Китайские инвесторы стали скромнее – Газета Коммерсантъ № 23 (6744) от 10.02.2020

Использование прямых иностранных инвестиций кнр в российской экономике

Использование прямых иностранных инвестиций КНР в российской экономике

Е.Ю. Кузина,

Всероссийская академия внешней торговли,

кафедра менеджмента и маркетинга — старший преподаватель,

О.А. Троицкая,

Всероссийская академия внешней торговли,

Факультет внешнеторгового менеджмента — бакалавр УДК 336 714 (470 540 510)

ББК 65.268 (5Кит 2Рос) К-890

Аннотация

В процессах глобализации мировой экономики иностранные инвестиции играют не менее значимую роль, чем международная торговля товарами и услугами. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В данной статье отражены основные направления использования иностранных инвестиций КНР в экономике России. Кроме того, рассматриваются возможности использования Китая как стратегического партнера России и участия друг друга в экономике обоих стран.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, мировая экономика, российская экономика, КНР, инвестиционное сотрудничество.

Use of Chinese foreign direct investment in the Russian economy

E.Y. Kuzina,

Russian Foreign Trade Academy, Department of management and marketing — Senior Lecturer, O.A. Troitskaya,

Russian Foreign Trade Academy, Faculty of the foreign trade management — bachelor Abstract

In the process of globalization of the world economy, foreign investment has played a no less important role than international trade in goods and services. In today’s world, virtually any country is involved in the processes of international investment cooperation. It is axiomatic that sustainable economic development is impossible without effective participation in global economic processes, in particular without intensive involvement of foreign direct investment (FDI). The article reviews the main directions in the use of China’s foreign investments in the Russian economy. Besides, the possibilities to regard China as a strategic partner of Russia and prospects for mutual involvement in each country’s economy are considered.

Keywords: foreign direct investments, world economy, Russia’s economy, People’s Republic of China, investment cooperation.

^ 104

Российский внешнеэкономический вестник

10 — 2021

Одной из ключевых тенденций последних лет стало смещение роста мировой экономики в регион Юго-Восточной и Восточной Азии. Ухудшение макроэкономической ситуации в России и осложнение отношений с западными странами привели к резкому сокращению объема зарубежных инвестиций в Россию. В текущих условиях Правительство России и бизнес-сообщество переориентировало свое внимание с западных инвесторов на восточные страны, в особенности на Китай, осуществляя так называемый «поворот на Восток».

Прямые иностранные инвестиции играют важнейшую роль в развитии экономики государства, а объем инвестиций из Китая в другие страны за последние годы не переставал неуклонно расти. Кроме того, наблюдается изменение отраслевой принадлежности китайских инвестиций, что обусловлено совершенствованием китайской экономики и развитием китайского бизнеса. А именно, китайские инвесторы в настоящее время помимо инвестирования в проекты, связанные с добычей полезных ископаемых, также заинтересованы проектами в области потребительских товаров и высоких технологий. При этом в ближайшие годы прогнозируется резкий рост ПИИ из Китая и расширение географии инвестирования. В 2020 г. объем китайских инвестиций может достичь 500 млрд долл.1 Таким образом, Китай становится одним из наиболее значимых игроков на международном рынке инвестиций и является одним из крупнейших инвесторов в экономику других стран. Объем китайских инвестиций за рубеж составляет более 116 млрд долларов. По объему инвестиций в другие страны Китай находится на третьем месте, уступая лишь США (337 млрд долларов) и Гонконгу (150 млрд долларов).2 Привлечение инвестиций из Китая является стратегически важным направлением для улучшения перспектив экономического развития как отдельных регионов России, так и страны в целом.

После периода умеренного роста в 2021 году в России началось замедление темпов экономического развития, но макроэкономическая ситуация в целом оставалась благоприятной. В 2021 году произошло несколько событий, оказавших значительное влияние на инвестиционный климат в России и на настроения работающих в стране иностранных инвесторов. Наиболее важными из них стали введение санкций в отношении России и резкое снижение цен на нефть, что привело к существенному ухудшению макроэкономической ситуации, повышению инфляции, нестабильному курсу рубля, затруднениям с привлечением финансирования и высоким процентным ставкам, ограничениям во внешней торговле и сложностям в работе на отраслевых рынках.

1 По заявлению председателя КНР Си Цзиньпина на открытии ежегодного Азиатского экономического форума в Боао, остров Хайнань, март 2021, http://www.interfax.ru/ business/433048

2 South China Inside News, 2021 https://www.south-insight.com/node/1628

10 — 2021

Российский внешнеэкономический вестник

105 Q

Осложнение международных отношений и ухудшение макроэкономической ситуации в России явно отразились на настроении иностранных инвесторов: в 2021 году объем прямых иностранных инвестиций в экономику России сократился на 70% — до 21 млрд долларов, достигнув минимального уровня с 2006 года.3 Во втором полугодии 2021 года Банк России впервые с 2005 года зафиксировал чистый отток прямых иностранных инвестиций.

