Предприятия с иностранными инвестициями в РФ

Предприятия с иностранными инвестициями в РФ Выгодные вклады

Источники правового регулирования иностранных инвестиций в рф

17. РАЗНОЕ – ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

17.1. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ

Семочкина Марина Алексеевна, соискатель кафедры предпринимательского права. Место учебы: Московская государственная юридическая академия им.

О.Е. Кутафина. Должность: Начальник юридического отдела.

Место работы: ООО ФИРМА «ВЕСТА-2»

maraya06@bk.ru

Аннотация: в статье проанализированы как международноправовые, так и национально-правовые источники регулирования иностранных инвестиций в России. Кроме того, внимание уделяется рассмотрению таких вопросов как совершенствование национально-правового регулирования, кодификация законодательства об иностранных инвестициях.

Ключевые слова: иностранные инвестиции,

инвестиционное право, источники права.

SOURCES OF LEGAL REGULATION OF FOREIGN INVESTMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Semochkina Marina Alekseevna, competitor at entrepreneurial law chair. Place of study: Moscow State Law Academy named after O.E. Kutafin. Position: Head of law department.

Place of employment: FIRM «VESTA-2» LLC.

maraya06@bk.ru

Annotation: the article analyzes the international and national legal sources of regulation of foreign investments in Russia. Besides, much attention is paid to such issues as improving national legal regulation, codification of legislation on foreign investment.

Keywords: foreign investment, investment law, sources of law

Правовое регулирование иностранных инвестиций существует как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Принимая во внимание положения Конституции РФ, приоритет в правовом регулировании следует отдавать международным нормам.

Международно-правовая защита инвестиций является более действенной для их привлечения, чем закрепление аналогичных гарантий в национальном законодательстве. Но важно и национально-правовое регулирование иностранных инвестиций.

Существующая система международных договоров, которые регулируют инвестиции формирует инвестиционный климат в стране. Это международные соглашения ГАТТ/ВТО (Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМ), Соглашение по торговым правам интеллектуальной собственности (ТРИПС) и Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)) и созданная Мировым банком международная система защиты инвестиций, которая включает в себя Вашингтонскую конвенцию 1965 г., Сеульскую конвенцию 1985 г. и двусторонние соглашения о защите и взаимном поощрении капиталовложений.

Основным положением двусторонних соглашений государства, являются обязательства по разрешению инвестиционных споров и осуществлению страхования инвестиций в соответствии с положениями Вашингтонской и Сеульской конвенций1.

Международно-правовое регулирование вопросов привлечения иностранных инвестиций осуществляется путем заключения межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений и путем участия в международных многосторонних конвенциях.

Заключение Соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений с иностранными государствами в России началось еще в СССР, и после распада Советского Союза Россия стала его правопреемником по 13 ратифицированным соглашениям (с Австрией, Бельгией и Люксембургом, Великобританией, Германией, Италией, Канадой, КНР, Республикой Кореей, Нидерландами, Финляндией, Францией, Швейцарией). Сама Российская Федерация заключила свыше 30 соглашений уже как независимое государство; некоторые из них ратифицированы и вступили в силу.

Заключение этих международных договоров обусловлено тем, что иностранные инвесторы, осуществляющие в России капиталовложения, считают недостаточными гарантии, предоставленные им российским законодательством, и настаивают на закреплении в международных договорах основных условий осуществления инвестиций и деятельности в связи с ними. Основными положениями по указанным соглашениям являются: предоставление справедливого и равноправного режима для иностранных инвестиций, обеспечение надлежащей защиты иностранной частной собственности, обеспечение беспрепятственного перевода за границу доходов и прибылей от иностранных инвестиций, согласие на передачу споров с иностранным инвестором в международный арбитраж.

На уровне СНГ помимо двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений заключены также две многосторонние Конвенции -Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г. (временно применяется договаривающимися государствами, в том числе Россией, до его ратификации) и Конвенция о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г. (не вступила в силу для России).

