- . основные принципы международного инвестиционного права
- . 5. Правовое регулирование иностранных инвестиций на региональной основе
- . 2. Международное инвестиционное право в системе международного права
- План:
- . 3. Принципы международного инвестиционного права
- Литература:
- . 4. Международно-правовое регулирование многосторонних и двухстороних иностранных инвестиций
- Правовое регулирование инвестиционной деятельности – презентация, доклад, проект
- Презентация на тему "государственное регулирование инвестиционной деятельности"
- Регулирование иностранных инвестиций в россии
. основные принципы международного инвестиционного права
– принцип свободы экспорта инвестиций;
– принцип свободы применения защитных
мер при импорте инвестиций;
– принцип защиты инвестиций;
– принцип «территориальности»
регулирования иностранных инвестиций;
принцип государственного и международного контроля за
движением инвестиций;
– принцип ненанесения ущерба инвестициями экономике
принимающей страны;
– принцип недопущения экспроприации/национализации
иностранных инвестиций без соответствующей
компенсации;
– принцип свободы перевода доходов и дивидендов от
инвестиций за пределы страны базирования;
– принцип суброгации, т.е. перехода права требования
возмещения в случаях ущерба инвестициям от частного
инвестора к государству инвестора;
– принцип устранения двойного
налогообложения;
– принцип недискриминации;
– принцип наиболее благоприятствуемой
нации;
– принцип предоставления национального
режима и другие.
. 5. Правовое регулирование иностранных инвестиций на региональной основе
Уровень сотрудничества государств в сфере
инвестиционной деятельности достиг
высокого уровня в Европе. Так, в
соответствии с положениями Договора об
учреждении ЕЭС от 25 марта 1957 года была
провозглашена свобода движения капиталов.
Правовое обеспечение свободного движения
капиталов в ЕЭС осуществлялось
директивами от 11 мая 1960 г., 18 декабря
1962 г., 20 ноября 1985 г., 17 ноября 1986 г., 24
июня 1988 г. посредством составления
номенклатуры и перечней, в которых
проводится классификация прямых и
непрямых инвестиций согласно
дифференцированным режимам.
Договор к Энергетической хартии,
заключенный 17 декабря 1994 г. с участием
бывших социалистических стран Восточной
Европы и постсоветских стран. (Азербайджан
присоединился к ней в 1997 году).
Договор был разработан на основе
Энергетической хартии 1991 года, носившей
декларативный характер. По своей
юридической природе это международноправовой многосторонний договор,
регулирующий отношения государств в
ведущей отрасли народнохозяйственного
комплекса – в энергетической сфере.
Своя межрегиональная система приема,
защиты и гарантий инвестиций существует
между ЕС и развивающимися государствами
в рамках Ломейских конвенций, которая
стимулирует заключение двусторонних
соглашений о защите инвестиций, а через них
гармонизирует подходы государств к вопросу о
режиме инвестиций, принципах
международного инвестиционного права.
Созданию международно-правовой базы для
либерализации иностранных инвестиций на
региональном уровне в значительной степени
способствовала Организация экономического
сотрудничества и развития (ОСЭР),
международная экономическая организация
индустриально развитых стран, объединяющая
34 государства
В международно-правовом регулировании
иностранных инвестиций на региональном
уровне особое место занимает кодекс,
разработанный и принятый Организаций
экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР)
Кодекс либерализации движения капитала от
1961 г., который закрепил «принцип
прозрачности границ».
Этот документ содержит такие обязательства
государств, как:
1) не вводить новых ограничений на движения
инвестиций;
2) предупреждение о необходимости применения
ограничительных мер только по соображениям
безопасности и др.;
3) установление перечня операций с инвестициями,
подлежащих либерализации.
Страны ОЭСР 21 июня 1976 г. одобрили
Декларацию о транснациональных
корпорациях, которая рассматривает
иностранные инвестиции и деятельность
ТНК в едином контексте, предусматривает
предоставление национального режима для
предприятий с иностранным капиталом.
