Причины прямых зарубежных инвестиций

Масштаб инвестиций недооценен

Согласно исследованиям Американской торговой палаты в России (AmCham), совокупный объем прямых инвестиций только 76 американских компаний в России оценивается в 82,6 млрд долларов. Это в 6-7 раз выше официальных значений.

—  Для большинства американских корпораций, которые работают в РФ, российский рынок остается стратегическим. За последнее время открылись несколько крупных заводов, локализация идет очень интенсивно,  — комментирует вице-президент AmCham Наталья Шнайдер. — Пару лет назад была официально озвучена цифра об американских инвестициях в российскую экономику — 9 млрд долларов. Мы очень удивились. Потому что эту сумму в Россию инвестировала лишь одна крупная американская компания. И мы уже третий год опрашиваем членов палаты об инвестициях в РФ. В прошлом году на вопросы ответили 76 компаний, как вы понимаете, это не все американские компании на российском рынке. Инвестиции — около 83 млрд долларов. Разница между официальной статистикой и реальными данными огромная. Почему? Многие инвестиции идут не напрямую из США, а из третьих стран, от американских компаний, которые уже стали международными. 2021 год для американского бизнеса был наиболее удачным в экономическом плане. Они готовы развивать бизнес и дальше, готовы ехать в регионы.

Вице-президент AmCham Наталья Шнайдер уверена, что для большинства американских корпораций, которые работают в РФ, российский рынок остается стратегическим

По словам президента AmCham Алексиса Родзянко, Россия для американского бизнеса … — очень интересная страна: это большой рынок, …[и] это страна, которая еще не достигла своего потенциала роста. Он также отметил, что масштаб инвестиций США в Россию сильно недооценен:

Причины прямых зарубежных инвестиций

Причины экспорта и импорта прямых зарубежных инвестиций весьма разнообразны. Главные — стремление разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль, сократить уровень налогообложения и иверсифицировать риск.

Причины экспорта капитала:

Технологическое лидерство. Чем выше доля расходов на НИОКР в объеме продаж корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций за рубеж. Предпринимая прямые инвестиции за рубеж, корпорации стремятся удержать тем самым контроль над ключевой технологией, дающей им конкурентные преимущества.

Преимущества в квалификации рабочей силы, которые обычно измеряютсясредним уровнем оплаты труда работников.Чем выше уровень оплатытруда в корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций.

Преимущества в рекламе, которая отражает накопленный опыт международного маркетинга. Чем выше удельный вес затрат на рекламу в продажах корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций.

Экономика масштаба. Чем больше размер производства корпорации на внутренний рынок, тем больше объем экспорта прямых инвестиций. Большинство корпораций, перед тем как инвестировать за рубеж, полностью используют возможности экономики масштаба в рамках внутреннего рынка.

Размер корпорации. Чем больше размер корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций.

Степень концентрации производства.

Чем выше уровень концентрации производства определенного товара в рамках корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций.

Обеспечение доступа к природным ресурсам. Чем выше потребность корпорации в определенном природном ресурсе, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций в ту страну, где этот ресурс имеется.

Прочие причины экспорта капитала: сокращение транспортных издержек на доставку товара потребителю за счет создания предприятия в непосредственной близости от него; преодоление импортных барьеров зарубежной страны за счет создания подконтрольного производства на ее территории.

Причины импорта капитала: Технологическое лидерство, Уровень квалификации рабочей силы, Преимущества в рекламе, Экономика масштаба, Размер корпорации, Степень концентрации производства, Потребность в капитале, Количество национальных филиалов, Издержки производства, Уровень защиты внутреннего товарного рынка, Размер рынка, Прочие факторы: экспортная ориентация промышленности, которая основана за счет иностранных прямых инвестиций, существование правительственных программ экономического развития.

Как видно, факторы, определяющие экспорт и импорт прямых инвестиций, во многом совпадают, что приводит к перекрестным инвестициям.

Государственная поддержка прямых инвестиций:Предоставление государственных гарантий, Страхование зарубежных инвестиций, Урегулирование инвестиционных споров, Исключение двойного налогообложения, Административная и дипломатическая поддержка.

