- Главная страница »
- Статьи »
- Как получить лицензию на такси в 2024 году и сколько она стоит?
Чтобы заниматься пассажирскими перевозками нужна лицензия. Рассказываем, как получить этот документ и самому сесть за руль такси
- Кому нужно получать лицензию на такси
- Как получить лицензию на такси
- Как подать заявление через «Госуслуги»
- Как подать заявление через МФЦ
- Какие нужны документы для получения лицензии на такси
- Для ИП
- Для юридических лиц
- Сколько стоит лицензия на такси
- Штрафы за транспортировку пассажиров без лицензии на такси
- Кто должен получать лицензию?
- Где получить лицензию на автобус?
- Список документов для получения лицензии
- Требования при использовании лицензии
- Как добавить дополнительный автобус в лицензию?
- Как исключить автобус из реестра?
- Что делать, если изменился номер автобуса?
- Пассажирские перевозки: все требования к стажу работы
- Если водитель работает без требуемого стажа
- Как все-таки устроиться в такси без стажа вождения
- Вывод
- Интересные статьи
- Работа курьером в Яндекс Лавке: за кулисами доставки
- Подключение водителей к тарифу Грузовой Яндекс Такси: почему стоит выбрать и как оформить
- Как стать парковым самозанятым и работать в Яндекс Такси
- Лицензия Яндекс.Такси: как водителю получить разрешение на перевозку пассажиров
- Заработок в Яндекс.Такси: сколько зарабатывают таксисты на личном или арендованном авто
- Работа в Яндекс.Такси на арендованной машине: что должен знать водитель
- Экзамен Яндекс Такси для водителей: кому нужно сдавать и как это сдать
- Какие автомобили подходят для работы в Яндекс.Такси
- Какие автомобили подходят для работы в Яндекс.Такси
- Статья была для вас полезной?
- Спасибо за обратную связь!
- Разрешение или лицензия
- Надо ли открывать ИП или ООО для работы такси
- Как получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа
- Работа в такси без лицензии или разрешения
- Месяц бухгалтерского обслуживания в подарок
- Реформа такси. Что изменилось с 1 сентября 2023 года
- Кто может работать в такси с 1 сентября 2023 года
- Подведем итоги изменений в перевозке пассажиров с сентября 2023 года
- Открываем секреты безопасной работы с самозанятыми
- Получите полезную памятку для бизнеса
- Кому нужна лицензия на перевозку пассажиров
- Ответственность за перевозку пассажиров без лицензии
- Как получить лицензию на перевозку пассажиров
- Сколько стоит лицензия на перевозки пассажиров
- Документы на транспортную лицензию
- Переоформление лицензии на транспортные перевозки
- Аннулирование лицензии на пассажирские перевозки
- Внесение данных о ТС в реестр лицензий на перевозку
- Дополнительные требования к получению лицензии на перевозку пассажиров
- Что за работа
- Разряды железнодорожных профессий
- Железнодорожные компании, зарплата и график
- Как стать проводником
- Как устроена работа в поездке
- Купе проводника
Кому нужно получать лицензию на такси
Лицензия на пассажирские перевозки нужна не во всех случаях. Она необходима тем, кто планирует работать в такси на своей машине. Если в такси хочет работать водитель без машины, этот документ ему оформлять не нужно. Лицензия, как правило, уже есть у владельцев таксопарка.
Сделать лицензию имеет право компания, индивидуальный предприниматель или самозанятый.
До 1 сентября 2023 оформить разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси могли только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но со вступлением в силу новых положений в Законе о такси (ФЗ № 580) любой гражданин, зарегистрировавшийся в качестве плательщика налога на профессиональный доход (НПД), может получить лицензию на такси как самозанятый.
Как получить лицензию на такси
Для того чтобы получить лицензию, в первую очередь нужно зарегистрировать ИП либо получить статус самозанятого. Без этого лицензию не дадут. Заявку на оформление ИП можно подать в налоговую (ФНС) через «Госуслуги». Но нужна будет электронная подпись. Ее можно оформить через удостоверяющий центр, например «Контур» или «Тензор». Найти ближайший центр можно
Когда ЭЦП готова, а заявление на регистрацию ИП подписано, можно подавать заявление на лицензию. Есть два способа: подать заявление на «Госуслугах», либо обратиться в МФЦ.
Как подать заявление через «Госуслуги»
- Войдите в свой аккаунт или зарегистрируйтесь на портале, если вы еще этого не сделали.
- Найдите услугу «Выдача разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации».
- Заполните заявление, указав все необходимые данные.
- Приложите сканы документов, подтверждающих право на использование автомобиля и оплату услуги.
- Отправьте заявление и дождитесь его рассмотрения.
Максимальный срок оформления бумаг — 30 календарных дней. За готовой лицензией нужно будет сходить в ближайший МФЦ.
Как подать заявление через МФЦ
- Запишитесь на прием заранее через сайт МФЦ вашего региона.
- Подготовьте документы: копию паспорта, СТС, ИНН, свидетельство о регистрации ИП в налоговой и заявление.
- Отнесите в ближайший МФЦ в назначенное время.
- О готовности можно узнать в личном кабинете на сайте МФЦ по номеру обращения. Номер есть на расписке, которую выдаст работник центра.
Какие нужны документы для получения лицензии на такси
Перед подачей заявления необходимо подготовить документы. У ИП и юридических лиц они отличаются. Самозанятый предоставляет тот же пакет документов, что и ИП, но с одним дополнительным пунктом: он обязан заключить договор с каким-нибудь агрегатором такси, поскольку заниматься перевозкой пассажиров самостоятельно не имеет права.
Для ИП
- Копия паспорта предпринимателя или его представителя.
- Копия свидетельства регистрации автомобиля, на котором планируется перевозка пассажиров.
- Основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП)
- Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
- Копия лизингового или арендного документа, если машина не находится в собственности.
- Заявление.