Главным правовым средством урегулирования межгосударственных интересов в области трансграничного перемещения капиталовложений с середины XX в. стали двусторонние соглашения о поощрении и защите инвестиций (далее – СПЗИ) в основном промышленно развитых стран с развивающимися, а также с социалистическими и бывшими социалистическими странами. Практика

1 Практическое руководство по Уругвайскому Раунду / Междунар. торг. центр ЮНКТАД/ВТО (МТЦ) и Секретариат Содружества (CS) 1995. Женева, реп. изд. 1995. Соглашение ГАТС вводит,

например, принципы правового регулирования применительно к услугам, в том числе оказываемым на финансовых рынках; Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – по услугам на товарных рынках. Международная конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства. Международная конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

заключения подобных соглашений между развитыми странами не получила какого-либо развития в связи с тем, что достаточно благоприятные условия для взаимных и весьма крупных капиталовложений обеспечиваются общей стабильной и надежной политической, правовой и экономической структуральной ситуацией в них. Наиболее передовые из развивающихся стран, включая крупнейшие латиноамериканские (Аргентина, Бразилия),

привлекающие наибольшую часть иностранных прямых капиталовложений, как правило, не проявляют интереса к заключению соглашений с промышленно развитыми странами. Незначительное число двусторонних СПЗИ заключено также развивающимися странами между собой2.

Правовую основу инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности на территории РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений) и Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», действующий в части, не противоречащей законодательству РФ.

Конституция Российской Федерации, выступая Основным законом страны, создает правовые гарантии инвестиционной деятельности в России. Сформулированные в Конституции права граждан являются неотъемлемой предпосылкой и гарантией осуществления ими деятельности в качестве субъектов инвестиционных отношений.

К источникам регулирования иностранных инвестиций можно отнести в широком смысле слова все общие нормативные акты федерального уровня, так или иначе регулирующие экономическую деятельность вообще и инвестиционную – в частности. В связи с этим к кругу источников следует отнести ГК РФ, который в силу уже упомянутых положений национального режима применим к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан, а также юридических лиц; иные законы и нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность, в том числе и негражданско-правовыми методами (например, части первая и вторая Налогового кодекса РФ, Закон «О недрах»). Все прочие федеральные законы могут быть отнесены к числу источников законодательства об иностранных инвестициях исключительно в силу наличия небольшого числа правовых норм, устанавливающих специфическое материально-правовое регулирование инвестиционных отношений с иностранным элементом. К таковым, в частности, относятся: Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в РФ», Федеральные законы от 2 декабря 1990 г. № 395-ФЗ «О банках и банковской деятельности№, от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», от 19 июля 1998 г. № «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», Воздушный кодекс РФ и др. Так, Закон об иностранных инвестициях прямо отказывается (ст. 1) от регулирования вложений иностранного капитала в кредитные и

2 Веселкова Е.Е. Двусторонние соглашения по защите инвестиций как основной способ защиты иностранных инвестиций // Законодательство и экономика. 2021. N 1. С. 64 – 68.

страховые организации, объявляя это прерогативой законодательства о банковской и о страховой деятельности. В соответствии с Законами об организации страхового дела и о банках и банковской деятельности установлены квота участия иностранного капитала в страховой и банковской деятельности на территории России, ограничение прав организаций с иностранными инвестициями на занятие отдельными видами банковских и страховых операций и применены другие ограничительные меры, известные «общему» законодательству об иностранных инвестициях.

Национальному праву придается большое значение в международном частном праве. «Действие и применение в пределах юрисдикции государства (в основном совпадающих с его территориальными границами) его собственного (внутригосударственного, «национального») права является неотъемлемым свойством и необходимым проявлением суверенитета государства». К национальноправовым источникам правового регулирования иностранных инвестиций относятся так называемые унифицированные нормы правового регулирования, т.е. нормы, имеющие своим происхождением международное право и нормы коллизионного права. Инкорпорированные в национально-правовую систему унифицированные нормы вместе с коллизионными нормами продолжают играть роль основных источников правового регулирования иностранных инвестиций в международном частном праве3.

