Приоритетные инвестпроекты ЛПК. Актуальная информация

Приоритетные инвестпроекты ЛПК. Актуальная информация Выгодные вклады

Инвестиционные процессы в лесопромышленном комплексе российской федерации

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Во-первых, в мировой практике существуют различные инструменты и механизмы сетевых форм бизнеса: различные формы концессий, кластеры, стратегические партнерства (альянсы), инвестиционные зоны, технологические платформы и др., а во-вторых, необходимо учредить в России принципиально новый и национально значимый орган управления лесными проектами -«Национальное агентство лесных проектов» (НАЛП) – частно-государственная лесная корпорация. НАЛП создается для решения проблем «недооцененности» лесных активов Российской Федерации и выхода из инвестиционного кризиса.

НАЛП задумывается как институт развития, обеспечивающий проектное финансирование региональных модернизаци-онных и инновационных лесных проектов в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Главная задача НАЛП – организация «больших» лесных проектов и мобилизация ресурсов для осуществления организационно-технологических прорывов.

НАЛП создается для реализации национально и территориально значимых лесных проектов, куда частный капитал не готов инвестировать из-за низкой рентабельности, большого срока окупаемости и по другим социально-экономическим и экологическим причинам.

Одна из главных задач НАЛП в стране и за рубежом – информировать местных и иностранных инвесторов и помогать им; про-

двигать экономический имидж русского лесного сектора; давать российским властям рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности лесного бизнеса; анализировать динамику инвестиций и определяющие факторы их локализации; сопровождать инвестиционные лесные проекты.

НАЛП разрешает противоречие между потребностью лесного сектора в государственных инвестициях и неспособностью различных «Леспромов» быть эффективным инвестором. НАЛП аккумулирует заемные государственные средства и частично заменяет государственный долг на долг НАЛП.

Фактически государство выступает промоутером крупных общественных проектов: оно дает им старт, а затем предлагает инвесторам профинансировать их, то есть купить облигации НАЛП. Минуя государственный аппарат, сбережения преобразуются в инвестиции. Способность же обслуживать этот новый долг – долг, оформленный облигациями НАЛП, не будет так сильно зависеть от фискального состояния государства.

Библиографический список

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006г. №200-ФЗ http://www.forestforum.ru/info/ Lawsforest_codex.doc.

2. Моисеев, Н.А. Исходное состояние и что надо сделать для наведения должного порядка в лесных делах России / Н.А. Моисеев // Вестник МГУЛ – Лесной вестник. – 2021. – № 9(92). – С. 6-16.

3. Степанов С.В. Лесная доктрина РФ: ответ на условия ВТО – «Лесная газета», 15 декабря 2021г.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ

комплексе российской федерации

В.А. КОНДРАТЮК, генеральный директор ФГУП «ГНЦЛПК», докт. экон. наук,

Н.П. КОЖЕМЯКО, зам. ген. директора по управлению проектами ФГУП «ГНЦ ЛПК», канд. экон. наук,

А.В. КОНДРАТЮК, зам. ген. директора по экономике ФГУП «ГНЦ ЛПК», канд. экон. наук

Модернизация в лесопромышленном комплексе требует решения достаточно большого числа внутренних и внешних проблем, подавляющая часть которых непосредственно связана с проведением целенаправленной ин-

gnclpk@mail. ru вестиционной политики, обеспечивающей повышение конкурентоспособности российских лесопромышленных компаний на внутреннем и внешнем рынках и внедрением ресурсосберегающих технологий.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2021

51

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Таблица 1

Структура инвестиций в лесопромышленном комплексе по видам экономической деятельности (в ценах текущего года)

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2021 2021

Лесопромышленный комплекс, всего

млн руб. 38619,3 38281,4 51915,6 81040,6 50303,9 54986,0 78260,6

% к итогу ЛПК 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в % к 2005 г. 100,0 99,1 134,4 209,8 130,3 142,4 202,6

в том числе:

