Ограничения для иностранных инвесторов

Взаимосвязь международной торговли и прямых иностранных инвестиций

Торговая политика использует разные методы воздействия для стимулирования прямых иностранных инвестиций. Существующие условия высоких тарифных ставок создают предпосылки для развития иностранных инвестиций, способствующих развитию экономического рынка в той стране, где они осуществляются.

Также этому могут способствовать и другие ограничения, созданные за рубежом. То, что японские компании перевели свое производство в страны Европейского Содружества и в Америку, не случайно. Это обусловлено ограничениями, якобы добровольными, на основании которых было установлено ограничение на количество экспортируемых из Японии автомобилей.

ПИИ также могут быть использованы для нейтрализации протекционизма. Инвестиционные отношения, которые базируются на принципе «ты — мне, я — тебе» основываются на убеждении, что наценка на стоимость товара, изготовленного за рубежом, с лихвой окупается при большой вероятности введения новых незначительных ограничений в стране на экспорт данной категории товара.

В качестве примера имеются предположения, что вероятная угроза протекционизма в свое время способствовала воздействию японских ПИИ в Америке в конце 19 столетия на снижение протекционистских мер, которые были результатом антидемпинговых решений, а также решений с клаузулой вероятностью отказа.

В тот период, когда инвестируемые страны намеренно устанавливают высокие тарифы как стимул для инвестиций, выгоды от таких ограничений лимитированы. ПИИ, которые привлекаются на протекционистские рынки, со временем превращаются в отдельные производства, зависящие от внутреннего рынка без конкурентных возможностей изготовления товаров на экспорт.

Высокие наценки на ввоз импортного сырья и комплектующие детали позволяют только снизить конкурентную способность на мировом рынке, особенно при высоких ценах на местное сырье или при его плохом качестве, что дает возможность защитить отечественного производителя данного товара.

Нежелательное воздействие высоких тарифов на импорт материалов и сырья можно нейтрализовать, используя на таможне льготные схемы на импорт сырья, используемого для изготовления товаров на экспорт. Эти льготы являются стандартным пакетом, который предлагается иностранным инвесторам тех стран, где инвестируемые производства изготавливают продукцию на экспорт.

Прослеживается четкая взаимосвязь международной торговли и прямых иностранных инвестиций. Невысокие тарифные ставки на импорт всегда служат фактором, позволяющим привлечь высокие объемы ПИИ. Особенно привлекательным для международных иностранных инвестиций выглядит обязательный характер таких ставок.

В этом случае низкие тарифы даже более привлекательны, чем таможенные льготы. В ходе недавнего исследования, направленного на сравнение прямых международных инвестиций государств азиатского региона с латиноамериканскими государствами, была получена картина, демонстрирующая привлекательность для международных иностранных инвестиций, направленных на экспортное производство относительно открытых рынков (Азия), и привлекательность для ПИИ, направленных на удовлетворение внутренних потребностей для относительно защищенных рынков. Такие данные совпадают с выводами еще одного исследования, которое было проведено в 1992 году, согласно которому:

— Объем экспорта в общем потоке продаж японских предприятий в Азии составляет 45%;

— Объем экспорта в общем потоке продаж японских предприятий в Латинской Америке составляет 23%.


Все это позволяет утверждать, что низкая тарифная политика является эффективным инструментом для государств, которые ставят задачу глубокой интеграции с международным рынком, особенно в случае обязательности низких тарифов.

Это можно объяснить также долгосрочным характером прямых международных инвестиций. Дело в том, что таможенные льготы обычно носят временных характер, а для инвестиций неопределенность по срокам всегда является негативным фактором.

Региональные торговые соглашения и ПИИ. Размер рынка служит решающим фактором в принятии положительного решения международной компанией по осуществлению прямых иностранных инвестиций. Именно поэтому снятие таможенных барьеров, формирование свободных экономических зон, создание таможенных союзов и другие подобные процессы дают возможность предприятиям работать на интегрированном рынке и использовать эффект масштаба для получения личных преимуществ.

Такая ситуация положительно сказывается на международных иностранных инвестициях. Политика единого рынка, реализуемого ЕС, стимулирует масштабные международные иностранные инвестиции в этом регионе. Такая тенденция наблюдается по иностранным инвестициям как со стороны членов ЕС, так и со стороны других государств. Такое же влияние на иностранные инвестиции оказывали и некоторые другие региональные торговые договоры.