По мнению Касеновой М. Б., национальный уровень является основополагающим, поскольку инвестиционный объект всегда находится в юрисдикции государства-реципиента, и реализация иностранных инвестиций осуществляется только на национально-правовом уровне. Правовой режим иностранных инвестиций устанавливается государством-реципиентом

самостоятельно как с помощью внутригосударственного законодательства, так и через заключение международных договоров, реализация которых, в свою очередь, осуществляется также на

внутригосударственном уровне. Национальное право имеет доминирующее значение в регламентации иностранных инвестиций, поэтому остановимся на некоторых правовых аспектах иностранных инвестиций в Российской Федерации, являющихся, на наш взгляд, ключевыми: соотношении публично-правовых и

частноправовых начал в правовом регулировании инвестиционных отношений, праве государственной собственности, участии государства в гражданско-

4

правовых отношениях .

В литературе, посвященной вопросам правового регулирования иностранных инвестиций, часто упоминается, что наличие специального законодательства об иностранных инвестициях – прерогатива исключительно развивающихся стран. Индустриально развитым государствам не требуется особых условий и режима для иностранных инвестиций, поскольку их регулирование обеспечивается общим

законодательством5.

3 Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Международное частное право и инвестиции: науч.-практ. исслед. М.: Контракт, Волтерс Клувер, 2021. 272 с.

4 Касенова М.Б. Соотношение публичных и частных начал в российском инвестиционном праве// “Адвокат”, 2006, N 8

5 Дораев М.Г. Специфика государственного регулирования

прямых иностранных инвестиций в Канаде (правовые вопросы) // Предпринимательское право. 2021. N 1. С. 33 – 37.

Центральным источником в системе специальных нормативных актов, регулирующих прямые иностранные инвестиции, является Закон об иностранных инвестициях. Настоящий Закон заменил принятый 4 июля 1991 г. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР».

Закон № 160-ФЗ наряду с закреплением национального режима содержит изъятия для иностранных инвесторов, связанные с необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Определенные ограничения существуют в отношениях участия иностранных инвесторов в приватизации предприятий, имеющих социальное или оборонное значение для Российской Федерации, а также при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расположенных в приграничных территориях. Закон предусматривает перечень мер, обеспечивающих определенные гарантии капиталовложений иностранным инвесторам. К их числу относятся правовая защита деятельности иностранных инвесторов на территории России, возможность использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории нашей страны, компенсация при национализации и реквизиции имущества, защита от неблагоприятных для иностранного инвестора изменений законодательства Российской Федерации, возможность использования на территории России и перевода за ее пределы доходов и другие гарантии.

Читайте также:  Вклады в иностранные банки под проценты

С точки зрения В. В. Силкина, при освещении проблематики регулирования иностранных инвестиций было бы неправильно рассматривать только гражданско-правовые аспекты этого вопроса. Большинство нормативных источников содержит как гражданско-правовые, так и публично-правовые нормы (включая и Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»), и отделение одних от других при анализе того или иного нормативного акта было бы несколько искусственным (особенно по отношению к столь сложному правовому явлению, как «соглашение о разделе продукции», содержащему и частноправовые, и публичноправовые элементы), да и непрактичным, поскольку налоговые, таможенные, валютные аспекты правового регулирования иностранных инвестиций являются достаточно важными, определяющими правовой климат иностранного инвестирования и представляющими наибольший интерес для иностранных инвесторов6.

Теоретический анализ юридической литературы показал, что в подавляющем большинстве развитых западных стран нет специальных законов об иностранных инвестициях; они регулируются так же, как и национальные инвестиции, на основе норм общего законодательства, а в развивающихся странах зависят не только от общего направления развития государства, но и от его правовых традиций. С правовой точки зрения иностранные инвестиции – это иностранная (частная или государственная) собственность, имеющая

соответствующий статус, как в международном, так и в национальном праве.

