Оперативный доклад за 2020 год

Оперативный доклад за 2020 год Вклады Тинькофф

Основные характеристики

Исполнение федерального бюджета в 2020 году осуществлялось с учетом установленных особенностей в целях обеспечения мероприятий по предотвращению влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, профилактике и устранению последствий COVID-19.

В ходе исполнения федерального бюджета в 2020 году общий объем расходов федерального бюджета был увеличен без внесения изменений в закон о бюджете с соответствующим увеличением резервного фонда Правительства РФ.

  • доходы – 18,722 трлн рублей (90,9% законодательно установленных доходов);

  • расходы – 22,822 трлн рублей (95,7 % показателя сводной росписи с изменениями); 

  • дефицит – 4,099 трлн рублей, или 3,8 % ВВП (планировался профицит в 927,6 млрд рублей).

Ознакомиться подробнее со сведениями об основных характеристиках федерального бюджета, а также о непринятых в срок нормативных правовых актах можно в специальном разделе доклада.

Макроэкономические показатели

Развитие российской экономики в 2020 году происходило в условиях уникального по своей природе экономического кризиса. Двухмесячный глобальный локдаун и рекордное падение цен на нефть привели к заметному ухудшению ситуации в экономике, а ВВП по итогам года сократился на 3,1%. Поведение основных экономических показателей было нестандартным для кризисного года:

  • в апреле 2020 года цена на нефть марки «Юралс» достигла исторического минимума – 16,3 доллара США за баррель (по итогам года – 41,4 доллара США);

  • курс рубля показал большую устойчивость к колебаниям нефтяных цен, чем во время предыдущих кризисов (в среднем за год – 71,94 рубля за доллар США);

  • на динамику промышленности оказывал влияние не только локдаун, но и ограничения добычи в рамках ОПЕК ;

  • инфляция ускорилась, но для кризисного года осталась умеренной – в пределах 5%, в первой половине года на инфляцию оказывал влияние избыточный спрос, а в конце года – недостаточное предложение;

  • увеличение уровня безработицы (5,8% за год, 6,4% – на пике в августе) сопровождалось рекордным ростом привлекательности биржи труда;

  • снижение реальных располагаемых денежных доходов населения (на 3,5%) происходило на фоне роста реальных зарплат и пенсий;

  • из-за более жестких и продолжительных ограничений больше всего в 2020 году пострадала сфера услуг (за год снижение платных услуг населению составило 17,3%).

Более подробная информация о макроэкономических показателях представлена в Приложении 1.

. Анализ ФАИП

Исполнение расходов на реализацию ФАИП за 2020 год составило 88,3% показателя сводной росписи с изменениями, что на 11,1 п.п. выше показателя за 2021 год (77,2%). Согласно данным Росстата, на 1 января 2021 года введено в эксплуатацию 154 из 301 объекта ФАИП, или лишь 51,2% объектов.

Подробно ознакомиться с результатами анализа ФАИП можно в специальном разделе доклада.

. Взносы в уставные капиталы, имущественные взносы и субсидии юрлицам


Исполнение расходов на соответствующие субсидии и взносы составило 94,6% показателя сводной росписи с изменениями, то есть 1,762 трлн рублей из 1,863 трлн рублей.

Подробная информация об отдельных недостатках при предоставлении и использовании взносов в уставные капиталы АО, имущественных взносов и субсидий юридическим лицам представлена в Приложении 12.

. Источники финансирования дефицита, ФНБ, госдолг РФ

Уровень долга относительно ВВП остался на безопасном уровне, отмечает директор института «Центр развития» ВШЭ Наталья Акиндинова. «Расширение заимствований и долга стало особенностью реакции на текущий кризис, по сравнению с 2008-2009 гг, когда на финансирование дефицита использовались в основном ранее накопленные резервы», – добавила эксперт. 

Подробная информация о дефиците и источниках его финансирования, ФНБ и госдолге содержится в Приложении 13.

