Кейнсианский мультипликатор.

Кейнсианский мультипликатор. Вклады Хоум Кредит Банк

Кейнсианский мультипликатор.

Важную роль в кейнсианской теории играет концепция мультипликатора. Инвестиционный мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода.

Формула мультипликатора исходит из известного нам положения, согласно которому доход Yравен сумме потребленияCи сбереженийS. Если принять, чтоY=1, тоC S=1. Поскольку мультипликатор показывает, в какой мере увеличивается (прирастает) доход под воздействием накопления, то коэффициент мультипликации Kм может быть выражен как единица, деленная на предельную склонность к сбережению:

Мультипликатор помогает «почувствовать» эффект государственного стимулирования. Если государство наняло рабочих, доходы которых вырастут на 1 млн. долл., то совокупный доход в обществе вырастет на большую сумму. Это произойдет, во-первых, потому что существует взаимосвязь между отраслями. Прирост доходов под влиянием увеличения инвестиций порождает цепочку межотраслевых взаимосвязей, которая в итоге вызывает рост производства, а значит, и дохода. Во-вторых, прирост дохода, возникший от увеличения объема инвестиций, делится на личное потребление и сбережение. Чем выше доля потребления С, тем сильнее действует мультипликатор. Мультипликатор и прирост потребления (предельная склонность к потреблению – МРС) находятся в прямой пропорциональной зависимости. Мультипликатор и прирост сбережений (предельная склонность к сбережению – МРS) находятся в обратно пропорциональной зависимости.

Рассматривая эффект мультипликации, Кейнс имел в виду в первую очередь расходы из государственного бюджета, в том числе на общественные работы. Он иронически замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, чтобы только занять безработных. «Если бы казначейство наполняло старые бутылки банкнотами, закапывало их на соответствующей глубине в бездействующих угольных шахтах, заполняло эти шахты доверху городским мусором, а затем, наконец, предоставляло бы частной инициативе на основе хорошо испытанных принципов laissez faireвыкапывать эти банкноты из земли, то безработица могла бы полностью исчезнуть, а косвенным образом, это привело бы, вероятно, к значительному увеличению реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с существующими размерами. Разумеется, более целесообразно было бы строить жилые дома и т. п., но если этому препятствуют политические и практические трудности, то и предлагаемый вариант окажется лучше, чем ничего».

15. Безработица: понятие, причины, виды, измерение, естественный уровень безработицы.

Безработица– экономическое состояние, которое характеризуется тем, что часть взрослого трудоспособного населения не имеет работы и находится в ее поисках.

Выделяют три основные причины безработицы:

потеря работы (увольнение);

добровольный уход с работы;

первое появление на рынке труда.

Безработица является характерной чертой рыночной экономики, поэтому полная занятость – нонсенс. В то же время понятие «полная занятость» не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно,уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы

Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. В 60-ых годах в США естественной безработицей считались 4 % от занятой рабочей силы. Сегодня этот уровень поднялся до 5-6 %, что связано с изменением демографического состава рабочей силы и институциональными изменениями.

Виды безработицы следующие.

Фрикционнаябезработицаотражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. В период внедрения новых достижений технического прогресса такое движение становится более интенсивным. В какой-то мере эта безработица является желательной, так как многие рабочие переходят с малооплачиваемой работы на более оплачиваемую. Это означает высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший объем реального национального продукта.

Структурнаябезработицаявляется углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос же на другие, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, так как рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест.

Институциональнаябезработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна (неполная информация о вакантных рабочих местах). Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы, так как гасятся стимулы для энергичных поисков работы.

Циклическаябезработица вызвана сжатием производства во время повторяющихся спадов в экономике. В фазах расширения и подъема появляются новые рабочие места, и безработица рассасывается.

Циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.

Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых «бомжей» не привели к переориентации этой категории населения.

Технологическая безработица– безработица, связанная с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике.

16. «Закон Оукена».

Зако́н О́укена — эмпирическая зависимость между темпом роста ВВП и темпом роста безработицы, предполагающая, что снижение темпа роста ВВП на 2% приводит к повышению уровня безработицы на 1 %. При этом точкой отсчета берется темп рост ВВП в 3% в год.

Закон назван по имени американского экономиста Артура Оукена. В реальности это не закон, а тенденция со множеством ограничений по странам, регионам, миру в целом и периодам времени.

Кейнсианский мультипликатор.

где Y — фактический ВВП, Y* — потенциальный ВВП, u_c — уровень циклической безработицы, B — эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2). По каждой стране в зависимости от периода будет свой коэффициент B.

В графической форме указанная закономерность представлена на рисунке

Кейнсианский мультипликатор.

В условиях полной занятости объем производства равен Кейнсианский мультипликатор. , а норма безработицы Кейнсианский мультипликатор. . Если занятость будет снижаться, а безработица расти, то объем производства также уменьшится. Таким образом, график отражает убывающую зависимость объема производства от нормы безработицы.

17. Инфляция: понятие, измерение, формы проявления

Инфляция — это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег (обесцениванием денег) и ведущее к перераспределению национального дохода.

Формы проявления инфляции:

– общее повышение товарных цен и понижение курса национальной валюты;

– дефицитность экономики и снижение качества товаров (при планово – распределительной экономике);

– приобретение продукции низкого качества и в меньшем количестве за прежние суммы – подавленная (скрытая) инфляция;

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Существуют различные методы расчета данного индекса: индекс потребительских цен, индекс цен производителей, индекс-дефлятор ВВП. Эти индексы различаются составом благ, входящих в оцениваемый набор, или корзину. Для того чтобы рассчитать индекс цен, необходимо знать стоимость рыночной корзины в данном (текущем) году и ее же стоимость в базовом году (году, принятом за точку отсчета). Общая формула индекса цен выглядит следующим образом:
Кейнсианский мультипликатор.

18. Номинальные и реальные проценты: эффект Фишера.

Номинальная ставка процента – это текущая рыночная ставка, не учитывающая уровень инфляции.

Реальная ставка процента – это номинальная ставка за вычетом ожидаемых (предполагаемых) темпов инфляции.

