Сессия №42 от 30.06.2021 | Симферопольский район | Официальный портал

«инвестиционная привлекательность крыма и севастополя»

Отчет подготовлен Научно-образовательным центром МГУ  им. М.В. Ломоносова “Право и бизнес” и Ассоциацией поддержки инвесторов республики Крым и города федерального значения Севастополя

Главными факторами, определяющими уровень инвестиционной привлекательности Республики Крым и города федерального значения Севастополь, являются состояние экономики субъектов и государственная экономическая политика. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2021 г. N 790 утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

Общие сведения о Республике Крым и городе федерального значения Севастополь

На территории Крымского федерального округа находится 18 городов, 57 посёлков городского типа, 981 село.

Город федерального значения Севастополь является при этом отдельным субъектом в составе России. Город-герой Севастополь – незамерзающий морской торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический, рекреационный и культурно-исторический центр, имеющий важное духовное и геополитическое значение.

Административное наименование «город Севастополь» используется для обозначения всей территории города федерального значения (территории, подчинённой Севастопольскому горсовету, поэтому нередко используется выражение «город-регион»), которая, кроме городской застройки Севастополя, включает населённый пункт Балаклава, город Инкерман, посёлок Кача и 39 сельских населённых пунктов.

Численность постоянного населения на 1 января 2021 г. составила 385,9 тыс. человек.Общая площадь города составляет 1079,6 км², из них 863,6 км² — суша, 12 % которой заселены, 32,3 % — сельскохозяйственная зона, 41,0 % — леса и горы, 57 км² занимают подразделения военно-морского флота России; 216,0 км² от общей территории составляют акватории морских бухт.

На территории города находятся свыше 1800 исторических памятников, среди них – украинские, российские, британские, французские, итальянские, еврейские, грузинские, армянские, греческие, немецкие и другие. Всемирно известны памятники истории и культуры – “Херсонес Таврический”, “Панорама героической обороны Севастополя 1854 – 1855 гг.”, диорама “Штурм Сапун-горы 7 мая 1994 г.”, “Британский крымский военный мемориал” и др. В среднем, ежегодно Севастополь посещают около пятисот тысяч туристов, в том числе 12-15 тыс. иностранных.

Столица Республики Крым – город Симферополь. Территория республики состоит из 14 районов и 16 городов, 243 сельских советов, 1021 населенного пункта, из них 72 – городских, 949 – сельских.

Население Крымапо данным на 1 января 2021 года составляет 1 млн. 967,2 тыс. человек. В том числе экономически активное население составляет 966,2 тыс. человек, или менее 50% общей численности населения. Городское – 1233,5 тыс. чел. (63 %), сельское – 733,7 тыс. чел. (37 %). В республике проживают около 130 этнических групп, наибольшими из которых являются русские, украинцы и крымские татары.

Территория Республики Крым составляет – 26,1 тыс. км2 (0,15 % территории России). Протяженность: с запада на восток – 360 км, с севера на юг – 180 км.Площадь поверхности полуострова около 27 тыс. км², из которых 72 % — равнина, 20 % — горы и 8 % — озера и другие водные объекты.Крайние точки: на юге – мыс Сарыч; на западе – мыс Прибойный; на востоке – мыс Фонарь.

На территории Крыма есть месторождения полезных ископаемых: железной руды, горючего газа, минеральных солей, строительного сырья.
Однако в первую очередь богатство Крыма определяют его природные рекреационные ресурсы: мягкий климат, тёплое море, лечебные грязи, минеральные воды, живописные пейзажи.
Далее рассмотрим Республику Крым и город федерального значения Севастополь в качестве субъектов России.

Инвестиционный потенциал Крымского федерального округа

Инвестиционная привлекательность региона для каждого конкретного потенциального инвестора – это достаточно субъективная оценка, которая появляется в точке соприкосновения возможностей и рисков, сильных и слабых сторон конкретного проекта на территории региона.

Поэтому большинство способов охарактеризовать инвестиционный климат региона сводится к взаимосвязанной характеристике достаточно широкого набора факторов. Они могут быть классифицированы по-разному. В самой общей классификации это такие группы факторов как:

• Факторы, определяющие экономический потенциал региона – обеспеченность региона ресурсами (в том числе, обеспеченность энергетическими ресурсами, наличие свободных земельных участков); потенциал природных ресурсов (в том числе, климатические условия); кадровый потенциал; инфраструктура (в том числе, инженерно-строительный комплекс, экспортные возможности); ёмкость местных рынков; диверсификация экономики; показатели местного бюджета и наличие внебюджетных источников финансирования проектов; уровень банковского обслуживания и стоимость финансовых ресурсов, необходимых для вложений.
• Политические и социальные факторы – уровень доверия населения к местной власти; взаимоотношения региональных и федеральных властей; коррупция и уровень преступности; уровень жизни (здоровье населения, величина зарплат); характер межнациональных и межконфессиональных отношений.

