- Инвестиции россии в экономику стран – членов европейского союза
- Министерство экономического развития российской федерации – деятельность – экономическое сотрудничество со странами европы
- Прямые зарубежные инвестиции в экономическом взаимодействии японии и стран европейского союза специальность: 08.00.14 – мировая экономика автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук санкт-петербург 2020
Инвестиции россии в экономику стран – членов европейского союза
14.12. ИНВЕСТИЦИИ РОССИИ В ЭКОНОМИКУ
СТРАН – ЧЛЕНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА1)
2000 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||
Всего | в том числе прямые инвестиции | ||||||||
Австрия | 12 | 19 | 50 | 64 | 4262 | 12957 | 10281 | 15540 | 30 |
Бельгия | 3 | 5 | 2 | 1 | 2 | 17 | 29 | 103 | 0,1 |
Болгария | 0,4 | 2 | 17 | 35 | 3 | 23 | 1 | 4 | 0,1 |
Венгрия | 1 | 27 | 41 | 36 | 43 | 58 | 96 | 86 | – |
Германия | 393 | 863 | 1341 | 1858 | 3109 | 3037 | 7086 | 839 | 277 |
Греция | 12 | 0,0 | 23 | 10 | 1 | 0,2 | 2 | 0,0 | – |
Дания | 5 | 99 | 149 | 161 | 134 | 124 | 52 | 177 | – |
Ирландия | – | – | 8 | 20 | 21 | 24 | 45 | 63 | 0,1 |
Испания | 0,0 | 0,2 | 0,4 | 0,1 | 5 | 2 | 8 | 2 | – |
Италия | 3 | 26 | 26 | 7 | 22 | 47 | 64 | 147 | 63 |
Кипр | 80 | 3573 | 5938 | 7461 | 1077 | 1752 | 7370 | 10082 | 8469 |
Латвия | 15 | 0,1 | – | 0,6 | 59 | 5 | 4 | 129 | – |
Литва | 3 | 295 | 1223 | 1316 | 2 | 22 | 17 | 157 | 0,1 |
Люксембург | 0,1 | – | 196 | 123 | 61 | 1012 | 361 | 36 | – |
Мальта | 0,0 | 4 | – | 2 | 0,0 | – | – | 2 | 2 |
Нидерланды | 69 | 457 | 92 | 98 | 31 | 731 | 6853 | 6880 | 6616 |
Польша | 6 | 15 | 17 | 19 | 25 | 37 | 30 | 101 | 0,0 |
Португалия | 0,1 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 0,1 | – | – |
Румыния | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,5 | 0,2 | 0,1 | 30 | 2 | 0,0 |
Словакия | 3 | 82 | 2 | 6 | 4 | 7 | 12 | 9 | – |
Словения | – | 0,1 | 1 | 1 | 0,1 | 2 | 1 | 2 | – |
Соединенное | 86 | 73 | 66 | 2571 | 490 | 1979 | 1716 | 4708 | 90 |
Финляндия | 2 | 4 | 6 | 73 | 153 | 110 | 43 | 247 | 1 |
Франция | 4 | 7 | 62 | 34 | 14 | 10 | 35 | 49 | – |
Чешская Республика | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 39 | 20 | – |
Швеция | 10 | 28 | 69 | 6 | 8 | 4 | 46 | 42 | 0,1 |
Эстония | 2 | – | 6 | 10 | 20 | 12 | 20 | 59 | 23 |
1)
Данные приведены по организациям, представившим статистическую отчетность, без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков и рублевых поступлений.
Россия и страны – члены Европейского Союза – 2009 г.
Copyright © Федеральная служба государственной статистики
Министерство экономического развития российской федерации – деятельность – экономическое сотрудничество со странами европы
Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.
Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).
Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.
- Европейский союз.
- расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
- образование и подготовка кадров для бизнеса;
- регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.
- развитие энергетики;
- транспортно-логистическая система;
- сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
- атомная отрасль;
- новые материалы, включая композиты.
- Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
- энергетика;
- машиностроение;
- авиация;
- космос;
- транспорт;
- нанотехнологии;
- автомобилестроение;
- агропромышленный комплекс;
- телекоммуникации;
- информационные технологии;
- производство потребительских товаров.
Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.
- Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
- Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
- Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
- Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
- Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
- Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
- Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
- Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.
Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:
Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:
§
Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.
Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).
Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.
- Европейский союз.
- расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
- образование и подготовка кадров для бизнеса;
- регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.
- развитие энергетики;
- транспортно-логистическая система;
- сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
- атомная отрасль;
- новые материалы, включая композиты.
- Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
- энергетика;
- машиностроение;
- авиация;
- космос;
- транспорт;
- нанотехнологии;
- автомобилестроение;
- агропромышленный комплекс;
- телекоммуникации;
- информационные технологии;
- производство потребительских товаров.
Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.
- Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
- Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
- Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
- Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
- Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
- Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
- Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
- Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.
Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:
Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:
§
Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.
Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).
Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.
- Европейский союз.
- расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
- образование и подготовка кадров для бизнеса;
- регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.
- развитие энергетики;
- транспортно-логистическая система;
- сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
- атомная отрасль;
- новые материалы, включая композиты.
- Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
- энергетика;
- машиностроение;
- авиация;
- космос;
- транспорт;
- нанотехнологии;
- автомобилестроение;
- агропромышленный комплекс;
- телекоммуникации;
- информационные технологии;
- производство потребительских товаров.
Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.
- Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
- Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
- Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
- Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
- Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
- Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
- Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
- Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.
Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:
Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:
§
Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.
Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).
Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.
- Европейский союз.
- расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
- образование и подготовка кадров для бизнеса;
- регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.
- развитие энергетики;
- транспортно-логистическая система;
- сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
- атомная отрасль;
- новые материалы, включая композиты.
- Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
- энергетика;
- машиностроение;
- авиация;
- космос;
- транспорт;
- нанотехнологии;
- автомобилестроение;
- агропромышленный комплекс;
- телекоммуникации;
- информационные технологии;
- производство потребительских товаров.
Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.
- Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
- Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
- Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
- Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
- Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
- Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
- Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
- Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.
Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:
Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:
§
Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.
Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).
Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.
- Европейский союз.
- расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
- образование и подготовка кадров для бизнеса;
- регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.
- развитие энергетики;
- транспортно-логистическая система;
- сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
- атомная отрасль;
- новые материалы, включая композиты.
- Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
- энергетика;
- машиностроение;
- авиация;
- космос;
- транспорт;
- нанотехнологии;
- автомобилестроение;
- агропромышленный комплекс;
- телекоммуникации;
- информационные технологии;
- производство потребительских товаров.
Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.
- Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
- Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
- Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
- Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
- Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
- Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
- Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
- Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.
Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:
Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:
§
Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.
Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).
Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.
- Европейский союз.
- расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
- образование и подготовка кадров для бизнеса;
- регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.
- развитие энергетики;
- транспортно-логистическая система;
- сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
- атомная отрасль;
- новые материалы, включая композиты.
- Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
- энергетика;
- машиностроение;
- авиация;
- космос;
- транспорт;
- нанотехнологии;
- автомобилестроение;
- агропромышленный комплекс;
- телекоммуникации;
- информационные технологии;
- производство потребительских товаров.
Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.
- Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
- Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
- Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
- Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
- Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
- Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
- Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
- Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.
Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:
Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:
§
Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.
Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).
Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.
- Европейский союз.
- расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
- образование и подготовка кадров для бизнеса;
- регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.
- развитие энергетики;
- транспортно-логистическая система;
- сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
- атомная отрасль;
- новые материалы, включая композиты.
- Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
- энергетика;
- машиностроение;
- авиация;
- космос;
- транспорт;
- нанотехнологии;
- автомобилестроение;
- агропромышленный комплекс;
- телекоммуникации;
- информационные технологии;
- производство потребительских товаров.
Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.
- Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
- Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
- Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
- Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
- Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
- Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
- Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
- Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.
Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:
Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:
§
Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.
Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).
Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.
- Европейский союз.
- расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
- образование и подготовка кадров для бизнеса;
- регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.
- развитие энергетики;
- транспортно-логистическая система;
- сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
- атомная отрасль;
- новые материалы, включая композиты.
- Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
- энергетика;
- машиностроение;
- авиация;
- космос;
- транспорт;
- нанотехнологии;
- автомобилестроение;
- агропромышленный комплекс;
- телекоммуникации;
- информационные технологии;
- производство потребительских товаров.
Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.
- Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
- Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
- Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
- Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
- Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
- Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
- Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
- Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.
Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:
Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:
§
Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.
Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).
Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.
- Европейский союз.
- расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
- образование и подготовка кадров для бизнеса;
- регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.
- развитие энергетики;
- транспортно-логистическая система;
- сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
- атомная отрасль;
- новые материалы, включая композиты.
- Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
- энергетика;
- машиностроение;
- авиация;
- космос;
- транспорт;
- нанотехнологии;
- автомобилестроение;
- агропромышленный комплекс;
- телекоммуникации;
- информационные технологии;
- производство потребительских товаров.
Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.
- Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
- Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
- Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
- Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
- Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
- Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
- Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
- Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.
Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:
Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:
§
Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.
Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).
Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.
- Европейский союз.
- расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
- образование и подготовка кадров для бизнеса;
- регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.
- развитие энергетики;
- транспортно-логистическая система;
- сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
- атомная отрасль;
- новые материалы, включая композиты.
- Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
- энергетика;
- машиностроение;
- авиация;
- космос;
- транспорт;
- нанотехнологии;
- автомобилестроение;
- агропромышленный комплекс;
- телекоммуникации;
- информационные технологии;
- производство потребительских товаров.
Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.
- Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
- Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
- Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
- Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
- Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
- Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
- Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
- Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.
Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:
Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:
§
Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.
Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).
Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.
- Европейский союз.
- расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
- образование и подготовка кадров для бизнеса;
- регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.
- развитие энергетики;
- транспортно-логистическая система;
- сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
- атомная отрасль;
- новые материалы, включая композиты.
- Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
- энергетика;
- машиностроение;
- авиация;
- космос;
- транспорт;
- нанотехнологии;
- автомобилестроение;
- агропромышленный комплекс;
- телекоммуникации;
- информационные технологии;
- производство потребительских товаров.
Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.
- Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
- Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
- Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
- Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
- Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
- Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
- Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
- Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.
Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:
Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:
Прямые зарубежные инвестиции в экономическом взаимодействии японии и стран европейского союза специальность: 08.00.14 – мировая экономика автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук санкт-петербург 2020
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что инвестиционное сотрудничество Японии как одной из наиболее экономически развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона с Европейским Союзом является значимым фактором в отношениях между Европой и Азией на современном этапе. Подобное взаимодействие невозможно не принимать во внимание в условиях глобализации и растущей взаимозависимости в мировой экономике. Вместе с тем, помимо углубленного анализа экономических аспектов сотрудничества между Японией и государствами Европейского Союза, в целях комплексного изучения и более глубокого понимания динамики этого процесса также необходимо учитывать национально-психологические факторы, оказывающие, наряду с политическими, географическими и социокультурными причинами, значительное влияние на механизм экономического взаимодействия.
Рассматриваемая тема представляется актуальной и в свете развивающегося инвестиционного взаимодействия между Россией и Японией. Для успешного сотрудничества необходимо принимать во внимание специфические особенности поведения японских инвесторов, в чем может помочь значительный опыт общения с ними, накопленный во многих странах Европы. В свою очередь, изучение влияния инвестиционного взаимодействия на взаимные образы представляется важным в контексте ставшего в последние годы актуальным курса на улучшение имиджа России за рубежом с целью привлечения в страну иностранного капитала.
Степень разработанности проблемы. Теоретической основой представляемой диссертационной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых. С точки зрения теоретических подходов к изучению прямых зарубежных инвестиций наиболее значимыми являются исследования Дж. Даннинга, Дж. Маркузена, А.
Ругмана, Р. Вернона, М. Бломстрёма и А. Кокко. Для создания общей концепции работы важную роль сыграли труды российских ученых: С.Ф. Сутырина, В.А.
Мельянцева, А.Ю. Панибратова, С.М. Кадочникова, И.А. Погорлецкого, В.Г.
В представленной работе инвестиционное сотрудничество между Японией и странами ЕС рассматривается на примере прямых инвестиций. Несмотря на то, что в отечественной литературе часто используются два термина «прямые зарубежные инвестиции» – для обозначения инвестиций, осуществляемых страной, и «прямые иностранные инвестиции» – для обозначения инвестиций, поступающих в страну, в данной работе термин «прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ)» используется в качестве универсального, по аналогии с термином «foreign direct investment (FDI)», используемым в англоязычной литературе.