В 70-е годы возник и с тех пор активно обсуждается феномен корпораций, международных по характеру своей деятельности, который непосредственно связан с широким развитием прямого зарубежного инвестирования. На международные корпорации, которые являются, как правило, крупнейшими фирмами развитых стран, приходится основная часть международных прямых инвестиций и международной торговли.

Международные корпорации – глобальные структуры организации крупного бизнеса, распространенные между многими странами мира, но координируемые из единого центра.

Примеры: Airbus, Apple Inc., Bacardi-Martini, BMW, Boeing, BP, Cadbury, Epson, Ford, Газпром, General Electric, General Motors, Google, IBM, Microsoft, Nike, Inc., PepsiCo, Philips, Procter & Gamble, Shell, Русал, Samsung, Sony, Toshiba, Wal-Mart Stores, Inc., The Walt Disney Company, Xerox, Yahoo!

Главным признаком международной корпорации является осуществление ею прямых международных инвестиций из страны своего базирования в принимающие страны.

Можно выделить как минимум два аспекта — территориальный и интернациональный. Территориальный аспект— каждая корпорация стремится получить доступ к наиболее дешевым природным и трудовым ресурсам, сократить издержки на транспортировку товаров и обойти таможенные и иные торговые барьеры. Интернациональный аспект – корпорация, имеющая филиалы в нескольких странах, может, используя преимущество масштаба, экономически более эффективно производить товар, чем несколько независимых корпораций. Кроме того, она может манипулировать отчетностью с целью сокращения налогов, обеспечивать контроль за принадлежащей ей технологией, которая предоставляется только полностью контролируемым филиалам.

Международная корпорация(international corporation) — форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Международные корпорации бывают двух основных видов:

Транснациональные корпорации (ТНК) (transnational corporations — TNCs) — головная компания их принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по многим странам мира.

Многонациональные корпорации (МНК) (multinational corporations — MNCs) — головная компания их принадлежит капиталу двух и более стран, а филиалы также находятся в различных странах. Подавляющее большинство современных международных корпораций имеют форму ТНК.

Наиболее характерными чертами ТНК являются: создание системы международного производства, распыленного между многими странами, но контролируемого из одного центра; высокая интенсивность внутрикорпорационной торговли между расположенными в различных странах подразделениями; относительная независимость в принятии операционных решений от стран базирования и принимающих стран; глобальная структура занятости и межстрановая мобильность менеджеров; разработка, передача и использование передовой технологии в рамках замкнутой корпорационной структуры.

Международные корпорации стали формой экономической связи между странами базирования и принимающими странами, во многих случаях независимой от решения национальных законодательных и исполнительных органов, а подчиняющейся своим внутрикорпорационным интересам. Их космополитизм, подавляющий государственность стран, в которых они оперируют, стал причиной противоречий между ТНК, с одной стороны, и странами их базирования и принимающими странами — с другой. Страны базирования обычно регулируют поведение ТНК с помощью национального законодательства о корпорациях, не делая особого различия между ТНК и национальными корпорациями. Принимающие же страны устанавливают правила функционирования подразделений иностранных

ТНК на их территории на основе национальных законов об иностранных инвестициях.

В числе правил международного инвестирования следующие:

Право входа (right of entry). Означает правила, при соблюдении которых ТНК разрешается создать филиал на территории суверенного государства. В идеале они предполагают отсутствие необходимости получения какого-либо разрешения от властей принимающей страны на осуществление инвестиций. Однако в большинстве случаев право входа может ограничиваться правительством, если иностранные инвестиции либо угрожают национальной безопасности, либо их цель противоречит действующему законодательству. Некоторые страны устанавливают список отраслей или предприятий, в которые иностранные инвестиции запрещены.

Справедливый и недискриминационный режим (fair and equitable treatment). Предусматривает предоставление иностранным инвесторам правового режима, не менее благоприятного, чем национальным инвесторам. Означает свободу репатриации прибыли, перевода зарплаты и других платежей.

