Резидент и нерезидент страны — кто это и в чём различия

Введение

Методология официального статистического учета прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж (далее — Методология) сформирована Банком России в целях осуществления функций в области организации официального статистического учета прямых инвестиций и соответствует законодательству Российской Федерации, базовым принципам и определениям «Эталонного определения ОЭСР для иностранных прямых инвестиций» (2008) (далее — Эталонное определение)

Методология включает в себя изложение правовых основ, принципов и стандартов официального статистического учета прямых инвестиций; перечень основных понятий и терминов; описание статистического инструментария, методов сбора, контроля, редактирования и обработки данных; сводки и группировки первичных статистических данных и административных данных; подходов к оценке точности (качества) официальной статистической информации и ее систематизации.

А что с налогами?

По поводу выплат купонов по ОФЗ вы можете быть спокойны: они не облагаются налогом, независимо от налогового статуса инвестора. А вот по налогам на остальные доходы есть нюансы.

Ставка налога на дивиденды зависит от вашего статуса на конец каждого года. Брокер удерживает налог в момент выплаты дивидендов по ставке 13 или 15% — исходя из того, резидент вы в этот момент или нет. Если в момент выплаты дивидендов вы были налоговым резидентом, а на 31 декабря того же года статус резидента утратили, брокер пересчитает налог и в январе удержит разницу.

Если вы получите большую прибыль на ИИС, вам может быть выгоднее закрыть его в 2020 году. Так вы потеряете право на вычет, но заплатите при этом налог 13, а не 30%.

Посчитаем на примере.

Вы открыли ИИС в 2020 году, не вносили деньги в 2020 и 2020 годах, а в 2020 году внесли 400 000 Р или больше. По итогам 2020 года вы резидент, а по итогам 2021 года — нет. Вы имеете право на вычет 52 000 Р за 2020 год. Предположим, к концу 2020 года ваша прибыль от торговли на счете ИИС составляет 306 000 Р. Если закрыть счет в 2020 году, вы заплатите налог по ставке 13% — 39 780 Р и не получите вычет. Если закрыть ИИС в 2021 году, вы получите вычет 52 000 Р, но налог заплатите уже по ставке 30% — 91 800 Р.

Вывод: если вы вносили 400 000 Р только в одном году и к концу 2020 года ваша прибыль от торговли на ИИС составила 306 000 Р или более, выгоднее закрыть ИИС в конце 2020 года и не пользоваться вычетом. Аналогично, если вносить по 400 000 Р в течение 2 лет, порог прибыли составит 612 000 Р, для 3 лет — 918 000 Р. Если вы заработали на фондовом рынке больше — имеет смысл закрывать ИИС, пока вы еще налоговый резидент.

Если вы не сообщали брокеру о смене статуса, по итогам года нужно будет подать налоговую декларацию и доплатить налог.

I. правовые основы официального статистического учета прямых инвестиций

Основополагающим законодательным актом, устанавливающим правовые основы осуществления Банком России функции официального статистического учета прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, является Федеральный закон от 10.07.

2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» с изменениями (далее — Закон № 86-ФЗ). Пунктами 16.2 и 16.3 статьи 4 Закона № 86-ФЗ установлено, что Банк России выполняет следующие функции:

  • осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения.

Обязанность респондентов безвозмездно представлять Банку России первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, а также коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, установлена Федеральным законом от 29.11.

Закон № 86-ФЗ (статьи 57, 76.6 и 76.7) и Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с изменениями (статья 43) устанавливают обязанность составлять и представлять Банку России отчетность кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, банковскими группами, банковскими холдингами.

Нарушение указанного порядка представления первичных статистических данных для осуществления Банком России функции по официальному статистическому учету прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Iii. основные понятия и определения

Прямые инвестиции — категория трансграничных инвестиций, при которых резидент одной страны контролирует или имеет значительную степень влияния на управление предприятием, являющимся резидентом другой страны.

Главные компоненты прямых инвестиций представлены участием в капитале и долговыми инструментами. Прямые инвестиции могут включать в себя вложения нерезидентов в недвижимость в Российской Федерации и вложения резидентов Российской Федерации в недвижимость за рубежом, которые в таком случае рассматриваются как прямые инвестиции в условную институциональную единицу (резидента или нерезидента).

Отношения в рамках прямых инвестиций (далее — ОРПИ) — отношения между прямым инвестором и предприятием прямого инвестирования, а также между предприятиями прямого инвестирования, являющимися связанными сторонами в рамках ОРПИ.

Прямой инвестор — инвестор, являющийся резидентом одной страны, участие которого в капитале резидента другой страны обеспечивает ему не менее 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал.

Предприятие прямого инвестирования — юридическое лицо, являющееся резидентом одной страны, участие в капитале которого обеспечивает прямому инвестору, являющемуся резидентом другой страны, не менее 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал.

