перевозке пассажиров между юридическими лицами
Если компания хочет отвезти группу своих сотрудников на какое-нибудь мероприятие, организации нужно заключить с перевозчиком контракт на оказание услуг. В соглашении участвуют две стороны: «перевозчик» (транспортная компания) и «заказчик» (ИП или юрлицо, которому требуются транспортные услуги). Озаглавить контракт можно по-разному: «договор на оказание транспортных услуг» или «договор об оказании услуг по перевозке пассажиров».
В таком документе необходимо указать:
Соглашение можно заключить как на одну поездку, так и на некоторый срок, в течение которого перевозчик будет предоставлять свой автомобиль и своих водителей для нужд компании-заказчика.
Публичный договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования
Городские жители регулярно пользуются услугами общественного транспорта: автобусов и троллейбусов, которые движутся по определённому маршруту согласно расписанию. Чтобы зафиксировать правила поездки, владельцы авто составляют публичный договор на перевозку пассажиров и багажа транспортным средством.
В публичном контракте не нужно указывать данные заказчика. Согласно статье 426 ГК РФ, такой документ адресован неограниченному кругу лиц: воспользоваться услугой может любой человек, который прочитает соглашение. Публичный договор перевозки приравнивается к публичной оферте, и принять предложение, которое описано в контракте, может каждый, кто оплатит проезд в транспорте перевозчика. Это действие служит подтверждением того, что гражданин согласен с условиями договора.
Договор перевозки легковым такси
Заключение договора перевозки пассажиров и багажа на такси описано в статье 31 устава автомобильного транспорта. В данном случае перевозчик и пассажир используют публичный договор фрахтования. Согласно уставу автотранспорта, оформить это соглашение можно одним из двух способов:
Вместо билета и багажной квитанции пассажир такси обычно получает кассовый чек или бланк строгой отчётности со всеми обязательными реквизитами чека.
Внесение данных о ТС в реестр лицензий на перевозку
Транспорт, который будет перевозить людей, нужно внести в реестр лицензий. Услуга бесплатная.
Для этого нужно обратиться в Ространснадзор и предъявить специалисту организации:
В реестр лицензий на осуществление перевозок пассажиров не внесут, если:
Заявление рассмотрят в течение трех дней.
Часто задаваемые вопросы
Согласно правилам оформления договора перевозки, пассажир платит перевозчику не за билет, а за возможность добраться на транспорте до пункта назначения и довезти свой багаж. Поэтому требовать от граждан дополнительно оплатить проездной билет и багажную квитанцию незаконно.
Если для организации перевозки транспортная компания обращается к услугам третьих лиц, она отвечает за их действия так же, как за свои. Например, если пассажир получил травму из-за того, что водитель неаккуратно вёл машину, не имеет значения, состоит ли этот водитель в штате перевозчика или сотрудничает с транспортной компанией как ИП. Перевозчик в любом случае несёт ответственность за его поступки.
Срок исковой давности договора о перевозке составляет один год. Однако исковая давность не распространяется на требование о возмещении вреда жизни или здоровью. Таким образом, если пассажир получил травму во время поездки, он может направить претензию в любое время.
Если между пассажиром и транспортной компанией возникнет спор, перевозчик может попытаться уйти от ответственности, заявив, что водитель не выдаёт пассажирам проездные билеты и багажные квитанции и потому у истца нет документов, подтверждающих его претензию. Но суд не считает отсутствие или неправильное оформление билета основанием для того, чтобы признать договор перевозки недействительным и не удовлетворять требования пассажира. Для подтверждения того, что перевозчик и пассажир заключили договор, можно использовать и другие доказательства: записи видеокамер, показания свидетелей-попутчиков.
Если суд признает, что перевозчик нарушил потребительские права пассажира, транспортная компания будет обязана заплатить штраф. Суд потребует уплаты штрафа вне зависимости от того, просил ли об этом пассажир. Размер штрафа составит 50% от суммы возмещения убытков и компенсации морального вреда.
Если гражданин оплатил проезд в общественном транспорте, а в пути автомобиль сломался, пассажир может потребовать вернуть ему деньги за билет или пересесть в другую маршрутку по этому же билету.
За потерю или повреждение багажа в дороге отвечает транспортная компания. Однако пассажир авто должен хорошо упаковать свои вещи: если багаж будет испорчен из-за отсутствия упаковки, перевозчик может избежать штрафа. Ответственность за ручную кладь несёт сам пассажир.
Где получить лицензию на автобус?
2. Лицензирование лицензируемой деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами) (далее – лицензирующий орган).
Выдачей разрешений занимается Ространснадзор.
Что делать, если изменился номер автобуса?
В 2024 году существует возможность заменить номера автобуса (в том числе и по желанию собственника). В этом случае следует внести изменения и в реестр лицензий.
До 31 декабря 2020 года для этого нужно было подать в Ространснадзор:
Информация о новых номерах вносилась реестр в течение 3-х рабочих дней.
