- Аграрный сектор
- Валовой внутренний продукт (ввп)
- Внешняя торговля
- Государственные доходы и расходы
- Государственный долг и обязательства
- Денежные переводы рабочих
- Добыча полезных ископаемых
- Инфляция
- Ислам в пакистане. связи научных школ со странами ближнего востока
- Пакистан и страны совета сотрудничества арабских государств персидского залива
- Производственный сектор
- Суммы указаны в миллионах долларов сша.
- Текущий аккаунт
- Телекоммуникации
Аграрный сектор
Данные предоставлены Министерством финансов и PBS.
Индекс | Список | 2004 финансовый год | 2005 финансовый год | 2006 финансовый год | 2007 финансовый год | 2008 финансовый год | 2009 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 19 финансовый год (Р) | 20 финансовый год (П) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
7 | Темпы роста сельского хозяйства | 2,85% | 7,02% | 1,27% | 3,42% | 1,81% | 3,50% | 0,23% | 1,96% | 3,62% | 2,68% | 2,50% | 2,13% | 0,15% | 2,18% | 4,00% | 0,58% | 2,67% |
7А | Производство пшеницы (млн т) | 19,5 | 21,6 | 21,3 | 23,3 | 20,9 | 24,0 | 23,3 | 25,2 | 23,5 | 24,2 | 26,0 | 25,1 | 25,6 | 26,7 | 25,1 | 24,3 | 24,9 |
7B | Производство риса (млн т) | 4.8 | 5.0 | 5.5 | 5,4 | 5,6 | 6.9 | 6.9 | 4.8 | 6.2 | 5,6 | 6,8 | 7.0 | 6,8 | 6,8 | 7,5 | 7.2 | 7,4 |
7C | Производство сахарного тростника (млн тонн) | 53,4 | 47,2 | 44,7 | 54,7 | 63,9 | 50,0 | 49,4 | 55,3 | 58,4 | 63,8 | 67,5 | 62,8 | 65,5 | 75,5 | 83,3 | 67,1 | 66,9 |
7D | Производство хлопка (млн тюков) | 10.0 | 14,3 | 13,0 | 12,9 | 11,7 | 11,8 | 12,9 | 11,5 | 13,6 | 13,0 | 12,8 | 14.0 | 9.9 | 10,7 | 11,9 | 9.9 | 9.2 |
7E | Производство кукурузы (млн тонн) | 1.9 | 2,8 | 3.1 | 3.1 | 3,6 | 3,6 | 3.3 | 3,7 | 4.3 | 4.2 | 5.0 | 4.9 | 5,3 | 6.1 | 5.9 | 6.3 | 7.2 |
Валовой внутренний продукт (ввп)
Отчетный год | ВВП в постоянных ценах (млрд рупий) | Реальный ВВП рост скорости | ВВП в текущих ценах (млрд рупий) | Средние курсы обмена USD к PKR за последний день | Номинальный ВВП (млрд долларов США) | Номинальный ВНД (млрд рупий) | USD на PKR Средняя Курсы валют | Номинальный ВНД (млрд долларов США) | Население в миллионах | Номинальный ВВП на душу населения в долларах США | Per Capita доход (USD) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2004 финансовый год | 6 797 948 | 7,70% | 6 203 725 | 58.1722 (30 июня) | 106 644 | 6 328,203 | 57,5744 | 109,913 | 149,65 | 713 долл. США | 735 |
2005 финансовый год | 7 309,054 | 7,52% | 7,126,194 | 59.6921 (30 июня) | 119,383 | 7 260 655 | 59,3575 | 122,320 | 152,53 | 7823 долл. США | 802 |
2006 финансовый год | 7 715 777 | 5,56% | 8 216 160 | 60.2138 (30 июня) | 136,450 | 8 366 061 | 59,8565 | 139,768 | 155,37 | 878 долл. США | 900 |
2007 финансовый год | 8 142 969 | 5,54% | 9 239 786 | 60.4060 (30 июня) | 152,961 | 9 397 417 | 60,6341 | 154,985 | 158,17 | 967 долл. США | 980 |
2008 финансовый год | 8 549 148 | 4,99% | 10 637 772 | 68.2808 (30 июня) | 155,794 | 10 846 688 | 62,5464 | 173,418 | 164,66 | 946 долл. США | 1053 |
2009 финансовый год | 8 579 987 | 0,36% | 13 199,707 | 81.3896 (30 июня) | 162,179 | 13 545 988 | 78,4982 | 172,564 | 168,18 | 964 долл. США | 1026 |
2020 финансовый год | 8 801 394 | 2,58% | 14 866,996 | 85.4634 (30 июня) | 173,957 | 15 433 243 | 83,8016 | 184,164 | 171,73 | 1 013 долл. США | 1071 |
2020 финансовый год | 9 120 336 | 3,62% | 18 276 440 | 85.9894 (30 июня) | 212 543 | 19 096 665 | 85,5017 | 223,348 | 175,31 | 1 212 долл. США | 1274 |
2020 финансовый год | 9 470 255 | 3,84% | 20 046 500 | 94.6270 (30 июня) | 211 848 | 21 082,207 | 89,2359 | 236,252 | 178,91 | 1184 долл. США | 1321 |
2020 финансовый год | 9 819,055 | 3,68% | 22 385 657 | 99.1141 (30 июня) | 225,857 | 23 547 264 | 96,7272 | 243 439 | 182,53 | 1 237 долл. США | 1334 |
2020 финансовый год | 10 217 056 | 4,05% | 25 168,805 | 98.8088 (30 июня) | 254,722 | 26 597 032 | 102,8591 | 258 577 | 186,19 | 1368 долларов США | 1389 |
2020 финансовый год | 10 631 649 | 4,06% | 27 443 022 | 101.7895 (30 июня) | 269.606 | 29 117 833 | 101,2947 | 287,456 | 189,87 | 1420 долл. США | 1514 |
2020 финансовый год | 11,116,802 | 4,56% | 29 075,633 | 104.7619 (30 июня) | 277 540 | 30 858 493 | 104,2351 | 296,047 | 193,56 | 1434 долл. США | 1529 |
2020 финансовый год | 11 696 934 | 5,22% | 31 922 303 | 104.8861 (30 июня) | 304,352 | 33 665 946 | 104,6971 | 321,555 | 197,26 | 1 543 долл. США | 1630 |
2020 финансовый год | 12 344 266 | 5,53% | 34 616,302 | 121.5405 (29 июня) | 284,813 | 36 462 453 | 109,8444 | 331,946 | 200,96 | $ 1,417 | 1652 |
2020 финансовый год | 12 580,174 | 1,91% | 37 972,310 | 163.0546 (30 июня) | 232,881 | 40 526 341 | 136.0901 | 297,790 | 204,65 | 1138 долларов США | 1455 |
ФГ 2020 | 12 531 790 | -0,38% | 41 726 683 | 168,1662 (30 июня) | 248,128 | 44 690 632 | 158,0253 | 282,806 | 208,31 | 1191 долл. США | 1358 |
Внешняя торговля
Примечание. Это данные о торговле товарами (экспорт и импорт), выпущенные SBP . Это может отличаться от данных, собранных Статистическим бюро Пакистана .