Механизм правового регулирования международных инвестиций в широком смысле этого слова составляет совокупность принципов, норм и правил международного и внутреннего права, которая определяет правовой статус иностранных инвестиций, как уже говорилось, с момента

6 Силкин В.В. Прямые иностранные инвестиции в России. Правовые формы привлечения и защиты. М., 2003. С. 35 – 36.

их учреждения до момента их ликвидации. Принципы и нормы международного инвестиционного права происходят либо из недоговорных источников, особенно из общих принципов международного права, либо из конвенционных источников; как многосторонних, так и двусторонних договоров и соглашений.

Многие авторы говорят об учебной дисциплине

«Инвестиционное право». Так, например, Белицкая А. В. в учебной дисциплине «Инвестиционное право» предлагает выделить общие положения (основные понятия инвестиционного права (инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционное право, объекты инвестирования, инвестиционный риск, инвестиционный проект), источники инвестиционного права, виды инвестиций и инвестиционной деятельности, субъекты инвестиционной деятельности, государственное

регулирование инвестиционной деятельности,

особенности способов защиты прав субъектов инвестиционной деятельности). Также в учебных целях можно выделить особенную часть (особые экономические зоны, как особый режим инвестирования, правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации, правовые формы инвестиционной деятельности: договорные, корпоративные и иные) и специальную часть (правовое регулирование инвестиционной деятельности в отдельных сферах экономики: в сферах капитального строительства, недропользования, инноваций). Однако, как указывает автор, такое деление условно и может применяться только в учебных целях для системного и логичного изложения материала7.

Условно подходы к определению места ИП в системе права можно разделить на четыре группы (условность определяется тем, что существуют также разные подходы к видению места, например, международного частного или международного экономического права в системе российского права).

Первая группа ученых рассматривает ИП в системе международного права. Так, ряд специалистов (И.И. Лукашук, В.М. Шумилов, Г.К. Дмитриева, Г.М. Вельяминов) полагают, что ИП является частью международного экономического права. Г.М. Вельяминов отводит международному инвестиционному праву (далее – МИП) место в разделе «Международное имущественное право» Особенной части МЭП. При этом Г.М. Вельяминов относит МЭП к системе международного публичного права и критерием разграничения сфер применения МЭП от других отраслей международного публичного права считает наличие коммерческого элемента (извлечение прибыли) в тех или иных регулируемых правоотношениях, а также наличие охраняемых имущественных прав8. Вторая группа ученых рассматривает инвестиционные правоотношения как частноправовые отношения и отводит правовому регулированию инвестирования место в системе гражданского права или международного частного права (А.В. Майфат, А.В. Воропаев, В.М. Антипова, М.М. Богуславский, Н.Г. Доронина и Н.Г.

7 Белицкая А.В. О месте и роли инвестиционного права в системе российского права // Предпринимательское право. 2021. N 2. С.

20 – 24.

8 Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 198.

Шумилов В.М. Международное экономическое право. М., 2001. С. 125 – 126.

Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева. М., 1999. С. 377.

Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (академический курс): Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004. 496 с.

Семилютина). Не освещая подробно дискуссию о месте МЧП в системе права, скажем, что придерживаемся той точки зрения, что МЧП является частноправовой наукой9.

Актуальность изучения и разработки правового регулирования инвестиционной деятельности объясняется многими учеными однобоко, как необходимость формирования основы для привлечения иностранных инвестиций, и в юридической литературе большинство теоретических исследований посвящено этой проблематике (А.Я Болюх, А.О. Шахов, В.В. Силкин,

Н.Н. Вознесенская, Д.К. Лабин, А.В. Пушкин, Н.Г. Доронина, Н.Г. Семилютина). Между тем комплексных работ, логически выстраивающих систему национального инвестиционного права, в юридической науке практически нет. Тем не менее, такие исследования необходимы в связи с возрастающей ролью инвестирования в современной экономике Российской Федерации и существованием фрагментарного разрозненного инвестиционного законодательства (более десятка нормативно-правовых актов), которое, безусловно, нуждается в систематизации.