Среди международных региональных
организаций, которые вовлечены в систему
правового регулирования международных
инвестиционных отношений, необходимо
упомянуть Азиатско-Тихоокеанское
экономическое сотрудничество (АТЭС),
объединяющее 21 государство.
Основными многосторонними соглашениями
государств – участников СНГ по вопросам
сотрудничества в области инвестиционной
деятельности являются Соглашение о
сотрудничестве в области инвестиционной
деятельности от 24 декабря 1993 года (ССИД)
и Конвенция о защите прав инвестора от 28
марта 1997 года.
В общей форме в ССИД предусматривается
обеспечение защиты инвестиционных
интересов, сближение инвестиционного
законодательства и.т.д.
Соглашение является модификацией
стандартных положений двусторонних
соглашений о защите инвестиций.
Соглашение вступило в силу 21 ноября 1994 и
действует в отношении Белоруссии,
Казахстана и Таджикистана с 21 ноября 1994;
Узбекистана с 23 января 1995; Киргизии с 19
января 1996.
Вместе с тем Соглашение временно
применяется для Азербайджана, Армении,
Грузии, Молдовы, Туркмении и Украины с 24
декабря 1993.
. 2. Международное инвестиционное право в системе международного права
Международные инвестиционныхе отношения,
носят и публично-правовой, и частно-правовой
характер. По существу, со сходных позиций
выступает и И.З. Фархутдинов. Рассматривая
международное инвестиционное право как
комплексную отрасль права, он отмечает, что
основу международного инвестиционного права
составляет совокупность международноправовых и национально-правовых норм,
регламентирующих отношения между
различными участниками инвестиционной
деятельности на территории чужого государства.
Г.М. Вельяминов он рассматривает
международное инвестиционное право как
институт международного имущественного
права, которую считает подотраслью
международного экономического права. Однако
в дальнейшем данная точка зрения не была
поддержана в юридической литературе.
И.И. Лукашук под международным
инвестиционным правом понимает отрасль
международного экономического права,
принципы и нормы которой регулируют
отношения государств по поводу
капиталовложений.
Г.К. Дмитриева считает, что количество норм
и институтов, непосредственно относящихся к
этой области, стало достаточно значительным
и это позволяет говорить о международном
инвестиционном праве как о
самостоятельной подотрасли международного
экономического права.
международные межгосударственные
инвестиционные отношения регулируются
главным образом на двусторонней или
региональной (в меньшей степени) основе.
В области правового регулирования
международных инвестиционных отношений
сформировалось достаточное количество
однородных правовых норм, дающих
основание говорить об определенных
международно-правовых институтах в данной
сфере.
К ним можно отнести международно-правовое
регулирование государственных инвестиций,
международно-правовое регулирование
частных прямых инвестиций,
международноправовое регулирование
частных портфельных инвестиций, институт
гарантий инвестиций и т.д.
К реальным инвестициям относится
инвестирование в реальные материальные и
нематериальные активы, к которым можно
причислить основной и оборотный капитал или
интеллектуальную собственность. В
большинстве случаев – это долгосрочное
инвестирование в создание основных фондов.
Реальные инвестиции, в свою очередь, разделяются на несколько видов:
Инвестиции в расширение собственного производства, которые направлены
на увеличение объемов производства предприятия уже существующего. В
некоторых случаях такие инвестиции называют экстенсивными.
Инвестиции, направленные на повышение эффективности собственного
производства, цель которых, как правило, — снижение затрат посредством
замены оборудования, передислокации мощностей производства,
модернизации основных фондов.
Инвестиции, направленные на создание нового производства или
реконструкцию уже существующего. В этом случае инвестирование
осуществляется тогда, когда планируется расширение рынка сбыта или
выпуск новой продукции.
Инвестиции в несобственное производство. Здесь подразумевается участие
в инвестиционных проектах либо выполнение каких-либо заказов
(государственных в том числе).
