- приложение n 2. методика оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения | гарант
- Методы и последовательность оценки эффективности реконструкции жилых домов
- Оценка эффективности капитальных вложений в модернизацию производства. готовая дипломная работа
приложение n 2. методика оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения | гарант
Методика
оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения
I. Общие положения
1. Настоящая Методика предназначена для оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения (далее – оценка эффективности), по инвестиционным проектам, предусматривающим строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества и (или) осуществление иных инвестиций в основной капитал, финансовое обеспечение которых планируется осуществлять полностью или частично из федерального бюджета.
2. Оценка эффективности осуществляется на основе интегральной оценки эффективности, а также оценки эффективности на основе качественных и количественных критериев путем определения балла оценки по каждому из указанных критериев.
II. Состав, порядок определения баллов оценки качественных критериев и оценки эффективности на основе качественных критериев
4. Оценка эффективности осуществляется на основе качественных критериев, предусмотренных пунктом 7 Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 34, ст. 3916; 2009, N 2, ст. 247; N 21, ст. 2576; 2021, N 20, ст. 2478; 2021, N 3, ст. 285; N 40, ст. 5434; 2021, N 50, ст. 7181; 2021, N 11, ст. 1538; N 48, ст. 6764; 2021, N 21, ст. 3015; 2021, N 2, ст. 425; 2021, N 1, ст. 45) (далее – Правила).
7. Критерий – наличие четко сформулированной цели инвестиционного проекта с определением количественного показателя (показателей) результатов его осуществления.
Балл, равный 1, присваивается проекту, если в паспорте инвестиционного проекта и обосновании экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений дана четкая формулировка конечных социально-экономических результатов реализации инвестиционного проекта и определены характеризующие их количественные показатели (показатель).
Конечные социально-экономические результаты реализации проекта – эффект для потребителей, населения, получаемый от товаров, работ или услуг, произведенных после реализации инвестиционного проекта. Например, снижение уровня загрязнения окружающей среды, повышение уровня обеспеченности населения медицинскими услугами, услугами образования и другие.
Рекомендуемые показатели, характеризующие конечные социально-экономические результаты реализации проекта по различным видам деятельности и типам проектов, приведены в приложении 3 к Методике. Заявитель вправе определить иные показатели с учетом специфики инвестиционного проекта.
10. Критерий – комплексный подход к реализации конкретной проблемы в рамках инвестиционного проекта во взаимосвязи с программными мероприятиями, реализуемыми в рамках федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ и соответствующих региональных программ.
Обоснованием комплексного подхода к реализации конкретной проблемы в рамках инвестиционного проекта (балл, равный 1) являются:
а) для инвестиционных проектов, включенных в одну из указанных программ, – соответствие цели инвестиционного проекта задаче программного мероприятия, решение которой обеспечивает реализация предлагаемого инвестиционного проекта. Заявитель приводит наименование соответствующей целевой программы и реквизиты документа об ее утверждении, а также наименование программного мероприятия, выполнение которого обеспечит осуществление инвестиционного проекта. Для проекта федеральной целевой программы указывается дата утверждения ее концепции Правительством Российской Федерации, а для проектов ведомственных целевых программ – реквизиты принятого федеральным органом исполнительной власти или организацией, являющейся главным распорядителем средств федерального бюджета, решения о ее разработке;
б) для инвестиционных проектов, не включенных в указанные целевые программы, указываются либо реквизиты документа о предоставлении бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционного проекта, а также реквизиты документа, содержащего оценку влияния реализации инвестиционного проекта на комплексное развитие территорий соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, либо наименование национального (федерального) проекта и (или) государственной программы (в случаях, если реализация инвестиционного проекта планируется в рамках национального (федерального) проекта и (или) государственной программы Российской Федерации).
11. Критерий – необходимость строительства реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объекта капитального строительства либо необходимость приобретения объекта недвижимого имущества, создаваемого (приобретаемого) в рамках инвестиционного проекта, в связи с осуществлением соответствующими государственными и муниципальными органами полномочий, отнесенных к предмету их ведения.