Прежде всего рассмотрим экономический потенциал региона. Социально-экономическое положение Крымского федерального округа характеризуется следующими показателями:

Город федерального значения Севастополь
Среднее значение по всем субъектам России
объем валового регионального продукта в 2021 году, млрд. руб.
объем валового регионального продукта на душу населения в 2021 году, тыс. руб.
объем промышленной продукции (работ, услуг) по итогам 2021 года, млрд. руб.
объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2021 году, млрд. руб.
величина инвестиций в основной капитал на душу населения в 2021 году, тыс. руб.
размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в 2021 году, руб.
уровень общей безработицы в 2021 году, по методологии МОТ, %
уровень зарегистрированной безработицы в 2021 году, %
доля теневого сектора в экономике, %

Показатели социально-экономического развития Крымского федерального округа значительно ниже среднероссийских. Отдельные показатели в сравнении со средними по всем субъектам России ниже в десятки раз. Отчасти такое подавленное состояние экономики Крымского федерального округа объясняется тем, что в период с 1991 года в округе накапливались проблемы, связанные с недостаточным государственным финансированием и отчасти высокой долей теневой экономики.

Наглядно отставание развития экономики Крымского федерального округа представлено на графике валового регионального продукта на душу населения.

Сессия №42 от 30.06.2021 |     Симферопольский район | Официальный портал

По среднему номинальному уровню ВРП на душу населения за период с 2005 по 2021 гг.(59,4 тыс. руб. в Республике Крым и 71,7 тыс. руб. в городе Севастополь) Крымский федеральный округ сопоставим с такими субъектами Российской Федерации как Чеченская Республика (49,7 тыс. руб.) и Республика Калмыкия (74,4 тыс. руб.).

В масштабе России в процентном отношении видна негативная динамика:

Сессия №42 от 30.06.2021 |     Симферопольский район | Официальный портал

Представленная динамика свидетельствует о низкой эффективности управления экономикой Крыма и Севастополя до их возвращения в состав России.В частности, о недостаточном государственном финансировании инфраструктуры округа.

В период с 2021 по 2021 гг. инвестиции в основной капитал в России осуществлялись в среднем на 10 % за счёт средств федерального бюджета и на 7,7 % за счёт средств бюджетов субъектов федерации. В Крымском федеральном округе участие государства было значительно ниже, как это видно из следующей таблицы.

Доля бюджетных средств в капитальных инвестициях
бюджет субъекта федерации

При этом инвестиционная привлекательность Крымского федерального округа дляиностранных инвесторов очень высока: показатель прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составляет в среднем6 % относительно уровня России. Динамика ПИИ на душу населениядемонстрирует это наглядно:

Показатель ПИИ на душу населения Республики Крым (23840 руб. или 747 долл.) в 2021 годуболее, чем в 4 раза превышает российский уровень (5816 руб. или 182 долл.) и находится на уровне между показателем Москвы (854,7) и Калужской области (668 долл.). ПИИ на душу населения города федерального значения Севастополь составил в 2021 году 13040 руб. или 409 долл. и оказался близок к уровню Тульской области (433,5 долл.).

Таким образом, анализ основных экономических показателей Республики Крым и города федерального значения Севастополь свидетельствует о наличии высокого инвестиционного потенциала на территории Крымского федерального округа и подтверждает актуальность проводимой активной государственной политики привлечения инвестиций и развития инфраструктуры округа.

Экономика Крыма в разрезе видов деятельности

Предпринимательский портрет Крымского федерального округа в 2021 году выглядит следующим образом. В таблице дана численность предприятий по видам деятельности и соответствующим объёмам реализации:

В 2021 году по видам экономической деятельности (не включая банки и бюджетные учреждения)
Город федерального значения Севастополь
Количество предприятий, единиц
Объём реализации, млрд. руб.
Выручка в среднем на 1 предприятие, млн. руб.
Количество предприятий, единиц
Объём реализации, млрд. руб.
Выручка в среднем на 1 предприятие, млн. руб.
из них по видам деятельности
сельское, лесное и рыбное хозяйство
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов
транспорт, складское хозяйство, почтовая и курьерская деятельность
размещение и общественное питание
информация и телекоммуникации
финансовая деятельность и страхование
операции с недвижимым и муществом
профессиональная, научная и техническая деятельность
деятельность в сфере административных и вспомогательных услуг
деятельность в сфере здравоохранения и социальных услуг
искусство, спорт, сфера развлечений и отдыха
прочие виды деятельности в сфере услуг

Как видно из таблицы, основными отраслями экономики Крымского федерального округа являются промышленность, торговля, строительство, транспорт и логистика. Здравоохранение, социальные услуги и гостиничный бизнес развиты, но АВС-анализ относит их по объёму реализации услуг к группе В по предприятиям Республики Крым и к группам В и С по предприятиям Севастополя.

Более 95 % всех предприятий в округе относятся к малому бизнесу – это малые и микропредприятия, на их долю приходится почти 42 % реализованной продукции в Севастополе и 19,3 % продукции Республики Крым. На долю средних предприятий приходится 58,2 % занятых в Севастополе и 50,7 % занятых в Республике Крым, при этом на средние предприятия Севастополя приходится 49,4 % реализованной продукции и 61,4 % реализованной продукции приходится на средние предприятия Республики Крым.

