Политика привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь и основные направления её совершенствования. Курсовая работа (т). Эктеория. 2013-11-01

1 Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике
Беларусь

Отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на
территории Республики Беларусь, регулируются Инвестиционным кодексом,
гражданским и иным законодательством Республики Беларусь, в том числе
международными договорами Республики Беларусь, а также инвестиционными
договорами с Республикой Беларусь.

Основными документами, регулирующими и определяющими инвестиционную
деятельность в Республике Беларусь, являются:

1.  Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый в 2001 г.,
который пришел на смену законам “Об иностранных инвестициях на территории
Республики Беларусь” и “Об иностранных инвестициях на территории
Республики Беларусь”;

.    Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики
Беларусь на период до 2021 г.;

.    Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. №11 “Об
упорядочении государственной регистрации и ликвидации субъектов
хозяйствования”;

.    Постановление Министерства иностранных дел от 19.12.2000 г. “О
совершенствовании работы по государственной регистрации предприятий с
иностранными инвестициями”;

Кроме того, Республика Беларусь является участницей Конвенции “О
порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными
лицами” (Вашингтон, 18 марта 1965 г.), Сеульской конвенции 1985 г. об
учреждении Многостороннего Агентства по гарантии инвестиций, также посвященной
вопросам рассмотрения инвестиционных споров между государствами и иностранными
инвесторами и страхованию иностранных инвестиций.

С 1992 г. Беларусь является членом МБРР, ЕБРР, МВФ, МАР.

Республикой Беларусь подписано более 40 двусторонних соглашений о
содействии и взаимной защите инвестиций с такими странами как Германия,
Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Болгария, Великобритания, Финляндия, Италия,
Чехия, Китай, Турция, Египет, Кипр, Иран, Австрия, Армения и др.

Эти соглашения
на взаимной основе предусматривают гарантию благоприятного инвестиционного
режима, защиту инвестиций от национализации и экспроприации, свободный перевод
за границу доходов от инвестиций, а также дают право оспаривать несправедливые
решения государственных органов в отношении его инвестиций в национальных и
международных судебных инстанциях.

Республикой Беларусь заключено около 60 договоров об избежании двойного
налогообложения.

Под инвестициями понимается любое имущество, включая денежные средства,
ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности,
принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и
имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной
деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного
значимого результата, статья 1 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь.

Под иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:
иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице
уполномоченных органов; международные организации; иностранные юридические
лица; иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в
соответствии с законодательством иностранных государств; иностранные граждане;
физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства),
постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь
юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в
любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства в
соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, в том числе
международными договорами Республики Беларусь.

Юридические лица, в уставном фонде которых иностранные
инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 долларов США, и
которые преследуют извлечение прибыли (дохода) в качестве основной цели своей
деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками,
признаются на территории Республики Беларусь коммерческими организациями с
иностранными инвестициями.

В соответствии со статьей 77 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь
коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные
инвесторы осуществляют уплату налогов, сборов (пошлин) и пользуются налоговыми
и таможенными льготами в соответствии с налоговым и таможенным
законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено
международными договорами Республики Беларусь.

Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь,
условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием
юридических лиц не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим
для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности
юридических и физических лиц Республики Беларусь, кроме случаев, определенных
Инвестиционным Кодексом.

Государство гарантирует инвестору право собственности
и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным
способом, и защищает эти права.

Инвестор вправе самостоятельно определять и
осуществлять в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь все
действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и
результатами инвестиционной деятельности.

Инвестор вправе самостоятельно распоряжаться прибылью
(доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в
том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в
соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Под реинвестированием понимается вложение инвестором в
объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли
(дохода), уже полученной им в результате такой деятельности.

Иностранному инвестору гарантируется после уплаты им налогов
и других обязательных платежей, установленных законодательными актами
Республики Беларусь, беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь
прибыли (дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате
осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или
частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной
деятельности.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями
осуществляют внешнеторговую деятельность в соответствии с законодательством
Республики Беларусь.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями
устанавливают цены на продукцию (работы, услуги) и порядок ее реализации в
соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями
распоряжаются валютной выручкой с учетом требований законодательных актов
Республики Беларусь.

Защита и осуществление прав интеллектуальной собственности иностранных
инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями обеспечиваются
актами законодательства Республики Беларусь и международными договорами
Республики Беларусь

Государство гарантирует защиту инвестиций в
соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к
ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям.
Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной
компенсацией стоимости национализированного или реквизированного
инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и
реквизицией.

Порядок и условия национализации и реквизиции, а также выплаты
компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного
имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией,
устанавливаются Инвестиционным Кодексом и законами Республики Беларусь.

Инвестиционная деятельность поддерживается
государством с целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику
Республики Беларусь.

В стране проведена значительная работа по совершенствованию
инвестиционного законодательства. Внесены изменения и дополнения в
Инвестиционный кодекс, которые расширяют правовое поле деятельности для
иностранных инвесторов. В частности, сняты ограничения на
организационно-правовые формы, в которых могут создаваться коммерческие
организации с иностранными инвестициями, предусмотрена возможность
осуществления инвестиций в Республике Беларусь иностранными организациями, не
имеющими статуса юридического лица в стране происхождения, расширены виды
инвестиционной деятельности за счет включения в них подписки на дополнительную
эмиссию акций.

Для повышения инвестиционной привлекательности во всех областных центрах
и столице Беларуси на срок от 30 до 50 лет Указами Президента страны созданы
шесть свободных экономических зон, которые представляют собой территории со
специальными налоговыми, таможенными и регистрационными режимами и дают
дополнительные льготы инвесторам.

Для оказания информационно-организационного содействия зарубежным
инвесторам создано Национальное инвестиционное агентство. Вместе с поиском и
привлечением долгосрочных инвестиций в экономику страны, в числе основные задач
этой структуры, координация работы по внедрению в практику новых для нас схем
финансирования инвестиционных проектов (проектное, структурированное, страховое
финансирование и др.), реализация проектов “под ключ” и др.

Особую роль в сфере инвестиционной деятельности играет Консультативный
совет по иностранным инвестициям при Правительстве. В него входят как
руководители госорганов, так и иностранные инвесторы, представители
международных организаций, рекомендации которых учитываются Правительством при
регулировании инвестиционной политики государства.

Наряду со столь привлекательной инвестиционной
политикой, нужно отметить и созданные в стране благоприятные макроэкономические
условия; устойчивый экономический рост, который обеспечивается с 1996 года в
среднем на 8,6% в год; снижение уровня инфляции, увеличение банковских вкладов
населения и предприятий. Более стабильной, унифицированной и прозрачной стала
система налогообложения.

Таким образом, в республике создана нормативно-правовая база в основном
соответствующая основным критериям рыночной экономики. Вместе с тем, существуют
определенные недостатки действующего правового поля, которые сдерживают
развитие рыночных отношений, препятствуют притоку иностранных инвестиций и
развитию национального бизнеса.

В этой связи предстоит введение в действие правовых норм, новых по
отношению к Инвестиционному кодексу, по формам хозяйствования иностранных
инвесторов на территории Республики Беларусь и статусу отдельных
организационно-правовых форм. Необходимо также совершенствовать процедуру
регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями с
последовательным переходом к заявительной системе и сокращению оснований для
перерегистрации и ликвидации таких организаций.

Наряду с механизмами развития фондового рынка, необходимо законодательно
закрепить права портфельных инвесторов, в том числе и иностранных. Отсутствие
при преобразовании собственности адекватных механизмов корпоративного
управления и контроля может привести к потере портфельными инвесторами
возможности влиять на решения и получать информацию по основным вопросам
деятельности организаций с последующим вытеснением их из компаний.

Права
акционеров должны быть защищены правовой системой, включая нормы по
корпоративному управлению. Кроме того, правовую защиту интересов портфельных
инвесторов от наличия несовершенных инструментов фондового рынка должно
обеспечить принятие закона о защите прав инвесторов при осуществлении ими
сделок с ценными бумагами.

К числу проблем, ухудшающих инвестиционную привлекательность Беларуси,
относится несоответствие бухгалтерского учета и финансовой отчетности
международным стандартам. Важным шагом в привлечении иностранного капитала
станет переход Беларуси на международные стандарты финансовой отчетности.