Лесозаготовки

млн руб. 4270,4 3694,1 5261,2 6906,7 3391,9 3277,2 6032,7

% к итогу ЛПК 11,0 9,6 10,1 8,5 6,7 6,0 7,7

в % к 2005 г. 100,0 86,5 123,2 161,7 79,4 76,7 141,3

Обработка древесины и производство изделий из дерева

млн руб. 17948,0 14419,6 20859,4 40530,8 23319,0 21566,4 33773,1

% к итогу ЛПК 46,5 37,7 40,2 50,0 46,4 39,2 43,2

в % к 2005 г. 100,0 80,3 116,2 225,8 130,0 120,2 188,2

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них

млн руб. 13352,1 15236,0 21996,4 29647,4 20415,4 27572,8 35756,5

% к итогу ЛПК 34,6 39,8 42,4 36,6 40,6 50,1 45,7

в % к 2005 г. 100,0 114,1 164,7 222,0 152,9 206,5 267,8

Производство мебели

млн руб. 3048,8 4931,7 4167,4 3955,7 3177,6 4148,8 4144,0

% к итогу ЛПК 7,9 12,9 7,3 4,9 6,3 7,5 5,3

в % к 2005 г. 100,0 161,8 136,7 129,7 104,2 136,1 135,9

Наиболее активно инвестиционная деятельность в лесопромышленном комплексе началась после выхода отрасли из затяжного экономического и структурного кризиса 1992-1998 гг. В период 2000-2021 гг. в отрасли были осуществлены инвестиционные программы, в результате которых было приостановлено старение основных средств за счет реконструкции действующих производств, замены устаревшего и достигшего высокой степени износа оборудования. На ряде предприятий был освоен новый ассортимент лесобумажной продукции.

В 2005-2021 гг. инвестиционная политика в ЛПК России характеризовалась определенными структурными сдвигами, как по видам экономической деятельности (табл. 1), так и по структуре источников финансирования (табл. 2). За рассмотренный период на ведущие позиции в инвестиционной сфере вышло производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них, их доля в общем объеме инвестиций в 2021 г. составила 45,7 %. По отношению к 2005 г. в денежном выражении рост инвестиций в

2,7 раза. Следует отметить, что в 2000 г. на долю целлюлозно-бумажной продукции приходилось 67,9 процентов инвестиций.

В настоящее время в России насчитывается 143 предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, в том числе крупных предприятий около 20. Наиболее существенные инвестиции имеют место на 12-15 предприятиях, т.е. практически все инвестиционные проекты реализуются на действующих крупных предприятиях. Основной характер проектов – модернизация оборудования в производстве целлюлозы, реконструкция бумаго- и картоно-делательных машин, мероприятия по повышению экологической безопасности и т.д.

Читайте также:  ООО "ОБЪЕДИНЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" ИНН 7721687921 в г Москва – выписка из ЕГРЮЛ и проверка ОГРН 1107746195512, отзывы и контакты на Выписка-Налог

В структуре источников финансирования в производстве целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них основную долю инвестиций составляли собственные средства предприятий: в 2005 г. – 73,1 % и в 2021 г. – 68,4 %.

Что касается деревообрабатывающей промышленности, являющейся наиболее привлекательной как для российских, так и для иностранных инвесторов, то, несмотря на об-

52

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2021

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Таблица 2

Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям в ЛПК, %

Наименование 2005 2006 2007 2008 2009 2021 2021

Инвестиции ЛПК всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Собственные средства, % 44,3 42,4 60,6 43,5 38,8 48,1 46,2

из них: – прибыль 22,1 22,0 26,5 21,8 14,5 19,3 19,9

– амортизация 19,9 20,4 25,9 18,9 21,8 24,4 25,0

Привлеченные средства, % 55,7 57,6 39,4 56,5 61,2 51,9 53,8

из них: кредиты банков 33,7 34,5 24,8 36,6 41,4 42,2 42,1

из них: кредиты иностранных банков 26,7 29,6 3,5 9,6 22,6 17,3 10,1

– средства российских коммерческих структур 14,9 15,3 9,9 17,3 16,0 6,0 4,2

– бюджетные средства 0,2 0,2 0,7 0,5 0,8 0,3 0,4

из них: федерального бюджета – – 0,3 0,2 0,6 0,2 0,3

щий рост по отношению к 2005 г в 1,9 раза, ее доля в структуре инвестиций несколько снизилась и составила в 2021 г. 43,2 %, (в 2005 г. – 46,5 % – снижение 3,2 процентных пункта).

Рассматривая ситуацию с инвестициями в лесозаготовках, следует отметить, что за указанный период они практически оставались на низком уровне, а их доля в общих инвестициях в лесопромышленном комплексе постоянно снижалась – с 11,0 % в 2005 г. до 7,7 % в 2021 г. Это положение, главным образом, было связано с нестабильным финансовым положением лесозаготовительных предприятий. (Рентабельность проданных товаров в лесозаготовках в 2021 г. составила минус 0,1 %). Собственные источники финансирования в 2021 г. составили 11 % от их общего объема, в том числе прибыль – 3,25 и амортизация – 7,8 процента.