В 2021 году (не включая банки и бюджетные учреждения)
Город федерального значения Севастополь
Предприятий всего (100 %), единиц
в т.ч. микропредприятий, %
Количество занятых работников (100 %), человек
в т.ч. микропредприятий, %
Объём реализованной продукции (100 %), млрд. руб.
в т.ч. микропредприятия, %

По данным Министерства экономического развития Крыма, среди уже реализуемых проектов по итогам второго квартала 2021 года около 70 % всех инвестиций направлены на строительство и реконструкцию отелей и гостиниц. Еще 15 % инвесткапитала приходится на работу риэлтерских компаний. На санаторно-курортное лечение – 12 %. Лидером по привлекательности остается Ялта. Также прямые инвестиции поступили на предприятия Симферополя, Черноморского, Белогорского и Бахчисарайского районов.

Читайте также:  Команда и вакансии компании Реалст ( Realiste )

Со стороны государства улучшение инфраструктуры туристических объектов также является приоритетной целью федеральной целевой программы развития Республики Крым и города федерального значения Севастополь.

Средства, выделенные по ФЦП, будут направлены на реализацию пяти туристических кластеров Севастополя: “Город двух оборон” (военно-патриотического туризма), “Перекресток культур” (культурно-познавательного), “Зеленое ожерелье” (экологического), “Севастопольская гавань” (яхтенного и круизного), “Калейдоскоп истории” (детского и молодежного).

С 2021 по 2020 год Севастополь получит 11,4 миллиарда рублей на совершенствование туристической инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы.

В 2021 году из федерального бюджета поступит 190 миллионов рублей. Правительство Севастополя выбрало приоритетные объекты, которые получат финансирование в первую очередь: Исторический бульвар, Малахов курган, Сапун-гора, Максимова дача, территории, прилегающие к музейному комплексу “Балаклава”, Владимирскому собору, Михайловской батарее, монастырским комплексам в Инкермане и на Фиоленте.

В рамках ФЦП будут оборудованы стоянки для туристических автобусов, создана навигация к музеям и другим туристическим объектам, обновлены подъездные пути и система энерго- и водообеспечения. В результате Севастополь станет более комфортным для туристов, количество которых увеличится.

Особенностью Крыма является то, что исторические, природные и культурные памятники находятся в основном в горной и предгорной местности. Наличие развитой рекреационной структуры санаторно-курортного комплекса Крыма требует разветвленной сети автодорог с постоянной повышенной интенсивностью движения.

Густота сети автомобильных дорог Республики Крым составляет 0,6 км/кв. км, города федерального значения Севастополь – 0,9 км/кв. км.15000 км дорог на территории Республики – это 8000 км дорог в населённых пунктах и 6000 км между ними.

Одной из главных проблем дорожной отрасли Крыма в последние 20 лет являлось отсутствие достаточного стабильного финансирования. Практически все автодороги Крыма требуют капитального ремонта. 7-летние межремонтные сроки пропущены от 3 до 5 раз. Дорожная сеть, созданная в 70х годах не соответствует ни российским, ни украинским стандартам.

В районе Симферополя в летний период суточная интенсивность дорожного движения достигает 42,3 тысячи авт./сут., в районе г. Ялты – 38,8 тысячи авт./сут., Алушты – 23,6 тысячи авт./ сут., в районе г. Феодосии – 18,5 тысячи авт./сут., Бахчисарая – 24,0 тысячи авт./сут., Евпатории – 22,8 тысячи авт./сут.В курортный период резко также возрастает интенсивность автобусного движения по направлению к объектам туризма культурного значения, памятникам архитектуры, природного и исторического наследия полуострова.

В транспортном комплексе средства ФЦП сконцентрированы главным образом на следующих мероприятиях – строительство транспортного перехода через Керченский пролив, реконструкция аэродрома аэропорта г. Симферополя и аэропорта Бельбек, строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры, обновление парка городского транспорта, строительство и реконструкция автомобильных дорог, обеспечивающих повышение транспортной доступности Крымского полуострова и переформатирование существующих транспортных коридоров под пассажиро- и грузопоток, ориентированный на Российскую Федерацию, обустройство пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Таким образом, инфраструктурные транспортные и туристические инвестиционные проекты являются стратегическими для региона.

Инвестиционный климат Крымского федерального округа и реализуемые проекты

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2021 года выявил исключительную роль развития региональной инфраструктуры в привлечении бизнеса. Также отмечена неявная пока тенденция к смещению инвестиций во всё более высокотехнологичные отрасли. Помимо качества инфраструктуры, по результатам рейтинга, инвесторов больше всего беспокоили административные барьеры и высокая стоимость создания производств.

В 2021 году в пятёрку лидеров (максимальный потенциал – минимальный риск) помимо Московской области, Москвы, Санкт-Петербурга и Республики Татарстан вошёл Краснодарский край, граничащий по морю с Крымским федеральным округом. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России в 2021 году, проведённый агентством «Эксперт РА» показал факторы эффективности региональных властей: это внимание к социальному обеспечению, бюджетная дисциплина и хорошие связи с центральными властями. С 2021 года новыми лидерами роста инвестиционной привлекательности стали «периферийные территории с умеренным уровнем зарплат».