Именно с развитием особой отрасли научного знания некоторые ученые связывают необходимость создания консолидированного закона инвестиционного права, говорят о необходимости разработки в России теории национального инвестиционного права (а не только теории правового регулирования иностранных инвестиций. Идею создания единого консолидированного инвестиционного закона высказывали такие авторитетные специалисты, как

Н.Г. Доронина и Н.Г. Семилютина, которые предлагали объединить три закона: Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июля 1991 г., Федеральный закон “»б инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № Э9-ФЗ, Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ. Мы бы добавили к этому списку Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ. Консолидация действующего инвестиционного законодательства является необходимым условием для применения единых требований к иностранным и отечественным инвесторам, а также для устранения существующего дублирования норм, которые приводят к ошибкам в их толковании.

Тем не менее, единого мнения относительно необходимости создания консолидированного закона инвестиционного права в юридической науке нет. Остается открытым вопрос о необходимости существования в рамках национального законодательства

9 Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2006. 328 с. Воропаев А.В. О гражданско-правовой природе иностранных инвестиционных отношений // Право и политика. 2007. N 1 Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем).

М.: Волтерс Клувер, 2007. 236 с.

Богуславский М.М. Международное частное право. М., 1989. С. 172.

Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Международное частное право и инвестиции: Науч.-практ. исслед. М.: Волтерс Клувер, 2021. 163 с.; Отдельные виды обязательств в международном частном праве / Н.Г. Доронина, В.А. Егиазаров, В.П. Звеков и др.; Под ред. В.П. Звекова. М.: Статут, 2008. 603 с.

отдельного пласта нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционные процессы с участием иностранных инвесторов, помимо общего законодательства, регулирующего инвестиционный процесс в целом.

Так, в юридической науке на данный счет существуют две точки зрения10.

Первая точка зрения исходит из того, что национальный режим предполагает наличие общего для иностранных и национальных инвесторов законодательства.

Вторая точка зрения допускает возможность закрепления льгот и гарантий иностранным инвесторам в рамках отдельного закона или иного нормативного правового акта.

Тем не менее, выражение «система инвестиционного законодательства» употребляется практически во всех исследованиях, характеризующих нормативно-правовое регулирование иностранных инвестиций в России.

В России сдерживающим фактором остается отсутствие целостной политики привлечения иностранных инвестиций. Точно не определен инвестиционный режим (либо государство идет на преференции, либо режим равноправный или дискриминационный в пользу внутреннего производителя); не продемонстрированы и не прописаны приоритеты по отраслям и видам инвестиций; до конца не обеспечены механизмы гарантий – защита прав собственности, репатриация прибыли; отрицательная конъюнктура правоприменительной практики, начиная от искусственно инициированных банкротств и заканчивая неисполнением судебных

решений. То есть существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне

непривлекателен для иностранных компаний. Стратегической задачей в сфере привлечения

иностранных инвестиций в экономику России должно стать предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока инвестиций. И для этого необходимо внесение изменений в налоговое, инвестиционное и корпоративное законодательство. Принцип национального режима должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов.

Однако, несмотря на развитие инвестиционного законодательства, сохраняются многочисленные пробелы и коллизии. Например, пока не создана достаточная правовая база для нормальной реализации Федерального закона 1995 г. «О соглашении о разделе продукции», а Федеральным Собранием не приняты некоторые важные законопроекты (например, «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами»). Нерешенным остался и вопрос создания правовой базы и программы по перестрахованию иностранных инвестиций посредством гарантий для снижения юридических и политических рисков. Не нашли надлежащего места в системе гарантий и многие международные акты.