🚀 курсовая работа на тему “прямые иностранные инвестиции в республику беларусь” – готовая работа бесплатно

Введение
Глава 1. Сущность прямых иностранных инвестиций и их роль в повышении эффективности национальной экономики
1.1. Сущность и виды инвестиций, теория мультипликатора и принцип акселерации
1.2. Понятие прямых иностранных инвестиций и их влияние на экономику государства
Глава 2. Анализ государственной политики Республики Беларусь по привлечению прямых иностранных инвестиций
2.1. Основные инструменты привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь
2.2. Результаты инвестиционной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь
Глава 3. Пути повышения инвестиционной привлекательности экономики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Введение

Инвестиции – один из важнейших компонентов экономического роста страны. Потенциал Республики Беларусь несет в себе факторы инвестиционной привлекательности, хотя в целом в стране периодически проявляется макроэкономическая нестабильность (высокая инфляция, неустойчивый обменный курс, падение доходов населения. Тем не менее в стране существуют низкие барьеры входа на рынок в отраслях, ориентированных на потребительский сектор. Однако объем инвестиций, особенно в реальном секторе экономики, не отвечает потребностям государства на современном этапе развития.

Актуальность и острота проблемы притока прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь с каждым годом возрастают, ведь без вложения в необходимых объемах средств в процесс воспроизводства невозможно создание новых эффективных рабочих мест, нельзя добиться стабильного и долговременного экономического роста, существенного повышения жизненного уровня населения.

Важным инструментом воздействия на предпринимательство, других субъектов хозяйствования, на  экономику страны в целом является эффективная инвестиционная политика, посредством которой государство может воздействовать на темпы роста объема производства, ускорение НТР, изменение структуры общественного производства и решение многих важнейших социальных проблем. Таким образом, от объема и качества инвестиций и инвестиционной политики зависит как рост производственного потенциала страны, так и темпы ее экономического роста в целом.

Таким образом, современная инвестиционная политика выступает основным рычагом осуществления положительных структурных изменений в экономике, реализации стратегии модернизации как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, освоении природных ресурсов, устранении диспропорций в развитии регионов, обеспечении занятости населения, повышения его благосостояния.

Объектом и предметом курсовой работы являются прямые иностранные инвестиции как  инструмент развития экономики Республики Беларусь.

Цель работы – определить пути повышения инвестиционной привлекательности экономики Республики Беларусь.

Для реализации поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность прямых иностранных инвестиций и их роль в повышении эффективности национальной экономики;
  • определить цели инвестиционной политики, принципы, механизмы и направления ее проведения в Республике Беларусь для привлечения прямых иностранных инвестиций;
  • проанализировать основные проблемы в реализации государственной инвестиционной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций;
  • сформулировать пути повышения инвестиционной привлекательности экономики Республики Беларусь.

При написании данной работы использованы  логический, диалектический, системный методы, методы индукции и дедукции, а также методы анализа, сравнения и обобщения данных научной литературы по изучаемой проблеме прямых иностранных инвестиций.

При написании курсовой работы использованы нормативные правовые акты, научные издания, учебные пособия белорусских и зарубежных авторов, периодические печатные издания, а также данные статистики и материалы представленные на официальных сайтах министерств и ведомств Республики Беларусь.

 Глава 1. Сущность прямых иностранных инвестиций и их роль в повышении эффективности национальной экономики

1.1. Сущность и виды инвестиций, теория мультипликатора и принцип акселерации

Термин «инвестиции» произошел от латинского слова «invest», что означает «вкладывать», а в более широкой трактовке понятие «инвестиции» представляет собой «вложения капитала с целью последующего его увеличения». При этом подразумевается, что прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы компенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на другие цели, в т. ч. потребление, вознаградить его за риск, а также возместить определенные потери от инфляции в предстоящем периоде.

Инвестиции являются одним из базисных объектов регулирования экономики государством. Понятие «инвестиций» относится к числу фундаментальных; они  являются одной из самых дефицитных и важных составляющих любой национальной экономики. Адаптация к условиям жесткой конкуренции, риску, а также недостаточности финансовых ресурсов требует чёткого определения понятия «инвестиция» и классификации категорий различных инвестиционных вложений.

Ряд ученых, таких как, например, Кэмпбэлл Р. Макконелл и Стэнли Л. Брю дают свою, отличную от других формулировку инвестиций, определяя ее как затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов. Итак, инвестициями являются средства, вкладываемые в экономические объекты и проекты, которые предназначены для обеспечения производства экономическими ресурсами в перспективе. Иными словами, инвестиции – это любые имеющиеся средства, призванные служить удовлетворению будущих потребностей, для чего они отвлекаются от текущего потребления и вкладываются в определенное направление, приносящее выгоды в перспективе.

Реализация инвестиционных программ и проектов позволяет совершенствовать технологию производства, модернизировать и реконструировать материально-техническую базу предприятий, повышать занятость населения, а также конкурентоспособность сферы производства и обращения, и как следствие – повышать экономический потенциал страны.

Согласно Инвестиционного кодекса РБ «Закон об инвестиционной деятельности», инвестициями являются финансовые, материальные ресурсы и другие, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.

В состав инвестиций входят: непосредственно денежные ресурсы (денежные средства); целевые банковские вклады и акции; паевые взносы и другие ценные бумаги; а также движимое и недвижимое имущество – здания, сооружения, оборудование и пр.; имущественные права, вытекающие из авторского права и других интеллектуальных ценностей; совокупность технических, технологических, коммерческих знаний, «ноу-хау»; право пользования природными ресурсами, другие права и ценности.

Совокупность практических действий юридических и физических лиц, а также государства по реализации инвестиций характеризуется как инвестиционная деятельность. Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, ценные бумаги и т. п.

Итак, инвестиционная сфера – это совокупность отраслей экономики, продукция которых выступает в роли инвестиций. В состав инвестиционной сферы входят: сфера капитального строительства; инновационная сфера; сфера обращения финансового капитала; сфера реализации имущественных прав субъектов. Субъектами инвестиционной деятельности могут выступать инвесторы, являющиеся заказчиками, а также подрядчики и пользователи объектов, поставщики  товарно-материальных ценностей, банки, инвестиционные компании, граждане государства и зарубежных стран.

Согласно другой существующей классификации, различают три типа инвестиций в зависимости от оперируемых ценностей: реальные, финансовые и интеллектуальные.

Реальные инвестиции включают в себя вложения средств в материальные активы, или вещественный капитал: здания, оборудование, товарно-материальные запасы и др., а также нематериальные активы — патенты, лицензии, «ноу-хау» и прочее.

Финансовыми инвестициями называются вложения в ценные бумаги — акции, векселя, облигации и др., а также целевые банковские вклады, депозиты и т. д.

Интеллектуальными инвестициями называют вложения средств в творческий потенциал общества, объекты интеллектуальной собственности, вытекающие из авторского, изобретательского и патентного права.

Под прямыми  инвестициями понимают непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложение средств без посредников.

Непрямые инвестиции – это осуществление инвестирования через посредников: например, приобретение лицами инвестиционных сертификатов инвестиционного фонда, который размещает полученные средства в объекты инвестирования по своему усмотрению, участвует в управлении ими и распределяет часть прибыли среди клиентов.

Существуют также портфельные инвестиции – вложения капитала в различные ценные бумаги.

Инвестиции в воспроизводство и модернизацию основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений, и являются одним из видов инвестиционных ресурсов, направляемых на создание новых основных фондов, а также техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих основных фондов, как производственного, так и непроизводственного назначения. Инвестиции кроме основных фондов могут вкладываться и в оборотные фонды, а также различные финансовые активы и некоторые виды нематериальных активов.

Капитальные вложения различают по:

  •   назначению; направления (отраслевое и территориальное);
  • характеру воспроизводства;
  • технологической структуре;
  • по источникам финансирования.

Отраслевая структура инвестиций может быть охарактеризована как распределение капитальных вложений между различными отраслями народного хозяйства государства. Территориальная структура показывает соотношение инвестиционных вливаний в разрезе регионов страны. Технологическая структура инвестиций характеризует соотношение долей капитальных вложений, направленных на строительно-монтажные работы, оборудование, инструмент, проектно-изыскательские работы, а также прочие работы и затраты.

Воспроизводственная структура основных производственных фондов характеризует распределение иностранных капитальных вложений между различными видами воспроизводства, такими как новое строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение действующих предприятий.

При директивном планировании объемы и структура капитальных вложений формируются централизованно, в то время как в рыночных условиях основной регулирования объема и структуры  инвестиций выступает рынок. Кроме него капитальные вложения в отдельные отрасли экономики и социальной сферы, такие как инфраструктура, наука, экология и др., регулируются государством.

Читайте также:  Почему проект Керченского моста не окупится | Мнения |

Первичными источниками инвестиционной активности, является часть ВВП, используемая на накопление, а также отечественные и зарубежные  займы.

