Шпаргалка — Иностранные инвестиции и их роль в развитии экономики России — Банковское дело

Определение основных направлений и системы мероприятий инвестиционной политики России

Россия, являясь составной частью мирового хозяйства, участвует во всех протекающих в нем процессах, в том числе в международной миграции капитала как его импортер (страна принимающая ввозящая капитал), таки его экспортер (страна вывозящая капитал).

В числе проблем, влияющих на возможности России по привлечению иностранных инвестиций, в первую очередь, необходимо отметить следующие, наиболее существенные для иностранных инвесторов:

– правовая нестабильность и постоянно изменяющаяся система регулирования деловой практики и инвестиционных потоков, что делает непредсказуемыми результаты хозяйственной деятельности и рентабельности инвестиционных проектов;

– жесткая и часто меняющаяся налоговая система, дестабилизирующая инвестиционную деятельность;

– слабая развитость рыночной инфраструктуры, непрочное правовое положение инвесторов и опасность пересмотра условий приватизации и инвестиционных соглашений по инициативе недовольных акционеров или конкурентов;

– ненадежность банковско-финансовой системы, в результате чего резко возрастает риск инвестиционных вложений и текущей хозяйственной деятельности;

– недостаточная разработанность законодательства в отношении страхования, залога и гарантий, затрудняющая операции с различными видами активов;

– низкий уровень личной безопасности инвесторов, вследствие того, что государство в России неудовлетворительно выполняет свои задачи по защите прав личности и прав собственности от различных посягательств;

– коррумпированность чиновников в отдельных звеньях государственного аппарата и чрезмерный бюрократизм.

На основе тщательного анализа реальной значимости и возможностей устранения отмеченных препятствий на пути привлечения иностранных инвестиций целесообразно в ближайшее время сконцентрировать усилия на решении следующих проблем:

обеспечить завершенность институциональной системы привлечения иностранных инвестиций путем выработки практической государственной программы по этому направлению и ее всестороннему законодательному обеспечению;

устранить недостатки закона о разделе продукции и неопределенности его применения на практике вследствие отсутствия других необходимых нормативных документов;

добиваться завершенности земельной реформы и установления твердых прав для физических лиц продавать и покупать землю, а также использовать ее в качестве залога;

существенно упростить и либерализовать налоговое законодательство включая пересмотр чрезмерно высоких ставок налогов, сборов и других обязательных отчислений;

обеспечить устойчивость таможенного режима и существенно упростить его, с тем, чтобы таможенные правила не препятствовали притоку в Россию передовой техники и технологии, не изменялись в течение коротких периодов времени;

добиться согласованности интересов и устранить причины их столкновений во взаимодействии федеральных, региональных и местных властей, с тем, чтобы устранить атмосферу неопределенности и правовой незащищенности бизнеса в его взаимоотношениях с органами власти;

установить надежный порядок в платежно-расчетной системе, обеспечивающий бесперебойное проведение расчетов на территории всей страны;

обеспечить общую надежность банковской системы и устранить причины подверженности кредитно-финансовой сферы злоупотреблениям, подрывающие основы нормальной и устойчивой хозяйственной деятельности в России;

создать действенную систему поддержки и гарантий со стороны государства в отношении предпринимателей, в особенности — в отношении малого бизнеса.

По вопросу привлечения в Россию иностранного капитала у нас в стране существуют диаметрально противоположные точки зрения:

1) иностранный капитал следует привлекать в максимальной степени, снимая при этом все барьеры и ограничения;

Читайте также:  Ситибанк: вклады физических лиц 2019

2) иностранные инвестиции при их неограниченном и нерегулируемом притоке в экономику России таят в себе опасность утраты страной национальной экономической, а вслед за ней, возможно, и политической независимости.

На практике истина лежит посередине. Суть этой «золотой середины» состоит в следующем:

1) международная миграция капитала – это общемировой процесс, когда капитал, перетекая из страны в страну «приходит» и «уходит», а Россия является составной частью мирового хозяйства и, соответственно участницей процесса международной миграции капитала.

2) однако, привлекая иностранные инвестиции, государство должно контролировать и регулировать этот процесс.

Таким образом, можно заключить: Иностранные инвестиции необходимо привлекать в страну при условии проведения хорошо продуманной и взвешенной инвестиционной политики государства.

