Кириенко Сергей Владиленович » Компромат ГРУПП

Битва с володиным и оттеснение силовиков

Назначенному на кремлевский пост Сергею Кириенко достались от предшественников не только рычаги управления и мистический образ «демиурга», но и связанные с должностью проблемы. В первую очередь ему предстояло потеснить покинувшего Кремль, но не утратившего влияние предшественника — Вячеслава Володина.

Став председателем Госдумы, Вячеслав Володин явно не хотел расставаться с влиянием, которое имел, когда работал в Кремле. Чтобы повысить свою значимость, он ограничил доступ в зал заседаний Госдумы кремлевским чиновникам (кроме Гарри Минха, человека на соответствующей должности — полпреда президента в парламенте). А также попытался провести на пост замруководителя управления внутренней политики АП, который занимается взаимодействием с парламентом, своего соратника — бывшего руководителя аппарата Общественной палаты России Сергея Смирнова.

Укреплял Володин влияние в Госдуме не только ограничивая доступ кремлевских чиновников на заседания. Депутаты парламента со времен Суркова, по сути, подчинялись замглавы кремлевской администрации. Володин на посту спикера сам установил над ними контроль. При нем в Госдуме начал действовать жесткий порядок учета посещений, появились наказания за прогулы заседаний. Володин также сохранил в сфере своего влияния партию «Единая Россия», генеральный совет которой возглавлял соратник спикера Сергей Неверов, а исполнительный комитет — близкий к спикеру депутат Владимир Бурматов.

«Несмотря на прямые атаки Володина, Кириенко приказал даже самой воинственной части своего окружения не отвечать на них. Хотя руки чесались! — вспоминает источник, близкий к Кириенко. — На новом посту он делал все постепенно и очень осторожно, старался не вступать ни с кем в конфликты».

Например, представитель администрации президента в Госдуме появился только в январе 2021 года; им стал референт кремлевского управления внутренней политики Денис Степанюк. А для внесения законодательных инициатив Кремль долгое время предпочитал использовать не Госдуму, а верхнюю палату российского парламента.

Постепенно Кириенко удалось отвоевать власть у Володина и за пределами Госдумы. В течение года после своего назначения кремлевский куратор ослабил позиции спикера в руководстве «Единой России» — притом сделал это весьма изощренно. Одного из сторонников Володина, руководителя фракции единороссов Владимира Васильева, Кремль отправил управлять Дагестаном.

По словам источника в «Единой России», в итоге володинские функционеры оказались вытеснены из партийного руководства. Однако их место заняли не люди Кириенко, а соратники Турчака. К примеру, главой исполкома стал сенатор от Псковской области Андрей Борисов, а его заместителем — псковский вице-губернатор Максим Жаворонков.

В Кремле Кириенко тоже вел себя осторожно. Ключевая бюрократическая структура, которая находится в его подчинении, — управление внутренней политики (УВП). При предшественниках Кириенко его возглавляли доверенные и близкие им люди: Олег Говорун (при Суркове)

До своего назначения на пост главы управления в 2021 году Ярин работал в полпредстве президента в Центральном федеральном округе и был подчиненным нынешнего губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. Еще раньше чиновник занимал посты глав правительств или их замов в разных регионах, в том числе в Чечне и Кабардино-Балкарии.

«Есть несколько фамилий, с которыми связывают Ярина. Он работал с [нынешним вице-премьером Дмитрием] Козаком, [главой Петербурга Александром] Бегловым, [замминистра экономического развития Михаилом] Бабичем, но не с Кириенко — это не его человек. Раньше такого [в Кремле] не было: первому замглавы АП всегда давали назначить своего на должность руководителя УВП», — объясняет близкий к кремлевской администрации источник «Медузы».

По его словам, Кириенко хотел, но не смог назначить на эту важную должность своего соратника Александра Харичева. Тот раньше работал в «Росатоме», в полпредстве в Приволжском округе — и некоторое время был заместителем руководителя управления внутренней политики в Кремле, а потом стал начальником управления по делам Госсовета.

Несколько собеседников «Медузы» — как среди чиновников администрации президента, так и в руководстве «Единой России» — утверждают, что помешали Сергею Кириенко силовики, которые через Андрея Ярина (а он близок к Федеральной службе безопасности) тоже влияют на формирование внутриполитического курса Кремля.

В апреле 2021 года бывший глава Серпуховского района Александр Шестун выкладывал запись своей беседы с Яриным, начальником Иваном Ткачевым и зампредом правительства Московской области Михаилом Кузнецовым. Они требовали, чтобы Шестун ушел с поста главы района, и грозили уголовным преследованием. Глава района увольняться отказался; против него действительно возбудили дело о коррупции.

Впрочем, Сергей Кириенко придумал, что сделать с влиятельным, но неподконтрольным ему подчиненным Андреем Яриным. Замглавы администрации передал часть полномочий управления внутренней политики другому департаменту — управлению по делам Госсовета, которым руководит лояльный Александр Харичев.

Сейчас управление Харичева курирует губернаторские выборы в России, включая отбор кандидатов и проведение курсов для будущих глав регионов. За управлением внутренней политики остались кампании в законодательные собрания, а также важные муниципальные выборы.

Он приводит конкретный пример конкуренции внутри АП: «Кремлевские чиновники не часто балуют мероприятия „Единой России“ визитами — в основном они приходят на съезд и, может быть, на одно из совещаний по его подготовке, если съезд считается очень важным.