Балл, равный 1, присваивается при наличии обоснования невозможности осуществления государственными и муниципальными органами полномочий, отнесенных к предмету их ведения:
а) без строительства объекта капитального строительства, создаваемого в рамках инвестиционного проекта;
б) без реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объекта капитального строительства (с документальным подтверждением необходимости осуществления мероприятий по их реализации: указание степени изношенности конструкций, обоснование необходимости замены действующего и (или) приобретения нового оборудования);
в) без приобретения объекта недвижимого имущества (путем обоснования нецелесообразности или невозможности строительства объекта капитального строительства, а также обоснования выбора данного объекта недвижимого имущества, планируемого к приобретению (в случае приобретения конкретного объекта недвижимого имущества). В случае приобретения объекта недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации также представляется подтверждение территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом отсутствия в казне Российской Федерации объекта недвижимого имущества, пригодного для использования его в целях, для которых он приобретается, и обоснование нецелесообразности или невозможности получения такого объекта во владение и пользование по договору аренды.
12. Критерий – отсутствие в достаточном объеме замещающей продукции (работ и услуг), производимой иными организациями.
Балл, равный 1, присваивается в случае, если в рамках проекта предполагается:
а) производство продукции (работ и услуг), не имеющей мировых и отечественных аналогов;
б) производство импортозамещающей продукции (работ и услуг);
13. Критерий – обоснование необходимости реализации инвестиционного проекта с привлечением средств федерального бюджета.
Балл, равный 1, присваивается в случае, если строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации либо приобретение объекта недвижимого имущества государственной собственности Российской Федерации, создаваемого в рамках инвестиционного проекта, предусмотрено федеральными целевыми программами, ведомственными целевыми программами, проектами федеральных целевых программ, концепция которых утверждена Правительством Российской Федерации, ведомственных целевых программ, решение о разработке которых принято федеральным органом исполнительной власти или организацией, являющейся главным распорядителем средств федерального бюджета, либо предусмотрено решениями Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами (проектами нормативных правовых актов) Правительства Российской Федерации, а также решениями (проектами решений) главных распорядителей средств федерального бюджета, по объектам, не включенным в федеральные целевые программы. Заявителем указываются наименование и реквизиты соответствующих документов.
По инвестиционным проектам, финансирование которых планируется осуществлять частично за счет средств федерального бюджета, балл, равный 1, присваивается при его соответствии также следующим требованиям:
а) наличие документального подтверждения каждого участника реализации инвестиционного проекта об осуществлении финансирования (софинансирования) инвестиционного проекта с указанием объема и сроков финансирования (софинансирования);
б) соответствие предполагаемого объема и сроков софинансирования проекта в представленных документах объему и срокам софинансирования, предусмотренным паспортом инвестиционного проекта;
в) наличие указанного инвестиционного проекта в утвержденной инвестиционной программе (проекте инвестиционной программы) (в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено наличие таких инвестиционных программ) государственной корпорации (компании), публично-правовой компании и (или) юридического лица:
для объектов капитального строительства, находящихся в собственности:
государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний;
юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям;
дочерних обществ юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям;
дочерних обществ юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями;
приобретаемых ими объектов недвижимого имущества.
Критерий не применим в отношении инвестиционных проектов, планирующих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности либо приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
14. Критерий – наличие региональных и муниципальных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов), предусматривающих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) либо приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность), осуществляемых в рамках инвестиционных проектов, или решений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) о строительстве, приобретении в государственную (муниципальную) собственность объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, содержащих сведения о ресурсном обеспечении, мощности и сроках реализации инвестиционного проекта в отношении объекта капитального строительства, объекта недвижимого имущества.
Балл, равный 1, присваивается в случае, если заявителем указаны наименование федеральной целевой программы, региональной или муниципальной целевой программы, в рамках которых планируется реализация инвестиционного проекта, или реквизиты решений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, а также документально подтвержденное обязательство субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по финансовому обеспечению инвестиционного проекта в объеме и в сроки, предусмотренные паспортом инвестиционного проекта.
Критерий не применим в отношении инвестиционных проектов, планирующих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства либо приобретение объектов недвижимого имущества, не относящихся к государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
15. Критерий – целесообразность использования при реализации инвестиционного проекта дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования.