Индекс | Список | 2004 финансовый год | 2005 финансовый год | 2006 финансовый год | 2007 финансовый год | 2008 финансовый год | 2009 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | ФГ 2020 | ФГ 2021 (июль-ноябрь) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
28 | Экспорт Пакистана | 12,396 | 14,401 | 16,553 | 17 278 | 20,427 | 19,121 | 19,673 | 25,354 | 24,718 | 24.802 | 25,078 | 24.090 | 21,972 | 22.003 | 24,768 | 24 257 | 22,507 | 9,550 |
29 (а) | Темпы роста экспорта | 13,8% | 16,2% | 13,8% | 4,5% | 18,0% | -6,4% | 2,9% | 28,9% | -2,6% | 0,3% | 1,1% | -3,9% | -8,8% | 0,1% | 12,6% | -2,1% | -7,2% | |
30 | Импорт Пакистана | 13,604 | 18,753 | 24,994 | 26,989 | 35,397 | 31,747 | 31,132 | 35,796 | 40 371 | 40,157 | 41,668 | 41,357 | 41,118 | 48,001 | 55,671 | 51,869 | 42,417 | 18,163 |
31 (а) | Темпы роста импорта | 20,0% | 37,8% | 31,6% | 8,0% | 31,2% | -10,3% | -1,7% | 15,0% | 12,8% | -0,5% | 3,8% | -0,7% | -0,6% | 16,7% | 16,0% | -6,8% | -18,2% | |
32 | Торговый дефицит | 1,208 | 4,352 | 8,441 | 9,711 | 14 970 | 12,627 | 11,452 | 10,427 | 15,652 | 15,355 | 16,590 | 17,267 | 19,146 | 25,998 | 30,903 | 27,612 | 19,910 | 8,613 |
33 | Торговый дефицит в% от ВВП | 1,2% | 4,0% | 6.5% | 6,2% | 8,8% | 7,5% | 6.5% | 4,9% | 7,0% | 6,6% | 6,8% | 6,4% | 6,9% | 8,5% | 10,9% | 11,9% | 8,0% |
Государственные доходы и расходы
Данные взяты из Министерства финансов.
Индекс | Список | 2005 финансовый год | 2006 финансовый год | 2007 финансовый год | 2008 финансовый год | 2009 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | ФГ 2020 | 2021 финансовый год (Июль-сентябрь) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
12 | Общие доходы правительства | 900,0 | 1076,6 | 1298,0 | 1499,4 | 1850,9 | 2077,8 | 2252,9 | 2566,5 | 2982,4 | 3637,3 | 3931,0 | 4447,0 | 4936,7 | 5228,0 | 4900,7 | 6272,2 | 1478,7 |
12-а | Общий налоговый доход | 632,6 | 753,0 | 919,3 | 1065,2 | 1316,7 | 1472,5 | 1699,3 | 2052,9 | 2199,2 | 2564,5 | 3017,6 | 3660,4 | 3969,2 | 4467,2 | 4473,4 | 4747,8 | 1122,4 |
12-ий | Сбор налогов FBR | – | – | – | 1008,1 | 1161,2 | 1327,4 | 1558,0 | 1882,7 | 1946,4 | 2254,5 | 2590,0 | 3112,5 | 3367,9 | 3842,1 | 3829,5 | 3997,9 | 1010,6 |
13 | Общие государственные расходы | 1117,0 | 1401,8 | 1675,5 | 2276,5 | 2531,3 | 3007,2 | 3447,3 | 3936,2 | 4816,3 | 5026,0 | 5387,8 | 5796,3 | 6800,5 | 7488,4 | 8345,6 | 9648,5 | 1963,1 |
14 | Бюджетный дефицит | 217,0 | 325,2 | 377,5 | 777,2 | 680,4 | 929,4 | 1194,4 | 1369,7 | 1833,9 | 1388,7 | 1456,7 | 1349,3 | 1863,8 | 2260,4 | 3444,9 | 3376,3 | 484,3 |
15 | Общие доходы в% от ВВП | 13,8% | 13,1% | 14,0% | 14,1% | 14,0% | 14,0% | 12,3% | 12,8% | 13,3% | 14,5% | 14,3% | 15,3% | 15,5% | 15,1% | 12,9% | 15,0% | |
16 | Налоговые поступления в% от ВВП | 10,1% | 9,8% | 9,6% | 9,9% | 9,1% | 9,9% | 9,3% | 10,2% | 9,8% | 10,2% | 11,0% | 12,6% | 12,4% | 13,0% | 11,8% | 11,4% | |
17 | Общие расходы в% от ВВП | 17,2% | 17,1% | 18,1% | 21,4% | 19,2% | 20,2% | 18,9% | 21,4% | 21,5% | 20,0% | 19,6% | 19,9% | 21,3% | 21,6% | 22,0% | 23,1% | |
18 | Бюджетный дефицит в% от ВВП | 3,3% | 4,0% | 4,1% | 7,3% | 5,2% | 6,2% | 6.5% | 8,8% | 8,2% | 5,5% | 5,3% | 4,6% | 5,8% | 6.5% | 9,1% | 8,1% |
Государственный долг и обязательства
- Общий государственный долг = Валовой государственный долг Внешние обязательства Внешний долг частного сектора Внешний долг PSE Внутренний долг PSE Товарные операции Внутренний внешний долг от прямого иностранного инвестора
- Валовой государственный долг = государственный (федеральный провинциальный) внутренний долг государственный (федеральный провинциальный) внешний долг долг МВФ.
- Общий государственный долг / Чистый государственный долг = Валовой государственный долг – Государственные депозиты в банковской системе.
- Государственный внешний долг = Государственный внешний долг Долг МВФ (обязательства в иностранной валюте не включены)
- Общий внешний долг = государственный внешний долг предприятия государственного сектора банки частный сектор долговые обязательства перед прямыми инвесторами
- Данные взяты из государственного банка Пакистана.
