Положительная и отрицательная роль иностранных инвестиций — Внутренние источники инвестиций

Виды иностранных инвестиций

Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобре­тают все большее значение.

Иностранные инвестиции — это вклад иностранного капи­тала в активы национальных компаний.

Это может осуществляться как в денежной, так и в товар­ной форме.

Иностранные инвестиции — это то, что помогает стабили­зировать экономику страны и способствует ее росту.

Классификация иностранных инвестиций

Классификационный признакВид иностранных инвестиций
  • В зависимости от
  • активов, в которые
  • происходит вложение
  • капитала
Реальные инвестиции — вклад в долгосрочный про­ект с приобретением новых производственных объек­тов за границей.
Финансовые инвестиции — приобретение ино­странных ценных бумаг, т. е. вложение в имущество.
Нематериальные инвестиции — покупка немате­риальных прав, т. е. лицензий, патентов
Формы собственности на инвестиционные
ресурсы
  1. Государственные инвестиции — бюджет государ­ства, направленный за рубеж по решению правитель­ственных организаций.
  2. Частные инвестиции — вклад частных инвесторов в объекты, размещенные вне территориальных преде­лов данной страны.
  3. Смешанные иностранные инвестиции — совместные инвестиции государства и частных инвесторов осу­ществляемые за рубежом
  • В зависимости от
  • характера
  • использования
Предпринимательские инвестиции — вложение в бизнес, направленное на получение прибыли в виде дивиденда.
Ссудные инвестиции — связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процен­та
  1. В зависимости от
  2. объекта вложения
  3. инвестиций
Прямые иностранные инвестиции — вложения ино­странных инвесторов с последующим правом контро­ля и участия в управлении предприятием на террито­рии другого государства.
Портфельные инвестиции — вложение ценных бумаг с целью получения дохода в виде процентов или дивидендов.
Прочие инвестиции — вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительства иностранных госу­дарств, прочие кредиты и т. п.

Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кре­дитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низ­кий уровень налогообложения.

Выход из строя основных производственных фондов не дол­жен превышать 25% производственных мощностей. В 2006 г. он составил 50%.

Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизвод­ства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:

  • возможность получения дополнительного финансиро­вания крупных инвестиционных проектов;
  • передача опыта, накапливаемого страной-инвестором на мировом рынке;
  • стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;
  • получение доступа к новейшим технологиям и методам организации производства;
  • помощь в разрешении денежных затруднений страны.

На территории Российской Федерации вложения ино­странного капитала в объекты предпринимательской деятель­ности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Россий­ской Федерации».

Иностранным инвестором могут быть: иностранные юриди­ческие лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также ино­странные государства.

Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:

  • долевого участия в предприятиях совместно с граждана­ми страны;
  • создания новых предприятий, принадлежащих ино­странным инвесторам;
  • приобретения имущества и ценных бумаг;
  • получение прав на пользования землей и природными ресурсами;
  • заключение договоров, предусматривающих другие формы применения иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.

Прямые иностранные инвестиции — это вложения, преду­сматривающие долговременные отношения между партнера­ми. Прямые зарубежные инвестиции — это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.

Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских пред­приятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и пря­мой выход на мировой рынок.

Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значе­ние. Их роль заключается в следующем:

  • способность расширить инвестиционные процессы, поднять и оживить экономику;
  • передача опыта, обучение различным ноу-хау;
  • стимуляция производственных вложений;
  • помощь в развитии среднего и малого бизнеса;
  • устранение безработицы и повышение уровня доходов населения.

Портфельные иностранные инвестиции — приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций. В этом случае необязательно создание новых произ­водственных мощностей и контроль за ними.

Способы портфельного инвестирования:

  • покупка ценных бумаг на рынке заграничных госу­дарств;
  • покупка ценных бумаг в своей стране;
  • вклад капитала в иностранные паевые фонды.

Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.

Прочие инвестиции — кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны-заемщика. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57% от общего объема инвестиций.

Государство гарантирует экспорт частного капитала. Страхование частных инвесторов государством практикуется во многих странах. Регулирование иностранных инвестиций между странами осуществляется заключением международных договоров. Есть ряд причин, по которым на сегодняш­ний день в России затруднено привлечение иностранного капитала:

  • отсутствие стабильной правовой базы затрудняет регу­лирование деятельности иностранных инвесторов;
  • ухудшение материального положения большей части населения;
  • активный рост коррупции и криминала в предпринима­тельской деятельности;
  • неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис;
  • нестабильная политическая ситуация;
  • большие налоги и пошлины.

