Покупка картин и предметов искусства — способ инвестирования

Почему лучше покупать картину в галерее, а не у автора

Коллекционеры, не обладающие большими деньгами, предпочитают купить картину недорого у самого художника. Состоятельные инвесторы покупают полотна в галереях или на аукционах. Причем, неважно, классические это полотна или работы молодых авторов.

  • Во-первых, одаренные художники, которые нацелены на успех, не участвуют в провинциальных выставках. Они стремятся попасть в крупные популярные галереи.
  • Во-вторых, галерея на каждую работу выдаёт сертификат подлинности. Значит, у инвестора при дальнейшей продаже не возникнет проблем. Художник получает очередную галочку для гарантии роста.

В каждой продвинутой галерее работают консультанты по подбору произведений для создания и пополнения коллекций, они же оформляют документы на вывоз картин за рубеж.

Та же Файн арт выставляет работы на аукционы Phillips, Sotheby’s и Vladey, организует выставки, продвигает художника на участие в конкурсах и других мероприятий. Например, «Файн Арт» за 25 лет организовала более 250 выставок.

Вряд ли подобными успехами могут похвастать провинциальные галереи.

И не так важно купить недорогую картину в Москве, как купить ее в крупной надежной галерее.

Рекомендованные для вас статьи:

Что влияет на стоимость картины

На цену картины влияет не уровень творчества художника, а его биография. Важно, в каких галереях выставлялись его работы. Например, экспонирование на

Венецианской Биеналле

можно сравнить с номинацией на «

Оскар

Куратора галереи Fine Art , Ирина Филатова, считает, если картины экспонируются в известных музеях и галереях современного искусства, деньги будут потрачены не зря. «Чем больше «послужной список» мастера, тем выше стоимость картины».

Факты, определяющие стоимость картин:

  • Историческая и культурная ценность.
  • Письменное заключение эксперта с квалификацией в определённой области искусства.
  • Степень сохранности.
  • Участие в крупных галереях или выставках в европейских столицах.
  • Престижные премии национальных или международных конкурсов.
  • Популярность среди коллекционеров и наличие картин в частных собраниях.
  • Наличие провенанса, то есть происхождение картины и история владения.
Читайте также:  Иностранные инвестиций в Россию – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

В плане провенанса оказалась интересной финансовая история картины Марка Ротко «Белый центр». В 1960 г. Дэвид Рокфеллер, приобрел ее за $8,5 тыс. Интенсивный пиар, интервью с владельцем и каталоги с подробнейшей историей полотна увеличили ее стоимость на аукционе Sotheby’s 2007 г. до $ 72,8 млн.

Почему выгодно покупать картины в крупном городе

Для инвестора купить картину в Москве сегодня не так сложно. Но даже региональные инвесторы все-таки предпочитают недорогие картины купить в Москве, и это вполне оправдано. И дело не в самой столице. Важно заручиться поддержкой крупной галереи или аукциона, куда попадают только перспективные художники в смысле роста цены.

В Москве галереи принимают только коммерчески успешные работы. Конечно, можно купить картину в Санкт-Петербурге, а также купить картину в Нижнем Новгороде, но рассмотрим примеры, как зарабатывает на инвестициях Московская галерея современного искусства «Файн Арт».

Рост цен на картины только у Лаврентия Бруни вырос на 50 000 евро, а это – увеличение стоимости более чем в 1000%, что наглядно доказывает коммерческий успех галереи.

Предлагаю посмотреть картину Валерия Кошлякова (из таблицы выше) «СИТИ. РУИНЫ. НОЧЬ». Она была продана за 41 тыс. евро:

Лот17-1

Так что же делать инвестору: тонкости, опыт, профессионализм

Первый вопрос, который может возникнуть у человека, решившего заняться арт-инвестициями: а сколько стоит “пропуск” на рынок? Много. Чем больше у вас денег – тем лучше. Парочка картин современных украинских художников обойдется вам в 10-50 тысяч долларов, а для игры на западном рынке лучше сразу запасти пару миллионов.