Кризисные явления четче обозначили основные, с точки зрения инвесторов, проблемы инвестиционного климата в России. К традиционным проблемам, связанным с государственным управлением и бюрократией, добавилась неблагоприятная экономическая ситуация, снижающая привлекательность национального рынка и затрудняющая работу на нем, а также неуверенность в последовательности проводимой на национальном уровне экономической политики.

Рисунок 1

Изменение макроэкономических условий ведения бизнеса в России для компании за

последний год4

3 ЦБ РФ — Статистический учет прямых инвестиций. http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=st_ dir-inv

4 Составлено автором на основе данных исследования Ernst&Young Global Limited «Инвестиционный климат в России: мнение иностранных инвесторов», 2021 http://www.ey.com/RU/ru/Services/Strategic-Growth-Markets/EY-investment-dimate-in-russia-foreign-investor-perception

^ 106

Российский внешнеэкономический вестник

10 — 2021

Оценивая текущую экономическую ситуацию, иностранные компании отмечают, что вместе с ухудшением экономической ситуации, условия ведения бизнеса в России для большинства участников исследования незначительно (59%) или заметно ухудшились (15%). Диаграмма показывает распределение ответов на вопрос об изменении макроэкономических условий ведения бизнеса для иностранных компаний (см. рисунок 1).

Говоря о привлекательности российского рынка для китайского бизнеса, каждая вторая из китайских компаний оценивает Россию как в высшей степени привлекательное место для ведения бизнеса, сильными сторонами которого являются богатые природные ресурсы и широкий потребительский рынок.5 График показывает, что больше половины представителей крупного бизнеса (52%) оценили Россию как в высшей степени привлекательную страну для инвестирования, а такое же мнение компаний-резидентов составляет 48%. Оптимистичным выглядит тот факт, что никто из опрошенных среди крупных компаний и организаций, уже работающих в России, не оценил ее как совершенно непривлекательное для капиталовложений государство.

Рисунок 2

Оценка привлекательности России для компании с точки зрения ведения бизнеса6

5 Исследование Emst&Young Global Limited «Китайские перспективы: как мнение о российском рынке влияет на инвестиционные стратегии Китая», 2021 http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-perspectives-from-china-survey-rus/$FILE/ EY-perspectives-from-china-survey-rus.pdf

6 Составлено автором на основе материалов исследования Ernst&Young Global Limited «Китайские перспективы: как мнение о российском рынке влияет на инвестиционные стратегии Китая», 2021 http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-perspectives-from-china-survey-rus/$FILE/EY-perspectives-from-china-survey-rus.pdf

10 — 2021

Российский внешнеэкономический вестник

107 Q

Главными направлениями инвестиционной деятельности КНР в России по-прежнему являются энергетика, разработка полезных ископаемых, транспорт, лесное хозяйство, торговля, бытовая электротехника, связь, строительство и сфера услуг. Рассмотрим динамику инвестиций КНР в российскую экономику с 2021 по 2021 год.

Таблица 1

Прямые инвестиции КНР в Россию в 2021-2021 гг.7

(по данным Минкоммерции КНР, млн долл.)

Годы 2021 2021 2021 2021 2021

Инвестиции КНР в Россию 303 660 4 080 6872 5401

По итогам 2021 года они составили 4 млрд 80 млн долларов против 660 млн долларов в 2021 году ( 518,2%). Общий объем накопленных прямых инвестиций достиг 7 млрд 661 млн долларов ( 113,9%). Поставленная в 2021 году руководителями России и Китая задача увеличения китайских прямых инвестиций в российскую экономику к 2020 году до 12 млрд долларов8 выглядит достаточно амбициозной. Общий объем прямых инвестиций из Китая в 2021 году составил около 7 млрд долларов. Однако в 2021 году произошло резкое снижение потомка китайских инвестиций в Россию. Так, Единый портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития РФ отмечает, что объем прямых инвестиций из Китая в экономику России сократился примерно на 20% в долларах.

Наиболее масштабным инвестиционный проектом КНР, реализуемым на территории России, является проект «Экономический пояс шелкового пути» (Silk Road Economic Belt), о котором было заявлено председателем КНР Си Цзиньпином в 2021 году. Данный проект будет разделен на «Экономический пояс Шелкового пути» (сухопутная часть) и «Морской Шелковый путь XXI века» (морская часть). Оба направления объединены общей концепцией «Один пояс — один путь». Проект рассчитан на 30 лет, и в ходе его реализации будут созданы 7 поясов между странами Европы и Азии: транспортный, энергетический, торговый, информационный, научно-технический, аграрный, туристический.