Посредством финансово-кредитной системы страны  ресурсы распределяются и перераспределяются. Они выступают в виде собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов; а также заемных, привлеченных средств инвесторов,  в виде бюджетных ассигнований, поступлений от благотворительных мероприятий и, безусловно, от денежных средств населения.

Инвестиционную деятельность можно определить как ряд целенаправленных практических действий по реализации всевозможных видов инвестиций.

В зависимости от поставленных аналитических задач, зарубежными исследователями в результате разработок были получены различные инвестиционные функции, в которых одними из ключевых параметров изменения инвестиционного спроса являются такие показатели, как чистая прибыль, динамика нормы прибыли и  величина ожидаемой прибыли.

Итак, инвестиции имеют существенное значение для функционирования и развития экономики страны,   предопределяя результаты фундаментальных хозяйственных процессов, протекающих на уровне экономики в целом, ее отраслевых и региональных сегментов, отдельных хозяйствующих субъектов.

Инвестиции выступают очень важным фактором,  который воздействует  на рост ВВП, однако действие этого фактора не подчиняется строгому регламенту. Инвестиции весьма изменчивы, и эта изменчивость гораздо мобильнее, чем изменчивость ВВП.

Например, продолжительность срока службы оборудования с экономической точки зрения имеет конкретный итог: когда заканчивается срок амортизации, необходимо менять оборудование. В реальной жизни всё происходит гораздо сложнее – по различным причинам сроки действия оборудования могут быть продлены сверх периода амортизационных отчислений.

Оборудование может быть обновлено только частично, а также в течение какого-то времени может вовсе не обновляться. Именно с этими решениями руководства фирмы связана амплитуда колебаний инвестиций в общественном производстве: они то расширяются, то сужаются. Также инвестированию может быть подвергнуто производство до истечения сроков амортизации, если этого требует научно-технический прогресс в отрасли.

Колебания в инвестициях происходят также в зависимости от размера текущей прибыли: если прибыль стабильна, то стабильны и инвестиции; если прибыль растёт, то растут и инвестиции. Нестабильность инвестиций увеличивает непостоянство прибыли.

Кроме того, ожидания, которые подвержены изменчивости большим множеством обстоятельств, также предопределяют нестабильность инвестиций.

Колебания курса акций, которые часто  создаются биржевиками искусственно с целью наживы на спекулятивных сделках с ценными бумагами, также вызывают нестабильность в инвестиционной политике предпринимателей и домохозяев.

Следует отметить, что не все инвестиции играют положительную роль в экономическом процессе. Инвестиции, которые направлены на бесперспективные секторы отраслей народного хозяйства и виды производств, ведут к расточению ресурсов, снижению занятости и доходов населения, утрате возможностей устойчивого роста экономики.

Из этого следует, что несмотря на то, что инвестиции являются наиболее важным фактором развития экономики, для их реализации в системе хозяйственных связей государства требуется эффективная государственная политика в области денежно-кредитных и финансово-бюджетных инструментов, государственных расходов, создание институциональных условий, обеспечивающих эффективное инвестирование.

Именно инвестированию отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание позитивных и благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции реформирования экономики проблема повышения инвестиционной привлекательности, улучшения инвестиционного климата и делового климата является одной из ключевых.

В экономике рыночного типа субъекты хозяйствования самостоятельно принимают решения об осуществлении инвестиций, при этом экономические агенты финансируют капиталовложения как самостоятельно, так и за счет заимствования средств на финансовых рынках на конкурентной основе. Главными критериями необходимости инвестиций являются повышение эффективности производства наряду с максимизацией прибыли. Кроме того, технологические изменения в базовых отраслях требуют больших капиталовложений.

Понятие «мультипликатора» было впервые сформулировано английским экономистом Р. Ф. Каном (учеником Кейнса,  первоначально сформулировавшим теорию мультипликатора)в 1931 г. в связи с обоснованием организации общественных работ для борьбы с кризисом и безработицей. Впоследствии теория была дополнена принципом акселерации, выдвинутым  французским экономистом Альбертом Афталионом и  более детально разработанным Р. Харродом, Дж. Хиксом и П. Самуэльсоном. Теория мультипликатора и принцип акселерации включены в неокейнсианские модели экономического роста.

Дословно мультипликатор означает «множитель», и подразумевает кратное увеличение прироста дохода, занятости и потребления к приросту инвестиций. Р. Ф. Кан видел действие мультипликатора занятости в том, что в результате государственных затрат на общественные работы возникает не только «первичная занятость» на этих работах, но и производная от нее – вторичная, третичная и т. д. Таким образом, происходит «мультипликация» покупательной способности и занятости, вызванная первоначальными затратами.

Дж. М. Кейнс вместо занятости в качестве зависимой переменной стал рассматривать национальный доход, т. к. по его утверждению принцип мультипликатора позволяет ответить на вопрос, каким образом небольшие колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю совокупного дохода, способны вызвать колебания занятости и дохода, характеризующиеся гораздо большей амплитудой.

Формула мультипликатора исходит из положения, согласно которому:

  • доход (Y) равен сумме потребления (C) и сбережений (S);
  • если принять, что Y=1, то C S=1.

Так как мультипликатор показывает, в какой степени увеличивается (прирастает) доход под воздействием накопления, то коэффициент мультипликации (М) может быть выражен как единица, деленная на предельную склонность к сбережению (MPS), что отражает формула 1.1:

M = 1/MPS                                            (1.1)

Другое выражение этой зависимости представлено формулой 1.2:

M = 1/(1-MPS)                                           (1.2)

Связь между величиной мультипликатора и изменением равновесного уровня дохода  выражается в мультипликаторной модели:

ΔYE = ΔI/(1 — ΔC)                                            (1.3)

где  ΔYE   – изменение равновесного дохода;

ΔI — изменение объема инвестиций.

Отсюда видно, что всякий раз, когда происходит приращение или сокращение инвестиций, то равновесный или близкий к равновесному доход увеличивается или уменьшается на сумму, в несколько раз превышающую это приращение. Иными словами, каждый рубль, затраченный на инвестиции, дает несколько рублей в совокупном доходе; приращение же дохода тем больше, чем выше склонность к потреблению. Стоит заметить, что мультипликатор – механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение.

Концепция мультипликатора инвестиций важна, в первую очередь, с точки зрения объяснения нестабильности экономики: например, сокращение объема инвестиций или их неправильное перераспределение способно вызвать глубокий спад производства и массовую безработицу. Здесь прослеживается важнейшая макроэкономическая роль, которую в рыночном хозяйстве играют инвестиции; в теории Дж. М. Кейнса  именно инвестиции определяют сбережения, а не наоборот.

«Принцип акселерации» (от слова «акселератор», что значит «ускоритель») выдвинул французский экономист Альберт Афталион (1874-1956) в 1913 г. Впоследствии данный принцип более детально был разработан Р. Харродом, Дж. Хиксом и П. Самуэльсоном, и включен в неокейнсианские модели экономического роста.

Одним из первых, кто обратил серьезное внимание на этот эффект, был известный американский экономист Джон Морис Кларк (1884-1963), активно изучавший проблемы экономических циклов. Кларк полагал, что возрастание спроса на предметы потребления порождает цепную реакцию, ведущую к многократным увеличениям спроса на оборудование и машины. Эта закономерность, согласно мнению Кларка, является ключевым моментом циклического развития; она была определена им как «принцип акселерации», или как «эффект акселератора».

 1.2. Понятие прямых иностранных инвестиций и их влияние на экономику государства

Развитие международного сотрудничества и глобализация мирохозяйственных связей ведут к расширению движения капитала между различными странами, а также к росту международных инвестиций. Направляя свой капитал в другую страну, инвестор осуществляет вложения, которые в стране-реципиенте, или принимающей стране, являются иностранными инвестициями.

Под иностранными инвестициями понимают финансовые и материальные средства, вложенные иностранными юридическими и физическими лицами в различные объекты деятельности, а также права на имущественную и интеллектуальную собственность, переданные ими хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.

Иностранные инвестиции привлекаются в экономику страны с целью ее структурной перестройки, обеспечения экономического роста, создания новых рабочих мест, а также наряду с дополнительными финансовыми и материальными ресурсами для этого же используются передовые иностранные технологии, современная техника, инновационное оборудование, управленческий опыт и прочее. Привлечение иностранного капитала способствует также развитию экспортного потенциала страны, расширению импортозамещения, повышению технического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции.

Иностранные инвестиции осуществляются в форме предпринимательского капитала, размещаемого в производственные предприятия стран-реципиентов, либо ссудного капитала в виде займов, кредитов, вложений на текущие счета в иностранные банки.