Самое важное о доходах


В 2020 году доходы федерального бюджета оказались ниже прогнозируемых на 1,871 трлн, так как нефтегазовые доходы были исполнены на 2,288 трлн меньшее, а ненефтегазовые – на 0,417 трлн больше.

Наибольшее снижение доходов в основном сложилось по:

  • НДПИ в виде углеводородного сырья;

  • вывозным таможенным пошлинам на сырую нефть, природный газ и товары, выработанные из нефти;

  • прочим неналоговым доходам федерального бюджета.

Наибольшее увеличение в основном сложилось по:

  • прочим безвозмездным поступлениям в федеральный бюджет (в основном за счет доходов Центробанка от продажи обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России»);

  • акцизам на нефтяное сырье, направленное на переработку;

  • доходам от управления средствами ФНБ.

Говоря об исполнении доходов федерального бюджета, заведующий Лабораторией исследований бюджетной политики РАНХиГС Илья Соколов отметил, что ненефтегазовые доходы составили 13,5 трлн руб., что на 3,2% выше объема доходов, учтенного при формировании прогноза доходов.

В реальном выражении ненефтегазовые доходы федерального бюджета за 12 месяцев 2020 г. выросли на 1,2 трлн руб. (или на 9,8%) относительно января-декабря предыдущего года. «В целом достигнутый уровень ненефтегазовых поступлений в сложившихся условиях можно признать довольно высоким», – считает эксперт. 

Подробнее прочитать об исполнении доходов федерального бюджета можно в специальном разделе доклада и Приложении 2.

Самое важное о расходах

Объем сводной росписи с изменениями (23,842 трлн рублей) превысил утвержденные расходы на 4,176 трлн рублей, или на 21,2%. Превышение сформировалось из-за остатков неиспользованных средств федерального бюджета 2021 года и бюджетных ассигнований, направленных в резервный фонд Правительства РФ.

При этом положительные изменения сводной росписи составили 11,378 трлн рублей, или почти 50% кассовых расходов. Счетная палата отмечает, что уровень перераспределения бюджетных ассигнований является самым высоким за последние 10 лет.

Читайте также:  Срок жизни инвестиций. Особенности


Общий объем неисполненных назначений составил 1,0209 трлн рублей, или 4,3% показателя сводной росписи с изменениями. Ведомство обращает внимание, что эта сумма сопоставима с неиспользованными средствами за 2021 год, то есть с 1,121 трлн рублей.

Подробнее прочитать об изменениях в сводной бюджетной росписи, перераспределении бюджетных ассигнований и лимитах бюджетных обязательств можно в Приложении 3, информация о неисполненных обязательствах 2020 года содержится в Приложении 4, сведения о расходах также содержатся в Приложении 6.

Государственные программы

Не в полном объеме исполнены расходы по 42 из 43 госпрограмм (открытая часть), на низком уровне (менее 90%) – по 8 госпрограммам. Расходы федерального бюджета на Госпрограммы в 2020 году составили 14,547 трлн рублей.

Подробная информация об уровне исполнения расходов по госпрограммам представлена в оперативном докладе и Приложении 7.

Национальные проекты

Уровень исполнения расходов на реализацию нацпроектов и комплексного плана составил 97,4% показателя сводной росписи с изменениями. По сравнению с прошлым годом уровень исполнения увеличился на 5,9 п.п.

Счетная плата отмечает, что на низком уровне реализован нацпроект «Образование» – 86,4% показателя сводной росписи с изменениями. Кроме того, среди 65 главных распорядителей бюджетных средств, задействованных в исполнении нацпроектов, в полном объеме исполнили их только 29.

Дополнительная информация об исполнении госпрограммам представлена в оперативном докладе и Приложении 8. 

Расходы по ГРБС

На низком уровне (менее 90%) исполнили расходы 9 главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС):

  1. Росархив – 70,7%

  2. Минстрой России – 80,4%

  3. ФАС России – 80,4%

  4. Россотрудничество – 80,5%

  5. Росмолодежь – 81,6%

  6. Ростуризм – 81,8%

  7. Госкорпорация «Роскосмос» – 82,1%

  8. ФАДН России – 88,1%

  9. Минпросвещения России – 88,4%

Счетная палата отмечает, что наблюдается самый высокий с 2021 года уровень закупок у единственного поставщика – 33,1% объема заключенных контрактов.