Инвестиции, направленные на удовлетворение требований государственных
органов правления (на соблюдение стандартов экономики, безопасности и
других условий).
К финансовому (портфельному) инвестированию
относятся все виды инвестиций, которые
направлены на непосредственное получение
дохода. В этом случае объектами инвестирования
выступают: валюта, акции, драгоценные металлы,
облигации и другие ценные бумаги. Такой вид
инвестирования, как правило, приносит прибыль из
двух источников: регулярной выплаты дивидендов и
дохода от увеличения первоначальной стоимости
объектов инвестирования, получаемого при их
реализации.
План:
1.Понятие, предмет международного
инвестиционного права
2. Международное инвестиционное право в
системе международного права
3Принципы международного инвестиционного
права
4. Международно-правовое регулирование
многосторонних и двухстороних иностранных
инвестиций
5. Правовое регулирование иностранных
инвестиций на региональной основе
. 3. Принципы международного инвестиционного права
Осуществление международной
инвестиционной деятельности основывается
на международно-правовых принципах
специального характера, предназначенных
для непосредственного воздействия на
межгосударственные инвестиционные
отношения.
Наличие собственных специальных
принципов является важным признаком
обособления международного
инвестиционного права как отдельной
подотрасли международного экономического
права.
Точный перечень специальных принципов
международного инвестиционного права
четко не определен ни в одном из
международно-правовых актов. Вместе с тем
имеется ряд международных документов, в
которых содержится ряд сформулированных
принципов международного инвестиционного
права.
В 1992 году МБРР принял «Руководящие
принципы в отношении режима иностранных
инвестиций». В рамках Организации
Азиатско-Тихоокеанского экономического
сотрудничества (АТЭС) в 1994 году был
принят «Добровольный кодекс» прямых
иностранных инвестиций, в котором
сформулированы ряд инвестиционных
принципов.
В современном международном
инвестиционном праве основные принципы
международного права носят регулятивный
характер и в отношении международных
инвестиционных отношений.
Литература:
Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 1992.
Богуславский М.М. Иностранные инвестиции:
правовое регулирование. М„ 1996.
Шумилов В.М. Международное экономическое
право. Учебник для магистров М., Юрайт, 2022
Фархутдинов И.З. Международное
инвестиционное право: теория и практика
применения. М, Волтерс Клувер, 2005
Конкретные условия, сложившиеся на
мировом рынке, отражают
заинтересованность различных государств
в увеличении объемов привлечения
иностранных инвестиций для развития
новых секторов, так и модернизации
существующих отраслей экономики
страны.
Эта проблема имеет важное значение и
для Азербайджанской Республики. Так
наша страна занимает одно из ведущих
мест по объему иностранных инвестиций
на душу населения, ведет активную
деятельность на международной
экономической арене, в том числе
осуществляет стратегическое партнерство
с ЕС в области экономического
сотрудничества, а также проводит
переговоры по поводу вступления страны
в ВТО.
Иностранное инвестирование является
широким и многоплановым процессом,
связывающим весьма разнородные
области и создающим долговременные и
стабильные экономические связи между
различными государствами и их
народнохозяйственными комплексами.
В связи с этим возрастает и значение
международно-правового регулирования
иностранных инвестиций, которое в
юридической литературе также именуют
международным инвестиционным правом.
первое научное исследование по
проблематике международно-правового
регулирования иностранных инвестиций
было проведено английским ученым Дж.
Шварценбергером, опубликовавшим в
1969 г. работу под названием
«Иностранные инвестиции и
международное право».
Важное значение в исследовании данной
области имеет и работа проф.
Сингапурского университета М.
Сорнараджа «Международное право
иностранных инвестиций»
(InternationallawonForeignInvestments), в
которой предпринята попытка
проведения системного исследования
различных аспектов международного
инвестиционного права.