Такого рода пробелы демонстрируют инвесторам отношение органов власти к привлечению и защите инвестиций и инвесторов. Общепринятая норма оценки инвестиционной привлекательности страны и безопасности инвестиций определяется тем, насколько в ней развито инвестиционное законодательство. Базовым

Читайте также:  Чем привлекательны банковские вклады для населения

10 Борисенко П.И. Совершенствование системы российского законодательства об иностранных инвестициях по российскому праву // Общество и право. 2021. N 4. С. 144 – 148.

компонентом в оценке признается наличие нормативной базы по предоставлению льгот и гарантий (правовых, финансовых, имущественных), позиции официальных кругов, выражающейся в готовности принять

дополнительные меры, льгот и преференций в отношении

11

инвесторов, реализующих приоритетные проекты .

Таким образом, инвестиции и инвестирование -непременная основа рыночной экономики. В настоящее время остро стоит потребность в формировании благоприятного инвестиционного климата в стране, государственной поддержке инвестиций (как отечественных, так и иностранных) и описании четких правил игры для инвесторов – гарантий и прозрачной системы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Одним из путей развития законодательства об иностранных инвестициях большинство авторов называют его качественное совершенствование. Согласимся, что определенная система нормативно-правового регулирования уже существует. И на данном этапе существует задача по ее совершенствованию. Определять направления совершенствования необходимо с учетом приоритетов российской экономики.

Относительно вопросов кодификации законодательства об иностранных инвестициях отметим, что важным является то, на базе чего он должен быть создан. Представляется, что именно сложившаяся практика международно-правового регулирования инвестиционных отношений должна стать базой для создания национальных норм права. Тем не менее, отметим, что уже на данный момент существуют нормы национального права, которые имеют не международно-правовую основу. Также вполне закономерен в данном случае и вопрос, насколько важен в этом вопросе учет национальных особенностей инвестиционного регулирования.

Отметим также, что систематизация национального законодательства об иностранных инвестициях в России (в том числе его кодификация в виде создания инвестиционного кодекса) во многом зависят от восприятия соответствующими государственными структурами необходимости привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. В защиту необходимости создания кодифицированного акта способны выступить инвесторы для создания благоприятного инвестиционного климата.

Совершенствование существующей правовой базы предполагает своим важнейшим направлением ликвидацию формальных ограничений и административных барьеров на пути привлечения иностранного капитала, использование системы гарантий, ориентированных именно на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата.

Также отметим, что необходима адаптация национального законодательства к условиям участия в международных инвестиционных и торговых организациях, расширение практики двух- и многосторонних соглашений о гарантиях и взаимной защите инвестиций, присоединение России ко всем международным механизмам решения инвестиционных споров.

Список литературы:

11 Веселкова Е.Е. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в России на современном этапе // Законодательство и экономика. 2021. N 3. С. 53 – 58.

1. Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем). М.: Волтерс Клувер, 2007. 236 с.

2. Белицкая А.В. О месте и роли инвестиционного права в системе российского права // Предпринимательское право. 2021. N 2. С. 20 – 24.

3. Богуславский М.М. Международное частное право. М., 1989. С. 172.

4. Борисенко П.И. Совершенствование системы российского законодательства об иностранных инвестициях по российскому праву // Общество и право. 2021. N 4. С. 144 – 148.

5. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (академический курс): Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004. 496 с.

6. Веселкова Е.Е. Двусторонние соглашения по защите инвестиций как основной способ защиты иностранных инвестиций // Законодательство и экономика. 2021. N 1. С. 64 – 68.

7. Веселкова Е.Е. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в России на современном этапе // Законодательство и экономика. 2021. N 3. С. 53

– 58.

8. Веселкова Е.Е. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в России на современном этапе // Законодательство и экономика. 2021. N 3. С. 53

– 58.