Подробнее об исполнении расходов ГРБС можно узнать в Приложении 9.

Использование средств резервного фонда Правительства РФ

Объем резервного фонда Правительства РФ увеличился на 4,455 трлн рублей и составил 4,469 трлн рублей. Из фонда было выделено 4,059 трлн рублей, из которых, по экспертной оценке Счетной палаты, 2,855 трлн рублей направлены на профилактику и устранение коронавирусной инфекции.

Не распределенный остаток средств на 1 января 2021 года составил 410,55 млрд рублей, что в 2,4 раза больше, чем в начале 2020 года (на 1 января 2020 года – 169,415 млрд рублей).

Прочитать об исполнении резервного фонда Правительства РФ можно в Приложении 10.

Межбюджетные трансферты

На профилактику и устранение коронавирусной инфекции были выделены 815,1 млрд рублей межбюджетных трансфертов (МБТ). Счетная палата обращает внимание: как и в предыдущие годы, в 2020 году происходило неравномерное перечисление субъектам РФ межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Подробная информация о МБТ представлена в оперативном докладе и Приложении 11.

Внебюджетные фонды

1. ПФР

В 2020 году расходы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) составили 9,727 трлн рублей. Доходы были исполнены в объеме 10,303 трлн рублей, из них страховые взносы – 5,459 трлн рублей. Из федерального бюджета – 4,788 трлн рублей. Это на 1,566 трлн рублей (на 48,6%) больше, чем в 2021 году.

Из-за введения со II квартала карантинных мероприятий и установки льгот по уплате страховых взносов (в рамках поддержки отдельных предприятий и отраслей экономики) поступление таких взносов снизилось на 211,247 млрд рублей. В результате 206,583 млрд рублей недопоступили на выплату страховых пенсий.

При этом в 2020 году на 854,816 млрд рублей был увеличен межбюджетный трансферт на ОПС. В связи с чем в бюджете ПФР сформировался профицит в объеме 575,642 млрд рублей (при прогнозируемом дефиците 209,176 млрд рублей). На начало 2021 года остаток средств на счете бюджета ПФР по распределительной составляющей составил 901,437 млрд рублей, это позволит покрыть дефицит бюджета фонда в 2021 – 2022 годах.

Численность пенсионеров, по данным фонда за 9 месяцев 2020 года, уменьшилась на 206,41 тыс. человек и составила 43,346 млн человек.

Число работающих пенсионеров сократилось на 336,87 тыс. человек и составило 8,98 млн человек.

Средний размер страховой пенсии по старости неработающего пенсионера после индексации (6,6%) составил 16 500,18 рубля.


Государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал получили 1 207,9 тыс. семей с детьми.

Подробнее о бюджете ПФР – в специальном разделе доклада.

2. ФСС

За 2020 год кассовое исполнение бюджета ФСС по доходам составило 551,332 млрд рублей, или 67,9% от прогнозируемого объема. Из них страховые взносы по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) составили 352,335 млрд рублей, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НСПиПЗ) – 127,752 млрд рублей.


Расходы фонда были исполнены в объеме 686,693 млрд рублей. Значительнее всего в 2020 году по сравнению с 2021 годом увеличились расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности по страхованию на случай ВНиМ.

Бюджет ФСС был исполнен с дефицитом в 135,360 млрд рублей (дефицит по страхованию на случай ВНиМ – 214,938 млрд рублей и профицит по страхованию от НСПиПЗ – 35,158 млрд рублей).

На погашение дефицита по страхованию на случай ВНиМ был израсходован резерв по страховым взносам от НСПиПЗ. В результате, данный резерв за 2020 год уменьшился в 4,5 раза и составил 43,955 млрд рублей.