Читайте также:  ТОП-10 инвестпроектов Алматинской области в 2020 году

Уже создана специальная структура для финансирования проекта в составе Правительства КНР. Солидная финансовая база представлена в форме Фонда

7 Единый портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития РФ Инвестиционное сотрудничество России и Китая http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_ relations/cn_rus_projects/

8 Российский фонд прямых инвестиций. Новости Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) http://www.rspp.ru/news/view/6960

^ 108

Российский внешнеэкономический вестник

10 — 2021

«Шелковый путь» (50 млрд долларов) и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (100 млрд долларов). Китай заявил, что готов вложить в проект «Один пояс — один путь» до 900 млрд долларов9 — это деньги, которые будут предоставлены в виде проектного финансирования и кредитов странам-участницам. На сегодняшний день выдано уже порядка 70 млрд долларов кредитов под проект. За первые 3 квартала 2021 г. китайские инвесторы вложили в экономику 48 стран вдоль «Экономического пояса Шелкового пути» более 12 млрд долларов.10 Основными направлениями инвестиций из Китая стали Сингапур, Казахстан, Лаос, Индонезия, Россия и Таиланд. Участие России в данном проекте, который свяжет Азию и Европу, носит стратегический характер. В рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути» в октябре был подписан Меморандум о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и РЖД с одной стороны и государственным комитетом КНР по развитию и реформам и корпорацией «Китайские железные дороги» с другой. Целью документа является разработка проекта евразийского высокоскоростного транспортного коридора «Москва — Пекин», включающего высокоскоростную магистраль (ВСМ) «Москва — Казань». На российской территории она свяжет центр, Поволжье и Уральский экономический регион.

Строительство магистрали «Москва — Казань» — центральной 770-километровой части транспортного коридора «Шелковый путь», — важный инвестиционный проект КНР для России. Длина маршрута составит 770 километров, время в пути — 3 часа 30 минут (в данный момент из Москвы в Казань можно добраться за 14 часов 7 минут). Максимальная скорость поезда до 400 км/час. Ширина колеи составит 1520 мм. В зоне тяготения ВСМ «Москва — Казань» проживает 20% всего населения России. Благодаря осуществлению данного проекта будет создано 370 000 новых рабочих мест, построено 795 искусственных сооружений. Стоимость заказа на поставку новой строительной продукции российским предприятиям, обслуживающим магистраль, составит 270 млрд рублей. Эффективность проекта обоснована: совокупный прирост ВВП (за счет агломерационных эффектов) в период 2021 — 2030 гг. составит 7,2 трлн рублей; общий бюджетный эффект до 2030 года — 2,2 трлн рублей; суммарный эффект на валовый выпуск экономики РФ -18,9 трлн рублей.11

Осуществление проекта ВСМ «Москва — Казань» будет стоить 1 триллион 68 млрд рублей. Из них 35,5% будут предоставлены государственным бюджетом, а 64,5% составят кредиты, частные инвестиции, инвестиционная программа РЖД и

9 «Экономический пояс Шёлкового пути или «архимедов рычаг», который способен перевернуть весь мир», Российский институт стратегических исследований http://spb.riss. ru/analytics/3518/

10 Ernst&Young Global Limited, «Шелковый путь XXI века лежит через Россию», 2021 http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-silk-road-short/$FILE/EY-silk-road-short.pdf

11 ОАО «Скоростные магистрали», ВСМ «Москва-Казань» http://www.hsrail.ru/projects/ features/

10 — 2021

Российский внешнеэкономический вестник

109 Q

иные возвратные средства, среди которых — и китайские инвестиции. Точная сумма инвестиций КНР в проект пока неизвестна. Еще один инвестиционный проект с китайским участием — это компания НОВАТЭК — крупнейший российский производитель газа. На момент 15 марта 2021 года НОВАТЭК закрыл сделку по продаже 9,9% в «Ямал-СПГ» китайскому инвестиционному фонду Шелкового пути (дочернее предприятие China Development Bank, осуществляющее управление 40 млрд долларов). «Ямал-СПГ» — российская газодобывающая компания, создана с целью участия в проекте по освоению Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, включая строительство завода по сжижению природного газа.12 Сумма сделки составила 1,089 млрд евро.13 Запасы «Ямал-СПГ» оцениваются в 926 млрд кубометров, проектный уровень добычи — около 27 млрд кубометров в год. Мощность «Ямал-СПГ» — 16,5 млн тонн сжиженного газа, предполагается строительство трех линий по 5,5 млн тонн. На сайте НОВАТЭКа указывается, что проект «находится в стадии активного строительства», начало производства запланировано на 2021 год.

В декабре 2021 года китайский фонд предоставил НОВАТЭКу пятнадцатилетний заем на 730 млн долларов, однако финансирование проекта еще не закончено. На данный момент акционерами «Ямал-СПГ» профинансировано порядка 13 млрд долларов14, еще 2,4 млрд долларов проект получил из Фонда национального благосостояния.15 Теперь китайским инвесторам из фонда Шелкового пути принадлежит 10% проекта, НОВАТЭКу — 50,1%, французской Total — 20% и 20% — китайской компании CNPC.16

Фонд Шелкового пути участвует в проекте, в основном рассчитывая на дивиденды. А другой китайский акционер, CNPC, заинтересован в поставках газа.17 Компания уже заключила пятнадцатилетний контракт на поставку 3 млн тонн СПГ в год.18 Китай проявляет заинтересованность в закупках газа и активно заключает газовые контракты (в том числе с «Газпромом» по поставкам по трубе «Сила Сибири»).

