Соглашение о свободной торговле между ЕС и Японией в цифрах и фактах – ТАСС

Соглашение о свободной торговле между ЕС и Японией в цифрах и фактах - ТАСС Выгодные вклады

Инвестиции россии в экономику стран – членов европейского союза

14.12. ИНВЕСТИЦИИ РОССИИ В ЭКОНОМИКУ
СТРАН – ЧЛЕНОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА1)

(миллионов долларов США)

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Всего

в том числе прямые инвестиции

Австрия

12

19

50

64

4262

12957

10281

15540

30

Бельгия

3

5

2

1

2

17

29

103

0,1

Болгария

0,4

2

17

35

3

23

1

4

0,1

Венгрия

1

27

41

36

43

58

96

86

Германия

393

863

1341

1858

3109

3037

7086

839

277

Греция

12

0,0

23

10

1

0,2

2

0,0

Дания

5

99

149

161

134

124

52

177

Ирландия

8

20

21

24

45

63

0,1

Испания

0,0

0,2

0,4

0,1

5

2

8

2

Италия

3

26

26

7

22

47

64

147

63

Кипр

80

3573

5938

7461

1077

1752

7370

10082

8469

Латвия

15

0,1

0,6

59

5

4

129

Литва

3

295

1223

1316

2

22

17

157

0,1

Люксембург

0,1

196

123

61

1012

361

36

Мальта

0,0

4

2

0,0

2

2

Нидерланды

69

457

92

98

31

731

6853

6880

6616

Польша

6

15

17

19

25

37

30

101

0,0

Португалия

0,1

2

3

4

4

3

0,1

Румыния

0,1

0,1

0,1

0,5

0,2

0,1

30

2

0,0

Словакия

3

82

2

6

4

7

12

9

Словения

0,1

1

1

0,1

2

1

2

Соединенное
Королевство
(Великобритания)

86

73

66

2571

490

1979

1716

4708

90

Финляндия

2

4

6

73

153

110

43

247

1

Франция

4

7

62

34

14

10

35

49

Чешская Республика

1

2

3

3

4

3

39

20

Швеция

10

28

69

6

8

4

46

42

0,1

Эстония

2

6

10

20

12

20

59

23

1)

Данные приведены по организациям, представившим статистическую отчетность, без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков и рублевых поступлений.

Россия и страны – члены Европейского Союза – 2009 г.
Copyright © Федеральная служба государственной статистики

Министерство экономического развития российской федерации – деятельность – экономическое сотрудничество со странами европы

Партнерство для модернизации Россия - ЕС

Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.

Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).

Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.

  1. Европейский союз.
  2. Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:

    • расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
    • образование и подготовка кадров для бизнеса;
    • регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.

    Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:

    • развитие энергетики;
    • транспортно-логистическая система;
    • сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
    • атомная отрасль;
    • новые материалы, включая композиты.
  3. Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
    • энергетика;
    • машиностроение;
    • авиация;
    • космос;
    • транспорт;
    • нанотехнологии;
    • автомобилестроение;
    • агропромышленный комплекс;
    • телекоммуникации;
    • информационные технологии;
    • производство потребительских товаров.

    Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.

  4. Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
  5. Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
  6. Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
  7. Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
  8. Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
  9. Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
  10. Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
  11. Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.

§

Партнерство для модернизации Россия - ЕС

Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.

Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).

Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.

  1. Европейский союз.
  2. Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:

    • расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
    • образование и подготовка кадров для бизнеса;
    • регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.

    Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:

    • развитие энергетики;
    • транспортно-логистическая система;
    • сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
    • атомная отрасль;
    • новые материалы, включая композиты.
  3. Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
    • энергетика;
    • машиностроение;
    • авиация;
    • космос;
    • транспорт;
    • нанотехнологии;
    • автомобилестроение;
    • агропромышленный комплекс;
    • телекоммуникации;
    • информационные технологии;
    • производство потребительских товаров.

    Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.

  4. Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
  5. Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
  6. Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
  7. Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
  8. Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
  9. Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
  10. Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
  11. Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.

§

Партнерство для модернизации Россия - ЕС

Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.

Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).

Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.

  1. Европейский союз.
  2. Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:

    • расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
    • образование и подготовка кадров для бизнеса;
    • регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.

    Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:

    • развитие энергетики;
    • транспортно-логистическая система;
    • сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
    • атомная отрасль;
    • новые материалы, включая композиты.
  3. Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
    • энергетика;
    • машиностроение;
    • авиация;
    • космос;
    • транспорт;
    • нанотехнологии;
    • автомобилестроение;
    • агропромышленный комплекс;
    • телекоммуникации;
    • информационные технологии;
    • производство потребительских товаров.

    Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.

  4. Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
  5. Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
  6. Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
  7. Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
  8. Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
  9. Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
  10. Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
  11. Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.

§

Партнерство для модернизации Россия - ЕС

Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.

Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).

Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.

  1. Европейский союз.
  2. Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:

    • расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
    • образование и подготовка кадров для бизнеса;
    • регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.

    Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:

    • развитие энергетики;
    • транспортно-логистическая система;
    • сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
    • атомная отрасль;
    • новые материалы, включая композиты.
  3. Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
    • энергетика;
    • машиностроение;
    • авиация;
    • космос;
    • транспорт;
    • нанотехнологии;
    • автомобилестроение;
    • агропромышленный комплекс;
    • телекоммуникации;
    • информационные технологии;
    • производство потребительских товаров.

    Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.

  4. Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
  5. Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
  6. Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
  7. Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
  8. Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
  9. Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
  10. Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
  11. Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.

§

Партнерство для модернизации Россия - ЕС

Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.

Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).

Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.

  1. Европейский союз.
  2. Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:

    • расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
    • образование и подготовка кадров для бизнеса;
    • регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.

    Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:

    • развитие энергетики;
    • транспортно-логистическая система;
    • сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
    • атомная отрасль;
    • новые материалы, включая композиты.
  3. Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
    • энергетика;
    • машиностроение;
    • авиация;
    • космос;
    • транспорт;
    • нанотехнологии;
    • автомобилестроение;
    • агропромышленный комплекс;
    • телекоммуникации;
    • информационные технологии;
    • производство потребительских товаров.

    Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.

  4. Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
  5. Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
  6. Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
  7. Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
  8. Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
  9. Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
  10. Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
  11. Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.

§

Партнерство для модернизации Россия - ЕС

Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.

Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).

Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.

  1. Европейский союз.
  2. Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:

    • расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
    • образование и подготовка кадров для бизнеса;
    • регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.

    Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:

    • развитие энергетики;
    • транспортно-логистическая система;
    • сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
    • атомная отрасль;
    • новые материалы, включая композиты.
  3. Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
    • энергетика;
    • машиностроение;
    • авиация;
    • космос;
    • транспорт;
    • нанотехнологии;
    • автомобилестроение;
    • агропромышленный комплекс;
    • телекоммуникации;
    • информационные технологии;
    • производство потребительских товаров.

    Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.

  4. Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
  5. Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
  6. Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
  7. Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
  8. Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
  9. Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
  10. Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
  11. Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.

§

Партнерство для модернизации Россия - ЕС

Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.

Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).

Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.

  1. Европейский союз.
  2. Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:

    • расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
    • образование и подготовка кадров для бизнеса;
    • регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.

    Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:

    • развитие энергетики;
    • транспортно-логистическая система;
    • сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
    • атомная отрасль;
    • новые материалы, включая композиты.
  3. Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
    • энергетика;
    • машиностроение;
    • авиация;
    • космос;
    • транспорт;
    • нанотехнологии;
    • автомобилестроение;
    • агропромышленный комплекс;
    • телекоммуникации;
    • информационные технологии;
    • производство потребительских товаров.

    Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.

  4. Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
  5. Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
  6. Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
  7. Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
  8. Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
  9. Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
  10. Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
  11. Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.

§

Партнерство для модернизации Россия - ЕС

Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.

Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).

Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.

  1. Европейский союз.
  2. Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:

    • расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
    • образование и подготовка кадров для бизнеса;
    • регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.

    Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:

    • развитие энергетики;
    • транспортно-логистическая система;
    • сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
    • атомная отрасль;
    • новые материалы, включая композиты.
  3. Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
    • энергетика;
    • машиностроение;
    • авиация;
    • космос;
    • транспорт;
    • нанотехнологии;
    • автомобилестроение;
    • агропромышленный комплекс;
    • телекоммуникации;
    • информационные технологии;
    • производство потребительских товаров.

    Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.

  4. Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
  5. Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
  6. Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
  7. Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
  8. Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
  9. Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
  10. Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
  11. Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.

§

Партнерство для модернизации Россия - ЕС

Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.

Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).

Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.