Следующий вопрос: где покупать? Естественно, не на Андреевском спуске, а на специализированных аукционах и в галереях. В одном Киеве около пятидесяти галерей, где специалисты помогут подобрать вам произведение искусства под ваши финансовые возможности.

Читайте также:  Диверсификация инвестиций - что это, виды, как проводится

Теперь возникает вопрос: что покупать? Можно последовать древнему как мир совету антикваров: “Чем старше – тем надежнее”. Можно внимательно проанализировать статистику торгов за последнее десятилетие по приглянувшемуся вам художнику. А можно диверсифицировать риски, как на фондовом рынке, и купить сразу “пакет” – десяток не очень дорогих полотен современных авангардистов. По сути, выбор зависит сугубо от ваших предпочтений, толщины кошелька и знаний.

Итак, вы проанализировали все показатели, проконсультировались с экспертами и выбрали “жертву”. На этом этапе многие начинающие инвесторы могут совершить ошибку.

Следует помнить, что вы инвестируете не в картину, хотя, безусловно, качество полотна играет определённую роль. На самом деле вы инвестируете в биографию художника. Стоимость картины зависит от того, кто и за сколько ранее покупал картины художника, в каких галереях проходили выставки автора, к какому периоду творчества художника  принадлежит полотно (раннему или позднему), кто был предыдущим владельцем картины, насколько актуален сюжет картины для современников и т.д.

Где выгоднее покупать искусство: в галерее, на арт-ярмарках или напрямую у художника?

Начнем, я думаю, с ответа на последнее: истина в том, что все замеченные, инвестиционно многообещающие молодые художники уже на контракте с галереями. Это основная задача любого профессионального галериста, как продюсера, искать художников, которые в перспективе, при правильных вложениях с его стороны (продюсирование проектов, выставки, производство работ, пиар), будут приносить много денег.

Поэтому если вы приедете к именитому или даже перспективному, молодому художнику в мастерскую и попросите продать работу — скорее всего, он отправит вас к своему галеристу. Художнику гораздо ценнее договор с галереей, чем единичный клиент, потому что галерея дает ему множество возможностей для реализации и сотни выходов на покупателей. Поэтому он просто не захочет портить отношения, толкая работы “налево”. Хотя контракты с галереями и такое предусматривают. Галерея очень пристально следит за новыми работами и работает на рост цен своих художников, поэтому любой галерист знает работы в активе своего художника наперечет. То есть вырваться из системы рынка вам все равно не удастся. Можно покупать работы неизвестного друга, который вам очень нравится, но с уже показавшими себя художниками так, конечно, не сработает.

Ярмарки и галереи вообще сложно сравнивать. На ярмарках вы можете увидеть в одном месте максимальное разнообразие подходов и “товара”, в этом и заключается прелесть ярмарки. Познакомиться с избранным “ассортиментом” галерей со всего мира в одном месте.

Если захочется углубиться в исследование художников одной галереи (потому что вам нравится вкус галериста, подбор имен, уровень), тогда надо приходить в галерею и уже отсматривать работы внутри. Например, у нас (в галерее pop/off/art — примечание автора)представлено более 1200 объектов только в одном хранилище. Также, мы всегда можем запросить (и чаще всего так и делаем), работы у других галерей, являясь “точкой сборки”. То есть через нас, в теории, вы можете купить практически любого художника мира, благодаря нашим связям и партнерским взаимоотношениям с галереями в России и за рубежом.

Искусство инвестировать в искусство, или как покупать картины, не теряя денег

«Торговля произведениями искусства — всего лишь форма организованного грабежа»,— говорил Винсент Ван Гог. Интересно, поменял бы свое мнение великий голландец, если бы его картины оценили еще при жизни и они продавались бы за десятки миллионов долларов? Инвестиции в искусство сейчас модная тема, но разобраться в ней не так легко. «Деньги» попытались.