12 Ямал-СПГ http://yamallng.ru

13«Ямалнатретькитайский»,Газета.ruhttps://www.gazeta.ru/business/2021/03/15/8125055. shtml

14 Интервью с главой НОВАТЭКа Леонидом Михельсоном, телеканал «Россия 24» , Га-зета.т https://www.gazeta.ru/business/2021/03/15/8125055.shtml

15 ОАО НОВАТЭК http://www.novatek.ru/ru/investors/

16 «Китайцы построят для России второй СПГ-завод», Forbes News http://www.procenty-po-vkladam.ru/ news/319477-kitaitsy-postroyat-dlya-rossii-vtoroi-spg-zavod

17 Максим Мошков, аналитик UBS Russia, Газета.т https://www.gazeta.ru/ business/2021/03/15/8125055.shtml

18 «НОВАТЭК продал китайской CNPC 20% в газовом проекте на Ямале», РБК http:// www.rbc.ru/economics/14/01/2021/570415e69a794761c0ce59d3

^ 110

Российский внешнеэкономический вестник

10 — 2021

Основными направлениями инвестиционного взаимодействия России и Китая являются топливно-энергетический комплекс и транспортная система. Также есть проекты в сфере автомобильной промышленности. Каждый проект по привлечению ПИИ в Россию содержит в себе как новые возможности для развития, так и скрытые угрозы. Рассмотрим преимущества и риски, которые проистекают из вливания прямых китайских инвестиций в российскую экономику.

Двустороннее инвестиционное сотрудничество выглядит достаточно перспективным и динамично развивающимся и для России, и для Китая. Примером тому служит создание в июне 2021 года Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) для реализации инвестиционных проектов преимущественно в России. Капитализация фонда в 2021 г. составила 2 млрд долларов.19 Деятельность фонда направлена на осуществление доходных инвестиций в капитал компаний на принципах соинвестирования. В рамках каждого инвестиционного проекта РФПИ привлекает инвестиционных партнеров, взнос которых как минимум не меньше взноса самого фонда, что должно стать катализатором роста прямых инвестиций в российскую экономику.

В июне 2021 г. РФПИ совместно с Китайской инвестиционной корпорацией (Chinese Investment Corporation, CIC) выступил учредителем Российско-Китайского инвестиционного фонда (РКИФ). О его создании было объявлено 5 июня 2021 года во время государственного визита президента РФ Владимира Путина в Китай. Основной задачей РКИФ является обеспечение высокой доходности инвестиций в проекты экономического взаимодействия России и Китая. При формировании капитала РФПИ и CIC предоставят по 1 млрд долларов.

Данный фонд уникален по ряду причин. Во-первых, это единственный фонд прямых инвестиций, который изучает возможности для инвестиций в России и Китае и пользуется поддержкой правительств обеих стран. Также это крупнейший фонд прямых инвестиций, финансируемый китайским правительством и наделенный правом инвестировать средства напрямую в экономику Китая. Значимое преимущество фонда заключается в его возможности подбора лучших сделок за счет использования обширных деловых связей. Кроме того, в Москве и Пекине действуют группы опытных экспертов, обладающие необходимыми связями на местном и международном уровнях. Наконец, РКИФ и CIC являются крупнейшими инвестиционными фондами своих стран, действующими при поддержке государ-

19 Институт России, Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук КНР, исследование «Современное состояние и особенности российских прямых инвестиций в Китае», // Eluosi dui Zhongguo zhijie touzi de xianzhuang yu tedian, «Zhongguo shehui kexueyuan Eluosi Dong Ou Zhong Ya yanjiusuo» http://en.riss.ru/images/pdf/journal/2021/1/11. pdf

10 — 2021

Российский внешнеэкономический вестник

111 Q

ства.20 Таким образом, создание РКИФ свидетельствует об усилении инвестиционных связей двух стран и способствует дальнейшему их углублению.

В настоящее время в условиях европейских санкций, российские компании начинают все больше присматриваться к Китаю, который является второй экономикой мира и близким политическим партнером Москвы. Несомненно, заключение ряда крупных инвестиционных контрактов с китайскими партнерами послужит двигателем развития экономики России. Но, несмотря на это, в партнерстве c КНР можно увидеть и немало рисков. Во-первых, не ясны стратегические намерения Китая в отношении России. Есть мнение, что долгосрочная цель Китая — колонизация России, а основанием для нынешнего сближения двух стран служит желание в будущем контролировать ресурсы Сибири и Дальнего Востока. Идея «Экономического пояса Шелкового пути» и строительства в ее рамках железных дорог на территории России вызывает опасения. Китаю интересен контроль над магистралями. Например, Транссибирская магистраль, протянувшаяся от Москвы до Владивостока, и скрепляющая всю страну, строилась целиком за счет средств российской казны, и сейчас наша страна полностью контролирует Транссиб. В случае с ВСМ «Москва — Казань», только 35,5% стоимости строительства обеспечивает государственный бюджет России, таким образом, эта дорога не будет находиться под полноправным российским контролем.