Для юридических лиц
- Копия паспорта руководителя компании или его доверенного лица.
- Копия свидетельства регистрации автомобиля.
- Выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
- Копия документов, подтверждающих право на использование автомобиля, если машина не в собственности.
- Заявление.
Сколько стоит лицензия на такси
Цены на получение лицензии могут отличаться в зависимости от региона. Уточнить информацию по конкретному региону можно на сайте госуслуг. Например, в Москве и Московской области разрешение можно получить бесплатно, а в Республике Татарстан эта услуга стоит около 3 тыс. руб.
Также есть коммерческие фирмы, которые помогают в оформлении лицензии на такси: они собирают вместо клиента документы, оформляют электронную цифровую подпись и так далее. Например, в Волгограде такие услуги обойдутся в пределах 6 тыс. руб.
Штрафы за транспортировку пассажиров без лицензии на такси
Таксовать без лицензии запрещено законом. За это предусмотрена административная ответственность. Если водитель является сотрудником такси и имеет трудовой договор с организацией, то за осуществление перевозок без соответствующего разрешения штрафным санкциям подвергается организация. Во всех остальных ситуациях ответственность за отсутствие документа на осуществление перевозок несет сам водитель.
Штраф для перевозчика, который незаконно занимается предпринимательской деятельностью в виде частного извоза пассажиров, регламентирован ст. 14.1 КоАП России:
- для граждан предусмотрено наказание в виде штрафа 2–2,5 тыс. руб.;
- должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 4 до 5 тыс. руб.;
- если извозом пассажиров без разрешения занимается организация, то размер штрафных санкций для нее составит 40–50 тыс. руб.
«В случае если водитель не только лишен разрешения, но также не имеет надлежащей регистрации (как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), на него будет наложен штраф от 500 руб. до 2 тыс. руб. Повторное совершение правонарушения предусматривает не только штраф, но и конфискацию транспортного средства» — п. 2 ст. 14.1.2 КоАП.
Также стоит помнить, что водитель такси обязан всегда иметь при себе разрешение на деятельность такси и предъявлять его по требованию инспектора. В противном случае его оштрафуют на 5 тыс. руб. (п. 2.1 ст. 12.3 КоАП РФ).
Начиная с 1 марта 2019 года получение лицензии на автобус требуется не только в случае коммерческих перевозок пассажиров, но и при перевозке людей для собственных нужд организации. Данный вопрос рассмотрен в рамках отдельной статьи.
В этой статье речь пойдет о том, как получить лицензию на автобус:
Нормативный документ, на основе которого написана данная статья, – положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Кто должен получать лицензию?
Рассмотрим пункты 3 и 4 положения о лицензировании:
3. Понятие “автобус”, используемое в настоящем Положении, означает транспортное средство категории M2 или M3, за исключением троллейбуса, специализированного пассажирского транспортного средства и его шасси.
4. Лицензируемая деятельность включает в себя перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (далее – коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
Получить лицензию нужно при одновременном соблюдении следующих условий:
- Владелец автобуса – юридическое лицо или ИП.
- Автобус относится к категории D (более 8 пассажирских мест).
- Автобус используется для перевозок пассажиров или иных лиц (если водитель ездит один, то лицензия не требуется).
- Автобус не попадает в список исключений, приведенный в этой статье.
Если хотя бы одно из условий не выполняется, то лицензия не требуется.
Где получить лицензию на автобус?
2. Лицензирование лицензируемой деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами) (далее – лицензирующий орган).
Выдачей разрешений занимается Ространснадзор.
Список документов для получения лицензии
Для получения лицензии требуются следующие документы (пункт 6 Положения о лицензировании):
- заявление;
- копия приказа о назначении ответственного за обеспечение БДД;
- копия договора о проведении медицинских осмотров водителей;
- копии свидетельств о регистрации всех автобусов, которые должны быть включены в лицензию (требовались до 1 марта 2022 года);
- если автобусы не являются собственностью организации, то требуются копии документов, подтверждающих основание владения (договор аренды и т.п.).
- опись документов.
Все перечисленные документы необходимо направить в Ространснадзор в электронном виде через портал Государственных услуг с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
До 1 марта 2022 года можно было подать документы лично, через МФЦ или направить заказным письмом с уведомлением о вручении, однако эти способы отменены.
Примечание. В 2024 году для получения лицензии не требуются документы о категорировании автобуса.
Требования при использовании лицензии
Выше приведен перечень документов, которые потребуются для получения лицензии. Ничего дополнительного от организации на данном этапе требовать не должны.
Однако в процессе эксплуатации автобусов следует также соблюдать дополнительные требования, перечисленные в пункте 8 Положения о лицензировании:
- Использовать только автобусы, принадлежащие лицензиату.
- Осуществлять деятельность по обеспечению БДД.
- При коммерческих перевозках использовать договоры обязательного страхования пассажиров.
- Заполнять путевые листы.
- Проводить предсменный или предрейсовый контроль технического состояния.
- Использовать тахографы.
- Использовать спутниковую навигацию ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
- Проводить техобслуживание автобусов в сроки, предусмотренные изготовителем.
- Обеспечить автобусы парковочными местами для стоянки между рейсами.
- Передавать сведения о пассажирах и персонале автобуса в централизованную базу данных (при осуществлении международных перевозок или перевозок между разными регионами РФ).
- Допускать к работе только водителей, имеющих трудовой договор и водительское удостоверение категории D. Данный пункт более подробно рассмотрен ниже.
- Соблюдать режим труда и отдыха водителей.
- Осуществлять инструктаж водителя, планирование мероприятий по предупреждению ДТП, анализ ДТП, учет и хранение обращений о нарушении водителями ПДД.
- Проводить стажировки водителей.
- Проводить предрейсовые (послерейсовые) медосмотры водителей.
