Какие страны наращивают и сокращают инвестиции в белорусскую экономику

Какие страны наращивают и сокращают инвестиции в белорусскую экономику Выгодные вклады

Гарантии прав инвесторов и защита инвестиций

Гарантии перевода денежных средств иностранных инвесторов

Согласно Закону «Об инвестициях» после уплаты установленных налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет иностранным инвесторам гарантируется беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (доходов) и иных правомерно полученных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, а также платежей, производимых в пользу иностранного инвестора и связанных с осуществлением инвестиций, в том числе:

Гарантии от принудительного отчуждения


Государство гарантирует защиту инвестиций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Иностранные инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь по мотивам общественной необходимости со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией.

Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества иностранному инвестору выплачивается по выбору иностранного инвестора в белорусских рублях или в иностранной валюте в государство, указанное иностранным инвестором, если такой перевод не противоречит международным обязательствам Республики Беларусь.

Размер компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества может быть обжалован инвестором в суд.

Мы будем рады проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с созданием и деятельностью коммерческой организации с иностранными инвестициями в Республике Беларусь.

По всем вопросам связывайтесь с руководителем корпоративной практики партнером Светланой Дашук (svetlana.dashuk@procenty-po-vkladam.ru) или помощником адвоката Вероникой Перепелицей (veronica.perepelica@procenty-po-vkladam.ru).  

Иностранные инвестиции

Уважаемый пользователь!

Ваше мнение является определяющим в совершенствовании работы органов государственной статистики по распространению официальной статистической информации. Нам важно знать, насколько удовлетворены Ваши потребности в официальной статистической информации и как Вы оцениваете ее качество.

Приглашаем Вас принять участие в опросе, который займет у Вас несколько минут, при этом будет обеспечена полная конфиденциальность предоставленной информации.

Иностранные инвестиции в республике беларусь в первом квартале 2020 г

МИНСК, 18 мая – ПраймПресс. Иностранные инвестиции в Республику Беларуси в первом квартале 2020 г выросли по инерции. В дальнейшем инвестиционные потоки в страну будут сдерживаться кризисом и неэффективной инвестиционной политикой властей.

Официальный прогноз на 2020 г предусматривает, что белорусская экономика получит 1,7 млрд долл прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на чистой основе. При этом поквартальная разбивка прогноза по-прежнему слабо учитывает реальную динамику инвестиций по году, когда в I квартале поступает определяющая сумма за счет реинвестирования.

В частности, правительство запланировало, что за январь-март Беларусь получит 675 млн долл ПИИ на чистой основе, за январь-июнь – 885 млн долл, за январь-сентябрь – 1,230 млрд долл. В таком графике хотя и выделяется I квартал (стоит на первом месте по объемам инвестиций), на остальные кварталы тоже забронированы солидные объемы.

Если исходить из графика Совмина, то в IV квартале в Беларусь должны прийти 470 млн долл ПИИ. Однако в последние годы размер инвестиций в октябре-декабре всегда был значительно ниже (см. диаграмму 1).

Можно предположить, что в конце года власти ожидают крупные поступления от приватизации государственного имущества (например, продажа акций крупных госбанков). Вместе с тем, такому предположению противоречит республиканский бюджет на 2020 г, в котором не заложены доходы от приватизации. Абсолютное большинство крупных госактивов находится в республиканской собственности. Поэтому сделки местных властей не могут исправить положение. К тому же, окончательное решение по сделкам на сумму от 10 тыс базовых величин (270 тыс бел руб в 2020 г) все равно принимает президент.

Диаграмма 1.

Какие страны наращивают и сокращают инвестиции в белорусскую экономику

В I квартале 2020 г в Беларусь поступило 1,456 млрд долл ПИИ, что больше, чем за весь 2021 г (см. диаграмму 2). Это означает, что для выполнения официального прогноза осталось добрать всего 244 млн долл. Часть из этой суммы во II квартале может поступить от сделки по продаже акций Паритетбанка.

Диаграмма 2.