Шерова-Игнатьева, И.В. Кокушкиной, И.В. Воробьевой, Д.А. Щербакова, И.П.
Лебедевой.
Для описания тенденций и практики деятельности японского капитала в Европе и европейского капитала в Японии значительный интерес представляют статьи и монографии таких западных авторов, как К. Бургер, М. Мейсон, Г. Морган, К. Хэд, М. Райан, П. Дикен, Д. Шнайдевинд и Д. Вайнстейн. Участие Японии в международных инвестиционных процессах освещается в работах таких отечественных исследователей, как И. Л. Тимонина и В.О. Кистанов. Несомненную ценность представляют также труды исследователей японского происхождения: К.
Фукао, К. Омаэ, М. Удагава, М. Сакикабара и Х. Ямаваки. Среди русских ученыхвостоковедов проблематика экспорта японского капитала в страны Европы достаточно глубоко изучалась в 70-е – 80-е годы ХХ века. Наиболее интересными для данной работы представляются монографии Е. Б. Ковригина, посвященные инвестиционной деятельности японских предприятий как в странах Западной Европы, так и других регионов мира, а также публикации В. А. Кондрахина, посвященные деятельности японских автомобильных концернов за рубежом. Как и более современные отечественные публикации, большинство из этих работ носит общий характер, описывая японские инвестиции не в отдельные регионы, а в мировом масштабе, или концентрируясь на отдельных моментах, как труды Н.Ф.
Лещенко, занимающейся, в частности, историей японских торговых домов.
Обзор основных подходов к изучению национальных образов подробно представлен в Главе III. В этом направлении наиболее выдающиеся работы написаны западными учеными: К. Болдингом, О. Холсти, Р. Джервисом, О. Фэльтом, И.
Нойманном; российскими авторами: Э. А. Галумовым, И. Ю. Киселевым, А. С.
Мыльниковым; японскими: И. Нобору, Н. Тиэ. Проблемы кросс-культурного взаимодействия, а также его роль в экономических процессах освещаются в трудах таких исследователей, как Л. Харрисон, С. Хантингтон и М. Портер. Для проведения социологического исследования, составившего основу заключений, представленных в п. 2.3. §2 Главы III, автором использовались методы, описанные в трудах отечественных и зарубежных авторов: В. А. Ядова, С. Л. Лор, Р.А. Джонсона.
Фактологическую базу диссертационного исследования составили оригинальные японские и западные источники: официальные документы, тексты речей и интервью японских политиков и их коллег из стран – членов Европейского Союза, экономические отчеты исследовательских центров при Японской организации по содействию внешней торговле (JETRO), Японской ассоциации автопроизводителей (JAMA), отчеты правительства и ряда министерств Японии, посвященные внешнеэкономической деятельности государства, а также результаты опросов общественного мнения, в том числе – опроса, проведенного самим автором диссертационного исследования среди респондентов – граждан Японии, ФРГ, Италии, Финляндии и Чехии. К официальным документам, которые использовались при написании диссертационного исследования, относятся: тексты совместных заявлений для прессы по итогам саммитов Япония – ЕС, официальные документы Европейского Союза, международные соглашения, законодательные акты Японии и отдельных государств – членов Еврoсоюза, формирующие основы государственной политики в области инвестирования, а также статистические разработки специализирoванных органов ОЭСР, ООН, МВФ и других междунарoдных организаций.
Поскольку в целом весь комплекс факторов, рассматриваемых в представляемой диссертационной работе, а именно: анализ деятельности японского капитала в Европе и европейского капитала в Японии в совокупности с ее восприятием в указанных странах, равно как и многие материалы, использованные в процессе написания, до настоящего времени не становились предметом специального исследования, можно говорить о новизне в подходе к рассмотрению темы, освещаемой в представляемой работе.