Но Россия может заинтересовать иностранных инвесторов:

  • богатые и недорогие природные ресурсы;
  • молодые высококвалифицированные и быстро обучае­мые кадры;
  • большой внутренний рынок;
  • дешевая рабочая сила;
  • возможность участия иностранных инвесторов в прива­тизации;
  • быстрая сверхприбыль.

При правильном использовании возможностей Россия может выйти на первое место среди других западноевропей­ских стран. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым зарубежным инвестициям, но в силу вышеописанных причин иностранные компании испытывают большие затруднения, вкладывая капитал в российскую эко­номику.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему индексу риска являются обобщающим критерием инвестиционной привле­кательности страны и критерием для зарубежных инвесторов.

Сегодня в России правовые условия для деятельности ино­странных инвесторов являются критическими по сравнению с иными странами. В настоящее время правительство разраба­тывает поправки к Закону об иностранных инвестициях.

Планируется освободить организации с иностранными инвестициями от уплаты импортных пошлин и налогов на необходимые производственные материалы и предоставить им право собственности на землю при создании новых пред­приятий.

Благодаря этому инвестиции из-за границы должны ока­заться более перспективными.

Влияние прямых иностранных инвестиций на экономику рф

Прямые иностранные инвестиции (сокр. ПИИ) — форма участия иностранного капитала в реализации инвестиционных проектов на территории страны-реципиента инвестиций, которая характеризуется в активном участии инвестора (или его представителей) в деятельности организации. ПИИ — наиболее востребованная форма капиталовложений для развивающихся экономик, так как позволяет реализовывать крупные и важные проекты, а кроме того в страну поступают новейшие технологии (например, при создании производств), новые практики корпоративного управления и т. п.

Основные способы ПИИ:

· Инвестирование с нуля – создание за рубежом филиала или предприятия, которое находится в 100 % собственности инвестора;

· Поглощение или покупка иностранного предприятия;

· Финансирование работы филиалов;

· Приобретение имущественных прав: прав пользования землей, природными ресурсами и т. п.;

· Предоставление прав на использование ноу-хау, технологий и др.;

· Покупка акций/паев в уставном капитале иностранной компании, дающих право контролировать деятельность предприятия

По состоянию на конец сентября 2020 г. накопленный иностранный капитал (накопленный организацией иностранный капитал — общий объем иностранных инвестиций, полученных (или произведенных) с начала вложения с учетом погашения (выбытия), а также переоценки и прочих изменений активов и обязательств) в экономике России составил 353,3 млрд.долларов США, что на 9,3% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 59,2% (на конец сентября 2020г. — 58,3%), доля прямых инвестиций составила 38,3% (39,1%), портфельных — 2,5% (2,6%).

В январе-сентябре 2020г. в экономику России поступило 114,5 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 14,4% меньше, чем в январе-сентябре 2020 года.

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 99,7 млрд.долларов, или на 17,2% меньше, чем в январе-сентябре 2020 года.

(http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/257inv22.htm — больше информации)

Положительная и отрицательная роль иностранных инвестиций - Внутренние источники инвестиций

Иностранные инвестиции являются существенным фактором роста национальных экономик, важным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг. Иностранные инвестиции, с одной стороны, служат каналом распространения новых технологий производства и менеджмента, а с другой — чрезмерная активность иностранного капитала может обострять социальную и политическую напряженность в стране, консервировать отсталую отраслевую структуру национального хозяйства.

Существует ряд преимуществ иностранных инвестиций перед другими формами иностранного капитала (такие как официальные кредиты, портфельные инвестиции, торговые кредиты и др.) которые определяются следующими факторами:

§ ППИ – это долгосрочные капиталовложения, ориентированные на стратегические преимущества принимающей страны и мало подвержены влиянию краткосрочных факторов, что гарантирует более стабильный источник удовлетворения спроса на инвестиции (важное значение для предотвращения финансовых кризисов, а также в периоды преодоления их последствий);

§ в большинстве случаев ППИ связаны с переносом в принимающую страну новых технологий, ноу-хау и методов управления, что содействует повышению общего уровня конкурентоспособности национальной экономики;