Впервые международно-правовые нормы,
относящиеся к защите иностранных
инвестиций, были сформулированы в
конце 60-х гг. ХХ века в двусторонних
договорах о дружбе, торговле и
мореплавании, заключавшихся США,
Японией и рядом западноевропейских
стран с другими государствами.
В совокупность мер, направленных на
обеспечение благоприятных условий для
развития взаимовыгодных
экономических отношений, были
включены и правовые установления по
защите приобретаемой собственности на
территории другой страны по
обеспечению прав аренды, равного
налогообложения, права свободной
конкуренции с местными организациями
и т.п.
Международное инвестиционное право
можно определить как совокупность
международно-правовых норм,
регулирующих межгосударственные
экономические отношения по поводу
инвестиций, составляющих международное
инвестиционное право. Международное
инвестиционное право носит публичный
характер, его нормы формируются путем
согласования воль государств.
Предметом регулирования международного
инвестиционного права являются
межгосударственные международные
инвестиционные отношения.
Такого рода отношения возникают в
связи с вложением (размещением)
иностранных инвестиций.
В литературе приводятся различные
определения понятия иностранных
инвестиций. Так, Дж. Шварценбергер
определяет иностранные инвестиции как
средне – и долгосрочные кредиты и долги,
оборудование и услуги, предусмотренные
для импорта, а также любое имущество, в
том числе любые права и интересы,
обладаемые лицом прямо или косвенно за
рубежом.
. 4. Международно-правовое регулирование многосторонних и двухстороних иностранных инвестиций
Одним из первых документов, направленных
на многостороннее международно-правовое
регулирование движения инвестиций,
является Соглашение о Международном
Валютном Фонде, вступившее в силу 27
декабря 1945 года.
в Уставе МВФ содержится положение (ст. VI, раздел
3), в соответствии с которым «государства-члены
могут применять также меры контроля, которые
являются необходимыми для регулирования
международного движения капитала, но ни одно
государство-член не имеет права применять такие
меры контроля таким образом, чтобы ограничивать
расчеты по текущим операциям или чрезмерно
задерживать переводы средств в рамках завершения
расчетов по обязательствам, кроме случаев, оговоренных в статье VII, раздел 3(b) и в статье XIV,
раздел 2.»
этот документ положил начало правовому
регулированию международного движения
инвестиций и международно-правовому
сотрудничеству в области иностранных
инвестиций.
Однако нормы этого документа не могли
урегулировать все аспекты, связанные с
международно-правовым регулированием
иностранных инвестиций. Была необходимость
заключения многостороннего договора,
содержащего нормы защиты иностранных
инвестиций.
Одной из первых попыток заключения такого
рода договора можно считать Хартию
Международной торговой организации
(Гаванскую Хартию) 24 марта 1948 года.
Этот договор содержал в себе нормы о
контроле ограничительной деловой
практики, об обеспечении безопасности, о
праве принимающего государства
контролировать условия направления и
освоения иностранных инвестиций и т.п.
Однако в документе имелись и такие
положения, согласно которым принимающее
государство обладало правом вмешиваться в
выработку условий иностранных инвестиций.
Также в нем не было положений о выплате
компенсации в случае национализации
собственности иностранного инвестора.
В регулировании международных
инвестиционных отношений на
универсальной многосторонней основе
важная роль принадлежит Вашингтонской
конвенции 1965 г. по обеспечению
урегулирования инвестиционных споров и
Сеульской конвенции 1985 г. об
инвестиционных гарантиях.
Участниками Вашингтонской конвенции
1965 г. являются более 100 государств, в том
числе с 18 сентября 1992 года и
Азербайджанская Республика (вступило в
силу с 18 октября 1992 года).
Они регулируют отношения, связанные с
порядком разрешения инвестиционных
споров. Так, в соответствии с положениями
Конвенции создан Международный Центр по
урегулированию инвестиционных споров
(МЦУИС).