  1. Европейский союз.
  2. Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:

    • расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
    • образование и подготовка кадров для бизнеса;
    • регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.

    Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:

    • развитие энергетики;
    • транспортно-логистическая система;
    • сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
    • атомная отрасль;
    • новые материалы, включая композиты.
  3. Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
    • энергетика;
    • машиностроение;
    • авиация;
    • космос;
    • транспорт;
    • нанотехнологии;
    • автомобилестроение;
    • агропромышленный комплекс;
    • телекоммуникации;
    • информационные технологии;
    • производство потребительских товаров.

    Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.

  4. Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
  5. Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
  6. Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
  7. Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
  8. Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
  9. Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
  10. Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
  11. Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.

§

Партнерство для модернизации Россия - ЕС

Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.

Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).

Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.

  1. Европейский союз.
  2. Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:

    • расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
    • образование и подготовка кадров для бизнеса;
    • регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.

    Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:

    • развитие энергетики;
    • транспортно-логистическая система;
    • сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
    • атомная отрасль;
    • новые материалы, включая композиты.
  3. Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
    • энергетика;
    • машиностроение;
    • авиация;
    • космос;
    • транспорт;
    • нанотехнологии;
    • автомобилестроение;
    • агропромышленный комплекс;
    • телекоммуникации;
    • информационные технологии;
    • производство потребительских товаров.

    Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.

  4. Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
  5. Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
  6. Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
  7. Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
  8. Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
  9. Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
  10. Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
  11. Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.

§

Партнерство для модернизации Россия - ЕС

Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится более 50% российского товарооборота и около 80% инвестиций в российскую экономику.

Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 31 МПК со странами Европы. Кроме того, действуют Российско-Германская Стратегическая рабочая группа по сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), Российско-Германские межгосударственные консультации на высшем уровне, Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК).

Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.

  1. Европейский союз.
  2. Реализация инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» с целью развития делового сотрудничества в интересах модернизации между Россией и Евросоюзом. Общие приоритеты реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации»:

    • расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий;
    • образование и подготовка кадров для бизнеса;
    • регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.

    Секторальные приоритеты, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения:

    • развитие энергетики;
    • транспортно-логистическая система;
    • сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС;
    • атомная отрасль;
    • новые материалы, включая композиты.
  3. Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:
    • энергетика;
    • машиностроение;
    • авиация;
    • космос;
    • транспорт;
    • нанотехнологии;
    • автомобилестроение;
    • агропромышленный комплекс;
    • телекоммуникации;
    • информационные технологии;
    • производство потребительских товаров.

    Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.

  4. Обеспечение выполнения и подготовка новых межправительственных договоров и соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.
  5. Защита российских торгово-политических и экономических интересов в странах Европы.
  6. Подготовка и реализация программ сотрудничества и планов совместных действий со странами Европы в торгово-экономической сфере.
  7. Участие в переговорах по сотрудничеству с ЕАСТ.
  8. Переориентировка деятельности МПК, их рабочих органов и торгпредств на реализацию конкретных проектов сотрудничества, их сопровождение в целях развития российской экономики.
  9. Содействие в обеспечении диверсификация маршрутов поставок российского природного газа, нефти и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество в области энергоэффективности.
  10. Оказание содействия деловым кругам в продвижении товаров российских экспорта, развитии инновационных технологий, привлечении инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов и кластеров.
  11. Анализ мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в странах Европы в целях использования позитивного опыта.

Прямые зарубежные инвестиции в экономическом взаимодействии японии и стран европейского союза специальность: 08.00.14 – мировая экономика автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук санкт-петербург 2020

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что инвестиционное сотрудничество Японии как одной из наиболее экономически развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона с Европейским Союзом является значимым фактором в отношениях между Европой и Азией на современном этапе. Подобное взаимодействие невозможно не принимать во внимание в условиях глобализации и растущей взаимозависимости в мировой экономике. Вместе с тем, помимо углубленного анализа экономических аспектов сотрудничества между Японией и государствами Европейского Союза, в целях комплексного изучения и более глубокого понимания динамики этого процесса также необходимо учитывать национально-психологические факторы, оказывающие, наряду с политическими, географическими и социокультурными причинами, значительное влияние на механизм экономического взаимодействия.