Читайте также:  Диверсификация инвестиционного портфеля: что это, типы, риски, схемы

Наиболее часто используемой формой региональных торговых договоров выступают зоны свободной торговли (ЗСТ). В отличие от таможенных союзов для соглашений по зонам свободной торговли присуще сохранением собственной системы внешней тарификации для участников ЗСТ.

При таких условиях возникает необходимость формирования нормативов по установлению происхождения товара. Необходимо установить применимость правил, которые приняты для продукции, выпускаемой на территории стран-участниц ЗСТ. Нужно установить по каждому товару, который импортирован государством ЗСТ и подвергнут последующей переработке, является ли страной его происхождения третье государство, либо он уже перешел в разряд продукции государства ЗСТ.

Необходимо учесть протекционистский характер правил установления происхождения продукции. Они, иногда даже и не преднамеренно, могут формировать направление движения иностранных инвестиций. К примеру, одежда, выпускаемая на мексиканской территории, согласно нормам Североатлантического соглашения о свободной торговле (НАФТА), не облагается пошлинами при поступлении на рынок Соединенных Штатов, если при ее производстве полностью использовалось сырье, поставленной из Северной Америки. В результате мексиканские компании, работающие на рынке одежды стоят перед выбором:

— Закупить сырье в Североамериканском регионе и обеспечить себе преимущества беспошлинного ввоза продукции на крупнейший рынок;

— Найти поставщиков сырья вне НАФТА по более низкой цене и потерять возможность беспошлинного ввоза.

Учитывая достаточно высокие ставки ввозных пошлин на готовую одежду в Соединенных Штатах, мексиканские производители вынуждены закупать сырье в пределах соглашения НАФТА и не заниматься поиском более дешевых предложений. Такая ситуация создает привлекательность для иностранных инвестиций со стороны производителей текстиля из третьих стран в производственные мощности на территории НАФТА для возмещения потерянных прибылей.

Ряд соглашений по региональной интеграции привели к формированию систем с единым центром, от которого отходят лучи. Примером такого образования может служить Таможенный Союз ТС. В этом случае участники соглашения могут подписывать торговые договора со странами, которые не имеют торговых соглашений между собой.

В результате они являются как-бы лучами от единого центра ТС, не связанными между собой. Подобные схемы нарушают структуры прямых иностранных инвестиций, так как стимулируют инвестиции в центр системы, в результате которых можно получить преимущества беспошлинной торговли на рынках всех стран «лучиков».

Влияние иностранных прямых инвестиций на торговлю. Существует мнение, что прямые иностранные инвестиции служат причиной снижения объема экспорта продукции из определенного государства, являющегося источником ПИИ, и, наоборот, способствуют росту экспортных операций в стране инвестирования.

Такое мнение основано на традиционном взгляде на иностранные инвестиции, согласно которому иностранное зарубежное производство используется в качестве альтернативы экспорту на иностранные рынки. Мнение о замещении прямыми иностранными инвестициями экспорта основано на следующих фактах:

— Согласно статье, опубликованной в 1957 году, свобода перемещения капитала может служить альтернативой свободной торговли. В упрощенном понимании это говорит о том, что свободное перемещение средств производства приводит к таким же результатам, как и свободное перемещение продукции или услуг;

— До 80-х годов прошлого века в развивающихся странах была популярна политика по замещению импортных операций. Устанавливая преграды для импорта, власти таких стран стимулировали увеличение прямых иностранных инвестиций. Результатом таких действий становилось замещение импорта внутренним производством.

Нужно ответить, что вышеописанное традиционное представление об иностранных инвестициях и международной торговле как о замещающихся факторах не учитывает целый комплекс устоявшихся связей в современной мировой экономике. Прямые иностранные инвестиции, замещая некоторую часть объемов экспорта в инвестируемой стране, могут и не приводить к снижению объемов экспорта в государство инвестирования.

Для иллюстрации данного утверждения можно привести пример компании, которая не имеет разрешения на осуществление иностранных инвестиций и, поэтому, экспортирует продукцию на конкретный рынок. Если в будущем предприятие получает возможность совершения иностранных инвестиций, то объемы экспорта государства источника иностранных инвестиций будут определяться следующими факторами.

При сохранении объемов производства компании экспорт будет замещен организацией производства в стране инвестирования. Такая ситуация может привести к росту объемов экспорта промежуточной продукции и услуг из государства источника иностранных инвестиций.