Какие страны наращивают и сокращают инвестиции в белорусскую экономику

22 апреля Государственный комитет по имуществу (ГКИ) сообщил, что 99,83% акций Паритетбанка были реализованы кипрской компании Beristore Holdings Limited, бенефициаром которой является российский предприниматель Саид Гуцериев (сын бизнесмена Михаила Гуцериева).

В обосновании сделки в ГКИ сослались на то, что Стратегией развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 г в качестве одного из основных направлений развития банковской системы предусмотрено снижение доли государства в уставных фондах банков – вплоть до полного выхода из состава акционеров путем продажи акций стратегическим инвесторам.

Сумма сделки с Beristore Holdings Limited разглашена не была. Однако источники в финансовом секторе сообщают, что 99,83% акций были реализованы за 50 млн долл.

К слову, в 2021 г именно за 50 млн долл государство планировало продать 99,83% акций Паритетбанка бизнес-партнеру Гуцериева – Виктору Прокопене. Данная сумма была прописана в указе №254 от 18.07.2021 г. Однако по неким причинам указ №254 был отменен уже 16 августа того же года. Прокопеня объяснил отказ от сделки утратой интереса к банковскому сектору, а официальных комментариев от властей не последовало.

В данной сделке вызывает интерес сумма, за которую был продан банк. Еще в 2021 г (до наступления мирового кризиса) эксперты оценивали дисконт к капиталу при продаже банков в регионе Восточной Европы в размере 0,5-0,7.

Капитал Паритетбанка на 1 апреля 2020 г составил 112,426 млн бел руб (43,2 млн долл в эквиваленте). Следовательно, применив дисконт к капиталу в размере 0,7, получим оценку 100% акций банка на сумму 30,2 млн долл, применив дисконт 0,5 – 21,6 млн долл. Из этого следует, что продажа 99,83% акций за 50 млн долл была весьма выгодной для государства.

За I квартал 2020 г ПИИ на чистой основе выросли к сопоставимому периоду 2021 г на 46,6%. В денежном эквиваленте увеличение чистых ПИИ составило 462,5 млн долл. Подавляющую часть данного прироста обеспечили ПИИ в реальный сектор экономики (см. диаграмму 3).

По сравнению с 2021 г ПИИ в реальный сектор выросли на 61,3%, или на 448,8 млн долл. Увеличение ПИИ в реальный сектор будет весьма кстати властям, т.к. в апреле министр экономики Александр Червяков сообщил об изменении приоритетов властей.

Глава Минэкономики заявил, что правительство отвязало рост зарплат от роста производительности труда и это не окажет негативного влияния на экономическую сбалансированность. Правительство поставило в качестве приоритета доходы населения и поэтому «произойдет перераспределение из фонда накопления в фонд потребления». Червяков уточнил, что «мы меньше будем тратить ресурсов на инвестиции, больше – на заработную плату».

Что касается процессов разгосударствления и приватизации, то власти предлагают лишь передачу сельскохозяйственных земель в концессию или в долгосрочную аренду. Эти действия предусмотрены планом мероприятий по совершенствованию инвестклимата в Беларуси на среднесрочную перспективу. План мероприятий утвержден первым вице-премьером Дмитрием Крутым. Предложения по передаче сельхозземель в аренду или концессию будут направлены в Совмин до конца 2020 г.

Диаграмма 3.

 Какие страны наращивают и сокращают инвестиции в белорусскую экономику

Безусловным лидером по привлечению ПИИ на чистой основе остался Минск. За I квартал 2020 г в экономику города поступили 759 млн долл, или 52,9% всех инвестиций в страну (см. диаграмму 4). Инвестиции в Минскую область дали еще 18,2%. Также эти две территории обеспечили основной объем прироста ПИИ к 2021 г – 291,1 млн долл.

Поскольку прогноз привлечения ПИИ в I квартале был заведомо занижен властями, все территории перевыполнили официальную оценку поступления инвестиций в январе-марте. В масштабах страны выполнение составило 212%, в регионах – от 162% до 394%. Два региона – Гомельская и Гродненская области – досрочно взяли годовую планку по привлечению ПИИ.