§ приток ППИ может оказывать положительное влияние на развитие хозяйственной системы в целом, связанное: с распространением используемых иностранными инвесторами технологий, ноу-хау и т.д. на другие отрасли и производства; с ростом спроса на продукцию национальных предприятий со стороны компаний с иностранными инвестициями; с созданием новых рабочих мест; с ростом доходов занятых на данных компаниях резидентов принимающей страны, обеспечивающим расширение спроса на продукцию национальной промышленности; с увеличением налоговых и иных поступлений в центральный и местные бюджеты, что способствует решению фискальных проблем государства и созданию предпосылок оптимизации деятельности в сфере выполнения им своих функций.

Положительное воздействие:

• увеличение финансовых ресурсов для развития реального сектора и инвестиций в основной капитал;

• трансфер технологий, менеджерского опыта и модернизация экономики;

• рост конкурентоспособности экспорта страны;

• увеличение занятости и повышение квалификации работников;

• сотрудничество иностранных инвесторов и отечественных субъектов;

• прочие прямые и косвенные эффекты.

Положительное и отрицательное влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны (электронный материал Кириллова)

Влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны неоднозначно. Выделяют как положительные, так и отрицательные моменты.

Читайте также:  Как получить по наследству банковский вклад умершего родственника

Рассмотрим положительное влияние иностранных инвестиций для принимающей страны (реципиента):

1. Импортируемый капитал пополняет внутренние источники финансирования инвестиционных вложений. Обеспечивая приток средств, ввоз капитала в любых его формах способствует ослаблению напряженности кредитной сферы страны реципиента. В следствии это происходит понижение ставки банковских кредитов. Отсюда появляется дополнительный стимул к внутренним инвестициям.

2. Иностранные инвестиции способны повысить эффективность производства и расширить рынки сбыта продукции благодаря повышению технического уровня и увеличению отдачи средств труда (путем замены устаревшего оборудования, применении новых технологий или адаптации российских технологий к требованиям мирового рынка). Также инвестиции способствуют улучшению организации и управления предприятием, углубленным и качественным маркетинговым исследованиям, внедрению схем промышленной логистики и т.д.

3. Расширение объема производства ведет к развитию сопряженных отраслей, что дает мультипликативный эффект от инвестиций. Это способствует ускорению развития экономики принимающей страны, что приводит к дополнительному спросу на квалифицированную рабочую силу (инженеров, ученых, управленцев). Как правило, иностранный инвестор принимает на себя обучение и переобучение местных кадров.

4. Развитие различных отраслей, привлечение квалифицированной рабочей силы работающей на экспорт, ведет к увеличению экспортных доходов страны-реципиента инвестиций (например ВВП). Это способствует экономическому росту страны и придает устойчивость экономическому развитию.

Таким образом, прямые иностранные инвестиции по многочисленным каналам способны содействовать совершенствованию производственно-социальной инфраструктуры и платежного баланса страны-реципиента. Они увеличивают объем и заметно улучшают структуру внутреннего накопления основного капитала, ускоряют его темпы, повышают его норму (соотношение массы прибыли, направляемой на накопление основного капитала, к общей массе прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности) в стране-импортере капитала. Кроме того, привносимые извне инвестиции приобщают местные хозяйствующие субъекты к конкурентной модели поведения.

Теперь рассмотрим негативные последствия:

1. Иностранные инвестиции являются источником дополнительных средств для финансирования внутренних капиталовложений до тех пор, пока полученная прибыль иностранными компаниями не превысит эти инвестиции. Это свойственно для России.

2. Внутренние источники финансирования инвестиций пополняются не всегда еще и потому, что иностранные компании, как правило, обращаются к рынку ссудного капитала стран оперирования. Увеличивая спрос на кредиты, они способствуют их удорожанию. Это порой сужает возможности финансирования потенциальных национальных инвесторов.

3. В России кредиты ее банков и других кредитных организаций обходятся нерезидентам дешевле, чем резидентам, потому что процентная ставка по кредитам в долларах существенно ниже, чем по кредитам в рублях (так как у иностранных получателей кредитов более высокий рейтинг платежеспособности).

4. Иногда ППИ не ведут к улучшению структуры накопления и производства в принимающей стране, так как иностранные компании, переводят за рубеж преимущественно устаревшие технологии и оборудование.