Читайте также:  Экономическая оценка инвестиций, Староверова Г.С., 2006 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 • Онлайн библиотека 2021

Еще один немаловажный фактор, который необходимо учитывать при оценке влияния китайских ПИИ на отечественную экономику, — это то, что крупнейшие контракты заключаются в сфере топливно-энергетического комплекса. Такая динамика влечет за собой риск окончательного закрепления за Россией статуса поставщика ресурсов для Китая (если не будут реализованы высокотехнологичные проекты). Также существует риск ухудшения структуры российского экспорта в Китай (то есть снижение доли высокотехнологичной продукции в общем объеме российского экспорта).

Одним из побудительных мотивов китайских инвесторов можно назвать то, что внутренний спрос сжимается, и им необходим выход на внешние рынки и расходовать накопленные валютные резервы. Существует мнение, что китайский народ завоевал Африку без единой пули — через инвестиции туда и фактическую скупку месторождений. Есть вероятность, что такой же исход ожидает наиболее интересные Китаю стратегические сектора российской экономики.21

20 Олег Чиж, Старший вице-президент Российско-китайского инвестиционного фонда, 27 Мая 2021 http://rosinfocominvest.ru/press-center/news/detail.php?ID=499

21 Статья «Китайские инвестиции в Россию: развитие или экспансия?», август 2021 Kirikov Group. http://kirikov-group.com/blog/2021/06/08/китайские-инвестиции-в-россию-развит/

^ 112

Российский внешнеэкономический вестник

10 — 2021

Нельзя упускать из виду и другой важнейший риск — отсутствие диверсификации в ходе поиска азиатских партнеров, вызванное санкциями против России. Страна вынуждена выбирать варианты, максимально привязывающие ее к Китаю и подразумевающие отсутствие альтернатив. Если до кризиса на Украине Москва обсуждала многие проекты на Дальнем Востоке не только с китайскими компаниями, но и с представителями Японии и Южной Кореи, то после санкций многие японские и корейские инвесторы отказались от проектов или приостановили переговоры.

Возможность попадания в технологическую зависимость от Китая тоже следует воспринимать как риск. Прежде всего эти опасения связаны с реализацией масштабных транспортных проектов. Меморандумы о строительстве предусматривают использование китайских технологий в обмен на предоставление финансирования, что может включать в себя, например, китайскую ширину колеи (в КНР она составляет 1435 мм вместо принятой у нас колеи в 1520 мм).22 Побочный риск — угроза российским производителям оборудования в случае, если китайская сторона будет настаивать на использовании своих технологий в совместных проектах на российской территории (например, строительство электростанций), а также получит возможность возводить свои заводы в Центральной России (особенно велики риски для автопрома). Отдельный риск технологического сотрудничества — копирование российских технологий с последующим выходом китайских компаний на рынки третьих стран, где у них будет преимущество перед российскими производителями за счет демпинга и мер государственной поддержки.

Инвестиционное сотрудничество России и Китая несет в себе как риски, так и новые возможности для развития отечественной экономики. Примером тому служит инвестицийонный проект китайской компании Lifan на территории России. Компания Lifan Motors (Lifan) была основана в 1992 году, она специализируется на технологических разработках и производстве, продажах и экспорте автомобилей, мотоциклов и двигателей; также инвестирует в финансовый и спортивный сектора экономики. Начиная с 25 ноября 2021 года, Lifan является первой частной китайской компанией-автопроизводителем, чьи акции котируются на Шанхайской фондовой бирже. В 2021 году объем продаж Lifan составил 18,2 млрд юаней, а поступления в иностранной валюте — 624 млн долларов.23 На сегодняшний день компания работает через сеть собственных дилерских центров, которая насчитывает почти 10 000 салонов по всему миру. Собственные дилерские центры Lifan Motors открыты в 42 странах, включая Грецию, Россию, Иран, Алжир, Колумбию, Филиппины. Lifan осуществляет значительные инвестиции в автомобильную про-

22 Статья «Беспокойное партнерство: сотрудничество с КНР глазами российского бизнеса» Александр Габуев — руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги, ноябрь 2021. http://www.globalaffairs.ru/number/Bespokoinoe-partnerstvo-17114

23 LiFan Motors // ФЩЛЛ- http://lifan.com/company/presentation/

10 — 2021

Российский внешнеэкономический вестник

113 Q

мышленность. Компания производит не только легковые автомобили и минивэны, но и грузовые автомобили, спецтехнику и автобусы. На экспортном рынке китайских автомобилей доля Lifan Motors занимает второе место среди национальных производителей — доля компании составляет 11,38%.24