В целом, как и для любой другой страны, для России актуальна проблема оптимального соотношения между отечественными и иностранными инвестициями. С одной стороны, если отечественные инвестиции обеспечивают эффективный экономический рост в стране, то нет необходимости в иностранных инвестициях.

С другой стороны, если в стране неблагоприятен инвестиционный климат, то в нее «не придет» иностранный капитал, и более того, из нее будет «уходить» свой собственный отечественный капитал. В связи с этим задача государства на данном этапе – привлекать иностранный капитал, защищая отечественных производителей.

То есть не следует предоставлять иностранному инвестору неограниченное количество льгот, гарантий и преференций. А предоставление налоговых и иных льгот иностранному инвестору может быть оправдано, если он вкладывает средства в создание новых производственных фондов на территории страны, либо выкупает по рыночной стоимости такие фонды у казны.

Но тогда и российский инвестор, реально осуществивший капиталовложение в отечественное производство и добившийся не худших по сравнению с иностранным инвестором производственных и экономических результатов, должен пользоваться сходными преференциями.

Предоставление иностранным инвесторам односторонних налоговых и таможенных льгот должно быть редким исключением из общего правила распространения на них национального режима инвестирования. Оно может быть обусловлено: импортом в Россию наукоемких, малоотходных и ресурсосберегающих технологий, не имеющих конкурентоспособных отечественных аналогов; организацией производства новых видов продукции при условии поставок сырья и комплектующих российскими товаропроизводителями.

Основанием для предоставления льготных условий инвесторам должно быть не то, что они иностранные, а то, что данные меры содействуют притоку инвестиций в критически важные отрасли экономики. Эти же льготы должны распространяться и на национальных инвесторов, если они могут успешно сотрудничать с иностранными предприятими в сфере реализации инвестиционных проектов на российской территории.

Второй очень важной для России проблемой является ограничение допуска иностранных инвестиций в некоторые отрасли и виды деятельности. Как уже говорилось ранее, вложения иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организаций, регулируются соответственно законодательством РФ о банках и банковской деятельности и законодательством РФ о страховании.

Следует отметить, что в данных законах степень защиты от иностранной конкуренции отечественных кредитных и страховых организаций достаточно высокая, в чем явная заслуга российского законодательства. Однако ограничения в сфере других стратегически важных отраслей и видов деятельности разбросаны по многим законодательным и подзаконным актам.

Читайте также:  Анализ прямых иностранных инвестиций в Россию – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

То есть вторая задача государства – включить в Федеральный закон «Об иностранных инвестициях» перечень отраслей и видов деятельности, допуск иностранных инвестиций, в которые ограничивается это необходимо для того, чтобы иностранный инвестор имел четкое представление о действующем в России инвестиционно-правовой режиме.

Кроме того, усиление государственного регулирования притока иностранных инвестиций в приоритетные отрасли и регионы может выражаться в ужесточении контроля за регистрацией и статистикой предприятий с иностранными инвестициями. Что касается соглашений о разделе продукции, то в законе «О соглашении разделении продукции», регулирующем отношения государства и инвестора, содержится ряд недостатков.

Самый важный недостаток – отсутствие предельного уровня затрат инвестора, подлежащих возмещению за счет части продукции. То есть задача российского законодателя – установить определенные ограничения на объемы возмещаемых затрат или, иными словами, на компенсационную часть продукции.

Кроме того, в целях дополнительной защиты государственных инвесторов целесообразно применить механизм формирования размера налога на прибыль, уплачиваемого инвесторам в ходе реализации соглашений о разделе продукции, противодействующий возможным попыткам уменьшения базы налогообложения.

Этот механизм заключается в предварительном (на стадии заключения соглашения) определении минимальной суммы налога на прибыль, уплачиваемой инвесторам независимо от результатов хозяйственной деятельности, что означает оставление за государством права выбора формы изъятия налога – по определенной соглашением минимальной абсолютной величине или по действующей ставке налогообложения.

Помимо этого, государственная инвестиционная политика по защите стратегических иностранных инвестиций должна предусматривать обеспечение информационной «прозрачности» реципиентов инвестирования. Из всех отечественных предприятий лишь единицы становятся прозрачными, и те – по собственному желанию.

В большинстве же случаев потенциальному иностранному инвестору довольно трудно выяснить, какой именно капитал стоит за членами совета директоров российской компании. Не ясно, кто и какими пакетами акций владеет, что приводит к абсолютной и непредсказуемости финансовых интересов и принимаемых решений. В связи с этим требуют доработки Законы «Об аффинированных лицах» и «Об инсайдерской информации».

