Поступление прямых иностранных инвестиций в 1 квартале 2020 года — Статистика Кыргызстана

Топ-5 основных стран-инвесторов кыргызстана: куда они вкладывают средства? — tazabek

Основными странами-инвесторами являлись Китай, Канада и Великобритания (76,4% от общего объема поступивших инвестиций).

«альянс алтын»

ОсОО «Альянс Алтын» зарегистрировано в 2021 году в Таласской области. Является частью группы «Русская Платина». Компания «Альянс Алтын» купила лицензию на разработку месторождения Джеруй до 28 августа 2035 года. В 2021 году начались геологические работы.

«газпром нефть азия»

«Газпром нефть Азия» является одним из крупнейших нефтетрейдеров в КР. Основной род деятельности компании: оптовая и розничная продажа нефтепродуктов. С 2006 по 2021 годы «Газпром нефть Азия» поставила и продала более чем 5.5 млн тонн продукции из России. Также за все это время компания выплатила государству более чем 36 млрд сомов в качестве налогов.

Centerra gold

Centerra Gold является канадской золотодобывающей компанией, которая работает над производством золота и меди. Главный актив компании это золоторудное месторождение Кумтор в Иссык-Кульской области. Также компания владеет рудником Маунт Миллиган в Британской Колумбии (Канада). На 2021 год запасы Centerra составляют 14.2 млн унций золота и 2.5 млрд фунтов меди.

Centerra Gold является одним из самых значимых инвесторов для экономики Кыргызстана. Компания предоставляет более 3.6 тысячи рабочих мест. С 1997 по 2021 годы на Кумторе было произведено свыше 12.1 млн унций золота. С 1994 по 2021 годы общие затраты компании в КР составили около $3.77 млрд.

Demir bank

«Демир Кыргыз Интернешнл Банк» основан в 1997 году. Является первым международным коммерческим банком на территории КР. Банк стал одним из лидеров банковского сектора Кыргызстана. Основной целью «Демир Банка» является предоставление широкого спектра банковских услуг, как корпоративным клиентам, так и частным клиентам с внедрением инновационных банковских услуг.

Finca bank

ЗАО «Финка Банк» появилось на рынке КР в 1995 году, как программа USAID по поддержке и обеспечению бедных людей. В 2003 году компания ФИНКА перерегистрирована в ЗАО «ФИНКА микрокредитная компания». В марте 2021 года компания получила банковскую лицензию, после чего она трансформировалось в ЗАО «ФИНКА Банк». В 2021 году клиентская база «ФИНКА Банк» превысила 100 тысяч человек.

Hyatt regency

В Кыргызстане Hyatt принадлежит бывший советский отель «Кыргызстан», который был построен в 1971 году.

После развала СССР объект был приватизирован и на данный момент является люксовым 5-звездочным отелем в Бишкеке.

Novotel

«Новотел Бишкек Сити Центр» является частью «Аккор Групп». «Аккор» — это французская компания, которая была основана в 1967 году. Она владеет 4800 отелями в 100 странах с общим количеством 280 тысяч работников. Объем инвестиций в «Новотел Бишкек Сити Центр» оценивается в $25 млн.

Pepsico

PepsiCo работает на рынке Кыргызстана с 2021 года, когда приобрела 66% акций компании»Вимм-Билль-Данн», владеющей заводом «БишкекСут». Инвестиции PepsiCo позволили увеличить объем экспорта молочной продукции из Кыргызстана в соседние страны – Казахстан, Узбекистан и Таджикистан.

United cement group

ОАО «Юнайтед Цемент Групп» принадлежит открытый в 1964 году Кантский цементный завод. За все время существования завода произведено 46 млн тонн цемента. Каскад гидроэлектростанций на реке Нарын, дамбы на реках Талас и Сокулук, аэропорты в КР и здания в комплексе аэродрома «Байконур» были построены из цемента произведенного на заводе компании.

География

Кыргызская Республика является суверенным государством в Центральной Азии. Кыргызстан является страной, не имеющей выхода к морю, с горной местностью. Граничит с Казахстаном на севере, с Узбекистаном на западе и юго-западе, с Таджикистаном на юго-западе и с Китаем на востоке.

Столицей и крупнейшим городом является Бишкек. В административно-территориальном отношении Кыргызстан делится на 7 областей (Баткенская, Джалал-Абадская, Иссык-Кульская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская). Длинными цепями тянутся горные системы Тянь-Шань с запада на восток и Памиро-Алай с юга на запад.

Около 94 процентов Кыргызстана — горы, примерно половина площади — выше 1500 м над уровнем моря. Из них 41 процент относится к суровым высокогорьям, расположенным выше 3000 м.  Большая часть горного региона постоянно покрыта льдом и снегом, а ледники составляют около 4 процентов территории страны.

Низменные районы страны включают Чуйско-Таласские долины у северной границы с Казахстаном и Ферганскую долину у юго-западной границы с Узбекистаном. Иссык-Куль является вторым по величине кратерным озером в мире на северо-востоке с площадью поверхности 6 236 км2.