Предпринимательский капитал может быть размещен в виде прямых, а также портфельных инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции выступают основной формой экспорта предпринимательского капитала в зарубежные предприятия, обеспечивая осуществление контроля инвестором или его участие в управлении производством. Согласно определения Международного валютного фонда, иностранные инвестиции являются прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25 % уставного капитала предприятия. Такая форма инвестиций предусматривает организацию новой фирмы или создание совместного предприятия, покупку или поглощение действующего предприятия, а также, как вариант — открытие зарубежного филиала. Прямые иностранные инвестиции являются, как правило, долгосрочными и значительными по объему, что выгодно для  стран — получателей инвестиций.

Портфельные инвестиции связаны с ограничением участия в предприятиях и компаниях стран-реципиентов через инструменты фондового рынка (покупку акций, облигаций или других ценных бумаг), при этом инвесторы не контролируют производство фирмы и почти не влияют на процесс управления ею.

Ссудный капитал как кредитные иностранные инвестиции — это кредиты иностранных государств, банков, международных финансово-кредитных учреждений и организаций, корпораций, выдаваемые для финансирования инвестиционных проектов в стране-реципиенте.

В рамках межправительственных соглашений иностранные кредиты предоставляются стране-реципиенту под платежную гарантию правительства принимающей страны или центрального банка, что делает их наиболее привлекательными для иностранных инвесторов формами вложения капитала, в большей степени защищенными от риска невозврата.

Объектами иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь могут выступать:

  • недвижимость, включая предприятие как комплекс имущества;
  • ценные бумаги;
  • интеллектуальная собственность.

Субъектами иностранных инвестиций, или иностранными инвесторами, на территории Республики Беларусь могут выступать:

  • иностранные государства, а также административно-территориальные единицы данных государств в лице уполномоченных органов;
  • международные организации;
  • иностранные юридические и физические лица;
  • граждане Республики Беларусь и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства заграницей;
  • иностранные организации, которые не являются юридическими лицами, но созданы в соответствии с законодательством иностранных государств.

Иностранные инвестиции осуществляются преимущественно в следующих формах:

  • долевое участие в уставных фондах юридических лиц;
  • создание юридического лица, полностью принадлежащего иностранным инвесторам;
  • приобретение имущества, имущественных прав, а именно: оборудования и других основных средств, недвижимости, ценных бумаг, прав на объекты интеллектуальной собственности и пр.

В соответствии с законодательством иностранным инвесторам запрещены инвестиции в сферу обеспечения обороноспособности и безопасности страны, если на то не дано специальное разрешение Президента Республики Беларусь.

Также запрещены инвестиции в изготовление и реализацию наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ согласно перечня, утверждаемого Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Запрещены иностранные инвестиции в имущество юридических лиц, занимающих монопольное положение на рынке Республики Беларусь, если на то не получено согласие Министерства экономики Республики Беларусь.

Веской причиной для привлечения иностранною капитала является рост объема капиталовложений в принимающей стране до более высокого уровня, чем это дает возможный уровень сбережений внутри страны. Низкий уровень сбережений не позволяет осуществлять через банковскую систему капиталовложения в новые предприятия и продукцию.

А увеличение капиталовложений ускоряет экономический рост, хотя между прямыми иностранными инвестициями и ростом ВВП нет причинной связи. Некоторым странам, характеризующимся высоким уровнем прямых иностранных инвестиций, удалось создать благоприятные условия для роста инвестиций.

Страны с низким уровнем прямых иностранных инвестиций, не создавшие необходимых условий, не достигли экономического роста и характеризуются постоянным отсутствием инвестиций. В большинстве же случаев рост иностранных инвестиций сопровождается экономическим ростом при проведении рыночных реформ, носящих последовательный и устойчивый характер.

Прямые иностранные инвестиции стимулируют рост экспорта и являются важным постоянным источником валютных резервов в странах с переходной экономикой.

При привлечении иностранных инвестиций в процессе приватизации  государственной собственности имеется возможность финансирования бюджетного дефицита, пенсионных программ и других обязательств. Привлечение прямых иностранных инвестиций может привести к росту производительности через предоставление новых технологий, улучшение методов работы и контроля качества, обучение кадров.

Определяющим критерием привлечения иностранного капитала является трансферт иностранных технологий или иных инновационных внешних факторов. Сам факт включения предприятия с долей иностранного капитала в разряд привлекающих иностранные технологии положительно отражается как на повышении его престижности, так и на внутренней конкурентоспособности.

Преимущественной формой иностранных инвестиций являются прямые инвестиции, в связи с чем они являются основным источником капиталовложений. Прямые иностранные инвестиции не ложатся бременем на внешний долг государства, но они обеспечивают интеграцию национальной экономики в мировую, а также являются фактором усиления рыночных отношений.

Развитие совместной предпринимательской деятельности  обусловливает появление новых отраслей, инновационных видов производства, снижение производственной себестоимости, а также расширение рынков сбыта и экспортных возможностей предприятия.

Деятельность иностранных компаний, безусловно, влияет  на состояние внутреннего рынка, так как заставляет  конкурирующие предприятия поставлять качественные товары  на международные рынки. Для стран с трансформационной экономикой и высококвалифицированной рабочей силой наличие в государстве высокотехнологичных предприятий международного уровня позволяет снизить склонность и стремление квалифицированных работников к эмиграции в страны с более высоким заработком.

Иностранными инвесторами движут различные мотивы, но независимо  от этих мотивов любая страна должна стать привлекательной для них. Существует  три типа иностранных инвесторов  в зависимости от мотивации и целевых установок.

Так, инвесторы, заинтересованные в освоении новых рынков,   путем покупки или создания фирм завоевывают или расширяют свое присутствие на рынке. Объектами их инвестиций становятся технологические коммуникации, машиностроение, торговля, финансовый сектор, производство потребительских товаров.

Среди инвесторов, которые размещают производство в зарубежной стране с целью минимизации производственных издержек и увеличения прибыли, преобладают известные  транснациональные компании, которые перемещают производство в более «дешевые страны» из-за высокой заработной платы и рентных выплат в своей стране.

Существует множество факторов, объясняющих неравномерную или различную роль, которую играют иностранные инвестиции в экономике страны-реципиента. К таким факторам относятся:

1. Состояние переходного процесса, которое показывает, в какой степени переходная экономика действует в качестве рыночной и каким образом она отражает доверие иностранных инвесторов к работе в этих условиях экономики. К этому также относится приватизационная политика, которая отражает готовность страны открыть свой процесс приватизации для иностранных инвесторов.

2. Наличие природных ресурсов, которое привлекает крупные иностранные компании по добыче нефти, газа и полезных ископаемых.

3. Инфляция и стабилизация национальной денежной единицы, так как при высокой инфляции выгодно вкладывать денежные средства в отрасли с коротким сроком обращения капитала – торговлю, а также другие виды посредничества. Инфляция отрицательно сказывается на размерах банковского процента за кредит. Чем выше инфляция, тем выше ставка процентов  за кредит, тем меньше выгодность вложений в досрочные активы. Поэтому  стабилизация национальной денежной единицы – одна из главных задач государственного макроэкономического регулирования, решение которой будет способствовать вложению средств в производство.

4. Инвестиционный рейтинг государства. Высокие рейтинговые оценки позволяют повысить авторитет государства на международном рынке капитала, а также   снизить издержки для его привлечения.

5. Создание инфраструктуры фондового рынка и механизма доступа к нему иностранных инвесторов. Основной функцией государства в этой сфере является создание устойчивой системы регулирования рынка ценных бумаг и обеспечения его функционирования, при этом один из принципов государственной политики на данном рынке – минимальное государственное вмешательство и максимальное саморегулирование со стороны профессиональных участников рынка.

При этом следует учитывать, что рынок ценных бумаг – один из наиболее регламентированных рынков, и особое внимание нужно уделить программе мер, направленных на повышение стандартов  информационной прозрачности рынка ценных бумаг, а также созданию саморегулируемых организаций, как профессиональных участников этого рынка, направлениям защиты интересов государства, а также субъектов рынка и ценных бумаг;

6. Существование торговых, культурных и исторических связей между предприятиями страны-получателя и потенциальными странами-донорами, потому что торговля и инвестиции тесно взаимосвязаны. 

Глава 2. Анализ государственной политики Республики Беларусь по привлечению прямых иностранных инвестиций 

2.1. Основные инструменты привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь

Привлечение, равно как и эффективное использование инвестиций, — один   из основных приоритетов государственной инвестиционной политики Республики Беларусь. Данный вид деятельности осуществляет Министерство экономики страны. Министерство иностранных дел Республики Беларусь вместе с белорусскими загранучреждениями также оказывает содействие привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику страны, а также способствует формированию благоприятного инвестиционного имиджа государства за рубежом.