Индекс | Список | Июнь 2008 г. | Июнь 2009 г. | Июнь 2020 г. | Июнь 2020 г. | Июн 2020 | Июн 2020 | Июнь 2020 г. | Июн 2020 | Июн 2020 | Июн 2020 | Июн 2020 | Июн 2020 | Июнь 2020 г. | Сен 2020 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
19 | Общий долг и обязательства (млрд. PKR | – | 8 745,6 | 10 704,4 | 12 532,2 | 14 553,1 | 16 338,2 | 18 214,3 | 19 849,4 | 22 577,1 | 25 114,2 | 29 879,4 | 40 223,1 | 44 556,4 | 44 801,0 |
19 (а) | Общий государственный долг в% от ВВП | – | 66,3% | 72,0% | 68,6% | 72,6% | 73,0% | 72,4% | 72,3% | 77,6% | 78,6% | 86,3% | 105,9% | 106,8% | 98,3% |
20 | Валовой государственный долг (млрд PKR | – | 7 731,1 | 9 010,4 | 10 770,8 | 12 696,7 | 14 291,7 | 15 991,3 | 17 380,2 | 19 676,6 | 21 408,7 | 24 952,9 | 32 707,9 | 36 398,6 | 36 949,2 |
20 (а) | Валовой государственный долг в% от ВВП | – | 58,6% | 60,6% | 58,9% | 63,3% | 63,9% | 63,5% | 63,3% | 67,7% | 67,1% | 72,1% | 86,1% | 87,2% | 81,1% |
21 год | Общий долг правительства, млрд. PKR | – | 7 204,9 | 8 410,8 | 9 927,6 | 11 890,2 | 13 457,3 | 14 623,9 | 15 986,0 | 17 823,2 | 19 635,4 | 23 024,0 | 29 520,7 | 33 252,4 | 33 728,7 |
21 (а) | Общий долг правительства. в% от ВВП | – | 54,6% | 56,6% | 54,3% | 59,3% | 60,1% | 58,1% | 58,3% | 61,3% | 61,4% | 66,5% | 77,7% | 79,7% | 74,0% |
22 | Государственный внешний долг (млрд долларов США) | 40,7 | 46,4 | 49,8 | 55,3 | 53,5 | 48,1 | 51,3 | 50,9 | 57,7 | 62,5 | 70,2 | 73,4 | 77,3 | 79,2 |
22 (а) | Государственный внешний долг в% от ВВП | 26,1% | 28,6% | 28,7% | 26,0% | 25,2% | 21,4% | 20,2% | 18,9% | 20,8% | 20,5% | 24,7% | 31,5% | 31,2% | 28,8% |
23 | Общий внешний долг (млрд долларов США) | 46,1 | 52,3 | 61,6 | 66,3 | 65,5 | 60,9 | 65,3 | 65,2 | 73,9 | 83,5 | 95,2 | 106,3 | 112,9 | 113,8 |
Денежные переводы рабочих
Данные взяты из SBP и Министерства финансов.
Индекс | Список | 2006 финансовый год | 2007 финансовый год | 2008 финансовый год | 2009 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | ФГ 2020 | 21 финансовый год Июл-ноя |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
34 | Денежные переводы рабочих (млрд долларов США | 4.6 | 5,4 | 6.4 | 7,8 | 8.9 | 11.2 | 13,1 | 13,9 | 15,8 | 18,7 | 19,9 | 19,4 | 19,9 | 21,7 | 23,1 | 11,8 |
35 год | Темпы роста денежных переводов рабочих | 10,4% | 19,4% | 17,4% | 21,1% | 14,0% | 25,8% | 17,7% | 5,6% | 13,7% | 18,2% | 6,4% | -2,8% | 2,9% | 9,2% | 6,4% |
Добыча полезных ископаемых
Пакистан обладает значительными минеральными ресурсами и становится очень многообещающим районом для поиска / разведки месторождений полезных ископаемых. Согласно имеющейся информации, площадь обнажений на площади более 6 000 000 км² в стране демонстрирует различный геологический потенциал месторождений металлических и неметаллических полезных ископаемых.
После 18-й поправки к конституции все провинции получили право разрабатывать и исследовать минеральные ресурсы, находящиеся в их юрисдикции. Доля горнодобывающей промышленности и карьеров в промышленном секторе составляет 13,19%, а ее доля в ВВП составляет 2,8%.
В недавнем прошлом разведка, проводимая государственными учреждениями, а также многонациональными горнодобывающими компаниями, дает достаточно доказательств наличия значительных залежей полезных ископаемых. Недавние открытия толстой окисленной зоны, лежащей в основе сульфидных зон в области щита провинции Пенджаб, покрытой толстым аллювиальным покровом, открыли новые перспективы для разведки металлических полезных ископаемых.
Пакистан имеет большую базу промышленных минералов. Открытие угольных месторождений с запасами более 175 миллиардов тонн в Таре в провинции Синд дало толчок к развитию его в качестве альтернативного источника энергии. Драгоценные и размерные камни обладают огромным потенциалом.
Добыча основных полезных ископаемых за последние 5 финансовых лет представлена в таблице ниже: –
Минералы | Единица количества | 2020–2020 гг. | 2020–2020 гг. | 2020–2020 гг. | 2020–2020 гг. | 2020–2020 |
---|---|---|---|---|---|---|
Каменный уголь | Метрическая тонна | 3,406,851 | 3 749 312 | 3 953 992 | 4 477 555 | 5 365 481 |
Натуральный газ | MMCFT | 1,465,759 | 1,481,550 | 1 471 854 | 1,458,935 | 1,436,545 |
Сырая нефть | JSB | 34 490 000 | 31 652 000 | 32 269 000 | 32 557 000 | 32 496 000 |
Хромит | Метрическая тонна | 100 516 | 69 333 | 105 238 | 97 420 | 140 209 |
Магнезит | Метрическая тонна | 4 611 | 35 228 | 19 656 | 23 596 | 41 477 |
Доломит | Метрическая тонна | 223 117 | 666 755 | 301 124 | 488 825 | 366 775 |
Гипс | Метрическая тонна | 1,417,007 | 1,871,716 | 2,079,629 | 2 475 893 | 2 212 175 |
Известняк | Метрическая тонна | 40 470 357 | 46 123 367 | 52 149 137 | 70 818 725 | 68 612 029 |
Каменная соль | Метрическая тонна | 2 136 361 | 3,552,984 | 3 534 075 | 3 653 746 | 3,796,634 |
Сера | Метрическая тонна | 19 730 | 14 869 | 23 740 | 22 040 | 19 015 |
Бариты | Метрическая тонна | 24 689 | 57 024 | 75 375 | 145 189 | 85 739 |
Мыльный камень | Метрическая тонна | 100 724 | 125 985 | 152 279 | 141 504 | 167 148 |
Мрамор | Метрическая тонна | 2 815 601 | 4 746 638 | 4 906 233 | 8 813 025 | 8 004 470 |
Бокситы | Метрическая тонна | 23 283 | 42 038 | 42 770 | 74 268 | 47 525 |
Кварцевый | Метрическая тонна | 38 117 | 90 588 | 98 909 | 126 324 | 117 658 |
Инфляция
Данные предоставлены Министерством финансов.