Наиболее медленные темпы прироста инвестиций за рассмотренный период имели место в производстве мебели -1,4 раза, что снизило их удельный вес в структуре инвестиций по ЛПК с 7,9 % в 2005 г. до 5,3 % в 2021 г. Основная причина – снижение уровня прибыльности производства мебели, которая в 2021 г. снизилась до 4,7 %. В период финансового кризиса мебельные предприятия для поддержания объемов производства и сохранения своей ниши на внутреннем рынке резко снижали отпускные цены.

Изменения в инвестиционных процессах в лесопромышленном комплексе за время реформ сопровождались незначительными изменениями в структуре источников финан-

сирования. В 2021 г. в структуре источников инвестиций собственные средства занимали 46,2 %, из них доля прибыли – 19,0 % и амортизационных отчислений – 25,0 % (табл. 2). (В структуре источников инвестиций за 2000 г. доля собственных средств составляла 80,1 %)

За период 2005-2021 гг. в структуре привлеченных средств постоянно повышалась доля кредитов банков, при этом уменьшалась доля кредитов иностранных банков. В 2021 г. доля кредитов иностранных банков составила 10,1 %.

В составе привлеченных средств незначительной остается доля бюджетных средств, в первую очередь из федерального бюджета. В то же время в регионах России все больше начали уделять внимание развитию лесопромышленного комплекса. Разрабатываются региональные программы развития лесопромышленного комплекса, в том числе его различных отраслей, на средне- и долгосрочную перспективу. Для реализации этих программ во многих субъектах Российской Федерации органы исполнительной власти проявляют активность в развитии территорий, в том числе по привлечению инвестиций в стратегически важные для регионов лесопромышленные объекты.

Структурные изменения в инвестициях позволяют судить о некоторых позитивных тенденциях. Прежде всего следует выделить структурную переориентацию инвестирования. В качестве объектов вложения всё в большей степени выступает активная часть основных фондов – машины, оборудование, транспортные средства.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2021

53

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Рисунок. Динамика утверждения приоритетных инвестиционных проектов

В затратах на приобретение машин и оборудования существенную долю составляет импортная техника, примерно 50 % по этой группе основных фондов в целом по ЛПК, в лесозаготовках – 37,1 %, в деревообработке

– 58,5 %, а в производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них, – 46,2 %.

Вместе с тем, необходима дальнейшая поддержка на федеральном уровне реализации этих региональных программ на основе совершенствования правовой базы, административных и экономических инструментов управления ЛПК.

В системе постоянных мер государственной поддержки, оказывающих положительное влияние на инвестиционную привлекательность лесопромышленного комплекса:

1. Субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным на цели:

– создания межсезонных запасов (израсходовано средств на эти цели в 2009 г.

– 325 млн руб., в 2021 г. – 499,9 млн руб., в 2021 г. – 500 млн руб.;

– экспорта лесопромышленной продукции с высокой степенью обработки – (за 2008-2021 г. на эти цели выделено 1898,6 млн

Читайте также:  Международные и внутригосударственные гарантии иностранных инвестиций

руб);

– техперевооружения и модернизации производства (за 2009-2021 г. на эти цели было выделено 199,1 млн руб.).

2. Меры по регулированию таможенно-тарифной политики в лесном секторе:

– отменены вывозные таможенные пошлины на все виды продукции переработки (пиломатериалы, фанеру клееную, целлюлозу, бумагу и картон);

– с 2007 г. отменены импортные ввозные пошлины на технологическое оборудование, не производимое в Российской Федерации;

– в 2009 г. принято решение об освобождении от НДС технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

Важное место в системе частно-государственного партнерства в лесном секторе экономики занимает реализация приоритетных инвестиционных проектов, осуществляемых на основе мер государственной поддержки, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».

По состоянию на 01 июля 2021 г. в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов включено 118 инвестиционных проектов, рис. 1, с общим объемом инвестирования 427,6 млрд руб.

По состоянию на 01.01.2021 реализовано 19 приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в том числе в 2009 г. – 9, в 2021 г. – 8 и в 2021 г. – 2. Объем освоенных инвестиций составил 62,3 млрд руб. В результате завершения этих проектов введены новые мощности, позволяющие более рационально использовать лесные ресур-

54

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2021

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

сы и повысить уровень переработки заготовленной древесины.