Прекращение контракта (contract termination). Означает право принимающей страны в одностороннем порядке экспроприировать (национализировать) филиал ТНК при условии соблюдения действующего законодательства и выплаты нормальной компенсации инвестору. Экспроприация иностранных инвестиций без выплаты нормальной компенсации считается допустимой только по решению суда в случае грубого нарушения ТНК законов принимающей страны и вовлеченности в преступную деятельность. В таких случаях за ТНК остается право обратиться в международный арбитраж.

Урегулирование споров (dispute settlement). Считается, что предпочтительным способом урегулирования споров между ТНК и принимающей страной являются переговоры. Если они не дают результата, то спор в большинстве случаев решается судом принимающей страны на основе применимого законодательства либо беспристрастным и независымым арбитражем на основе Международной конвенции по урегулированию инвестиционных споров под эгидой мирового банка.

Читайте также:  Прямые инвестиции: что это?

§

Инструментом реализации бизнес-идеи является бизнес-проект.
Бизнес-проект — это конкретное мероприятие, в которое вкладываются денежные средства с целью получения прибыли и/или прироста капитала.
Бизнес-проект — необходимый комплекс практических мероприятий и способов с целью получения после реализации бизнес-идеи определенного экономического результата (величины чистой прибыли, дохода, конкретной доли завоеванного целевого рынка).
Цель бизнес-проекта: доказуемый результат и заданные условия реализации общей задачи проекта.
Признаки бизнес-проекта: -изменения как основное содержание проекта; -ограниченная во времени цель; -временная ограниченность продолжительности проекта; -относящийся к проекту бюджет; -ограниченность требуемых ресурсов; -неповторимость; -новизна; -комплексность; -правовое и организационное обеспечение; -разграничение; -информационная и консалтинговая поддержка.

Рассмотрим коротко каждый из этих признаков в отдельности.

Среди бизнес-проектов выделяют следующие виды — инновационные, организационные, научно-исследовательские, учебно-образовательные, смешанные и др.

Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления инвестиционного проекта, зависит от всех перечисленных оснований их классификации и, прежде всего, от масштаба, длительности и сложности проекта.
Инвестиционным проект обычно включает те проекты, в которых главной целью является вложение средств в различные виды бизнесов с целью получения прибыли. В этой группе бизнес-проектов выделяют инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих непрерывное развитие компании.
Венчурный проект предполагает, выведение на рынок высокотехнологичных и конкурентоспособных продуктов. Такое инвестирование предполагает высокую степень риска, но, в то же время, и большую прибыль для инвестора. Для инвестора важен именно финансовый результат проекта (т.е. прибыль), венчурное финансирование не предназначено для поддержки научных исследований, которые не предполагают создание и последующий вывод на рынок продукта с коммерческой перспективой.
Инновационные проекты исследования и развития связаны с созданием нового продукта или услуги, способами их производства. К ним также относятся новшества в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

В составе инновационных бизнес-проектов можно выделить:

· организационные бизнес-проекты — реформирование предприятия, реализация концепции новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума;

· экономические бизнес-проекты — приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов;

· социальные бизнес-проекты — реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений. Эти проекты обладают наибольшей неопределенностью.

Разработка бизнес-проекта позволяет легче преодолеть препятствия, связанные с такими внешними и внутренними факторами, характерными для современного экономического состояния России, как: -нестабильность; -дефицит и ограниченность средств и ресурсов; -инфляция; -усложнение условий функционирования; -наличие социальных проблем; -ужесточение экологических требований и изменение экологической обстановки; -появление новых проблем потребительского рынка; -рост требований к качеству продукции (работ, услуг).

Если эти факторы не подробно не анализировать при разработке бизнес-проекта, то это приводит к таким негативным результатам, как: -снижение доходов и прибылей участников; -превышение установленных стоимости, продолжительности и сроков завершения проекта над установленными показателями; -применение штрафов за нарушение обязательств; -повышение установленных лимитов на потребляемые трудовые и материально — технические ресурсы; -запаздывание с введением новых технологий; -отставание во внедрении и использовании результатов НИОКР; -запаздывание представления новой продукции на потребительский рынок; -поспешность и непродуманность принятия решений; -низкая эффективность инвестиций и большие сроки окупаемости бизнес-проекта; -трудность определения равных сроков достижения целей бизнес-проекта.