Центр образован для урегулирования споров,
возникающих между государствами, с одной
стороны, и иностранными физическими, и
юридическими лицами-инвесторами, с
другой.
Основной целью Конвенции и
функционирования МЦУИС является
изъятие таких инвестиционных споров из
национальной юрисдикции той или иной
страны и передача их в международный
третейский суд (арбитраж). При этом МЦУИС
действует под эгидой Всемирного Банка и
обладает международной
правосубъектностью.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности – презентация, доклад, проект
Виды инвестиций
по субъектам: частные, государственные, муниципальные и государственно-частное партнерство
в зависимости от формы инвестирования: инвестиции в форме капитальных вложений, концессии, ценных бумаг, лизинга и пр.
по срокам инвестирования: долго-,средне- и краткосрочные вложения
по территориальному признаку: внутри страны, за рубежом, из-за рубежа
по характеру объектов инвестирования: материальные, нематериальные
Презентация на тему "государственное регулирование инвестиционной деятельности"
Регулирование иностранных инвестиций в россии
Регулирование иностранных инвестиций в России
Качественное инвестиционное законодательство – всего лишь одна из предпосылок для благоприятного инвестиционного климата, наряду со сложившейся административной и правовой культурой, наличием развитой инфраструктурой поддержки проектов, где юристам отведена особая роль. Хорошо организованные команды юристов, способные поддерживать качественный диалог власти и бизнеса, могут посодействовать тому, чтобы приходили и успешно осуществлялись новые инвестиционные проекты. Более 20 лет Юридическая фирма «Яковлев и Партнеры» оказывает поддержку инвесторам, уделяя особое внимание иностранным инвестициям. С 2022г. региональные офисы «Яковлев и партнеры» включены в состав Экспертных групп Агентства стратегических инициатив (http://asi.ru/) по оценке работы региональных Правительств в части внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности • Гражданский кодекс РФ (новеллы с 01.09.2022г.) • Земельный кодекс РФ • Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 06.12.2022) “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.12.2022) • Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ (ред. от 03.02.2022) “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства” • Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (ред. от 23.07.2022) “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг” • Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.2022) “Об особых экономических зонах в Российской Федерации» • Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 19.07.2022) “О соглашениях о разделе продукции” • Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2022) “О концессионных соглашениях”
Гарантии для иностранных инвесторов • Иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации. • Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. • Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм. • Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации.
Формы участия иностранных инвесторов • Создание новой компании • Коммерческие и некоммерческие (закрытый перечень) • С 01.09.2022г. Публичные (АО с публичным размещением акций путем открытой подписки, публичного обращения на рынке) и непубличные (ООО или АО с закрытой подпиской на акции) • Приобретение действующей компании или активов • Сделки, иные действия в отношении активов российских финансовых организаций и находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении голосующих акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию Российской Федерации подлежат государственному контролю (Федеральный закон от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»). • Сделки с предварительного согласия ФАС или с уведомлением ФАС • Государственно-частное партнерство • Закон «О государственно-частном партнерстве» не принят. Действуют правила о долгосрочных договорных соглашениях с передачей выполнения части задач и функций частному партнеру; применение специальных налоговых режимов (Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 19.07.2022) “О соглашениях о разделе продукции«, Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2022) “О концессионных соглашениях»)
Аккредитация филиала • форма деятельности иностранной компании в России на определенный срок (1, 2 или 3 года) • прямое управление имуществом филиала и возможность оперативно управлять деятельностью филиала • головная организация отвечает всем своим имуществом по обязательствам филиала • государственный контроль осуществляется посредством аккредитации • Постоянное представительство • Деятельность иностранной организации в России приводит к образованию постоянного представительства через: • -созданное обособленное подразделение, • -иное место деятельности (строительная площадка на время реализации проекта) • -зависимого агента (уполномоченное лицо, действует от имени иностранной организации на основании договора). • Эта деятельность связана с : • – проведением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования; • – продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов; • – пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов; • – осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением деятельности подготовительного и вспомогательного характера.