Татьяна Алешкина («Деньги», N 37 от 26.09.2021)

«Голубые фишки» или стартап

Вложения в искусство отличаются от других инвестиций тем, что очень сложно предугадать доходность — купленная картина может как резко подешеветь, так и резко подорожать. В ноябре прошлого года картина Леонардо Да Винчи «Спаситель мира» озолотила российского олигарха Дмитрия Рыболовлева. Купив ее в 2021 году у швейцарского арт-дилера Ива Бувье за $127,5 млн и впоследствии обвинив продавца в завышении цены, бизнесмен в итоге продал ее на аукционе Christie’s в три раза дороже. «Борьба ставок за «Спасителя мира» открылась с отметки в $75 млн. Через несколько напряженных минут за лот сражались только два участника, делавшие ставки по телефону. В итоге работа ушла с молотка за $450 млн»,— рассказывает пресс-секретарь Christie’s в России Елена Курбацкая.

Впрочем, с антиквариатом (предметами коллекционирования, которым более ста лет) головокружительные истории случаются все реже. «Сейчас цены на антиквариат падают»,— сетует руководитель аукционного агентства Baltzer Григорий Бальцер, отмечая, что, возможно, это хороший момент, чтобы прикупить старых мастеров, ведь снижение цены всегда циклично.

Картина Клода Моне «Стог» стоила $10,9 млн в 1999 году, а к 2021 году подорожала до $72,5 млн. Если бы ее продавали сегодня, она бы оценивалась в $62 млн, учитывая ситуацию на рынке (согласно оценкам artprice.com).

Антиквариат прошел проверку временем, которое отфильтровало, кто хороший художник, а кто — нет. Теперь у него понятный инвестиционный ресурс. «Но потенциала здесь для резкого роста цены может и не быть, как в случае с современными художниками — иные «выстреливают» очень сильно»,— отмечает господин Бальцер. Он приводит пример с работами немецко-американского художника Джозефа Альберса, которые 20 лет назад не стоили ничего, но в этом году прибавляют в цене каждый месяц, некоторые из них подорожали до $2 млн.

Максимальные цены на картины другого современника Марка Ротко, согласно данным artprice.com, в 2000 году составляли $13 млн, в 2021 году они достигли рекордного значения в $77,5 млн, к 2021 году опустились до менее чем $30 млн.

«Общих правил по доходности инвестиций в искусство не существует. Как и на финансовом рынке, в искусстве существуют свои «голубые фишки» — например, Пикассо. Но даже в этом случае имя не является единственным фактором цены — у любой работы есть дата, история, провенанс, качество, уникальность»,— рассказывает коллекционер, основатель арт-ярмарки Cosmoscow Маргарита Пушкина. Она уверена, что Пикассо — это почти беспроигрышная инвестиция. «Но «Авиньонские девицы» — это одно дело, а тиражная керамика — совершенно другое»,— предупреждает эксперт.

Если оперировать небольшими суммами, то имеет смысл рассматривать молодых современных художников, цены на картины которых не превышают €1 тыс. и есть потенциал роста до €5 тыс. Арт-критик Елизавета Савина говорит, что далее расклад примерно такой: то, что стоит около €5 тыс., может вырасти до €10 тыс., а цена картины в €30 тыс. стремится к €50 тыс. «У картин стоимостью €200-300 тыс. есть потенциал к росту до €500 тыс., а иногда и до €1 млн. Инвестиции в предметы искусства свыше €1 млн непредсказуемы, там большую роль играет спекулятивный фактор — здесь уже работают не законы искусства, а законы капитала»,— добавляет госпожа Савина.

Начинающего художника можно сравнить с бизнес-проектом — это стартап, в который вкладывают деньги и раскручивают его. «Не зря говорят — «гений — это талант плюс удача». Так вот в мире искусства удача — это правильный куратор, галерист, который помогает художнику выйти на новый уровень, сформировать спрос на его картины»,— считает господин Бальцер.

Коллекционер современного искусства Пьер Броше купил в 2004 году картину российского художника Алексея Калимы «Лезгинка» за $500. «Сейчас если бы я захотел, то мог бы продать ее за €50 тыс. Картину Тимура Новикова «Аральское море» я купил в начале 90-х годов за €3 тыс., сейчас она стоит не менее €100 тыс.»,— уверен господин Броше, добавляя, впрочем, что узнать цену работы можно только тогда, когда она выставлена на продажу, до этого существуют только примерные оценки.