Различие между номинальной и реальной процентной ставкой приобретает смысл только в условиях инфляции (повышения общего уровня цен) или дефляции (снижения общего уровня цен). Экономист И. Фишер выдвинул гипотезу относительно связи между номинальной и реальной ставкой. Она получила название эффект Фишера, который означает следующее: номинальная ставка процента изменяется так, чтобы реальная ставка оставалась неизменной. В математическом виде эффект Фишера принимает вид формулы:

Кейнсианский мультипликатор.

Где Кейнсианский мультипликатор. — номинальная ставка процента;

Кейнсианский мультипликатор. — реальная ставка процента;

Кейнсианский мультипликатор. — темп инфляции

19. Государственная политика борьбы с безработицей: цели и инструменты.

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.

Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

– выплата пособий по безработице;

– создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

– усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

– создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

– создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

– помощь частным службам такого типа.

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

20. Антиинфляционная политика: цели и инструменты.

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции.

Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

-сокращение инфляционного потенциала;

-предсказуемость динамики инфляции;

-снижение темпов инфляции;

– стабилизация цен.

Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

21. Взаимосвязь инфляции и безработицы: кривая Филлипса.

Инфляция и безработица взаимосвязаны между собой. Английский экономист А. Филлипс на основе эмпирических исследований показал, что рост безработицы существенно замедляет рост цен и заработной платы, а уменьшение безработицы сопровождается ростом цен и заработной платы. Инфляция и безработица не могут увеличиваться одновременно.

Кейнсианский мультипликатор. Кривая Филлипса

Также Р. Солоу и П. Самуэльсоном была создана модификация кривой Филлипса для разработок экономической политики. Они заменили в этой кривой ставки заработной платы на темп роста товарных цен, или инфляцию. При помощи этой кривой стало возможным рассчитывать равновесие между достаточно высокими уровнями занятости и производства и определенной стабильностью цен.

Если правительство рассматривает уровень безработицы U1 (ему соответствует темп роста цен Р1) в стране излишне высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно-кредитные мероприятия, стимулирующие спрос

Неоднократная практика экономического регулирования показала, что этот метод может быть применен только на короткие периоды, поскольку в долгосрочном плане (5-10 лет) несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать . В случае если государство пытается поддержать уровень безработицы на высоком уровне, повышаются инфляционные ожидания и требования к зарплате – кривая Филлипса сдвигается вверх. Вновь возрастает инфляция, снова усиливаются инфляционные ожидания рабочих и повышаются их требования к зарплате.

Кривая Филлипса продолжает перемещаться вверх. Теперь при всяком уровне безработицы кривая Филлипса будет выше и выше, что графически отображается “вертикальной кривой Филлипса” (рис. 5.3).

Кейнсианский мультипликатор.Кейнсианский мультипликатор. (уровень безработицы)

Суть теории состоит в том, что в долгосрочном плане приемлемый уровень инфляции возможен только при естественном уровне безработицы. Естественный уровень безработицы должен определяться структурой рынка рабочей силы с учетом информации о потребностях в различных отраслях. Необходимо заметить, что и эта политика, т.е. обеспечение естественного уровня безработицы и снижение уровня инфляции до умеренных и стабильных, не всегда достигает своих целей. При всех положительных факторах этого метода у него существует довольно-таки важный недостаток: при достижении естественного уровня безработицы инфляция продолжает некоторое время как бы по инерции усиливаться – ее темпы не могут быстро сократиться.

Date: 2022-07-25; view: 532; Нарушение авторских прав

§

Экономический (деловой) цикл — подъемы и спады уровней экономической (деловой) активности в течение нескольких лет. Это промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры.

Экономический (деловой) цикл — подъемы и спады уровней экономической (деловой) активности в течение нескольких лет. Это промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры.

Кейнсианский мультипликатор.

Экономические циклы характеризуются следующими важными показателями:

-амплитуда колебаний — максимальная разница между наибольшим и наименьшим значением показателя в течение цикла (расстояние CD);

-продолжительность цикла — период времени, в течение которого совершается одно полное колебание деловой активности (расстояние AB).

По продолжительности циклы делятся на:

– короткие циклы, связанные с восстановлением экономического равновесия на потребительском рынке, с колебанием оптовых цен и изменением запасов у фирм. Их продолжительность составляет 2-4 года;

– средние циклы, связанные с изменением инвестиционного спроса предприятий, с долгосрочным накоплением факторов производства и усовершенствованием технологий. Их продолжительность составляет 10-15 лет;

– длинные циклы (волны), связанные с открытиями или важными техническими нововведениями и их распространением. Их продолжительность составляет 40-60 лет.

Фазы цикла

Циклы отличаются по продолжительности и интенсивности, но все циклы проходит одни и те же фазы:

В структуре цикла выделяют 4 стадии (или фазы):

Подъем. В фазе подъема национальный доход растет от года к году, безработица сокращается до естественного уровня, инвестиции и размер реального капитала растут, но этот рост замедляется. Также из-за повышенного потребительского и инвестиционного спроса увеличиваются цены и ставка процента.

Читайте также:  Счета на имя несовершеннолетних или недееспособных лиц — Ак Барс Банк

Бум. Фаза подъема заканчивается бумом, при котором существуют сверхвысокая занятость и перегрузка мощностей, уровень цен, ставка зарплаты и ставка процента очень высокие. Инвестиции в производство почти не осуществляются из-за высокой стоимости привлечения ресурсов.

Спад. Производство и занятость сокращаются. Из-за снижения спроса падают цены на товары и услуги. Инвестиции становятся отрицательными, потому что на данной стадии цикла фирмы не только не осуществляют новых капиталовложений, но наблюдается рост простаивающих мощностей. Многие фирмы терпят убытки или становятся банкротами.

Дно спада. Темпы спада замедляются и на данном этапе стабилизируются. Падение производства и рост безработицы достигают своих максимальных значений. Цены минимальны. Выжили только самые сильные фирмы. Накапливается потенциал для будущего роста — при низких ставках процента объем инвестиций возрастает. Переход в стадию подъема происходит через некоторый промежуток времени, тогда, когда инвестиции начинают приносить отдачу.
Подводя итог вышеизложенному, можно отметить несколько особенностей циклического развития:

1. С развитием национальных экономик и усилением международной взаимозависимости кризисы из локальных (национальных) превращаются в мировые.