Использование при реализации инвестиционного проекта дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования признается обоснованным (балл, равный 1), если:
а) заявителем обоснована необходимость использования дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования;
б) отношение сметной стоимости объекта капитального строительства к проектируемой мощности объекта не более чем на 5 процентов превышает значение соответствующего показателя по проекту-аналогу;
в) отношение сметной стоимости объекта капитального строительства к общей площади объекта капитального строительства (кв. м) или строительному объему (куб. м) не более чем на 5 процентов превышает значение соответствующего показателя по проекту-аналогу.
В качестве проекта-аналога должен использоваться проект, реализуемый (или реализованный) без использования дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования или (в случае необходимости использования дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования) проект-аналог, доля дорогостоящих материалов в общей стоимости строительно-монтажных работ и (или) доля дорогостоящих машин и оборудования в общей стоимости машин и оборудования которого не превышает значения соответствующих показателей по рассматриваемому проекту.
Для проведения проверки на соответствие указанному критерию заявитель предоставляет документально подтвержденные сведения по проектам-аналогам, реализуемым (или реализованным) в Российской Федерации, по месту расположения земельного участка, на котором располагается (будет расположен) планируемый объект капитального строительства, или в иностранном государстве в случае отсутствия проектов-аналогов, реализуемых на территории Российской Федерации.
При выборе проектов-аналогов должно быть обеспечено максимальное соответствие характеристик проектируемого объекта и объектов-аналогов по функциональному назначению, а также по конструктивным и объемно-планировочным решениям. Предлагаемая форма сведений по проекту-аналогу, представляемая заявителем, приведена в приложении 4 к Методике.
Критерий не применим к инвестиционным проектам, в которых не используются дорогостоящие строительные материалы, художественные изделия для отделки интерьеров и фасада, машины и оборудование.
Критерий не применим к инвестиционным проектам, подготовка обоснования инвестиций в строительство и реконструкцию объектов капитального строительства (далее – обоснование инвестиций) для конкретного объекта капитального строительства, входящего в такой инвестиционный проект, в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной.
Для проведения проверки на соответствие указанному критерию в отношении приобретаемых объектов недвижимого имущества заявитель предоставляет обоснование необходимости приобретения такого объекта недвижимого имущества, строительство которого было осуществлено с использованием дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования.
16. Критерий – соответствие задания на архитектурно-строительное проектирование объекта капитального строительства (далее – задание на проектирование) обоснованию инвестиций и заключению технологического и ценового аудита обоснования инвестиций – в отношении объектов капитального строительства (в случае, если подготовка обоснования инвестиций для конкретного объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной).
Балл, равный 1, присваивается в случае, если задание на проектирование соответствует обоснованию инвестиций и заключению технологического и ценового аудита обоснования инвестиций.
Для проведения проверки на соответствие указанному критерию заявитель представляет:
копию утвержденного задания на проектирование объекта капитального строительства, создаваемого в рамках инвестиционного проекта, согласованного с субъектом бюджетного планирования;
письмо, подписанное руководителем заявителя (уполномоченным им на подписание должностным лицом), подтверждающее соответствие утвержденного задания на проектирование обоснованию инвестиций и заключению технологического и ценового аудита обоснования инвестиций. Наименование объекта капитального строительства, место размещения объекта капитального строительства и мощность (прирост мощности) объекта капитального строительства, подлежащая вводу в эксплуатацию, указанные в данном письме, должны соответствовать аналогичным данным, указанным в утвержденном задании на проектирование и в заключении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций.
Критерий не применим для случаев приобретения объектов недвижимого имущества.
Критерий не применим для объектов капитального строительства в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовка обоснования инвестиций для такого объекта не является обязательной.