Счетная палата обращает внимание, что Правительство РФ, в том числе учитывая рекомендации ведомства, подготовило проект постановления о направлении из резервного фонда Правительства РФ бюджетных ассигнований на обеспечение сбалансированности бюджета ФСС в 2021 году в объеме 68,551 млрд рублей.

Читайте также:  BAWSAQ и LCN: покупаем акции на бирже: Прохождение GTA 5

Подробнее о бюджете ФСС – в специальном разделе доклада.

3. ФОМС

В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) поступили доходы в размере 2,392 трлн рублей, из них на взносы на обязательное медицинское страхование были равны 2,132 трлн рублей. Расходы исполнены в размере 2,360 трлн рублей, в том числе территориальным ФОМС перечислены субвенции в объеме 2,225 трлн рублей. Нормированный страховой запас на 2020 год сформирован в объеме 21,058 млрд рублей.

Подробнее о бюджете ФОМС – в специальном разделе доклада.

Задача № 1

Руководство небольшой строительной фирмы ООО «Дорстрой 10» решило поберечь свои с трудом заработанные деньги и не выплачивать многочисленные налоги, а перейти в 2022 году с общего режима на более выгодный УСН.

Подсчитанная выручка за объекты, сданные заказчикам с января по сентябрь 2021 года, равна 99 млн руб., включая НДС. Средняя численность работающих с января по сентябрь — 70 человек. Остаточная стоимость основных средств — 68 млн руб. Филиалов у ООО «Дорстрой 10» нет.

Вопрос

Может ли ООО «Дорстрой 10» перейти на УСН с 2022 года?

Решение и ответ

ООО «Дорстрой 10» отвечает всем требованиям, которые нужно соблюсти для перехода на упрощенку (ст. 346.12 НК РФ), а именно:

  • на предприятии трудится 70 работников, что значительно меньше 100;
  • остаточная стоимость ОС в размере 68 млн руб. < 150 млн руб.;
  • доход в сумме 99 млн рублей < 116,1 млн руб.;
  • филиалов у фирмы нет;
  • специфика деятельности ООО «Дорстрой 10» не подпадает под перечень ограничений, приведенных в ст. 346.12 НК РФ.

Следовательно, ООО «Дорстрой 10» может отказаться от ранее используемой системы ОСНО и перейти на более выгодную УСН начиная с января 2022 года.

ВНИМАНИЕ! С 2021 года изменились условия применения УСН. Увеличены лимиты для сохранения права применения УСН. Также действуют повышенные ставки.

Подробнее о лимитах и новых ставках по налогу рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности нововведений.

Задача № 2

Предприятие на УСН ООО «Формула» имеет следующие показатели:

Период

Доход, руб.

Расход, руб.

Ставка УСН,%

2021 год

49 000 000

10 000 000

15

Вопрос

Как правильно рассчитать единый налог за 2021 год?

Решение и ответ

Сумма налога за год = (доход – расход) × 15% = (49 000 000 — 10 000 000) × 0,15 = 39 000 000 × 0,15 = 5 850 000 руб.

Нюансы расчета налога при УСН «доходы-расходы» см. в материале «Порядок расчета УСН “доходы минус расходы” (15 процентов)».

Задача № 3

Предприятие ООО «Надежный выбор» имеет следующие показатели:

Период

Доход, руб.

Расход, руб.

Ставка УСН,%

2021 год

49 000 000

49 000 000

15

Вопрос

Может ли ООО «Надежный выбор» не платить единый налог, если разница между доходом и расходом равна нулю?

Решение и ответ

Сумма налога = (доход – расход) × 15% = (49 000 000 – 49 000 000) × 0,15 = 0 руб.

Несмотря на то, что налоговая база от деятельности ООО «Надежный выбор» в 2021 году отсутствует, фирма обязана уплатить минимальный налог, равный 1% от полученных доходов.

Налог min = доход за 2021 год × 1% = 49 000 000 × 0,01 = 490 000 руб.

Как рассчитать минимальный налог, см. здесь.

О том, как и какие расходы учитываются при упрощенке, читайте в статье «Принимаемые расходы при УСН».