Элементами научной новизны характеризуются следующие результаты диссертационного исследования:
1. применительно к рассматриваемому в работе периоду, уточнены ключевые тенденции развития инвестиционного сотрудничества между Японией и странами Европейского Союза;
2. обобщены основные особенности стратегий инвестиционной деятельности японских компаний в разных регионах Европы и европейских компаний в Японии;
3. выявлены перспективные отрасли и пути для привлечения прямых инвестиций и углубления сотрудничества;
4. определены факторы, затрудняющие развитие инвестиционного взаимодействия между Японией и странами ЕС;
5. применительно к рассматриваемым странам, выявлена зависимость инвестиционной привлекательности государства или региона от их имиджа в стране происхождения потенциальных инвесторов;
6. при помощи методов социологического анализа определено влияние японских и европейских ПЗИ на образ страны-инвестора в стране-реципиенте.
Объектом рассмотрения данной кандидатской диссертации стали прямые зарубежные инвестиции Японии в страны Европейского Союза и стран ЕС в Японию в ретроспективе их развития и на современном этапе. Непосредственным предметом исследования стали инвестиционные отношения, их место в экономическом сотрудничестве Японии и стран ЕС, а также сформировавшиеся, в том числе на их основе, взаимные образы.
Территориальные рамки исследования охватывают Японию и страны Европейского Союза, наиболее активным образом участвующие в инвестиционном взаимодействии. На протяжении наиболее подробно рассматриваемого в работе периода (с конца 50-х годов ХХ века до настоящего времени) Европейский Союз шесть раз расширялся. Таким образом, количество государств – членов ЕС увеличилось с первоначальных шести до двадцати семи. Поскольку не все из них в одинаковой степени привлекательны для японского капитала и заинтересованы в сотрудничестве с этой страной, в данной работе детально рассмотрены государства Европы, опыт которых по тем или иным причинам является наиболее показательным в контексте экономического взаимодействия с Японией.
Целью диссертационной работы является выявление механизмов, закономерностей и направлений потоков ПЗИ между Японией и странами Европейского Союза и формирования образа страны происхождения инвестиций.
Поставленная цель конкретизируется и реализуется посредством решения следующих задач:
– раскрыть тенденции развития инвестиционного взаимодействия между Японией и странами Европейского Союза, наиболее подробно остановившись на периоде со второй половины ХХ века до настоящего времени;
– применительно к прямым зарубежным инвестициям, обобщить стратегии инвестиционной деятельности японских компаний в Европе и европейских компаний в Японии;
– охарактеризовать структуру и состояние японских прямых зарубежных инвестиций в Европе и европейских ПЗИ в Японии;
– раскрыть комплекс объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на инвестиционное сотрудничество Японии и стран Евросоюза в области прямых инвестиций;
– выявить перспективные отрасли и пути для взаимного привлечения прямых инвестиций и углубления сотрудничества;
– определить влияние прямых инвестиций на имидж страны их происхождения.
Методологическая основа работы включает в себя cистемный подход как комплекcное исследование экономичеcких, политических, правовых и культурных аспектов инвестиционного сотрудничества, а также методы индукции, синтеза и обобщения. В дополнение к сиcтемному анализу применены диалектический и нарративный методы, контент-анализ. В основу эмпирической базы Главы III диссертационной работы легли материалы интервью и опроса общественного мнения, проведенных и проанализированных автором с использованием методов социологического исследования. Выбором в качестве рассматриваемых регионов Европы и Азии обусловлено обращение к инструментарию, используемому в востоковедении, социологии, имагологии и кросс-культурных исследованиях, а также своего рода междисциплинарный характер работы.
Диссертационная работа обладает теоретической и практической значимостью для осмысления современных тенденций инвестиционного сотрудничества между Японией и странами Европейского Союза, совокупность которых прежде не становилась предметом углубленного исследования отечественными и западными специалистами. Материалы исследования могут использоваться в научной работе, при подготовке лекционных курсов по соответствующим дисциплинам в специализированных высших учебных заведениях.
Полученные результаты могут иметь практическое применение в качестве информационно-аналитического материала для государственных органов и коммерческих структур.
Отдельные положения и выводы работы прошли апробацию на научных конференциях:
– «Востоковедение и африканистика в диалоге цивилизаций: ХХV международная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки», Восточный факультет СПбГУ, 22-24 апреля 2009 г.;
– «Модернизация экономики: проблемы и перспективы: международная научная конференция, посвященная 70-летию со дня основания Экономического факультета СПбГУ», 14-15 октября 2020 г.;
– «Санкт-Петербургская конференция молодых японоведов», 24-25 ноября 20г., Восточный факультет СПбГУ, Японский фонд, при поддержке Генерального консульства Японии в Санкт-Петербурге.