Индекс | Список | 2005 финансовый год | 2006 финансовый год | 2007 финансовый год | 2008 финансовый год | 2009 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | ФГ 2020 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
11 | Рост индекса потребительских цен % | 9,3% | 7,9% | 7,8% | 12,0% | 24,6% | 10,1% | 13,7% | 11,0% | 7,4% | 8,6% | 4,5% | 2,9% | 4,8% | 4,7% | 6,8% | 11,2% |
Ислам в пакистане. связи научных школ со странами ближнего востока
Согласно конституции, ислам является государственной религией Пакистана, при этом закреплены права и других конфессий. Ряд исследователей полагают [
], что изменения в восприятии ислама и его роли в пакистанском обществе начались с 1970-х гг. Они пришли вместе с масштабным влиянием и внедрением арабской культуры в повседневную жизнь мусульман Южной Азии. Основной точкой отсчета в этом контексте считается арабо-израильская война 1973 г. и последовавший сразу за этим рост цен на нефть ввиду введения нефтяного эмбарго арабскими монархиями.
Арабские страны получили дополнительные доходы и, как следствие, возможность массово привлекать специалистов со всего мира, в том числе из Пакистана. Как правило, на заработки уезжали безграмотные или малограмотные люди, которые были не способны получить образование в стране.
Хотя и у Пакистана существовала своя образовательная исламская традиция, не хватало ресурсов для ее достаточного распространения. Прибывавшие в страны Залива пакистанские работники обнаружили, как считается, что там существовала отличная от той, что они знали на родине, и зачастую более консервативная «арабская» версия ислама [
Отношения Пакистана и стран Залива в конфессиональной и идеологической сферах традиционно находились на высоком уровне, но углубились при Зия уль-Хаке. Примером этого взаимодействия могут служить программы религиозного образования, строительство религиозной инфраструктуры, например, построенная при помощи и финансировании Саудовской Аравии мечеть Фейсала вместимостью в 30 тыс. верующих.
С влиянием стран Залива связывают усиление религиозности в Пакистане. Причем Пакистан по-своему тоже участвует в духовной жизни государств Залива: пакистанских военных, например, саудовцы привлекают к обеспечению безопасности святых мест в Мекке и Медине.
Однако, несмотря на то, что в Пакистане преобладают приверженцы суннитского направления в исламе ханафитского мазхаба (религиозно-правовой школы), пакистанцы в общей массе не поддерживают «салафизацию» населения, которая пришла в Пакистан с более активным присутствием стран Залива в исламской республике с 1980-х гг., хотя и процесс не был односторонним.
Ввод советских войск в Афганистан придал импульс сотрудничеству Пакистана как с США, так и с Саудовской Аравией. Рекруты для войны с СССР — те, кого стали называть «муджахидун» — поступали из религиозно-образовательных центров «мадраса» (школа). Именно благодаря «мадраса», согласно мнению ряда исследователей, в 1980-е гг. стала происходить так называемая саудизация пакистанского образования с отходом от светскости не просто к религиозности, но и к отдельным элементам архаики [13].
Подобное мнение хоть и должно быть отмечено, но оно не раскрывает процессы, которые шли внутри пакистанского общества. Вопрос заключался в степени влияния как, собственно, векового «традиционного» для Пакистана ислама, в т.ч. движения суфиев (чрезвычайно популярное в Пакистане мистическое направление в исламе), последователей школы деобанди и т.п., так и «политического ислама» [14] на политическую элиту страны.
Во главе Пакистана с момента его образования встали светские по своей природе силы, к которым можно отнести и отца-основателя национальной государственности Мухаммада Али Джинну. То, что само государство образовывалось на базе исламской идентичности, не мешало разделять религию и политико-управленческие процессы.
Тем не менее влиявшие на политику армейские офицеры, получившие образование еще во времена Британской Индии, на рубеже 1960–1970 гг. уступали позиции приходившим им на смену молодым офицерам, для которых ислам и шариат были если не в основе мировоззрения, то имели серьезное значение.
В этой ситуации бывший одним из наиболее популярных пакистанских мыслителей Сейид Абу-ль-Аля аль-Маудуди Чишти получил возможность для развития и популяризации своих идей и наработок в области политического ислама, особенно при Зия уль-Хаке. Но этому предшествовала бурная деятельность и подготовка определенной социальной базы.
Пакистан обладает своей школой исламской мысли, как и мысли в области политического ислама. Родоначальником политического ислама в Пакистане называют Абу Аля аль-Маудуди, который в 1941 г. встал у истоков и возглавил религиозно-политическое движение «Джамаат-и Ислами».
Но и сам Аль-Маудуди испытал влияние такого отца политического ислама всего арабо-мусульманского мира, как Джамал ад-дин аль-Афгани (ум. 1897 г.). В некоторой степени учеником аль-Афгани и учителем аль-Маудуди можно назвать Мухаммада Икбала (ум. 1938 г.), бывшего всесторонне развитым ученым и поэтом. М.
Икбал высоко почитается в современном Пакистане, как идейный вдохновитель образования государства. Тем не менее именно аль-Маудуди известен миру как фундаментальный ученый в области политического ислама, чьи труды переводятся с урду на многие языки мира, в т.ч. и на арабский (арабский язык как язык Корана особо ценится в современном Пакистане).
Многие этим объясняют известность аль-Маудуди в арабском мире и его влияние на таких представителей (радикального) политического ислама, как египтянин Сейид Кутб, о котором чаще говорят при упоминании основателя ассоциации «Братьев-мусульман» Хасана аль-Банну.
До прихода к власти в 1978 г. Зия уль-Хака аль-Маудуди не раз оказывался в тюрьме за свои политические воззрения, подчас считавшиеся радикальными. Так, Аль-Маудуди считал некоторые конфессиональные меньшинства (например, последователей движения Ахмадие) еретическими, что вылилось в поддержку им антиахмадийских действий во время Лахорских волнений 1953 г.
Тем не менее влияние последователей аль-Маудуди ограничивалось и ограничивается другими религиозными школами в стране. Так, даже после получения возможности для «мадраса» выдавать государственные аттестаты об образовании Джамаат-е-ислам стал лишь одной из организаций, патронировавших школы и структуры выдачи этих аттестатов.