Более подробно рассмотрим подпункт и, который содержит в себе требования к водителям:
и) допускать к управлению автобусами лицензиата водителей, состоящих в трудовых отношениях с лицензиатом в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, которые имеют российское национальное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории “D” или иностранное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории “D” – для водителей, являющихся гражданами Киргизской Республики, а также гражданами государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального языка, а в случае организованной перевозки группы детей – водителей, которые соответствуют также требованиям правил организованной перевозки группы детей автобусами, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”;
Обратите внимание, этот пункт разрешает допускать водителей к управлению только в двух случаях:
- Граждан РФ и других стран с российскими национальными правами.
- Граждан Киргизии и стран, где русский язык является официальным, с международными правами.
Все остальные водители к управлению автобусами допускаться не должны.
До 31 декабря 2020 года данный пункт был сформулирован по-другому, и получалось, что граждане других стран, имеющие российские национальные права, к управлению автобусами не допускались.
Например, гражданин Белоруссии живет и работает в России. В России он сдал экзамены и получил водительское удостоверение категории D. Однако работать водителем автобуса до 31 декабря 2020 год он не мог.
Требование было довольно странным, оно вступало в противоречие с требованиями, приведенными в законе “О безопасности дорожного движения” и рассмотренными в этой статье. С 1 января 2021 года граждане любых государств, имеющие российские национальные права, могут работать водителями автобусов.
Как добавить дополнительный автобус в лицензию?
Если организация приобрела дополнительный автобус, то до начала его работы следует включить его в реестр лицензий. Для этого нужно подать в Ространснадзор следующие документы:
- заявление;
- копию документа, подтверждающего основание владения автобусом (договора аренды), если автобус принадлежит другому лицу.
В заявлении указываются следующие данные:
- наименование лицензиата;
- номер ИНН;
- номер и дата выдачи лицензии;
- номер автобуса (регистрационный знак);
- способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично);
- необходимость получения выписки из реестра.
Срок включения дополнительного автобуса – 3 рабочих дня с момента получения документов.
Как исключить автобус из реестра?
Удаление автобуса из реестра может потребоваться в случае его продажи. Если текущий владелец не удалит автобус из реестра, то покупатель не сможет добавить этот автобус в свою лицензию.
Для исключения автобуса из лицензии потребуется только заявление, содержащее те же самые данные.
- наименование лицензиата;
- номер ИНН;
- номер и дата выдачи лицензии;
- номер автобуса (регистрационный знак);
- способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично);
- необходимость получения выписки из реестра.
Автобус исключается из реестра в течение 1 рабочего дня (до 1 марта 2022 года – 3 рабочих дня) с момента получения заявления.
Что делать, если изменился номер автобуса?
В 2024 году существует возможность заменить номера автобуса (в том числе и по желанию собственника). В этом случае следует внести изменения и в реестр лицензий.
До 31 декабря 2020 года для этого нужно было подать в Ространснадзор:
- уведомление;
- документы, подтверждающие изменения (копия свидетельства о регистрации);
Информация о новых номерах вносилась реестр в течение 3-х рабочих дней.
С 1 января 2021 года для изменения данных в реестре автобуса требуется заявление, содержащее следующую информацию:
- наименование лицензиата;
- номер ИНН;
- номер и дата выдачи лицензии;
- сведения об автобусе, которые нужно изменить;
- способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично);
- необходимость получения выписки из реестра.
Информация в реестре обновляется в течение 1-го рабочего дня.
Ну а в заключение предлагаю Вам самостоятельно ознакомиться с полным текстом положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами:
Если Вы заметите в данном нормативном документе что-то интересное, либо у Вас просто остались вопросы по получению лицензии, то напишите об этом в комментариях к статье.
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Вам вовсе не обязательно становиться специалистом в области ядерной физики, но устроиться работать в Яндекс Такси без стажа вряд ли получится. Водительский стаж показывает наличие у вас опыта вождения, а также профессионализма.
Как стать водителем и работать в такси? Для этого необходимо хорошо знать правила дорожного движения и обладать достойными навыками вождения. В такси Yandex берут водителей, которые в перевозках будут гарантом главных ценностей — жизни и безопасности пассажиров. Это большая ответственность, поэтому для возможности трудоустройства требуется определенный стаж.
Пассажирские перевозки: все требования к стажу работы
По условиям транспортного законодательства, чтобы получить должность в службе такси и возить людей, водитель должен иметь стаж. Но не любой, а который подтверждает: человек управляет автомобилем не менее трех лет. Как можно устроиться в такую компанию, как Яндекс, и осуществлять перевозку пассажиров? Конечно, без стажа вождения не менее 3 лет попасть туда не удастся. Потому что в приоритете у компании качество сервиса, умноженное на безопасность людей, которая актуальна во время выполнения заказов.
Стаж нужен. Нарушение федерального закона никак не вписывается в эту концепцию. Именно поэтому водителя без стажа три года и с новеньким удостоверением не возьмут. И еще раз: для карьеры в Яндекс Такси необходимо наличие трехлетнего стажа управления авто.
Многие люди хотят работать на собственном автомобиле. У вас тоже есть возможность так сделать. Но, чтобы сделать разрешение Минтранса, вам необходимо будет подать документы, по которым все равно проверяют не только возраст, имя и номер телефона, но и какой стаж вождения именно у вас. Это обязательное требование. Поэтому если водитель — потенциальный таксист — со стажем менее 3 лет, соответствующую лицензию на данном этапе пути он получить не сможет. В первую очередь, это поможет снизить высокие риски от поездок с неквалифицированными таксистами.
Если вы хотите работать на автомобиле компании и не заниматься самостоятельно оформлением лицензии, так тоже можно. При подключении к сервису возможно работать в такси без фактического стажа, если, например, права вы получили несколько лет назад, однако после этого никогда не водили.
Чтобы обезопасить клиентов, в Yandex существует экзамен, который определит, можно ли работать водителю в агрегаторе. В компании тщательно следят за тем, чтобы человек знал:
- ПДД;
- основные моменты и дополнительные нюансы работы с пассажирами;
- основные маршруты и дороги населенного пункта (вы должны знать ваш город);
- возможности и ограничения при подключении к агрегатору.