9. Воропаев А.В. О гражданско-правовой природе иностранных инвестиционных отношений // Право и политика. 2007. N 1

10. Дораев М.Г. Специфика государственного регулирования прямых иностранных инвестиций в Канаде (правовые вопросы) // Предпринимательское право. 2021. N 1. С. 33 – 37.

11. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Международное частное право и инвестиции: Науч.-практ. исслед. М.: Контракт; Волтерс Клувер, 2021.

Reference list:

1. Acharya R.C., Rao S., Bhattacharjee S., Wright L. Outward

FDI from Canada and its policy context. Columbia FDI Profiles. August 25, 2021. URL:

http://www.vcc.columbia.edu.

2. Leitao N.C. Foreign Direct Investment: The Canadian Experience. International Journal of Economics and Finance Vol. 2, No. 4; November 2021. URL: www.ccsenet.org/ijef.

3. Lenrow J.L. Foreign Direct Investment in the United States: Possible Restrictions at Home and a New Climate for American Investment Abroad. The American University Law Review. 1976. Vol. 26:109. P. 121 – 124.

4. URL: http://laws.justice.gc.ca/eng/acts/E-20/FullText.html.

5. URL:

http://www.international.gc.ca/commerce/assets/pdfs/GCS-

en.pdf.

6. URL: www.investincanada.gc.ca.

Статья 21. создание, открытие на территории российской федерации филиала, представительства иностранного юридического лица, прекращение деятельности этих филиала, представительства. аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица. государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц

1. Филиал иностранного юридического лица, его представительство создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории Российской Федерации на основании решения иностранного юридического лица.Государственный контроль за созданием филиала иностранного юридического лица, открытием его представительства, прекращением деятельности этих филиала, представительства, в том числе за открытием и прекращением деятельности представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, на территории Российской Федерации осуществляется посредством их аккредитации.Аккредитация филиалов, представительств иностранных юридических лиц, в том числе представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).Решения об аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия их аккредитации, об аккредитации иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в порядке, установленном воздушным законодательством Российской Федерации.Подтверждением факта аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, в том числе представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, является документ о внесении соответствующей записи в реестр, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. В течение двенадцати месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица данное иностранное юридическое лицо (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и документы для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.В течение двенадцати месяцев после принятия решения об открытии на территории Российской Федерации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, данное юридическое лицо обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этого представительства, и документы для принятия решения об аккредитации этого представительства в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).Заявление об аккредитации подписывается уполномоченным в установленном порядке представителем иностранного юридического лица.Перечень документов, которые представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, требования к оформлению документов, порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.Перечень документов, которые представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), иностранным юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области гражданской авиации, вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, порядок принятия решения об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, и формы документов, используемых при принятии соответствующего решения, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.

3. Отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения об аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), при наличии хотя бы одного из следующих оснований:не представлены необходимые для аккредитации документы, либо эти документы представлены с нарушением срока, установленного пунктом 2 настоящей статьи, либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению;установлено, что в представленных учредительных или других документах иностранного юридического лица содержится недостоверная информация;цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица противоречат Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальным интересам Российской Федерации;прекращена в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица, сведения об аккредитации которых были внесены в реестр.

4. Отказ в аккредитации или в принятии решения об аккредитации может быть обжалован в судебном порядке.

5. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) осуществляется в срок не более чем двадцать пять рабочих дней со дня представления соответствующих документов вместе с заявлением об аккредитации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.Аккредитация представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется в срок не более чем двадцать пять рабочих дней со дня представления соответствующих документов вместе с заявлением об аккредитации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

Читайте также:  Инвестиции в образование – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

6. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре (в том числе в заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками филиала, представительства иностранного юридического лица) в отношении иностранного юридического лица (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации), осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных этим иностранным юридическим лицом заявления и документов, которые подтверждают данные изменения, в течение десяти рабочих дней со дня представления соответствующих заявления и документов.Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре (в том числе в сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками представительства иностранного юридического лица) в отношении иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), сведений о принятии решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, в связи с поступлением заявления и документов, подтверждающих данные изменения.

