Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности — Студопедия

Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность

Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях рыночной экономики, где множество юридически и экономически независимых субъектов хозяйственной деятельности действуют в собственных интересах, государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов.

Государственное регулирование инвестиционного процесса – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста.

На деятельность государства по регулированию инвестиционного процесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяйства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложный процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования.

Действующие законодательные и подзаконные акты можно классифицировать по различным признакам, однако наиболее важное является классификация по задачам и объему правового регулирования.

В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы, ранжированные по уровню регламентации инвестиционной деятельности.

Структура правовой базы, регламентирующей правоотношения в сфере инвестиционной деятельности

Уровень регламентации

Перечень законодательных и подзаконных актов

Область регулирования

I

(универсаль-ные

законодатель-ные акты РФ)

  • 1. Гражданский Кодекс РФ
  • 2. Налоговый кодекс
  • 3. Законодательные акты в сфере приватизации
  • 4. Федеральные законы:
    • – «Об акционерных обществах»;
    • – «О государственном регулирований внешнеторговой деятельности»;
    • – «О валютном регулировании и контроле»;
    • – «О конкуренции и ограничениях монополистической деятельности»;
    • – «О естественных монополиях».
  • 5. Правовые акты Президента РФ, указы Президента
  • 6. Правовые акты Правительства РФ

комплексные законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы, и общие положения правового регулирования на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов

II

(специфичес-кие законодатель-ные акты

в сфере инвестиций)

  • 1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капиталовложении» № 39-ФЗ от 25.02.99 (в ред. на 23.0.2021).
  • 2. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» № 160-ФЗ от 25.07.99 (в ред. от 29.04.2008).
  • 3. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» № 225-ФЗ от 30.12.1995 (в ред. от 30.08.2009).

Предметные или рамочные законодательные или подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима, собственного инвестиционной деятельности или ее конкретных организациях и правовых форм

Законодательное регулирование инвестиционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма.

Читайте также:  Как найти инвестиции для стартапа: пошаговая инструкция :: Здоровье :: РБК Стиль

Принципами инвестиционной деятельности являются также невмешательство государственных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и органов муниципальных образований в законно осуществляемую инвестиционную деятельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществлении инвестиционной деятельности.

В соответствии с данными принципами законодательная база России обеспечивает создание и развитие благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности путем Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капиталовложении» № 39-ФЗ от 25.02.99 (в ред. на 23.0.2021). – URL: www.investinginrussia.ru/rus/ppp/laws/ (дата обращения – 22.11.2021).:

  • – совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
  • – установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
  • – защиты интересов инвесторов;
  • – предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
  • – расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
  • – создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
  • – принятия антимонопольных мер;
  • – расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
  • – развития финансового лизинга в Российской Федерации;
  • – проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
  • – создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Кроме создания и развития условий по осуществлению инвестиционной деятельности, т.е. мер косвенного воздействия, законодательной базой РФ предусмотрены меры прямого участия государства в инвестиционном процессе. Данное обстоятельство объясняется тем, что государство играет ведущую роль в базовых отраслях промышленности, производстве военной и космической техники и других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность. Как собственник, оно создает условия для стабильной хозяйственной деятельности государственных предприятий через систему госзаказов, кредитование оборотных средств для предприятий, продукция которых имеет гарантированный сбыт, путем содействия продвижению товаров государственных предприятий на мировой и российский рынок.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности осуществляется путем URL: zakon.scli.ru/ru/legal_texts/act_municipal…/printable.php?do4… (дата обращения – 22.11.2021).:

  • – разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • – формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;
  • – предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации. Если же используются средства бюджетов субъектов Российской Федерации, то порядок предоставления государственных гарантий устанавливается органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
  • – размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов, осуществляемого на возвратной и срочной основе. При этом предусматривается уплата процентов за пользование средствами в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации. Возможно также закрепление в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации. Если же используются средства бюджетов субъектов Российской Федерации, то порядок предоставления государственных гарантий устанавливается органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
  • – проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • – защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материалоемких и энергоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюджета развития Российской Федерации);
  • – разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
  • – выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
  • – вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности.
Читайте также:  Инвестиционный капитал - Собственный и иностранный капитал - Оценка и доходность |

Все инвестиционные проекты, независимо от источников финансирования и форм собственности, до их утверждения подлежат экспертизе. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства, а также если они не отвечают требованиям установленных норм и нормативов.

Экспертиза используется для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений. Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. — В 2-х т. — Киев: Эльга-Н, Ника-Центр, 2008. – С. 102.:

  • – обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
  • – гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
  • – право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
  • – защиту капитальных вложений;
  • – в случае вступления в силу новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов, изменяющих условия инвестиционной деятельности, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала его финансирования, не применять их. В исключительных случаях, при реализации инвестиционного проекта в сфере производства или создании транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости которых превышает семь лет, Правительство Российской Федерации может принять решение о продлении для указанного инвестора срока вступления в силу новых федеральных законов и иных правовых актов. Данное положение не распространяется на изменения и дополнения Федерального Закона и нормативные акты Российской Федерации, которые принимаются в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Критерии оценки изменения в неблагоприятном для инвестора отношении условий взимания ввозимых таможенных пошлин, федеральных налогов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации устанавливает Правительство Российской Федерации.

Читайте также:  Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений -

В случае нарушения требований законодательства Российской Федерации, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Особое место в инвестиционной законодательстве отведено правовому регулированию иностранных инвестиций на территории Российской Федерации. Оно предусматривает следующие условия инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации: правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. При этом изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В то же время изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации.

Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации Великомыслов Ю.Я. Иностранные инвестиции. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование деятельности предприятия с иностранными инвестициями. – Allpravo.Ru, 2005. – URL: http://www.allpravo.ru/library/doc99p/instrum5022/item5029.html. – (дата обращения – 10.12.2021)..

Регулирование на национальном внутригосударственном уровне тесно связанно с регулированием на международном уровне, поэтому наряду с внутренним инвестиционным законодательством иностранные инвестиции регулируются также через заключение международных договоров, причем нормы международных договоров пользуются приоритетам перед нормами внутреннего законодательства.

Таким образом, в настоящее время имеются все необходимые правовые и экономические основы для осуществления инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации отечественными и иностранными инвесторами.

 Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности — Студопедия

Оцените статью