Как купить

Господин Броше говорит, что, инвестируя в искусство, важно понимать сегодня, что будет востребовано завтра. Арт-директор «Винзавода» Николай Палажченко насчитывает 489 факторов, влияющих на стоимость произведений искусства, но не называет, какие именно. От чего же все-таки зависит успех? Как понять, будет ли картина дорожать?

Работы художника должны появляться на выставках, в каталогах — чем больше людей их видит, тем больше они стоят. Успех приходит, когда крупные галереи хотят купить право работы с тем или иным художником, картины участвуют в выставках и начинаются первые продажи. Если арт-объекты находятся в музеях и частных коллекциях, то художника можно считать признанным.

Важно не только, с какими галереями художник работает. Елизавета Савина указывает на то, что с точки зрения инвестиционного потенциала художника ситуация за последние 20 лет сильно изменилась. «Теперь автор должен быть интегрирован в глобальную систему — биеннале, музеи, фестивали. Он становится инвестиционно привлекательным в случае получения признания на международной арене»,— говорит госпожа Савина.

Немалую роль в процессе раскрутки художника, как и раньше, играет PR. «Если это профессиональная работа по раскрутке и продвижению художника, то она, безусловно, способствует росту узнаваемости и, соответственно, стоимости работ»,— отмечает госпожа Пушкина. Есть факторы, отрицательно влияющие на цену. Например, большое количество предыдущих перепродаж произведения искусства.

Опрошенные «Деньгами» эксперты предупреждают, что арт-инвестиции — всегда долгосрочные. Нет никакого смысла перепродавать купленное через год или два. «Нужно ждать пять-десять лет, при этом следить за происходящим на первичном и вторичном рынках искусства — на аукционах и ярмарках»,— советует госпожа Пушкина.

В вопросе инвестиций в искусство на первом месте стоит искусство, на втором — сами инвестиции. По словам господина Броше, это эмоциональная и интеллектуальная инвестиция.

«Смотрите на картину как на украшение вашего жилища и только потом как на источник дохода. Если вы хотите купить картину, которую не повесили бы у себя дома, лучше вложиться в ценные бумаги»,— советует господин Бальцер. «Даже если работа не вырастет в цене, она все равно будет дарить вам радость»,— добавляет госпожа Пушкина.

Чтобы инвестировать в искусство, нужно в нем разбираться. Если вы покупаете акции или облигации компании, вы следите за ее новостями и общей ситуацией на рынках. Так и в случае с картинами — необходимо постоянно смотреть на рынок — посещать выставки и ярмарки, общаться с экспертами и следить за новостями. Господин Броше советует ходить по музеям в разных странах, общаться с художниками, искусствоведами, чтобы понимать язык актуального искусства. Чтобы разбираться в искусстве прошлого, необходимо ходить в музеи, а для того чтобы понимать современное искусство — в галереи и на ярмарки, считает госпожа Пушкина.

Как продать

Покупать картины можно напрямую у художников, в галереях или на аукционах. «Аукционы — это вторичный рынок, но зато работы уже обладают провенансом»,— отмечает госпожа Пушкина.

Господин Бальцер отдает предпочтение аукционам, отмечая, что галерея работает с каким-то конкретным направлением, выставляя 20-30 картин, у аукциона больше охват, сильнее развита маркетинговая составляющая; к тому же покупка на аукционе имеет спортивный характер.

В среднем комиссия с покупателя в аукционном доме составляет 25% и начинает снижаться после определенной суммы (у каждого аукционного дома она своя). А с продавца аукционный дом берет максимальные 12%, и эта комиссия тоже снижается в зависимости от значимости работы, а также от желания аукционного дома получить ее на торги.

Крупнейшие аукционные дома — это Christie’s, Sotheby’s и Phillips. Международный охват и отлаженная работа онлайн-платформ — вот главные их преимущества.