5. Также следует отметить, что с усложнением производства и повышением уровня вертикальной интеграции в рамках транснациональных компаний (ТНК) ослабевают их контакты с местными субпоставщиками; возникновение «анклавов», управляемых из-за границы и слабо связанных с национальной экономикой.

6. Сокращением числа занятых в компаниях с иностранным участием чревата и постоянная опасность репатриации ввезенного капитала и свертывания производства под влиянием ухудшения инвестиционного климата страны или экономического кризиса, а также любых иных обстоятельств.

7. зарегистрированы случаи приобретения иностранными компаниями российских предприятий с целью устранения конкурента. Используемые для этого способы многообразны: от скупки долгов отечественной компании и ее последующего, до скупки ее акций для перепрофилирования, либо закрытия через банкротство.

8. Существуют многочисленные примеры, как иностранные инвесторы борются за российские рынки не только с отечественными производителями, но и друг с другом. Присутствие филиалов ТНК, ориентированных на экспорт, может превратить значительную долю внешней торговли страны проникновения во внутрифирменные операции иностранных компаний, а также вызвать замещение экспорта местных фирм.

9. Во многих развитых и развивающихся странах существуют ограничения на приток иностранного капитала в отрасли, непосредственно связанные с эксплуатацией национальных природных ресурсов, в некоторые сферы производственной инфраструктуры, телекоммуникационную и спутниковую связь, а в России иностранный капитал устремился как раз в эти сферы наряду с такими высокодоходными и быстро окупаемыми отраслями как пищевая промышленность, торговля и т.п.

§

ЦБ РФ (Банк России) — главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт РФ, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством РФ единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков.

Банк России, исполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

Валютный рынок — это система устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих при осуществлении операций по покупке и/или продаже иностранной валюты, платежных документов в иностранных валютах, а также операций по движению капитала иностранных инвесторов. На валютном рынке происходит согласование интересов инвесторов, продавцов и покупателей валютных ценностей.

Валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совер­шения валютных операций.

Согласно ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ. В соответствии с данным ФЗ ЦБ РФ:

— определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

— издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами;

— устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

— устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

— устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

— готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам.

— устанавливает порядок приобретения и использования в РФ валюты РФ нерезидентами;

— определяет порядок и цели покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

— устанавливает порядок покупки и продажи иностранной валюты в РФ через уполномоченные банки, а также порядок и условия деятельности валютных бирж;

— может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи;

— устанавливает случаи и условия открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;

— устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте;

— устанавливает порядок осуществления резидентами операций, связанных с движением капитала;

— устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам;

— устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте РФ;

— устанавливает порядок продажи и покупки нерезидентами иностранной валюты за валюту РФ;

— поводит все виды валютных операций;

-устанавливает совместно с МинФином РФ и Гос. таможенным комитетом РФ порядок осуществления резидентами и нерезидентами вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, а также ввоза и пересылки в РФ валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ;

— устанавливает совместно с Гос. таможенным комитетом РФ порядок осуществления резидентами вывоза и пересылки из РФ валютных ценностей;

— выполняет другие функции, предусмотренные Законом, в том числе функции органа валютного контроля.

Таким образом, современное валютное регулирование осуществляется Банком России по следующим направлениям: поддержание курса рубля по отношению к иностранным валютам, лицензирование валютных операций, регламентация правил открытия и ведения счетов резидентов и счетов нерезидентов в иностранных валютах, а также правил осуществления по ним валютных операций; регламентация правил открытия и ведения счетов нерезидентов в рублях и осуществления по ним валютных операций; определение порядка ввоза и вывоза иностранной валюты; покупка валюты на внутреннем валютном рынке; регламентация экспортно-импортных операций и международных расчетов; обязательная продажа валютной выручки; осуществление кассовых операций в иностранной валюте и обмен валюты, управление валютными рисками, получения кредитов в иностранной валюте, инвестирование в иностранной валюте, квоту и участие зарубежных инвесторов в российском банковском секторе, бухгалтерский учет и отчетность кредитных организаций в связи с осуществлением ими валютных операций.