Читайте также:  Инвестиции в агропромышленный комплекс: этапы развития, тенденции, особенности | Экономика и Жизнь

Стоит отметить, что официальный прогноз по ПИИ в разрезе областей и Минска весьма слабо отражает специфику регионов. Власти назначили Минску привлечь 935 млн долл, Минской области – 315 млн долл, а на остальные области разбросали по 90 млн долл.

Относительно высокий прогноз по инвестициям для Минской области объясняется тем, что в ее состав входят части столичной агломерации – Минский район и прилегающие территории. Формально это инвестиции в регионы, а в реальности компании, в которые поступают средства, ориентированы на столичный рынок.

В I квартале 2020 г свыше половины ПИИ в Минскую область обеспечил Минский район (135,2 млн долл). Инвестиции во все остальные районы и Жодино были как минимум в 4 раза ниже (не более 32,2 млн долл на одну территорию).

Диаграмма 4.

Какие страны наращивают и сокращают инвестиции в белорусскую экономику

Основной рост инвестиций к 2021 г обеспечили крупнейшие проекты с вложениями 5-10 млн долл и более 10 млн долл (см. диаграмму 5). ПИИ в данные инвестпроекты увеличились на 270 млн долл.

Крупнейшие инвестпроекты в 2020 г занимали абсолютно маргинальную долю в общем количестве. Белстат выделил 20 проектов с суммой инвестиций от 10 млн долл каждый и 25 проектов – с суммой инвестиций 5-10 млн долл. При этом общее количество проектов в I квартале составило 3 907.

Средняя сумма инвестиций на 1 проект в категориях от 10 млн долл и 5-10 млн долл изменилась мало. В первой категории средняя сумма вложений составила 21,9 млн долл в 2020 г (против 20,7 млн долл в 2021 г), во второй – 6,9 млн долл (против 7 млн долл). Совокупный объем ПИИ вырос за счет увеличения числа проектов.

Диаграмма 5.

 Какие страны наращивают и сокращают инвестиции в белорусскую экономику

В 2020 г сохранилась высокая концентрация ПИИ в нескольких видах деятельности (см. диаграмму 6). За I квартал инвестиции в обрабатывающую промышленность, торговлю, транспорт, сектор информации и связи, а также финансовый сектор дали 88,1% от всех ПИИ в Беларусь.

Диаграмма 6.

 Какие страны наращивают и сокращают инвестиции в белорусскую экономику

Свыше половины прироста инвестиций по сравнению с 2021 г обеспечили вложения в обрабатывающую промышленность. Главными драйверами в промышленности стали производство продуктов питания, напитков и табачных изделий ( 46,4 млн долл), нефтепереработка ( 57,8 млн долл) и металлургия ( 49,1 млн долл).

В сфере торговли прирост инвестиций сформировали оптовая и розничная торговля ( 53,2 и 44,9 млн долл), на транспорте – сухопутный и трубопроводный транспорт ( 65,2 млн долл), в секторе информации и связи – IT-компании ( 43 млн долл), в финансовом секторе – банки ( 11,9 млн долл).

В январе-марте 2020 г 51,1% ПИИ на чистой основе обеспечили поступления из двух стран – России и Кипра (см. диаграмму 7). В случае с Беларусью инвестиции с Кипра чаще всего являются ширмой для реинвестирования капитала белорусами либо поступления ресурсов из стран-соседей. Последний яркий пример – сделка по продаже акций Паритетбанка, оформленная через кипрскую компанию Саида Гуцериева.

В определенной степени реинвестированием являются ПИИ из России. Это касается случаев инвестирования из компаний в Смоленской, Брянской и Псковской областях, которые основаны белорусами.

Впрочем, велика и доля собственно российских инвестиций. Данные ресурсы поступают главным образом в банковский сектор («дочки» российских банков в Беларуси) и трубопроводный транспорт (ОАО «Газпром трансгаз Беларусь»).

Российские инвестиции также приходят в Беларусь под видом инвестиций из других стран. В 2021 г посол Великобритании в РБ Фиона Гибб заявила, что по итогам анализа посольства большинство инвестиций из Великобритании в Беларусь осуществляют лондонские офисы российских компаний, тогда как активность британских компаний маргинальна.

Диаграмма 7.