Прежде чем устроиться в службу такси, если у вас недостаточно фактического опыта вождения, лучше сначала повторить правила дорожного движения. Кроме этого, стоит взять несколько уроков у автоинструктора для получения актуального опыта при его отсутствии. Не забывайте, что работа в такси — это ответственность за людей.
Если водитель работает без требуемого стажа
Наличие стажа три года и более должно быть обязательно. Это не зависит от марки и состояния машины. Случается, что в регионах набирают на работу будущих таксистов без стажа. Такие недобросовестные организации рано или поздно получают штраф и могут остаться без лицензии. При этом водитель тоже должен будет оплатить штраф от 5000 рублей.
В Москве и области надзорные органы постоянно проводят проверки и рейды, чтобы вовремя выявлять нарушения и следить за порядком на дорогах столичного региона. За границами Московской области дела обстоят несколько иначе. Проверки проводят реже, но за работу без соответствующего стажа водители также обязаны платить штрафы.
Яндекс Такси — крупная компания, которая следит за своей репутацией. Таким образом, без необходимого стажа за руль транспортного средства попасть не сможете.
Как все-таки устроиться в такси без стажа вождения
Если три года вы наездить пока не успели, есть вариант. Можно зарабатывать в Яндекс Такси, но не в нише пассажирских перевозок. Для этого подходят тарифы «Грузовой» либо «Доставка». Выслугу здесь никто не требует. Нужно лишь водительское удостоверение, потому что сотрудник взаимодействует не с пассажирами, а с посылками. Этот способ позволяет законно обойти систему, наработать нужный стаж, а при желании позже перейти на один из тарифных планов, где можно возить людей. Как вариант, работа в сервисе Яндекс Еда: можно доставлять заказы на авто.
Как пройти отбор и работать вообще без прав? Даже такое возможно, если подключиться к тарифу «Курьер» и доставлять заказы пешком. Можно возить посылки на самокате, велосипеде или городском транспорте.
Вывод
Для карьеры в Яндекс Такси стаж вождения должен быть не менее, а лучше более трех лет. При условии, что хотите возить людей. Если нужного опыта пока нет, а работать в крупной компании очень хочется, можно подключиться к тарифам «Доставка» или «Грузовой». Без удостоверения — к тарифу «Курьер».
В автомобильной сфере есть больше вакансий, в которых требования не такие строгие. Могут найти работу и начинающие.
Перед тем, как стать водителем такси, не забывайте, что такая работа не терпит халатности и безответственности. Соблюдайте нормы законодательства и выполняйте требования компании-работодателя. Относитесь серьезно к своей безопасности и безопасности людей, которые доверили вам самое ценное — здоровье и жизнь.
Интересные статьи
Работа курьером в Яндекс Лавке: за кулисами доставки
Подключение водителей к тарифу Грузовой Яндекс Такси: почему стоит выбрать и как оформить
Как стать парковым самозанятым и работать в Яндекс Такси
Лицензия Яндекс.Такси: как водителю получить разрешение на перевозку пассажиров
Заработок в Яндекс.Такси: сколько зарабатывают таксисты на личном или арендованном авто
Работа в Яндекс.Такси на арендованной машине: что должен знать водитель
Экзамен Яндекс Такси для водителей: кому нужно сдавать и как это сдать
Какие автомобили подходят для работы в Яндекс.Такси
Какие автомобили подходят для работы в Яндекс.Такси
Статья была для вас полезной?
Спасибо за обратную связь!
Перевозка пассажиров по индивидуальным заказам – популярная и достаточно прибыльная деятельность малого бизнеса, начать которую можно без особых затрат. Если вас интересует это направление бизнеса, то в нашей статье вы узнаете, нужна ли лицензия на такси, что будет, если работать на такси без лицензии и как получить разрешение на такси.
Разрешение или лицензия
С 1 сентября 2023 года вступил в силу специальный закон о такси, его реквизиты – от 29.12.2022 № 580-ФЗ. До этого требования к организации пассажирских перевозок на заказ регулировались законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ, многие положения которого перенесли в новый закон. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти ведут реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет. Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.
А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на таксомоторную деятельность. Так что, лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.
Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на таксомоторную деятельность, а не лицензия.
Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.
Надо ли открывать ИП или ООО для работы такси
Можно ли получить разрешение на такси без открытия ИП или ООО? До 1 сентября 2023 года разрешение выдавали только индивидуальным предпринимателям и организациям, то есть субъектам предпринимательской деятельности. Но теперь такую возможность получили также обычные граждане, зарегистрированные в качестве самозанятых. Однако физические лица, то есть ИП и самозанятые, не могут работать с клиентами напрямую, они обязаны заключить договор со службой заказа такси.
Еще один вариант работы в такси – устроиться в штат фирмы-перевозчика по трудовому договору. Здесь всё стандартно – обычная работа по трудовому договору по графику и под контролем работодателя с получением оклада. Регистрироваться в качестве самозанятого или открывать ИП в этом случае не придется.
Как получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа
Обращаться за разрешением на такси надо в уполномоченный государственный орган (это может быть Министерство транспорта по региону или Департамент дорожного хозяйства и транспорта) или МФЦ.
Разрешение на такси действует только на территории того региона, где оно выдано, кроме ситуаций, когда пункт назначения по заказу пассажира находится за пределами этого субъекта РФ.
Заявление и другие необходимые документы можно также подать через региональный портал государственных и муниципальных услуг или сайт Госуслуг.
Разрешение на деятельность такси выдаётся сроком до пяти лет, в отличие от лицензии на пассажирские перевозки, которая бессрочна. Что касается платы за выдачу, то раньше некоторые регионы ее взимали, например, в Санкт-Петербурге это стоило 320 рублей. Но после принятия закона № 580-ФЗ разрешение предоставляется бесплатно (статья 5).