Российский чиновник, хорошо знакомый как с Яриным, так и с Кириенко, уверяет «Медузу», что после перераспределения полномочий во внутриполитическом блоке Кремля наступило единоначалие. «Андрей [Ярин] на миллион процентов лоялен Кириенко, это настоящий чиновник-служака старой школы, который подчиняется начальнику.

В кремле царила эйфория

Президентская кампания 2021 года считается в Кремле главным достижением Сергея Кириенко на посту. За Владимира Путина тогда проголосовало рекордное число избирателей — больше половины всех имеющих право голоса россиян.

Еще осенью 2021 года СМИ со ссылками на источники в АП писали, что чиновники установили себе два показателя, по которым будут оценивать успешность проведенного голосования. Речь шла о формуле 70 на 70 — то есть Кремль намеревался обеспечить явку избирателей не ниже 70%, а также добиться, чтобы 70% пришедших на участки проголосовали за Путина.

Весной 2021 года цель фактически была достигнута: Путин набрал 76,7% голосов при явке 67,5%.

Соперниками Путина были:

  • Павел Грудинин (КПРФ),
  • Владимир Жириновский (ЛДПР),
  • Ксения Собчак («Гражданская инициатива»),
  • Григорий Явлинский («Яблоко»),
  • Борис Титов («Партия Роста»),
  • Максим Сурайкин «Коммунисты России»),
  • Сергей Бабурин («Российский общенациональный союз»).

До выборов не допустили оппозиционного политика Алексея Навального, который вел масштабную кампанию и создал по всей стране сеть предвыборных штабов — она действует до сих пор.

Добиться убедительного результата оказалось труднее, чем может показаться. В Кремле хорошо помнили итоги думских выборов 2021 года: при явке 47% за «Единую Россию», которую во время избирательной кампании поддержал Владимир Путин, проголосовали только 54% избирателей.

В абсолютных значениях «партию власти» поддержала лишь четверть всех россиян, имеющих право голоса. Перед Сергеем Кириенко стояла задача доказать, что он умеет проводить выборы — и в состоянии обеспечить на них убедительный результат своему начальнику.

О настоящей состязательности не могло идти и речи (ни одна гонка, в которой участвовал Путин, не была конкурентной и непредсказуемой), но и слишком скучной кампания быть не могла. Поэтому внутриполитический блок АП обратился к испытанному приему — подобрал известных, но безопасных для фаворита соперников. Самые яркие из них — директор подмосковного совхоза имени Ленина Павел Грудинин и телеведущая Ксения Собчак.

Собеседник «Медузы» в администрации президента вспоминает, что к кандидатуре Собчак чиновники пришли не сразу: сначала они размышляли над тем, чтобы выдвинуть в кандидаты другую известную «блондинку из телевизора», бывшую ведущую программы «Ревизорро» Елену Летучую.

Другой источник, присутствовавший на предвыборных мозговых штурмах, рассказывает еще об одной идее, которая должна была повлиять на избирателей. Один из кремлевских политтехнологов предложил начать новое , чтобы сплотить граждан если не «образом будущего», то образом нового врага. «Идею отверг сам Кириенко», — подчеркивает участник совещаний.

Повышали явку и административными методами: с помощью мобилизации избирателей, работающих на больших предприятиях. Технология была хорошо знакома Кириенко и его команде по работе в «Росатоме». Этим направлением занимались политтехнологи во главе с Григорием Казанковым. К каждой крупной корпорации в стране (неважно, государственной или частной) приставили одного или нескольких технологов.

«До людей надо было донести, что надо идти на выборы, но давления по этому поводу и тем более по поводу того, за кого голосовать, не допускалось», — уверяет корреспондента «Медузы» один из участников процесса. Он вспоминает, что на предприятиях развешивали агитацию Путина, а также начальники проводили беседы с сотрудниками о том, как важно сходить на избирательный участок. Иногда применялось СМС-оповещение сотрудников о дне голосования.

После подведения итогов президентских выборов, на которых удалось обеспечить и высокую явку, и высокий процент голосования за действующего президента, в Кремле царила эйфория. Она продолжалась до региональных выборов сентября 2021 года. 

Правительство кириенко и дефолт 1998 года

С апреля по август 1998 года

— Председатель Правительства Российской Федерации. Государственная Дума дважды — 10 и 17 апреля 1998 года — отказывала в согласии на утверждение Кириенко на посту Председателя Правительства Российской Федерации. Только 24 апреля, после третьего голосования по его кандидатуре, Кириенко 251 голосом (при минимуме 226) был утверждён Государственной Думой в должности Председателя Правительства Российской Федерации (после 3-го отказа Президент имел право распустить Думу).

К моменту назначения Кириенко в России вот-вот должна была рухнуть финансовая пирамида государственных краткосрочных обязательств (ГКО), запущенная при премьере Черномырдине. В программной речи перед Госдумой Кириенко сообщил, что «

России нанесён тяжёлый удар азиатским финансовым кризисом». В результате кризиса мировые цены на нефть упали до уровня 10 долларов за баррель с дальнейшей понижательной тенденцией. Общий объём годового государственного бюджета России тогда составлял около 20 млрд долларов, при этом накопленный долг по зарплатам в РФ — около 70 млрд долларов, а совокупный внешний долг — около 170 млрд долларов.