 Какие страны наращивают и сокращают инвестиции в белорусскую экономику

В последние годы власти обращают большое внимание на инвестиции из Китая. В феврале на расширенной коллегии Минэкономики руководитель ведомства Александр Червяков сообщил, что 2021 г сопровождался стагнацией китайских инвестиций, однако сотрудничество с Китаем остается в приоритете. Червяков добавил, что «задача по привлечению 100 млн долл прямых инвестиций из Китая в каждый регион остается актуальной».

По факту суммы ПИИ в Беларусь из Китая остаются незначительными и в 2020 г. За I квартал экономика получила лишь 14,5 млн долл ПИИ из КНР, что ниже уровня первого квартала 2021 г (22 млн долл).

Малые объемы инвестиций из Китая объясняются характером отношений с этой страной. Абсолютное большинство валовых инвестиций из КНР представляют собой кредитные линии китайских банков. Эти ресурсы не могут быть включены в ПИИ на чистой основе, т.к. коммерческие кредиты выдаются на условиях возвратности, срочности и платности.

По мнению Червякова, перспективным инвестпроектом является реализация потенциала Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». В территориальном отношении данный парк расположен в Смолевичском районе. Статистика ПИИ в Смолевичский район показывает снижение ПИИ к 2021 г – 16 млн долл против 23,3 млн долл.

В 2020 г наступил очередной кризисный период для белорусской экономики. Как показывает история последних кризисов, это значит выпадение значительных объемов внутренних инвестиций в основной капитал. Хорошим ответом на это могла бы стать активизация поступлений инвестиций извне.

Однако официальная статистика регистрирует противоположные тенденции. В I квартале 2020 г иностранные инвестиции без кредитов и займов иностранных банков составили лишь 3,3% от инвестиций в основной капитал (против 4% в I квартале 2021 г). Иностранные инвестиции с учетом кредитов и займов достигли 4% от инвестиций в основной капитал (против 5,1% в 2021 г).

Таким образом, в Беларуси наблюдается вялое инвестирование в экономику со стороны внешнего мира. По данным платежного баланса большинство формально зарубежных инвестиций представляют собой реинвестирование белорусского капитала. Это значит, что сумма ПИИ в 1,456 млрд долл на самом деле в разы завышает реальные инвестиционные потоки из внешнего мира.

Характер инвестиций не меняется из года в год. Этому способствуют стабильно низкие характеристики инвестиционного климата в стране. Отношение государства к иностранным инвесторам в феврале высказал Александр Лукашенко. Президент заявил, что «хватит сюда тащить со всего мира бизнесменов, хвастаться, что у нас инвестиции». По мнению главы государства, «от этих инвестиций страна практически ничего не имеет».

Несмотря на кризис, ввиду запаса, созданного в I квартале, годовой прогноз по привлечению инвестиций может быть исполнен. Для этого за три оставшихся квартала необходимо добрать лишь 244 млн долл, из которых 50 млн долл может обеспечить выкуп доли государства в Паритетбанке.

Значительного притока ресурсов от продажи госимущества в 2020 г ожидать не стоит. Чиновники не заинтересованы в существенном превышении прогноза по инвестициям (1,7 млрд долл). Такое превышение создаст сложности в выполнении показателей на 2021 г: придется изыскивать новые объекты для продажи, реализацию которых может одобрить только президент. А его критическое отношение к частной собственности и приватизации широко известно.

Также понятно, что в Беларусь не придут крупные инвесторы. Кризис охватил всю мировую экономику, при этом рыночная стоимость активов обвалилась больше всего в развивающихся странах.

Белорусские власти не желали продавать активы по рыночной стоимости и до кризиса, что хорошо видно по историям с реализацией акций Белинвестбанка, Банка Дабрабыт, Криницы, Красносельскстройматериалов. Фактически продажа акций заблокирована страхом чиновников: никто не желает брать ответственность в условиях, когда Комитет госконтроля и силовики в любой момент могут объявить, что государство понесло потери от продажи того или иного актива.