2. Сокращается промежуток времени между кризисами, т.е. уменьшается период циклических колебаний.

3. К закономерностям циклического развития экономики добавляется фактор случайности.

4. Системные (или трансформационные) кризисы не вписываются в общепринятую схему цикла. Как правило, они вызываются институциональными преобразованиями, происходящими не только в экономической, но и других сферах общественной жизни.

Date: 2022-07-25; view: 181; Нарушение авторских прав

§

Теории политического делового цикла

Все модели политического цикла строятся на следующих предпосылках:

1) Правительства стремятся выиграть выборы для чего они стремятся максимизировать голоса;

2) Избиратели имеют предпочтения относительно экономических результатов, что отражается в их поведении при голосовании;

3) Правительства могут манипулировать экономикой ля улучшения своих шансов на переибрание.

Оппортунизм правительства заключается в том, что оно понимает наличие временного лага между принимаемыми мерами и их последствием, а электорат лишен такого понимания. Формирование политического курса происходит с использованием информационной асимметрии и извлечением краткосрочных выгод за счет игнорирования долгосрочных последствий. В этой модели правительство заинтересованно только в поддержании своего положения у власти, а на решение избирателей влияет только текущая политика, проводимая правительством.

Цикличность деловой активности объясняется сменой правящих партий. Конкурирующие партии имеют различные цели и используют различные политические меры и, таким образом, сменяя друг друга в правительстве, инициируют циклы в экономике. В этом случае экономические условия меняются не до, а после выборов и цикл будет иметь продолжительность, как минимум, один электоральный период.

Модель политического делового цикла Гиббса построена на том, что в каждой стране имеется компромисс между безработицей и инфляцией, который описывается кривой Филлипса. Программы партий левого толка делают акцент на обеспечении высокого уровня занятости, а значит, страны с левым правительством во главе должны иметь меньшую безработицу и большую инфляцию, чем страны с правым и центристским правительством. Объясняется это тем, что предпочтения в пользу сокращения безработицы сильнее у рабочего класса, который больше от нее страдает и меньше от инфляции.

Выводы

Экономическая политика это особый объект исследования, который представляет собой совокупность мероприятий и ограничений правового характера, направленных на создание в экономике благоприятных условий для стабильного и эффективного взаимодействия экономических субъектов, а также на устранение или уменьшение негативных факторов экономического развития.

24. Деньги: понятие, функции, виды. Денежная масса и её измерение.

В экономической литературе имеется несколько определений понятия денег. Выделим следующие:

а) вид финансовых активов, который может быть использован для сделок;

б) особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене благ;

г) специфический вид имущества, не приносящий дохода при стабильном уровне цен.

В современной экономической литературе рассматривают три основные функции денег:

средство обращения – Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги — посредники при обмене от начала сделки (Т — Д) до ее завершения (Д — Т). В период преобладания торговли деньги в основном действовали как средство обращения; после возникновения кредита и развития экономики на первый план выходит функция средства платежа, которая включает в себя функцию средства обращения и трансформируется в функцию средства расчетов. Этому способствует использование пластиковых карточек и других электронных инструментов расчетов, позволяющих расплачиваться путем перечисления с банковского счета, а также осуществления оптовых и розничных покупок.

мера стоимости – формируется при образовании цены, она определяет стоимость товара, которая измеряется деньгами (т. е. приравнивание товаров между собой). Таким образом получают количественное соизмерение.

средство накопления (сбережения) – денежный резерв (остатки на счетах, золотовалютные резервы). Деньги, выполняющие функцию накопления, участвуют в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.

Кейнсианский мультипликатор.

Денежная масса представляет собой совокупность наличных и безналичных платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в стране в определенный момент.

Ликвидность — способность быстрого перевода актива в наличные деньги без потерь его стоимости (минимальными издержками). Деньги (монеты и бумажные деньги) являются наиболее ликвидными активами. Банковские депозиты до востребования также являются высоколиквидными активами, поскольку владелец может снять с них наличные деньги по первому требованию. Правом эмиссии наличных денег обладает только Центральный банк страны. Количество денег в стране контролируется государством в лице Центрального банка. Денежная масса в обращении представляет собой предложение денег.

В России для измерения денежной массы используются следующие денежные агрегаты: М0, М1, М2, М3.

М0 = денежная база или деньги ЦБ. В России по сравнению со странами с развитыми рыночными отношениями велика доля наличных денег в общей денежной массе (доля МО в М2 в 1997 г. в России составляла 35 %).

М1 = М0 чековые вклады и текущие счета предприятий. Под деньгами в узком смысле подразумевается агрегат М1, с помощью которого производится большинство операций обмена.

М2 = М1 обыкновенные и мелкие срочные вклады, депозиты.

М3 = М2 крупные срочные вклады, депозитные сертификаты, облигации займов.

.Для финансовой стабильности в стране наиболее предпочтительными являются стабильность процентной ставки и равномерная динамика денежной массы, адекватная реальным потребностям экономики.

Date: 2022-07-25; view: 188; Нарушение авторских прав

§

Кейнсианская теория спроса на деньги — теория предпочтения ликвидности — выделяет три мотива, побуждающие людей хранить часть денег в виде наличности:

трансакционный мотив (потребность в наличности для текущих сделок);

мотив предосторожности (хранение определенной суммы наличности на случай непредвиденных обстоятельств в будущем);

спекулятивный мотив (намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим, по сравнению с рынком, знанием того, что принесет будущее).

Кейнсианская теория спроса на деньги считает основным фактором ставку процента. Хранение денег в виде наличности связано с определенными издержками. Они равны проценту, который можно было бы получить, положив деньги в банк или использовав их на покупку других финансовых активов, приносящих доход. Чем выше ставка процента, тем больше мы теряем потенциального дохода, тем выше альтернативная стоимость хранения денег в виде наличности, а значит, тем ниже спрос на наличные деньги.

Оставляя в стороне наиболее сложный и противоречивый фактор — скорость обращения денег, по поводу которого отсутствует единство во взглядах среди экономистов, можно представить функцию спроса на реальные денежные остатки следующим образом:

где R – ставка процента; Y – реальный доход. Кейнсианский мультипликатор.