Фазы бизнес-проекта

1.Предынвестиционная фаза:анализ инвестиционных возможностей; анализ альтернатив проекта и предварительный выбор; предварительное технико-экономическое обоснование; бизнес-планирование; доклад об инвестиционных возможностях.

2.Инвестиционная фаза:переговоры и заключение контрактов; проектирование; строительство; маркетинг; обучение кадров.

3.Эксплуатационная фаза: приемка и выпуск, замена оборудования; расширение, инновация.

Основные участники бизнес-проекта:инициатор, заказчик, инвестор, руководитель проекта, команда проекта.
Одной из важнейших составляющих фаз бизнес-проекта является бизнес-планирование. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.

Бизнес-план должен разрабатываться с максимальной точностью, учитывать взаимосвязь отдельных частей, а также содержать оценку коммерческого, технического и других рисков по проекту. При разработке бизнес-плана необходимо уделить внимание таким параметрам, как размер рынка, производственная программа, оборудование, и определить лучшие альтернативы, которые позволяют повысить осуществимость проекта и его эффективность.

Бизнес-план должен содержать:

· Резюме (общая информация о компании и ее владельцах)

· Цели и задачи (основные положения предполагаемого проекта – анализ перспективности идеи)

· Продукт / услуга (описание, отличительные черты, технология производства, оценка конкурентоспособности данного товара, методы обеспечения качества продукции и т.д.)

· Анализ рынка (положение дел в отрасли, потенциальные клиенты, сегменты рынка, конкурентная среда, эффективность данного вида бизнеса, возможные перспективы развития и изменения рыночной конъюнктуры и т.д.)

· План маркетинга (ценообразование, методы стимулирования продаж, оптимальные объемы реализации, схема распространения, рекламные проекты и т.д.)

· План производства (требуемые материалы, оборудование и производственные мощности, источники их поставки, субподрядчики, технология производства, виды производимой продукции и т.д.)

· Руководство и персонал (схема взаимодействия руководства и сотрудников, кадровая структура, виды оплаты труда, квалификация персонала и т.д.)

· Источники и объемы требуемых средств (необходимые объемы и источники финансовых ресурсов, условия возврата средств, наличие свободных ресурсов и т.д.)

· Основы финансового плана и оценка рисков (прогнозируемые объемы продаж и прибыли/убытков, возможные риски, подробный план ожидаемых доходов и расходов, оценка рисков проекта, схемы обеспечения кредиторской и дебиторской задолженностей, стратегия выхода из проекта и т.д.)

· Детальный финансовый план/бюджет (анализ движения денежных средств, определение себестоимости продукции, оценки доходов и расходов, расчет точки безубыточности, определение финансовых потоков, прогноз прибыли и т.д.)

§

Налог – индивидуальный, обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении этих лиц юридически значимых действий (включая выдачу разрешений или лицензий).

Сущность налога – изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

Налоги отличаются от других видов финансовых платежей. Они носят обязательный, безэквивалентный, целевой и законодательный характер.

Прежде всего все налоги различаются по способам взимания как прямые и косвенные. К прямым налогамотносятся подоходные и поимущественные (налоги на доход и на имущество), а к косвенным– налоги на обращение и потребление. Плательщиком прямого налога является владелец собственности и получатель дохода; плательщиком косвенного налога оказывается потребитель товара, на которого перекладывается налог через прибавку к цене.

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Функции: 1) фискальная – непосредственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Посредством данной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства. 2) распределительная (социальная) – состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан. Например, от состоятельных к неимущим. Социальную функцию выполняют акцизы: косвенные налоги, включенные в цену товара, и оплачиваемые покупателем. 3) регулирующая – направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. 3 подфункции: а) стимулирующая – направлена на развитие социально-экономических процессов, реализуется через систему льгот; б) дестимулирующая – посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных налоговых ставок. Налоговое бремя – отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта; в) подфункция воспроизводственного назначения – это привлечение средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство эксплуатируемых ресурсов. 4) контрольная – государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. 5) поощрительная – предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом (участники боевых действий, герои России и т.д.). Имеет социальную направленность.