С 1 января 2021 года для изменения данных в реестре автобуса требуется заявление, содержащее следующую информацию:
Информация в реестре обновляется в течение 1-го рабочего дня.
Ну а в заключение предлагаю Вам самостоятельно ознакомиться с полным текстом положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами:
Если Вы заметите в данном нормативном документе что-то интересное, либо у Вас просто остались вопросы по получению лицензии, то напишите об этом в комментариях к статье.
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Как составить договор пассажирской перевозки
Форма договора перевозки пассажиров законом не утверждена. Однако исходя из требований Гражданского кодекса и других нормативных актов, а также с помощью анализа юридической практики можно установить, какие условия необходимо описать в этом документе.
Предмет договора перевозки пассажиров
В общем случае в разделе «Предмет договора» необходимо указать, что транспортная компания берёт на себя обязательство перевезти заказчика по маршруту, который будет описан в документе ниже. При этом водитель будет соблюдать правила дорожного движения. В свою очередь, заказчик обязан заплатить перевозчику за его услуги.
Если заказчик — это ИП или юрлицо, которое арендует автобус для того, чтобы отвезти своих сотрудников на конференцию, экскурсию или другое мероприятие, то в этом же разделе нужно отразить информацию о том, какой именно транспорт потребуется для оказания услуги. Также необходимо указать продолжительность поездки и подробно описать её маршрут, включая все остановки.
Права и обязанности перевозчика
В обязанности перевозчика входит:
При этом транспортная компания имеет право:
Права и обязанности заказчика
Заказчик-юрлицо или индивидуальный предприниматель должен:
Пассажиры имеют право:
Порядок расчётов
Стоимость проезда в публичном контракте обычно фиксированная: каждый пассажир платит одинаковую сумму вне зависимости от того, сколько остановок он проедет. Однако если городской автобус заезжает ещё и в пригород, цена билета увеличивается. Кроме того, некоторые группы лиц могут получить скидку на проезд в общественном транспорте.
Стоимость проезда в договоре между юрлицами и в контракте, который заключают таксист и его клиент, зависит от ставки водителя за час и от длительности поездки.
Стоимость провоза багажа рассчитывается отдельно. Как правило, это фиксированная сумма, одинаковая для всех.
Ответственность сторон
Ответственность перевозчика за задержку отправления. Если водитель не сможет доказать, что задержка отправления произошла не по его вине, ему придётся заплатить штраф. Размер штрафа зависит от того, каким видом транспорта воспользовался пассажир. Если из-за задержки гражданин отказался от поездки, водитель должен вернуть ему плату за проезд.
Ответственность перевозчика за утрату и повреждение багажа. Если перевозчик потерял багаж во время поездки, компания должна возместить стоимость вещей или заплатить сумму, которая равна объявленной ценности багажа. Если багаж повреждён, перевозчик заплатит пассажиру сумму, на которую понизилась стоимость вещей.
Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Транспортная компания несёт ответственность за жизнь и здоровье пассажиров во время поездки. Если в течение перевозки гражданину нанесли травму, он имеет право потребовать возмещения ущерба. Пассажиру нужно собрать доказательства того, что вред его здоровью был причинён именно во время поездки и по вине перевозчика, а не в силу форс-мажорных обстоятельств. Порядок возмещения вреда описан в главе 59 ГК РФ.
Изменение и расторжение договора
Стороны могут описать в контракте причины для изменения любого из пунктов договора. Расторжение контракта может произойти как по соглашению сторон, так и по решению суда.
Порядок разрешения споров
Сначала стороны пытаются решить все разногласия в досудебном порядке с помощью переговоров. Если эта мера не помогла, перевозчик и пассажир обращаются в Арбитражный суд того региона, в котором зарегистрирован ответчик. Регион можно сразу указать в контракте.
Быстро и легко составить договор перевозки пассажиров и багажа можно с помощью наших программ для электронного документооборота. Сервис Доки подойдёт пользователям 1С. А заполнить и отправить контрагентам электронные перевозочные документы можно с помощью модуля 1С-ЭПД для продуктов 1С.
Как добавить дополнительный автобус в лицензию?
Если организация приобрела дополнительный автобус, то до начала его работы следует включить его в реестр лицензий. Для этого нужно подать в Ространснадзор следующие документы:
В заявлении указываются следующие данные:
Срок включения дополнительного автобуса – 3 рабочих дня с момента получения документов.
Список документов для получения лицензии
Для получения лицензии требуются следующие документы (пункт 6 Положения о лицензировании):
Все перечисленные документы необходимо направить в Ространснадзор в электронном виде через портал Государственных услуг с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
До 1 марта 2022 года можно было подать документы лично, через МФЦ или направить заказным письмом с уведомлением о вручении, однако эти способы отменены.
Примечание. В 2024 году для получения лицензии не требуются документы о категорировании автобуса.