Задача № 4

Предприятие ООО «Рассвет», рассчитывающее и уплачивающее 15% с доходов, уменьшенных на величину подтвержденных расходов, имеет следующие показатели:

Период

Доход, руб.

Расход, руб.

Ставка УСН,%

2021 год

49 000 000

48 700 000

15

Вопрос

Какой налог должно уплатить ООО «Рассвет» за 2021 год?

Решение и ответ

Налог, рассчитываемой с базы «доходы минус расходы» будет равен:

(49 000 000 – 48 700 000) × 15% = 300 000 × 0,15 = 45 000 руб.

Что меньше минимального налога, который равен:

49 000 000 × 0,01 = 490 000 руб.

Поскольку «упрощенец» должен внести в бюджет налог не ниже минимального, ООО «Рассвет» по итогам 2021 года обязано заплатить налог в сумме 490 000 руб.

В каком порядке уплачивать авансовые платежи и налог УСН, а также что будет за неуплату, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К , получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Задача № 5

ИП Кузьмин А. С., имеющий работников, рассчитывающий и уплачивающий 6% с доходов, имеет следующие показатели.

Период

Доход, руб.

Расход, руб.

Ставка УСН,%

Уплаченные страховые взносы (в т. ч. за работников и фиксированный взнос ИП), руб.

Выплаты больничных за счет работодателя, руб.

1 квартал 2022 год

11 000 000

Не учитывается

6

100 000

26 000

Вопрос

Как рассчитать авансовый платеж за 1 квартал 2022 года?

Решение и ответ

  1. Налог = доход × 6% = 11 000 000 × 0,06 = 660 000 руб.
  2. «Упрощенцам», выбравшим налоговый объект «доходы», можно уменьшить единый налог на размер уплаченных страховых взносов и выплат больничных пособий за счет работодателя. При наличии работников по таким выплатам действует ограничение — не более 50% от суммы налога.

Сумма взносов и больничных = 100 000 26 000 = 126 000 руб.

  1. Внимательно проверим максимально возможный размер уменьшения авансового платежа или налога:

Налог × 50% = 660 000 × 0,5 = 330 000 руб.

  1. Так как уплаченные страховые взносы меньше максимально возможной суммы уменьшения налога (126 000 руб. < 330 000 руб.), то налог за 1 квартал 2022 года можно уменьшить на всю сумму уплаченных предпринимателем взносов и больничных.
Читайте также:  Задачи на семинары - Семинары Тема Теория поведения потребителя

Итого налог за 1 квартал 2022 года составит:

Доход × 6% – (взносы больничные) = 660 000 – 126 000 = 534 000 руб.

Об актуальных изменениях по упрощенному режиму на доходах см. в этом материале.

Задача на ндфл с решением: расчет социального вычета

В 2020 году Звягинцев М. К. оплачивал свое лечение в размере 140 000 руб. Лечение его заболевания включено в утвержденный Правительством РФ перечень медуслуг и отнесено к числу дорогостоящих. Медучреждение действует в соответствии с лицензией, а Звягинцев М. К. располагает документами, которые подтверждают его расходы, связанные с лечением и покупкой необходимых лекарств (подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ).

За 2020 год доход Звягинцева М. К., участвующий в расчете налоговой базы, составил 260 000 руб. Нужно рассчитать базу по НДФЛ за 2020 год с учетом всех вышеизложенных обстоятельств.

Задача по ндфл с расчетом стандартного вычета

Работница организации Ковалева А. Н., до февраля 2021 года не состоящая в зарегистрированном браке (вдова), содержит 12-летнего ребенка. Ежемесячный доход сотрудницы за период с января по май 2021 года составлял 20 000 рублей. 17 февраля 2021 года был зарегистрирован повторный брак сотрудницы. Требуется рассчитать сумму налога на доходы физлица за указанный период.

Консолидированные бюджеты регионов

На 1 января 2021 года консолидированные бюджеты регионов были исполнены с дефицитом в объеме 676,5 млрд рублей (суммарный профицит сложился в 28 регионах, а суммарный дефицит – в 57 регионах).