17. Критерий – наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Подтверждением соответствия инвестиционного проекта указанному критерию (балл, равный 1) являются:
а) для проектов, проектная документация которых разработана и утверждена застройщиком (заказчиком) – наличие в представленных заявителем документах копии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (если проектная документация объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации);
б) указанный заявителем номер пункта и части статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 52, ст. 5498; 2007, N 31, ст. 4012; N 50, ст. 6237; 2008, N 20, ст. 2260; 2009, N 1, ст. 17; 2021, N 30, ст. 4591, 4594, 4605; N 49, ст. 7015; 2021, N 27, ст. 3480; 2021, N 26, ст. 3387; N 30, ст. 4220; N 43, ст. 5799; 2021, N 1, ст. 11, 86; 2021, N 1, ст. 22; N 27, ст. 4301; 2021, N 31, ст. 4740; N 32, ст. 5114, 5133, 5135), в соответствии с которым государственная экспертиза проектной документации предполагаемого объекта капитального строительства не проводится.
Критерий не применим к инвестиционным проектам, по которым подготавливается решение о предоставлении средств федерального бюджета на подготовку проектной документации и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, либо о предоставлении средств федерального бюджета на условиях софинансирования на реализацию инвестиционных проектов, проектная документация по которым будет разработана без использования средств федерального бюджета. Подтверждением указанного положения является согласованное с субъектом бюджетного планирования задание на проектирование объекта капитального строительства, создаваемого в рамках инвестиционного проекта.
Критерий не применим для случаев приобретения объектов недвижимого имущества.
18. Критерий – обоснование невозможности или нецелесообразности применения экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства, аналогичного по назначению и проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство.
Балл, равный 1, присваивается, если заявителем обосновано, что использование экономически эффективной проектной документации повторного использования невозможно или нецелесообразно в случаях, установленных статьей 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2021, N 27, ст. 4301; 2021, N 32, ст. 5135).
Критерий не применим к инвестиционным проектам, по которым проектная документация разработана (будет разработана) с использованием проектной документации повторного использования, соответствующей критериям экономической эффективности, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2021 г. N 1159 “О критериях экономической эффективности проектной документации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 48, ст. 6764; 2021, N 51, ст. 7839; 2021, N 7, ст. 1041). Заявителем представляется документальное подтверждение об используемой экономически эффективной проектной документации повторного использования.
Критерий не применим для случаев приобретения объектов недвижимого имущества.
Критерий не применим в отношении объектов капитального строительства, подготовка обоснования инвестиций для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной.
III. Состав, порядок определения баллов оценки и весовых коэффициентов количественных критериев и оценки эффективности на основе количественных критериев
19. Оценка эффективности осуществляется на основе количественных критериев, предусмотренных пунктом 8 Правил.
23. Критерий – отношение сметной стоимости или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства либо стоимости приобретения объекта недвижимого имущества, входящих в состав инвестиционного проекта, к значениям количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта.
Проверка по данному критерию объектов капитального строительства осуществляется путем сравнения стоимости инвестиционного проекта с проектами-аналогами, выбор которых осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 14 настоящей Методики.
Проверка по данному критерию приобретаемых объектов недвижимого имущества осуществляется путем определения рыночной стоимости приобретаемого объекта недвижимого имущества, указанной в отчете об оценке данного объекта, составленном в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Сметная стоимость объекта капитального строительства, создаваемого в рамках реализации инвестиционного проекта, указывается в ценах года получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предполагаемая (предельная) стоимость объекта капитального строительства либо стоимость приобретения объекта недвижимого имущества указывается в ценах года представления паспорта инвестиционного проекта (с указанием года ее определения).
Балл, равный 1, присваивается проекту, если значение отношения сметной стоимости или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства либо стоимости приобретения объекта недвижимого имущества к количественным показателям (показателю) результатов реализации проекта отличается от аналогичного значения (значений) показателя (показателей) по проектам-аналогам не более чем на 2 процента.
Балл, равный 0,5, присваивается проекту, если значение отношения сметной стоимости или предполагаемой (предельной) стоимости предлагаемого объекта капитального строительства либо стоимости приобретения объекта недвижимого имущества к его количественным показателям (показателю) отличается от значения указанного отношения по проекту-аналогу более чем на 2 процента, но не более чем на 7 процентов.
Балл, равный 0, присваивается проекту, в случае если значение отношения сметной стоимости предлагаемого объекта капитального строительства к его количественным показателям (показателю) отличается от значения указанного отношения по проекту-аналогу более чем на 7% хотя бы по одному показателю.