Из формулы видно, что фактором количественного спроса на деньги (МD) выступает уровень цен. Если предположить, что связь между МD и факторами спроса имеет линейную зависимость, то получим:

Кейнсианский мультипликатор.

где коэффициенты k и h отражают чувствительность спроса на деньги к доходу и ставке процента. Функция спроса на деньги показывает, что при любом данном уровне дохода величина спроса будет падать с ростом ставки процента и наоборот. Увеличение уровня дохода отразится сдвигом кривой спроса на деньги LD вправо на величину kΔY.

Эмпирические данные подтверждают теоретическую модель спроса на деньги, обнаруживая, однако, наличие определенного временного лага между изменением факторов и реакцией спроса на деньги.

Date: 2022-07-25; view: 225; Нарушение авторских прав

§

Предложение денег(МS) – это совокупность платежных средств, обращающихся в экономике. Количество денег в стране контролируется государством, на практике эту функцию осуществляет Центральный Банк (ЦБ).

В целом предложение денег включает в себя наличность C и депозиты D, которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок (фактически это агрегат М1):

M(сверху s) = C D.

Денежная эмиссия в условиях развитого рынка и кредитно-банковской системы подвержена эффекту денежного мультипликатора, т. е. увеличению денег в ритме действия определенного коэффициента.

Формула записи денежного мультипликатора:

Кейнсианский мультипликатор.

Поскольку значение первоначально эмитированной денежной массы — величина не постоянная, а переменная, то в общем виде формула денежного мультипликатора выглядит следующим образом: K = Э / (1 — k)

Где

Э — первичная эмиссия;

k — денежный мультипликатор.

Для управления денежной массой рассчитывается показатель денежного мультипликатора.

Центральный банк регулирует величину денежного мультипликатора через механизм обязательных резервов коммерческих банков в центральном.

Величина денежного мультипликатора колеблется во времени и в пространстве (она различна в различных странах). В развитых странах величина денежного мультипликатора может превышать в 2-3 раза величину первоначальной эмиссии. В процессе регулирования центральным банком размера денежного мультипликатора (k) возникает понятие денежной базы, в основе которой лежат наличные деньги как самые ликвидные и депозиты коммерческих банков (обязательные) в центральном банке.

Денежный мультипликатор – это числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет либо сократится денежное предложение в результате увеличения либо сокращения вкладов в кредитно-денежную систему на одну денежную единицу, и определяемый как отношение денежной массы (агрегат ) к узкой денежной базе.

Коэффициент денежной мультипликации можно представить следующим образом:

Кейнсианский мультипликатор.

Кейнсианский мультипликатор.

с— отношение наличных денег небанковского сектора экономики к общему объему депозитов банковской системы;

r — норма обязательного резервирования денежных средств кредитных организаций в центральном банке;

e — отношение избыточных (свободных) резервов банков к общему объему депозитов банковской системы.

Date: 2022-07-25; view: 177; Нарушение авторских прав

§

ЦБ — государственное кредитное учреждение, наделенное функциями эмиссии денег и регулирования всей кредитно-банковской системы.

ЦБ — основное звено национальной кредитно-банковской системы.

Главная функция центрального банка — эмиссия национальных денег и обеспечение устойчивости их покупательной способности.

Цели деятельности Банка России:

защита и обеспечение устойчивости рубля;

развитие и укрепление банковской системы России;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Основные функции центрального банка:

– денежная эмиссия — выпуск в обращение национальных денежных знаков;

– хранение государственных золото-валютных резервов;

– ведение счетов правительства;

– хранение резервного фонда других кредитно-финансовых организаций;

– кредитование коммерческих банков;

– контроль за деятельностью кредитно-финансовых организаций;

– кредитно-денежное регулирование экономики.

Основные методы:

изменение ставки учетного процента (учетная политика);

пересмотр норм обязательных резервов (резервная политика);

операции с валютой на открытом рынке (для поддержания курса национальной валюты);

рефинансирование национальной кредитной системы.

29. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты

Денежно-кредитная политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального производства. Осуществляет монетарную политику центральный банк.

Цели денежно-кредитной политики: рост объема национального производства, полная занятость, стабильный уровень цен. Промежуточными целями денежно-кредитной политики является регулирование денежно-кредитной системы, а именно объема денежного предложения, процентных ставок, курса национальной валюты и других параметров.

Инструменты:

Денежная база Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма денежной базы. Центральные банки используют операции на открытом рынке, чтобы изменить объём денежной базы. Центральный банк покупает или продаёт резервные активы (обычно финансовые инструменты, такие как облигации) в обмен на депозитные деньги в центральном банке. Эти депозиты могут быть конвертированы в наличные деньги. Вместе эти наличные деньги и депозиты составляют денежную базу, которая является обязательствами центрального банка, номинированными в его собственной денежной единице. Обычно другие банки могут использовать денежную базу в качестве частичного резерва и расширять общую денежную массу в обращении.

Норма обязательного резервирования Монетарные власти осуществляют регулирующий контроль над коммерческими банками. Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма активов, которые банки должны хранить в резервах центрального банка. Лишь небольшую часть своих активов банки держат в наличных средствах, доступных для мгновенного снятия. Остаток инвертируется в неликвидные активы, такие как ипотеки и кредиты. Изменяя норму ликвидности, центральный банк изменяет объём доступных кредитных фондов. Центральный банк, как правило, часто не изменяет резервные требования, так как это создаёт волатильные изменения в предложении денег вследствие действия кредитного мультипликатора.

Учётная ставка Кредитование по учётной ставке заключается в том, что коммерческие банки и другие депозитарные учреждения имеют право занимать резервы у Центрального банка по учётной ставке. Эта ставка обычно устанавливается ниже ставок рынка краткосрочного капитала (Казначейские векселя). Это позволяет институтам изменять условия кредитования (то есть, сумму денег, которую они могут выдать в виде кредитов), таким образом влияя на денежную массу.