Китайский автопроизводитель располагает современными лабораториями по исследованиям и разработкам, объединенных в Академию Lifan Motors, в которой работают эксперты в области автомобильных и технических разработок и дизайна мирового уровня. Академия является национальным научно-исследовательским центром Китая, предоставляющим рабочие места многим кандидатам технических наук, а также широкие возможности проводить исследования в области автопрома. Согласно годовому финансовому отчету Lifan Motors, в 2021 году доход компании от продаж новых автомобилей Lifan составил более 1 007 млн долларов.25 Рост годового дохода составил 23,37% (рост производства — 7,66%). В России компания работает с 2008 года, а именно с момента создания на совместного предприятия с фирмой «Дервейс» (Derways) в Черкесске. На черкесском заводе площадью 21 квадратный километр была начата сборка модели «Лифан Бриз». Спустя полтора года китайско-российское совместное предприятие перешло на выпуск машин по полному циклу, включающему в себя сварку и окраску кузова. Самостоятельно в России компания начала работать в 2021 году, открыв офис официального дистрибьютора ООО «Лифан Моторс Рус». В том же году Lifan стали самыми продаваемыми китайскими автомобилями в России в (20 544 автомобиля).26

Следует отметить, что с 2021 года автомобильная компания значительно расширила свою дилерскую сеть, в которую на данный момент входят 153 дилерских центра по всей России, расположенных как в крупных областных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Пермь, Тверь, Смоленск, Ставрополь, Ростов-на-Дону, Казань и др.), так и в небольших городах (Альметьевск, Симферополь, Брянск, Чехов, Ярославль, Севастополь, Серпухов, Октябрьский и др.).27

В 2021 году Lifan Motors в очередной раз стал самым продаваемым в России автопроизводителем среди китайских автомобильных брендов, присутствующих на российском рынке. Согласно данным, приводимым Ассоциацией Европейского Бизнеса, по итогам 2021 года совокупные продажи модельного ряда Lifan достигли отметки в 27467 автомобилей, показав рост в 33,69% по сравнению с прошлым годом. 28

24 LiFan Brand // ЛДО^Шй^. http://www.lifan.com/About/brand/

25 LiFan Finance // ЛЛМ^Ж^. http://www.lifan.com/investor/Companyin-fo/2021/0511/09145380.html

26 LiFan в России . http://lifan-car.ru/company/in_russia

27 LiFan Список дилеров. http://www.lifan-car.ru/dealers/list/russia/

28 Данные Ассоциации Европейского Бизнеса // Association of European Businesses lifan-car.ru/company/in_russia/

^ 114

Российский внешнеэкономический вестник

10 — 2021

В 2021 году Lifan Motors четвертый год подряд занимает первое место по продажам среди китайских автопроизводителей на российском рынке. Согласно данным Ассоциацией Европейского Бизнеса, по итогам 2021 года совокупные продажи новых автомобилей модельного ряда Lifan достигли отметки в 23 645 автомобилей. Lifan Motors признается самым успешным китайским автопроизводителем в России с 2021 года. Узнаваемость марки Lifan выросла за это время в несколько раз. Это подтверждается тем, что 24 апреля 2021 года на церемонии вручения ежегодной премии «Автомобиль года в России» Lifan был признан победителем в отдельной категории — самый узнаваемый китайский автомобиль.29

Рисунок

Доли рынка марок легковых автомобилей в России, 202130

На рисунке представлена схема, на которой указаны доли российского рынка различных марок легковых автомобилей в 2021 году. 2,5% рынка занимают китайские бренды (38,7 тыс. шт.). При этом первую позицию занимает Lifan c долей рынка 1%. В 2021 году компания намерена укреплять свои позиции на российском автомобильном рынке, расширяя модельный ряд и инвестируя в дальнейшее развитие.

Несмотря на падение российского автомобильного рынка, начавшееся в 2021 году, китайская компания Lifan начала строительство собственного сборочного за-

29 «Названы лучшие автомобили года в России», газета «Известия», 25.04.2021. http:// izvestia.ru/news/611341

30 Рынок России 2021 года по происхождению марок, аналитическое агентство «Авто-стат». https://www.autostat.ru/infographics/24575/

10 — 2021

Российский внешнеэкономический вестник

115 Q

вода в особой экономической зоне «Липецк». «Липецк» — ОЭЗ промышленно-про-изводственного типа. Имеет федеральное значение, располагается между юго-восточной границей города Липецка и его пригородом, городом Грязи. ОЭЗ «Липецк» признана лучшей инвестиционной площадкой для крупного бизнеса в Европе в глобальном рейтинге свободных экономических зон всего мира в 2021 году.31

Читайте также:  Денежные вклады процент

О намерении построить завод «с нуля» в России было объявлено 27 августа 2021 года на Московском автосалоне генеральным директором российского представительства компании Lifan Сунь Цзэцзюнем. Торжественная церемония закладки первого камня автомобильного завода состоялась в июне 2021 года. На первом этапе Lifan необходимо инвестировать в строительство 150 млн долларов. Затем расширение мощностей и строительство завода двигателей обойдется компании еще в 150 млн долларов. Таким образом, общий объем инвестиций составит 300 млн долларов.32