Инвестиционную привлекательность Краснодарского края определил инфраструктурный проект подготовки к Олимпиаде.Всего в рамках подготовки к играм в Сочи и его окрестностях построено и модернизировано 47 объектов транспортной инфраструктуры, в том числе 367,3 км дорог и мостов, а также более 201 км железнодорожного полотна, 800 объектов капитального строительства. Очевидно, что опыт такого масштабного проекта (Олимпиада в Сочи установила рекорд по затратам на подготовку) по организационной части, будет применён в развитии инфраструктуры Крымского федерального округа.

Экспресс-оценка инвестиционной привлекательности Республики Крым (без оценки Севастополя), проведённая агентством «Эксперт РА» в апреле 2021 года, отнесло республику к самой многочисленной категории с пониженным потенциалом и умеренным уровнем рисков для частных предпринимателей. По методике рейтинга потенциал показывает, какую долю регион занимает на общероссийском рынке, риск – какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе. Крым охарактеризован в рейтинге пониженными абсолютными показателями и очень низкими показателями на душу населения.

Тем не менее в Крыму успешно реализуются инвестиционные проекты в различных отраслях экономики. Природно-климатические условия Крыма способствуют развитию на полуострове гостиничной и санаторно-курортной отрасли, и эта сфера является особенно привлекательной для инвестиций. Кроме этого, множество успешных проектов представлено в строительной сфере, которая непосредственно связана с развитием туризма, а также в сельском хозяйстве и промышленности.

Глава Министерства экономического развития Крыма Коряжкин Николай Иванович подтверждает, что зарубежные инвесторы проявляют к Крыму интерес. Китайские бизнесмены заинтересованы в реализации инфраструктурных проектов: портов, дорог (в том числе и проектом создания Керчинской переправы). Турецкий бизнес проявляет интерес к созданию промышленных парков, к гостиничному и жилищному строительству. Французы готовы вложить серьезные деньги в индустрию развлечений и отдыха. Израиль привлекают проекты в сфере сельского хозяйства и переработки.
Характерной чертой инвестиционного климата является тот факт, что из ранее начатых проектов ни один не был свёрнут по причинам изменившейся политической ситуации и санкций.На данный момент в Республике Крым реализуется свыше 80 проектов на общую сумму инвестиций порядка 700 млн. руб.

Министерство экономического развития Республики Крым обращается к потенциальным инвесторам с целым рядом инвестиционных предложений (более 40 проектов) в различных сферах на общую сумму порядка 2 млрд. долларов. Это проекты в санаторно-курортной сфере, агросекторе, в сфере транспорта, строительства и промышленного производства, в том числе наукоёмкого. По масштабу проекты различаются по срокам окупаемости и объёмам необходимых вложений.

Обзор характерных рисков

Большинство инвестиционных рисков обусловлено слабыми сторонами Крымского макрорегиона. В тексте ФЦП определены следующие сильные и слабые стороныКрымского федерального округа.

Конкурентные преимущества макрорегиона
нестабильность социально-политической обстановки в приграничных регионах Украины;
наличие рисков в области международного сотрудничества, ослабление международных и внешнеэкономических связей, в том числе с приграничными регионами Украины;
недостаточность ресурсной и инфраструктурной обеспеченности региона жизненно необходимыми источниками энергии, воды, продовольствия, в том числе наличие ограничений в обеспечении водными ресурсами для питьевого и производственного потребления, включая отсутствие круглосуточного водообеспечения отдельных районов;
отсутствие автомобильного и железнодорожного сообщения с материковой частью Российской Федерации;
неравномерность распределения имеющегося природно-ресурсного, производственного, туристско-рекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциала территорий;
значительные территориальные диспропорции в уровне и качестве жизни населения;
ограниченная конкурентоспособность промышленного комплекса с ориентацией на использование преимуществ экспортно-сырьевой сферы, монопольного положения на локальных рынках, преимуществ спроса рекреационного сектора и домохозяйств, высокая ресурсоемкость большинства технологий;
противоречия между экологоемким развитием промышленности, агропромышленного комплекса, транзитно-транспортного сектора и санаторно-курортного и рекреационного комплексов;
недостаточно эффективное использование транзитно-транспортного потенциала в межконтинентальном, межгосударственном и межрегиональном масштабах;
конкуренция санаторно-курортного и туристского комплекса других стран Черноморского региона;
неэффективность действующей системы регулирования и управления рекреационной сферой;
повышенная техно- и антропогенная нагрузка на окружающую среду;
институциональная, ресурсная и финансовая поддержки в связи с вхождением в состав Российской Федерации;
перспективы существенного усиления межрегиональных производственно-кооперационных связей с субъектами Российской Федерации;
стратегически важное и перспективное географическое и геополитическое положение;
транспортно-транзитный потенциал;
туристский потенциал, комфортные климатические условия для рекреации и лечения, наличие действующей инфраструктуры;
значительное качество человеческого потенциала (наличие квалифицированной рабочей силы, научных, образовательных и научно-производственных учреждений национального и международного уровня).