Рассматриваемая тема представляется актуальной и в свете развивающегося инвестиционного взаимодействия между Россией и Японией. Для успешного сотрудничества необходимо принимать во внимание специфические особенности поведения японских инвесторов, в чем может помочь значительный опыт общения с ними, накопленный во многих странах Европы. В свою очередь, изучение влияния инвестиционного взаимодействия на взаимные образы представляется важным в контексте ставшего в последние годы актуальным курса на улучшение имиджа России за рубежом с целью привлечения в страну иностранного капитала.

Степень разработанности проблемы. Теоретической основой представляемой диссертационной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых. С точки зрения теоретических подходов к изучению прямых зарубежных инвестиций наиболее значимыми являются исследования Дж. Даннинга, Дж. Маркузена, А.

Ругмана, Р. Вернона, М. Бломстрёма и А. Кокко. Для создания общей концепции работы важную роль сыграли труды российских ученых: С.Ф. Сутырина, В.А.

Мельянцева, А.Ю. Панибратова, С.М. Кадочникова, И.А. Погорлецкого, В.Г.

В представленной работе инвестиционное сотрудничество между Японией и странами ЕС рассматривается на примере прямых инвестиций. Несмотря на то, что в отечественной литературе часто используются два термина «прямые зарубежные инвестиции» – для обозначения инвестиций, осуществляемых страной, и «прямые иностранные инвестиции» – для обозначения инвестиций, поступающих в страну, в данной работе термин «прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ)» используется в качестве универсального, по аналогии с термином «foreign direct investment (FDI)», используемым в англоязычной литературе.

Шерова-Игнатьева, И.В. Кокушкиной, И.В. Воробьевой, Д.А. Щербакова, И.П.

Лебедевой.

Для описания тенденций и практики деятельности японского капитала в Европе и европейского капитала в Японии значительный интерес представляют статьи и монографии таких западных авторов, как К. Бургер, М. Мейсон, Г. Морган, К. Хэд, М. Райан, П. Дикен, Д. Шнайдевинд и Д. Вайнстейн. Участие Японии в международных инвестиционных процессах освещается в работах таких отечественных исследователей, как И. Л. Тимонина и В.О. Кистанов. Несомненную ценность представляют также труды исследователей японского происхождения: К.

Фукао, К. Омаэ, М. Удагава, М. Сакикабара и Х. Ямаваки. Среди русских ученыхвостоковедов проблематика экспорта японского капитала в страны Европы достаточно глубоко изучалась в 70-е – 80-е годы ХХ века. Наиболее интересными для данной работы представляются монографии Е. Б. Ковригина, посвященные инвестиционной деятельности японских предприятий как в странах Западной Европы, так и других регионов мира, а также публикации В. А. Кондрахина, посвященные деятельности японских автомобильных концернов за рубежом. Как и более современные отечественные публикации, большинство из этих работ носит общий характер, описывая японские инвестиции не в отдельные регионы, а в мировом масштабе, или концентрируясь на отдельных моментах, как труды Н.Ф.

Лещенко, занимающейся, в частности, историей японских торговых домов.

Обзор основных подходов к изучению национальных образов подробно представлен в Главе III. В этом направлении наиболее выдающиеся работы написаны западными учеными: К. Болдингом, О. Холсти, Р. Джервисом, О. Фэльтом, И.

Нойманном; российскими авторами: Э. А. Галумовым, И. Ю. Киселевым, А. С.

Мыльниковым; японскими: И. Нобору, Н. Тиэ. Проблемы кросс-культурного взаимодействия, а также его роль в экономических процессах освещаются в трудах таких исследователей, как Л. Харрисон, С. Хантингтон и М. Портер. Для проведения социологического исследования, составившего основу заключений, представленных в п. 2.3. §2 Главы III, автором использовались методы, описанные в трудах отечественных и зарубежных авторов: В. А. Ядова, С. Л. Лор, Р.А. Джонсона.

Фактологическую базу диссертационного исследования составили оригинальные японские и западные источники: официальные документы, тексты речей и интервью японских политиков и их коллег из стран – членов Европейского Союза, экономические отчеты исследовательских центров при Японской организации по содействию внешней торговле (JETRO), Японской ассоциации автопроизводителей (JAMA), отчеты правительства и ряда министерств Японии, посвященные внешнеэкономической деятельности государства, а также результаты опросов общественного мнения, в том числе – опроса, проведенного самим автором диссертационного исследования среди респондентов – граждан Японии, ФРГ, Италии, Финляндии и Чехии. К официальным документам, которые использовались при написании диссертационного исследования, относятся: тексты совместных заявлений для прессы по итогам саммитов Япония – ЕС, официальные документы Европейского Союза, международные соглашения, законодательные акты Японии и отдельных государств – членов Еврoсоюза, формирующие основы государственной политики в области инвестирования, а также статистические разработки специализирoванных органов ОЭСР, ООН, МВФ и других междунарoдных организаций.