К транспорту закон особых требований не предъявляет, достаточно, чтобы автомобиль имел на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; цветографическую схему (шахматку); таксометр. Что касается цвета автомобиля, то это зависит от региона. Например, в Москве действует еще и специальный городской закон о такси, который обязывает иметь кузов только желтого цвета.
Заявитель, желающий получить разрешение на перевозку, должен обеспечивать техническое обслуживание и ремонт своих машин, контролировать их состояние перед выездом на линию, а также прохождение водителями медосмотра перед рейсом. Как и раньше, водителем такси может быть только лицо, имеющее общий стаж вождения не менее трёх лет. Кроме того, закон № 580-ФЗ добавил новые требования к водителю – разрешение не выдадут тем, кто имеет судимость за ряд преступлений, был лишен прав или не оплатил более трех штрафов за нарушение ПДД.
В пакет документов, кроме самого заявления, входят также копия договора со службой такси (для ИП и самозанятых), справка о несудимости на водителя, доверенность (если обращается представитель).
Работа в такси без лицензии или разрешения
То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.
Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Месяц бухгалтерского обслуживания в подарок
Мы в соцсетях: Телеграм, ВКонтакте, Дзен – анонсы статей, новости по регистрации и ведению бизнеса
Реформа такси. Что изменилось с 1 сентября 2023 года
С сентября вступили в силу существенные изменения в порядке перевозки пассажиров, получения разрешений на эту деятельность и требований ко всем участникам сферы пассажирских перевозок.
К самым значительным можно отнести следующие:
Самозанятые без статуса ИП могут получать разрешения на перевозку пассажиров.
До 1 сентября разрешение на перевозку могли оформить только субъекты предпринимательства: ИП и юридические лица.
Но кроме разрешения, они должны заключить договор со службой заказа такси, к которым, скорее всего, будут относиться агрегаторы и таксопарки.
Созданы три новых реестра: перевозчиков, транспортных средств и служб заказа такси.
В реестре перевозчиков содержится информация о самих перевозчиках и разрешениях, выданных им на перевозку пассажиров (п. 6 ст. 2 закона от 29.12.2022 № 580-ФЗ).
Реестр легковых такси включает в себя информацию о транспортном средстве, используемом для перевозки пассажиров и его владельце (п. 7 ст. 2 закона от 29.12.2022 № 580-ФЗ).
Реестр служб заказа такси содержит данные об организациях и ИП, которые принимают заказы легкового такси — агрегаторах, таксопарках и самостоятельных диспетчерских без парка машин и водителей (п. 8 ст. 2 закона от 29.12.2022 № 580-ФЗ).
ИП и самозанятые могут устанавливать свои тарифы на перевозку.
Перевозчики сами могут устанавливать тарифы на проезд, в зависимости от времени суток, дней недели, класса комфортности автомобиля и других особенностей. Информацию о тарифах перевозчик обязан разместить на своем сайте или, если его нет, на сайте службы заказа такси, с которым у него заключен договор.
Разрешение на перевозку нельзя передавать другим лицам.
Его нельзя было передавать и ранее, но ответственности за работу по разрешению, оформленному на другое лицо, в законодательстве не было.
После вступления в силу указанных изменений, запрет на передачу разрешения другому лицу оформлен законодательно.
Изменились требования для получения разрешения.
Для получения разрешения перевозчику необходимо заполнить соответствующее заявление и приложить к нему следующий пакет документов:
Справку об отсутствии судимости за преступления, предусмотренные ст. 328.1 ТК.
Выписку из реестра такси — на дату оформления разрешения машина перевозчика должна быть включена в соответствующий реестр.
Договор со службой такси — обязательно только для самозанятых-физических лиц без статуса ИП.
Также для получения разрешения водителю потребуется пройти аттестацию на знание местных достопримечательностей и расположение социальных и медицинских учреждений субъекта РФ, в котором оформляется разрешение.
В каком виде будет проводиться данная аттестация — пока неизвестно. Скорее всего, ее будут проводить агрегаторы в виде теста.
До сентября 2023 года для получения разрешения предоставление указанных выше документов не требовалось, также не нужно было проходить аттестацию. Требования к минимальному водительскому стажу не изменились, он по-прежнему составляет минимум три года.
Отменили плату за оформление разрешения.
До вступления в силу изменений она взималась не во всех регионах, например, в Москве и Московской области ее не было. С 1 сентября 2023 года разрешение оформляется бесплатно во всех субъектах РФ.
Ужесточат ответственность за привлечение к перевозке пассажиров лиц, не имеющих разрешения.
В настоящее время ведение деятельности без разрешения карается штрафом в размере от 2 000 руб. до 2 500 руб. (ч. 2 ст. 14.1 КоАП) и налагается он непосредственно на водителя.
Ответственности для агрегаторов и таксопарков, которые выдают таким перевозчикам заказы, на данный момент нет. Этим пользуются многие лица, в том числе и самозанятые, работающие без разрешения на перевозку.
Ведь отсутствие разрешения позволяло им обойти довольно высокие штрафы, предусмотренные для ИП и организаций, имеющих разрешение.
Например, за отсутствие на машине цветографической схемы и фонаря штраф для ИП — 10 000 руб., для юрлица — 50 000 руб., за провоз детей без детского кресла для ИП штраф — 25 000 руб., для юрлиц — 100 000 руб., за отсутствие отметки медика в путевом листе для ИП штраф — 5 000 руб., для организаций — 30 000 руб.
В настоящий момент на рассмотрении в ГД находятся поправки в КоАП, которые ужесточат ответственность за выдачу заказа на перевозку водителям без разрешения. Если эти изменения вступят в силу, то за выдачу заказа такому лицу агрегатор будет привлечен к ответственности в виде штрафа от 100 000 руб. до 200 000 руб. за первое нарушение и от 200 000 руб. до 500 000 руб. за повторное, совершенное в течение года.