Процентная ставка Сокращение денежного предложения может быть достигнуто косвенно, посредством увеличения номинальных процентных ставок. Монетарные власти в различных странах имеют различные уровни контроля процентных ставок во всей экономике. В США Федеральная Резервная система может установить учётную ставку, а также достигнуть требуемой Ставки федеральных фондов операциями на открытом рынке. Эта ставка оказывает существенный эффект на другие рыночные процентные ставки, но совершенной связи не существует. В США операции на открытом рынке занимают относительно небольшую часть суммарного объёма на рынке ценных бумаг. Нельзя поставить независимые ориентиры и для денежной базы и для процентной ставки, потому что они обе изменяются единственным инструментом — операциями на открытом рынке.

30. Налоги: понятие, функции, типы налоговых систем, кривая Лаффера.

Читайте также:  Выгодные вклады с возможностью пополнения в Промсвязьбанке в Ярославле

налог – это платеж, размеры и порядок уплаты которого определяются законами, принимаемыми высшими органами власти страны в соответствующими в ней правилами политической жизни.

Функции:

1) Фискальная – Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Это первая и главная функция налогов.

2) Распределительная – функция налогов проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход, аккумулированный в госбюджете, в пользу тех или иных групп населения. Это достигается установлением прогрессивных ставок налогообложения, различных льгот и налоговых вычетов.

3) Стимулирующая – функцию, государство изменяет условия налогообложения, применяет систему налоговых ставок, льгот и штрафов, чем способствует решению важнейших социально-экономических проблем. Регулирующая функция осуществляется по следующим направлениям: обеспечение общего экономического равновесия, в том числе смягчение конъюнктурных циклических колебаний;

Налоговые системы включают и прямые и косвенные налоги. В зависимости от преобладания тех или иных и налоговая система имеет в большей степени прямой или косвенный характер.

Большинство людей считают прямые налоги более справедливыми, и как правило, при становлении налоговой системы п освенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг , а не доходов экономических агентов (которые по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыться от налогообложения) По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых

поступлений. преобладают прямые налоги.

Кривая Лаффера

Кейнсианский мультипликатор.Кейнсианский мультипликатор.

Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести кувеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет.

Данная зависимость выражается в Кривой Лаффера.

На уровне Кейнсианский мультипликатор. размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает наибольшее поступление денежных средств в бюджет.

Налоговые поступления возрастают в периоды экономического подъема и сокращаются в периоды спада.

А трансфертные платежи, напротив, сокращаются в периоды экономического роста и увеличиваются в периоды спада.

Налоговой ставкой, или средней налоговой ставкой, называют долю собранного налога в стоимости налогооблагаемого объекта. Другими словами, налоговая ставка показывает какую часть стоимости налогоплательщик выплачивает в виде налога.

Если Кейнсианский мультипликатор. — это общая сумма собираемого налога, Кейнсианский мультипликатор. — доход индивида или прибыль предприятия, то ставку налога Кейнсианский мультипликатор. можно рассчитать по следующей формуле: Кейнсианский мультипликатор.

31. Государственный бюджет: доходы и расходы, виды состояний госбюджета

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Расходы бюджета связаны с функциями государства и обусловливаются приоритетами социально-экономической политики. Расходы госбюджета, средства госбюджета используются на решение социально-экономических задач, на государственное управление и охрану правопорядка, на обслуживание государственного долга

Требования к бюджету:

Бюджет не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство должно иметь возможность беспрепятственно решать какие задачи являются первоочередными и какими способами их решать. Это обеспечивает гибкость экономической политики.

Должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней. Что способствует автономности бюджетов.

В бюджет должны быть включены все доходы и расходы подконтрольные правительству.

Кейнсианский мультипликатор.Кейнсианский мультипликатор.

Варианты балансирования государственного бюджета

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета (см. ниже).

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.

2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.

3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.

4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.

5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.

6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.

7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

33. Государственный долг: понятие, виды, способы покрытия

Государственный долг – это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты. Государственный долг подразделяется на:

1) внутренний – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством;

2) внешний – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

Рассмотрим некоторые инструменты погашения государственного долга:

1. Рефинансирование – это выпуск новых займов, принятие новых долговых обязательств в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств;

2. Конверсия – превращение долговых обязательств в новые обязательства, изменение размера доходной части принятых обязательств;

3. Консолидация – это изменение сроков действия ранее выпущенных долговых обязательств;

4. Унификация – это замена двух и более ранее выпущенных государственных и муниципальных займов на один новый.

5. Аннулирование – это отказ от принятых долговых обязательств в части либо полностью.

6. Реструктуризацией долга – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Кейнсианский мультипликатор.

34. Дискреционная фискальная политика: цели и инструменты.

Дискреционная фискальная политика — целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного бал. Основные цели:

• рост экономики, увеличение объемов производства

• борьба с безработицей, обеспечение предприятий наемными рабочими (эта задача особенно актуально в условиях так называемой циклической безработицы)

• борьба с инфляцией, достижение стабильных цен на товары народного потребления, а впоследствии – установление выгодной ценовой политики на внутреннем рынкеанса.

Инструменты фискальной политики:

• налогообложение;

• трансферы;

• стратегия госзакупок.

Достоинства дискреционной фискальной политики:

• Мультипликативный эффект – это совокупное воздействие инструментов, которое позволяет сбалансировать состояние всех отраслей экономики.

• Отсутствие задержки (так называемого внешнего лага). Это означает, что изменения вступают в силу сразу же после принятия соответствующих законов, меры дискреционной политики обычно настолько эффективны, что первые результаты заметны по прошествии незначительного периода времени.

• Чистой дискреционной политики в современной экономике не существует, а значит, она также опирается на действие встроенных стабилизаторов. Это значительный плюс, так как при незначительных колебаниях экономики не требуется специальных мер, в ситуации циклического изменения все подъемы и спады стабилизируются без участия законодательной власти.

Таким образом, фискальная дискреционная политика – это законодательное регулирование колебаний экономики, которое направлено, в первую очередь, на стабилизацию и по возможности безубыточное прохождение кризисных периодов экономики.

35. Недискреционная фискальная политика: цели и инструменты

Недискреционная фискальная политика- автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение госрасходов в условиях подъема и, наоборот, автоматическое сокращение налоговых поступлений, увеличение госрасходов во время спада без изменений действующего законодательства – только за счет существования системы встроенных в экономическую систему стабилизаторов.

“Встроенный” (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы “включаются” без непосредственного вмешательства парламента.

Кейнсианский мультипликатор.