Внесение данных изменений осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления соответствующих заявления и документов.Подписанное руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица либо руководителем представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, и документы, подтверждающие данные изменения, представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней со дня изменения соответствующих сведений.

7. Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) прекращается в связи с прекращением деятельности этих филиала, представительства на территории Российской Федерации на основании решения такого иностранного юридического лица, прекращением деятельности такого иностранного юридического лица или по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.Действие аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, прекращается в связи с прекращением деятельности этого представительства на территории Российской Федерации на основании решения данного иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, прекращением деятельности данного иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, или по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).Прекращение действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) по решению такого иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании соответствующих решения и заявления, представленных таким иностранным юридическим лицом, в течение десяти рабочих дней со дня их представления.Прекращение действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, по решению данного иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), сведений о принятии решения о прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, в связи с представлением данным иностранным юридическим лицом соответствующих решения и заявления.

Такое прекращение действия аккредитации осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня представления соответствующих решения и заявления.Подписанное руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица либо руководителем представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, заявление о прекращении действия аккредитации соответствующих филиала, представительства и решение о прекращении деятельности соответствующих филиала, представительства иностранного юридического лица на территории Российской Федерации представляются соответственно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней со дня принятия такого решения.Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица прекращается по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принятому, в том числе на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в случае, если:филиал, представительство иностранного юридического лица в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти соответствующего решения, не представляли документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и с филиалом, представительством не может быть осуществлена связь по адресу места осуществления ими деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в реестре, и филиал, представительство в указанный период не осуществляли операции хотя бы по одному банковскому счету, открытому в банке или другой кредитной организации, имеющих лицензию Центрального банка Российской Федерации;деятельность филиала, представительства иностранного юридического лица противоречит Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, создает угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации.

8. Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), обязаны сообщать в электронной форме (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия) в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения соответственно об аккредитации, о принятом решении об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, о принятом решении о прекращении действия аккредитации представительств иностранных кредитных организаций и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками соответствующих представительств, иные сведения, подлежащие включению в реестр, в течение пяти рабочих дней со дня совершения соответствующих действий по формам и форматам, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

9. Представляемые Центральным банком Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи сведения подлежат внесению уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в реестр в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений.

10. В срок не более чем три рабочих дня со дня внесения в реестр записи об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица уполномоченный федеральный орган исполнительной власти направляет в электронной форме такие сведения в государственные внебюджетные фонды для регистрации или снятия с регистрационного учета филиала, представительства иностранного юридического лица в качестве страхователей и в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в части, касающейся осуществления его полномочий.В срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в реестр аккредитованным филиалу, представительству иностранного юридического лица выдается или направляется документ о внесении соответствующей записи в реестр.Форма указанного документа устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

11. Сведения, содержащиеся в документах, представленных для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации, составляют реестр.

Создание, эксплуатация и ведение реестра осуществляются в порядке, установленном оператором информационной системы – уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.Состав сведений, содержащихся в реестре, определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами.Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Состав сведений, подлежащих размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.Плата за доступ к сведениям, размещенным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, не взимается.Заинтересованные лица вправе получить сведения, содержащиеся в реестре, в виде выписки из реестра о конкретных филиале, представительстве иностранного юридического лица или справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Форма предоставляемых заинтересованным лицам указанных выписки или справки и порядок их предоставления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.Срок предоставления указанных выписки или справки на бумажном носителе не может превышать пять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Указанные выписка или справка на бумажном носителе предоставляются за плату, если иное не установлено федеральными законами. Размер платы за предоставление указанных выписки или справки на бумажном носителе определяется Правительством Российской Федерации.

Предоставление указанных выписки или справки в форме электронного документа осуществляется бесплатно в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Указанные выписка или справка в форме электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью оператора информационной системы – уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Оцените статью