Кто может работать в такси с 1 сентября 2023 года
Учитывая изменения, вступившие в силу с сентября 2023 года, работать в качестве перевозчика могут:
Физические лица — заключившие трудовой договор со службой такси.
Индивидуальные предприниматели — сотрудничающие с агрегаторами напрямую или через службу заказа такси — по договору.
Самозанятые без статуса ИП — через службы заказа такси по договору ГПХ.
Не могут получить разрешение на перевозку и заниматься соответствующей деятельностью водители:
Имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления, указанные в ст. 328.1 ТК.
Имеющие более трех неоплаченных штрафов за нарушение ПДД за день до перевозки.
Не прошедшие аттестацию на знание инфраструктуры субъекта РФ, объектов культурного наследия, социальных и медицинских учреждений.
Имеющие недостаточный водительский стаж — менее 3 лет.
Лишенные водительских прав или подвергнутые аресту за нарушение ПДД более 1 раза за год.
Подведем итоги изменений в перевозке пассажиров с сентября 2023 года
Вступивший в силу закон создан, чтобы регулировать отношения, касающиеся перевозок пассажиров, и сделать поездки безопаснее:
Снижается риск передачи заказов неквалифицированным водителям. Нелегальным мигрантам «побомбить» в свободное время не получится, сначала нужно получить разрешение.
В такси не могут работать водители с судимостью и лишенные прав.
Водители должны соблюдать режим труда и отдыха. Это исключает переработки и снижает риски ДТП.
Если пассажир пострадал в ДТП, он сможет обратиться с претензией к водителю и перевозчику.
Самозанятые могут работать в сфере легковых перевозок, получив разрешение и заключив договор со службой заказа такси. Разрешение на перевозку такси на всей территории РФ выдаются бесплатно.
Вносимые изменения значительно ужесточат ответственность агрегаторов и служб такси, в связи с чем последние перестанут сотрудничать с лицами, не имеющими разрешения. На фоне этого оставшиеся перевозчики могут поднять цены на свои услуги, так как спрос на них увеличится в несколько раз.
Сотрудничайте с онлайн-платформой Qugo – автоматизируйте расчеты и документооборот между заказчиками и исполнителями!
Открываем секреты безопасной работы с самозанятыми
Рассказываем, как минимизировать риски взаимодействия
Получите полезную памятку для бизнеса
Просто заполните форму ниже:
Кому нужна лицензия на перевозку пассажиров
Лицензия на транспортные перевозки пассажиров необходима:
- автобусам юридических лиц и ИП;
- автобусам категории Д (с 8 и более пассажирскими местами);
- автобусам, используемым в коммерческих целях для перевозки людей.
Разрешение понадобится также личным авто, владельцы которых будут таксовать.
Лицензию не нужно получать автобусам:
- федеральных органов власти и госохраны;
- предприятий, перевозящих сотрудников по заводской территории (без выезда на автодороги).
Для работы таксистом на машине таксопарка лицензию получать не нужно.
Ответственность за перевозку пассажиров без лицензии
За перевозку пассажиров без лицензии предусмотрены денежные штрафы.
ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ выписывают следующие взыскания:
- гражданам – 2000-2500 рублей;
- должностным лицам – 4000-5000 рублей;
- юрлицам – 40-50 тыс. рублей.
Обозначение такси на машине при отсутствии лицензии тоже незаконно.
ст. 12.4 КоАП РФ
- 5 000 рублей – водителям;
- 20 тыс. рублей – должностным лицам;
- 500 тыс. рублей – юридическим лицам.
Кроме того, автомобиль конфискуют.
Штрафы за отсутствие лицензии на право перевозки пассажиров ст. 14.1.2 КоАП
Суммы санкций будут следующими:
- 50 тыс. рублей – для граждан и должностных лиц;
- 100 тыс. рублей – для ИП;
- 400 тыс. рублей – для юрлиц.
Также будет конфискован автомобиль.
Наказание агрегаторам и таксопаркам, выдающим заказы перевозчикам без лицензии, пока не назначают, чем активно пользуются самозанятые, работающие без разрешения. Но Госдума рассматривает законопроект, который оговаривает 100-200 тыс. рублей штрафа за первый проступок и 200-500 тыс. рублей – за второй. В первые 20 суток на действует скидка 50%, после чего он оплачивается в полном объеме.
Как получить лицензию на перевозку пассажиров
Чтобы таксовать легально, нужно:
- получить статус самозанятого;
- заключить трудовой договор с таксомоторной компанией (физлицам и самозанятым);
- подать заявление через МФЦ или «Госуслуги».
Чтобы оформить лицензию на перевозку пассажиров автобусами, нужно:
- подготовить автобусы, на которых будут осуществляться перевозки;
- внести транспорт в реестр лицензий;
- заключить договоры с квалифицированными водителями;
- нанять на работу медиков или заключить с ними соглашение на проведение предрейсового контроля;
- подготовить помещение, где будет проверяться техника перед выпуском на маршрут;
- собрать документы, написать заявление по форме на получение лицензии и подать их в Ространснадзор по месту жительства.
Ведомство ответит в течение 45 дней.
Разрешение не выдадут, если:
- подан неполный пакет документов;
- не выполнены вышеуказанные мероприятия, необходимые для получения лицензии.
Если лицензию дали на перевозку людей автобусами, таксовать по ней нельзя. Понадобится лицензия на таксомоторные перевозки, иначе оштрафуют.
Сколько стоит лицензия на перевозки пассажиров
Госпошлина за лицензию составляет 7 500 рублей. Платить эту сумму за каждый автобус не нужно – документ выдают на конкретную деятельность организации.
Оплачивать разрешение на такси с 1 сентября 2023 года не нужно.
Документы на транспортную лицензию
Для получения лицензии на автобус понадобятся:
- реквизиты ИП или юрлица;
- чек об оплате госпошлины;
- договор с медиками на предрейсовые медосмотры и лицензия на право их проводить;
- копии документов на транспорт, которым будет осуществляться перевозка: СТС, ПТС, документ на право владения;
- копии водительских удостоверений водителей с категорией Д;
- опись документов в двух экземплярах.