Несмотря на очевидные угрозы дестабилизации, власти не желают корректировать нынешний макроэкономический курс. Это значит, что положение с ПИИ в Беларуси на ближайшие годы сохранится, планы по наращиванию инвестиций до 3 млрд долл к 2030 г будут неосуществимы. С высокой вероятностью к тому времени инвестиции едва превысят 2 млрд долл – за счет реинвестирования и инфляции самого доллара.

В 2020 г вследствие кризиса ожидается сокращение инвестиций между странами. Однако Беларусь вряд ли будет существенно затронута этим процессом. В стране изначально низкая база инвестиций, изменения в которой малозначимы для экономики. 

Читайте также:  Человеческий капитал: как вкладывать в развитие людей и зарабатывать :: РБК Pro

Кроме того, за счет инерции 2021 г в I квартале поступило много ресурсов в виде реинвестированного капитала белорусского происхождения. Такие решения о реинвестировании были приняты еще до мартовских событий. Это позволит правительству отчитываться о позитивных тенденциях в сфере ПИИ в 2020 г, хотя на самом деле хорошая динамика инвестиций объясняется заниженным прогнозом для начала года и инерционностью.

Иностранные инвестиции из республики беларусь

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2021

2021

2021

2021

2021

2021

2021

2021

2021

Объем иностранных инвестиций, направленных организациями Республики Беларусь в экономику зарубежных стран [1]), млн. долларов США

3,2

351,1

482,5

1 046,0

1 909,9

2 353,7

2 537,2

5 490,1

6 086,7

6 341,2

5 985,0

5 141,2

3 889,0

5 547,4

6 064,7

в том числе:

прямые

1,6

5,2

5,5

11,7

21,4

485,1

1 420,5

3 001,0

4 129,8

4 670,6

4 188,7

4 648,9

3 546,6

5 203,4

5 671,9

портфельные

0,01

0,6

0,9

0,5

2,9

0,1

0,001

0,1

2,2

0,2

0,8

0,5

0,03

прочие

1,6

345,3

476,1

1 033,9

1 885,6

1 868,5

1 116,7

2 489,0

1 954,7

1 670,3

1 795,5

491,7

342,4

344,0

392,8

1) Данные по иностранным инвестициям приведены без банков и бюджетных организаций в структуре и методологии соответствующих лет. На республиканском уровне направление иностранных инвестиций за рубеж за 2004 год в белорусских рублях пересчитано в доллары США по средневзвешенному курсу Национального банка Республики Беларусь за соответствующий период.

Версия для печати

Какие страны наращивают и сокращают инвестиции в белорусскую экономику

Кыргызстан и Иран стали лидерами по динамике поступлений иностранных инвестиций в Беларусь в прошлом году. Германия и Китай, наоборот, первые среди тех, кто существенно сократил вложения средств в белорусскую экономику.

Согласно данным из сборника «Беларусь в цифрах. Статистический справочник 2020», по итогам 2021 года из Кыргызстана в белорусскую экономику поступило 10,9 млн долларов. Это в 27,25 раза больше, чем объем инвестиций из этой страны годом ранее (0,4 млн долларов). И с этим показателем Кыргызстан стал лидером среди остальных стран-инвесторов по темпам прироста инвестирования.

Поступления из Ирана составили 45,1 млн долларов, что в 7,27 раза больше, чем было в 2021 году (6,2 млн долларов).

Положительную динамику продемонстрировали инвесторы из Австрии и ОАЭ. Австрия вошла в пятерку главных источников иностранных инвестиций в Беларусь, за год увеличив их объем в 1,48 раза — с 296,7 млн долларов до 437,8 млн долларов.

Из ОАЭ в Беларусь в прошлом году пришло 118,3 млн долларов, тогда как в 2021 году эта сумма составляла 78,5 млн долларов.

Нужно отметить и выросшую роль международных организаций как источника иностранных инвестиций в Беларусь. Если в 2021 году они выделили Беларуси 1,4 млн долларов, в 2021 году — 64,9 млн долларов, то в прошлом году их вклад составил 206,3 млн долларов.

Поступления из Германии и Китая, которые традиционно входят в топ-10 главных источников ресурсов для Беларуси, в прошлом году уменьшились, соответственно, в 2,6 и 2,1 раза. Обе страны переместились вниз первой десятки важнейших инвесторов.