   Некоторые характерные источники риска следует обозначить отдельно:

1. Для производителей товаров на экспорт из региона важным является сообщение с материковой частью России и риски могут возникнуть в случае задержки создания Керченской переправы. В целом, существует риск, зависящий от качества реализации инфраструктурных проектов.
2. Для туристической сферы риск связан со сжатым сроком для формирования благоприятного имиджа макрорегиона. Особенно серьёзнаяпроблема заключается в обеспеченности Крымского федерального округа питьевой водой. Для инвестиций в объекты недвижимости источником риска может стать меняющийся рынок и ажиотажный спрос, где встречаются завышенные цены и многое зависит от опыта инвестора.
3. Потенциально риски могут несут в себе организации с высокой долей иностранного капитала, которые, в условиях экономической войны между странами, могут действовать вопреки законодательству России и намеренно наносить ущерб сложившимся экономическим отношениям.
4. Дополнительным фактором риска становится политика Центрального банка – удорожание кредитных ресурсов на фоне ослабления курса рубля противоречит целям государства в области развития экономики.
5. Коррупция в России, общепризнано, носит системный характер – и потому представляет угрозу в любой сфере. В рейтинге восприятия коррупции (ведётся с 1995 года)Россия всегда занимала нижние строчки (табл. 7). Это говорит о высоком уровне коррупции и неэффективности мер по борьбе с ней.

Читайте также:  Вклад для детей в сбербанке ссср - Проценты по вкладам
Отношение рейтинга к числу стран
Соседние страны по рейтингу
Папуа-Новая Гвинея, Таджикистан

Коррупционные риски оцениваются как угрожающие государственному суверенитету России, так как способны усилить любые частные риски до критического уровня.

В этом смысле, инвестиционный процесс на территории Крымского федерального округа призван выработать здоровый инвестиционный механизм, свободный от коррупции. Для этого есть политическая воля руководства страны и оптимизм в предпринимательском сообществе. И привсём многообразии слабых мест в развитии Крымского федерального округа и связанных с ними инвестиционных рисков, государство будет стремиться получить позитивный опыт, чтобы транслировать его на территории остальных субъектов.

Банковский сектор экономики Крымского федерального округа

По данным Центрального Банка России на 22.12.2021 банковская система на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь представлена, помимо отделений ЦБ по Республике Крым и отделения в г. Севастополе, тридцатью банками.

Населению представлен полный спектр банковских услуг, включая ипотечное и автомобильное кредитование, предложены услуги операторов систем Visa, MasterCard, Maestro, NCC, UNIONcard ПРО100, Золотая корона, ОРС, действует 1155 банкоматов.

Также на территории Крыма и Севастополя действуют финансовые небанковские организации, осуществляющие брокерскую, дилерскую, депозитарную и страховую деятельность. Для вида деятельности «финансовая и страховая деятельность» в Крымском федеральном округе (как и в целом по России) характерно самое высокое значение номинальной начисленной зарплаты. П

По данным портала финкрым.рф, по состоянию на 29.11.2021 банки в Республике Крым и городе Севастополь разместили 23,6 млрд. руб. депозитов. Объемы кредитования по видам деятельности распределяются следующим образом:

Объемы кредитования по видам экономической деятельности, млн. руб.
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых
обрабатывающие производства
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
строительство зданий и сооружений
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в России решением Правительства учреждено Акционерное общество “Небанковская депозитно-кредитная организация “Агентство кредитных гарантий”. АО «НДКО «Агентство кредитных гарантий» предоставляет банковские гарантии по кредитам и иным долговым обязательствам, разделяя кредитные риски с банками и иными финансовыми организациями. Основная задача Агентства – улучшение условий и увеличение объемов долгосрочного кредитования субъектов МСП, формирование Национальной гарантийной системы России. В других регионах РФ гарантии Агентства предоставляются исключительно для инвестиционных целей бизнеса – в Крымском федеральном округе дополнительно действует специальная программа гарантий до 50 % от суммы кредита на пополнение оборотных средств.

Санкции, объявленные в отношении российских граждан и организаций, касаются, в основном, долгосрочных и среднесрочных займов. Из-за двоякого статуса, в Крыму представлены только внутренние российские банки, однако сотрудничество с международными банками тоже возможно не напрямую по банковской цепочке.

Таким образом, коммерческий банковский сектор экономики Крымского федерального округа вполне содействует привлечению инвестиций и повышению деловой активности.

Свободная экономическая зона и федеральная политика снижения инвестиционных рисков

С 1 января 2021 года вступает в силу пакет законов о свободной экономической зоне (СЭЗ) в Республике Крым и городе Севастополе на период в 25 лет с возможностью его продления. По сути, это законы о развитии Крымского федерального округа, а не о создании особых промышленной, туристической и свободной портовой зон. К моменту создания этой СЭЗ государством накоплен более чем 20-летний опыт развития территорий с особыми экономическими условиями.

Условия СЭЗ в Крыму уникальны. В связи с необходимостью интеграции действующих предприятий (в том числе предприятий оборонного комплекса) в новое правовое поле будут действовать параллельные режимы для инвесторов-резидентов СЭЗ и для прочих юридических лиц, действующих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь.

В части перехода действующих юридических лиц на новую налоговую систему предусмотрены нулевые ставки по единому сельхозналогу и налогу по упрощённой системе вместо 6 % в период с 2021 по 2021 год и 4 % в период с 2021 по 2021 год.

Для резидентов свободной экономической зоны максимально снижены административные барьеры и упрощена процедура регистрации.