Бланк заявления можно заполнить на Госуслугах.
Чтобы получить разрешение на такси, нужно предъявить в МФЦ:
- СТС, ПТС, ОСАГО;
- справку об отсутствии судимости по ст. 325.1 УК
- выписку из реестра такси, куда предварительно нужно внести машину;
- договор со службой такси;
- свидетельство о регистрации самозанятого;
- результат тестирования на знание местных достопримечательностей и социально значимых объектов города;
- удостоверение водителя со стажем от трех лет.
Заполнить заявление можно на Госуслугах.
Переоформление лицензии на транспортные перевозки
Переоформить лицензию можно, если:
- изменился адрес или персональные данные ИП;
- изменились данные паспорта ИП;
- поменялось название организации;
- была реорганизация ООО;
- поменялся адрес, на который выдавали лицензию;
- ИП или ООО предоставляют другие услуги в рамках лицензии;
- изменилось название услуг, на которые получали лицензию.
Чтобы переоформить лицензию, нужно обратиться в Ростехнадзор и предоставить:
- чек об оплаченной госпошлине.
Заявление рассмотрят в течение 30 дней.
Аннулирование лицензии на пассажирские перевозки
Разрешительный документ аннулируют, если:
- ИП или ООО закрылись;
- ИП или ООО перестали перевозить людей;
- лицензию аннулировали по решению суда.
ИП или ООО должны сами написать заявление в Ространснадзор, чтобы прекратить лицензию на перевозку пассажиров.
Внесение данных о ТС в реестр лицензий на перевозку
Транспорт, который будет перевозить людей, нужно внести в реестр лицензий. Услуга бесплатная.
Для этого нужно обратиться в Ространснадзор и предъявить специалисту организации:
- СТС на автобусы или авто, которые будут перевозить людей;
- копии и оригиналы документов на приобретение в собственность ТС.
В реестр лицензий на осуществление перевозок пассажиров не внесут, если:
- в поданных бумагах содержатся недостоверные сведения;
- автобус или машина уже состоят в реестре другого ИП или ООО.
Заявление рассмотрят в течение трех дней.
Дополнительные требования к получению лицензии на перевозку пассажиров
Для получения лицензии транспорт должен соответствовать ряду требований:
- автобусы должны иметь проверенные тахографы;
- иметь систему ГЛОНАСС или ГЛОНАСС-GPS;
- иметь страховку ОСАГО.
Лицензия на такси и автобусы выдается на 5 лет.
Когда едешь в поезде, кажется, что работать проводником не так уж сложно: собрал билеты, напоил чаем, проследил за порядком — и все.
На самом деле далеко не все. Проводники отвечают за исправность оборудования и комфорт пассажиров. Если в поездке идет не так, спрашивают с нас. При этом получаем мы не так много — в среднем 60 тысяч рублей.
Расскажу, каково работать проводником пассажирского поезда.
Что за работа
Проводник пассажирского поезда — это официант, уборщик, истопник, электрик, психолог, продавец и много кто еще в одном лице. Он проверяет личность пассажиров, усаживает их на нужные места в вагоне, выдает белье, кормит, заносит данные о пассажирах в специальное электронное устройство и высаживает на нужной станции. Проводник отвечает за жизнь и здоровье пассажиров, поэтому он должен знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации.
Еще мы улаживаем конфликты и содержим вагон в чистоте. Каждую поездку нам нужно продавать товары, а зимой — очищать снег под вагонами и убирать лед.
Практически в каждой поездке возникают какие-то проблемы: то у пассажиров нет нужных документов и их нельзя посадить в вагон, то не успевает на поезд. Бывает, слишком много выпьет. Ну и конечно, из пассажиров обязательно будет курить в тамбуре или между вагонами, а это запрещено. Все эти проблемы решаем мы, проводники, и начальник поезда.
Каждый раз мы обязаны быть предельно вежливыми и внимательными, даже если пассажир хамит и ведет себя неадекватно. В одной из поездок пассажир требовал, чтобы температура в вагоне была . Приходил в купе проводников и скандалил. Мне приходилось каждый раз спокойно объяснять, что температуру устанавливает система климат-контроля и я ничего не могу с этим поделать.

Разряды железнодорожных профессий
Все должности делятся на разряды. Чем выше разряд, тем больше ответственности и выше зарплата. Например, первый разряд — у уборщиков вагонов, а начальники службы железной дороги — это разряд. Проводники — это работники разряда:
- второй разряд — у проводников некоторых пригородных поездов;
- третий разряд — у проводников поездов дальнего следования;
- четвертый — у проводников фирменных поездов и поездов международного сообщения;
- пятый — у проводников, знающих иностранный язык, на поездах международного сообщения.
У начальника поезда разряды с 8 по 11, логика разрядов такая же. Начальник поезда отвечает за безопасность пассажиров, руководит проводниками и техническим персоналом, разбирает конфликтные ситуации и жалобы. Еще он ответственен за то, чтобы поезд вовремя уезжал и приезжал.
Железнодорожные компании, зарплата и график
В России есть несколько перевозчиков. Например, Дирекция скоростного сообщения РЖД, которой принадлежат «Сапсаны», Федеральная пассажирская компания, Гранд Сервис Экспресс — их «Таврия» ездит в Крым — и другие. Все они регулярно нанимают проводников.
Работают проводники посменно. График бывает , , , . Иногда могут отправить в несколько рейсов подряд, например летом или если не хватает проводников. Такие смены оплачиваются по повышенному тарифу, как и работа в праздники.


Как стать проводником
Курсы. Стать проводником в РЖД несложно. Достаточно иметь среднее образование и пройти курсы — их проводят с сентября по декабрь. На курсах учат, как решать конфликты, дают знания по технике безопасности, охране труда, устройству и эксплуатации оборудования в пассажирских вагонах. Курсы у ФПК и «Гранд-экспресса» бесплатные.
