Пути привлечения иностранных инвестиций в экономику РБ.

Пути привлечения иностранных инвестиций в экономику РБ. Выгодные вклады

1 Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике
Беларусь

Отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на
территории Республики Беларусь, регулируются Инвестиционным кодексом,
гражданским и иным законодательством Республики Беларусь, в том числе
международными договорами Республики Беларусь, а также инвестиционными
договорами с Республикой Беларусь.

Основными документами, регулирующими и определяющими инвестиционную
деятельность в Республике Беларусь, являются:

1.  Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый в 2001 г.,
который пришел на смену законам “Об иностранных инвестициях на территории
Республики Беларусь” и “Об иностранных инвестициях на территории
Республики Беларусь”;

.    Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики
Беларусь на период до 2021 г.;

.    Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. №11 “Об
упорядочении государственной регистрации и ликвидации субъектов
хозяйствования”;

.    Постановление Министерства иностранных дел от 19.12.2000 г. “О
совершенствовании работы по государственной регистрации предприятий с
иностранными инвестициями”;

Кроме того, Республика Беларусь является участницей Конвенции “О
порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными
лицами” (Вашингтон, 18 марта 1965 г.), Сеульской конвенции 1985 г. об
учреждении Многостороннего Агентства по гарантии инвестиций, также посвященной
вопросам рассмотрения инвестиционных споров между государствами и иностранными
инвесторами и страхованию иностранных инвестиций.

С 1992 г. Беларусь является членом МБРР, ЕБРР, МВФ, МАР.

Республикой Беларусь подписано более 40 двусторонних соглашений о
содействии и взаимной защите инвестиций с такими странами как Германия,
Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Болгария, Великобритания, Финляндия, Италия,
Чехия, Китай, Турция, Египет, Кипр, Иран, Австрия, Армения и др.

Эти соглашения
на взаимной основе предусматривают гарантию благоприятного инвестиционного
режима, защиту инвестиций от национализации и экспроприации, свободный перевод
за границу доходов от инвестиций, а также дают право оспаривать несправедливые
решения государственных органов в отношении его инвестиций в национальных и
международных судебных инстанциях.

Республикой Беларусь заключено около 60 договоров об избежании двойного
налогообложения.

Под инвестициями понимается любое имущество, включая денежные средства,
ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности,
принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и
имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной
деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного
значимого результата, статья 1 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь.

Под иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:
иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице
уполномоченных органов; международные организации; иностранные юридические
лица; иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в
соответствии с законодательством иностранных государств; иностранные граждане;
физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства),
постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Читайте также:  как инвестировать в себя: практические советы

Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь
юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в
любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства в
соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, в том числе
международными договорами Республики Беларусь.

Юридические лица, в уставном фонде которых иностранные
инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 долларов США, и
которые преследуют извлечение прибыли (дохода) в качестве основной цели своей
деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками,
признаются на территории Республики Беларусь коммерческими организациями с
иностранными инвестициями.

В соответствии со статьей 77 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь
коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные
инвесторы осуществляют уплату налогов, сборов (пошлин) и пользуются налоговыми
и таможенными льготами в соответствии с налоговым и таможенным
законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено
международными договорами Республики Беларусь.

Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь,
условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием
юридических лиц не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим
для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности
юридических и физических лиц Республики Беларусь, кроме случаев, определенных
Инвестиционным Кодексом.

Государство гарантирует инвестору право собственности
и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным
способом, и защищает эти права.

Инвестор вправе самостоятельно определять и
осуществлять в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь все
действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и
результатами инвестиционной деятельности.

Инвестор вправе самостоятельно распоряжаться прибылью
(доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в
том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в
соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Под реинвестированием понимается вложение инвестором в
объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли
(дохода), уже полученной им в результате такой деятельности.

Иностранному инвестору гарантируется после уплаты им налогов
и других обязательных платежей, установленных законодательными актами
Республики Беларусь, беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь
прибыли (дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате
осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или
частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной
деятельности.

Читайте также:  Курсовая работа: Оценка эффективности инвестиционного проекта 7 -

Коммерческие организации с иностранными инвестициями
осуществляют внешнеторговую деятельность в соответствии с законодательством
Республики Беларусь.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями
устанавливают цены на продукцию (работы, услуги) и порядок ее реализации в
соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями
распоряжаются валютной выручкой с учетом требований законодательных актов
Республики Беларусь.