Первичный контролирующий инвестор — институциональная единица, которая находится на вершине пирамиды собственности, т.е. не контролируется никакой иной институциональной единицей, в ОРПИ.

Обратные инвестиции — инвестиции предприятия прямого инвестирования в предприятие, являющееся его прямым инвестором, при этом доля в голосующих акциях (долях, паях) последнего составляет менее десяти процентов.

Связанные стороны в ОРПИ (далее — связанные стороны) — предприятия, которые либо вообще не владеют акциями (долями, паями) друг друга, либо владеют ими в количестве, составляющем долю менее десяти процентов и находятся под непосредственным или косвенным контролем или влиянием одного и того же инвестора, который является прямым инвестором хотя бы для одной из связанных сторон. При этом в статистике прямых инвестиций учитываются только трансграничные операции и позиции между связанными сторонами.

Операции в рамках прямых инвестиций — инвестиционные потоки между прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования и между связанными сторонами. Операции (потоки) дают информацию о деятельности в рамках прямых инвестиций за определенный период времени.

Позиции по прямым инвестициям показывают уровень накопленных инвестиций по состоянию на конкретную отчетную дату.

Участие в капитале — вложение в капитал, подтвержденное акциями, паями, долями участия, депозитарными расписками или аналогичными документами, а также привилегированными акциями, дающими право на получение части остаточной стоимости акционерного общества в случае прекращения им своей деятельности.

Кроме того, в участие в капитале включаются прочие вложения капитального характера (безвозмездная помощь, техническое обслуживание, консалтинг, обучение персонала и т.д.).

«беспилотное» казанское метро

Другой новичок — компания-резидент «РэйлНекст» (центр компетенций по беспилотным технологиям, созданный АО «Трансмашхолдинг» и ООО «ЛокоТех-Сигнал», — прим. ред.) — займется разработкой комплексной системы Ctrl@Traffic по организации беспилотного движения в метрополитене Казани.

Как сообщил генеральный директор ООО «РэйлНекст» Булат Шафигуллин, разработку, испытания и эксплуатацию системы планируется завершить до 31 декабря 2022 года. В частности, до конца 2021 года планируется закончить разработку всех компонентов системы, частично модернизировать парк подвижного состава, после чего начнется тестирование, а затем опытная эксплуатация.

Резидент и нерезидент страны — кто это и в чём различия
Как сообщил генеральный директор ООО «РэйлНекст» Булат Шафигуллин, разработку, испытания и эксплуатацию системы планируется завершить до 31 декабря 2022 года

— Ставится амбициозная цель, на которую требуются значительные инвестиции — несколько миллиардов рублей. В целом наша компания планирует создать 35 рабочих мест в Иннополисе, из них 33 человека — это научно-технический персонал, — прокомментировал свое появление в ОЭЗ Шафигуллин.

Система беспилотного метро сможет работать при максимальной скорости движения поезда до 90 км/ч и общем количестве подвижных составов до 40 пар в час. В перспективе помимо Казани система беспилотного движения может быть внедрена в метрополитене других городов, где эксплуатируется подвижной состав АО «Трансмашхолдинг».

Кого можно назвать резидентами и нерезидентами

Для подробного изучения информации о том, кем являются резиденты и нерезиденты, рекомендуется изучить Федеральный закон «О валютном контроле и регулировании». Согласно изложенному, резидентами можно назвать следующих лиц:

  • иностранцы, которые живут в России и имеют вид на жительство;
  • граждане РФ;
  • юр лица, зарегистрировавшие организации согласно законодательству России (исключение – это зарубежные компании);
  • субъекты РФ, а также муниципальные образования, выступающие в отношениях, которые контролируются Федеральным законодательством и другими законодательными актами;
  • консульства РФ и другие официальные российские представительства, работающие в других странах.

Нерезидентами называют граждан других стран или компании, которые постоянно находятся и зарегистрированы на территории другого государства, а также:

  • подразделения иностранных фирм и иностранные представительства в России;
  • аккредитованные в РФ дипломатические организации и консульства других стран;
  • межправительственные и межгосударственные представительства.

Для физ. лиц определение звучит несколько иначе. В Налоговом Кодексе граждан также делят на резидентов и нерезидентов. Налоговым резидентом считается человек, находящийся в пределах РФ не меньше 183 дней на протяжении года.

Кроме этого, налоговыми резидентами являются граждане, состоящие на военной службе в России, а также в других странах и работники государственных органов власти, органов на местах, которые находятся в командировке. При этом, фактическое время пребывание на территории РФ значения не имеет.

10 тысяч новых квартир для иннополиса

Прошедший накануне наблюдательный совет директор ОЭЗ «Иннополис» Ренат Халимов назвал «самым большим с точки зрения инвестиций». Итоговая сумма действительно впечатляет: девять новых резидентов и партнеров зашли с обещанием инвестировать 43 млрд рублей и создать порядка 250 рабочих мест (в ближайшие 3 года их количество планируется довести до 500).