Планируется, что площадь завода будет занимать около 300 000 кв. метров, в том числе 200 000 кв. метров отводится для открытой складской площадки для готовых автомобилей. Первоначальная проектная мощность завода — 60 тысяч автомобилей в год, на нее производство должно выйти в 2021 году.33 На предприятии планируется выпускать весь модельный ряд китайского бренда Lifan со сваркой и окраской кузовов (три модели седанов и шесть моделей внедорожников). Запуск автозавода назначен на лето 2021 года. К 2023 году Lifan планирует увеличить рыночную долю продаваемых в России легковых автомобилей с 1,0 до 1,9%.34

Создание крупного автомобильного завода на территории липецкой ОЭЗ откроет ряд преимуществ для населения и компаний области. Во-первых, планируется создание новых рабочих мест, которые займут российские специалисты. Количество экономически активного населения (ЭАН) в Липецкой области на 2021 год составляет 592,9 тыс. человек. Безработных насчитывается 22,4 тыс. человек.35 Вычислим уровень безработицы в области:

31 По версии «fDi Magazine» (входит в группу изданий The Financial Times), Информационный портал промышленности Липецкой области http://xn--48-6kc8bdlbfchey.xn--p1ai/ sez/news/?detail=2178&manufacture=450

32 «Lifan потянуло в Россию», газета «Коммерстантъ». http://www.procenty-po-vkladam.ru/ doc/2554156

33 «Китайский концерн откроет завод под Липецком», Российская газета. http:// rg.ru/2021/08/04/lifan.html

34 «Названо время начала строительства завода Lifan в Липецкой области», Lenta.ru . https://lenta.ru/news/2021/01/23/zavod/

35 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. http://lipstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/lipstat/ru/statistics/employment/

^ 116

Российский внешнеэкономический вестник

10 — 2021

Уровень безработицы = Кол-во безработных / ЭАН = 22,4 тыс. / 592,9 тыс. = 0,003778 « 3,8% (1)

Завод обеспечит создание 1500 новых рабочих мест. 36 Рассчитаем, как изменится уровень безработицы в этом случае.

Кол-во безработных = 22,4 тыс. — 1,5 тыс. = 20,9 тыс. человек (2)

Уровень безработицы = Кол-во безработных / ЭАН = 20,9 тыс. / 592,9 тыс. = 0,035250 « 3,52% (3)

Таким образом, уровень безработицы понизится на 0,28%.

Закупка металла для работы завода у Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) благоприятно скажется на экономической стабильности всей области. На комбинате в Липецке работает около 30 тысяч рабочих, инженеров и работников других специальностей. От экономического благополучия предприятия зависит стабильность области, значительная часть бюджета которого формируется за счет налогов и других платежей НЛМК. В 2021 году налоговые и другие обязательные отчисления во все уровни бюджета, включая внебюджетные фонды, составили 14,3 млрд рублей. Доля платежей компании составила 39% от налоговых поступлений в бюджет Липецка и 35% в консолидированный бюджет области.37

Закупки у других резидентов ОЭЗ «Липецк», таких как шинный завод Yokohama, ООО «ПГГ Индастриз» (производство краски для кузова), поспособствует дальнейшему развитию особой экономической зоны. Немаловажным является и тот факт, что успешная работа компании, инвестировавшей в российскую экономику, послужит показательным примером для других иностранных инвесторов, мотивируя их на сотрудничество с липецкой особой экономической зоной и стимулируя приток прямых иностранных инвестиций в этот и другие регионы России.

Кроме того, благодаря тому, что резидентом ОЭЗ стала крупная автомобильная компания, в Липецкой области создается индустриальный парк «Рождество» со специализацией в автомобилестроении и производстве комплектующих к автомобилям. Он будет расположен в Краснинском районе и займет площадь около 420 гектаров, где планируется предоставить производственные площадки 40 резидентам. Территория индустриального парка будет обеспечена всей необходимой инженерной инфраструктурой. В 2021 году началось проектирование жилого поселка для специалистов, к 2021 году будет построен деловой центр. Создание индустриального парка будет использовано как механизм для дальнейшего привлечения прямых иностранных инвестиций в Липецкую область.

36 «Lifan запустит завод в Липецкой области летом 2021 года», газета «Ведомости». https://www.vedomosti.ru/auto/news/2021/11/25/lifan-zapustit-zavod-lipeckoj-oez

37 Новолипецкий металлургический комбинат. Развитие региона. http://lipetsk.nlmk. com/ru/responsibility/social-responsibility/economic-contribution/

10 — 2021

Российский внешнеэкономический вестник

117 Q

Наиболее популярная в России модель китайского автомобиля — седан Lifan Solano — является опасным конкурентом российской модели Lada Priora. Автомобили находятся в одной ценовой категории — от 300 до 400 тысяч рублей. Размеры и характеристики у двух моделей схожие, но китайский производитель быстро реагирует на отзывы покупателей и предпринимает меры по устранению обнаруженных недостатков. Так, после неудачной партии с креслами, показавшимися потребителям неудобными, и слабым двигателем, компания Lifan выпустила новую партию с более удобными кожаными креслами с подогревом и двигателем 1,8 литра. Также среди потребителей на российском рынке существует тенденция отдавать предпочтение автомобилю иностранной разработки. С появлением собственного завода себестоимость моделей Lifan может снизиться без ущерба качеству, как и их цена, что в условиях ослабления рубля и нестабильной экономики придаст еще большую привлекательность данной продукции в глазах потребителей. Таким образом, начало работы собственного завода компании Lifan в России даст импульс к повышению конкурентоспособности продукции российского производителя «АвтоВАЗ».