Ограничения на участие иностранных инвесторов в капитале предприятий, имеющих стратегическое значение. Закон устанавливает перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, который является закрытым (45 наименований), в том числе: • выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические (геофизические) процессы и явления; • деятельность по теле — и радиовещанию на территории, где население составляет половину и более численности субъекта Российской Федерации; • деятельность по оказанию услуг субъектом естественных монополий; • деятельность по обеспечению телефонной связи; • геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, добыча водных биологических ресурсов; • осуществление полиграфической деятельности, а также деятельности издателя периодического печатного издания, тираж которого не менее 1 млн. экземпляров.
Ограничения на приобретение иностранными инвесторами земли • Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № ФЗ-136 устанавливает, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливает Президентом РФ. В настоящее время перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 09.01.2022 № 26, содержит 380 приграничных территорий. • На основании Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане, иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Контроль за иностранными инвесторами Общее правило: • Сделки, которые совершаются иностранными инвесторами и в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал российского хозяйственного общества, или иная возможность блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества, подлежат предварительному согласованию в установленном порядке. Специальное правило (в отношении контроля над предприятиями, имеющими стратегическое значение): • Разрешительный порядок – в отношении сделок, в результате которых инвестор приобретает право распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов в уставном капитале предприятия, а также право назначать единоличный исполнительный орган и более чем 50 % состава коллегиального исполнительного органа предприятия и безусловную возможность избирать более чем 50 % состава совета директоров или иного коллегиального органа управления предприятия. • Уведомительный порядок – в отношении сделок по установленному перечню, не подпадающих под разрешительный порядок.
Особенности налогообложения • Деятельность иностранного инвестора в России подлежит налоговому контролю – постановка на налоговый учет обязательна. • Налоги – федеральные (НДС, налог на прибыль, налог на доходы физ.лиц, водный налог и др.), • региональные (налог на имущество, транспортный налог, налог на игорный бизнес), • местные (земельный налог, налог на имущество физ.лиц) • Специальные налоговые режимы: • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); • упрощенная система налогообложения; • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (замена уплаты совокупности налогов разделом произведенной продукции); • патентная система налогообложения.
Особенности налогообложения • НДС – 18 % (общая ставка), 10% (по определенной группе товаров), 0% • Предусмотрен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождение от НДС) в России – например, при ввозе технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России • Налог на прибыль (зависит от финансовых результатов по доходу от реализации и внереализационных доходов) – 20 % (общая ставка). Особые условия расчета налога предусмотрены для отдельных видов деятельности (в т.ч. иностранные организации) • Специальные ставки: • 0 % – налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) или являющиеся плательщиком налога на игорный бизнес; Прибыль организаций, осуществляющих медицинскую и (или) образовательную деятельность • 9 % – в отношении дивидендов, полученных от российских и иностранных организаций • 10% – доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, от использования, содержания или сдачи в аренду подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок
Особенности налогообложения • Налог на имущество (не может превышать 2,2%) – ставка устанавливается субъектом РФ, уплачивается в отношении движимого и недвижимого имущества. Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. • Не признается объектом налогообложения движимое имущество, принятое с 1 января 2022 года на учет в качестве основных средств. • Земельный налог – в основе формирования кадастровая стоимость земли. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке.
Особенности и преференции для иностранных инвесторов в Тверской области • Закон Тверской области от 06.06.2008г. №67-ЗО «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тверской области» и Порядок предоставления юридическим лицам субсидий из областного бюджета Тверской области, утв. Постановлением администрации Тверской области от 28.08.2008 N 259-па закрепляют возможность предоставления субсидий инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории Тверской области. • Субсидии предоставляются в размере: • понесенных расходов по уплате части суммы налога на прибыль организации (4,5 %), зачисленную в областной бюджет Тверской области от налогооблагаемой прибыли за истекший налоговый период, исчисленной применительно к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта. • понесенных расходов по уплате части суммы налога на имущество организации (2,2 %), зачисленной в областной бюджет Тверской области за истекший налоговый период, исчисленной применительно к имуществу, сооруженному и(или) приобретенному в результате реализации инвестиционного проекта.