Читайте также:  ООО "Департамент Внешнеэкономических Связей и Инвестиций Абоп", Москва (ИНН 7704530230, ОГРН 1047796661351)

Для сравнения, в прошлом году особая экономическая зона пополнилась семью новыми резидентами и двумя компаниями-партнерами, общий объем инвестиций которых декларировалась 12 млрд рублей. При этом количество созданных ими рабочих мест превысило отметку в 1,3 тысячи.

Как отметил Халимов, большую часть инвестиций составляют проекты по линии компании-резидента «З-Сити Техно». Речь идет о создании в Иннополисе крупных объектов инновационной инфраструктуры и внедрение на ее базе цифровой сервисной платформы. Запланировано строительство двух технопарков, промышленного парка и многофункциональных комплексов, в том числе развлекательных. Общая площадь новых объектов может составить 190 тыс. «квадратов».

Резидент и нерезидент страны — кто это и в чём различия
Как отметил Халимов, большую часть инвестиций составляют проекты по линии компании-резидента «З-Сити Техно»

— Компания также анонсировала, что до 2024 года в городе будет построено около 10 тысяч квартир, что позволит увеличить население города до 30 тысяч человек, — сообщил мэр Иннополиса Руслан Шагалеев. — Помимо этого, в ходе набсовета со стороны республики было анонсировано появление в городе 2,5 тыс. новых мест в детских садах и примерно такого же количества в школах.

Стоит отметить, что директором и совладельцем (66%) «З-Сити Техно» является близкий экс-министру связи Николаю Никифорову альметьевский предприниматель Азат Тухватуллин, чья компания ООО «Зион» уже строила в Иннополисе таунхаусы. Предприниматель известен тем, что участвовал в разработке внешнего облика и интерьеров «IT-парков» в Казани и Челнах.

Определение срока пребывания в РФ

Срок пребывания физических лиц в России (больше или меньше 183-х дней) отчитывают с момента въезда страну по день выезда включительно. Если человек выезжает за границу, срок будет прерван. Но, только в том случае, если это не кратковременная зарубежная поездка до 6 месяцев с целью пройти обучение или в связи с болезнью для прохождения курса терапии.

Согласно действующему законодательству, на данный момент не определено конкретного списка документов, который помог бы определить время пребывания человека в РФ. Поэтому, этот период определяется в процессе изучения отметок, которые ставят на границе при въезде и выезде работники пограничной службы. Они находятся в таких документах как миграционная карта или загранпаспорт.

Чем отличаются резиденты от нерезидентов

В налоговом кодексе содержится ряд отличий в налогообложении прибыли резидентов и нерезидентов. Для них установлены разные перечни доходов, которые будут облагаться НДФЛ. Говоря о нерезидентах, они платят налог только с того дохода, которой получен в результате работы в России. Когда происходит исчисление НДФЛ для обеих категорий, ставка применяется разная.

Доходы резидентов облагаются по ставке 13%, нерезидентов – 30%. Прибыль в качестве материальной выгоды, полученной от экономии на процентах по взятым займам, у резидента облагается налогом по ставке 35%, у нерезидента – 30%.

Существует еще одно отличие, которое заключается в том, что гражданин РФ, являющийся резидентом, имеет право на налоговые вычеты по НДФЛ. У нерезидента такой возможности нет.

Обязанности валютного резидента

Валютный резидент должен уведомлять налоговую инспекцию РФ в следующих случаях:

  • движение денежных средств по вкладам в зарубежных банковских учреждениях;
  • изменение реквизитов в иностранном банке;
  • закрытие и открытие счёта (не позднее, чем через месяц). За нарушение сроков грозит штраф до 1500 рублей.

Отчёты следует предоставлять каждый год до 1 июня года, который идёт следующим за отчетным. Это можно сделать через сайт ФНС, войдя в личный кабинет. Если отчет не будет подан, придётся платить штраф от 4000 до 5000 рублей.

Может ли нерезидент – физическое лицо перевести деньги на счет юридического лица

По закону, наличные денежные средства могут зачисляться на расчётный счёт организации только со стороны другой организации. Это означает, что лицо, которое вносит деньги через кассу, должно быть руководителем компании. В таком случае, у него будет достаточно прав на осуществление операции.

Говоря о расчётных операциях с третьими лицами, юридические лица могут осуществлять их в соответствии с законом РФ в безналичной или наличной форме. Но, в 14 статье Федерального Закона №173 сказано, что расчёты между юридическими лицами, нерезидентами и резидентами могут осуществляться только в безналичной форме.