При определении значения баллов сметная стоимость или предполагаемая (предельная) стоимость объекта капитального строительства, либо стоимость приобретения объекта недвижимого имущества, создаваемого (созданного) или приобретаемого в ходе реализации проектов-аналогов, должна представляться в ценах года определения сметной стоимости объекта капитального строительства, планируемого к созданию в рамках реализации инвестиционного проекта. Приведение сметной стоимости или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства, либо стоимости приобретения объекта недвижимого имущества по проектам-аналогам к указанному уровню цен должно осуществляться с использованием индексов-дефляторов инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, разработанных Минэкономразвития России в составе сценарных условий и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и доведенных до федеральных органов исполнительной власти после утверждения Правительством Российской Федерации.
Критерий не применим для объектов капитального строительства в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовка обоснования инвестиций для такого объекта является обязательной.
25. Критерий – наличие потребителей продукции (услуг), создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта, в количестве, достаточном для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества).
Заявитель приводит обоснование спроса (потребности) на продукцию (услуги), создаваемую в результате реализации инвестиционного проекта.
Балл, равный 1, присваивается, если проектная мощность (намечаемый объем производства продукции, оказания услуг) создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства (мощность приобретаемого объекта недвижимого имущества) соответствует (или менее) потребности в данной продукции (услугах).
Балл, равный 0,5, присваивается, если потребность в данной продукции (услугах) обеспечивается уровнем использования проектной мощности создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества) в размере менее 100 процентов, но не ниже 75 процентов проектной мощности.
Балл, равный 0, присваивается, если потребность в данной продукции (услугах) обеспечивается уровнем использования проектной мощности создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества) в размере менее 75 процентов проектной мощности.
Потребность в продукции (услугах) определяется на момент ввода создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства с учетом уже созданных и создаваемых мощностей в данной сфере деятельности.
26. Критерий – отношение проектной мощности создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества) к мощности, необходимой для производства продукции (услуг) в объеме, предусмотренном для обеспечения федеральных нужд*.
Балл, равный 1, присваивается, если отношение проектной мощности создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества) к мощности, необходимой для производства продукции (услуг) в объеме, предусмотренном для обеспечения федеральных нужд*, не превышает 100 процентов.
Заявитель приводит обоснования спроса (потребности) на услуги (продукцию), создаваемые в результате реализации инвестиционного проекта, для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства (мощность приобретаемого объекта недвижимого имущества).
27. Критерий – обеспечение планируемого объекта капитального строительства (объекта недвижимого имущества) инженерной и транспортной инфраструктурой в объемах, достаточных для реализации инвестиционного проекта.
Заявитель приводит обоснование планируемого обеспечения создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства (приобретаемого объекта недвижимого имущества) инженерной и транспортной инфраструктурой.
Балл равен 1 в случаях:
а) если на площадке, отводимой под предлагаемое строительство (для функционирования приобретаемого объекта недвижимого имущества), уже имеются все виды инженерной и транспортной инфраструктуры в необходимых объемах;
б) если для предполагаемого объекта капитального строительства (приобретаемого объекта недвижимого имущества) в силу его функционального назначения инженерная и транспортная инфраструктура не требуется (например, берегоукрепительные работы).
Балл равен 0,5 – если средневзвешенный уровень обеспеченности планируемого объекта капитального строительства (приобретаемого объекта недвижимого имущества) инженерной и транспортной инфраструктурой менее 100 процентов, но не менее 75 процентов от требуемого объема и инвестиционным проектом предусмотрены затраты на обеспечение планируемого объекта капитального строительства (объекта недвижимого имущества) инженерной и транспортной инфраструктурой в необходимых объемах.
Балл равен 0 – если средневзвешенный уровень обеспеченности планируемого объекта капитального строительства (приобретаемого объекта недвижимого имущества) инженерной и транспортной инфраструктурой менее 75 процентов от требуемого объема или инвестиционным проектом не предусмотрены затраты на обеспечение планируемого объекта капитального строительства (объекта недвижимого имущества) инженерной и транспортной инфраструктурой в необходимых объемах.