Цели развития, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста, а также радикальная модернизация всех видов экономической деятельности, создание новых наукоемких, высокотехнологичных, экспортоориентированных и импортозамещающих производств — требуют значительного увеличения иностранного инвестиционного капитала и новых подходов к привлечению и распределению прямых иностранных инвестиций.

В связи с этим особую значимость приобретает поставленная задача по обеспечению притока прямых иностранных инвестиций путем активизации международного инвестиционного сотрудничества и привлечения стратегических инвесторов к участию в приватизации.

Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь определяет экономические приоритеты.

Это осуществляется через  определение по видам экономической деятельности направлений привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны:

1. Инвестиции в высокотехнологичные секторы экономики, такие как фармацевтическая промышленность,  био- и нанотехнологии, инновационные материалы, информационно-коммуникационные технологии.

2. Инвестиции в традиционные виды экономической деятельности, такие как химическое производство, производство машин и оборудования, электрооборудования, производство резиновых, пластмассовых изделий, производство электронного и оптического оборудования, транспортных средств, логистические услуги, строительство наряду с производством строительных материалов, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, включая напитки и табак, легкая промышленность.

Читайте также:  Инвестиционная деятельность предприятия: цели, методы, формы

3. Создание и развитие кластеров.

Прямые иностранные инвестиции включают в себя следующие виды:

  • вклад в уставный фонд в форме денежных средств, материальных и нематериальных активов;
  • займы, кредиты, финансовый лизинг, иные виды финансовых инструментов, полученные от инвестора;
  • прочие прямые инвестиции, включая стоимость оборудования, переданного прямым инвестором организации, не считая взносов в уставный фонд, также суммы задолженности за товары, работы, услуги прямому инвестору, включая задолженность по договорам оперативного лизинга и договорам аренды.

На данном этапе функционирования экономики Республика Беларусь предлагает инвесторам  достаточно благоприятные правовые условия для ведения иностранного бизнеса.

На международном уровне это реализуется посредством:

  • международного права;
  • подписания более шестидесяти двусторонних соглашений об исключении двойного налогообложения;
  • заключения около шестидесяти двусторонних соглашений о содействии в  поощрении  и взаимной защите инвестиций;
  • действия Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Конвеция MIGA);
  • действия Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами, физическими и юридическими лицами других государств (ICSID);
  • другие международные договоры.

Приоритетной формой прямых иностранных инвестиций для Республики Беларусь является  создание совместных  и иностранных предприятий  по реализации инвестиционных проектов типа greenfield.

Данное направление будет способствовать использованию новых прогрессивных технологий в производстве и техники, внедрению маркетинговых и управленческих «know-how», выпуску товаров, присутствие которых ограничено на внутреннем рынке, более динамичному выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией, сокращению нерационального импорта, что в конечном итоге ведет к повышению эффективности национальной экономики.

Также значимой формой привлечения иностранного капитала является реализация инвестиционных проектов типа brownfield – продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству, кроме стратегически значимых из них, которые связаны с безопасностью страны.

Основным программным документом, который определяет формирование инвестиционной политики Республики Беларусь, является  Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, на основании которой Советом Министров ежегодно разрабатываются годовые подпрограммы, учитывающие происходящие в экономике изменения, определяющие инструмент её осуществления.

Стратегическая цель направленной на обеспечение достойного уровня жизни населения республики инвестиционной политики состоит в мобилизации и эффективном использовании инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и перестройки экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Иностранным инвесторам также предоставлен преференциальный режим для инвестирования, осуществляется господдержка эффективных инвестиционных проектов, в том числе предоставляются льготы и гарантии, а также централизованные ресурсы, создаются и развиваются свободные экономические зоны, к процессу приватизации привлекаются зарубежные инвесторы, осуществляется совершенствование инвестиционного законодательства и информационно-организационная поддержка инвестиционного процесса.

При реализации отдельных инвестиционных проектов, таких как создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях, проекты по повышению конкурентоспособности белорусской продукции для увеличения объемов экспорта, созданию новых рабочих мест, решению проблем социального значения,  с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит ему дополнительные гарантии по экономическим и законодательным условиям реализации инвестиционного проекта.

Основой правовой обеспеченности инвестиционной деятельности в Республике Беларуси является Инвестиционный кодекс, принятый в 2001 г. Посредством заключения двусторонних соглашений по иностранным инвестициям и присоединения к международным многосторонним конвенциям осуществляется международно-правовое регулирование инвестиционной сферы.

Для  информирования зарубежных инвесторов относительно вопросов  инвестиционной деятельности в Республике Беларусь разработана база данных по инвестиционным предложениям белорусских предприятий, а также правовые условия для инвестиционной деятельности.

Также для развития имеющейся в республике производственной базы правительством установлены приоритетные сферы для иностранных инвестиций, к которым относятся машино- и приборостроение, нефтехимический комплекс, переработка сельскохозяйственной продукции, связь, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, а также туризм.

При формировании механизмов привлечения зарубежного капитала в Республике Беларусь используется опыт ряда государств Центральной и Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, а также Латинской Америки.

В рамках работы консультативного совета по иностранным инвестициям рассматриваются такие законопроекты, как Кодекс Республики Беларусь о земле, Таможенный кодекс Республики Беларусь, Закон «О хозяйственных обществах», Закон «О внешнеторговой деятельности» и некоторые другие.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности обеспечивает ряд многочисленных нормативных актов, имеющих различную юридическую силу, однако из-за их  противоречивости регламентация инвестиционной деятельности затруднена, что создает определенные сложности в привлечении инвестиций в республику. Эффективность реализации инвестиционного законодательства имеет свою специфику в области подзаконных нормативных актов, а также в области их исполнения, соблюдения и использования. Данные особенности, равно как и общие условия правовой эффективности, обуславливают эффективность инвестиционного закона.

Закон Республики Беларусь «Об инвестициях» определяет законодательно закрепленные правовые принципы, условия и механизм реализации инвестиционной деятельности иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь, гарантии осуществления их прав и обязанностей. Закон направлен на создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций в страну для  повышения эффективности экономического и социального развития Республики Беларусь, расширения ее международного экономического сотрудничества, интеграции и глобализации экономики.

Положения настоящего Закона действуют в Республике Беларусь в отношении иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Государство гарантирует соблюдение законных прав и интересов иностранных инвесторов, а также создаваемых с их участием предприятий.

Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь не могут быть национализированы, реквизированы, изъяты,  принудительно куплены, а также подвергнуты другим действиям, эквивалентным по последствиям ведущим к лишению иностранного инвестора его права собственности, либо контроля или существенного преимущества его инвестиций, кроме как по решению суда, а также исходя из мотивов  общественной необходимости, таких как  стихийные бедствия, аварии, эпидемии и др. обстоятельства, носящие чрезвычайный характер, если  соблюдаются определенные законом условия и порядок со своевременным и полным компенсированием стоимости отчуждённого имущества.

Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2021 года была утверждена в Беларуси в 2021 году; данное решение содержится в совместном постановлении Совета Министров и Национального банка №51/2 от 18.01.2021 года.

Данная стратегия направлена на мотивирование притока прямых иностранных инвестиций  исходя из структурной перестройки экономики и пути инновационного развития страны, расширения масштабов использования инвестиций и повышения качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь.

Беларусь заинтересована в  инвесторах, которые работают в сфере производства высокотехнологичных продуктов и услуг, а также в инвесторах, вкладывающих средства в увеличение активов организаций в этой сфере, продукция которых ориентирована на экспорт. Основной формой привлечения иностранных инвесторов в такую отрасль, как автомобилестроение, является создание совместных с международными транснациональными корпорациями предприятий, приватизация ряда государственных организаций, создание международных альянсов в секторе производства автокомпонентов, сельскохозяйственного машиностроения, сборочных производств грузового автотранспорта.

В строительстве стратегическими направлениями для привлечения прямых иностранных инвестиций являются проектирование и возведение зданий на основе энерго- и ресурсосберегающих технологий, в том числе крупнопанельное домостроение, монолитное и сборно-монолитное строительство на основе технологий скоростного строительства

На территории Республики Беларусь для работы иностранных инвесторов созданы необходимые правовые условия: им гарантирована равная, без дискриминации, защита прав и законных интересов, независимо от национального статуса и формы собственности.