Принципы налогообложения: 1) справедливости – утверждает всеобщность налогообложения и равномерность распространения налогов между гражданами соразмерно с их доходами. 2) определенности – сумма, способ и время платежа должны быть заранее и совершенно точно известны налогоплательщику. 3) удобности: налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика. 4) экономии – сокращение издержек взимания налогов, рационализация системы налогообложения. 5) обязательности, 6) индивидуальности, 7) безвозмездности.

Читайте также:  Ценные бумаги как объект инвестирования - РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Налоговая политика РФ. Законодательство о налогах и сборах РФ состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним Федеральных законов.

В зависимости от уровня управления налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги и сборы – устанавливаются налоговым кодексом, обязательны к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, ЕСН, НДФЛ, налог на прибыль организации и т.д.). Региональные налоги и сборы – устанавливаются НК, вводятся в действие законом субъекта РФ, который устанавливает налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Могут устанавливаться налоговые льготы. Уплачиваются на территории соответствующего субъекта (транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и т.д.). Местные налоги – устанавливаются НК, вводятся в действие нормативно-правовыми актами представительных органов МО. Обязательны к уплате на территории соответствующих МО (земельный налог).

Специальные налоговые режимы – предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов (единый с/х налог, упрощенная система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности)

Под методом налогообложения понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размеров объекта налогообложения. 1) Метод равного налогообложения – все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налогов, независимо от имеющегося у них дохода или имущества. 2) Метод пропорционального налогообложения – величина налоговой ставки одинакова для всех налогоплательщиков, а величина объекта налогообложения различная. Более справедлив, чем первый метод, т.к. учитывает платежеспособность. 3) Метод прогрессивного налогообложения – налог платится по разным ставкам: при увеличении размера объекта налогообложения, ставка также растет и наоборот. 4) Метод регрессивного налогообложения – применяется в настоящее время для исчисления ЕСН – при росте объекта налогообложения налоговая ставка снижается. В РФ используется пропорциональный метод налогообложения, хотя во многих развитых странах давно практикуется прогрессивный. В нашей стране использование прогрессивного метода налогообложения невозможно, т.к. не исключено такое явление как з/п в конвертах, т.е уход от налогов, что приведет к уменьшению доходной части бюджета, негативно отразится на пенсиях и т.д.

Порядок установления налогов и сборов. Налог считается установленным в том случае, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения: 1) Объект налогообложения – реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, имущество, прибыль, доход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности у налогоплательщика по уплате налогов. 2) Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. 3) Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. 4) Налоговые период – как правило, календарный год. Может состоять из нескольких или одного отчетных периодов. По итогам отчетного периода уплачиваются авансовые платежи. По итогам налогового периода определяется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате. 5) Порядок исчисления налога – налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, ставки и льгот. 6) Порядок и сроки уплаты налогов – устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Уплата налога производится разовой уплатой суммы налога или в ином порядке, предусмотренном НК РФ.

«Основные направления налоговой политики на 2008 — 2021 годы» предусматривают внесений изменений в налоговое законодательстве по следующим направлениям:

1.Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения.

2.Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам.

3.Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний.

4.Проблемы определения налогового резидентства юридических лиц.

5.Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций.

6.Совершенствование налога на добавленную стоимость.

7.Индексация ставок акцизов.

8.Налогообложение организаций при совершении операций с ценными бумагами.

9.Налогообложение налогом на доходы физических лиц при совершении операций с ценными бумагами.

10.Совершенствование налога на имущество физических лиц (введение налога на недвижимость).

11.Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по налогу на доходы физических лиц.

12.Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых.

13.Создание особых экономических зон портового типа.

14.Внесение изменений в налоговое законодательство в связи с созданием целевого капитала некоммерческих организаций и создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций в социально значимых областях.

15.Совершенствование налогового законодательства в части регулирования учетной политики налогоплательщиков.

16.Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен.

17.Введение в налоговое законодательство понятия индексируемой налоговой единицы.

18.Создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности.

19.Реформирование налога на игорный бизнес.