Выйти из инвестиции, то есть продать арт-объект, также можно разными способами. Если в приоритете оперативность и желание избежать публичной огласки, то оптимальный формат — это продажа через дилера. «Если вы решили выставить работу на аукцион, то при определенных условиях цена может вырасти, но придется ждать момента проведения конкретных торгов»,— говорит госпожа Пушкина.

Елена Курбацкая из Christie’s рассказывает, что желающие продать имеющиеся у них работы на аукционе сначала присылают по электронной почте ее изображение и информацию об этой работе. «Эти данные пересылаются в специальный департамент, где тщательно изучаются. Если мы беремся за продажу работы, то связываемся с клиентом для принятия решения о подходящих условиях. Оценочная стоимость каждой из работ определяется в индивидуальном порядке, исходя из анализа продаж аналогичных работ»,— добавляет госпожа Курбацкая.

Эксперты арт-рынка советуют инвесторам в искусство не чувствовать себя инвесторами, напоминая о том, что картина — это не просто вещь, это некоторый образ времени, его отражение.

Как застраховать произведение искусства

По классификации страховщиков, произведение искусства относится к движимому имуществу. Но далеко не все страховые компании работают с ними. Главные причины:

  • сложно оценить ценность предмета (в регионах нет специалистов для оценки)
  • большой риск мошенничества со стороны владельца.

По этой причине многие страховщики отказываются заключать договор с владельцами произведений искусства. И не все владельцы хотят его страховать:  этим чаще занимаются инвесторы, а коллекционеры предпочитают просто спрятать свое имущество от посторонних глаз.

Российский рынок страхования произведений искусства оценивают в 1,5 млрд долларов, но в реальности он значительно меньше. Главные клиенты страховых компаний на этом рынке – государственные музеи.  Если договор страхования заключает частное лицо, обязательные условия – наличие документа об оценке от эксперта с государственной лицензией или чека, а также документов, удостоверяющих законное право владения этим предметом.

Покупка картин и предметов искусства - способ инвестирования

Страховые взносы – от 0,6% до 1% от стоимости вещи в год. Чем лучше условия хранения, тем ниже страховой взнос. Дешевле всего обойдется страховка произведения искусства, которое хранится в сейфе в охраняемом помещении с сигнализацией.

Страхового минимума и максимума не существует. Имеет смысл страховать предметы стоимостью от 20 тысяч долларов на их полную стоимость. Если страхуют коллекцию, каждый предмет оценивают отдельно. По законодательству РФ, в случае наступления страхового случая страховщик обязан выплатить ущерб на полную сумму, но только если эта сумма не превышает 10% от собственных средств страховой компании.

Лучше всего заключать договор страхования с крупной компанией (“Ингосстрах”, “Ренессанс-страхование” и т.п). При наличии всех документов на произведение искусства (включая чек или оценку эксперта) и надлежащих условий хранения проблем возникнуть не должно.

Какие есть риски при вложениях в искусство и как их минимизировать

  1. Риск, что стоимость произведения искусства со временем не вырастет или даже упадет.  Самый главный риск любого коллекционера и инвестора на арт-рынке. Гарантии сохранить свои сбережения дает лишь покупка работ, которым больше 100 лет. В остальных случаях инвестор может лишь отчасти полагаться на расчет и во многом – на свое чутье.
  2. Риск купить подделку вместо оригинала. Если речь идет о произведениях признанных мастеров, любой инвестор опасается нарваться на подделку.  Покупать  такие вещи можно только на известных аукционах или в галереях, и обязательно брать подтверждающие документы. В качестве дополнительной меры перед покупкой можно заказать независимую экспертизу. Оценщики часто работают в музеях.  Важно, чтобы эксперт имел лицензию оценщика. В таком случае, его оценка будет иметь вес и приниматься в том числе страховыми компаниями. При искусствоведческой экспертизе обычно используют химико – технологический анализ, который позволяет точно определить возраст и авторство произведения.
  3. Риск кражи произведения искусства. Любое произведение искусства могут украсть. Есть воры, которые специализируются в этой области. Этот риск можно свести к нулю, если хранить ценности только в полностью безопасном месте (например, в банковской ячейке) и оформлять страховку.
  4. Риск порчи. Картины и другие произведения искусства могут пропасть из-за пожара, наводнения или другого ЧП. Также они могут повредиться или даже полностью прийти в негодность из-за высокой влажности и нарушения условий хранения. Минимизировать этот риск можно также, как и предыдущий – правильными условиями хранения и оформлением страховки.