Процедура подачи заявления на получение статуса резидента

В соответствии с действующим законодательством РФ, налогоплательщик должен предоставить заявление в уполномоченные налоговые органы или ФНС по форме, определенной положением №1 приказа от 7.11.17 №MMB-7-17/837. Это можно сделать следующим образом:

  • предоставить в московское отделение ФНС России;
  • подать через официальный сайт ФНС;
  • отправить по почте.

Если заявление будет подано в ФНС лично, в графе следует указать код налогового органа «0000». Если заявление отправляется по почте, указывается код «9965». К заявлению также рекомендуется прикрепить другие бумаги, которые будут подтверждением того, что физическое лицо пребывало на территории Российской Федерации достаточное количество времени для получения подтверждающего его статус документа налогового резидента РФ.

Это может быть копия страниц любого документа, удостоверяющего личность гражданина России за её пределами, а также бумаги с отметками о том, что человек пересекал границу. Также это могут быть и другие документы, которые подтверждают пребывание человека в России на протяжении времени, достаточного для получения статуса. Например, подойдёт справка из больницы о том, что человек не выезжал со страны по причине плохого самочувствия.

Также у заявителя есть возможность предоставить документы, подтверждающие получение дохода или право на получение зарплаты в другом государстве. Еще это могут быть бумаги о владении недвижимостью или другими имуществом за рубежом. Если вместе с заявлением будут подаваться документы, оформленные на иностранном языке, их следует перевести на русский язык и заверить в порядке, который определен действующими законами РФ.

Если требуется подпись должностного лица, а также печать налогового органа, по процедуре, установленной законодательством другого государства, следует приложить бумаги с данным прошением к заявлению о предоставлении статуса. Заверение формы по закону другого государства понадобится в том случае, если уполномоченные органы данной страны уведомили налоговую службу о её наличии или если данная информация содержится на официальных интернет ресурсах компетентных иностранных органов.

Порядок предоставления документа в случае одобрения

Если органами было принято положительное решение о предоставлении документа для подтверждения статуса налогового резидента, бумаги могут быть направлены:

  • на адрес по почте. Для этого, при составлении заявления необходимо указать, куда должны направляться документы в случае выдачи;
  • через сервисы и ФНС России.

Документ, которой гражданин получает для подтверждения статуса резидента РФ часто выдают с целью избежать двойное налогообложение, а также для других целей, требующих наличие данных бумаг. Этот документ может быть выдан за один календарный год в соответствии с годом, указанным в поданном заявлении. Но, если понадобятся, бумаги могут быть оформлены с учетом одного из прошедших лет.

Если гражданин хочет получить несколько экземпляров, у него есть право на то, чтобы вместе с заявлением отправить сопроводительное письмо, где будет указано необходимое число экземпляров. Согласно закону, если в результате рассмотрения прошения статус налогового резидента решено не признавать, плательщику отправят письмо, где укажут причины отказа.

Ii. принципы официального статистического учета прямых инвестиций и применяемые стандарты

При осуществлении официального статистического учета прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж Банк России опирается на рекомендованные ООН Основополагающие принципы официальной статистики и принципы официального статистического учета, установленные статьей 4 Закона № 282-ФЗ.

Принципами официального статистического учета являются:

1) полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами);

2) применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации, открытость и доступность такой методологии;

3) рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов;

4) обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации;

5) обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использовании в целях формирования официальной статистической информации;

6) согласованность действий субъектов официального статистического учета;

Читайте также:  Строительство метанолового завода в Волгограде начнется в 2021 году - Экономика и бизнес - ТАСС

7) применение единых стандартов при использовании информационных технологий и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации для создания и эксплуатации системы государственной статистики в целях ее совместимости с другими государственными информационными системами;

8) обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных.

Iv. статистический инструментарий, методы сбора, контроля, редактирования и обработки данных

В целях обеспечения получения объективной и полной информации о прямых инвестициях работы по статистике прямых инвестиций осуществляются на двух уровнях: федеральном и региональном.

Банк России на федеральном уровне разрабатывает статистический инструментарий, устанавливает методы сбора, контроля, редактирования первичных статистических и административных данных, обеспечивает обработку, хранение и защиту информации, осуществляет ведение реестра респондентов.

Территориальные учреждения Банка России:

организуют сбор отчетности кредитных, некредитных финансовых и нефинансовых организаций по перечням организаций-респондентов в сроки, утвержденные Банком России;

обеспечивают меры по контролю качества и достоверности данных на этапе сбора и несут ответственность за передаваемую на федеральный уровень информацию.

Статистический инструментарий включает формы банковской отчетности, формы отчетности для некредитных финансовых организаций и формы федерального статистического наблюдения, указания по их заполнению и порядок предоставления респондентами первичных статистических данных о прямых инвестициях.

Формы отчетности по прямым инвестициям в Российскую Федерацию и прямым инвестициям из Российской Федерации за рубеж содержат сведения об остатках на начало и конец периода, операциях, переоценке и прочих изменениях за отчетный период. Также включаются сведения о накопленном и выплаченном доходе и реинвестированной прибыли.