Читайте также:  Налоги на инвестиции: доход от акций, облигаций, ПИФ, валюты и т.д.

В то же время, как правило, основная задача международных иностранных инвестиций заключается в повышении уровня конкурентоспособности компании перед другими компаниями в данной нише бизнеса. Повысить показатели конкурентоспособности можно несколькими способами:

— Доступ к недорогому сырью и дешевым трудовым ресурсам;

— Снижение затратной части за счет приближения производства к рынку потребления.

Учитывая вышесказанное, можно отметить, что иностранные инвестиции приводят к росту объемов продаж, так как при этом растет потребность в промежуточных ресурсах и средствах производства. Такая ситуация способствует увеличению экспорта из страны источника иностранных инвестиций, потому что филиалы компаний импортируют промежуточную продукцию и услуги в увеличивающихся объемах.

В зависимости от степени потребности филиала в закупке средств производства и сырье из страны источника иностранных инвестиций, а также от роста объемов продаж международной корпорации происходит прирост объемов экспорта (при изменении структуры экспорта за счет увеличения части промежуточных продуктов).

Рассмотрим также воздействие прямых иностранных инвестиций на импорт государства источника инвестиций. Определенный процент, а возможно и полный объем, ресурсов и средств производства, которые импортировались до внедрения иностранных инвестиций перестанут импортироваться в страну источник иностранных инвестиций.

В то же время филиал, размещенный в стране инвестирования, может через некоторое время начать обслуживание внутреннего рынка страны источника иностранных инвестиций. Это приведет к росту объемов импорта готовой продукции. Учитывая описанные выше, а также ряд других факторов, можно сказать, что утверждения о взаимном вытеснении прямых иностранных инвестиций и импорта инвестирующей страны являются безосновательными.

Дискуссии о взаимном влиянии прямых иностранных инвестиций и торговли государства источника инвестиций продолжаются до настоящего времени. Нужно понимать сложность установления связей между иностранными инвестициями и торговлей государства инвестирования.

Характер взаимосвязей может определяться эмпирическим путем в процессе анализа данных. Это утверждение подкрепляется тем фактом, что динамика влияния иностранных инвестиций на государство объект инвестирования может меняться под влиянием факторов стимулирования внедрения инноваций, повышения конкурентоспособности, производительности труда и так далее.

Факторы воздействия прямых иностранных инвестиций имеют важное значение для формирования состава импорта и его объема. Установить связь иностранных инвестиций с объемами импорта и торговли в целом намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Положительное влияние. Существующие исследования демонстрируют незначительное преобладание положительных моментов во влиянии прямых иностранных инвестиций на экспорт страны источника инвестиций. Нет существенных эмпирических подтверждений негативного воздействия иностранных инвестиций на объемы экспорта из государства инвестора.

Существующие данные демонстрируют отсутствие конкуренции между прямыми иностранными инвестициями и экспортом государства объекта инвестирования, а также, хоть и небольшое, но все же положительное влияние иностранных инвестиций на импорт такого государства.

Интересные особенности международных иностранных инвестиций

Можно отметить перечень специфических моментов, характерных для международных инвестиций в России, оказывающих негативное воздействие на их устойчивость и характер.

Во-первых, большая доля международных инвестиций в РФ торговыми или другими видами кредитов. Более 30% кредитных средств российских компаний, работающих в нефинансовой сфере, а также свыше 50% долгосрочных кредитов имеют зарубежное происхождение.

Эти показатели намного уступают аналогичной статистике ведущих государств, где прямые или портфельные международные инвестиции превышают 0,9 общих объемов кредитования. Если оценить вклад международных инвестиций прямого характера в валовом приросте основного капитала в РФ, то получим достаточно низкий показатель (не более 5%). В других государствах эти показатели будут значительно выше:

— Соединенные Штаты до 18%;

— Бразилия до 29%;

— Польша – до 25%;

— Китай до 15%.


Особенно выделяется в этом перечне Казахстан, где в определенные периоды доля международных инвестиций в приросте капитала достигала 55%.

Следует отметить, что именно международные инвестиции в виде займов несут угрозу стабильности, что подтвердил международный финансовый кризис, при котором наблюдался массовый отток иностранных капиталов.