Последствия азиатского кризиса ещё не стали в России для всех очевидными, предупредил Кириенко, но неизбежные потери федерального бюджета новый премьер оценил в 30 млрд долларов. Фактически уже в первые дни работы Кириенко обнаружил, что ситуация с финансами намного хуже, чем он ожидал.

При формировании правительства единственным заметным изменением стало резкое сокращение числа вице-премьеров и упразднение должностей первых заместителей Председателя Правительства. Портфели заместителей Председателя Правительства получили Борис Немцов, Олег Сысуев и

. В кабинете Кириенко находился и политик левого спектра: при перестановках в правительстве 22 июля 1998 года на должность министра промышленности и торговли был назначен представитель КПРФ Юрий Маслюков. Этой мерой, считало Би-Би-Си, правительство Кириенко ничего не приобретало в плане профессионализма, зато теряло верного сторонника примиренческой линии в Госдуме.

Читайте также:  Быстроденьги вклады физических лиц

Главной макроэкономической идеей, которую сразу стали обсуждать в правительстве Кириенко, была девальвация рубля; курс его тогда составлял около 6 рублей за доллар, что в условиях сверхдешёвой нефти приводило к быстрому истощению валютных ресурсов государства.

Подешевевшими в результате девальвации рублями было бы проще рассчитаться по внутреннему долгу. Однако тяжёлое долговое бремя лежало в 1998 году не только на федеральном бюджете, но и на коммерческих банках. Их интересам девальвация нанесла бы существенный урон — на обесценившиеся рубли банки не смогли бы приобрести достаточные объёмы долларов, чтобы расплатиться по внешним долгам.

Ускорилось бегство капиталов из России. 20 июля 1998 года Международный валютный фонд выделил Российской Федерации стабилизационный кредит, первый транш которого в 4,8 млрд долларов поступил в конце месяца. Однако эффект его оказался кратковременным.

Ельцин, который сам никогда не был сильным экономистом и слабо представлял себе, что происходит с бюджетом, пребывал в полной растерянности, был подвержен различным, часто взаимоисключающим, влияниям, но все свои спасительные ожидания направил на молодого премьер-министра.

В этой ситуации Кириенко предложил Госдуме антикризисную программу, суть её состояла в том, чтобы резко сократить государственные расходы. Были предложены два варианта действий на выбор депутатов. Либо парламентским актом одобрить секвестр бюджета — пропорциональное урезание его расходов по всем или большинству статей.

Госдума отклонила антикризисную программу кабинета Кириенко, не дав ему дополнительных прерогатив, и не предложив никакой разумной альтернативы. Летом 1998 года у президента Ельцина, раздражённого жесткой позицией фракции коммунистов в Госдуме, возникло спонтанное желание издать указ о запрете КПРФ, однако срочно прибывший к нему Кириенко смог удержать главу государства от поспешного и рискованного решения.

Тем не менее, правительство не смогло сэкономить на расходах, в результате доверие к его кредитоспособности снизилось, западные инвесторы ажиотажно избавлялись от российских ценных бумаг, а вырученные рубли срочно конвертировали в доллары. Курс рубля стал стремительно падать.

На фоне отказа российских властей от непопулярных мер экономии МВФ не пожелал предоставлять второй транш кредита. В первых числах августа 1998 года из-за обесценивания российских валютных бумаг и отсутствия спроса на ГКО коммерческие банки оказались перед угрозой банкротства, частный сектор

был не в состоянии вернуть долларовые кредиты. 14 августа российский валютный рынок практически остановился. Перед Кириенко встала дилемма — или потратить последние резервы, напечатать ничем не обеспеченные рубли и таким образом рассчитаться с держателями ГКО; или — провести девальвацию рубля и приостановить, хотя бы частично, выплату долгов.

Впервые в российской истории премьер Кириенко объявил дефолт — мораторий (временный отказ) от выплаты долгов. Эта мера коснулась как суверенных, так и частных долгов. Российским частным заёмщикам было разрешено не платить по долгам иностранным кредиторам в течение 90 дней. Сам Кириенко впоследствии признал что «принял плохое решение, — но только для того, чтобы избежать худшего».

16 августа, в воскресенье, Кириенко известил президента Ельцина, что правительство принимает на себя ответственность за случившееся и готово подать в отставку. Тогда Ельцин счёл отставку кабинета Кириенко преждевременной и предложил ему продолжить работу.

На следующий день, в понедельник 17 августа 1998 года, в России было публично объявлено о дефолте, курс рубля рухнул почти в 3 раза, к 1 октября он опустился до 16 рублей за доллар. Среди населения началась паника, люди массово ринулись забирать вклады из банков, а затем в обменные пункты — скупать твёрдую валюту на все оставшиеся наличные рубли.

Возвратить вклады всем желающим, да ещё одномоментно, банки не смогли. Обменные пункты стали закрываться из-за отсутствия валюты. На предприятиях и в организациях начались массовые увольнения, поскольку выплачивать зарплату стало нечем. Как признал позже Кириенко, принимая решение о дефолте, он и его коллеги по правительству не предвидели, что психологический удар по населению будет

такой

 сокрушительной силы, что в обществе распространится 

такая

паника.

В пятницу, 21 августа 1998 года, все фракции Госдумы солидарно приняли постановление о недоверии правительству и потребовали отставки премьера Кириенко. Утром в воскресенье 23 августа Ельцин вызвал к себе Кириенко и объявил ему об отставке. Экс-премьер воспринял решение главы государства с пониманием, предложил назначить новым председателем правительства близкого к левым политическим кругам главу Совета Федерации Егора Строева.