Защита и осуществление прав интеллектуальной собственности иностранных
инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями обеспечиваются
актами законодательства Республики Беларусь и международными договорами
Республики Беларусь

Государство гарантирует защиту инвестиций в
соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к
ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям.
Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной
компенсацией стоимости национализированного или реквизированного
инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и
реквизицией.

Порядок и условия национализации и реквизиции, а также выплаты
компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного
имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией,
устанавливаются Инвестиционным Кодексом и законами Республики Беларусь.

Инвестиционная деятельность поддерживается
государством с целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику
Республики Беларусь.

В стране проведена значительная работа по совершенствованию
инвестиционного законодательства. Внесены изменения и дополнения в
Инвестиционный кодекс, которые расширяют правовое поле деятельности для
иностранных инвесторов. В частности, сняты ограничения на
организационно-правовые формы, в которых могут создаваться коммерческие
организации с иностранными инвестициями, предусмотрена возможность
осуществления инвестиций в Республике Беларусь иностранными организациями, не
имеющими статуса юридического лица в стране происхождения, расширены виды
инвестиционной деятельности за счет включения в них подписки на дополнительную
эмиссию акций.

Для повышения инвестиционной привлекательности во всех областных центрах
и столице Беларуси на срок от 30 до 50 лет Указами Президента страны созданы
шесть свободных экономических зон, которые представляют собой территории со
специальными налоговыми, таможенными и регистрационными режимами и дают
дополнительные льготы инвесторам.

Для оказания информационно-организационного содействия зарубежным
инвесторам создано Национальное инвестиционное агентство. Вместе с поиском и
привлечением долгосрочных инвестиций в экономику страны, в числе основные задач
этой структуры, координация работы по внедрению в практику новых для нас схем
финансирования инвестиционных проектов (проектное, структурированное, страховое
финансирование и др.), реализация проектов “под ключ” и др.

Читайте также:  Основные тенденции на мировом рынке прямых иностранных инвестиций в 2014 г. Ситуация в России – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Особую роль в сфере инвестиционной деятельности играет Консультативный
совет по иностранным инвестициям при Правительстве. В него входят как
руководители госорганов, так и иностранные инвесторы, представители
международных организаций, рекомендации которых учитываются Правительством при
регулировании инвестиционной политики государства.

Наряду со столь привлекательной инвестиционной
политикой, нужно отметить и созданные в стране благоприятные макроэкономические
условия; устойчивый экономический рост, который обеспечивается с 1996 года в
среднем на 8,6% в год; снижение уровня инфляции, увеличение банковских вкладов
населения и предприятий. Более стабильной, унифицированной и прозрачной стала
система налогообложения.

Таким образом, в республике создана нормативно-правовая база в основном
соответствующая основным критериям рыночной экономики. Вместе с тем, существуют
определенные недостатки действующего правового поля, которые сдерживают
развитие рыночных отношений, препятствуют притоку иностранных инвестиций и
развитию национального бизнеса.

В этой связи предстоит введение в действие правовых норм, новых по
отношению к Инвестиционному кодексу, по формам хозяйствования иностранных
инвесторов на территории Республики Беларусь и статусу отдельных
организационно-правовых форм. Необходимо также совершенствовать процедуру
регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями с
последовательным переходом к заявительной системе и сокращению оснований для
перерегистрации и ликвидации таких организаций.

Наряду с механизмами развития фондового рынка, необходимо законодательно
закрепить права портфельных инвесторов, в том числе и иностранных. Отсутствие
при преобразовании собственности адекватных механизмов корпоративного
управления и контроля может привести к потере портфельными инвесторами
возможности влиять на решения и получать информацию по основным вопросам
деятельности организаций с последующим вытеснением их из компаний.

Права
акционеров должны быть защищены правовой системой, включая нормы по
корпоративному управлению. Кроме того, правовую защиту интересов портфельных
инвесторов от наличия несовершенных инструментов фондового рынка должно
обеспечить принятие закона о защите прав инвесторов при осуществлении ими
сделок с ценными бумагами.

К числу проблем, ухудшающих инвестиционную привлекательность Беларуси,
относится несоответствие бухгалтерского учета и финансовой отчетности
международным стандартам. Важным шагом в привлечении иностранного капитала
станет переход Беларуси на международные стандарты финансовой отчетности.

Оцените статью