Центральными организациями можно назвать Вафак аль-Мадарис (курировались направлением Деобанди), Танзим аль-Мадарис (Барелви), Вафак аль-Мадарис Пакистан (шииты), Рабта аль-мадарис аль-ислямийя (Джамаат-и Ислами), Вафк аль-Мадарис (ахль аль-хадис) [15].
Наибольшее количество зарегистрированных школ в стране — около 7 тыс. на начало 2000-х гг. — испытывали влияние и принадлежали Деобанди. Причем вторыми и третьим по количеству школ в стране являются пробарелвийские и прошиитские организации, и только затем Джемаат-и Ислами [15].
Наиболее просаудовской (часто используют термин «салафитской», что не совсем то же самое) структурой можно назвать Ахль аль-Хадис, однако они оказывают влияние на наименьшее количество школ. Это говорит о том, что крайний фундаменталистский подход уступает место «традиционному» исламу в Пакистане или обоим направлениям мысли приходится искать компромиссы и делить страну на зоны влияния (что и не так сложно ввиду населенности Пакистана).
На официальном уровне сегодня ислам в Пакистане представлен Советом исламской идеологии (СИИ), чьей основной задачей является консультирование правительства и парламента по правовым вопросам ислама. Совет также дает оценку законам на соответствие исламу, предлагает рекомендации. СИИ известен своими противоречивыми решениями, но в целом старается сохранять умеренность.
Другим органом, отвечающим за смежную тематику, можно назвать Совет пакистанских улемов (СПУ). Он традиционно состоит из наиболее авторитетных представителей различных мусульманских групп в Пакистане, но доминируют в нем представители Деобанди. Председателем СПУ является Тахир аль-Ашрафи, получивший образование в Университете Пенджаба и Джамиа Ашрафийя в Лахоре.
Он считается одним из умеренных религиозных авторитетов. При этом со многими решениями организации при аль-Ашрафи другие ученые могут не соглашаться. Так, например, в 2020 г. аль-Ашрафи был отстранен группой лиц во главе с генеральным секретарем СПУ и членом СИИ Захидом Махмудом Касми, однако аль-Ашрафи сумел оперативно заручиться поддержкой и сохранил свой пост.
Совет пакистанских улемов признан также международными структурами и обладает влиянием и авторитетом в мусульманском мире. СПУ не только активно комментирует внутриполитические события и явления в Пакистане, но и участвует в формировании международной повестки.
Так, председатель СПУ Тахир аль-Ашрафи не раз выступал с политическими заявлениями, участвовал в международных мероприятиях. СПУ при Т. Аль-Ашрафи все больше использует просаудовскую риторику, что не может не вызывать недовольство части ученых и представителей как внутрисуннитских, так и несуннитских конфессиональных направлений.
В одной из последних организованных в Саудовской Аравии конференций, на которой председательствовал аль-Ашрафи, звучали призывы к принятию действий против хуситского движения в Йемене и их сторонников за запуск баллистических ракет в сторону Саудовской Аравии.
В другом своем заявлении он прямо отметил: «великое бедствие поразило мусульманскую умму сегодня и название ему — вмешательство Ирана в исламские страны». При этом он же выражал необходимость «защиты молодежи от террористических идей ИГ» (организация признана террористической, ее деятельность запрещена в РФ).
Очевидно, что Совет пакистанских улемов в целом не только обладает авторитетом и наработанными связями; через этот орган может быть обеспечено донесение позиции части пакистанских ученых до арабо-мусульманского мира, причем бывает, что и независимо от официальной позиции самого государства.
Мусульманские движения в Пакистане состоят из множества элементов, обладающих уникальными особенностями. Многое из того, что характерно для «традиционного» и политического ислама в Пакистане, мы не находим в других странах. В этом плане такая неоднородность и уникальность создает почву для взаимопроникновения рынков идей и только связывает Пакистан с государствами арабского и, шире, мусульманского мира.
Впервые опубликовано в книге Центра анализа стратегий и технологий «Пакистан: за рамками стереотипов».
. MIDDLE EAST AND CENTRAL ASIA. Regional Economic Outlook Update: Middle East and Central Asia/ International Monetary Fund. May 2020. P.13.
. State Bank of Pakistan. The State of Pakistan’s Economy // Second Quarterly Report for the year 2020–2020 of the Board of Directors of State Bank of Pakistan. Islamabad. 2020. P. 66.
. Shay Sh. Saudi Arabia and Pakistan – strategic alliance // Herzliya Conference Papers. April 2020. P.1.
. State Bank of Pakistan. The State of Pakistan’s Economy // Second Quarterly Report for the year 2020-18 of the Board of Directors of State Bank of Pakistan. Islamabad. 2020. P. 66.
. Cordier, B. De: Pakistan and the GCC countries: complementarity, or a center-periphery tale?, in: Central Asia Economic Paper // Elliott School of International Affairs. The George Washington University, December 2020, No. 11. P. 2.
. Топычканов П.В. Вооруженные силы Пакистана: создание, современное состояние, функции // Мир цвета хаки. Вооруженные силы в системе государственной власти / А.Д. Васильев, В.Ю. Зайцев, А.Е. Кириченко, В.В. Куделев, П.В. Топычканов; под ред. А.А. Горбунова. – М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2020. С. 107.
. Mehrunnisa Ali. General Mohammed Zia-ul-Haq’s visit to Muslim countries. Pakistan Horizon Vol. 30, No. 3/4 (Third and Fourth Quarter, 1977), pp. 103-107.
. Герасимов О.Г. Йеменская революция 1962-1975 гг. Проблемы и суждения. М. 1979. С. 180.
. Bercovitch J., Fretter J. North Yemen-Saudi Arabia: Border Conflict. November 1969-March 1970. Regional Guide to International Conflict and Management from 1945 to 2003. P. 278.
. Shay Sh. Saudi Arabia and Pakistan – strategic alliance // Herzliya Conference Papers. April 2020. P.3.
. Топычканов П.В. Вооруженные силы Пакистана: создание, современное состояние, функции // Мир цвета хаки. Вооруженные силы в системе государственной власти / А.Д. Васильев, В.Ю. Зайцев, А.Е. Кириченко, В.В. Куделев, П.В. Топычканов; под ред. А.А. Горбунова. – М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2020. С. 107.
. >Shay Sh. Saudi Arabia and Pakistan – strategic alliance // Herzliya Conference Papers. April 2020. P.8.
. Pervez Hoodbhoy. См. Hoodbhoy P. The Saudization of Pakistan. How Pakistan is changing and what this means for South Asia and the world // Routledge Handbook of Contemporary Pakistan. Ed. by Aparna Pande. 2020.