Постановление администрации Тверской области от 26.03.2008 N 66-па (ред. от 13.11.2022г.) 03.07.2022) “О порядке предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий из областного бюджета Тверской области в целях компенсации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов, а также на компенсацию части затрат по оплате комиссии и (или) процентов по документарному аккредитиву”: -компенсация части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов, а также на компенсацию части затрат по оплате комиссии и (или) процентов по документарному аккредитиву. Субсидия предоставляется безвозмездно в соответствии с условиями кредитного договора в размере 50 % от фактически уплаченных процентов за пользование кредитом, а в случае получения кредита в иностранной валюте – в размере 50 % от фактически уплаченных процентов за пользование кредитом, исходя из курса рубля по отношению к иностранной валюте, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату фактической уплаты процентов за пользование кредитом в иностранной валюте.
Таможенный контроль Единый таможенный союз – территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Таможенные платежи: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; 4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; 5) таможенные сборы. Льготы по уплате таможенных платежей: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Проверки деятельности иностранных компаний в РФ Проверяющие Виды проверок Федеральная налоговая служба Роспотребнадзор Федеральная миграционная служба Федеральная антимонопольная служба Прокуратура Ростехнадзор Министерство чрезвычайных ситуаций Росфиннадзор Государственная инспекция по труду плановая внеплановая • Истечение 3лет со дня: • государственной регистрации; • окончания проведения последней плановой проверки на основании обращений и заявлений о следующих фактах: – возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью, угрозы чрезвычайных ситуаций; – причинение вреда; – нарушение прав потребителей; -поручения Президента РФ, Правительства РФ, органов прокуратуры.
Опыт правового сопровождение иностранных инвесторов в России Сопровождение приобретения площадки для размещения производства, правовая поддержка строительства завода и последующей деятельности дочернего предприятия на территории России Правовое сопровождение деятельности компании, участниками которой являются компания «Сибур» и бельгийская компания «SolVin» Правовое сопровождение создания дочерней компании в России, приобретения земельного участка для строительства предприятия, получения статуса приоритетного инвестиционного проекта, правовая поддержка деятельности дочерней компании Правовое сопровождение приобретения действующего предприятия для размещения производства Правовое сопровождение создания дочерней компании в России и приобретения земельного участка Правовое сопровождение создания дочерней компании в России
Сопровождение строительства завода по производству стеклохолста «Альстром Тверь» (Финляндия), объем инвестиций 50 млн. $ США Правовое сопровождение строительства завода по производству строительного сайдинга ТЕКОС (Бельгия) – сопровождение ввоза здания в разборном виде, а также технологического оборудования в уставный капитал, объем инвестиций 16 млн. $ США Сопровождение строительства завода по смешению моторных масел «Шелл Нефть» (Англия-Нидерланды), ведение процедуры выкупа земли по льготным условиям, начало реализации проекта 2009 год Сопровождение строительства кофеобжарочного завода Паулиг Рус (Финляндия), возмещение НДС и ведение ВЭД сделок, объем инвестиций 15 млн. $ США Сопровождение строительства завода по производству бытовой техники Самсунг (Южная Корея) в Калужской области
Спасибо! Андрей Яковлев, Основатель, Управляющий партнер, Юридическая группа «Яковлев и Партнеры» Тел.: (495) 956-29-92 E-mail: A.Yakovlev@matec.ru Нижний Новгород 7 (831) 296-55-70 matecnn@matec.ru Самара 7 (846) 373-37-15 matecsamara@matec.ru Киров 7 (8332) 67-01-10 mateckirov@matec.ru Тверь 7 (4822) 77-70-04 matectver@matec.ru