Налог на прибыль для инвесторов-резидентов СЭЗ в части, подлежащей уплате в федеральный бюджет, будет нулевым в течение 5 лет со дня внесения инвестпроекта в единый реестр и пониженным в части, подлежащей уплате в бюджет субъекта России (13,5 %).

Земельный налог не взымается до ввода объекта в эксплуатацию (но не более 3х лет), водный, транспортный и имущественный налоги не взымаются в течение 10 лет.

Ускоренная амортизация основных средств с коэффициентом 2.

Участники СЭЗ смогут выплачивать пониженные страховые взносы в Пенсионный фонд (6 %), в Фонд социального страхования (1,5 %) и Фонд обязательного медицинского страхования (0,1 %).

НДС 0 % в отношении товаров, которые были помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны по контрактам с участниками СЭЗ Крыма.

Возможность беспошлинного ввоза и вывоза товаров в режиме «порто-франко».Беспошлинный ввоз продукции, в том числе товаров народного потребления и сложно-технической продукции должны привлечь производителей, в том числе и высокотехнологичной продукции. Вопрос отправки продукции на материковую часть страны должен решиться в 2021 году с Керченской переправой (мост или туннель).

Федеральная целевая программа развития Крымского федерального округа предусматривает комплекс мероприятий, устраняющий практически все инвестиционные риски, связанные с инфраструктурой, экологией и социальной сферой. Разумеется, кроме коррупционных, которые необходимо преодолевать в рабочем порядке. Министерство экономического развития Крыма демонстрирует открытостьи готовность оказать всестороннюю информационную и организационную поддержку иприглашает российских и зарубежных предпринимателей к плодотворному сотрудничеству.

Выводы

1. Перспективы развития экономики Крыма

Подавленное состояние экономики Крыма, выраженное в отставании от средних российских показателей, объясняется, прежде всего, инвестиционным голодом, копившимся на полуострове в течение последних двадцати лет. Официальная статистика искажена по причине значительного теневого сектора экономики и непрозрачности предпринимательской деятельности. Несмотря на это,Крымский федеральный округ обладает большим инвестиционным потенциалом.

Рейтинговые исследования инвестиционного процесса в разрезе регионов России за последние 5 лет выявили тенденцию снижения роли сырьевых ресурсов в инвестиционной привлекательности региона. В соответствии с этим трендом политические, научные и предпринимательские прогнозы по поводу роста масштабов экономики Крыма и уровня жизни населения оптимистичны.

Как показывает опыт инвестиционных форумов, для частных инвесторов важным является уровень проработки конкретного проекта. Со своей стороны региональные власти выступают с целым набором готовых просчитанных инвестиционных предложений и оказывают информационную поддержку инвесторам.

Судя по масштабам инвестиционного процесса, набирающего обороты (более 700 млн. руб. инвестиций по итогам 2 квартала 2021 г.), интерес инвесторов весьма значительный, в том числе интерес зарубежных инвесторов (включая европейских, действующих, несмотря на действующие санкции).

2. Перспективы развития отдельных отраслей

2.1. С учетом снижения курса национальной валюты становится особенно актуальным развитие индустриального парка в Свободной экономической зоне. Льготный налоговый и таможенный режим делает весьма перспективным размещение в Крыму технологических производств, особенно учитывая неплохойнаучно-образовательный уровень региона и его благоприятные климатические условия.

С предыдущим вопросом непосредственно связана перспектива развития технопарка в Севастополе как зоны для разработки технологий, впоследствии масштабируемых на предприятиях Свободной экономической зоны. С учетом важности технопарка для развития страны в целом инвесторы могут ожидать дальнейших льгот и иных специальных условий для развития.

2.2. Туристический сезон 2021 года станет беспрецедентным в истории Крыма. Все туристические компании наращивают свою работу на этом направлении, прогнозируя большой приток среднего класса из различных регионов страны. Связано это как с уникальными возможностями для недорогого отдыха в Крыму, так и с ослаблением рубля, сделавшим неподъемными поездки за рубеж для большинства россиян. Свою роль сыграло и установление надежной связи с Крымом по воздуху и через Керченский пролив. Рекордный по числу отдыхающих сезон 2021 года можно назвать свершившимся фактом. Соответственно, становятся актуальными все направления инвестирования, связанные с туризмом:

Во-первых, это развитие сетей отелей, ориентированных на российский средний класс. Уровень благосостояния соответствующих слоев населения России превышает средний уровень украинских туристов, посещавших полуостров в предыдущие годы. В 2021 году выяснилось, что инфраструктуры для обеспеченных туристов из материковой России Крым просто не имеет: отсутствуют централизованные базы недвижимости, сети отелей, развлекательные заведения.

Во-вторых, прогнозируется развитие транспорта внутри полуострова. Существующие способы сообщения не выдерживают наплыва туристов и при своей дешевизне не дают достаточного комфорта для отдыхающих. С учетом введения российских, более строгих, правил и порядков на дорогах полуострова, мы прогнозируем появление ряда компаний, осуществляющих трансфер и транспортные услуги по Крыму.