. По А.Г. Ланда: «Политический ислам – политический ислам – это сложное и многоаспектное явление, в значительной мере возникшее вследствие внутренней эволюции мира ислама и в результате слияния ряда процессов этой эволюции, главным образом политизации все более растущего и все более нищавшего мусульманского населения, усвоения им чужого и выработка в водовороте событий ХХ в. собственного революционного опыта»//
И. Алексеев: «попытки построения типологии религиозно-политического сознания приводят скорее к «крайне схематичным конструктам, с помощью которых не только затруднительно адекватное отражение процессов политизации исламского религиозного сознания, но и невозможно даже последовательное их описание».
. Tariq Rahman, “The Madrassa and the State of Pakistan”, Himal South Asian, 2004 //
Пакистан и страны совета сотрудничества арабских государств персидского залива
Отношения Пакистана и арабских государств, особенно монархий Персидского Залива, характеризуются десятилетиями плодотворного сотрудничества в самых разных сферах. Логистические, торговые, человеческие и другие контакты и связи между районами, составляющими современный Пакистан, и образованиями Аравийского полуострова, особенно с Оманом, складывались веками.
Для современной системы международных отношений, тем не менее, важен период обретения независимости государствами Персидского залива и Пакистаном уже во второй половине XX в. Этот этап внес коррективы и усилил уровень контактов между Пакистаном и монархиями Залива.
Для Пакистана как государства, основанного во многом на религиозной идентичности мусульман Южной Азии [6], представляется крайне важным взаимодействие с арабским миром. В этом плане, наличие двух исламских святынь — Мекки и Медины — на территории экономического и демографического лидера ССАГПЗ Саудовской Аравии подсказывает необходимость сохранения и развития особых связей между Исламабадом и Эр-Риядом.
Этот фактор нельзя считать только фоновым, но он и не является ключевым для двусторонних отношений этих стран. Кроме того, Пакистан традиционно поддерживал палестинцев и все арабские государства в их борьбе с Израилем, с которым у Пакистана отсутствуют дипломатические отношения. Тем не менее отдельные элементы сближения периодически присутствовали.
На протяжении десятилетий Пакистан и государства Залива, в частности, Саудовская Аравия, находились в положении хоть и сложных, но в целом союзных акторов для такой крупной и внешней для регионов Ближнего Востока и Южной Азии силы как США. Согласование политик в разных сферах, в т.ч. безопасности, между американцами, пакистанцами и саудитами приносило свои плоды.
Например, они могут считать успешным сотрудничество с целью добиться вывода советских войск из Афганистана. Советское присутствие в Афганистане в непосредственной близости от стратегически важного для США и его союзников Персидского залива было для них неприемлемо.
В Вашингтоне, Исламабаде и Эр-Рияде эти шаги СССР виделись как угроза, чему они явно или косвенно противостояли. В этот период закладывалось сотрудничество по линии спецслужб. Однако еще ранее Пакистан входил, на тот момент и вместе с шахским Ираном, в созданные по инициативе США Организацию Центрального договора СЕНТО (1955-1979 гг.)
и в Организацию Договора Юго-Восточной Азии СЕАТО (1955-1972 гг.). Одной из немногих заметных непроамериканских структур была созданная в 1985 г. в Тегеране тремя странам — Пакистаном, Ираном и Турцией — Организация экономического сотрудничества (ОЭС).
Тем не менее даже присутствие в проамериканском блоке не означало необходимость взаимодействия Пакистана и государств арабского мира исключительно через/при наличии благословения США. Страны успешно налаживали двусторонние контакты. На уровне военно-политических элит была наработана высокая степень доверия, особенно со времен прихода в 1977 г.
к власти в Пакистане генерала Мухаммада Зия уль-Хака, происходившего из крупнейшего в Панджабе клана арайнов, отличавшихся строгим соблюдений предписаний ислама [6]. 20 ноября 1979 г. в Мекке произошло одно из важнейших и трагичных событий мусульманского мира — экстремистами были захвачены заложники и мечеть аль-Харам (или Заповедная мечеть).
Официальная версия гласит, что для минимизации жертв, повреждений исторических памятников и другого ущерба к планированию операции были привлечены французские специалисты (что вызвало негодование в мусульманском мире). Однако непосредственно в неположенные для немусульман места французы не ступали.
Операцию провели мусульмане (что было важно для арабо-мусульманского мира) — саудовская национальная гвардия и пакистанская Группа специального назначения. Стоит ли упоминать, что такой шаг в период власти Зия уль-Хака, который усиленно налаживал контакты с арабскими лидерами [7], был воспринят положительно арабской улицей и остался в истории.
Затем, в 1982 г. (соглашение 1982 г. лежит в основе двустороннего сотрудничества и сегодня) по просьбе короля Фахда Зия уль-Хаком в Саудовскую Аравию была отправлена усиленная бронетанковая бригада. Роль считавшейся элитной 12-й отдельной бронетанковой бригады им.
Халида бен аль-Валида заключалась в защите монархии от внутренних и внешних угроз. Бригада была размещена в Саудовской Аравии в течение десятилетия. После того как Ирак оккупировал Кувейт в 1990 г., по просьбе испытывавшей угрозу от С. Хусейна саудовской стороны Пакистан разместил 13-тысячный военный контингент и 6 тыс. военных советников.
История на самом деле не нова, поскольку ещё с 1961 г. пакистанцы тренировали саудовские ВВС. Считается, что в ноябре 1969 г. во время названного «аль-Вадия» (Эль-Вадиа) конфликта Пакистан даже оказал Саудовской Аравии поддержку с воздуха против, согласно англоязычной и различной арабоязычной литературе, вторжения тогда еще социалистических сил Йемена (Народная Республика Южного Йемена).
В русскоязычной литературе же считается, что это регулярные войска Саудовской Аравии выступили агрессором и «захватили южнойеменский пост Эль-Вадиа, расположенный в пустыне на границе с нею» [8]. В любом случае, конфликт имел место быть.
Во многом тогда ситуация развивалась в контексте внутрийеменской борьбы за власть и вмешательства разных игроков извне, в том числе самого КСА. Йеменские подразделения были остановлены уже на территории Саудовской Аравии и откинуты обратно за границы [9].
Кроме того, пакистанские летчики были востребованы в монархиях Залива, в связи с чем эти государства нанимали пакистанских специалистов как для эксплуатации самолетов, так и для подготовки своих ВВС. Очевидно, пакистанцы показали себя в этой сфере с лучшей стороны, поскольку такое сотрудничество продолжается и сегодня.