По теме диссертационного исследования опубликовано 6 научных работ общим объемом 2,1 п.л., в том числе две статьи в журналах, включенных ВАК Минобрнауки России в Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание степени кандидата наук.
Структура исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. Список литературы и источников включает 296 наименований (не считая Интернет-ресурсов), в том числе 69 – на русском языке и 227 – на иностранных языках. Объем диссертационного исследования составляет 165 страниц, включая 12 таблиц, 22 рисунка и 9 страниц приложений.
II. Основное содержание работы
Введение включает в себя обоснование актуальности темы диссертационного исследования, анализ степени ее научной разработанности, формулировки объекта и предмета исследования, его цели и задач. В разделе дается характеристика научной новизны работы, а также ее практической значимости, приводятся сведения об апробации результатов исследования.
В Главе I «Японские прямые инвестиции в странах Европейского Союза» проанализированы основные теоретические подходы к изучению прямых зарубежных инвестиций, а также зависимости между ними и международной торговлей. В качестве основных можно обозначить две точки зрения. Первую отразил в своих работах лауреат Нобелевской премии в области экономики Роберт Манделл. Проводя параллель и дополняя классические и неоклассические теории Давида Рикардо и Хекшера – Олина, Р. Манделл в своем труде «Международная торговля и мобильность факторов производства» показал, что торговля товарами и международная миграция факторов производства, в том числе прямые иностранные инвестиции, являются взаимозамещающими процессами. Из этого следует, что мобильность факторов производства может быть стимулирована за счет средств, сдерживающих международную торговлю, таких, например, как тарифы и затраты на перевозку. Схожие взгляды нашли отражение в трудах П.Р. Кругмана и Э.
Хелпмана.
Второй подход, которому отдают предпочтение многие современные экономисты, представлен в работах Джеймса Р. Маркузена. В некоторой степени он исходит из парадигмы цикла международного производства товара, выдвинутой Р.
Верноном еще в 60-е годы ХХ века о динамическом взаимодействии между международной торговлей и зарубежными инвестициями3. Также к этому подходу можно отнести эклектическую парадигму (OLI) Дж. Даннинга, развившего теорию интеpнализации и предположившего, что подкрепляющее международную торговую деятельность прямое инвестирование может быть выгодно лишь при наличии:
конкурентных преимуществ, связанных с обладанием иностранными активами;
выгоды от размещения производства за границей; преимуществ, связанных с интернализацией4.
Дж. Маркузен высказал предположение, что нормой является комплементарное отношение между торговлей и движением факторов производства, тогда как их взаимозамещающий характер, описанный Манделлом, представляет собой лишь частный случай. Теория комплементарности представляется автору данной диссертационной работы более уместной и состоятельной в современных условиях, когда процесс продолжающегося развития международной торговли проходит Mundell R. A. International Trade and Factor Mobility// The American Economic Review, Vol. 47, № 3, 1957. Pp. 322- 3 См.: Vernon R. International Investment and International Trade in the Product Cycle// Quarterly Journal of Economics, Vol. 80, 1966. P. 190-207.
Dunning J. H. The Eclectic (OLI) Paradigm of International Production: Past, Present and Future // International Journal of the Economics of Business. Vol. 8, No. 2, 2001. P. 176.
Markusen J. R. Factor Movements and Commodity Trade as Complements// Journal of International Economics, № 14, 1983. P. 342.
параллельно с усилением активности и влияния транснациональных корпораций на мировых рынках. Кроме того, она способна объяснить причины экспорта капитала не только в развивающиеся страны с дешевыми факторами производства, но и в экономически развитые государства, что обусловливает применяемость данного теоретического подхода в случае исследования инвестиционного взаимодействия между Японией и Европейским Союзом.
Необходимо отметить, что представители японской научной школы, в целом, придерживаются, описанной выше теории, внося в нее некоторые дополнения.
Наиболее заметный вклад в изучение иностранных инвестиций в Японии внесли К.