Введены новые мощности, в том числе:

– в лесопилении – 1,7 млн м3;

– по производству фанеры и шпона – 807 тыс. м3;

– по производству ДСП – 700 тыс. м3;

– по производству ДСП средней плотности (МДФ) – 700 тыс. м3;

– по производству целлюлозы (по варке) – 189 тыс. т;

– по производству бумажной продукции – 145 тыс. т.

Многие из приоритетных проектов комплексные, объединяющие в своем составе лесное хозяйство, лесозаготовки, лесопиление и деревообработку, производство древесных плит и фанеры, целлюлозы, бумаги и картона, выработку тепловой и электрической энергии из древесных отходов и топливных дров. Таким образом, формируются современные предприятия, готовые к выпуску конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и минимальным воздействием на окружающую среду.

Приведенные выше меры государственной поддержки инвестиционных процессов в лесопромышленном комплексе не являются исчерпывающими и требуют дальнейшего совершенствования. В числе этих мер:

– освобождение от выплат налога на прибыль организаций при реализации инвестиционных проектов на период до нормативных сроков окупаемости инвестиций;

– облегчение доступа к инвестиционным ресурсам по высокозатратным проектам с длительными сроками окупаемости капитальных затрат;

– снижение процентных ставок по кредитам, предоставляемых для модернизации производства на основе инновационных технологий;

– снижение уровня тарифов на услуги отраслей-монополистов и железнодорожные перевозки лесных грузов;

– увеличение доли государственного финансирования в развитие лесной транспортной сети и инженерной инфраструктуры в

регионах потенциального развития лесопромышленной деятельности;

– упрощение порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, для малоэтажного деревянного домостроения и другие меры.

Повышение инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса не может происходить без развития фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, определяющих инновационный характер технического и технологического обновления производства.

Общий объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составил в 2021 г. 206,0 млн руб., увеличившись к уровню 2021 г. на 20,6 %. В 2021-2021 г. выполнены НИОКР по разработке биотоплива, наноцеллюлозы, биоразлагаемых полимерных материалов, биологически активных изделий медицинского назначения на основе древесной целлюлозы и других продуктов переработки древесины.

Следует отметить, что данные объемы финансирования НИОКР не в полной мере позволяют профинансировать проведение исследований и разработок, обеспечивающих инновационное развитие производства конкурентоспособной продукции, внедрения ресурсосберегающих технологий, повышения экологической безопасности производства, решить проблемы, сдерживающие интенсивное развитие малоэтажного деревянного домостроения и внедрение «зеленых технологий».

Следует отметить слабое участие хозяйствующих структур в проведении научных разработок и внедрении их результатов. По данным Росстата, в 2021 г. на крупных и средних предприятиях по видам экономической деятельности, включающих и лесопромышленную деятельность, затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы составили 237,7 млн руб., или 0,26 % об общего объема инвестиций.

Недостаточно используются ресурсы федеральных целевых программ, направленных на технологическое обновление производства, в том числе по «Технологическим платформам», утвержденным решением Пра-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2021

55

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

вительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (Протокол от 1.04.2021 г. № 2): Биоиндустрия и биоресурсы БиоТех 2030; Новые полимерные композиционные материалы; а также по Перечню критических технологий РФ, утвержденных указом Президента РФ от 7 июля 2021 г. № 899: «Биокаталли-тические, биосинтетические и биосенсорные технологии; нано-, био-, информационные, когнитивные технологии; Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов; Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов».

Читайте также:  Хочу выгодно вложить деньги в банк под проценты: как и куда лучше?

В целях повышения инновационной составляющей в развитие лесного комплекса должно быть обеспечено увеличение финансирования научных организаций за счет бюджетных средств и меры по стимулированию участия лесного бизнеса в финансировании научно-исследовательской деятельности. Концентрация государственных и частных средств в сфере научных исследований позволит перейти от распыления финансовых ресурсов на решение мелких и частных вопросов к полномасштабному финансированию решения научных проблемы стратегического

характера, развитию инновационно-технологических центров, опытных предприятий, испытательных станций и полигонов. Требует преодоления практика заключения годовых контрактов на выполнение НИОКР, цикл разработки которых от создания конструкторской документации, выпуска опытных образцов до организации серийного производства составляет не менее 3 лет.

Библиографический список

1. Кожемяко, Н.П. Управления стратегическим развитием лесного сектора Российской Федерации на принципах частно-государственного партнерства / Н.П. Кожемяко. – М.: ФГУП «ГНЦ ЛПК», 2021. – 160 с.

2. Кондратюк, В.А. Современное состояние лесопромышленного комплекса России: Монография / В.А. Кондратюк. – М.: МГУЛ, 2002. – 120 с.