Инвестиционный климат в кыргызской республике: реалии и перспективы | институт экономических стратегий

Бездумное привлечение Кыргызстаном международной помощи в прошлые годы, ее бездарное использование уже привели к тому, что  внешний долг страны превысил все допустимые нормы

Бахтияр Бакас уулу
Кыргызстан: новая демократия в ожидании инвестиций

«Экономические стратегии – Центральная Азия«, №3-2007, стр. 98-105

Бахтияр Бакас уулу – аналитик АО «Verny Capital», к.э.н.

Несмотря на перманентное напряжение в политической ситуации Кыргызстана, стране удается привлекать значительные частные инвестиции. Кыргызская Республика уже стала транспортно-транзитным хабом, торговой площадкой и офшорной зоной региона. Кыргызстан может декларировать преимущества своего инвестиционного климата, включая законодательные стимулы, и даже превратить имеющиеся риски в плюсы. Высокие риски предполагают большую доходность, а позиционирование республики как площадки, обещающей более высокую доходность по сравнению с соседними рынками, создает необходимое для сегодняшних финансовых трансакций «спекулятивное поле» (в позитивном смысле). Здесь, однако, существует тонкая грань: важно не превратиться в площадку для отмывания «теневых» капиталов, адекватно сбалансировать риск и доходность. Участие государства должно быть разумно минимизировано. Правительство Кыргызстана должно проявить политическую волю, создав определенный набор мягких правил и обеспечив их стабильность.

Инвестиции как ключ к экономическому росту Кыргызстана

В 2003 г. Кыргызстан отметил 2200 лет своей государственности. Доказательства длительной истории страны – в наскальных рисунках в районе озера Иссык-Куль, на башне Бурана, на юге Ферганской долины, где древний город Ош когда-то был крепостью Александра Великого. Как и в былые времена, когда Кыргызстан был связующим звеном между северным и южным маршрутами Шелкового пути, страна является торговым перекрестком и перевалочным пунктом между Европой и Азией.

Кыргызская Республика – небольшая страна. Она расположена в отдалении от мировых рынков, подвержена природным катаклизмам, имеет ограниченные институциональные и иные мощности, а также узкую базу для диверсификации экономики ввиду малых размеров рынка.

Малые страны в условиях глобализации вынуждены максимально открывать свои рынки и предоставлять разного рода налоговые преференции, так как из-за ограниченных производственных факторов иностранные инвестиции и трансферты мигрантов играют очень важную роль.

За 16 лет независимости Кыргызстан добился прогресса прежде всего в проведении демократических реформ и развитии индустрии гостеприимства. Транспортные сети, сфера коммуникаций, сектор развлечений и туристический бизнес значительно расширились и заметно улучшились.

В настоящее время очевидны значительные положительные изменения в реформировании экономики страны. В результате интенсивной приватизации доля частного сектора в промышленности достигла 88,6%, в строительстве – 58,7, на транспорте – 56,9, в торговле и общественном питании – 97, в бытовом обслуживании – 99,85%. Таким образом, основная часть предприятий находится в негосударственном секторе, их деятельность регулируется рыночными отношениями.

По оценке Европейского банка реконструкции и развития, Кыргызстан добился определенных успехов в проведении рыночных реформ по сравнению с ближайшими соседями (таблица).

Таблица. Показатели процесса перехода к рынку разных стран в 2006 г.

Поступление прямых иностранных инвестиций  в  1 квартале 2020 года - Статистика Кыргызстана

Примечание. Оценки показателей даются по пятибалльной шкале от 1 до 4 , где 1 соответствует отсутствию какого-либо отхода от жесткой централизованно планируемой экономики, а 4 означает достижение стандартов рыночной экономики, характерных для промышленно развитых стран.

На ближайшие годы страна поставила перед собой амбициозную задачу: добиться ежегодного 8-10-процентного роста экономики. Это требует как минимум доведения доли прямых иностранных инвестиций в экономику до 10-15% от объема ВВП, а общего объема инвестиций – до 25- 35 % от общего объема ВВП.

Реализации подобных глобальных планов препятствует ряд фундаментальных трудностей, которые в настоящее время испытывает страна. Так, экономический рост в Кыргызстане может стать устойчивым только в том случае, если он будет происходить системно, а не выборочно, как сейчас. До сих пор страна полагается на капитал, аккумулированный в советский период; он в настоящее время очень быстро амортизируется. Это особенно заметно в таких областях, как сельское хозяйство, ирригация, дороги, сети энергоснабжения, социальная инфраструктура и т. д.

Важно отметить, что увеличение инвестиций может происходить только в результате общего улучшения инвестиционного климата в стране. Эта задача намного сложнее, чем реализация нескольких крупных инвестиционных проектов. Подобного улучшения инвестиционного климата невозможно достичь только при помощи чисто экономических мер, здесь необходимо осуществление комплексных действий в сферах государственного управления, безопасности и социального развития.

Узкий внутренний рынок заставляет искать пути выхода кыргызских продуктов на рынки других стран. В связи с этим особую важность приобретает налаживание регионального сотрудничества в Центральной Азии. В настоящее время проблема границ и неопределенность во взаимоотношениях с соседями ограничивают доступ к новым потенциальным рынкам и сдерживают устойчивую добычу и использование природных ресурсов. Отсутствие надлежащего регионального сотрудничества в Центральной Азии влияет на возможности решения острых проблем региона, связанных с обеспечением водой, энергией, развитием инфраструктуры дорог.