Против бывшего секретаря ЦК КПСС Строева, считал Кириенко, коммунисты возражать ни в коем случае не будут, а это сразу снизит градус напряжённости и панические настроения в обществе. Ельцин рекомендацию Кириенко не принял, пытался вновь вернуть на пост премьера Черномырдина, однако Госдума дважды отклонила его кандидатуру.

В правительстве Примакова Ельцин предложил недавно уволенному Кириенко должность первого вице-премьера. Тем самым Ельцин пытался соединить опыт Примакова с динамизмом Кириенко, которого президент считал «талантливым и умелым» человеком. Однако Кириенко отказался, мотивируя своим неверием в коалиционное правительство и отсутствием внятной экономической программы у кабинета Примакова.

По итогам своей деятельности во главе правительства Кириенко вместе с Борисом Немцовым и Анатолием Чубайсом стал известен как «молодой реформатор», пытавшийся реализовать в России масштабные экономические реформы либерального толка. Проведение реформ было осложнено резким снижением экспортных цен на нефть (в моменте до 9 долларов за баррель), которое привело к нестабильности на финансовых рынках и удорожанию обслуживания государственного долга РФ.

Результатом проведённого правительством Кириенко дефолта стала ликвидация пирамиды ГКО-ОФЗ, снижение государственных расходов на обслуживание долга. Вместе с тем дефолт повлёк за собой спад производства и доходов населения, потерю работы сотнями тысяч граждан, острый банковский кризис, скачок инфляции, сильное падение обменного курса рубля.

Не лучшим образом на репутации Кириенко отразилось широковещательное заявление президента Ельцина, сделанное 14 августа 1998 года, то есть за три дня до дефолта, когда глава государства со ссылкой на правительство уверенно гарантировал россиянам, что девальвации не будет, что всё просчитано и находится под контролем.

Впоследствии эти «гарантии» трактовались как сознательное введение граждан в заблуждение. Положительным следствием резкой девальвации рубля стало масштабное импортозамещение и увеличение конкурентоспособности внутреннего производства — которые стали очевидными уже при премьерстве Примакова.

Проблемы собянина — выигрыш кремля

Летом 2021 года правительство России объявило о повышении пенсионного возраста. Эту непопулярную меру поддержали Владимир Путин и «Единая Россия» — и рейтинги руководства страны стали резко падать.

Близкий к Кремлю источник признает, что повышение пенсионного возраста с точки зрения пиара было провальным: «Если бы пенсионную реформу готовили по-сурковски, то никаких сильных протестов и падения рейтингов власти не было. Реформа объективно нужна, ее надо делать, вопросов нет, но ее нужно грамотно подавать в публичном поле.

Недовольство повышением пенсионного возраста стало одной из главных причин, по которой в целом ряде регионов России на губернаторских выборах проиграли ставленники Кремля в сентябре 2021 года. Таким образом сменились губернаторы Владимирской области, Хабаровского края и Хакасии. В Приморье Кремль предпринял чрезвычайные усилия, чтобы не отдать власть кандидату от КПРФ.

«Тогда [в 2021 году] Кириенко удалось убедить Путина, что в проигрыше в трех регионах виновны сами губернаторы-старожилы, а в Приморье очень неудачно сложились обстоятельства, но ситуацию можно исправить», — говорит источник «Медузы» в АП, вспоминая о прошлогодних поражениях.

Он напоминает, что Приморью президент уделял особое внимание, «несколько раз посетил его во время кампании, поэтому на повторных выборах кандидат Кремля должен был во что бы то ни стало победить».

Помогать врио губернатора Олегу Кожемяко, назначенному Москвой, отправился внушительный политтехнологический десант из Москвы. На протяжении почти всей кампании во Владивостоке находился Александр Харичев. И выборы были выиграны. 

Однако очень скоро у чиновников внутриполитического блока администрации президента появилась новая головная боль — выборы губернатора Петербурга 2021 года. Врио главы города (то есть фаворитом власти) стал близкий соратник Путина Александр Беглов, который оказался почти не способен к публичной политике.

Кириенко убеждал президента заменить кандидата в Петербурге — пока не поздно, но глава государства настоял на своем выборе. Кремлю пришлось подбирать для Беглова максимально слабых соперников, которые к тому же почти не вели свои избирательные кампании. Даже при таком раскладе в Кремле решили подстраховаться и вывели из гонки еще до голосования представителей ЛДПР и КПРФ.

Но и это не все административные меры, которые пришлось задействовать ради обеспечения победы Беглова. Собеседники «Медузы» утверждают, что администрация президента рекомендовала петербургским избирательным комиссиям использовать надомное голосование (оно труднее поддается контролю наблюдателей) и другие методы коррекции результатов. Усилия себя оправдали: президент остался доволен тем, как внутриполитическому блоку удалось справиться с испытанием.

Еще одни проблемные выборы 2021 года — депутатов Московской городской думы — для Кириенко и его команды оказались не испытанием, а выигрышем: просто потому, что команда Кириенко не занималась голосованием в столице. Собеседник «Медузы», близкий к АП, утверждает: провальная кампания, сопровождавшаяся масштабными протестами, «целиком проблема [мэра Москвы Сергея] Собянина, который с политикой не справился».