Кодзима и Т. Одзава. Они дополнили микроэкономический подход к объяснению природы инвестиций макроэкономическим, объединив такие категории, как доступность факторов производства, нематериальные активы и торговую и промышленную политику государства, а также его конкурентные преимущества.
Кодзима выделяет два основных типа иностранных инвестиций по их направленности: стимулирующие торговлю (тип инвестиций, осуществляемых Японией) и сдерживающие торговлю (США). При этом, стимулирующие торговлю инвестиции могут по своим целям быть ориентированными на ресурсы, на рабочую силу и на рынки.6 Продолжая мысль К. Кодзима, и опираясь на наследие Давида Рикардо, Т. Одзава утверждает, что в конце 60-х годов ХХ века Японию к активному инвестированию подтолкнул рост уровня заработной платы внутри страны, вызванный экономическим ростом предыдущих лет, а также нехватка природных ресурсов7.
В главе также дана общая характеристика японских прямых инвестиций в ЕС и рассмотрена история проникновения японского капитала в страны Европы, которую можно разделить на следующие этапы:
период до 1914 года;
этап с окончания Первой мировой войны до начала Второй мировой войны;
период после окончания Второй мировой войны до 1971 года;
Kojima K. A Macroeconomic Approach to Foreign Direct Investment // Hitotsubashi Journal of Economics. № 14, 1973. P. 1. URL: http://hermes-ir.lib.hit-u.ac.jp/rs/bitstream/10086/8008/1/HJeco0140100010.pdf Ozawa, T. Japan’s Multinational Enterprise: The Political Economy of Outward Dependency. // World Politics. № 30 (4), 1978. Р. 523.
период с 1971 года до середины 1990-х годов, характеризующийся наиболее высокими темпами притока японских инвестиций в развитые страны Западной Европы;
современный этап.
В Главе I также освещены особенности инвестиционных стратегий японских предпринимателей. Инвестиционное поведение японских компаний характеризуется особой стратегией проникновения на иностранные рынки, заключающейся в том, что одновременно с японской фирмой – инвестором на рынок приходит ряд других компаний, тесно с ней аффилированных и обеспечивающих более привычную среду функционирования. Это объясняется спецификой японского корпоративного сознания, приверженностью коллективистской и одновременно иерархизированной модели поведения, корнями уходящей в японские традиции, базирующиеся на конфуцианстве.
Рассмотрение состояния и основных тенденций развития японских инвестиций в Европе, приводит нас к заключению о том, что современный этап может быть охарактеризован, как период изменения конфигурации японского инвестирования в страны Европейского Союза. Для этого этапа характерны активное проникновение японского капитала в экономику стран Центральной и Восточной Европы, вступивших в начале ХХI века в Евросоюз, где японские компании продолжают использовать стратегию greenfield, а также усиление ориентации на инвестирование в сферу НИОКР и все большее тяготение к стратегии brownfield в странах ЕС-15.
В последнее время на процессе экспорта японского капитала в Европу, в особенности, в страны ЦВЕ, а также из стран ЕС негативно сказались кризисные тенденции в мировой и непосредственно в европейской экономике. Последний мировой экономический кризис отрицательно повлиял на состояние международного рынка экспорта капитала. Во многих регионах мира в 2008-20годах произошло значительное ослабление инвестиционных потоков, которое было преодолено по предварительным подсчетом только в 2020 году. Указанная тенденция справедлива и для прямых инвестиций из Японии в Европейский Союз, влияние кризиса на которые проявилось особенно сильно в 2020 году, когда объемы уходящего с европейских рынков японского капитала значительно превысили приток ПЗИ в регион. (См. Рис. 1) 5,5,4,—5,-2008 2009 2020 20Рис. 1. Чистый приток японских прямых инвестиций в страны ЕС-27 в 2008-2020 гг. (в млрд долларов) Источник: Составлено автором по данным Eurostat EU27 FDI Statistics При этом, однако, следует отметить, что японские инвестиции в экономику стран ЕС-27 под влиянием мирового экономического кризиса снизились в меньшей степени, чем во многие другие страны мира. Есть все основания полагать, что после преодоления последствий кризиса и разрешения проблем, наметившихся в Еврозоне к настоящему времени, многие обозначившиеся до кризисных лет тенденции возобновятся.