Динамика инвестиций

В Кыргызской Республике за 1991-2006 гг. была разработана законодательная база и сложилась правовая система, закрепляющая права собственности юридических и физических лиц. Доля государственной собственности за годы реформ значительно снизилась во всех секторах экономики, за исключением базовых отраслей. Общий уровень приватизации составил 70%. Многие государственные объекты переданы в коммунальную собственность. Одним из последних стратегических решений, принятых в 2006 г., является утверждение законодательной ветвью власти республики (Жогорку Кенешем) Программы приватизации государственной собственности на 2006-2007 гг., согласно которой республика приступает к завершающей стадии приватизации. По информации Госкомимущества Кыргызстана, государству по-прежнему принадлежат доли в 122 АО и ООО (в 71 из них контрольный пакет акций – у государства); общая номинальная стоимость госсобственности в данных юридических лицах превышает 10 млрд сомов (264 млн долл.).
В качестве примера улучшения инвестиционного климата в республике можно привести данные Национального статистического комитета Кыргызской Республики. В 2006 г. в Кыргызстан по ступило 2514 млн долл. всех видов иностранных инвестиций (без учета оттока), что выше уровня предыдущего года на 15,8%. Объем прямых иностранных инвестиций в 2006 г. в сравнении с 2005 г. возрос в 1,6 раза (рис. 1).

Рисунок 1. Несмотря на сложную политическую ситуацию, в стране отмечается постепенный рост инвестиций в экономику

Поступление прямых иностранных инвестиций  в  1 квартале 2020 года - Статистика Кыргызстана

Рост объясняется увеличением притока прочего капитала в форме прямых инвестиций, то есть прямые инвесторы осуществляли инвестиции в совместные предприятия в форме торговых кредитов, заемных средств и предоставления кредитных ресурсов, которые используются предприятиями прямого инвестирования для пополнения оборотных средств, приобретения сырья и материалов.

По-прежнему приоритетными видами экономической деятельности для инвесторов являются обрабатывающая промышленность (42% поступивших инвестиций), финансовая деятельность (18,4%), горнодобывающая промышленность (16,6%) (рис. 2).

Рисунок 2. Наибольший интерес для иностранных инвесторов представляют промышленный и финансовый сектора экономики

Поступление прямых иностранных инвестиций  в  1 квартале 2020 года - Статистика Кыргызстана

В 4,7 раза (3,6 млн долл.) выросли прямые иностранные инвестиции в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство. Такое положение дел складывается вследствие того, что иностранные инвесторы, в частности инвесторы из некоторых стран СНГ, считают более выгодным предоставлять торговые кредиты предприятиям перерабатывающей промышленности, а не приобретать их продукцию на условиях рыночных сделок купли-продажи. Это связано с тем, что себестоимость продукции, произведенной на территории республики, ниже, чем себестоимость продукции, произведенной на территории Узбекистана или Таджикистана. Более того, в соседних странах цены на некоторые виды сельскохозяйственной продукции различной степени переработки устанавливаются правительствами этих стран, а в Кыргызстане ценовая политика диктуется условиями рынка.

Двукратное увеличение притока прямых иностранных инвестиций в отрасль связи (9,3 млн долл. в 2006 г. против 4,2 млн долл. в 2005-м) обусловлено вводом в действие новых производственных мощностей успешно развивающихся компаний – операторов сотовой связи. В целом при условии демонополизации отрасли, увеличения числа операторов на рынке связь является перспективной сферой для прямых иностранных инвестиций. В случае успешной приватизации АО «Кыргызтелеком» можно ожидать постоянного роста объемов прямых иностранных инвестиций в данную отрасль на уровне не менее 25-30% ежегодно.

В других сферах экономики также наблюдался рост инвестиций: в операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг потребителям инвестиции выросли в 3,4 раза (25,3 млн долл.), горнодобывающую промышленность – в 2,3 раза (55,8 млн долл.), обрабатывающую промышленность – в 1,5 раза (141 млн долл.), финансовую деятельность – в 1,5 раза (61,8 млн долл.), торговлю, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – на 22,3% (26,7 млн долл.)

Увеличение притока прямых иностранных инвестиций в акционерный капитал подтверждается ростом в 2006 г. импорта инвестиционных товаров (машин, оборудования, приборов, транспортных средств и других непотребительских товаров).

Из стран вне СНГ поступило 178,4 млн долл. прямых иностранных инвестиций, что на 10,8% больше, чем в 2005 г. Основными странами-инвесторами являлись Германия (15,9% от общего объема таких инвестиций), Великобритания (11,3%), Кипр (6,9%). Более всего инвестиций из Германии и с Кипра поступило в обрабатывающую промышленность, из Великобритании – в горнодобывающую промышленность. Анализ географического распределения прямых инвестиций из стран – членов СНГ показывает, что ежегодный прирост прямых инвестиций из этих стран составляет около 30% и сегодня объем прямых иностранных инвестиций из стран СНГ достигает 24% от валового объема прямых иностранных инвестиций. В 2006 г. приток прямых иностранных инвестиций из стран СНГ по сравнению с 2005 г. возрос в 3,2 раза и составил 157,2 млн долл. При этом их удельный вес в общем объеме поступивших инвестиций увеличился на 23,3% (в основном за счет инвестиций, поступивших из Казахстана). Доля вложений, осуществленных инвесторами из Казахстана, составила 40,7% от общего объема поступивших инвестиций, России – 5,9%. Инвестиции из Казахстана были направлены в основном в обрабатывающую промышленность и финансовый сектор, из России – в горнодобывающую промышленность, торговлю, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования. Необходимо отметить, что инвесторы из России принимают участие в инвестиционном процессе как через капитальные вложения, так и через прочие прямые инвестиции.
В общем объеме наибольший удельный вес прямых иностранных инвестиций приходится на Бишкек – 46,7% (156,7 млн долл.), Чуйскую область – 29,7% (99,6 млн долл.) и Жалалабатскую область – 8,9% (29,9 млн долл.).