20.Совершенствование порядка налогообложения при реализации концессионных соглашений.

По указанным направлениям принимаются определенные решения, способствующие совершенствованию налоговой политики.

§

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее — Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г.

Цель разработки Концепции — определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 — 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Вызовы развития: Долгосрочные вызовы: изменение характера глобализации; новая технологическая волна; возрастание роли человеческого капитала в экономическом развитии; исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития. Кратко- и среднесрочные вызовы: мировой финансовый кризис – необходимо принятие комплекса краткосрочных мер по повышению устойчивости российской финансовой системы и экономики в целом.

Этапы реализации: 1 этап – консолидации конкурентных преимуществ, 2009-2021: реализация конкурентных преимуществ в «традиционных» секторах; адаптация к кризисным процессам в мировой экономике; Создание условий и технологических заделов, обеспечивающих перевод экономики в режим инновационного развития; опережающие инвестиции в человеческий капитал и инфраструктуру. 2 этап – инновационного прорыва, 2021-2020: 1) рывок в повышении конкурентоспособности на основе: а) перехода на новую технологическую базу; б) улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды; в) структурной диверсификации экономики и завершения модернизации инфраструктурных секторов. 2) формирование общества доверия и социального благополучия, смягчение социальной и региональной дифференциации

Россия 2020: образ страны. 1) Привлекательная для жизни: а) комфортные условия проживания; б) доступность качественных услуг образования и здравоохранения; в) увеличение доли среднего класса; г) высокий уровень жизни; д) новый образ российских регионов. 2) Статус одного из мировых лидеров: а) лидерство России в интеграционных процессах на евразийском пространстве; б) активная роль в выработке экономического миропорядка; в) ключевой участник выработки правил функционирования глобальных энергетических рынков; г) высокий уровень национальной безопасности и обороноспособности. 3) Глобально конкурентоспособная: а) кратный рост производительности труда; б) высокая конкурентность рынков; в) энергоемкость – снижение на 40%; г) Россия – логистический узел в глобальной энергетической инфраструктуре; д) крупнейшая транзитная страна; е) географическая и продуктовая диверсификация экспорта. 4) Инновационная: а) 5-10%-ая доля на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг по 8-10 позициям; б) ведущие позиции в фундаментальных и прикладных научных разработках и связанных с ними технологиях.

Социальное развитие. 1) Молодежная политика: вовлечение молодежи в социальную практику, поддержка научной, творческой и предпринимательской деятельности; поддержка талантливой молодежи и лидерства; гражданское образование и патриотическое воспитание. 2) Социальная поддержка: улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и расслоения; повышение эффективности господдержки; реабилитация и интеграция инвалидов; социальное обслуживание престарелых; поддержка лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. 3) Политика в сфере культуры: обеспечение равной доступности культурных благ; повышение качества услуг в сфере культуры; сохранение культурного наследия народов России; «продвижение» культурного потенциала России за рубежом и т.д. 4) Занятость и рынок труда: повышение гибкости рынка труда и сокращение нелегальной занятости; развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда; создание благоприятных условий труда; привлечение иностранной рабочей силы.

Пенсионная система: повышение уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и обеспечение долгосрочной сбалансированности пенсионной системы на основе страхового принципа (к 2020 г. – средний размер пенсии 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера).

Здоровье. Цель: обеспечение доступности качественной медицинской помощи, ее соответствия по объемам, видам и качеству технологий уровню заболеваемости и потребностям населения. Направления: разработка и массовое внедрение клинико-медицинских стандартов; защита прав пациента и врача; совершенствование лекарственного обеспечения; информатизация здравоохранения, развитие науки и новых мед. технологий и т.д.

Читайте также:  Подводные камни покупки коммерческой недвижимости в Улан-Удэ - новости Бурятии и Улан-Удэ

Демография. Цель: снижение темпов убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Задачи: снижение смертности; повышение уровня рождаемости; управление миграционными процессами и т.д. (рост населения России к 2025 г. до 145 млн. человек; уровень смертности – не выше 10,8-11; суммарный коэффициент рождаемости – 1,75-1,80).