36. Экономический рост: понятие, типы, измерение, факторы.

Экономический рост — это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени

Различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. В первом случае рост достигается путём увеличения экстенсивных факторов роста. Во втором — за счёт интенсивных факторов роста. С развитием и освоением современных достижений науки и техники интенсивные факторы роста становятся преобладающими. В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы экономического роста в чистом виде не существуют. Имеет место их переплетение и взаимодействие.

Факторы, влияющие на экономический рост:

– количество и качество трудовых ресурсов

– эффективность основного капитала

– количество и качество природных ресурсов

– эффективность управления

– эффективность технологий

– географическое положение

Различают интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста[4]:

Экстенсивный фактор роста реализуется за счёт количественного увеличения ресурса (например, за счет роста численности работников). При этом средняя производительность труда существенно не изменяется. Для экстенсивных факторов роста характерен закон снижения отдачи при чрезмерном увеличении ресурса. Например, неоправданное увеличение численности организации может привести к избытку рабочей силы и к снижению производительности труда. Также к экстенсивным факторам роста относятся увеличение земли, затрат капитала и труда. Эти факторы не связаны с инновациями, с новыми производственными технологиями и технологиями управления, с ростом качества человеческого капитала.

Интенсивные факторы экономического роста определяются совершенствованием и повышением качества систем управления, технологий, использованием инноваций, модернизацией производств и повышением качества человеческого капитала. Главным интенсивным фактором роста и развития современной экономики, как индустриальной, так и инновационной является высококачественный человеческий капитал.

Измерение роста экономики осуществляется расчетами темпов прироста ВВП стран мира по производству ВВП (по рыночной стоимости всех конечных товаров и услуг, произведенных внутри страны за определенный период времени, с учетом инфляции) или по его использованию (по расходам). Для приближенных оценок используют упрощенное правило семидесяти. Например, в соответствии с этим правилом, если экономический рост составляет примерно 3,5 % в год, то удвоение реального ВВП произойдет за 20 лет, а за 1000 лет реальный ВВП вырастет в Кейнсианский мультипликатор.

Date: 2022-07-25; view: 236; Нарушение авторских прав

§

Доходы населения любого общества всегда дифференцированы. Прежде чем обратиться к проблеме распределения доходов в обществе, напомним, что располагаемый доход – это доход экономического субъекта, полученный после выплат трансфертов со стороны государства и уплаты налогов из своего личного дохода. Именно располагаемый доход дает более точное представление об уровне жизни населения, нежели личный доход.

Одним из наиболее известных способов измерения этого неравенства является построение кривой Лоренца,названной так по имени американского экономиста и статистика Макса Лоренца. Речь идет при этом о персональном, а не функциональном распределении доходов. Данный график (рис. 9.1) представляет собой графическое изображение двух величин: градации населения на равные группы по численности и распределения доходов между этими группами населения. Условно (для простоты и наглядности) в общей совокупности населения выделяют пять групп (каждая составляет 20% от общей численности). Сумма получаемых доходов тоже условно делится на такие же процентные группы.

Кейнсианский мультипликатор.

Еще одним показателем, используемым в экономической науке для определения степени дифференциации доходов, является коэффициент Джини (G). Этот коэффициент тесно связан с кривой Лоренца. На рис. 9.1 мы можем его рассчитать как отношение площади фигуры, находящейся между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца (обозначим ее буквой Т), к площади треугольника OFE, образуемого между линиями абсолютного равенства и абсолютного неравенства:

G =T / OFE,

где величина G изменяется в пределах от нуля до единицы, т. е. О < G < 1.

38. Мировое хозяйство: понятие, структура, субъекты и объекты.

Мировое хозяйство — это совокупность исторически сложившихся в результате общественного разделения труда отдельных отраслей хозяйства, связанных между собой системой международного разделения труда и международных экономических отношений.

Субъектами мировых хозяйственных отношений являются:

– Международные экономические организации (МВФ и МБРР);

– Транснациональные корпорации (ТНК) и их долгосрочные альянсы;

– Транснациональные банки;

– Финансово-промышленные группы — объединение ТНК и ТНБ;

– Биржи (особенно крупные);

– Крупные предприниматели;

– Государства, и приравненные к ним территории, а также административные единицы данных государств и территорий;

В настоящее время четко просматривается следующая структура мирового хозяйства:

· мировой рынок товаров и услуг;

· мировой рынок капиталов;

· мировой рынок рабочей силы;

· международная валютная система;

· международная кредитно-финансовая система.

Объекты МХ- Ресурсы, Блага, Потребности.

39. Торговая политика государства: понятие и инструменты. Протекционизм.

Торговая политика государства — это внешняя политика государственной защиты национальных интересов в борьбе на мировых рынках.

Все инструменты торговой политики можно классифицировать на несколько основных групп:

– тарифы или таможенные пошлины – Сущность этого инструмента выражается в акцизном налоге на импортируемый товар. Тариф может вводиться для того, чтобы обеспечить взимание средств в казну государства, такой тариф называют фискальным.

В отдельных случаях тариф или таможенную пошлину вводят для того, чтобы ограничить, или свести к минимуму ввоз отдельных импортных товаров, в данном случае можно говорить о наличии протекционистского тарифа

– импортные квоты – Этот инструмент протекционистской политики государства обеспечивает установление максимально возможных объемов импорта по отдельным товарам и за определенный период времени.

Эксперты в сфере мировой экономики считают импортную квоту одним из самых эффективных инструментов сдерживания международной торговли. Это обусловлено тем, что она полностью запрещает импорт товара сверх определенного лимита.

Читайте также:  Капитальные вложения в бухгалтерском учете - это... -

– нетарифные барьеры – представляют собой ограничения международной торговли с помощью системы лицензирования, то есть приобретения лицензий на торговлю определенным товаром.

Повышая цену лицензий, а также ограничивая их количество, государство может в оптимальных границах ограничивать импорт того или иного товара.

К нетарифным барьерам можно отнести и протекционистские инструменты, которые связанны с жестким бюрократическим контролем в таможенных процедурах. Достаточно серьезные ограничения для импорта создают завышенные требования к качеству товаров и их безопасности.

– добровольные экспортные ограничения – ограничения представляют собой инструмент ограничения экспорта на добровольных началах.