Вопрос 48. Экономические инструменты регулирования внешней торговли РФ

Внешнеторговая политика может быть определена как целенаправленная деятельность государства по регулированию доступа товаров иностранного происхождения на российский внутренний рынок, а также по обеспечению доступа товаров отечественного производства на внешние рынки. Внешнеторговая политика конкретного государства определяет субъективные возможности данного государства в международном разделении труда (конкретно — в международном товарообмене), отражает условия взаимодействия внутреннего рынка и международного рынка.

Направления политики:

— протекционизм — курс на использование различного рода ограничений, затрудняющих доступ иностранных товаров на внутренний рынок и, как следствие, снижающий конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке;

— свобода торговли (фритредерство) — курс на устранение ограничений в международной торговле с целью активизации внешнеторгового оборота и международных экономических отношений.

Внешнеторговая политика государства проявляется во внешнеторговом режиме данной страны, под которым понимается совокупность мер (действий всех ветвей государственной власти), применяемых в данный момент времени для регулирования доступа товаров иностранного происхождения на национальный внутренний рынок, а также для обеспечения доступа отечественных товаров на внешние рынки.

Цели, меры, инструменты и сроки внешнеторговой политики формулируются, как правило, в правительственных актах.

Экономические инструменты гос.регулирования внешней торговли:

1. Таможенно-тарифные (с использованием таможенных пошлин, импортных и экспортных.). Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте и экспорте товаров. 3 главные функции таможенных пошлин: 1. фискальная, т.е формирование федерального бюджета РФ; 2. Защитная функция, т.е. импортные таможенные пошлины должны ограничить ввоз товаров, защитить отечественных производителей; 3. Балансировочная функция — экспортные пошлины могут блокировать вывоз товаров, которые нежелательно вывозить, функция регулирует экспортные потоки.

Читайте также:  Лучшие вклады на несовершеннолетних детей

Виды таможенных пошлин (на всякий случай из лекций по УВЭДу):

По способу взимания: адвалорные, специфические, комбинированные.

По характеру: сезонные, антидемпинговые, композиционные, специальные.

По происхождению: автономные, конвенционные (договорные), дифференциальные (льготные).

Нетарифные

2.1.Налоговыевсе виды платежей, взимаемые при таможенном оформлении сделки, кроме таможенных пошлин. Официально они принимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее существенное воздействие:

· НДС– косвенный внутренний налог, считается по формуле Положительная и отрицательная роль иностранных инвестиций - Внутренние источники инвестиций . НДС может не быть начислен, если действует схема отказа от двойного налогообложения (между государствами заключён договор и задокументирован факт оплаты НДС)

· Таможенный сбор– денежные средства, выплачиваемые декларантом, либо иным заинтересованным лицом за таможенное оформление груза. Улачивается до подачи налоговой декларации или при её подаче. Размер таможенного сбора зависит от стоимости деклариремого товара (500 руб. при стоимости менее 200 тыс. руб.; 1000 руб. при стоимости от 200тыс. 1 коп. до 450 тыс. и т.д. вплоть до 100 тыс. руб. при стоимости товара боле 30 млн. руб. и 1 коп.). Фактически таможенный сбор – это средства, идущие на поддержание и развитие деятельности таможенных органов.

· Акциз– косвенный налог, взимаемый как с импортных, так и с отечественных товаров. Акциз на импортируемый товар является источником формирования прибыли госбюджета, содействует защите внутреннего производителя. Номенклатура подакцизных товаров: спирт этиловый, легковые автомобили, пиво, алкогольная продукция, ювелирные и табачные изделия, нефть, включая газовый конденсат, автомобильный бензин. Рассчитывается по формуле: Акциз = Цена объекта налогообложения * ставка акциза, %.

Валютные

Государство воздействует на валютный курс для влияния на экспорт и импорт:

· санкции, направленные на возврат незаконно вывезенных вал средств

· контроль валютных операций (паспорт сделки)

Стимулирующие экспорт

· Кредитование внешнеторговых операций(Росиия выделила $100 млн. на покупку своих самолётов)

· Государственные гарантии коммерчским банкам, которые кредитуют российские предприятия, выпускающие экспортную продукцию (для приобретения комплетктующих, оборудования)

· Прямые субсидиигосударства предприятиям

§

» «

1. импортные пошлины пополняют гос. бюджет;

2. удовлетворение потребностей;

3. широкий ассортимент;

4. импорт улучшает отношения между странами;

5. уменьшение инфляции;

6. модернизация отеч. производства;

7. стимулирует качество рос. производства;

8. возможность закупки товаров в условиях ЧП;

9. импорт воспитывает отечественного потребителя;

10. импорт может помочь отказаться от производства товаров (например, вредных).