3. Кондратюк В.А. Лесопромышленный комплекс: состояние, проблемы, перспективы: Монография / В.А. Кондратюк. – М.: МГУЛ, 2004. – 204 с.

4. Кожемяко, Н.П. Управление развитием предприятий лесопромышленного комплекса на основе реструктуризации: Монография / Н.П. Кожемяко. – М.: ФГУП «ГНЦ ЛПК», 2021. – 158 с.

5. Кондратюк, В.А. Современное состояние лесопромышленного комплекса / В.А. Кондратюк, Н.П. Кожемяко, А.В. Кондратюк // Вестник МГУЛ – Лесной вестник. – 2021. – № 8(91). – С. 166-169.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПрИОрИТЕТНыХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПрОЕКТОВ

В ОБЛАСТИ ОСВОЕНИЯ ЛЕСОВ

А.А. САВИЦКИЙ, доц. каф. экономики обрабатывающих отраслей промышленности, учета и аудита, МГУЛ, канд. экон. наук

Достижение требуемых показателей при реализации приоритетного инвестиционного проекта требует тесного сотрудничества частных инвесторов и управляющих с муниципальными и государственными структурами, которые оказывают влияние на условия его реализации.

Совершенствование нормативно-правовой базы в области государственного регулирования инвестиций и повышения инвестиционной привлекательности является важной частью инвестиционной политики государства.

asavitskiy@mgul. ac. ru

В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» приоритетный инвестиционный проект – инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Данным законом также определены понятия «срок окупаемости инвестиционного проекта» и «совокупная

56

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2021

Приоритетные инвестпроекты лпк. актуальная информация

Практика присвоения статуса «Приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов» с предоставлением льгот за пользование лесными ресурсами применяется в России с 2007 г. Критерии оценки инвестиционных проектов:

  • создание производственных мощностей по переработке древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях;
  • снижение энергопотребления производства (для инвестиционных проектов по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры);
  • увеличение объемов выпуска импортозамещающей продукции;создание высокопроизводительных рабочих мест;
  • соответствие инвестиционного проекта концепции социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

За время реализации государственной программы и по состоянию на апрель 2021 г. общий объем инвестиций в модернизацию и создание объектов лесной инфраструктуры и промышленных предприятий, в совокупности для текущих и реализованных проектов, находится на уровне 656,1 млрд. руб. Из них, 225,4 млрд руб. приходится на долю полностью реализованных проектов.

Лидером по привлечению инвестиций в лесную отрасль является Красноярский край, где к 2021 г. завершены 4 и реализуются еще 11 приоритетных проектов с общим объемом инвестиций 261,6 млрд руб.

С 2021 года, ввиду роста стоимости оборудования в национальной валюте и тенденции к укрупнению предприятий, Правительством России были увеличены минимальные объемы инвестиций, необходимые для получения проектом статуса приоритетного.

При реализации проекта по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях, минимальный объем капитальных вложений должен быть не менее 500 млн руб. При создании объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктур, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях, объем капитальных вложений должен составлять не менее 750 млн руб. При этом объем капитальных вложений, направленных на создание объектов лесной инфраструктуры, не должен превышать 20% общего объема капитальных вложений в проект.

Несмотря на то, что приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов являются государственно значимыми, общий реестр проектов в России отсутствует. Мы постарались свести в единый перечень данные из различных источников, сформировав общую базу, которая может быть полезной как для потенциальных инвесторов, так и для покупателей древесины, поскольку в ней содержится наиболее актуальная информация о новых крупных предприятиях России. Почти все новые и реконструируемые заводы в той или иной степени используют государственную поддержку.

Приоритетные инвестпроекты ЛПК. Актуальная информация

Приоритетные инвестпроекты ЛПК. Актуальная информация

Приоритетные инвестпроекты ЛПК. Актуальная информация

Приоритетные инвестпроекты ЛПК. Актуальная информация

Приоритетные инвестпроекты ЛПК. Актуальная информация

Приоритетные инвестпроекты ЛПК. Актуальная информация

Приоритетные инвестпроекты ЛПК. Актуальная информация

Приоритетные инвестпроекты ЛПК. Актуальная информация

Приоритетные инвестпроекты ЛПК. Актуальная информация

Приоритетные инвестпроекты ЛПК. Актуальная информация

Приоритетные инвестпроекты ЛПК. Актуальная информация

Приоритетные инвестпроекты ЛПК. Актуальная информация


Оцените статью