Актуальными в 2021-2021 годах инвестиционными проектами стали:

  • строительство азотного комплекса в ОАО «Гродно Азот», где объем  инвестиций составил 1012,979 млн. долл. США,  срок окупаемости — 8 лет;
  • строительство транспортно-логистического центра в Гродненской области, где объем инвестиций составил 30 млн. долл. США, срок  окупаемости — 5 лет;
  • строительство Оршанской ГЭС, для чего необходим  объем  инвестиций в размере 48,1 млн. долл. США, срок  окупаемости составляет 23 года;
  • строительство цементного завода в месте месторождений мела «Подкаменье», «Широкое» с объемом инвестиций 300 млн. долл. США, срок окупаемости — 7 лет;
  • производство высокоточного, высокопрочного чугунного литья, для чего необходим объем  инвестиций в размере 144,886 млн. долл. США. Срок  окупаемости составляет 15 лет;
  • строительство завода гидромеханических передач, для чего требуется объем инвестиций  в размере 264,182 млн. долл. США; сроком окупаемости проекта составляет 8 лет;
  • строительство промышленного комплекса по производству мяса индейки с требуемым объемом инвестиций в размере 133,7 млн. долл. США и сроком окупаемости до 8 лет.

2.2. Результаты инвестиционной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь

Рассмотрим результаты инвестиционной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь в 2021-2021 гг.

Иностранные инвесторы при выходе на рынок инвестиций Республики Беларусь тяготеют к сфере услуг, торговой и торгово-закупочной деятельности. В промышленности иностранные инвесторы  предпочитают такие отрасли, как машиностроение, деревообработка, целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность. За 2021 год в реальный сектор экономики, исключая банковский сектор, иностранные инвесторы вложили 15 млрд. долларов США инвестиций, что на 4,5 % больше, чем за 2021 год.

Основными иностранными инвесторами организаций республики были юридические и физические лица Российской  Федерации (их доля составила 48,6 % от всех   инвестиций из-за рубежа), Соединенного Королевства (21,4 %), Кипра (7,1 %), Нидерландов (4,9 %), Австрии (3,4 %).

Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (доля составила 34,8 % от всех поступивших инвестиций), транспорта (доля составила 28,6% всех инвестиций) и промышленности (доля составила 23,4 %).

Валовое поступление прямых иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в 2021-2021 гг. представлено данными таблицы 2.1.

Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 74 % от всей совокупности поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2021 годом, в 2021 году валовое поступление прямых иностранных инвестиций приросло на 7 %.

Основной формой привлечения прямых инвестиций стали долговые инструменты, их доля составила 80,8 % от общего объема прямых инвестиций.

Таблица  2.1. Валовое поступление прямых иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в 2021-2021 гг., тыс. долларов США

Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2021 год составила 8,2 млрд. долларов США, что на 5,9 % меньше, чем за 2021 год.

Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были направлены в организации торговли (41,4 % от всех прямых инвестиций), транспорта (37,6 % от всех прямых инвестиций), промышленности (11,1 % от всех прямых инвестиций).

Прочих иностранных инвестиций, т.е. не от прямого инвестора, было получено на 1,8 % меньше, чем за 2021 год, или 3,9 млрд. долларов США. Их доля составила  25,9 % от всего валового поступления иностранных инвестиций.

Наибольшие суммы иностранные инвесторы в 2021 году вложили в организации г. Минска (74,1 %); на Гомельскую область пришлось 8,1 % валового поступления иностранных инвестиций, на Минскую область – 6,8 %.

За 2021 год в реальный сектор экономики, не считая банков, иностранные инвесторы вложили 15,1 млрд. долларов США инвестиций, что выше уровня 2021 года на 0,7 %.

Всего объем валового поступления прямых иностранных инвестиций составил 10,2 млрд. долларов США,  что составляет 67,4 % от всех поступивших иностранных инвестиций. В сравнении с 2021 годом валовое поступление прямых иностранных инвестиций уменьшилось на 8,3 %, или на 914,6 млн. долларов США.

Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты: их доля составила 82,1 % от общего объема прямых инвестиций. Задолженность за товары, работы и услуги в общем объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2021 год составила 7,7 млрд. долларов США, что меньше на 517 млн. долларов США по сравнению с 2021 годом, или на 6,3 %.

От субъектов хозяйствования Российской Федерации поступило 50,3 % прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги от общего объема прямых инвестиций, от резидентов Соединенного Королевства поступило 23,8 %, от резидентов Кипра – 7 %, из Германии – 3,6 %.

Основными инвесторами организаций республики в 2021 г., как и на протяжении уже многих лет, были субъекты хозяйствования Российской Федерации (41,6 % от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (доля составила 18,6 %), Нидерландов (доля составила 13 %), Кипра (доля составляет 6,2 %), Австрии (3,5 %), Германии (2,5 %).

Наибольшие суммы в 2021 году иностранные инвесторы вложили в организации г. Минска (74 %). Доля  организаций Минской области составила 7 % валового поступления иностранных инвестиций, Витебской области – 6,8 %, Гомельской области – 5,9 %.

Структура прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги, направленные в  2021 г. в организации по видам экономической деятельности.

Наибольший объем прямых иностранных инвестиций в 2021 г. был направлен в торговлю (43 %), в транспорт (32 %) и в обрабатывающую промышленность (13 %).

ТОП-10 стран-инвесторов прямых иностранных инвестиций в 2021 г. возглавляет Российская Федерация и Кипр.

С точки зрения оценки влияния на экономику Республики Беларусь важна структура кредитов и займов по секторам экономики (таблица 2.2.).

Таблица 2.2. Структура кредитов и займов, привлеченных в Республику Беларусь, по секторам экономики в 2021-2021 годах

Данные таблицы 2.2. свидетельствуют о том, что в анализируемом периоде существенно возрастает доля кредитов, которые были привлечены органами денежно-кредитного регулирования и государственного управления. Значительная часть из них была направлена на непроизводительные цели, такие как стабилизация курса национальной валюты, выравнивание платежного баланса и т.д., однако данная тенденция не способствует расширению экспортного потенциала страны в перспективе.

Так, в 2021 году Правительством Республики Беларусь привлекались кредиты из Российской Федерации, Китая, Германии и Италии, в 2021 году – из России и Венесуэлы, в 2021-2021 годах были получены кредиты МВФ и МБРР. В результате в 2021-2021 годах на долю кредитов, которые привлекались Правительством Республики Беларусь, приходилось соответственно 46,4 % и 39,6 %.

На фоне происходящих процессов сокращается доля кредитов, полученных нефинансовыми организациями, в частности организациями реального сектора экономики, которые формируют экономический и экспортный потенциал страны. Анализ структуры данных кредитов по срокам предоставления говорит о том, что на долю долгосрочных кредитов, имеющих инвестиционный характер, в 2021 году приходилось 27,7 %, в 2021 году – только 15,3 % от суммы всех кредитов. Таким образом, такая форма привлечения иностранного капитала скорее направлена на решение текущих проблем экономического развития, чем на реализацию стратегических приоритетов в долгосрочной перспективе.

Нельзя не отметить существенное повышение в 2021 гг. деловой активности банков по привлечению международных кредитных ресурсов, на долю которых пришлось почти 30 % иностранных кредитов и займов, но эффективность данного направления определяется тем, на какие цели и на каких условиях белорусские банки предоставляют международные кредитные ресурсы белорусским юридическим и физическим лицам.

Вторым по объему поступления капитала источником инвестиций в 2021-2021 годах выступали прямые иностранные инвестиции. Из данных таблицы 2.3. видно, что чистый приток прямых иностранных инвестиций имеет неустойчивую динамику.

Таблица 2.3. Состав и структура прямых иностранных инвестиций по формам вложения капитала в Республике Беларусь в 2021-2021 годах

Пик их привлечения пришелся на 2021-2021 года, что преимущественно было связано с реализацией крупных инвестиционных проектов с участием государства, например, созданием совместного с РАО «Газпром» белорусско-российского предприятия на базе ОАО «Белтрансгаз», продажей иностранному инвестору доли Правительства Республики Беларусь в уставном фонде СПООО «Мобильная цифровая связь», акций ОАО «Белтрансгаз», системообразующих банков (ОАО «Белпромстройбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк»). Однако в  2021 году чистый приток прямых иностранных инвестиций снизился по сравнению с 2021 годом на 40 %, что связано с кризисными явлениями в экономике страны.

Наряду с количественными характеристиками возникает вопрос о качественных параметрах привлекаемых иностранных инвестиций, поэтому также рассмотрим состав и структуру притока прямых иностранных инвестиций по формам их вложения в экономику Республики Беларусь (таблица 2.3.).

Из данных таблицы 2.3. следует, что качественные характеристики привлекаемых прямых иностранных инвестиций улучшаются, так как возрастает доля вкладов в уставные фонды организаций и доля реинвестированных доходов при одновременном сокращении доли кредитов и займов иностранных материнских компаний, предоставленных дочерним предприятиям в Республике Беларусь. Это дает возможность предположить, что улучшаются показатели работы организаций с иностранными инвестициями и возрастают положительные эффекты, связанные с их деятельностью в масштабах национальной экономики.