Для Саудовской Аравии, одной из наиболее влиятельных арабских стран, иметь Пакистан в числе своих союзников стратегически важно. Несмотря на крупную цифру военных расходов (69,4 млрд долл. в 2020 г. по данным SIPRI), военные возможности и потенциал Королевства показывают свою ограниченность (особенно на фоне йеменской кампании).
КСА так и не стала проводником безопасности даже для государств Залива. Пакистан же обладает серьезными человеческими ресурсами, определенным военным опытом и является членом клуба неофициальных ядерных держав. Многие аналитики полагают, что в случае обладания противниками Саудовской Аравии ядерным оружием именно при помощи пакистанских специалистов Эр-Рияд сможет создать свой ядерный потенциал.
Саудовская Аравия всячески подчеркивает особое значение Пакистана для исламского мира. Так, именно пакистанский военный, занимавший ранее ключевую должность в Вооруженных силах Пакистана, бывший командующий сухопутными силами генерал Рахиль Шариф с 6 января 2020 г. возглавил так называемую Исламскую военную контртеррористическую коалицию (в чьи задачи входит и борьба с экстремистской идеологией) со штаб-квартирой в Эр-Рияде [10].
Пакистан стремится сохранять нейтралитет в делах такой региональной структуры как ССАГПЗ. Кризис ССАГПЗ 2020 г., связанный с ситуацией вокруг Катара и его блокадой рядом союзников Саудовской Аравии, показал грамотность такого подхода Исламабада. Сохранять нейтралитет было сложно, однако Эр-Рияд не перешел к оказанию реального давления.
КСА не стало заставлять Пакистан занимать жесткую позицию в отношении Катара. Эр-Рияд осознает, что даже нейтральная позиция Исламабада отвечает его интересам. В иных случаях ситуация могла бы ухудшиться. Так, если бы Пакистан пошел на лимитирование отношений с Катаром, то встал бы вопрос о поставках газа для нужд пакистанской экономики.
Катар сейчас является ключевым поставщиком СПГ для Исламабада. Место Катара мог бы занять давно ждущий своего часа Иран. Напомним, что газовый трубопровод из Ирана достроен до границы с Пакистаном. Однако Пакистан тормозит строительство трубопровода со своей стороны.
Этот проект не реализуется во многом из-за давления со стороны США, Катара, а ранее и самой Саудовской Аравии, поскольку последняя не желает усиления влияния в регионе своего куда более опасного соперника, нежели Катар — Исламской Республики Иран (ИРИ).
Производственный сектор
Данные предоставлены Статистическим бюро Пакистана.
Список | 2004 финансовый год | 2005 финансовый год | 2006 финансовый год | 2007 финансовый год | 2008 финансовый год | 2009 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 19 финансовый год (Р) | ФГ 2020 (P) | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
6 | Темпы роста промышленного сектора | 17,37% | 6,51% | 3,63% | 7,73% | 8,47% | -5,21% | 3,42% | 4,51% | 2,55% | 0,75% | 4,53% | 5,18% | 5,69% | 4,55% | 4,61% | -2,27% | -2,64% |
6А | Темпы роста горнодобывающего и карьерного секторов | 21,78% | -15,83% | 3,60% | 7,35% | 3,15% | -2,46% | 2,75% | -4,42% | 5,16% | 3,88% | 1,40% | 4,97% | 6,19% | -0,60% | 7,80% | -3,19% | -8,82% |
6B | Темпы роста производственного сектора | 16,38% | 16,03% | 9,39% | 9,03% | 6,10% | -4,18% | 1,37% | 2,50% | 2,08% | 4,85% | 5,65% | 3,88% | 3,69% | 5,83% | 5,43% | -0,66% | -5,56% |
6B (i) | Темпы роста крупномасштабного производства | 18,83% | 18,12% | 9,92% | 9,58% | 6,10% | -6,04% | 0,41% | 1,66% | 1,13% | 4,46% | 5,46% | 3,28% | 2,98% | 5,64% | 5,12% | -2,56% | -7,78% |
6B (ii) | Темпы роста мелкомасштабного производства | 7,51% | 7,51% | 8,70% | 8,25% | 8,34% | 8,57% | 8,47% | 8,51% | 8,35% | 8,28% | 8,29% | 8,21% | 8,19% | 8,15% | 8,17% | 8,24% | 1,52% |
6B (iii) | Темпы роста убойного сектора | 3,94% | 4,00% | 4,05% | 3,16% | 3,26% | 3,82% | 3,16% | 3,67% | 3,53% | 3,63% | 3,38% | 3,34% | 3,61% | 3,55% | 3,50% | 3,54% | 4,10% |
Суммы указаны в миллионах долларов сша.
Товары | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | ФГ 2020 | 2021 финансовый год Июл-октябрь |
---|---|---|---|---|---|---|
Нефтяные продукты | 5 098 139 | 6 379 880 | 6 768,304 | 6 038,707 | 4 189 338 | 1 405,508 |
Нефть сырая | 2 569 696 | 2 764,648 | 4 310 250 | 4 914 950 | 2,575,052 | 915.261 |
Железо и сталь | 2,094,016 | 1980.112 | 2,523,343 | 2 008 449 | 1 491 226 | 539,168 |
Пластиковый материал | 1,791,303 | 1,875,104 | 2 311 933 | 2 273 350 | 1 953 932 | 669.054 |
Электрическое оборудование и аппараты | 1 650 692 | 1,317,167 | 1,800,559 | 1 286 688 | 1 134 694 | 413,938 |
пальмовое масло | 1,600,041 | 1,775,118 | 1 908,304 | 1,661,903 | 1,750,340 | 632,482 |
Электроэнергетическое оборудование | 1,356,328 | 1 336 598 | 1 576 616 | 731,737 | 734,459 | 340,270 |
Дорожная техника | 1,263,807 | 1,774,141 | 2 182 379 | 1 934 391 | 1 276 467 | 374,802 |
Телеком | 1 201 062 | 1 023 021 | 1 396 777 | 1 172 381 | 1 637 385 | 821 432 |
Сжиженный природный газ | 578 924 | 1 270 680 | 2 035,506 | 2 871,909 | 2 374 721 | 377,198 |
Сырой хлопок | 1127.165 | 909,321 | 1197,517 | 1180,565 | 1 341 941 | 366,642 |
Текущий аккаунт
Индекс | Список | 2004 финансовый год | 2005 финансовый год | 2006 финансовый год | 2007 финансовый год | 2008 финансовый год | 2009 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | 2020 финансовый год | ФГ 2020 | ФГ 2021 (июль-октябрь) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
19 | Кредит | 22 003 | 27 006 | 31 761 | 33 016 | 37 247 | 35 357 | 38 135 | 47 703 | 48 243 | 50 197 | 51 153 | 52 920 | 51 336 | 51 867 | 54 443 | 55 791 | 54 322 | 19 980 |
20 | Списание средств | 20 192 | 28 540 | 36 751 | 39 894 | 51 121 | 44 617 | 42 081 | 47 489 | 52 901 | 52 693 | 54 283 | 55 629 | 56 203 | 64 488 | 74 340 | 69,225 | 57 292 | 18 820 |
30 | Сеть | 1811 | -1,534 | -4 990 | -6 878 | -13 874 | -9 261 | -3,946 | 214 | -4 658 | -2 496 | -3 130 | -2,709 | -4 867 | -12 621 | -19 897 | -13 434 | -2,970 | 1,160 |
31 год | Чистая в% от ВВП | 1,7% | -1,3% | -3,7% | -4,5% | -8,9% | -5,7% | -2,3% | 0,1% | -2,2% | -1,1% | -1,2% | -1,0% | -1,8% | -4,1% | -7,0% | -5,7% | -1,2% |
Телекоммуникации
После дерегулирования телекоммуникационной отрасли в этом секторе наблюдается экспоненциальный рост. Пакистанская телекоммуникационная компания стала успешным конгломератом Forbes 2000 с продажами более 1 миллиарда долларов США в 2005 году.