Несмотря на благоприятную статистику привлекаемых иностранных инвестиций, инвестиционный поток явно недостаточен, что в первую очередь обусловлено малой емкостью рынка страны, неустойчивой макроэкономической ситуацией, неблагоприятной институциональной средой, неполным использованием потенциальных преимуществ, связанных с членством в ВТО.

Государство и инвесторы

Следует отметить, что в Кыргызстане установлен либеральный инвестиционный режим, позволяющий инвесторам получить доступ практически ко всем секторам экономики. Представители иностранных государств имеют право принимать участие в приватизации, покупать акции и ценные бумаги кыргызских компаний. На иностранных инвесторов распространяется национальный режим. Это правило применяется и в том случае, когда инвестор владеет долей предприятия, и когда он является его полным собственником. Иностранные инвесторы могут полностью или совместно с кыргызским или любым другим иностранным партнером владеть каким-либо предприятием. Только некоторыми видами экономической деятельности (приобретение в собственность сельскохозяйственных угодий, добыча полезных ископаемых, лесное хозяйство) иностранец может заниматься при обязательном участии кыргызского партнера. Закон об инвестициях устанавливает основные принципы инвестиционной политики государства и нацелен на улучшение инвестиционного климата и продвижение иностранных и внутренних инвестиций посредством обеспечения справедливого и равноправного законодательного режима для инвесторов и гарантированной защиты инвестиций в республике.

Либеральный деловой режим в Кыргызской Республике (по сравнению с другими странами Центральной Азии) представляет собой нечто особенное: налоговые ставки низки, таможенной пошлиной облагаются все товары из дальнего зарубежья. Импорт оборудования и сырья полностью освобожден от уплаты таможенных пошлин. Не существует ограничений на вывоз прибыли, национальная валюта Кыргызстана свободно конвертируется. Либерализация режимов внутренней и внешней торговли стала одним из самых важных мероприятий экономической реформы. Принятые меры привели к снижению тарифов на импорт, отмене тарифов и квот на экспорт, открытию рынка услуг для иностранных инвесторов. Товары и услуги, произведенные в Кыргызской Республике, получили режим наибольшего благоприятствования во всех 149 странах – членах ВТО. Членство в ВТО гарантирует стабильный торговый режим (в том числе и стабильные тарифы на импорт). Устойчивые торговые отношения Кыргызстана с Китаем, который стал членом ВТО, формируют огромный потенциал для экспорта на китайский рынок. Республика также является членом Евразийского экономического сообщества, ее товары и услуги имеют привилегированный доступ на рынки стран – членов ЕврАзЭС.

Конкурентоспособность отдельных отраслей

Инвестиционной привлекательностью обладают различные сектора экономики Кыргызстана. К примеру, развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в Кыргызской Республике дает перспективную возможность для всестороннего развития страны и ее интеграции в мировое сообщество. Кыргызстан имеет необходимые предпосылки для построения информационного общества: высокий образовательный уровень населения, качественную систему образования и базовую телекоммуникационную инфраструктуру. Рост продаж продуктов информационных технологий ведет к неуклонному повышению спроса на полупроводники, сырьем для которых является кремний. Потенциально Кыргызстан мог бы производить полукремния до 2000 т ежегодно, а монокристаллического кремния – до 150 т в год. Вместе с тем уровень информатизации кыргызского общества по сравнению с развитыми странами Запада составляет лишь 5-7%, а 6% парка вычислительных машин – устаревшие модели персональных ЭВМ.
Другим привлекательным для инвестиций сектором является туризм, который растет быстрыми темпами и считается одной из приоритетных отраслей экономики республики. Кыргызстан обладает значительным туристическим и рекреационным потенциалом и имеет большие возможности для развития как внутреннего, так и международного туризма. На территории республики расположено 14 курортно-рекреационных зон, 10 горных туристских и альпинистских зон. Величественные снежные хребты, цветущие сады и виноградники, пихтовые рощи, великолепные арчевники, леса из высокоствольных голубых тянь-шаньских елей, водопады, заросли облепихи и барбариса… На юге страны расположены реликтовые орехо-плодовые леса Арсланбоба, возраст которых превышает 3 тыс. лет. На кыргызской земле находится более двух тысяч высокогорных озер. Жемчужиной Тянь-Шаня называют озеро Иссык-Куль (в переводе с кыргызского языка – «горячее озеро»). Оно никогда не замерзает, купальный сезон здесь длится до ноября. Иссык-Куль – это великолепные песчаные пляжи, кристально чистая вода, минеральные источники, сочетание горного и морского климата, грязевое и термоминеральное лечение.