Читайте также:  Рейтинг - Лучшие брокеры России 2020 - Топ лучших брокеров на рынке ценных бумаг

В таблице 2.4. представлены основные показатели деятельности организаций с иностранными инвестициями в Республике Беларусь в 2021-2021 годах.  Данные таблицы 2.4. свидетельствуют, что число организаций с иностранными инвестициями за период 2021-2021 годов увеличилось на 40 % или на 1658 организаций.

Таблица 2.4. Основные показатели деятельности организаций с иностранными инвестициями в Республике Беларусь в 2021-2021 годах

Практически в два раза увеличилась доля произведенных организациями с иностранными инвестициями товаров и услуг в общем объеме промышленного производства, составив в 2021 году 27,7 %.

Неоднозначно выглядит ситуация в области внешнеторговой деятельности организаций с иностранными инвестициями: на фоне достаточно высоких объемов импорта, объем и доля экспорта организаций с иностранными инвестициями неуклонно снижается, и в 2021 году она составила 3,9 млрд. долл. США, или 15,3 %.

С учетом того, что максимальный объем импорта  пришелся на 2021 год, и этот импорт носит инвестиционный характер, то к 2021 году при благоприятном исходе должна была быть обеспечена частичная окупаемость вложений в виде прироста экспорта. Однако в реальности этого не произошло. Кроме того, сложившееся в 2021-2021 годах отрицательное внешнеторговое сальдо организаций с иностранными инвестициями сопоставимо с дефицитом внешней торговли товарами Республики Беларусь в целом, и более того – оно превышает дефицит счета текущих операций.

Вполне оправданной была бы ситуация, если бы чистый приток прямых иностранных инвестиций покрывал дефицит внешней торговли организаций с иностранными инвестициями, однако этого также не произошло. Так, в 2021 году чистый приток составил 1,35 млрд. долл. США, а дефицит внешней торговли составил  9,0 млрд. долл. США. Таким образом, проекты и организации, в которые вкладываются прямые иностранные инвестиции, не в полной мере соответствуют таким приоритетам социально-экономического развития Республики Беларусь как создание экспортоориентированных и импортозамещающих производств.

Что касается портфельных инвестиций, то в результате низких темпов роста фактической приватизации государственной собственности, неразвитости вторичного рынка ценных бумаг, неразвитости системы гарантий портфельных инвесторов, существенного влияния на развитие экономики республики в исследуемом периоде они не оказывают за исключением 2021 года, на который пришлось первое размещение Министерством финансов Республики Беларусь государственных долгосрочных обязательств на международном финансовом рынке со сроком погашения в 2021 году.

Но по сути, это привлечение иностранного капитала не в предпринимательской, а в ссудной форме по линии Правительства Республики Беларусь, что повлияет лишь на состояние внешнего долга, возможности погашения которого будут зависеть от направления и эффективности использования полученных от размещения долговых обязательств средств.

Глава 3. Пути повышения инвестиционной привлекательности экономики Республики Беларусь

Привлекая иностранные инвестиции, Республика Беларусь должна стараться гармонично включить их в общий инвестиционный процесс в государстве таким образом, чтобы они эффективно работали вместе с внутренними инвестиционными вливаниями, вместе с внутренним производственным потенциалом страны. Данной цели служит инвестиционная политика государства,  которая базируется на оптимизации производства для удовлетворения существующего спроса на мировом рынке, а также  на минимизации использования природных ресурсов, и имеет как внутренние, так и внешние источники.

Ключевой предпосылкой для развития в Республике Беларусь деятельности иностранных корпораций является сокращение доли государственного сектора, тотальная приватизация государственного имущества. При этом будет  обеспечиваться рациональное использование различных видов ресурсов имеющегося производственного потенциала,  улучшится финансовое положение организаций, повысится инвестиционная активность субъектов хозяйствования. Эффективное изменение структуры экономики Республики Беларусь повысит ключевые показатели ее функционирования, конкурентоспособность продукции на внешних рынках, и в итоге расширит возможности привлечения прямых иностранных инвестиций.

Незадействованным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций, в том числе и прямых иностранных, является частно-государственное партнерство. Такая форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволяет преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме.

Для стимулирования деятельности иностранных инвесторов в Республике Беларусь необходимо:

1. Создание и обеспечение системы предоставления полной, актуальной и постоянно обновляемой информации для инвесторов о возможностях и условиях инвестирования и об изменении инвестиционного климата (в том числе создание базы данных инвестиционных проектов и популяризация реальных успешных примеров инвестирования, пропагандирование привлекательности высокотехнологичных секторов белорусской экономики).

2. Оказание содействия организациям Республики Беларусь в установлении контактов с потенциальными партнерами и иностранными инвесторами.

3. Проведение мероприятий международного уровня по привлечению прямых иностранных инвестиций, в том числе экономических и инвестиционных форумов, конференций, семинаров и другого.

В соответствии с названными направлениями предусмотрены следующие мероприятия по улучшению инвестиционного климата в Республике Беларусь:

1. Обеспечение правового регулирования:

  • Совершенствование бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
  • Организация подготовки и переподготовки специалистов в области международных стандартов финансовой отчетности.
  • Проведение дополнительной правовой оценки норм законодательства Республики Беларусь, гарантирующих инвесторам возможность защиты своих прав.
  • Оценка эффективности функционирования института инвестиционных агентов.
  • Подготовка предложений о развитии комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг), оказании консультативных услуг по организации деятельности на основе франчайзинга.

2. Реформирование отношений собственности, приобретения недвижимости и земли:

  • Предоставление Правительству Республики Беларусь полномочий на принятие решений о проведении реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский бюджет за акции (доли в уставных фондах), приобретенные в процессе приватизации
  • Предоставление гражданам Республики Беларусь и юридическим лицам негосударственной формы собственности при выкупе земельных участков в частную собственность права на зачет платы за право заключения договора аренды земельного участка, ранее уплаченной за будущий срок аренды, в стоимость его приобретения
  • Внесение изменений и определение порядка передачи эксплуатирующим организациям завершенных строительством объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на территории свободных экономических зон
  • Освобождение резидентов свободных экономических зон, зарегистрированных в качестве таковых, не более чем на 5 лет со дня регистрации от: внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка; возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земельного участка; осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира при строительстве объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с правом удаления объектов растительного мира
  • Проработка вопроса о предоставлении облисполкомам и Минскому горисполкому права самостоятельно принимать решения о продаже унитарных предприятий как имущественных комплексов без ограничения оценочной стоимости с последующим докладом Президенту Республики Беларусь об условиях заключения сделки.
  • Проработка вопроса о разрешении продажи акций хозяйственных обществ по номинальной стоимости при наличии отрицательного финансового результата работы в течение одного календарного года.
  • Проработка вопроса о разрешении продажи акций хозяйственных обществ с предоставлением отсрочки, рассрочки исполнения кредиторской задолженности.
  • Проработка вопроса об исключении нормы об обязательной продаже совместно с объектами недвижимости права на заключение договоров аренды земельных участков, необходимых для их обслуживания.

3. Совершенствование системы налогообложения:

  • Совершенствование налогового администрирования в целях снижения временных и трудовых затрат на уплату налогов за счет дальнейшего распространения системы электронного декларирования, расширения сферы его применения.

4. Развитие финансового рынка:

  • Внедрение современных стандартов надзора за осуществлением страховой деятельности, соответствующих международным принципам, повышение капитализации страховых организаций, в том числе за счет привлечения иностранного капитала.
  • Рассмотрение вопроса о продаже принадлежащих Республике Беларусь: пакета акций ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) частному стратегическому инвестору, миноритарных пакетов акций ОАО «АСБ Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк», контрольного пакета акций ОАО «Белинвестбанк» и ОАО «Паритетбанк» частному стратегическому инвестору.
  • Обеспечение дальнейшего развития национальной системы страхования и перестрахования, создание благоприятных условий для привлечения в нее иностранных инвестиций, включая снятие ограничений на участие страховых организаций, в том числе с иностранными инвестициями, в проведении отдельных видов обязательного страхования.

5. Оптимизация процедур при осуществлении внешней торговли:

  • Завершение работы по согласованию технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих единые технические требования к продукции и связанным с ней процессам, направленных на снятие технических барьеров во взаимной торговле.
  • Упрощение статистического декларирования.