Почти в 1,55 раза уменьшился приток средств из второй по значению страны-инвестора – Великобритании. Также меньше инвестиций поступило с Кипра.

Топ-10 важнейших стран-инвесторов в экономику Беларуси в 2021 году

Страна-инвестор

Объем поступлений иностранных инвестиций в 2021 г., в млн долларов

Объем поступлений иностранных инвестиций в 2021 г., в млн долларов

1

Россия

4513,3

4154,6

2

Великобритания

1799,9

2790,2

3

Кипр

760, 1

848,3

4

Польша

440,8

445,3

5

Австрия

437,8

296,7

6

Украина

366,4

405,7

7

Литва

207,6

196,6

8

Китай

162,2

339,9

9

Германия

139,0

363,7

10

Нидерланды

125,2

111,4

 

ВСЕГО

10 006,8

10 842,0

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь

Общая система налогообложения в республике беларусь


В Налоговом кодексе Республике Беларусь (Особенная часть) при общей системе налогообложения, установлены следующие ставки налогов, подлежащие уплате организациями, и следующие объекты налогообложения

Налог на добавленную стоимость

Объектом обложения данным налогом являются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, а также ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Ставка налога – 20%, в некоторых случаях – 0%; 10% или 25%.

Налог на прибыль

Объектом налогообложения данным налогом признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусскими организациями.

Ставка налога – 18 %, в некоторых случаях – 10 %; 25 %; 30 % (с 01.01.2021 г. до 01.01.2023 г.).


Ставка налога по дивидендам и приравненных к ним доходам – 12 %, а в некоторых случаях – 6 %, 0 %.

Акцизный налог

Акцизы установлены на спирт; алкогольную продукцию; непищевую спиртосодержащую продукцию в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов; пиво, пивные коктейли; слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта от 1,2% до 7%; табачные изделия; автомобильные бензины; дизельное топливо и дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот; судовое топливо; газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива; масла моторные, включая масла (жидкости), предназначенные для промывки (очистки от отложений) масляных систем двигателей внутреннего сгорания; сидры; пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

Ставки акцизов могут устанавливаться:

Платежи за землю

Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы. Ставки арендных платежей, взимаемых вместо земельного налога, определены Указом Президента Республики Беларусь от 12.05.2020 № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности».

Плательщиками земельного налога являются организации, которым земельные участки принадлежатна праве частной собственности, постоянного или временного пользования.

Налог на недвижимость

Ставка налога – 1% в год. Налогом облагается стоимость зданий и сооружений, являющихся собственностью или находящихся во владении коммерческой организации.

Обязательные платежи, начисляемые на фонд заработной платы коммерческой организации:

Согласно Закону Республики Беларусь “Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социального страхования населения Республики Беларусь” обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения составляют 34 %.

Правительство хочет довести прямые иностранные инвестиции до $3 млрд в год

Цифровые ориентиры для 2035 года пока не определены. Их должны будут обозначить примерно через шесть лет. В целом стратегия разбита на четыре этапа: 2021–2020, 2021–2025, 2025–2030, 2031–2035. Под каждый этап будут утверждать дорожную карту.

Также белорусское правительство хочет, чтобы страна вошла в топ-30 государств с наилучшим бизнес-климатом в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Другая задача — войти в рейтинг глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (The Global Competitiveness Index), а также в рейтинг мировой конкурентоспособности Международного института развития менеджмента, международный индекс привлекательности стран для венчурных и прямых инвестиционных фондов Ernst & Young.

Создание коммерческих организаций

Виды коммерческих организаций

Регулирование создания и функционирования коммерческих организаций  осуществляется на основе следующих  актов законодательства: Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. с последующими изменениями и дополнениями (далее – Гражданский кодекс)

, Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» с последующими изменениями и дополнениями, Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 с последующими изменениями и дополнениями.