Читайте также:  Найти инвестора для открытия бизнеса, ищу инвестора

Источник говорит, что мэр Москвы лично договаривался с секретарем генсовета «Единой России» Андреем Турчаком и председателем партии Дмитрием Медведевым, чтобы кандидаты в депутаты от власти шли как самовыдвиженцы (связь с партией, скорее всего, убавила бы им голосов).

Политтехнологов для кампании в городскую думу нанимали люди заместителя Сергея Собянина Натальи Сергуниной. «Какое-то время после назначения [руководителем кампании] она советовалась с Кириенко, потом стала проявлять все большую самостоятельность, — говорит политтехнолог.

Он добавляет, что даже если бы московские чиновники могли переложить ответственность за кампанию на Кремль, это все равно бы не ударило по Кириенко и его окружению — поскольку в АП за выборы в законодательные собрания (и Мосгордуму в том числе) отвечает Андрей Ярин, не самый близкий к Кириенко функционер.

В его же сферу ответственности входили и муниципальные выборы в Петербурге, которые в 2021 году прошли крайне напряженно, вплоть до применения физического насилия. Политтехнолог при этом поспешил защитить Ярина, подчеркнув, что незаконные методы политической борьбы в Петербурге «не его инициатива» и в городе ситуацию контролируют представители небольших местных групп. «Многим из них и АП не указ», — говорит он.

Источник «Медузы» в администрации президента следующим образом оценивает позиции Сергея Кириенко в Кремле после проблемных выборов 2021 года: «Все обосрались, но у нас — все в порядке».

Путина все устраивает

Высокопоставленный член одной из системных партий считает, что большие выборы Кириенко организует примерно так же, как голосование в ЗАТО «Росатома»: «Их стиль — конкурсы песен атомных городов и беспощадные кампании по ремонту клумб, фонтанов и покраске бордюров.

Один из таких проектов [инвестиций в благоустройство городов] был успешно реализован в рамках президентской кампании Путина в 2021 году. А подобие песен атомных городов — конкурс по переименованию аэропортов, который запустили, чтобы отвлечь внимание от пенсионной реформы».

Один из собеседников «Медузы», сотрудничающих с администрацией президента, так говорит о стиле работы Кириенко и его команды: «У самого Кириенко есть идеалы, но его окружение максимально циничное. Для них главное — одержать победу здесь и сейчас; какими проигрышами эта победа может обернуться в стратегической перспективе, они не думают».

Он утверждает, что Александр Харичев не раз повторял своим политтехнологам, что «если играть в стратегию с допустимыми проигрышами, то до победы не доживешь — после проигрыша тебя уберут». По словам источника, именно поэтому в нынешней администрации президента придерживаются стратегии, выбранной Кириенко с первых дней работы в Кремле: проявлять максимальную осторожность, не прибегать к радикальным переменам и фокусироваться на небольших конкретных задачах.

Действуя в этой логике, нынешняя команда, курирующая внутреннюю политику в Кремле, отказалась от ряда насущных политических реформ — «создания новых партий, изменения системы выборов в Госдуму, модернизации существующих , хотя их лидеры никуда не годятся и разваливаются на глазах».

По сведениям издания, в Кремле думали о масштабном изменении российской политической системы в свете предстоящих выборов 2021 года в парламент. Один из проектов предусматривал изменение схемы формирования Госдумы. Сейчас половину кресел в палате занимают депутаты, избранные по партспискам, а вторую половину — избранные по округам.

Новый состав мог бы быть сформирован так: 75% одномандатников, 25% — по пропорциональной системе. Но после того, как в сентябре 2021 года в 20 округах на выборах в Мосгордуму кандидаты мэрии проиграли политикам, которых поддержало «Умное голосование» Алексея Навального, а в Хабаровском крае единороссы и лояльные им самовыдвиженцы уступили все одномандатные округа, от этой идеи отказались. Четких планов по созданию новых партийных проектов в АП тоже нет.

Близкий к администрации президента источник «Медузы» говорит: «Возможно, Кириенко что-то знает, чего не знает никто, кроме него и высшего руководства страны. Тогда его стиль вполне понятен — выполнить определенный набор тактических действий, а потом заниматься стратегией. Если это не так, то становится немного страшновато за будущее».

Говоря о недостатках стиля Кириенко, собеседники называют его привязанность к формализованным корпоративным методам управления. В качестве примера приводятся упомянутые выше курсы подготовки губернаторов, напоминающие корпоративный университет «Росатома».

А также организованный для рекрутирования управленцев в госструктуры открытый конкурс «Лидеры России» — участие в нем может принять каждый, начав с прохождения заданий в интернете. К тому же для глав регионов и сотрудников администрации президента при Сергее Кириенко ввели как в коммерческих компаниях — хотя политическая деятельность поддается формализации куда в меньшей степени, чем управление предприятием.

«Вслед за корпоративизацией из российской политики ушла идеология, — рассуждает политолог Александр Пожалов. — При Суркове власть предложила обществу формулу суверенной демократии и идею невмешательства среднего класса в политику в обмен на рост благосостояния.

При Володине, пришедшем в АП России на волне „болотно-прозападных“ протестов, во внутриполитическое поле активно транслировались идеологемы национализации элит, возврата к консервативным корням». Пожалов считает, что при Кириенко никакой интеллектуальной концепции так и не сформировалось, а предложенная Кремлем программа развития страны посредством реализации ряда дорогостоящих национальных проектов «пока выглядит скорее как бюрократическая модель управления изменениями, а не понятная обществу идеология».