– экспортные субсидии и компенсационные пошлины – это нетарифные инструменты торговой политики, с помощью которых стимулируется экспорт товаров с использованием государственных дотаций и льгот.

– демпинг, антидемпинговые мероприятия – это серьезный инструмент проведения протекционистской политики, сущность этого способа заключается в международной ценовой дискриминации.

Протекционизм— внешнеторговая политика государства, направленная на временное ограничение ввоза импортных и поддержку производства однородных внутренних товаров и услуг с целью роста валового национального дохода, увеличения занятости населения и улучшения социальных показателей

.Для достижения общих целей экономической политики протекционизм использует совокупность ограничительных мер:

· таможенные пошлины

· импортные квоты и торговое эмбарго

· система сертификации безопасности товаров и услуг

· защита интеллектуальной собственности, патенты и копирайт

· административные барьеры: бюрократические запреты, согласования, таможенные процедуры

· Добровольное ограничение экспорта и т.д.

Date: 2022-07-25; view: 268; Нарушение авторских прав

§

Смит создал теорию абсолютного преимущества. Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другая страна.

Эти преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами – особыми климатическими условиями, наличием природных ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности.

С другой стороны, преимущества могут быть приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит.

Относительные цены товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства. Относительные цены на один и тот же товар, производимый в разных странах, различны. Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортер Рикардо в своей работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817г.) доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.

До тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т.е. у нее всегда найдется товар, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.

Совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные издержки. Направления мировой торговли определяются относительными издержками.е.

41. Платежный баланс: понятие, структура, взаимосвязь счетов.

Платежный баланс – это статистический отчет о торговых и финансовых сделках между резидентами и нерезидентами за определенный период, обычно за год. На основании платежного баланса мы можем судить о достижении страной внешнеэкономического равновесия.

Структура платежного баланса

· Платежный баланс

· торговый баланс

· операции с официальными валютными резервами

· баланс движения капиталов и кредитов

· баланс текущих операций

· баланс услуг и некоммерческих платежей вновесия.

Кейнсианский мультипликатор.

Взаимосвязь текущего счета и счета движения капитала может быть представлена алгебраически путем последовательных преобразований основного тождества национальных счетов- Y = С 1 G NX

Вычитая из обеих частей уравнения (С G), получаем:

Y- С-G= 1 NX

В левой части уравнения мы получили величину национальных сбережений (S ).

Переписав данное уравнение, получаем

1-Sn =- NX

Данная форма записи основного тождества национальных счетов показывает связь между международными потоками средств предназначенных для накопления капитала (1—S ), и международными потоками товаров и услуг (NX).

Величина (7 — S) представляет собой избыток внутренних инвестиций над внутренними сбережениями и характеризует счет движения капитала. Он показывает объем инвестиций, финансируемых за счет иностранных займов. Счет текущих операций фиксирует средства, получаемые из-за границы в обмен на отечественный чистый экспорт товаров и услуг (включая чистую выручку от использования отечественных факторов производства). Поэтому величина NX отражает счет текущих операций.

Если инвестиции превышают национальные сбережения (7 > S n), то излишек инвестиций должен финансироваться из-за рубежа, за счет иностранных займов. Эти займы позволяют стране импортировать товаров и услуг больше, чем экспортировать (1М > ЕХ), то есть чистый экспорт является отрицательной величиной (NX< 0). На мировой арене страна выступает в качестве должника. Следовательно, дефицит баланса по текущим операциям финансируется в основном чистым притоком капитала на счет движения капитала.

Наоборот, если национальные сбережения превышают внутренние инвестиции, то избыточные сбережения используются для кредитования зарубежных партнеров. Им требуются эти кредиты, поскольку экспорт товаров и услуг из данной страны превышает ее импорт (ЕХ > IM), то есть чистый экспорт является положительной величиной (NX> 0). На мировой арене стран i выступает качестве кредитора. Следовательно, активное сальдо текущего счета сопровождается чистым оттоком капитала, так как избыточные средства текущего счета будут испои) юнаны для покупки недвижимости за рубежом или предоставления заимов другим странам.

Таким образом, счет движения капитала и текущий счет уравновешивают друг друга, а это означает, что международные потоки финансов и международные потоки товаров и услуг представляют собой две стороны одной медали.

42. Валютный курс: понятие, виды, способы регулирования.

Валютный курс — цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.

Различают следующие виды валютного курса:

· фиксированный валютный курс – это официальное соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке;

· плавающий — устанавливается на торгах на валютной бирже;

· кросс-курс — это соотношение между двумя валютами, которое вытекает из их курса по отношению к третьей валюте;

· текущий — это курс наличной, т. е. кассовой сделки. По нему производятся расчеты в течение двух дней;

· форвардный или курс срочной сделки, — это курс для расчета по валютному (форвардному) контракту через определенное время после заключения контракта.

Межгосударственное регулирование курсов валют осуществляют МВФ, ЕВС (Европейская валютная система) и другие организации. Регулирование курсовых соотношений направлено на сглаживание резких колебаний валютных курсов, обеспечение сбалансированности внешнеплатежных позиций страны, создание благоприятных условий для развития национальной экономики, стимулирование экспорта и т. д.

Основные методы регулирования валютных курсов – валютные интервенции, дисконтная политика и валютные ограничения.

1. Валютные интервенции центральных банков направлены на противодействие снижению курса национальной валюты или, наоборот, его повышению. Валютные интервенции могут быть эффективным методом воздействия на валютные курсы в краткосрочном плане, так как не только интервенциями невозможно обеспечить такие уровни курсов, которые соответствуют базисным экономическим и финансовым показателям. Наиболее эффективны валютные интервенции, сопровождаемые соответствующими мероприятиями в области общеэкономической политики государства.

2. В зарубежных странах широко применяется дисконтная политика, заключающаяся в манипулировании учетным процентом. Стремясь повысить курс валюты, центральный банк повышает учетный процент, что стимулирует приток иностранных капиталов. Улучшается состояние платежного баланса, повышается валютный курс. Если правительство ставит целью понизить валютный курс, центральный банк снижает учетный процент, капиталы перемещаются в зарубежные страны и в результате курс валюты понижается.