Иностранные инвесторы вправе создавать в Республике Беларусь коммерческие организации с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а именно в форме:

Следует отметить такую организационно-правовую форму как унитарное предприятие. Это особая форма юридического лица, присущая законодательству Республики Беларусь.  В отличие от иных форм юридических лиц (далее именуемых в совокупности и в частности «хозяйственными обществами») унитарное предприятие не является собственником находящегося на его балансе имущества.


За исключением унитарного предприятия, все коммерческие организации могут создаваться как с одним участником, так и с несколькими.

Государственная регистрация коммерческих организаций

Коммерческая организация приобретает права юридического лица с даты ее государственной регистрации.

С 01.02.2009 г. в Республике Беларусь введен заявительный принцип регистрации коммерческих организаций (за исключением регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций). Государственная регистрация коммерческой организации осуществляется в день подачи всех необходимых документов.

По общему правилу органами, осуществляющими государственную регистрацию коммерческих организаций, являются областные исполнительные комитеты и Минский городской исполнительный комитет. Такие организации как банки, небанковские кредитно-финансовые и страховые организации, организации, находящихся на территории свободных экономических зон или на территории Китайско-Белорусского индустриального парка “Индустриальный парк “Великий камень”, подлежат регистрации в специально уполномоченных государственных органах и организациях.

Читайте также:  Годовые данные

Особенности участия в хозяйственных обществах  юридических и физических лиц

Участниками хозяйственного общества с белорусской стороны могут быть как частные юридические лица, так и юридические лица, основанные на государственной собственности.

Государственному унитарному предприятию для его участия в хозяйственном обществе  необходимо будет получить решение (согласие) министерства, государственного комитета или иного государственного органа, в ведении которого оно находится. Кроме того, в зависимости от стоимости и вида имущества, планируемого к внесению в уставный фонд хозяйственного общества государственным предприятием, подчиненности такого предприятия, может потребоваться согласование внесения имущества в уставный фонд с иными государственными органами.

Так, если государственное предприятие в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества  планирует вносить здания, сооружения или объекты незавершенного строительства, то для этого оно должно будет получить согласие соответствующего органа государственного управления и Государственного комитета по имуществу или Совета Министров Республики Беларусь (для республиканской собственности) или соответствующего органа местной власти (для коммунальной собственности).

Имея дело с государственным предприятием как партнером, следует иметь в виду возможность его последующей приватизации. Однако никаких законодательных ограничений для участия в хозяйственном обществе государственных предприятий в связи с процессом их приватизации не установлено.

Участниками хозяйственного общества  с белорусской стороны могут быть не только юридические, но и физические лица. Отметим, что по законодательству Республики Беларусь не допускается занятие предпринимательской деятельностью (в том числе в форме участия в хозяйственных обществах) служащих государственного аппарата, исполкомов местных Советов депутатов, прокуратуры, судов, руководителей, их заместителей и главных специалистов государственных предприятий, учреждений и организаций.

Иностранными инвесторами могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица, осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь.

Ограничения в осуществлении инвестиций и участия в коммерческих организациях

Не допускается осуществление инвестиций в виды деятельности, запрещенные законодательными актами Республики Беларусь. Ограничения при осуществлении инвестиций могут быть установлены на основании законодательных актов Республики Беларусь в интересах национальной безопасности (в том числе охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей), общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Законодательством Республики Беларусь также установлены ограничения для участия в коммерческой организации в отношении некоторых физических и юридических лиц.

Например, учредителем коммерческой организации не может быть лицо, которое на дату государственной регистрации:

  • является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не завершен;
  • является собственником имущества (участником), руководителем юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства);
  • являлось собственником имущества (участником), руководителем юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР) прошло менее года;
  • являлось собственником имущества (участником) юридического лица, индивидуальным предпринимателем, задолженность которого была признана безнадежным долгом и списана в соответствии с законодательными актами, с даты исключения которого из ЕГР прошло менее трех лет;
  • имеет неисполненные вступившие в законную силу судебные постановления о взыскании денежных средств и (или) обращении взыскания на иное имущество.

Следует отметить, что хозяйственное общество с одним участником не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного участника.

Ответственность Участников по обязательствам коммерческой организации

Ответственность Участников по обязательствам коммерческой организации определяется организационно-правовой формой созданной коммерческой организации (унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество).