Средневзвешенный уровень обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой рассчитывается:
,
где:
– уровень обеспеченности i-м видом инженерной и транспортной инфраструктуры (энергоснабжение, водоснабжение, теплоснабжение, телефонная связь, объекты транспортной инфраструктуры), в процентах;
n – количество видов необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры.
Критерий не применим для объектов капитального строительства в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовка обоснования инвестиций для такого объекта является обязательной.
28. Критерий – учет выводов технологического и ценового аудита обоснования инвестиций о возможности оптимизации выбранных основных архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных, инженерно-технических и иных решений, основного технологического оборудования, а также планируемых к применению строительных и отделочных материалов, сокращения сроков и этапов строительства, стоимости строительства в целом и отдельных этапов – в отношении объектов капитального строительства (в случае, если подготовка обоснования инвестиций для конкретного объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной).
Балл, равный 1, присваивается, если выводы технологического и ценового аудита обоснования инвестиций учтены.
Для проведения проверки на соответствие указанному критерию заявитель представляет:
копию утвержденного задания на проектирование объекта капитального строительства, создаваемого в рамках инвестиционного проекта, согласованного с субъектом бюджетного планирования;
письмо, подписанное руководителем заявителя (уполномоченным им на подписание должностным лицом), подтверждающее учет в рамках утвержденного задания на проектирование выводов технологического и ценового аудита обоснования инвестиций о возможности оптимизации выбранных основных архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных, инженерно-технических и иных решений, основного технологического оборудования, а также планируемых к применению строительных и отделочных материалов, сокращения сроков и этапов строительства, стоимости строительства в целом и отдельных этапов. Наименование объекта капитального строительства, место размещения объекта капитального строительства и мощность (прирост мощности) объекта капитального строительства, подлежащая вводу в эксплуатацию, указанные в данном письме, должны соответствовать аналогичным данным, указанным в утвержденном задании на проектирование и в заключении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций.
Критерий не применим для случаев приобретения объектов недвижимого имущества.
Критерий не применим для объектов капитального строительства в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовка обоснования инвестиций для такого объекта не является обязательной.
* Нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд – в случаях, указанных в подпункте “к” пункта 11 Правил.
Методы и последовательность оценки эффективности реконструкции
жилых домов
4.1. Для общей оценки
народно-хозяйственной эффективности реконструкции жилых домов на
федеральном уровне или уровне региона и города необходимо
произвести сравнительную оценку затрат на реконструкцию и новое
строительство и достигаемых в обоих случаях социальных,
архитектурно-строительных, эстетических и технических
результатов.При выработке основных
стратегических направлений в отношении отрабатывающего свой ресурс
жилья используется экспресс-метод, с помощью которого
рассчитывается условный (оценочный) экономический эффект. При этом
следует исходить из следующих положений:
4.1.1. Выбираются
объекты-эталоны для сравнения реконструируемых домов с новым
строительством. При выборе объектов для сравнения необходимо
руководствоваться принципом соблюдения условия сопоставимости
сравниваемых объектов.
4.1.2. Новые объекты
строятся на площадке, освободившейся в результате сноса старых
жилых домов, эффективность реконструкции которых определяется.
4.1.3. При расчете объема
капитальных вложений следует учитывать полный объем затрат,
направленных на улучшение условий проживания (например, на
улучшение теплоизоляции ограждающих конструкций, на ремонт сетей,
устройство дополнительных инженерных коммуникаций и замену
устаревшего оборудования, перепланировку квартир), а также затрат,
связанных с увеличением выхода общей площади квартир на 1
м площади застройки путем повышения этажности
зданий, на снос старого жилья, переселение жильцов при соблюдении
норм предоставления жилой площади и обеспечения необходимой
социальной инфрастуктурой.
4.2. Условный (оценочный)
экономический эффект – определяется как разница доходов, которые
могли бы быть получены от реализации квартир на рынке жилья по их
рыночной стоимости за минусом затрат реконструируемых или вновь
построенных жилых домов. При этом рыночная цена 1 м общей площади квартир () для нового строительства и реконструкции
принимается одинаковой, так как по условию сопоставимости категория
сравниваемых домов должна быть одинаковой и экономический и
социальный эффекты равнозначны.