С 2003 года рынок мобильных телефонов резко вырос, достигнув в июле 2020 года абонентской базы в 140 миллионов пользователей, что является одним из самых высоких показателей. плотность мобильной связи во всем мире. Кроме того, в стране более 6 миллионов стационарных телефонов со 100% волоконно-оптической сетью и покрытием через WLL даже в самых отдаленных районах. В результате Пакистан получил в 2006 году престижную правительственную награду Ассоциации GSM .
По оценкам Всемирного банка, для установления телефонной связи в Пакистане требуется около 3 дней.
В Пакистане ведущие операторы мобильной связи:
- Джаз Пакистан (родитель: VEON , Нидерланды)
- Ufone (Родитель: PTCL ( Etisalat ), Пакистан / ОАЭ)
- Telenor (Родитель: Telenor , Норвегия)
- Цзун (родитель: China Mobile , Китай)
К марту 2009 года в Пакистане насчитывалось 91 миллион абонентов мобильной связи – на 25 миллионов больше, чем сообщалось за тот же период в 2008 году. Помимо 3,1 миллиона фиксированных линий, 2,4 миллиона используют беспроводные локальные соединения. Sony Ericsson, Nokia и Motorola вместе с Samsung и LG остаются самыми популярными брендами среди покупателей.
После либерализации за последние четыре года сектор телекоммуникаций Пакистана привлек более 9 миллиардов долларов иностранных инвестиций. В 2007–2008 годах только сектор связи Пакистана получил 1,62 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций (ПИИ), что составляет около 30% от общего объема прямых иностранных инвестиций страны.
Текущий рост современной инфраструктуры в телекоммуникационном секторе в течение последних четырех лет стал результатом видения PTA и реализации политики дерегулирования. Пейджинговые и мобильные (сотовые) телефоны были приняты рано и свободно.
Сотовые телефоны и Интернет были приняты в рамках политики невмешательства с увеличением числа частных поставщиков услуг, что привело к быстрому распространению. Благодаря быстрому увеличению числа пользователей Интернета и интернет-провайдеров , а также большому количеству англоговорящего населения пакистанское общество стало свидетелем беспрецедентной революции в области коммуникаций.
По данным PC World , через системы обмена сообщениями Acision в Азиатско-Тихоокеанском регионе за период Рождества и Нового года 2008/2009 было отправлено в общей сложности 6,37 миллиарда текстовых сообщений. Пакистан вошел в пятерку лидеров с одним из самых высоких показателей SMS-трафика – 763 миллиона сообщений.
14 августа 2020 года Пакистан стал первой страной в мире, которая испытала технологию EVDO RevB 3G, которая обеспечивает максимальную скорость 9,3 Мбит / с. 3G и 4G были одновременно запущены в Пакистане 23 апреля 2020 года на аукционе SMRA .
Три из пяти компаний получили лицензию 3G , т.е. Ufone , Mobilink и Telenor , а China Mobile «s Цзун получил 3G, а также лицензии 4G. В то время как пятая компания, Warid Pakistan , не участвовала в процедуре аукциона, но они запустили услуги 4G LTE на своем существующем спектре 2G 1800 МГц из-за технологических нейтральных условий и стали первой в мире телекоммуникационной компанией, которая непосредственно перешла с 2G на 4G.
Пакистан занимает 4-е место в мире по темпам роста широкополосного Интернета, поскольку абонентская база широкополосного Интернета быстро растет. Рейтинг публикуется глобальным исследовательским центром Point Topic Global Broadband Analysis.
- В 2009 году в Пакистане насчитывалось более 20 миллионов пользователей Интернета. Считается, что страна имеет потенциал поглотить до 50 миллионов пользователей Интернета с помощью мобильных телефонов в следующие 5 лет, таким образом, потенциал составляет около 1 миллиона подключений в месяц.
- Практически все основные правительственные ведомства, организации и учреждения имеют свои собственные веб-сайты.
- Также быстро растет использование поисковых систем и служб обмена мгновенными сообщениями . Пакистанцы являются одними из самых горячих болтунов в Интернете, общаясь с пользователями по всему миру. Например, в последние годы наблюдается огромный рост использования онлайн-брачных сервисов, что привело к серьезному изменению традиции браков по договоренности .
- Биометрическая перепроверка SIM-карт в 2020 году оказала негативное влияние на базу абонентов сотовой связи: количество абонентов упало с 139,9 миллиона до 114,6 миллиона. Тем не менее, отрасль пережила трудный период и продолжает быстро восстанавливать подписчиков.
Согласно отчету, опубликованному PTA за 2020–19 финансовый год: –
- Общая телефонная плотность Пакистана достигла 77,7%.
- Доходы от телекоммуникаций достигли рупий. 551,9 миллиарда.
- Общий вклад телекоммуникационного сектора в национальную казну составил RS. 95,8 миллиарда.
- Инвестиции в телекоммуникационный сектор составили 635,3 млн долларов США.
По состоянию на август 2020 года в стране действовали четыре компании сотовой связи, включая PMCL ( Jazz ), Telenor , Ufone и Zong, у которых было почти 169 миллионов абонентов мобильной связи.
В августе 2020 года Управление электросвязи Пакистана опубликовало данные о том, что число абонентов широкополосной связи в стране достигло примерно 87 миллионов.