Банк России применяет комбинированный метод сбора статистической информации, под которым понимается сочетание использования сплошного и выборочного методов. В отношении финансовых организаций обследование респондентов на квартальной основе носит сплошной характер. Предприятия нефинансового сектора опрашиваются ежеквартально на выборочной основе.

Прямые результаты наблюдений интегрируются и используются в комбинации с привлечением иных источников сведений, включая административные данные, информацию международных организаций (МВФ, ОЭСР, БМР и др.).

Контроль качества полученной от респондентов информации осуществляется в целях выявления и устранения арифметических и логических расхождений, выявления операций, могущих оказать существенное влияние на общие результаты. В рамках работы проводится перекрестная сверка данных, полученных из различных источников.

Данные, поступающие в Банк России, хранятся и обрабатываются с использованием защищенных программно-технических комплексов в установленном Банком России порядке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

V. cводки и группировки первичных статистических данных и административных данных

Банк России формирует сводные итоги статистики прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж по принципу активов/пассивов в разрезе финансовых инструментов, видов экономической деятельности, стран-партнеров и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с принципом активов/пассивов все финансовые требования к нерезидентам и все финансовые обязательства перед нерезидентами отражают валовую стоимость активов и пассивов по позициям и чистые потоки операций по каждой категории прямых инвестиций.

Vi. обеспечение конфиденциальности данных

Первичные статистические данные о прямых инвестициях в Российскую Федерацию и прямых инвестициях из Российской Федерации за рубеж, определенные в качестве таковых в соответствии с Законом № 282-ФЗ и поступающие в Банк России от респондентов, являются информацией ограниченного доступа.

Указанные первичные статистические данные не подлежат разглашению и используются Банком России только в целях формирования официальной статистической информации по прямым инвестициям. В соответствии с требованиями статьи 4 Закона № 86-ФЗ Банк России гарантирует конфиденциальность первичных данных.

Формируемая Банком России с использованием первичных статистических данных о прямых инвестициях в Российскую Федерацию и прямых инвестициях из Российской Федерации за рубеж официальная статистическая информация по прямым инвестициям, если ее источником является одно или максимум два юридических лица, либо если информация по одному предприятию или двум предприятиям преобладает над информацией по всем остальным отчитывающимся респондентам, также признается Банком России конфиденциальной и распространению не подлежит.

Vii. обеспечение качества данных

Оценка точности (качества) официальной статистической информации о прямых инвестициях в Российскую Федерацию и прямых инвестициях из Российской Федерации за рубеж проводится Банком России на регулярной основе по многоуровневому методу с учетом результатов сопоставления данных с данными стран-партнеров, взаимодействия с респондентами и пользователями информации.

Viii. публикация данных

Данные о прямых инвестициях в Российскую Федерацию и прямых инвестициях из Российской Федерации за рубеж размещаются на сайте Банка России в сроки, предусмотренные Календарем публикации официальной статистической информации.

Банк России обеспечивает одновременный доступ всех пользователей к данным статистики прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестициях из Российской Федерации за рубеж, размещенным на сайте Банка России.

Корректировка ранее опубликованных данных, учитывающая последующие уточнения, осуществляется преимущественно в течение года после первой публикации.

Активы по прямым инвестициям включают:

(i) инвестиции прямого инвестора — резидента Российской Федерации в предприятие прямого инвестирования, являющееся нерезидентом;

(ii) обратные инвестиции предприятия прямого инвестирования, являющегося резидентом Российской Федерации, в прямого инвестора — нерезидента;

(iii) инвестиции связанных сторон, являющихся резидентами Российской Федерации, в связанные стороны — нерезиденты.

Входящие прямые инвестиции включают:

(i) чистые пассивы предприятия прямого инвестирования, являющегося резидентом Российской Федерации, по отношению к прямому инвестору — нерезиденту (пассивы предприятия прямого инвестирования за вычетом активов предприятия прямого инвестирования по отношению к прямому инвестору);

(ii) чистые пассивы связанной стороны, являющейся резидентом Российской Федерации, по отношению к связанной стороне — нерезиденту, если первичный контролирующий инвестор не является резидентом Российской Федерации.

Для распределения потоков прямых инвестиций по видам экономической деятельности Банк России применяет классификацию, соответствующую методологии Международной стандартной отраслевой классификации ООН (ISIC4) и ее европейского эквивалента (NACE2).

Инвестиционная активность резидентов оэз

Рис. 4. Размер инвестиций резидентов в ОЭЗ в 2020-2020 гг., млрд. руб. 