С другой стороны, близкий к АП источник утверждает, что атмосфера во внутриполитическом блоке при Кириенко стала «более расслабленной, чем при Володине и при Суркове»: «Нет того постоянного напряжения, возможно, как раз из-за планирования [работы как в корпорациях].

По мнению политолога Константина Гаазе, «в работе Кириенко исповедует нечто вроде доктрины „управляемого хаоса“»: «Когда речь идет об интересах окружения президента или политических конкурентов, Кириенко самоустраняется. Затем, когда ситуация доходит до кризиса, вмешивается и усиливает свои позиции за счет каждого такого вмешательства.

Гаазе полагает, что управленческие конкурсы и другие придуманные Кириенко механизмы вовлечения людей в государственное управление — это задел для формирования «неполитически-политического движения, платформы на выборах в Госдуму 2021 года». «Единственная политическая ставка, о которой я могу подумать в этом контексте, это президентство [Сергея Кириенко] в 2024 году.

Чиновник Кремля, который работал там до Кириенко — и нынешними корпоративными методами политического блока недоволен, предлагает другое объяснение: «Когда политику превращают в корпорацию, политике можно сказать „нет“. Это ошибка — но, кажется, президента все устраивает: его интересуют внешнеполитические игры, в какой-то степени экономика. Внутренней политики для него нет, поэтому подход Кириенко Путину близок».

Сюрприз от путина

В середине сентября 2021 года, накануне выборов в Государственную Думу, в Кремле уже примерно знали, каким будет результат голосования. Там не сомневались, что большинство мест в парламенте — и без того лояльном — возьмет «Единая Россия», а спикером станет Вячеслав Володин.

Три года назад в числе возможных преемников Володина в Кремле назывались подмосковный губернатор Андрей Воробьев, генеральный директор государственного медиахолдинга Олег Добродеев, а также один из соратников Володина — глава кремлевского управления общественных проектов Павел Зенькович.

Все кандидатуры выглядели логичными. Воробьев долго руководил исполкомом «Единой России» и ее фракцией в Госдуме. Добродеев и Зенькович на своих постах тоже, по сути, занимались политикой и пропагандой. Президент Путин добавил к этому списку еще одного человека, на кандидатуре которого в итоге и остановился, — Сергея Кириенко.

В 2021 году никто не воспринимал главу «Росатома» как политического менеджера — хотя опыт в политике у Кириенко был: в 1998-м он недолго был премьер-министром России, а в 1999-м вместе с Борисом Немцовым и Ириной Хакамадой основал либеральную партию «Союз правых сил».

Один из близких к АП источников «Медузы» объясняет: глава государства основывался на опыте работы Кириенко не в Думе и не в правительстве Бориса Ельцина времен дефолта, а в полпредстве Приволжского федерального округа. Путин оценил, как в первой половине 2000-х Кириенко удалось справиться с влиятельными региональными баронами — в том числе главой Татарстана Минтимером Шаймиевым и башкирским президентом Муртазой Рахимовым. «Их тогда начали встраивать в вертикаль [власти]», — вспоминает кремлевский служащий.

Собеседник «Медузы», помимо успехов в полпредстве, называет еще одну причину, по которой Кириенко стал главным кремлевским политическим куратором: у него была команда политтехнологов, которая проводила избирательные кампании в закрытых городах «Росатома» — как муниципальные, так и региональные и федеральные.

Другой близкий к АП собеседник «Медузы» сомневается, что наличие своей команды политтехнологов оказалось значимым аргументом. «Такие команды есть почти у каждого игрока. У [главы „Роснефти“ Игоря] Сечина, у глав других крупных корпораций, у чиновников типа [полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе] Юрия Трутнева, [на тот момент вице-премьера] Александра Хлопонина. Это явно не решающий фактор. Почему именно Кириенко? Знает только президент», — говорит он.

Один из советников Вячеслава Володина в разговоре с «Медузой» утверждает, что назначение Кириенко было чисто политическим решением: президент хотел ослабить и Володина, и Кириенко одновременно: «Их полностью устраивали должности, которые они занимали — они привыкли, им было удобно.

Собеседник «Медузы» из окружения Кириенко рассуждает в той же логике. Он вспоминает, что предшественники его шефа на кремлевском посту «не были уволены за косяки». Источник отвергает распространенную версию о том, что Владислав Сурков лишился в 2021 году должности замглавы администрации президента из-за московских , а Вячеслав Володин — из-за низкой явки на выборах в Госдуму 2021 года. «Это ерунда.

Как и то, что Суркову приписывают какую-то нелояльность Путину, желание обеспечить выдвижение Дмитрия Медведева президентом на второй срок. Сурков прекрасно понимал, чем это сразу бы кончилось. Володин и Сурков [будучи кураторами внутренней политики в Кремле] усилились настолько, что начали угрожать системе власти.

Не потому, что они хотели нанести вред системе — но если бы захотели, то могли бы нанести очень серьезный ущерб. Администрация президента — очень сильный орган, который, например, может координировать действия силовиков. Если это нужно — приказывать им», — объясняет он.

Политтехнолог, работающий на Кремль на выборах, а также сотрудничавший с властью во времена Суркова и Володина, говорит, что «магию вокруг места первого замглавы администрации президента, миф о нем создал Сурков». «Он первым провозгласил себя демиургом, который все решает [в политической жизни страны].