«-«

1. импорт провоцирует коррупцию;

2. зависимость от импортеров;

3. импорт рабочей силы приводит к безработице;

4. утечка капиталов (главное!);

5. тормозит отеч. производство;

6. импорт развращает потребителя;

7. содействует развитию голладской болезни.

Соотношение глобализации и интернационализации бизнеса.

Интернационализация бизнеса– объединение усилий национальных и международных компаний разных стран в осуществлении различных деловых операций.

Интернационализация бизнеса может осуществляться в различных формах — экспортная торговля, создание представительств, торговых фирм, совместных предприятий за рубежом, перенос производства, проведение НИОКР, разработки маркетингового комплекса в другие страны и т.д. Выбор рациональной формы интернационализации бизнеса зависит от стратегических целей фирмы и конкретных условий деятельности в стране и за рубежом. (см таблицу).

Выбор предпочтительного этапа интернационализации бизнеса

Этап интернаци-онализации Подэтапы интернаци-онализации Условия для реализации Цели
1. Экспортный 1.1. Продажа через агентов — незначительная доля экспорта в продажах;

— отсутствие барьеров для импорта;

— местный спрос превышает предложение.
— преодоление цикличности в спросе;
— реализация отличий в экономических условиях;
-рост объемов продаж;
1.2. Создание представительств — значительная доля экспорта в продажах;

— отсутствие барьеров для импорта;

- спрос равен предложению;

- сильная конкуренция;

- важность послепродажного обслуживания.
— продленный спрос;
— выгоды массового производства;
2. Междуна-родный 2.1. Местный маркетинг — различия в условиях деятельности;
-необходимость дифференциации маркетинга;
— интенсивная конкуренция
— реализация различий в условиях деятельности
2.2. Местное производство — наличие барьеров для импорта — доступ к местным ресурсам
2.3. Местные НИОКР — более низкая стоимость
— специфика маркетинга
—// —-
3.Транснаци-ональный (глобальный)   — мировая конкуренция — выгоды массового производства
-глобальная оптимизация: НИОКР-ресурсы-производство

Глобализация, как этап интернационализации бизнеса

( вспомним, глобализацияэто объективный социальный процесс, содержанием которого является возрастающая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, национальных политических, социальных систем, национальных культур и окружающей среды.)

Глобализация – естественное развитие международной конкуренции. Ее основные тенденциив международном бизнесе:


— превращение международных компаний из транснациональных в глобальные;


— глобальные объемы очень важны для поддержания высокого уровня инвестиций в НИОКР (фактически наукоемкие отрасли имеют тенденцию стать глобальными);

— необходимость четкого позиционирования и понятной для всех участников глобальной стратегии;


— необходимость унификации информационных и учетных систем;


— широкий обмен информацией;

— создание новых инвестиционных технологий;


— унификация и канонизация законодательства;

— возможности быстрого перемещения капитала в мировом масштабе;


— перенос части НИОКР корпорации за рубеж;


— переход к виртуальным организациям, расположенным по всему миру;

— создание мирового рынка новшеств.

Итак, в моем понимании, чем более интернационализируется любой бизнес в стране, тем в большей мере ему доступен глобальный бизнес-сервис. Глобализация является последним этапом интернационализации бизнеса.

Внутренние и внешние факторы, определяющие капитализацию фирмы.

Рыночная капитализация акций = количество акций в обращении х текущая рыночная стоимость акции.

Финансовые факторы, влияющие на капитализаию фирмфы можно разделить на: стратегическую эффективность компании, эффективность операционной деятельности, инвестиционной деятельности и финансовой деятельности

В последние годы в финансовой сфере все больший акцент делается на нематериальных активах, на признании и усилении их роли в развитии бизнеса и формировании финансовых показателей и результатов деятельности компании в целом.

Внешние факторы Внутренние факторы

1) Оценки аналитиков 1)Структура бизнеса компании

2)Рейтинговые оценки 2) Профессионализм команды топ-менеджмента 3)Политика государства 3)Корпоративное управление

4)Правила, принципы,

подходы, применяемые

на торговых площадях 4)Нацеленность компании

на повышение

стоимости бизнеса

Сущность, виды и принципы создания особых экономических зон в РФ.