Условно принимается, что
все затраты произведены в течение года и совпадают по времени с
полученными результатами. Сроки строительства нового дома и
реконструкции совпадают. Тогда условный (оценочный) экономический
эффект, получаемый в результате реконструкции – или нового строительства жилого дома –
, рассчитывается как прибыль от вложенного
капитала, полученная в результате реализации квартир
реконструированного или нового дома по единой рыночной цене
м общей площади жилья *
________________
*
При реконструкции потребительские качества жилья должны быть
доведены до уровня нового строительства.
(1)
А. Расчет прибыли при реконструкции.
При реконструкции,
производимой без отселения жильцов, расчетная формула прибыли будет
иметь вид:
(2)
где:
– рыночная цена 1 м общей площади квартир;
– прирост площади в результате
реконструкции;
– капитальные вложения в реконструкцию.
При реконструкции дома,
связанной с переселением жильцов, перепланировкой квартир и с
последующей их продажей формула (2) приобретает вид:
(3)
где:
– общая площадь квартир до реконструкции
дома;
– затраты на переселение жильцов старого
дома.
Затраты на переселение в
новый микрорайон определяются как величина, равная капитальным
вложениям на строительство нового дома для размещения жильцов
старого с учетом обязательного обеспечения необходимой санитарной
нормой*, а также решением социальных проблем.
____________
*
В случае, если переселяемые жильцы имели площадь, превышающую
санитарную норму, им необходима денежная компенсация, либо при
желании увеличить площадь сверх нормы – дополнительная оплата.
Расчет затрат на
переселение производится по формуле:
(4)
где:
– капитальные вложения в новое
строительство;
– капитальные вложения в создание городских
коммуникаций и необходимой социальной инфраструктуры;
– коэффициент, соответствующий проценту
увеличения общей площади, необходимой для переселения жильцов
старого дома с учетом установленных норм и решения социальных
проблем;
– общая площадь квартир нового дома.
При временном отселении
жильцов на период проведения реконструкции в гостиницы, общежития,
школы, специально отведенные дома или другие объекты учитываются
затраты на отселение – . Они определяются конкретным расчетом.
Б. Расчет прибыли при новом строительстве.
Для нового строительства
на месте сносимых домов расчетная формула прибыли будет иметь
следующий вид:
(5)
где:
– общая площадь квартир во вновь
построенном доме;
– капитальные вложения в новое
строительство;
– затраты на снос старого дома.
– капитальные вложения в реконструкцию
городских коммуникаций
С
учетом формул (2) и (5) формула расчета условного (оценочного)
экономического эффекта на 1 мобщей площади квартир, получаемого в
результате реконструкции без отселения жильцов приобретает вид:
(6)
В. Учет цены земли.
Жилые дома, которые
необходимо реконструировать в связи с большим сроком их
эксплуатации, как правило, находятся в обжитых, в том числе в
престижных районах. В рыночных условиях, при высоком спросе на
землю в обжитых районах, должна учитываться стоимость участка
земли, занимаемого реконструируемым домом с прилегающими
территориями по нормам СНиП. Производится сравнение увеличения
затрат на жилье в зависимости от цены земли – .
В
расчете на 1 м общей площади квартир при одинаковой его
стоимости в новом и реконструированном доме с учетом стоимости
земли формула расчета условного эффекта для варианта реконструкции
без отселения жильцов будет выглядеть следующим образом:
(7)
где:
– фактическая площадь застройки
реконструируемых домов с учетом прилегающих территорий.
(8)
где:
– цена земли под застройку нового дома в
новом районе;
– площадь застройки нового дома в новом
микрорайоне.
Для варианта
реконструкции с временным отселением расчетная формула примет
вид:
(9)
Положительная величина
условного (оценочного) экономического эффекта >0 будет свидетельствовать об
эффективности инвестиционных затрат на реконструкцию объекта.
4.3. Пример расчета:Расчет производится для
условий Московской обл. применительно к г.Лыткарино, имеющего
характерные условия.Значительную часть
жилищного фонда г.
Лыткарино составляют четырех и пятиэтажные жилые
дома, построенные из кирпича, блоков и панелей по типовым проектам
первого поколения. Строительство этих домов велось с конца 50-х до
конца 60-х годов и составляет 70% от общего количества домов. В них
проживает около половины населения города.