Количество резидентов и объем осуществленных ими инвестиций играют определяющее значение при выборе ОЭЗ, так как неэффективные могут прекратить свою деятельность, из-за чего резиденты могут потерять все льготы. Например, в 2020 году были признаны неэффективными и ликвидированы ПОЭЗ в Хабаровском крае и Мурманской области, после чего правительство ввело мораторий на создание новых ОЭЗ, который был отменен только в августе 2020 года.

Таблица 1. Инвестиционная активность резидентов особых экономических зон в 2020 году


Лидерами в привлечении инвестиций являются ОЭЗ промышленно-производственного типа, что объясняется необходимостью существенных капитальных вложений в производство, например:

Инфраструктурное обеспечение оэз

Для любого бизнеса важным фактором определения местоположения является возможность доступа к объектам промышленной и транспортной инфраструктуры, а если бизнес начинается с нуля, то возникает необходимость в развитой офисной инфраструктуре. Если же бизнес переводится из другого региона, то актуальны вопрос размещения работников и возможность использования социальной инфраструктуры.

Наиболее развитые инфраструктуры ОЭЗ включают:

Доступ и подключение к объектам промышленной инфраструктуры на территории ОЭЗ осуществляется бесплатно, так как их финансирование преимущественно проводится из средств федерального и регионального бюджетов.

Таблица 2. Уровень развития инфраструктуры ОЭЗ

Примечание к таблице: Уровень развития инфраструктуры оценивался исходя из доступности элементов транспортной, промышленной и офисной инфраструктуры. 

Близость к основным транспортным артериям ложится в основу создания любой ОЭЗ ППТ, но первоначально это всегда чистый участок, на котором нужно сформировать локальную инфраструктуру, удовлетворяющую требованиям инвесторов. Например, для новой ОЭЗ, которая была создана в этом году в Воронежской области на формирование базовой инфраструктуры из регионального бюджета выделят только 1,4 млрд руб. из почти 2,9 млрд руб. запланированных.

Понятно, что создание объектов инфраструктуры требует больших финансовых затрат, и большинство действующих ОЭЗ начинали свою работу с развития транспортной и промышленной инфраструктуры, а нехватка средств многим не позволила реализовать намеченные проекты. Поэтому некоторые ОЭЗ, представленные в таблице выше, находятся в «красной зоне».

Из числа ОЭЗ ППТ наиболее развита инфраструктура «Алабуги», в которой имеется комплекс офисно-деловых зданий, производственных и складских помещений, а также развитая транспортная и промышленная инфраструктура. Кроме того, ОЭЗ предоставляет резидентам также объекты социальной инфраструктуры, построив для их работников современный коттеджный поселок.

Комфортным условиям не только труда, но также проживания и отдыха для работников предприятий-резидентов, уделяется внимание и в ОЭЗ «Ступино-квадрат», недалеко от которого построен город-спутник «Новое Ступино» с развитой социальной инфраструктурой.

Высокий уровень развития инфраструктуры демонстрирует также «Липецк», где промышленным предприятиям предоставлен доступ ко всем необходимым ресурсам: электро- газо-, тепло- и водоснабжению, водоотведению. Также имеется современный бизнес-центр, развита таможенная и транспортная инфраструктура.

Для ОЭЗ ТВТ важно наличие хорошей офисной инфраструктуры, и здесь лидирует «Дубна», где резидентам предоставляются в аренду земельные участки, расположенные в районах Российский центр программирования (РЦП) и Новая промышленная зона (НПЗ), с подведенными коммуникациями, автомобильными дорогами и инженерными сетями.

Бизнес в сфере производства выгодно открывать на площадках brownfield, которые предоставляют в аренду производственные помещения, а все инвестиции можно будет направить на приобретение оборудования. Однако многие предпочитают арендовать или выкупить земельный участок greenfield в ОЭЗ и самостоятельно построить там производство.

Таблица 3. Доступность земельных участков в ОЭЗ ТПП для строительства

* после завершения строительства и сдачи объекта в эксплуатацию

Исходящие прямые инвестиции включают:

(i) чистые активы предприятия — прямого инвестора, являющегося резидентом Российской Федерации, по отношению к предприятию прямого инвестирования, которое является нерезидентом (активы прямого инвестора по отношению к предприятию прямого инвестирования за вычетом пассивов прямого инвестора по отношению к предприятию прямого инвестирования);

(ii) чистые активы связанной стороны, являющейся резидентом Российской Федерации, по отношению к связанной стороне — нерезиденту, если первичный контролирующий инвестор является резидентом Российской Федерации.

Читайте также:  Как маленький город обороняется от угольного порта, в который инвестирует знакомый Владимира Путина

Когда нужно быть налоговым резидентом рф для вычета по иис

Налоговый резидент РФ — человек, который находится на территории страны 183 дня и более за последние 12 месяцев. Закон не запрещает открывать ИИС нерезидентам, но инвестиционными вычетами может воспользоваться только резидент.

Статус налогового резидента можно определить на любой день в году, при этом для получения вычетов по ИИС необязательно быть налоговым резидентом постоянно все 3 года.