На территории Кыргызской Республики выявлены и разведаны месторождения различных полезных ископаемых, на базе которых действуют предприятия цветной металлургии и золотодобывающей промышленности. Кыргызстан является третьей страной – производителем золота в СНГ после России и Узбекистана. Известно более 30 месторождений золота, имеющих промышленное или близкое к нему значение, примерно столько же непромышленных объектов (некоторые из них при более углубленном изучении могут стать рентабельными для отработки), около 30 рудопроявлений с высоким содержанием золота и несколько сотен рудных точек. В настоящее время в стране эксплуатируются месторождения «Кумтор», «Макмал», «Солтон-Сары», «Куранжайлоо». Подготовлены к освоению месторождения «Джеруй», «Талдыбулак Левобережный», ведется подготовка к добыче золота на месторождениях «Джамгыр», «Куру-Тегерек». Оцениваются возможности эксплуатации месторождений «Бозымчак», «Насоновское», «Алтын-Джилга», «Коматор», «Ширальджин» и др.

Среди стран СНГ Кыргызская Республика занимает третье место после России и Таджикистана по гидроэнергетическим ресурсам. Кыргызстан сейчас имеет 18 электростанций с суммарной установленной мощностью 3677 МВт. Максимальная мощность системы достигает порядка 2700 МВт·ч при ежегодном объеме внутреннего потребления порядка 10 млрд кВт ·ч и экспорте электроэнергии в объеме около 2 млрд кВт ·ч в год. В общем энергобалансе на долю ГЭС приходится более 80%, причем 97% генерируемой мощности ГЭС сосредоточено на Нарынском каскаде. Доля электропотребления внутри страны от всей произведенной электроэнергии составляет примерно 85%. На электроэнергетику приходится около 5% ВВП, 16% объема промышленного производства, 10% доходов государственного бюджета.

Сельское хозяйство страны признано приоритетным сектором развития экономики. При этом удельный вес товарной продукции отраслей переработки сельскохозяйственной продукции в общем объеме товарной продукции составляет 22%. К основным продуктам сельского хозяйства относятся пшеница, овощи, хлопок и табак, а также продукция животноводства. Агробизнес предлагает широкие инвестиционные возможности, в особенности в перерабатывающей сфере. В настоящее время иностранные инвесторы могут брать в аренду земельные участки сроком на 99 лет, что является безусловным преимуществом на фоне соседних стран.

В области легкой промышленности насчитывается более 70 предприятий всех форм собственности. Наиболее значительные объемы продукции выпускаются 12 субъектами. Производство швейной продукции, базирующееся на некогда крупных фабриках (АО «Айгуль», АО «Теским», АО «БШФ им. ВЛКСМ», АО «Майлуу-Суйская швейная фабрика», АО «Келечек», ОсОО «Атакенч»), теперь занимает до 10% в общем объеме сектора. Остальная продукция производится индивидуальными предпринимателями в цехах и ателье на патентной основе. Ассортимент изготавливаемой продукции весьма широк: легкие платья, пальто, куртки, плащи, предметы быта и домашнего обихода, военное обмундирование, головные уборы и т. д.

Инвестиционное настроение

Несмотря на достижение относительной стабилизации, экономика Кыргызской Республики попрежнему остается слабой. Инвесторов продолжают пугать высокие налоги, несовершенная система таможенных пошлин, фискальный режим. Во взаимоотношениях с предпринимателями нет постоянных и твердых «правил игры» – они все еще регулируются государством. Рост в сельском хозяйстве на фоне падения в промышленности отражает тот очевидный факт, что в экономике страны индустриальная направленность постепенно уступает место сельскохозяйственной. При этом экономика развивается не интенсивным, а экстенсивным путем, что уже привело к росту мелкотоварного производства, использованию ручного труда, снижению уровня технологической переработки продукции и ее качества. При сохранении подобных тенденций экономика республики уже в ближайшем будущем по своей структуре будет соответствовать экономике слаборазвитых стран, а промышленный сектор будет представлен лишь отраслями, добывающими сырье и ориентированными на внутренний рынок. Бездумное привлечение международной помощи в прошлые годы, ее бездарное использование уже привели к тому, что внешний долг страны превысил все допустимые нормы.

Основными факторами, подпитывающими недовольство большинства населения республики, продолжают оставаться экономический кризис, отсутствие стабильных демократических и властных институтов и, что особенно важно, абсолютного лидера, способного получить кредит доверия от национального большинства. К этому присовокупляется то, что действующие политики решают не общенациональные, а клановые, семейные и личные проблемы. Основным следствием митингов 2006-2007 гг. является нагнетание напряженности вокруг проблемы разделения страны по принципу «Юг – Север». К сожалению, данный вопрос все более муссируется и властями, и оппозицией. Это еще больше усложняет и без того непростую обстановку.

В то же время все происходящие в стране процессы (несмотря на отдельные негативные моменты) являются признаком развития, а не стагнации, представляют собой ростки демократии. Можно согласиться со словами бывшего президента Кыргызстана А. Акаева о том, что Кыргызстан – «островок демократии в Центральной Азии», по крайней мере по сравнению с окружающими его странами, которыми руководят авторитарные режимы. Кыргызстан – это бурлящий котел, его народ стремится к переменам. В случае достижения общественного компромисса Кыргызстан может стать примером демократического развития.