Читайте также:  БК РФ Статья 80. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями / КонсультантПлюс

Во-вторых, международные инвестиции привлекаются преимущественно в сырьевой сектор, пищепром и торговлю. Примеры таких международных инвестиций:

— В 2004 году участники проекта «Сахалин-1» для разработки месторождения инвестировали порядка 1,8 млрд долларов США;

— Предприятие из Норвегии Orkla купило компанию «СладКо»;

— Компания InBev (Бельгия) при поглощении SUNInterhrew вложила 650 долларов;

 — В 2006 году Sinopec (Китай) провела одну из крупнейших сделок по покупке ОАО «Удмуртнефть»;

— В этом же году французская компания Societe General приобрела акции Росбанка;

— В 2008 году бренд «Ашан» выкупил часть торговых площадей «Рамстор»;

— Компания PepsiCo произвела покупку ОАО «Лебедянский».

Нашей стране необходимы международные инвестиции в области высоких технологий и внедрения передовых достижений в области науки и техники. В то же время на практике чаще всего привлечение иностранных финансов происходит в те сектора экономики, которые привязаны к месторождениям природных ископаемых и рынкам сбыта, а, следовательно, такой бизнес не может развиваться в других регионах.

В-третьих, международные инвестиции в реальные области отечественной экономики не способствуют снижению объемов вывоза капитала. Увеличение объемов валютной выручки за счет увеличения экспорта товаров сопровождается выводом капитала с использованием «серых схем».

Анализируя такую ситуацию, можно отметить, что очень часто в виде международных инвестиций в экономику России возвращаются средства «российского» происхождения, которые за счет невозврата валютной выручки и фиктивных импортных операций были выведены из-под контроля налоговых органов.

Эксперты, невзирая на положительный инвестиционный рейтинг, основанный на долговых обязательствах, присвоеный ведущими мировыми организациями S&P, Moody’s и Fitch, указывают на преимущественно неблагоприятные условия бизнеса в России. Это обусловлено политическими рисками, закрытостью отечественных корпораций, низким уровнем проведения реформ экономического и конституционного характера.

Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, подавляющее большинство инвесторов считают коррупцию. По данным ежегодного анализа уровня коррупции в разных государствах мира, который проводится Transparency International, в 2020 году наша страна занимала 119 место из 168.

Объем иностранных инвестиций, поступающих в российскую экономику, сдерживается также из-за бюрократических тенденций, которые приводят к увеличению затратной части бизнеса. Сложности с получением лицензий, разрешительной документации, согласований и других документов существенно усложняют работу компаний и ведут к затягиванию сроков реализации проектов с международными инвестициями. Решить проблему призвано упрощение данных процедур для иностранных компаний или предприятий смешанных фирм.

Существенным барьеров для иностранных инвестиций в России является несовершенное законодательство и отсутствие надлежащей правовой практики в этой области. В мировом рейтинге Всемирного экономического форума за 2020 год наша страна занимает 45 место, что на 8 пунктов выше предыдущего года.

РФ соседствует с Маврикием и Латвией. Доклад ВЭФ (Восточный экономический форум) отмечает, что повышение рейтинга инвестиционной привлекательности связано с факторами, имеющими макроэкономический характер, и в том числе с пересмотром Международным Валютным Фондом покупательной способности национальных валют.

Даже несмотря на нахождение в состоянии рецессии, основные макроэкономические показатели отечественной экономики превосходят показатели целого ряда государств. Авторы доклада к преимуществам экономики РФ отнесли уровень высшего образования и вовлеченность в него населения, развитую инфраструктуру, повышение уровня внутренней конкуренции.

Для того чтобы воспользоваться такими конкурентными преимуществами Россия должна повысить эффективность функционирования государственных институтов, потенциал в области инноваций, уровень доверия иностранных инвесторов и уровень развития рынка финансов.

К негативным факторам, оказывающим влияние на иностранные инвестиции в настоящее время добавилось падение спроса на внутреннем рынке, а также экономические санкции и снижение мировых цен на нефть. Все это в совокупности с традиционными явлениями российской экономики – коррупцией, неэффективностью госуправления, высокими налогами снижает конкурентоспособность и создает существенные препятствия на пути иностранных инвестиций.

В сложившихся условиях повысить рейтинг РФ на мировом рынке, достойно выйти из кризиса можно, только улучшив имидж страны и проводя политику привлечения иностранных инвестиций. Решение таких задач предполагает эффективное проведение экономико-административных реформ, преодоление коррупции, развитие права и практики применения законодательных норм.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии запрещены.