Образование. Цель: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Направления: образовательные стандарты нового поколения; поддержка одаренных детей и талантливой молодежи; создание систем поддержки потребителей услуг непрерывного образования и организаций, предоставляющих данные услуги; система центров сертификации профессиональных квалификаций и т.д. (доля педагогических работников, получающих з/п выше средней по региону вырастет с 12% до 45%; доля граждан, получающих услуги непрерывного образования вырастет с 15% до 50%)

Жилищная политика. Цель: обеспечение доступности жилья для всех категорий населения, а также соответствия объемов комфортного жилищного фонда потребностям населения. Задачи: создание условий роста предложений на рынке жилья, соответствующего потребностям различных групп населения; создание условий для повышения доступности жилья для всех категорий граждан РФ; соответствие объемов комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской среды и среды сельских поселений. Показатели: объем жилищного строительства – 150-160 млн. кв. м. в год; достижение средней обеспеченности жильем 25-27 кв. м. общей площади на человека в 2021 г. и 28-35 кв. м. – к 2020 г.

Экология. Цель: значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Направления: 1) «Экология производства»: поэтапное сокращение уровней воздействия на ОС от всех антропогенных источников – снижение удельных уровней воздействия на ОС в 3-7 раза в зависимости от отрасли; 2) «Экология человека»: создание экологически безопасной и комфортной среды проживания населения, мест его работы и отдыха, иной социальной активности – сокращение к 2020 г.: в 5 раз числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения, в 4 раза количество жителей, проживающих в неудовлетворительных условиях; 3) «Экологический бизнес»: создание эффективного экологического сектора экономики – рост рынка экодевелопмента, товаров и услуг в 5 раз; 4) «Экология природной среды»: сохранение и защита природной среды – повышение биопродуктивности. Восстановление видового разнообразия.

Наука и инновации. Цель: создание и распространение инноваций во всех секторах экономики, включая повышение конкурентоспособности сектора исследований и разработок. Направления: стимулирование инвестиций в технологии, в НИОКР; развитие финансовой инновационной инфраструктуры; участие России в глобальных технологических проектах, международных программах и исследовательских сетях и т.д. Показатели: доля предприятий, осуществляющих технологические инновации – 40-50% в 2020 г.; удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции – до 25-35 % в 2020 г. и т.д.

Инфраструктура (транспорт, энергетика, связь). Цели развития: устранение препятствий на пути ускорения экономического роста, связанных с ее отсталостью, обеспечение необходимых объемов, качества и надежности инфраструктурных услуг. Направления: увеличение пропускной способности опорной транспортной сети, реализация транзитного потенциала, обеспечение регионального развития. Показатели: экспорт транспортных услуг – 400% по сравнению с 2007 г., рост инвестиций в транспортный комплекс с 2% ВВП в 2006 г. до 4-4,5% ВВП и т.д.

Промышленная политика. Цели: диверсификация экономики; повышение глобальной конкурентоспособности промышленной продукции; поддержка экспорта российской промышленной продукции; обеспечение технологической безопасности страны.

Энергоэффективность: технические регламенты и нормативы э/эф-ти; маркировка товаров по уровню э/эф-ти; стимулирование использования возобновляемых источников энергии; оснащение приборами учета расхода энергии потребителей розничного рынка и т.д. В России есть потенциал снижения энергоемкости до 4% в год. Это позволит выйти в 2020 г. на уровень э/эф-ти, сопоставимый с Канадой, снизив энергоемкость на 40% по сравнению с 2008 г.

Глобальная конкурентоспособность. Рост к/сп-ти на мировых рынках к 2020 г.: 1) Гражданская авиация – третье место по производству гражданской продукции; достижение 10-15% уровня мирового рынка продаж на рубеже 2020-2025 годов; 2) Ракетно-космическая промышленность – доля присутствия продукции на сегментах мирового космического рынка увеличится с 8 до 15%; 3) Рынок космических пусков – удержание лидирующих позиций; до 30% рынка коммерческих пусков; 4) Судостроительная промышленность – экспорт гражданской продукции увеличится более чем в 5 раз, военной продукции в 1,5-2 раза (20% на рынке); 5) Атомный энергопромышленный комплекс – экспорт не менее 8-14 млрд. долларов в год.