3. На валютный курс оказывают влияние валютные ограничения, т. е. совокупность мероприятий и нормативных правил государства, установленных в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. Валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса не распространяются на свободно конвертируемые валюты, к которым МВФ относит доллар США, марку ФРГ, японскую иену, английский фунт стерлингов и французский франк.

Date: 2022-07-25; view: 212; Нарушение авторских прав

Теория мультипликатора

Важную роль в кейнсианской теории играет концепция мультипликатора. В переводе мультипликатор означает «множитель» (multiplication – умножение, увеличение; multiplier – множитель, коэффициент). Инвестиционный мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода.

Первоначально эффект мультипликации был показан на примере увеличения занятости при организации общественных работ. При расширении общественных работ рост числа занятых оказывался более значительным, чем увеличение числа работников, непосредственно привлекаемых к общественным работам. К примеру, рабочие, нанятые для сооружения шоссейных дорог, увеличивая спрос на потребительские товары, «вызывают» тем самым дополнительную занятость в отраслях, специализирующихся на выпуске этих товаров во «вторичном» секторе. В свою очередь рост доходов и потребления этой группы рабочих потребует расширения производства предметов потребления в смежных отраслях – «третичном» секторе. Образующаяся таким образом цепная связь распространяется (по убывающей) и на другие сектора. Эффект мультипликации будет зависеть от величины «начального» импульса.

Кейнс использовал мультипликатор, трансформировав его в показатель, выражающий взаимосвязь между приростом инвестиций и увеличением дохода. Кейнсианский мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска (и дохода).

Мультипликатор помогает «почувствовать» эффект государственного стимулирования. Если государство наняло рабочих, доходы которых вырастут на 1 млн. долл., то совокупный доход в обществе вырастет на большую сумму. Это произойдет, во-первых, потому что существует взаимосвязь между отраслями. Прирост доходов под влиянием увеличения инвестиций порождает цепочку межотраслевых взаимосвязей, которая в итоге вызывает рост производства, а значит, и дохода. Во-вторых, прирост дохода, возникший от увеличения объема инвестиций, делится на личное потребление и сбережение. Чем выше доля потребления С, тем сильнее действует мультипликатор. Мультипликатор и прирост потребления (предельная склонность к потреблению – МРС) находятся в прямой пропорциональной зависимости. Мультипликатор и прирост сбережений (предельная склонность к сбережению – МРS) находятся в обратной пропорциональной зависимости.

Формула мультипликатора исходит из известного нам положения, согласно которому доход Y равен сумме потребления C и сбережений S. Если принять, что Y=1, то C S=1. Поскольку мультипликатор показывает, в какой мере увеличивается (прирастает) доход под воздействием накопления, то коэффициент мультипликации KM может быть выражен как единица, деленная на предельную склонность к сбережению:

Кейнсианский мультипликатор.

Другое выражение этой зависимости:

Кейнсианский мультипликатор.

где – предельная склонность к потреблению.

Само проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий. Он проявляет себя, прежде всего, при наличии неиспользованных мощностей, свободной рабочей силы. Весьма существенно, куда, в какие отрасли направляются инвестиционные вложения, какова их структура. Эффект мультипликации имеет место обычно в условиях подъема, а не в период спада. Вообще, мультипликатор – механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение.

Рассматривая эффект мультипликации, Кейнс имел в виду в первую очередь расходы из государственного бюджета, в том числе на общественные работы. Он иронически замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, чтобы только занять безработных. «Если бы казначейство наполняло старые бутылки банкнотами, закапывало их на соответствующей глубине в бездействующих угольных шахтах, заполняло эти шахты доверху городским мусором, а затем, наконец, предоставляло бы частной инициативе на основе хорошо испытанных принципов laissez faire выкапывать эти банкноты из земли, то безработица могла бы полностью исчезнуть, а косвенным образом, это привело бы, вероятно, к значительному увеличению как реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с существующими размерами. Разумеется, более целесообразно было бы строить жилые дома и т. п., но если этому препятствуют политические и практические трудности, то и предлагаемый вариант окажется лучше, чем ничего».

Стимулирующий эффект мультипликатора зависит от многих факторов. Если увеличиваются налоги, то величина реального мультипликатора снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов «уплывет» за границу, увеличится вероятность дефицита платежного баланса.

Во-первых, при KM>1 программы стимулирования экономической деятельности должны частично основываться на самофинансировании: получаемый доход должен приносить новый доход, часть которого сберегается и служит источником новых инвестиций.

Во-вторых, поскольку <1, то рост доходов не может длиться бесконечно и затухает: величина последующих инвестиций постепенно падает до нуля. Но это уменьшает уровень занятости. Рыночная саморегулируемость, таким образом, не может гарантировать полной занятости. Это противоречит утверждениям классиков, начиная с А. Смита.

В-третьих, сбалансированность сбережений и инвестиций зависит в большей степени от изменений в уровне дохода, чем от изменений нормы процента, как полагали экономисты-классики. Более низкий уровень дохода соответствует меньшему объему сбережений. Равновесие сохранится, если этому меньшему объему сбережений будет соответствовать меньший объем инвестиций. Наоборот, если величина инвестиций больше сбережений, то спустя некоторое время экономика, через действие мультипликатора, может перейти в новое равновесие, соответствующее большему уровню дохода (или росту инфляции).

С этими величинами связана и занятость. Доход соизмерим с объемом продукции (при неизменных ценах), а на малых интервалах времени, исключающих новое применение НТП к производству, объем выпуска соизмерим с занятостью. На малых интервалах времени, следовательно, теория равновесного дохода является одновременно и теорией занятости.

Связь между величиной мультипликатора и изменением равновесного уровня дохода легко выражается в мультипликаторной модели:

Кейнсианский мультипликатор.

где – изменение равновесного дохода и – изменение объема инвестиций. Отсюда видно, что всякий раз, когда происходит приращение (сокращение) инвестиций, равновесный или близкий к равновесному доход увеличивается (уменьшается) на сумму, в MK раз превышающую это приращение. Или иначе: каждый рубль, затраченный на инвестиции, дает несколько рублей в совокупном доходе. Равенство (3) показывает, что приращение дохода тем больше, чем выше склонность к потреблению .

Оцените статью