Расходы консолидированных бюджетов регионов увеличились на 14,8% и составили 15,577 трлн рублей, или 94,3% предусмотренных объемов. Доходы субъектов РФ в 2020 году также выросли по сравнению с 2021 годом на 9,8% и составили 14,901 трлн рублей (или 102% прогнозируемых объемов).

Рост доходов был обеспечен дополнительной поддержкой регионов за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета (темп роста по сравнению с 2021 годом составил 153,9%). При этом в течение всего года наблюдалась отрицательная динамика поступлений по налогу на прибыль организаций: на конец года сокращение составило 12,8%.

Совокупный государственный долг субъектов РФ и долг муниципальных образований составил на 1 января 2021 года 2,883 трлн рублей. По сравнению с началом года он увеличился на 390,2 млрд рублей, или на 15,7%.

Из общего объема на государственный долг субъектов РФ приходится 2,496 трлн рублей. Это является максимальным значением за последние 10 лет. Государственный долг в субъектах РФ увеличился в 48 регионах, снизился – в 25, не изменился – в 11, отсутствует – в г. Севастополь. Госдолг муниципальных образований составил 387,4 млрд рублей.

По итогам 2020 года Счетная палата отмечает: зависимость регионов от финансовой помощи из федерального бюджета сохраняется.

По мнению директора Центра региональной политики РАНХиГС Владимира Климанова, межбюджетные трансферты из федерального бюджета стали одним из ведущих факторов повышения резилиентности (шокоустойчивости) региональных бюджетов в 2020 году.

При этом эксперт отмечает, что в целом, несбалансированности региональных бюджетов удалось не допустить. «Дальнейшее развитие ситуации будет во многом зависеть от эффективности мер по активизации экономики и нормализации ситуации в постпандемийный период», – заключил Владимир Климанов.

Подробнее о консолидированном бюджете – в специальном разделе доклада.

Решение задачи по расчету ндфл и имущественного вычета

Семенов С. В. продал дом с прилегающим земельным участком и гараж. Доход, полученный в результате продажи дома, составил 2 400 000 рублей. Продажа гаража принесла 170 000 руб.

Сделки по продаже недвижимости правильно оформлены, период владения подтвержден документально, однако отсутствуют документы, подтверждающие фактические расходы на приобретение продаваемых объектов.

Требуется рассчитать размер вычетов, базу налогообложения и сумму НДФЛ, если:

  1. объекты недвижимости находились в собственности Семенова С. В. более 5 лет;
  2. указанным имуществом Семенов С. В. владел 2 года.

Решение:

До момента регистрации повторного брака сотрудница имела право на двойной налоговый вычет на ребенка. С марта 2021 года это правило перестало действовать, т.к. сотрудница вышла замуж (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ), и вычет на ребенка Ковалевой А. Н. далее должен предоставляться в одинарном размере.

Сумму налога за период с января по май 2021 года следует рассчитывать так:

  • НДФЛ за январь = (20 000 – (1 400 × 2)) × 0,13 = 2 236 рублей.
  • НДФЛ за февраль = (20 000 – (1 400 × 2)) × 0,13 = 2 236 рублей.
  • НДФЛ за март = (20 000 – 1 400) × 0,13 = 2 418 рублей.
  • НДФЛ за апрель = (20 000 – 1 400) × 0,13 = 2 418 рублей.
  • НДФЛ за май = (20 000 – 1 400) × 0,13 = 2 418 рублей.

А всего за указанный период сумма начисленного налога с дохода Ковалевой А. Н. составит 2 236 2 236 2 418 2 418 2 418 = 11 726 рублей.

Больше о том, в каких случаях работник вправе получать двойной вычет по НДФЛ, вы можете узнать в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

Итоги

Приведенные примеры являются ответами на наиболее простые, но в то же время распространенные вопросы по переходу на упрощенную систему налогообложения и расчету налога и авансовых платежей. Более подробно с особенностью перехода на УСН и расчета единого налога можно ознакомиться в статьях из рубрик нашего сайта:

Оцените статью
Adblock
detector