Конечно, не надо забывать, что вычет применяется к доходам, поэтому у вас должны быть доходы, с которых вы в 2020 году заплатили налог 13%, за исключением дивидендов.

Для вычета типа Б — в размере финансового результата — нужно быть налоговым резидентом на момент вывода денег со счета ИИС, момент закрытия ИИС и на 31 декабря того года, когда вы закрываете ИИС. При этом с момента открытия должно пройти 3 года и более.

Выходит, что вам также нет смысла вносить на ИИС деньги в 2021 году: за этот год вычет на сумму внесенных средств вы получить не сможете.

Налоговую декларацию за 2020 год вы можете подавать через личный кабинет налогоплательщика, для этого необязательно находиться в России. До отъезда позаботьтесь о том, чтобы у вас были на руках все документы от брокера для получения вычета: об открытии ИИС и о том, что вы вносили на него деньги.

Налоговые льготы оэз

Каждого, кто задумывается о переносе своего бизнеса в ОЭЗ, прежде всего привлекают налоговые льготы, которые ими предоставляются. Попробуем разобраться, действительно ли обещанные ОЭЗ налоговые выгоды способны компенсировать расходы на перевод бизнеса в другой регион.


Все ОЭЗ создаются сроком на 49 лет, поэтому период действия налоговых льгот ограничен временем ее функционирования. Все ОЭЗ освобождают от уплаты региональных налогов (земельного, транспортного и налога на имущество) сроком от 5 до 10 лет. 

До 2020 года резиденты ОЭЗ ТВТ не уплачивали налог на прибыль в части, направляемой в федеральный бюджет, и ставка налога составляла 0%. И хотя резиденты, казалось бы, защищены от неблагоприятных изменений законодательства, с 1 января 2020 года условия налогообложения прибыли (в части федерального бюджета)

В большинстве ОЭЗ льгота по налогу на прибыль начинает действовать не со дня получения статуса резидента, а с момента получения первой прибыли. Дополнительной льготой является возможность использования коэффициента ускоренной амортизации – 2.

Следует отметить, что льгота по транспортному налогу резидентам предоставляется с момента постановки транспортного средства на учет. 

Таблица 4. Налоговые льготы, установленные для резидентов ОЭЗ

* Таможенная процедура зоны свободной торговли установлена в ОЭЗ ППТ, ТВТ и в ПОЭЗ, она позволяет ввозить иностранные товары (оборудование, сырье, комплектующие, строительные материалы) без уплаты ввозных таможенных пошлин, НДС и акцизов, а также в отсутствии мер нетарифного регулирования. При ввозе товаров из стран Таможенного союза НДС принимается к возмещению.

При экспорте готовой продукции таможенные пошлины и НДС не уплачиваются.

** ОЭЗ «Липецк» для резидентов выпускающих продукцию на экспорт (не менее 50%) льготная ставка 2% действует не 5, а 7 лет. 

*** ОЭЗ «Калуга» для резидентов, осуществляющих деятельность в сферах:

  • Производство машин и оборудования

  • Обработка древесины и производство изделий из дерева

  • Производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей

устанавливается льготная ставка по налогу на прибыль с 6 по 9 гг. – 5%, с 10 по 11 гг. – 7%, с 12 по 13 гг. – 10%, с 14 по 15 гг. – 12%.

До 2020 года резиденты ОЭЗ ТВТ находились в более выгодных условиях, так как их деятельность относится к категории трудоемкой, и расходы на оплату труда превалируют в структуре затрат, они имели возможность уплачивать взносы в социальные внебюджетные фонды по льготной ставке 14%.

Таблица 5. Взносы во внебюджетные фонды для резидентов ОЭЗ ТВТ

По сути, льготы по уплате взносов во внебюджетные фонды имеют только компании, специализирующиеся в сфере IT, но эти льготы они имеют по всей России.


Рассмотрим, насколько эффективно применение налоговых льгот для резидентов ОЭЗ.

Таблица 6. Эффект применения налоговых льгот в разрезе ОЭЗ (с начала функционирования ОЭЗ по 2020 год)

Применение налоговых льгот дает возможность снизить налоговую нагрузку резидентов ОЭЗ ППТ почти на 39%, в ОЭЗ ТВТ она сократилась на 32%, резиденты ПОЭЗ выиграли 27%. Проведенные расчеты позволяют сделать вывод, что перевод бизнеса в ОЭЗ позволяет сэкономить 7,7-7,9% выручки.


Всегда ли выгодно вести бизнес в ОЭЗ? Чтобы ответить на этот вопрос составим таблицу, в которой упрощенно рассмотрим типичные ситуации с точки зрения налоговой выгоды.