Кейс 4. первый выпуск комикса про супермена за 3,2 миллиона долларов

Покупка картин и предметов искусства - способ инвестирования

Цена на некоторые направления в искусстве подогревается стараниями галеристов. В 90-е годы несколько экспертов смогли значительно усилить интерес к комиксам. На этой волне они продали несколько выпусков и рисунков обложек первых комиксов за рекордные деньги.

Вот по каким ценам  были проданы первые выпуски “Супермена”:

  • 2,16 миллионов долларов (в 2021 году)
  • рекордные 3,2 миллиона долларов (в 2021 году)
  • 956 тысяч долларов (в 2021 году)

Всего до наших дней дошло около 100 экземпляров этого выпуска.  В момент своего появления, 18 апреля 1938 года, комикс стоил 10 центов.

Вложения в искусство – довольно редкий вид инвестиций. Большинство людей предпочитает вкладывать сбережения в более понятные и прогнозируемые финансовые инструменты. Искусство всегда субъективно, поскольку оно не несет человечеству измеримой материальной пользы.

“Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит.”

Леонардо да Винчи

Это может быть применимо к инвесторам на арт-рынке.  Если человек обладает особенным чутьем на произведения искусства, он может получать хороший доход в этой нише.

Для большинства инвесторов вкладывать весь свой капитал в картины или предметы старины неразумно. Это особенно касается людей, не разбирающихся в живописи и искусстве в целом.

“Никогда не инвестируйте в бизнес, в котором ничего не понимаете”.

“Оракул из Омахи”, Уоррен Баффет

Если же инвестор разбирается в искусстве и ориентируется на рынке, он может инвестировать часть своего капитала и  сберечь средства для потомков. Ведь настоящие произведения искусства никогда не обесцениваются, а со временем их стоимость только растет.

Есть мнение, что в скором времени мир вступит в эпоху искусственного интеллекта. Производить товары будут роботы, в результате цены на 99% товаров обрушатся.  В этом случае проверенные временем произведения искусства могут взлететь в цене – ведь их не сможет воспроизвести ни один робот.

В таблице приведены главные достоинства и недостатки стратегии инвестирования в предметы искусства.

Рекомендации инвестору в произведения искусства
  1. Тщательно анализировать рынок, “вариться” в этой теме.
  2. Тщательно выбирать объект инвестиций.
  3. Спросить мнение экспертов, если сам инвестор не разбирается в искусстве.
  4. Выбрать инвестиционную стратегию и придерживаться ее.
  5. Заранее просчитать все расходы (на ввоз, страховку и т.д).
  6. Хранить произведения искусства в надежном месте.
  7. Застраховать свое приобретение.
  8. Не экономить на хранении и страховке.
  9. Декларировать ввоз/вывоз своего произведения искусства в/из страны и платить все налоги..

Обратная сторона медали: ошибки, провалы, подделки

Посмотрев главный художественный индекс мира – Mei Moses All Art, который отображает колебания цен на живопись, продаваемую на аукционах в Лондоне и Нью-Йорке, инвестор увидит весьма оптимистичные цифры. По данным Financial Times и компании “Финмаркет” за прошедшие десять лет прибыльность инвестиций в живопись в среднем в шесть раз превышала эффективность вложений средств в акции “голубых фишек” Standard & Poor’s 500.

Кажется, самое время “расчехлять” банковскую карточку и начинать охоту за мировыми шедеврами. Но на практике новичок, рассуждающий подобным образом, рискует потерять все свои деньги уже на первых открытых торгах. Инвестиции в картины требуют обширных культурологических знаний, хладнокровия и терпения. Во сколько может обойтись ошибка на художественном рынке, мы расскажем ниже.