В-третьих, большой импульс для развития получит непосредственно экскурсионная инфраструктура. Большого потока туристов хватит как существующим, так и новым туристическим компаниям и агентствам. Перспективно создание крупных региональных операторов (в том числе с участием субъектов) для стандартизации качества оказываемых туристам услуг. Благоприятные климатические условия и наличие соответствующей инфраструктуры, исторических памятников архитектуры располагает к проведению в Крыму саммитов, форумов, фестивалей и встреч на международном уровне, что повлечет спрос на услуги ивент-менеджмента и кейтеринга. Следует ожидать развития особых разновидностей туризма: военно-патриотического, индивидуального, гастрономического и т.п.

Читайте также:  Завещание или дарственная: как дешевле передать жилье

В-четвертых, безусловно, велика потребность в заведениях общественного питания, особенно привлекающих российскими стандартами качества обслуживания. При низких ценах местные заведения не в силах удовлетворить требования туристов с материка, а немногочисленные заведения высокого класса, существующие на полуострове, испытывают ажиотаж и еще выше поднимают цены. На полуострове отсутствуют российские сети ресторанов, в том числе ресторанов быстрого питания, не работает ни одна из крупных международных франшиз (BurgerKing, McDonalds, Subway).

2.3. Большую перспективу имеют проекты, связанные с агропромышленным потенциалом Крыма. В первую очередь это, конечно, виноделие и производство виноматериалов (продуктов частичной переработки материала, который производители используют для создания недорогого вина). В силу особенностей крымских меловых почв, в России не существует региона даже с близким потенциалом по производству высококачественного (авторского) вина. Что касается недорогих вин, производство которых присутствует в соседних регионах, то они дорожают в связи с ростом цен на импортный виноматериал. Местный продукт, безусловно, найдет свой спрос в этой сфере. Как туристический регион, Крым также является центром потребления вина и винопродуктов, что упрощает логистику.

Значительные инвестиции, безусловно, ожидают также предприятия агро- и аквакультуры (в частности, производство традиционной, натуральной продукции сельского хозяйства и рыболовства). Черное море — подходящая площадка для выращивания устриц и других моллюсков.

2.4. Перспективными направлениями также являются строительство, консалтинг, юридические и бухгалтерские услуги, услуги по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров, разработка программного обеспечения, лизинг и розничная торговля транспортными средствами, а также торговля и логистика.

Управление экономики, инвестиционной политики и предоставления муниципальных услуг | симферопольский район | официальный портал

Основными задачами отдела экономического планирования и прогнозирования являются:

1. Разработка документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования Симферопольский район Республики Крым по вопросам, отнесенным к полномочиям отдела.

2. Осуществление мониторинга и контроля за реализацией документов стратегического планирования в рамках полномочий отдел.

3. Осуществление иных полномочий в сфере стратегического планирования, определенных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Крым и муниципальными нормативными правовыми актами.

4. Рассмотрение обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

5. Оказание правовой, методической и организационной помощи юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования Симферопольский район, по вопросам, относящимся к компетенции отдела.

Основными задачами отдела инвестиционной политики и предоставления муниципальных услуг являются:

1. Оказание правовой, методической и организационной помощи юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования, по вопросам, относящимся к компетенции отдела.

2. Развитие и поддержка предпринимательского сектора экономики, бизнеса и устранение административных барьеров в деятельности предприятий и предпринимателей района

3. Участие в рамках своей компетенции в разработке предложений по основным направлениям реализации государственной политики в сфере инвестиционной политики.

4. Осуществление взаимодействия с территориальными органами исполнительной власти Республики Крым, с органами исполнительной власти Симферопольского района, с органами местного самоуправления по реализации инвестиционных проектов.

5. Рассмотрение обращения граждан по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

Основными задачами отдела развития курортов, туризма, торговли и бытового обслуживания являются:

1. Обеспечение реализации государственной политики в санаторно-курортной и туристской отрасли на территории Симферопольского района.

2. Оказание содействия развитию санаторно-курортной и туристской отрасли, участие в разработке и реализации республиканских программ, направленных на развитие курортов и туризма, рынка курортно-туристских услуг, обеспечение безопасности туристов.

3. Принятие участия в определении перспектив и направлений развития курортного дела и туристской деятельности на территории Симферопольского района.

4. Координация деятельности органов местного самоуправления, курортно-туристских предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, расположенных на территории Симферопольского района.

5. Оказание содействия созданию современной, высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей удовлетворение потребностей туристов в разнообразных и качественных туристских услугах, на территории Симферопольского района.

6. Оказание содействия развитию инфраструктуры санаторно-курортной и туристской отрасли, а также преобразованию курортного и туристского комплекса Республики Крым в высокорентабельную и конкурентоспособную отрасль экономики.

7. Оказание содействия органам местного самоуправления, курортно-туристским предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности, расположенным на территории Симферопольского района, в организации информационно – рекламного обеспечения курортной и туристской отрасли.

8. Принятие участия в изучении, использовании, охране и защите туристских ресурсов Симферопольского района.

9. Обеспечение в пределах предоставленных полномочий реализации на территории Симферопольского района государственной политики в сфере цен и ценообразования на потребительском рынке продовольственных товаров.

10. Обеспечение в пределах предоставленных полномочий реализации на территории Симферопольского района государственной политики в сфере торговли и бытового обслуживания.