Жилищный фонд типовых
зданий согласно правилам технической эксплуатации нуждается в
восстановлении его потенциала, ликвидации последствий морального и
физического износа. Запасы несущей способности этих домов позволяют
увеличить их этажность на 1-2 этажа без усиления существующих
конструкций стен и фундаментов и получить за счет этого прирост
общей площади до 35%.В
соответствии с изменившимися нормативными требованиями по
теплозащите зданий при реконструкции фонда типовых зданий
обязательным является утепление всех ограждающих конструкций
(наружных стен, окон, балконных дверей, покрытий, перекрытий над
холодными подпольями) и модернизация систем инженерного
оборудования, что позволит улучшить температурно-влажностный режим,
воздухообмен в жилищах и комфортность проживания при снижении
теплопотребления.
Этим будет достигаться условие сопоставимости с
новыми домами, обладающими повышенными теплотехническими
характеристиками.В
качестве анализируемых объектов реконструкции принимаются 3 жилых
дома: один пятиэтажный и два четырехэтажных здания из силикатного
кирпича с облицовкой керамическим пустотным камнем, построенные в
1958-1959 годах по типовому проекту серии 1-447.Реконструкция домов
включает в себя следующие мероприятия:
1. утепление наружных
стен пенополистиролом с последующей отделкой декоративной
штукатуркой “Драйвит”;
2. надстройка двух
мансардных этажей;
3. замена существующих
систем отопления, холодного и горячего водоснабжения и частично
газового оборудования;
4. замена существующих
окон балконных дверей изделиями с повышенными требованиями
теплозащиты ограждающих конструкций.На месте трех домов мог
бы быть построен 10-ти подъездный 17-ти этажный дом относительно
недорогой массовой типовой серии П-44 для переселения в него
жильцов старых домов, очередников города, а также для коммерческой
продажи квартир.Сравнительная
эффективность нового строительства и реконструкции рассчитана,
исходя из следующих данных:
исходные данные для расчета сравнительной эффективности
нового строительствана месте сноса старых жилых домов.
Фактическая площадь земельного | 8400 | |||
Общая площадь квартир жилых | 7722 | |||
Прирост общей площади квартир | 3216 | |||
Капитальные вложения на 1 | ||||
– в реконструкцию, включающую | 448,4 $ | |||
– в реконструкцию городских | 90 $ | |||
– в новое жилищное | 360 $ | |||
– в строительство городских | 180 $ | |||
Затраты на снос, переработку и | 125 $ на 1 | |||
Процент увеличения площади | на 55% | |||
Общая площадь квартир вновь | 38080 |
В
случае строительства нового многоэтажного дома на месте сноса
существующих домов для переселения их жильцов потребуется 11970
м общей площади (с учетом действующих норм
заселения).
Для нового строительства
принят проект 17-ти этажного, 10-ти подъездного дома серии П-44
площадью квартир этажа – 2240 м и общей площадью квартир дома – 38080
м. Сметная стоимость 1 м общей площади по этому проекту составляет
360 $, стоимость реконструкции коммуникаций 90 $ в расчете на 1
м площади. Возможны два варианта нового
строительства: новое строительство на месте сносимых домов с
переселением жильцов в новый микрорайон и временное их отселение
(метод волнового переселения).
Затраты на снос старых
домов, исходя из стоимости сноса 1 м в размере 125 $ составят 125х7722=965250
$
Затраты на переселение
жильцов в новый микрорайон определяются исходя из необходимости
строительства дополнительных 11970 м жилья 360х11970=4309200 $, а также затрат
на сооружение инженерных сетей, коммуникаций и социальной
инфраструктуры: 180х11970=2154600 $. (50% от стоимости
строительства дома).
Таким образом, общие
затраты на 1 мнового дома, построенного на месте
сносимых с переселением жильцов в новый микрорайон определятся
в размере:
Условный (оценочный)
экономический эффект на 1 мобщей площади в результате
реконструкции домов без переселения жильцов в сравнении со
строительством нового дома на месте сносимых домов с переселением
жильцов в новый микрорайон при принятых параметрах освоения
составит:
=645,1-448,4=196,7 $