Макропоказатели

В 1992 г. были либерализированы все основные цены, в мае 1993 г. Кыргызстан ввел национальную валюту – сом. Настроение было оптимистичное. Многие рассматривали Кыргызстан как «островок демократии» в Центральной Азии, отзывались о нем как о «второй Швейцарии, но лучше». Тем не менее переход от административно-командной экономики к рыночным отношениям оказался непростым: с одной стороны, резкое сокращение производства и доходов, совпавшее с быстрым ростом бедности (около 50% населения) в 1991- 1995 гг., с другой – экономическая стабилизация, рост в ограниченных секторах, например в сельском хозяйстве, золотодобыче и энергетике в 1996-1997 гг.

Последовавший в 1998 г. российский кризис в определенной степени притормозил дальнейшее развитие страны. С 2000 по 2006 г. в Кыргызской Республике имели место экономический рост, замедление инфляции, сокращение дефицита бюджета, стабилизация курса обмена валют при одновременном нарастании проблемы внешнего долга. Важнейшей отраслью экономики Кыргызстана является сельское хозяйство, производящее более трети объема ВВП. В промышленности республики, производящей чуть более 11% ВВП, важнейшее место занимают цветная металлургия и горнодобывающая промышленность (около 60% всего промышленного производства), особенно добыча золота на месторождении «Кумтор». Это производство обеспечивает около 40% всего экспорта Кыргызстана. Стратегическое значение имеет водно-энергетический комплекс, второй по значению источник экспортных поступлений, – здесь есть перспектива замещения импорта энергоносителей. Достаточно сказать, что гидроэнергетический потенциал рек Кыргызстана в несколько раз превышает возможности Волги.

Если обратиться к статистике, то в 2006 г. в Кыргызской Республике по сравнению с предыдущим годом наблюдалась тенденция макроэкономической стабилизации и продолжался экономический рост. Номинальный объем ВВП сложился на уровне 113,2 млрд сомов (2,8 млрд долл.), темпы реального роста валового внутреннего продукта составили 102,7%. На повышение ВВП без «Кумтора» (5,1%) в основном положительно повлияли такие факторы, как увеличение торгового оборота (на 2,6%), рост в сельском хозяйстве (на 1,5%) и строительстве (на 18,2%). В то же время сокращение объемов производства в промышленности обусловило общее снижение роста ВВП на 1,7 процентного пункта.

По сравнению с предыдущими годами, когда в среднем рост ВВП составлял 6–7%, в 2006 г. экономика страны выросла только на 2,7%

Поступление прямых иностранных инвестиций  в  1 квартале 2020 года - Статистика Кыргызстана

Обменный курс сома к доллару США в 2006 г. укрепился на 7,7% и на конец года 1 доллар обменивался за 38,61 сома. Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, в 2006 г. вырос до 5,1%, в то время как индекс цен производителей промышленной продукции – на 5,3%. Минимальный потребительский бюджет составил всего 2 527,53 сома (66 долл.) в месяц на одного члена семьи, что лишает среднестатистического гражданина возможности иметь достаточный уровень потребления. Так, уровень бедности за 2006 г., рассчитанный по потребительским расходам, в прошлом году увеличился с 43,1 до 45,9%, а уровень крайней бедности достиг 13,9%. За чертой бедности в республике, по данным национальной статистики, находилось свыше 2,2 млн человек.


Индексы

По индексу экономической свободы фонда Heritage Foundation из 157 стран мира Кыргызская Республика с рейтингом 2,99 в 2006 г. находилась на 71-м месте – категория стран в основном со «свободной экономикой». По данному рейтингу Кыргызстан обошел такие страны, как Россия и Казахстан. По такому индексу, как уровень коррупции, который рассчитывается международной организацией Transparency International, Кыргызстан с рейтингом 2,3 в 2005 г. находился на 130-м месте вместе с такими странами, как Камбоджа и Венесуэла. По оценке международной консалтинговой компании Controls Risks (http://business.akipress.org/news/807), Кыргызстан занесен в группу стран, в которых политическая конъюнктура влечет за собой риски «среднего уровня». В то же время, по оценке Всемирного банка, в рейтинге «Легкость ведения бизнеса в стране» Кыргызстан в 2006 г. (по сравнению с 2005 г.) улучшил свои показатели и занял 90-е место, поднявшись со 104-го места (http://russian.doingbusiness.org/ExploreEconomies/Default. aspx?economyid=106). В то же время по такому параметру, как защита прав инвесторов, республика с рейтингом 33 осталась на прежнем месте, что свидетельствует об отсутствии изменений в данной сфере.

По оценке Всемирного банка Кыргызстан в 2006 г. улучшил свой рейтинг по показателю легкости ведения бизнеса

Поступление прямых иностранных инвестиций  в  1 квартале 2020 года - Статистика Кыргызстана


В работе использовались данные Национального статистического комитета КР, Национального банка КР и различные web-ресурсы Интернета.