11. Подготовка предложений по насыщению рынка товарами народного потребления и бытовыми услугами с учетом спроса населения Симферопольского района.

12. Принятие участия в подготовке проекта социально-экономического прогноза на предстоящие периоды в части касающейся.

13. Рассмотрение обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

14.Оказание правовой, методической и организационной помощи юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования, по вопросам, относящимся к компетенции отдела.

В соответствии с возложенными задачами Управление осуществляет следующие функции

В планировании и прогнозировании экономического состояния муниципального района Симферопольский район:

1. Готовит сводные аналитические и информационные материалы о текущем и планируемом экономическом состоянии муниципального образования Симферопольский район.

2. Обеспечивает координацию деятельности структурных подразделений администрации Симферопольского района по разработке документов стратегического планирования Симферопольского района Республики Крым.

.3. Ведет паспорт, включающий социальные и экономические показатели, характеризующие уровень развития Симферопольского района.

4. Прослеживает и принимает участие в реализации мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования.

5. В рамках полномочий осуществляет мониторинг хода выполнения реализуемых на территории Симферопольского района муниципальных, государственных и федеральных программ, планов мероприятий по социально-экономическому развитию Республики Крым.

6. Готовит проекты постановлений, распоряжений администрации по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

7. Проводит консультации, готовит материалы к совещаниям и семинарам по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

8. Организует в установленном порядке работу и принимает участие в работе рабочих групп по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

9. Осуществляет иные полномочия, вытекающие из возложенных на Управление задач.

В стратегии привлечения инвестиций:

1. Участвует в обеспечении устойчивого развития территории района на основе проведения оценки социальной и бюджетной эффективности инвестиционных проектов.

2. Оказывает содействие в определении основных приоритетов инвестиционного развития муниципального образования.

3. Участвует в разработке стратегии инвестиционного развития муниципального образования и механизмов увеличения объемов инвестиций в экономику.

4. Участвует в разработке стратегии развития приоритетных отраслей и секторов экономики муниципального образования.

5. Обеспечивает доступность для участников инвестиционной деятельности информации об инвестиционном режиме и инвестиционной инфраструктуре муниципального образования.

6. Проводит анализ и прогнозирование развития инвестиционного потенциала муниципального образования.

7. Обеспечивает единство правового пространства инвестиционной деятельности на территории района в сочетании с активной поддержкой инвестиционных процессов.

В реализации инвестиционной политики:

1. Участвует в реализации единой инвестиционной политики на территории Республики Крым, соединяя цели развития муниципального образования Симферопольский район и отраслей экономики Республики Крым с интересами отечественных и иностранных инвесторов.

2. Содействует внедрению соискателями инвестиций прогрессивных управленческих и информационных технологий.

3. Оказывает методическую помощь в подготовке структурными подразделениями администрации Симферопольского района инвестиционных проектов и содействует их реализации.

4. Принимает меры по привлечению инвестиций в экономику муниципального образования Симферопольский район, осуществляя взаимодействие с заинтересованными органами исполнительной власти, территориальными федеральными органами исполнительной власти, инвестиционными фондами, банками, с российскими и иностранными юридическими и физическими лицами.

5. Проводит ежеквартальный мониторинг реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования Симферопольский район.

6. Участвует в заседании координационного совета по рассмотрению обращений инвесторов.

7. Готовит заключения о целесообразности размещения объектов по инвестиционным проектам на территории муниципального образования Симферопольский район.

8. Осуществляет поддержку в развитии среднего и малого бизнеса.

Для организации предоставления муниципальных услуг:

1. Осуществляет ведение реестра муниципальных услуг.

В развитии курортов, туризма, торговли и бытового обслуживания:

1. Реализует социально-экономическую и иную государственную политику в санаторно-курортной и туристской отрасли Симферопольского района.

2. Проводит ежегодный анализ состояния комплексного развития санаторно-курортной и туристской отрасли Симферопольского района.

3. Осуществляет мониторинг статистической отчетности в сфере санаторно-курортной и туристской отрасли Симферопольского района.

4. Ведет реестр субъектов и объектов туристкой индустрии Симферопольского района и реестр туристских ресурсов Симферопольского района.

5. Участвует в пределах своей компетенции в подготовке и проведении мероприятий по позиционированию санаторно-курортной и туристской отрасли Симферопольского района.

6. В установленном порядке вносит предложения по созданию благоприятных условий для развития туризма в Симферопольском районе.

7. Вносит предложения по государственному регулированию цен на социально значимые продовольственные товары.

8. Осуществляет оперативный мониторинг цен в сфере потребительского рынка продовольственных товаров, на продовольственных рынках.

9. Вносит предложения по формированию и обеспечению реализации государственной политики в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории Симферопольского района.

10. Осуществляет анализ состояния и развития торговли и бытового обслуживания в Симферопольском районе.

11. Осуществляет ведение торгового реестра.

12. Проводит мониторинг состояния продовольственного рынка;

13. Вносит предложения по расширению и совершенствованию сети предприятий торговли и бытового обслуживания в Симферопольском районе;

14. Проводит мониторинг состояния и насыщения потребительского рынка товарами первой необходимости.

15. Выполняет административные действия в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации розничных рынков».

Оцените статью
Adblock
detector