В качестве одного из наиболее близких шагов российское руководство может пойти на широкое привлечение иностранных банков к работе на российском кредитном рынке, оговорив их деятельность рядом условий, обеспечивающих выгоду и надежность для иностранных кредитных учреждений и одновременно — соблюдение требований экономической безопасности для России. При этих условиях работа иностранных банков в России повлечет значительный позитивный эффект:

их присутствие и работа по цивилизованным нормам создадут благоприятную конкурентную среду для российских банков и заставят их придерживаться тех же норм в своей деятельности;

российские фирмы уже сейчас относятся к иностранным банкам с большим доверием, нежели к ряду отечественных банков и поручают им обслуживать свои коммерческие операции и вести денежные счета. Обслуживание счетов в иностранных банках повлечет возрастание прозрачности деятельности российских фирм, облегчение процедуры и вероятное увеличение налоговых сборов;

Читайте также:  ООО "ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" ИНН 5837019214. Реквизиты, контакты, телефон узнать на сервисе "Всем Подряд"

иностранные банки смогут создать устойчивую, эффективную и привлекательную систему обслуживания финансовых потребностей совместных предприятий, действующих в России. Это создаст мощный эффект для дальнейшего привлечения иностранного капитала;

привлечение иностранных банков к работе с валютными вкладами населения позволит включить этот до сих пор бездействовавший вид финансовых ресурсов в хозяйственное употребление;

деятельность иностранных банков в России будет способствовать притоку иностранного капитала, который в большей степени будет доверять известным в мире банкам, нежели российским.

К основным направлениям государственной инвестиционной политики можно также отнести следующие: предоставление гарантий неухудшения налогового режима инвестирования на период реализации инвестиционных проектов; совершенствование системы страхования от коммерческих и некоммерческих рисков, а также переход на международную систему бухгалтерского учета.

Крупным источником привлечения иностранного капитала служат находящиеся в различных российских городах мощные промышленные оборонные предприятия, на многих из которых с учетом согласования оборонных интересов и задач развития гражданского сектора следует активизировать процесс конверсии и укрепить их кооперацию и финансовое сотрудничество с другими отечественными предприятиями и иностранными компаниями.

Здесь наиболее эффективным способом будет, видимо, создание предпринимательских зон, научных парков и других разновидностей специальных экономических зон, позволяющих создать локальные условия для привлечения иностранных инвестиций и налаживания передового конкурентоспособного производства, опирающегося на готовую инфраструктуру и высококвалифицированный персонал, которыми Россия обладает в соответствующих городах в достаточном объеме.

Успешный зарубежный опыт свидетельствует, что такие предпринимательские зоны создаются и плодотворно действуют также в депрессивных районах крупных городов, позволяя эффективно решить локальные проблемы безработицы и создать центры перспективного развития.

С этой целью разрабатывается и запускается специальная программа, включающая привлечение инвестиций и создание особых условий для данного района города, включающих предоставление на определенное время налоговых льгот, снижение тарифов на энергию и другие коммунальные услуги, снижение арендных платежей и т.п. Быстрое оживление экономической активности в таком районе оправдывает все усилия.

Необходимость принятия неординарных мер по привлечению иностранных инвестиций, включающих создание специальных предпринимательских зон, диктуется также наличием в России большого числа нерентабельных промышленных предприятий, вокруг которых сложились крупные жилые районы.

Для реализации задач привлечения иностранного капитала в Россию требуется постоянная работа, объединяющая усилия законодательной, исполнительной власти, научных и консультативных центров, предпринимателей и общественных организаций. Важнейшая роль принадлежит Государственной Думе и Правительству России.

В политике привлечения иностранного капитала необходимо активное использование нетрадиционных подходов к решению этой проблемы. Речь идет о работе по привлечению капитала не только из крупнейших развитых стран, но и других прогрессирующих в своем развитии государств, желающих и готовых развивать сотрудничество с Россией.

Это такие страны, как Турция, Южная Корея и другие перспективные партнеры. Сталкиваясь с растущей конкуренцией на рынках США и стран Западной Европы и переживая сегодня финансовые трудности, эти страны ищут новые рынки для приложения своего капитала.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии запрещены.