Первая опасность, которая подстерегает новичка – это подделки. Подделки существуют ровно столько, сколько существует живопись. Подделывать не гнушался даже Микеланджело, который по молодости писал картины от имени своего учителя Гирландайо. Что уж тут говорить о наших современниках!

Например, Айвазовский написал порядка шести тысяч картин, но на рынке, по оценкам различных экспертов, сейчас обращается от 30 до 60 тысяч полотен, приписываемых мастеру. А Казимира Малевича подделывают так часто, что его картины перестали брать на некоторые Западные аукционы.

К сожалению, любят подделывать картины и сами галеристы. Так, владельцы известной Нью-Йоркской галереи Exclusive Art на протяжении 12 лет подделывали картины Марка Шагала, Поля Гогена, Огюста Ренуара и других известных художников, продавая их коллекционерам по цене оригинала.

Что можно посоветовать незадачливому инвестору в таком случае? Не отчаиваться и постараться обратить поражение в победу. Так поступили в Италии, где существует галерея “Pitti Arte”, художники которой рисуют узаконенные подделки признанных мастеров. Возможно, именно вы сможете легализировать рынок подделок на постсоветском пространстве.

Вторая опасность – неправильная идентификация авторов картин. Как показывает практика, даже профессионалы из ведущих аукционных домов Sotheby’s и Cristie’s не застрахованы от ошибок. Например, за проданной за 40 миллионов долларов на аукционе Cristie’s картине Винсента ван Гога “Подсолнухи” после экспертизы итальянских искусствоведов было признано авторство Поля Гогена.

Третья опасность – недостаток терпения. Арт-инвестиции располагают к стратегическому мышлению, когда на смену сиюминутной прибыли приходит понимание того, что картины могут послужить и вашим детям. Так что если вы не готовы ждать 5-10 лет, пока хранящиеся у вас картины вырастут в цене – игра на рынке живописи не для вас.

К примеру, по данным годового отчета об инвестициях в искусство Skate’s Art Market Research, одним из главных провалов 2021 года стала продажа картины Марка Шагала “Музыка”. Купленная в 2021 году за 2,948 миллионов долларов, она ушла на торгах в мае 2021 за 2,1 миллион долларов. Нетерпение стоило её владельцу 848 тысяч долларов.

С чего начать интересные инвестиции в искусство

Вложения в художественные изделия чаще приносят доход профессионалам. Чтобы сделать интересные инвестиции в этой сфере, нужно самому разбираться в искусстве. Это касается и художественной, и финансовой составляющей. Без понимания особенностей рынка инвестировать в предметы искусства можно лишь после консультации с экспертами.

Вот 7 этапов инвестиций в предметы искусства:

  1. Анализ рынка. Важно понимать, что и почем сейчас продается и покупается. Что в тренде, а что нет. Какие перспективы имеют произведения популярных мастеров в долгосрочной и краткосрочной перспективе.
  2. Выбор стратегии. Если инвестор хочет вложить деньги на долгосрочный период, лучше покупать произведения признанных мастеров. Если инвестор планирует зарабатывать на перепродаже – нужно искать образцы современного искусства.
  3. Выбор галереи или аукциона. Место приобретения тоже влияет на стоимость.Известные галереи – Saatchi, галерея Гагосяна. Самые известные аукционные дома – Christie’s, Sotheby’s. Там продают и покупают наиболее дорогие предметы искусства.В России купить картину или другой предмет можно в онлайн-галереях (например, Oily oil, Lumas) c доставкой по России.  В крупных городах приобрести картины можно в галереях и художественных салонах. Вот список таких галерей в Москве (с указанием цен)
    Покупка картин и предметов искусства - способ инвестирования
    В культурной столице – Санкт-Петербурге – таких мест намного больше. Например, галерея АртАрия, художественная мастерская “Мир Искусства”, галерея современного искусства “Март”,галерея картин Елены Смирновой и множество других галерей.В любом крупном городе обычно есть хотя бы  1-2 мастерских или салонов, где можно приобрести произведения современного искусства.А вот приобрести предмет классического искусства  в России вряд ли получится. Крупных аукционов или всемирно известных галерей в нашей стране нет.Еще один вариант – купить картины на Ebay.Покупка картин и предметов искусства - способ инвестирования
    В случае сомнений в подлинности товар можно вернуть.
  4. Выбор и покупка. Крайне важно правильно оформить все документы. Инвестор обязательно должен иметь бумаги, подтверждающие его право владения и авторство произведения.
  5. Транспортировка. Если произведение искусства вывозится в другую страну, это нужно задекларировать. Иногда требуется также оплатить налог на ввоз или вывоз. Это зависит от законодательства страны вывоза и ввоза.
  6. Страховка и хранение. Важно обеспечить сохранность своих инвестиций. Место хранения должно быть надежным и обеспечивать нужные условия.