История

Население Кыргызской Республики составляет более 6 миллионов человек и более 90 этнических групп. Духовного богатства население достигает, исповедуя в 75% ислам и в 20% православие. На долю других религий приходится лишь 5% граждан. Денежная единица — сом, а официальными языками являются кыргызский и русский.

Читайте также:  Как торговать китайскими акциями и инвестировать в китайские компании – Трейдинг портал How to Trade

В 1876 году Кыргызская Республика была официально включена в состав Российской империи. В 1924 году, после короткого периода независимости, полученной после большевистской революции (1917), страна была объявлена ​​Кара-Кыргызской автономной областью и вошла в состав Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

31 августа 1991 года Кыргызская Республика провозгласила свою независимость
после распада СССР и присоединилась к Содружеству Независимых Государств (СНГ).
В 1991 году Аскар Акаев, либеральный член Коммунистической партии Кыргызстана,
был избран на пост президента.

В 1992 году Кыргызская Республика вступила в ООН и ОБСЕ и запустила свою
первую программу экономических реформ. В 1993 году кыргызский сом заменил
российский рубль в качестве основной денежной единицы. В 1995 году Акаев избран
на еще один срок с перевесом в 70% голосов и закрепил свою позицию.

Вскоре
после этого, с помощью референдума, он одобрил конституционные поправки для
концентрации власти в руках президента и уменьшения полномочий законодательного
органа. В 1998 году конституционный суд удовлетворил апелляцию Акаева на третий
срок в 2000 году, и 6 ноября он был переизбран еще на пять лет.

24 марта 2005 года президент Акаев был отстранен от должности. Парламент
назначил действующего премьер-министра — лидера оппозиции — Курманбека Бакиева президентом
в 2005 году.

Курманбек Бакиев был свергнут в апреле 2021 года, и Кыргызская Республика
стала свидетелем новой политической реформы в июне 2021 года. Согласно
положениям принятой реформы Кыргызская Республика стала парламентской страной.
На место главы временного правительства назначена Роза Отунбаева.

24 марта 2005 года президент Акаев был отстранен от должности. Парламент назначил действующего премьер-министра — лидера оппозиции — Курманбека Бакиева президентом в 2005 году.

Читайте также:  ЦБ отчитался о почти полной остановке иностранных инвестиций в российские компании — Meduza

В октябре 2021 года состоялись новые президентские выборы. С 1 декабря 2021 года Алмазбек Атамбаев является Президентом Кыргызской Республики. В 2021 году Атамбаев стал первым президентом Кыргызстана, ушедшим в отставку после отбытия одного полного шестилетнего срока, как того требует конституция страны.

Бывший премьер-министр и член правящей Социал-демократической партии Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков сменил его после победы на президентских выборах в октябре 2021 года. Сооронбай Жээнбеков стал президентом Кыргызской Республики с декабря 2021 года.

Политическая система

Согласно Конституции, Кыргызстан — суверенная, унитарная демократическая республика, построенная на началах правового светского государства. Один из главных принципов государственного управления — разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви

Президент Кыргызской Республики – высшее должностное лицо, глава государства,
избираемый сроком на 6 лет.

Законодательная власть принадлежит парламенту — Жогорку Кенеш, который состоит из 120 парламентариев, избираемых сроком на 5 лет на пропорциональной основе.

Высший орган исполнительной власти — правительство, возглавляемое
премьер-министром и включающее в свой состав также вице-премьер-министров,
министров, председателей государственных комитетов..

Поступление прямых иностранных инвестиций в 2021 году — статистика кыргызстана

Дата публикации: 05.03.2020

По предварительным данным, приток прямых иностранных инвестиций в 2021 году в сравнении с 2021 годом увеличился на 2,9 процента и составил 876,2 млн. долларов США. При этом, приток превысил уровень оттока на 210,8 млн. долларов (в 2021 году – на 144,2 млн. долларов).

В структуре  прямых иностранных инвестиций по сравнению с предыдущим годом отмечалось увеличение объемов реинвестированной прибыли.

Поступление прямых иностранных инвестиций1

Млн. долларов США

В процентах к итогу

2021

2019

2021

2019

Всего

851,7

876,2

100

100

Собственный капитал

104,3

30,9

12,2

3,5

Финансовый лизинг

Реинвестированная прибыль

207,3

412,6

24,4

47,1

Прочие инвестиции

540,1

432,7

63,4

49,4

в том числе:

кредиты, полученные от нерезидентов

343,0

283,1

40,3

32,3

торговые кредиты

195,8

149,5

23,0

17,1

прочая кредиторская задолженность

1,3

0,1

0,1

0,0

1 Без учета оттока.

Читайте также:  Татсоцбанк вклады физических лиц

Основной объем прямых иностранных инвестиций (более 87 процентов) направлен в геологоразведку, предприятия обрабатывающих производств, добычи полезных ископаемых, сферу информации и связи, а также финансового посредничества и страхования. При этом, объем инвестиций, направленных в сферу информации и связи, увеличился в 2,7 раза, геологоразведку – в 1,8 раза, финансового посредничества и страхования – на 14,6 процента, в то время как инвестиции в предприятия обрабатывающих производств снизились в 1,7 раза, предприятия по добыче полезных ископаемых  – на 16,5 процента.