Особые экономические зоны – это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности — инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства. Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы. Предоставляется ряд налоговых преференций. Система администрирования «одно окно» позволяет упросить взаимодействие с государственными регулирующими органами.

Разработчики концепции развития ОЭЗ предполагают, что создание особых экономических зон должно обеспечить:

– дополнительное привлечение как иностранных, так и отечественных инвестиций в обрабатывающие сектора промышленности;

– стимулирование развития регионов, содействие в решении проблем выравнивания уровня их экономического развития;

– развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития;

– создание новых высококвалифицированных рабочих мест.

В Российской Федерации действуют 24 особые экономические зоны четырёх типов: 4 промышленные, 4 инновационные, 13 туристических и 3 портово-логистические.

Промышленные ОЭЗ.

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям —основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек. Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2020 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к «Тольятти»., «Титановая долина» -Свердловская область.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

— автомобили и автокомпоненты;

— строительные материалы;

— химическая и нефтехимическая продукция;

— бытовая техника и торговое оборудование.

Инновационные ОЭЗ

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны(Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

— нано- и биотехнологии

— медицинские технологии

— электроника и средства связи

— информационные технологии

— ядерная физика

Туристические ОЭЗ

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

Портовые ОЭЗ

Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг, как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный»является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

На территории ПОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа.

Читайте также:  ЗАО "Центр Региональных Инвестиций", Москва (ИНН 7715839982, ОГРН 1107746968603)

Принципы создания

В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:

§ На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:

§ Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);

§ Промышленно-производственные (с 2020 г. площадью не более 40 км²);

§ Туристско-рекреационные;

§ Портовые

§ Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;

§ На территории ОЭЗ не допускается:

§ Добыча и переработка полезных ископаемых;

§ Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;

§ ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;

§ Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ.

Вопрос 53???????????

§

(лекция Эллины Юрьевны)

Нетарифные методы регулирования —это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Включают:

— прямое ограничение импорта (экспорта) или регулирование внешней торговли путем прямых количественных ограничений, лицензирования запретов или т.н. «добровольных» ограничений

— разнородные акции административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарно-экологических мер, при которых ограничение торговли товарами и услугами оказывается их побочным результатом.

1. Квотирование (контингентирование) — установление государством на определенный период количественных или стоимостных ограничений объема экспорта и импорта товаров (работ, услуг) определенной номенклатуры в натуральном или стоимостном выражении.

Количественные ограничения – запрет, фактически блокирующий операционные и контрольно-регистрационные меры (не влияют на объем торговли).

Квотирование во внешней торговле выступает в качестве:

а) нетарифной меры внешнеэкономического регулирования;

б) регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке;

в) ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров и т.д

По направленности их действия квоты разделяются на:

Экспортные – вводятся для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке.

Импортные – вводятся для защиты местных производителей, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке.

Формы квотирования:

1) глобальные квоты – определяют размер общего импорта какого-либо товара, который не распределен между поставщиками и может реализовываться среди них в порядке очередности, поступления от них заявок.

2) индивидуальные квоты – осуществляются распределением пропорционально доли каждого поставщика в импорте за прошлый (базовый) период или же на основе двустороннего согласования.

3) тарифные квоты – предусматривают ввоз определенного количества товара при более льготном таможенном режиме, чем то, что ввозится сверх этого количества.

4) сезонные квоты — могут устанавливаться на ввод некоторых видов сельскохозяйственной продукции в период пика производства внутри страны.

Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.95 г. № 157-ФЗ определено, что экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений.

Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях:

· обеспечения национальной безопасности РФ;

· выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем рынке;

· защиты внутреннего рынка РФ, если какой-либо товар или товары импортируются в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории РФ.

В РФ распространенытарифные квоты на мясо крупного рогатого скота, свинины, тримминга и мяса домашней птицы.

2. Традиционной мерой нетарифного регулирования является лицензирование(разрешительный порядок внешнеторговых операций).