Региональная политика. Цель: создание благоприятных условий для реализации потенциала развития каждого региона. Направления: содействие развитию человеческого потенциала, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, улучшение координации деятельности органов гос. власти, органов местного самоуправления, бизнеса, структур гражданского общества. Основные принципы: 1) создание условий для развития экономики и социальной сферы; 2) формирование центров опережающего экономического роста; 3) оказание дополнительной финансовой поддержки нуждающимся регионам; 4) стимулирования органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления к эффективному осуществлению их полномочий; 5) создание максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов. В СЗФО: транспортные и деловые услуги; высокотехнологические импортозамещающие отрасли; традиционные отрасли; новые технологии для развития и модернизации традиционных отраслей.

Внешнеэкономическая политика. Приоритет – интеграция в евразийском пространстве. Превращение рубля в региональную резервную валюту. Диверсификация экспорта и рационализация импорта. Перенос акцента от внешней торговли товарами к глобальной производственной кооперации. Ориентация поддержки экспорта и совместных проектов – на страны с быстрорастущими рынками. Активная роль в деятельности международных и региональных экономических организациях.

Финансовая система. Направления: 1) развитие банковской системы: повышение капитализации банков; расширение инструментов рефинансирования и т.д. 2) развитие фондового рынка и создание МФЦ: совершенствование регулирования; развитие бизнес-среды и улучшение инвестиционного климата и т.д.; 3) развитие страхового рынка: развитие накопительного страхования жизни; развитие механизмов страхования ответственности хозяйствующих субъектов на случай причинения вреда, а также на случай стихийных бедствий.

Северный поток и volkswagen

Бундесбанк подвел статистические результаты 2021 года и скорректировал оценку чистых прямых германских инвестиций в Россию более чем на один миллиард евро. В результате этот показатель составил 3,2 млрд евро, а не 2,1 млрд евро, как сообщалось в предварительных результатах.

Выше показатели были только в период с 2006 по 2008 годы. Абсолютный рекорд до сих пор приходится на 2007 год (7,4 млрд евро). Причиной резкого роста инвестиций стала сделка немецкого энергоконцерна E.On (ныне Uniper), который вложил 4,6 млрд евро в российский рынок энергетики.

— Компании, которые хорошо знают российский рынок, не спешат пугаться санкций и политических проблем,  — подчеркивает Маттиас Шепп.  — Интерес со стороны бизнеса к российско-германской торговле отражается и в росте количества членов ВТП. Российско-Германская внешнеторговая палата  — единственная иностранная бизнес-ассоциация в России, количество членов которой за последние два года значительно выросло ( 10%) и сегодня составляет около 900 компаний.

Определённую роль в большом объёме инвестиций сыграли и такие масштабные проекты, как строительство газопровода «Северный поток-2» по дну Балтийского моря. Суммарный объём инвестиций оценивается в девять миллиардов евро; с немецкой стороны в финансировании проекта принимают участие две компании, Wintershall и Uniper, которые выделили на эти цели по 950 млн евро. Концерн Volkswagen с 2021 года инвестировал свыше полумиллиарда евро в расширение производственных мощностей в Калуге и Нижнем Новгороде. В начале апреля состоялся запуск подмосковного завода Mercedes-Benz, объём инвестиций в который превысил 250 млн евро.

— Открытие завода «Мерседес» в России — знаковое событие. «Фольксваген» расширяет производство. Такие проекты как СП-2 позитивно влияют на деловой климат. И политические отношения Путина с Меркель относительно дружеские; скажем, с Францией или с США таких нет. Мы видим результаты такой политики, — оценивает перспективы управляющий партнер АО «2К» Тамара Касьянова.

Объём российско-германской торговли в 2021 году также увеличился на 8,4% и составил 61,9 млрд евро. Объём поставок из Германии в Россию по сравнению с предшествующим годом возрос на 14,7% и составил около 36 млрд евро. Объем поставок из России в Германию подрос на 0,6% до 25,9 млрд евро, следует из подсчётов Федерального ведомства статистики Германии.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.