Вместе с тем, Гражданским Кодексом установлен случай, когда возложение ответственности не зависит от организационно-правовой формы коммерческой организации. Так,если экономическая несостоятельность (банкротство) организации вызвана виновными (умышленными) действиями учредителей (участников), собственника имущества организации или других лиц, в том числе руководителя организации, которые имеют право давать обязательные для этой организации указания либо иным образом имеют возможность определять ее действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества организации может быть возложена субсидиарная ответственность по ее обязательствам.

Уставный фонд коммерческой организации


Минимальный размер уставного фонда коммерческой организации зависит от организационно-правовой формы:

Уставный фонд коммерческой организации объявляется в белорусских рублях и формируется в течение 1 года с даты государственной регистрации коммерческой организации, если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом.

При внесении вклада в уставный фонд коммерческой организации в иностранной валюте в порядке, определенном законодательством, его пересчет осуществляется по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком на дату фактического внесения этого вклада.


Вклады в уставный фонд коммерческой организаций могут быть внесены в денежной и/или неденежной форме.

Неденежные вклады учредителей (участников) коммерческой организации подлежат оценке, осуществляемой в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» от 13.10.2006 г. № 615, а также экспертизе достоверности внутренней оценки, проводимой в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь (Постановление № 173 от 10.02.2021 г.).

Имущество, ввозимое участником для формирования уставного фонда коммерческой организации, по общему правилу не освобождается от уплаты таможенной пошлины и облагается налогом на добавленную стоимость. Однако при соблюдении определенных условий возможен льготный ввоз определенных законодательством товаров в качестве вклада в уставный фонд с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин (например, при местонахождении коммерческой организации на территории средних, малых городских поселений, сельской местности).

Валютное регулирование в Республике Беларусь

Основу валютного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22.07.2003 г. Все коммерческие организации, зарегистрированные на территории Республики Беларусь являются резидентами Республики Беларусь с точки зрения валютного законодательства.

Общее правило, касающееся резидентов: расчеты между резидентами осуществляются в белорусских рублях. Использование между резидентами иностранной валюты допускается в строго ограниченных законодательством случаях.

В соответствии с Правилами проведения валютных операций, утвержденными Национальным банком Республики Беларусь (постановление Правления от 30.04.2004 г. № 72 с последующими изменениями и дополнениями), все расчеты в безналичном порядке между резидентами и нерезидентами могут осуществляться как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях.

Поэтому, если клиентами коммерческой организации будут резиденты, расчеты осуществляются в белорусских рублях, если же клиентами коммерческой организации будут нерезиденты, то расчеты будут производиться в основном в иностранной валюте, хотя возможно использование и белорусских рублей.

Валютный счет коммерческих организации

Организация, зарегистрированная в Республике Беларусь, будучи резидентом, обязана хранить свои валютные средства в банке, который имеет лицензию Национального банка на осуществление операций в иностранной валюте на территории Республики Беларусь (уполномоченный банк).

Для белорусских организаций никаких ограничений по открытию валютных счетов в местных банках не установлено. Для открытия текущего (расчетного) счета коммерческая организация должна представить в банк ряд документов, в том числе документы, подтверждающие её регистрацию в качестве юридического лица.

Покупка валюты

Коммерческие организации могут приобретать иностранную валюту через уполномоченные банки как на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», так на внебиржевом валютном рынке. 

Обязательная продажа валюты

Указом Президента Республики Беларусь от 31.07.2021 г. № 301 «Об отмене обязательной продажи иностранной валюты» c 03.08.2021 года отменена обязательная продажа иностранной валюты.

Перевод прибыли

Закон «Об инвестициях» гарантирует иностранным инвесторам беспрепятственный перевод прибыли (дохода) за пределы Республики Беларусь, полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, после уплаты инвестором налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Дивиденды, полученные иностранными инвесторами от участия в белорусских организациях, облагаются налогом на доходы иностранных организаций по ставке 12 % или подоходным налогом по ставке 13 %, если иное не установлено в международных соглашениях. Налог удерживается у источника выплаты дивидендов.

Оцените статью