Таблица 7. Оценка выгоды от налоговых льгот для отдельных категорий резидентов

От создателей отечественной «операционки» — 150 миллионов

Также вызывает интерес проект компании-партнера «Электрифлай» — единая платформа для владельцев электромобилей и зарядных станций с техподдержкой. Как пояснил сооснователь стартапа Ленар Кашапов, разработчики хотят объединить разрозненные зарядные станции по всей стране и создать один ключ доступа к зарядке электромобилей. Облачное решение позволит владельцам зарядных станций удаленно управлять объектом и брать деньги за оказание услуги.

Еще один новый партнер ОЭЗ — ООО «Русбитех-Астра». Как сообщил директор по маркетингу компании Александр Гутин, их инвестиции в Иннополис составят порядка 150 млн рублей за 5 лет.

Резидент и нерезидент страны — кто это и в чём различия
Облачное решение позволит владельцам зарядных станций удаленно управлять объектом и брать деньги за оказание услуги

— Планируем создать 30 рабочих мест уже в 2022 году, в 2020 году эта цифра будет скромнее — планируем успеть найти шесть сотрудников, — сообщил Гутин. — Я не могу сейчас сказать, какими именно новыми продуктами будут заниматься разработчики, но я уверен, что они будут дорабатывать наши продукты, чтобы они в новых версиях более полно удовлетворяли запросы потребителей.

Ранее «Реальное время» уже рассказывало о продукции ООО «Русбитех-Астра», в большей степени ориентированной на силовые структуры. Так, 2 года назад компания предоставила Минобороны РФ «отечественную операционную систему» Astra Linux. Ей планировалось заменить весь «вражеский софт», а именно — вездесущие продукты Microsoft.

Пассивы по прямым инвестициям включают:

(i) инвестиции прямого инвестора — нерезидента в предприятие прямого инвестирования, являющееся резидентом Российской Федерации;

(ii) обратные инвестиции предприятия прямого инвестирования, являющегося нерезидентом, в предприятие — резидента Российской Федерации, являющегося его прямым инвестором;

(iii) инвестиции связанных сторон, являющихся нерезидентами, в связанные стороны в Российской Федерации.

Статистика прямых инвестиций составляется по непосредственно принимающей и непосредственно инвестирующей стране.

Дополнительно к статистическим агрегированным показателям, рассчитанным по принципу активы/пассивы, разрабатываются данные на базе принципа направления инвестиций.

Принцип направления инвестиций — аналитический подход в представлении данных по прямым инвестициям. Он отражает направление влияния прямого инвестора, которое лежит в основе прямых инвестиций: входящие или исходящие прямые инвестиции. Представление прямых инвестиций в соответствии с принципом направленности инвестиций выделяет потоки по обратным инвестициям и операции между связанными сторонами.

Резидентство арктической зоны рф за инвестиции в бизнес: условия и преференции для участников программы

Москва, Россия
ул. Охотный Ряд, 2, 109012 7 (495) 150-40-55

Санкт-Петербург, Россия
Невский проспект, 55, 191025 7 (812) 425-31-16

Вена, Австрия
Doblhoffgasse 9, 1010
43 (650) 540-49-79

Лимассол, Кипр
Victory House, 205, Archbishop Makarios Avenue, 3030 Limassol, Cyprus
357 (22) 232-044

Сент-Джулианс, Мальта
Dragonara Business Centre, Office 506, Dragonara Road, Paceville, St Julian’s, STJ 3141 Malta
356 (277) 811-04

Стриминговая платформа и площадка для онлайн-обучения

Статус резидента также получило ООО «Зенкар», в планах у которого создание приложения для автовладельцев и компаний по техническому обслуживанию, ремонту и тюнингу автомобилей. Также в числе резидентов оказалась компания «Айтуби», занятая разработкой ПО для технологического проектирования объектов нефтегазовой и нефтехимической промышленности.

Статус партнера получила компания «Абирой» с проектом облачной системы комплексного управления персоналом Сyber Cube, которая включает дистанционное обучение, социотехнические исследования, сбор и визуализацию данных. Еще один партнер — ООО «ЛП технологии» — будет работать над платформой виртуализации и стриминга ресурсоемких приложений и игр Loudplay.

Выводы

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что перевод бизнеса в ОЭЗ наиболее выгоден предприятиям:

  • закупающим сырье за рубежом;

  • закупающим за рубежом оборудование;

  • реализующим произведенную продукцию на экспорт.

В то же время, бизнес, ориентированный на внутренний рынок, с экспортом/импортом никак не связанный, получает основные налоговые выгоды за счет снижения налога на прибыль и налога на имущество, которые имеют существенные ограничения по времени действия.

Таким образом, перевод бизнеса в ОЭЗ выгоден не для всех, не взвесив тщательно все перечисленные в настоящей статье факторы, можно столкнуться с ситуацией, когда расходы по такому переводу могут превысить выгоды, предоставляемые ОЭЗ. 

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии запрещены.