По словам политтехнолога, значимость администрации президента и ее чиновников не в формальных полномочиях, а в политической силе Владимира Путина. «АП — это машину [президенту] подать, организовать его визит, обеспечить документооборот. Все. Но раз вся власть в стране сосредоточена в руках президента, то самая близкая к его телу структура неизбежно получит в руки неформальные рычаги.

Технократы с образом будущего

Первым нововведением команды Сергея Кириенко на посту кремлевского куратора внутренней политики оказалось назначение губернаторами так называемых молодых технократов.

Читайте также:  Что такое инвестиционный проект? Инвестиционный проект это. Понятие, виды, оценка, риски, разработка, регулирование, финансирование, проблемы инвестиционных проектов

«Первоначально Кириенко начинал с того же, что делал ранний Сурков: транслировал в медийку [то есть СМИ] какие-то смыслы, термины, как это сейчас модно называть, мемы, — вспоминает близкий к руководству Госдумы собеседник „Медузы“. — Они [смысловые конструкции] необязательно что-то значили:

По словам собеседника, близкого к АП, «Кириенко убедил президента в том, что подыскивает каких-то особых людей, что это какой-то новый подход, хотя назначения мало чем отличались от предыдущих — для них просто нашли красивый бренд».

Назначенцев нового поколения решили как следует готовить к работе. При Кириенко к обучению управленцев привлекли специалистов из Российской академии народного хозяйства и госслужбы. Вуз помог организовать курсы, аналогов которым не было ни при Суркове, ни при Володине.

Об одном из таких тренингов в октябре 2021 года писал РБК. На видео, снятом на мобильный телефон, будущие губернаторы прыгали со скалы в горную реку где-то под Сочи. «Такого на самом деле не хватало, — уверяет близкий к администрации президента политтехнолог.

Другой политтехнолог, сотрудничающий с Кремлем, на образовательные инициативы для «молодых технократов» смотрит без восторга: «Если мы считаем, что губернатор мало чем отличается от директора завода, то хорошо. Но если подразумеваем, что это человек, способный удержать территорию в кризисный момент, то этого мало».

Еще один политический мем, рожденный командой Кириенко (правда, он уже успел забыться), — это «образ будущего». Статьи о том, каким должно быть будущее России, начали появляться в СМИ в апреле 2021 года. Подразумевалось, что «образ» представят широкой общественности ближе к президентским выборам 2021-го.

Экспертные структуры существовали при АП со времен Владислава Суркова — тогда это был «Фонд эффективной политики» Глеба Павловского. При Володине место интеллектуального центра занял «Институт социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ) политолога Дмитрия Бадовского.

Работу кириенковского ЭИСИ курирует политтехнолог Глеб Кузнецов. «[Когда пришел Кириенко] патриотический подъем от присоединения Крыма начал спадать, экономические сложности стали ощущаться все сильнее. Населению надо было объяснять, куда все движется, к чему мы идем, повышать социальный оптимизм», — говорит источник, близкий к АП, о задачах, которые ставились перед институтом.

Поиск оптимистичного «образа будущего» зашел в тупик: летом 2021 года говорить о нем в кругу политтехнологов, а тем более в медиа представители Кремля перестали. Хотя не так давно, рассказывают собеседники «Медузы», к изысканиям вернулись.

Теперь предполагается, что изобретенный экспертами «образ будущего» будет использован в думской кампании 2021-го. Разработкой концепции занимается бывший сотрудник «Фонда эффективной политики» и бывший глава политического управления «Единой России» Алексей Чадаев. Свои соображения он должен представить АП в ближайшие месяцы.

Итоги деятельности в росатоме

Всего в Росатоме Кириенко проработал почти 11 лет. Начиная деятельность в 2005 году, Кириенко поставил перед собой стратегические цели — построить в России 40 новых атомных энергоблоков за 25 лет и довести до 25 % долю АЭС в общем производстве электричества в стране.

Фактически к моменту отставки Кириенко в 2021 году из намеченных 40 новых энергоблоков в эксплуатацию было введено три — общей мощностью 3,1 ГВт, в том числе два энергоблока на Ростовской АЭС и один на Калининской АЭС. Почти готовы к пуску в промышленную эксплуатацию ещё два блока на 2 ГВт суммарной мощности — третий блок Белоярской АЭС и первый Нововоронежской АЭС-2.

Доля атомной энергетики в выработке электроэнергии в России в 2021 году составляла 17 % (против 15 % в начале деятельности Кириенко в 2005 году), до обещанных им 25 % ещё очень далеко. Суммарная установленная мощность российских АЭС в 2021 году — 26 ГВт.

Ежегодная выработка АЭС составляет около 190 млрд кВтч. Это значительное отставание от параметров, заданных правительственной программой в 2006 году, согласно которой в 2021 году следовало достигнуть 33 ГВт и 224 млрд кВтч. Расходы бюджета России на развитие атомной энергетики в 2009—2021 годах составили 826 млрд рублей (плюс ещё начальный имущественный взнос в госкорпорацию 450 млрд). Общий объём планового бюджетного финансирования в период до 2020 года составляет ещё 492 млрд рублей.

К достижениям Кириенко на посту главы Росатома относят существенное снижение операционной себестоимости выработки электроэнергии на АЭС — до 60 копеек за кВтч в 2021 году. К 2021 году этот показатель, впрочем, снова вырос — до одного рубля за кВтч. При Кириенко была оптимизирована численность персонала корпорации с более 40 000 до 34 000 сотрудников.