    Основные условия хранения картин:
    – температура – оптимально 19-21 градус по Цельсию
    – влажность –  допустимо 30%, идеально 50-55%
    – нельзя допускать резких перепадов температуры и влажности
    – нельзя допускать сквозняки
    – на картину не должен попадать прямой солнечный свет
    – не рекомендуется держать картины в полностью закрытом помещении без окон.

    Произведения искусства должны быть застрахованы от кражи и порчи. Подробнее этот вопрос рассмотрим в следующем разделе.

  7. Продажа. Когда цена вырастет, произведение искусства можно выставлять на продажу. Продать картину можно “с рук”, выставив на продажу в интернет-галерее, на любом специализированном онлайн или оффлайн-ресурсе. Если произведение было куплено на известной площадке, разумно продавать его там же.

Система налогообложения

По некоторым параметрам нашу страну можно назвать удобной для коллекционеров. Но в других аспектах налоговое законодательство в этой области несовершенно.

Давайте посмотрим, за что платят налоги коллекционеры и инвесторы:

  • Налог на богатство – отсутствует.
  • Налог на наследование произведение искусства – отсутствует.
  • Налог на перепродажу – 13% при сроке владения менее 5 лет, отсутствует при сроке владения более 5 лет. При расчете налогооблагаемой базы можно вернуть себе налоговый вычет на сумму 250 000 рублей.
  • Налоговые льготы для дарителей и меценатов – отсутствуют.

Отдельно стоит рассмотреть налоги на ввоз и вывоз произведений искусства

Налог на коммерческий ввоз произведений искусств:

  • Коммерческий ввоз для физических лиц – налог отсутствует при стоимости изделия менее 10 000 долларов.
  • При стоимости от 10 000 долларов пошлина на ввоз для коммерческого использования составляет 30% от стоимости, НДС 0%.
  • При ввозе для личного пользования – не облагается налогом (при условии декларирования).
  • Для юридических лиц ввоз «культурных ценностей» или «предметов культурного назначения» облагается НДС 18% от стоимости; таможенная пошлина 0%.

Вывоз произведений искусств в возрасте 100 лет и более из России запрещен.

Сколько вы можете заработать?

При инвестициях в картины средняя доходность варьируется в пределах 20-50%. Это достаточно высокие показатели и «светят» они далеко не всем. Чтобы добиться такого прекрасно результата, покупатель должен обзавестись очень интересными экземплярами, которые обладают потенциалом для роста.

Хотя тут также есть и определенные риски, которые завязаны на спекулятивном характере вложений. Помимо этого, это долгосрочное капиталовложение, и чем дольше предмет будет храниться у вас, тем больше возможностей продать его дороже через лет 10-15.

Конечно же, вы можете искать картины художников прошлого, но, тут важно учитывать статус мастера, ведь в отдельных случаях работы перспективного современника стоят в несколько раз выше полотен некачественного мастера прошлого. Если художник XVII-XVIII века малоизвестен, да и качество его работ низкое, то его имя не ценится вообще.

И последнее: будьте как можно внимательнее к предметам искусства, которые вы собираетесь покупать. Если вы не обладаете необходимыми знаниями, советуем вам обратиться к специалисту, который проанализирует рынок за вас и найдет наиболее выгодную отрасль капиталовложения. Тогда приобретенная вами картина будет радовать глаз, а сохранность денег – греть сердце. Желаем успехов!

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.