Чтобы стать начальником поезда, не обойтись без высшего образования. Специальность необязательно должна быть железнодорожной, хотя с ней проще.
После курсов будущие проводники проходят инструктажи, тестирование и стажировку.
На инструктаже знакомят с местом работы, правилами трудового распорядка, основными вопросами по охране труда. Непосредственно на рабочем месте проводят еще один инструктаж — рассказывают, где переходить пути, как вести себя в конкретном вагоне и т. п. Раз в три месяца — повторные инструктажи.
На этапе тестирования нужно выполнить тесты на логику, знание дисциплин и пройти психологический тест.
Во время стажировки новички едут в пробный рейс с опытным проводником. Взять могут в любой рейс, ограничений по дальности нет. Бывает, что приходится стажироваться в рейсе Москва — Владивосток. Во время стажировки новички заполняют дневники. Там пишут, что и когда делали: проверяли билеты, убирались, продавали товары и т. д. Опытный проводник в конце рейса оценивает новичка. Мы обычно ставим хорошие оценки, потому что новички всегда стараются показать себя с лучшей стороны.

Каждые несколько лет проводники проходят дополнительное обучение и сдают экзамены по всем железнодорожным дисциплинам. Перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году у проводников в поездах, организованных для перевозки иностранных болельщиков, был дополнительный курс базового английского.

Программа курса подготовки проводников на платных курсах
Как устроена работа в поездке
Перед посадкой пассажиров на конечной станции я убираюсь в вагоне: мою полы и все поверхности, чищу туалеты. Я работаю в фирменном поезде, поэтому обязана застилать постели на верхних полках. За несколько минут до посадки нам на специальные устройства поступает список пассажиров в нашем вагоне.
Посадка. На начальной станции посадка происходит за полчаса до отправления поезда. Я сверяю данные пассажира в документе, удостоверяющем личность, и в билете. Часто с документами возникают проблемы: бывает, например, пассажиры покупают льготный билет, не имея такого права. В этом случае я зову начальника поезда, и с каждой проблемой мы разбираемся индивидуально.
Часто пассажиры ошибаются в данных — такое случается раз за поездку. По внутреннему регламенту пассажир может допустить одну ошибку в фамилии или номере документа. Можно пройти в вагон, даже если в билете указан неверный пол.

Если ошибок больше, нужно успеть до отправления исправить данные. Мы сообщаем начальнику поезда об ошибках, он уточняет у оператора, билет, после этого оператор меняет данные. Лучше, конечно, приезжать на вокзал заранее, чтобы в такой ситуации все успеть до отправления поезда. Услуга стоит 200 ₽.
Еще дети до пяти лет ездят на поездах бесплатно на одной полке с сопровождающим. При этом ребенку нужно оформить бесплатный билет. Часто родители забывают об этом. Тогда билет ребенку оформляют в поезде, но тоже берут за это 200 ₽.

После отправления поезда я еще раз прошу предъявить паспорт. Многим пассажирам это не нравится, ведь на посадке билеты уже проверили. Но мы так делаем не из прихоти, а чтобы выявить безбилетников, которые прошли в вагон под видом провожающих и остались.
После проверки билетов я иду продавать товары. В нефирменных поездах проводники раздают белье, а после санитарной зоны открывают туалеты. Еще мы предлагаем купить дополнительное питание, чай, тапочки, гигиенические принадлежности, сувениры.
После продажи товаров я вношу данные о пассажирах в устройство электронной отчетности. Ошибаться нельзя. Если я найду неточность, исправить ее может только начальник поезда. Если поезд пересекает границу страны, проводник должен внести данные пассажиров, выезжающих за рубеж, в миграционные карты.
Купе проводника
У проводников обычно два купе: первое, где мы спим, второе, где работаем и следим за датчиками. Пока один проводник работает, другой отдыхает в спальном купе.
Датчики в рабочем купе показывают, какая в вагоне температура, хорошо с электроприборами, в бойлере горячая вода. Еще в этом купе есть раковина, иногда микроволновка и кофемашина. хранится посуда, товары, аптечка и инвентарь.
Периодически нужно убирать в вагоне: мыть полы и туалеты, убирать мусор. Во время длинных остановок зимой иногда приходится очищать от снега и льда подвагонное оборудование: колеса, рычаги, ступеньки. Еще перед поездкой нужно закидывать матрасы на верхние полки, а после каждой посадки таскать тяжелые мешки с бельем. этого у меня часто болит спина.
Кроме того, я должна выполнять следующие обязанности:
- Застилать постель болеющим людям, людям с ограниченными возможностями здоровья или малолетними детьми.
- Следить, чтобы в туалетах были все необходимые гигиенические принадлежности. Если их нет, пассажиры могут попросить проводника их принести.
- Предупреждать об остановках не позднее чем за 30 минут.
- Следить, чтобы оборудование в вагоне было исправно.
- Выдавать столовые приборы и стаканы.
- При необходимости оказывать первую доврачебную помощь. Однажды с пассажиром случился эпилептический припадок. Я с помощью других пассажиров держала его до того, как приехали врачи.
- Не пускать в вагон пассажиров с запрещенными, грязными или зловонными предметами, например оружием без разрешения на ношение и чехла, канистрой бензина.
Я никого не обыскиваю, но если замечу людей с запрещенными предметами, то обязана вызвать начальника поезда и транспортную службу безопасности. Если у пассажира найдут эти предметы, его могут высадить. Однажды мне пришлось заставить пассажиров оставить на перроне канистру бензина: она воняла на весь вагон.
Перед конечной станцией я принимаю белье. Если пассажиры не сдали его, мы собираем его сами. Когда пассажиры выходят, я проверяю, не оставил ли кто в вагоне свои вещи. Если нахожу , мы составляем акт и сдаем вещи дежурному по вокзалу.