Анализ исследований международных компаний Ernst&Young Global Limited и IPT Group в области китайской инвестиционной активности в России, материалов китайско-российского бизнес-семинара «Новые возможности и новые вызовы», а также материалов периодической печати позволяет сделать ряд выводов.

1. Большинство китайских компаний (91%) оценивают российский рынок как привлекательный для своего бизнеса.

2. Компании, которые уже присутствуют на рынке, в качестве основных сложностей выделяют проблемы правоприменения, влияние ухудшающейся макроэкономической ситуации в России и недостаточные гарантии инвестиций.

3. Российский рынок привлекает китайских инвесторов в первую очередь природными ресурсами и объемом внутреннего рынка.

4. В рамках масштабного международного проекта КНР «Один пояс — один путь» реализуется крупный транспортный проект на территории России — ВСМ «Москва — Казань».

5. Наибольшее количество прямых иностранных инвестиций КНР приходится на предприятия нефтегазовой отрасли.

6. Происходит углубление инвестиционного сотрудничества между Россией и Китаем, о чем свидетельствует создание Российско-китайского инвестиционного фонда (РКИФ) с равным участием Российского фонда прямых инвестиций и Китайской инвестиционной корпорации.

7. Использование ПИИ КНР в российской экономике несет в себе как новые возможности (развитие промышленного производства в регионах; снижение уровня безработицы; создание индустриальных парков и т.д,), так и риски (окончательное закрепление за Россией статуса поставщика сырьевых ресурсов; отсутствие

^ 118

Российский внешнеэкономический вестник

10 — 2021

диверсификации в поиске партнеров, обусловленное санкциями против России; отсутствие полноправного контроля над построенными магистралями и другие). Здесь следует упомянуть о рисках участия в проекте «Шелковый путь». Увы, существует вероятность, что Россия станет обслуживающим звеном для Китайской экономики и ее стратегических интересов — продвижению китайских товаров на рынки других регионов с использованием российских ресурсов.

В заключение хочется еще раз отметить, что Китай, являясь основным стратегическим партнером России в Восточной Азии, представляет собой потенциального крупного инвестора в российскую экономику. Современный этап развития инвестиционного сотрудничества между Россией и Китаем отличается быстрым темпом роста и поддерживается руководством двух стран.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. http://lipstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/lipstat/ru/statistics/employment/ (Territorial’nyj organ Federal’noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Lipeckoj oblasti)

Lifan запустит завод в Липецкой области летом 2021 года» // «Ведомости». https://www. vedomosti.ru/auto/news/2021/11/25/lifan-zapustit-zavod-lipeckoj-oez (Lifan zapustit zavod v Lipeckoj oblasti letom 2021 goda)

1б июля был заложен первый камень завода по производству автомобилей Lifan/ Информационный портал промышленности Липецкой области — http://xn--48-6kc8bdlbfchey. xn--p1ai/sez/news/?detail=2178&manufacture=450 (1б ijulja byl zalozhen pervyj kamen’ zavoda po proizvodstvu avtomobilej Lifan/ Informacionnyj portal promyshlennosti Lipeckoj oblasti)

«Lifan потянуло в Россию» // «Коммерстантъ». http://www.procenty-po-vkladam.ru/doc/255415б («Lifan potjanulo v Rossiju» // «Kommerstant#»)

«Китайский концерн откроет завод под Липецком» // Российская газета. http:// rg.ru/2021/08/04/lifan.html («Kitajskij koncern otkroet zavod pod Lipeckom» // Rossijskaja gazeta)

«Названо время начала строительства завода Lifan в Липецкой области» // Lenta.ru . https://lenta.ru/news/2021/01/23/zavod/ («Nazvano vremja nachala stroitel’stva zavoda Lifan v Lipeckoj oblasti»)

ЦБ РФ — Статистический учет прямых инвестиций. http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=st_ dir-inv (CB RF — Statisticheskij uchet prjamyh investicij)

LiFan Brand // ЛЛ^Шй^. http://www.lifan.com/About/brand/ LiFan Finance // ЛЛМ^Ж^. http://www.lifan.com/investor/Companyin-fo/2021/0511/09145380.html

LiFan Motors // ФЩЛФА. http://lifan.com/company/presentation/ South China Inside News, 2021 https://www.south-insight.com/node/1628

1G-2G16

Российский внешнеэкономический вестник

119

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии запрещены.