К 2021 году численность снова выросла — до 37 000 работников. За 10 лет Кириенко удалось увеличить коэффициент использования установленной мощности АЭС: средняя загрузка выросла с 73 % до 82 %, за счёт чего получено около половины достигнутого прироста выработки электроэнергии.

В целом же, по оценке директора ООО «Институт энергетической

» Владимира Милова, сотни миллиардов бюджетных рублей потрачены в Росатоме неэффективно. Критиковалась практиковавшаяся при Кириенко «агрессивная

продления эксплуатации очень старых энергоблоков» — прежде всего, по соображениям безопасности. Тяжёлые проблемы усугублялись в сфере производственной базы. Низкое качество строительства привело к обрушению арматуры защитной оболочки реактора на Ленинградской АЭС-2 в 2021 году.

Непросто налаживалось новое производство корпусов реакторов. Завод Петрозаводскмаш в Карелии, куда корпорацией планировалось инвестировать 80 млн евро, оказался неприспособленным для этой цели; спустя два года, впустую потратив средства, проект закрыли.

Однако в октябре 2021 года впервые за много лет волгодонское производственное объединение «Атоммаш» построило и отгрузило новый реактор ВВЭР-1200 для строящейся Белорусской АЭС. Дефицит отечественной машиностроительной базы для сооружения реакторов — один из основных сдерживающих факторов в модернизации атомной энергетики в России.

При Кириенко так и не был создан весомый потенциал для приращения атомных мощностей в России. До 2025 года предстоит вывести из эксплуатации около 12 ГВт мощности АЭС. Ещё минус 5 ГВт составляют блоки постройки 1980-х годов, которые должны быть выведены из эксплуатации из-за окончания нормативных сроков службы.

Новые проекты, которым дан старт при Кириенко, теоретически смогут принести лишь 9 ГВт мощности до 2025 года. Это первый и второй блоки Кольской АЭС-2, Ленинградской АЭС-2, 2-й блок Нововоронежской АЭС, 5-й и 6-й блоки Курской АЭС, 4-й блок Белоярской АЭС и 4-й блок Ростовской АЭС.

Даже с учётом этих перспективных объектов баланс ввода и выбытия атомных мощностей прогнозируется отрицательным, и доля атомщиков на энергетическом рынке в итоге сократится. Суммарную мощность около 15 ГВт могут принести пять новых АЭС, запланированных Кириенко, — Нижегородская, Балтийская, Тверская, Северская, Смоленская АЭС-2; однако к их строительству пока даже не приступали.

Утверждённые Кириенко планы по достройке уже начатых АЭС могут быть не исполнены ввиду сокращения возможностей федерального бюджета из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке углеводородов. На атомной энергетике решено экономить, в федеральном бюджете-2021 расходы на отрасль сокращены на 48 %, дальнейшие сокращения намечены и в бюджете-2021.

В этой связи сроки ввода в эксплуатацию новых АЭС неизбежно отодвинутся, что усугубит отрицательный баланс ввода-вывода мощностей на период до 2025 года. Таким образом, в обозримой перспективе ожидается сокращение доли АЭС на российском рынке электроэнергии.

Намеченные Кириенко планы, не выполненные по ряду объективных и субъективных причин, укладываются в тенденцию потери популярности атомной энергетики на планете. Её доля в мировом производстве первичной энергии снизилась в XXI веке в 2 раза: если в 2000 году она составляла 8 %, то в 2021 — только 4 %.

Неблагоприятное отношение к атомной энергетике усилилось в 2021 году, после аварии в Японии на АЭС Фукусима-1. Энергия, получаемая на АЭС, имеет высокую себестоимость: не столько по текущим издержкам производства, сколько по капитальным затратам. Мировая тенденция состояла в том, что темпы выработки ресурса атомных энергетических реакторов, сооружённых во второй половине XX века, значительно опережали темпы строительства и ввода в строй новых АЭС.

Фактическая стоимость строительства АЭС в России при Кириенко составляла около 3800 долларов за киловатт — это крайне затратно, в 2 раза выше, чем строительство АЭС в Китае, и почти в пять раз дороже, чем обходится строительство газовых электростанций в России. Все эти обстоятельства не были должным образом учтены Кириенко при обосновании федеральных инвестиций.

В годы работы Кириенко при участии российских атомщиков было завершено строительство и осуществлён запуск в эксплуатацию АЭС в Бушере (2021—2021) — первой атомной электростанции в Иране и на всём Ближнем Востоке. Помимо этого, при участии Росатома введено в строй три реактора в Китае, два реактора в Индии.

Директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики академик Леонид Большов оценил деятельность Кириенко во главе Росатома как успешную, если сопоставить её с прежним периодом развития отрасли (когда российские атомщики были явными аутсайдерами на мировом рынке технологий) и работой аналогичных иностранных предприятий. Согласно этой оценке корпорация эффективно решала важные для российской

задачи. Основными элементами успешной стратегии Кириенко эксперт назвал ставку на высокотехнологичный экспорт, подъём атомного машиностроения, развитие прикладной науки и строгое обеспечение безопасности. За 11 лет работы отрасли при Кириенко в России на АЭС не произошло ни одного аварийного происшествия с оценкой в два балла или выше по международной семибалльной шкале INES.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии запрещены.