Лицензирование – регулирование внешнеэкономическойдеятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования (документ, подтверждающий право ввоз или вывоз товара в рамках полученной квоты) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

Формы лицензирования:

1) Разовая индивидуальная лицензия – предполагает выдачу единовременного разрешения на срок конкретному импортеру по его заявке (без права передачи) на ввоз указанного количества товара из определенной страны. При выдаче лицензии госорганы руководствуются следующими критериями:

— уровень предыдущих поставок

— очередность поступления заявок

— распределение поровну количества для новых поставщиков или на основе индивидуального (т.е. фактически произвольного) распределения

— может учитываться неиспользованная часть прошлой лицензии

2) Генеральная лицензия — наиболее распространенная форма контроля для ввоза товаров в развитые страны. Разрешается любому лицу ввозить обозначенный товар в течение длительного времени без ограничений в отношении количества и страны происхождения (глобальная или открытая лицензия), либо только из указанных стран.

3) Автоматическая – предполагает обращение импортера в госорган с заявкой на лицензию, получаемую автоматически. Цель – мониторинг поставок, в частности контроль за выполнением международных договоренностей или за поставками чувствительных товаров.

Соглашение о процедурах импортного лицензирования принято в рамках ГАТТ/ВТО, в котором участвует 36 стран, подчеркивает, что выдача лицензий должна осуществляться на недискриминационной основе в отношении экспортеров и импортеров. Страна-участница должна публиковать все правила и всю информацию, касающуюся лицензирования. Выдача лицензий должны сосредоточиться в одном госоргане (если это крайне необходимо, то допускается обращение не более чем в три органа). Процедура импортного регулирования должна соответствовать требованиям национального режима. При отказе в выдаче лицензии заявитель вправе обжаловать это решение.

Лицензирование экспорта и импорта как инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности имеет свои особенности. Специальное разрешение здесь необходимо не для осуществления самой деятельности, связанной с ввозом или вывозом товаров, а для экспорта или импорта отдельных видов товаров, перечень которых обусловлен экономическими интересами государства.

Лицензирование в ВЭД осущ-ся в следующих случаях:

— Введение временных количнственных ограничений и исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товаров (квоты)

— Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на национальную безопасность, жизнь или здоровье граждан

К лицензируемым товарам относятся:

Экспорт – радиоактивные и взрывчатые вещества, драгоценные металлы и камни, наркотики, психотропные вещества, яды, дикие животные, кость слоновая, рога, копыта, кораллы, лекарства, газ.

Импорт – радиоактивные и взрывчатые вещ., наркотики, психотропные вещества, яды, лекарства, алкоголь (крепче 28%).

В настоящее время лицензирование экспорта и импорта товаров осуществляют несколько органов: Министерство внешних экономических связей(МВЭС РФ), Государственный комитет по военно-технической политике (ГКВТП РФ), Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ (Минздравмедпром РФ), Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ) и Главное управление государственного надзора за связью в России (Главгоссвязьнадзор РФ).

Основные функции Федеральной таможенной службы.

Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций.

Под функциями органа исполнительной власти следует понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене информацией организационно-правовых воздействий органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом. Функции органа исполнительной власти производны от функций государства, они отражают материальное содержание управленческой деятельности, перечень их содержится в актах, регулирующих правовое положение органа в общей системе государственных органов.

Субъектами управления в сфере таможенного дела являются таможенные органы России, составляющие единую систему, в которую входят:

· Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России).

· Региональные таможенные управления Российской Федерации.

· Таможни Российской Федерации.

· Таможенные посты Российской Федерации.

Единство системы таможенных органов определяется единством их целей и задач по осуществлению единой таможенной политики на единой таможенной территории Российской Федерации.

Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные).

Основные функции таможенных органов России:

· Участие в разработке и реализации таможенной политики, а также участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую границу.

· Защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности государства, являющейся экономической основой суверенитета России.

· Содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров.

· Применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России.

· Осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота.

· Ведение таможенной статистики внешней торговли, специальной таможенной статистики.

· Ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

· Осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.

· Борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу России.

· Пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, исчезающих видов животных и растений.

· Содействие в борьбе с международным терроризмом.

· Выполнение международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела.

· Участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело.

· Осуществление сотрудничества с иными органами, занимающимися вопросами таможенного дела.

· К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другие функции организационного характера.

Возложенные на них функции таможенные органы выполняют как самостоятельно, так и во взаимодействии с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также с гражданами. При этом государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого. Это касается, прежде всего, финансовых и налоговых органов, органов пограничной службы, транспортных органов и многих других, которые тесно связаны в функциональном отношении с таможенными органами.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии запрещены.