Объемы поступления прямых иностранных инвестиций из стран вне СНГ в сравнении с 2021 годом  увеличились на 15,5 процента, в основном, за счет их роста из  Швейцарии в 5,3 раза, Кипра  – в 5,0 раза,  Великобритании – в 2,6 раза, Канады – на 17,2 процента  и Нидерландов – на 9,3 процента.

В общем объеме поступивших прямых иностранных инвестиций наибольший удельный вес приходится на Китай (34,3 процента от общего объема поступивших инвестиций), Канаду (13,2 процента), Швейцарию (11,8 процента), Турцию (8,6 процента), Великобританию (8,3 процента) и Нидерланды (7,2 процента). 

Объемы поступления прямых иностранных инвестиций из стран СНГ в сравнении с 2021 годом, напротив, сократились в 2,1 раза за счет их снижения из России  в 3,7 раза и Узбекистана – в 13,1 раза. Наряду с этим, инвестиции из Казахстана увеличились в 1,3 раза.

По сравнению с 2021 годом объемы поступления прямых иностранных инвестиций увеличились в город Ош – в 7,3 раза, Джалал-Абадскую область –  в 1,8 раза,  Баткенскую область – в 1,4 раза, Иссык-Кульскую область  – в 1,3 раза, в то время как в остальные области и город Бишкек приток инвестиций сократился.

За истекший год в общем объеме поступивших прямых иностранных инвестиций наибольший удельный вес приходился на предприятия  г. Бишкек – около 40 процентов, Джалал-Абадской области – более 26 процентов, Чуйской области – около 20 процентов, а также Иссык-Кульской области – более 13 процентов.

Отток прямых иностранных инвестиций в 2021 году в сравнении с 2021 годом снизился на 5,9 процента и составил 665,4 млн. долларов.

В структуре прямых иностранных инвестиций по сравнению с 2021 годом отмечалось снижение оттока всех составляющих, за исключением торговых кредитов.

Отток прямых иностранных инвестиций

Млн. долларов США

В процентах к итогу

2021

2019

2021

2019

Всего

707,5

665,4

100

100

Собственный капитал

69,3

38,8

9,8

5,8

Финансовый лизинг

Реинвестированная прибыль

156,1

73,1

22,1

11,0

Прочие инвестиции

482,1

553,5

68,1

83,2

в том числе:

кредиты, полученные от нерезидентов

343,9

332,3

48,6

49,9

торговые кредиты

135,6

220,6

19,1

33,2

прочая кредиторская задолженность

2,6

0,6

0,4

0,1

Снижение оттока инвестиций в 2021 году наблюдалось из предприятий обеспечения (снабжения) электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом – в 3,1 раза, добычи полезных ископаемых  – в 2,8 раза,  обрабатывающих производств – в 1,9 раза, оптовой и розничной торговли – на 28,7 процента, сферы финансового посредничества и страхования – на 19,8 процента.

Отток прямых иностранных инвестиций в страны вне СНГ в сравнении с 2021 годом возрос на 14,7 процента, в основном, за счет их увеличения в  Кипр (в 1,9 раза), Китай (в 1,5 раза), Нидерланды (в 1,5 раза) и Турцию (на 2,4 процента).

Отток прямых иностранных инвестиций в страны СНГ, напротив,  снизился в 2,5 раза, за счет снижения оттока инвестиций в Россию (в 4,5 раза) и Казахстан (на 26,9 процента). 

Снижение оттока прямых иностранных инвестиций в 2021 году в сравнении с 2021 годом отмечалось из всех областей, за исключением Баткенской, Нарынской, Таласской и Чуйской областей.

___________________________________________________________________________________

Отдел статистики инвестиций |e-mail:birukova@procenty-po-vkladam.ru;

|тел. 996 (312) 324642

При использовании статистических данных в средствах массовой информации и научных трудах, распространении в информационных сетях, на бумажных, магнитных и иных носителях пользователи обязаны ссылаться на их источник (ст. 17 Закона о Государственной статистике).

Сооронбай жээнбеков: объем инвестиций в кыргызстан увеличен на 38 процентов

Объем инвестиций в Кыргызстан увеличен на 38 процентов. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции по итогам года президент Сооронбай Жээнбеков.

По его словам, предпринимаются усилия по улучшению инвестиционного климата, выполняются соответствующие работы.

«Введен запрет на проверки предпринимателей, внедрен институт бизнес-омбудсмена, в Бишкеке ведется работа по введению электронного нотариата, онлайн-выдача патентов, онлайн-кассовые машины», — перечислил Сооронбай Жээнбеков.

Он отметил, что в 2021 году на 38 процентов вырос объем иностранных инвестиций. «За 9 месяцев 61 процент инвестиций поступил в регионы страны», — добавил президент.

Судебная система

В соответствии с принципом разделения власти в Кыргызской Республике
действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная
совокупностью органов – Верховным Судом и судов, образующих судебную систему. Судебная
власть осуществляется через конституционную, гражданскую, уголовную,
административную и другие формы судопроизводства.

Согласно Конституции, судьи всех уровней назначаются Президентом при
условии официального утверждения парламентом — Жогорку Кенешем, а также осуществляется
на срок, предусмотренный Конституцией. Судьи подлежат увольнению за нарушение
закона по решению президента и парламента.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.