6. Лицензирование:

  • Совершенствование системы лицензирования: закрепление требования об отмене «автоматического» (без принятия решения лицензирующего органа) прекращения действия специального разрешения (лицензии) в случае нарушения лицензиатом срока обращения за внесением в него изменений и (или) дополнений сокращение срока рассмотрения заявления о выдаче специального разрешения (лицензии) до 10 дней.

7. Развитие производственного предпринимательства:

  • Выработка и реализация системы мер по стимулированию аутсорсинга, развития производственной кооперации и субконтрактации между крупными и малыми организациями.

8. Привлечение прямых иностранных инвестиций ТНК:

  • Определение перечня ТНК, с которыми целесообразна проработка инвестиционных проектов, в том числе с привлечением прямых иностранных инвестиций, включая банковскую сферу и страховые компании.
  • Формирование и ведение базы инвестиционных предложений, предусматривающих привлечение прямых иностранных инвестиций ТНК.

9. Создание положительного инвестиционного имиджа Беларуси

  • Создание Китайско-Белорусского индустриального парка
  • Создание специализированной информационной базы данных на нескольких языках
  • Актуализация информации на интернет-портале
  • Оказание содействия предпринимательским организациям Республики Беларусь в установлении контактов с потенциальными партнерами и иностранными инвесторами
  • Проведение мероприятий международного уровня по привлечению прямых иностранных инвестиций, в том числе экономических и инвестиционных форумов, конференций и семинаров
  • Организация проведения на системной основе опросов коммерческих организаций с иностранными инвестициями и разработка предложений об улучшении инвестиционного климата в Республике Беларусь
  • Разработка планов привлечения прямых иностранных инвестиций, в том числе из государств — участников СНГ
  • Поиск дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь за рубежом возможных инвестиционных партнеров, оценка их состоятельности и заинтересованности в работе с белорусскими партнерами
  • Взаимодействие с международными организациями по вопросам охраны окружающей среды в целях привлечения международной технической помощи.

Заключение

В результате написания курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает «вкладывать». В более широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. В целом инвестиции – это любые имеющиеся средства, призванные служить удовлетворению будущих потребностей, для чего они отвлекаются от текущего использования и вкладываются в определенное направление, приносящее выгоду.

Мультипликатор означает «множитель», и подразумевает кратное увеличение прироста дохода, занятости и потребления к приросту инвестиций.

Мультипликатор – механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение. Концепция мультипликатора инвестиций важна, прежде всего, потому, что она служит одним из способов объяснения нестабильности рыночной экономики.

2. Инвестиционная политика государства – составная часть финансовой политики, которая выражает отношение государства к финансированию инвестиционной деятельности. Она, во-первых, определяет цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика охватывает как финансирование государственных инвестиций, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и предприятий, осуществляющих капитальное строительство за счет собственных средств.

3. Основным программным документом, определяющим формирование инвестиционной политики в Республики Беларусь является  Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, на основе которой Советом Министров ежегодно разрабатываются годовые подпрограммы, учитывающие происшедшие в экономике изменения, определяющие инструмент её осуществления.

Основа правовой обеспеченности инвестиционной деятельности в Беларуси – Инвестиционный кодекс, принятый в 2001 г. Посредством заключения двусторонних соглашений по иностранным инвестициям и присоединения к международным многосторонним конвенциям осуществляется международно-правовое регулирование инвестиционной сферы.

Для развития имеющейся в республике производственной базы правительством установлены приоритетные сферы для иностранных инвестиций. Это машино- и приборостроение, нефтехимический комплекс, переработка сельскохозяйственной продукции, связь, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, а также туризм. Ежегодно в республике проводятся международные форумы, конференции по иностранным инвестициям. При формировании механизмов привлечения зарубежного капитала в Беларуси активно используется опыт ряда государств Центральной и Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки

4. Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 74 % от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2021 годом валовое поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось на 7 %. Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (80,8 % от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2021 год составила 8,2 млрд. долларов США, что на 5,9 % меньше, чем за 2021 год. Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были направлены в организации торговли (41,4 % от всех прямых инвестиций), транспорта (37,6 %), промышленности (11,1 %).

Наибольший объем прямых иностранных инвестиций в 2021 г. был направлен в торговлю (43 %); транспорт (32 %); обрабатывающую промышленность (13 %). За 2021 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 15,1 млрд. долларов США инвестиций, что на 0,7 % больше, чем за 2021 год. Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 10,2 млрд. долларов США или 67,4 % от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2021 годом валовое поступление прямых иностранных инвестиций уменьшилось на 914,6 млн. долларов США (на 8,3 %).

5. Ключевой предпосылкой для прихода в Республику Беларусь иностранных компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества.

Для стимулирования деятельности иностранных инвесторов необходимо:

  • обеспечение правового регулирования;
  • реформирование отношений собственности, приобретения недвижимости и земли;
  • совершенствование системы налогообложения;
  • развитие финансового рынка;
  • оптимизация процедур при осуществлении внешней торговли;
  • лицензирование;
  • развитие производственного предпринимательства;
  • привлечение прямых иностранных инвестиций ТНК;
  • создание положительного инвестиционного имиджа Беларуси.

Список использованных источников

1. Бетухина, Е., Пойсик, М. Мировая практика формирования научно-технической политики. / Е. Бетухина. — Кишинев, 2021. – 288 с.
2. Бегун, В. В. Привлечение прямых иностранных инвестиций // Инвестиционная деятельность. – 2021.
3. Велесько, Е. И., Илюкович, А. А. Инвестиционное проектирование. Уч. пособие. / Е. И. Велесько. — Мн.: БГЭУ, 2009. – 320 с.
4. База инвестиционных проектов // Национальное агентство инвестиций и приватизации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2021. – Режим доступа: http://www.investinbelarus.by/invest/base/#form. — Дата доступа: 18.11.2021.
5. Информация о реализованных инвестиционных проектах / Инвестиционная политика / Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2021. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy/information-investprojects. — Дата доступа: 18.11.2021.
6. Лещенок, И. В. СЭЗ и инвестиции // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. – 2007. — № 9. – С. 16 – 26.
7. Международное научно-техническое сотрудничество Республики Беларусь: состояние, тенденции развития / Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы . [Электронный ресурс]. — Минск, 2021. — Режим доступа: http://belisa.org.by/ru/izd/stnewsmag/1_2007/art2_5_2007.htm. — Дата доступа: 13.11.2021.
8. Катибникова, С. И. Инвестиционная политика в переходной экономике. / С. И. Катибникова. – Мн.: Право и экономика, 2009. – 224 с.
9. Международная оценка предпринятых мер Правительства РБ в области инвестиционной политики / Инвестиционная политика / Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2021. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy/invest-klimat/mezdunar-ocenka — Дата доступа: 18.11.2021.
10. Морозов, Ю. П. Управление технологическими нововведениями в условиях рыночных отношений. / Ю. П. Морозов. — Н. Новгород, 2007. – 368 с.
11. О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2021 годы / Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2021 г. № 669 [Электронный ресурс]. — Минск, 2021. — Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C21100669&p2. Дата доступа: 19.11.2021.
12. Об иностранных инвестициях за 2021-2021 годы / Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Минск, 2021. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/finansy/operativnaya-informatsiya_14/ob-inostrannyh-investitsiyah2/ob-inostrannyh-investitsiyah-za-2021-god/. — Дата доступа: 18.11.2021.
13. Результаты инвестиционной политики в 2021 г. / Инвестиционная политика / Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2021. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy/invest-klimat/pezultat. — Дата доступа: 18.11.2021.
14. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций до 2021 года // Совет Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2021. – Режим доступа: www.government.by/ru/content/4217. — Дата доступа: 18.11.2021.
15. Санто, Б. Инновация как средство экономического развития: учебник. / Б. Санто — М. Прогресс, 2021. – 540 с.
16. Савчук, Т. К. Организация и финансирование инвестиций: учеб. пособие / Т. К. Савчук, В. И. Шевчук, А. А. Бевзелюк и др. Под ред. Т. К. Савчук. – Мн.: БГЭУ, 2021. – 196 с.
17. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций до 2021 года утверждена в Беларуси / Инвестиционная политика / Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2021. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy/invest-klimat/strategiya — Дата доступа: 19.11.2021.
18. Струк, Т. Г. Управление инвестициями: учебное пособие / Т. Г. Струк. – Мн.: АУпПРБ, 2007. – 91 с.
19. Ульянова, Н. В. Прямые иностранные инвестиции в экономике Республики Беларусь / Н. В. Ульянова. Под науч. ред. А. Е. Дайнеко. – Мн.: Право и экономика, 2021. – 168 с.
20. Условия для инвестиций в Беларуси / Инвестиционная политика / Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2021. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy/invest-klimat/mery — Дата доступа: 19.11.2021.

Оцените статью