Поскольку в целом весь комплекс факторов, рассматриваемых в представляемой диссертационной работе, а именно: анализ деятельности японского капитала в Европе и европейского капитала в Японии в совокупности с ее восприятием в указанных странах, равно как и многие материалы, использованные в процессе написания, до настоящего времени не становились предметом специального исследования, можно говорить о новизне в подходе к рассмотрению темы, освещаемой в представляемой работе.

Элементами научной новизны характеризуются следующие результаты диссертационного исследования:

1. применительно к рассматриваемому в работе периоду, уточнены ключевые тенденции развития инвестиционного сотрудничества между Японией и странами Европейского Союза;

2. обобщены основные особенности стратегий инвестиционной деятельности японских компаний в разных регионах Европы и европейских компаний в Японии;

3. выявлены перспективные отрасли и пути для привлечения прямых инвестиций и углубления сотрудничества;

4. определены факторы, затрудняющие развитие инвестиционного взаимодействия между Японией и странами ЕС;

5. применительно к рассматриваемым странам, выявлена зависимость инвестиционной привлекательности государства или региона от их имиджа в стране происхождения потенциальных инвесторов;

6. при помощи методов социологического анализа определено влияние японских и европейских ПЗИ на образ страны-инвестора в стране-реципиенте.

Объектом рассмотрения данной кандидатской диссертации стали прямые зарубежные инвестиции Японии в страны Европейского Союза и стран ЕС в Японию в ретроспективе их развития и на современном этапе. Непосредственным предметом исследования стали инвестиционные отношения, их место в экономическом сотрудничестве Японии и стран ЕС, а также сформировавшиеся, в том числе на их основе, взаимные образы.

Территориальные рамки исследования охватывают Японию и страны Европейского Союза, наиболее активным образом участвующие в инвестиционном взаимодействии. На протяжении наиболее подробно рассматриваемого в работе периода (с конца 50-х годов ХХ века до настоящего времени) Европейский Союз шесть раз расширялся. Таким образом, количество государств – членов ЕС увеличилось с первоначальных шести до двадцати семи. Поскольку не все из них в одинаковой степени привлекательны для японского капитала и заинтересованы в сотрудничестве с этой страной, в данной работе детально рассмотрены государства Европы, опыт которых по тем или иным причинам является наиболее показательным в контексте экономического взаимодействия с Японией.

Целью диссертационной работы является выявление механизмов, закономерностей и направлений потоков ПЗИ между Японией и странами Европейского Союза и формирования образа страны происхождения инвестиций.

Поставленная цель конкретизируется и реализуется посредством решения следующих задач:

– раскрыть тенденции развития инвестиционного взаимодействия между Японией и странами Европейского Союза, наиболее подробно остановившись на периоде со второй половины ХХ века до настоящего времени;

– применительно к прямым зарубежным инвестициям, обобщить стратегии инвестиционной деятельности японских компаний в Европе и европейских компаний в Японии;

– охарактеризовать структуру и состояние японских прямых зарубежных инвестиций в Европе и европейских ПЗИ в Японии;

– раскрыть комплекс объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на инвестиционное сотрудничество Японии и стран Евросоюза в области прямых инвестиций;

– выявить перспективные отрасли и пути для взаимного привлечения прямых инвестиций и углубления сотрудничества;

– определить влияние прямых инвестиций на имидж страны их происхождения.

Методологическая основа работы включает в себя cистемный подход как комплекcное исследование экономичеcких, политических, правовых и культурных аспектов инвестиционного сотрудничества, а также методы индукции, синтеза и обобщения. В дополнение к сиcтемному анализу применены диалектический и нарративный методы, контент-анализ. В основу эмпирической базы Главы III диссертационной работы легли материалы интервью и опроса общественного мнения, проведенных и проанализированных автором с использованием методов социологического исследования. Выбором в качестве рассматриваемых регионов Европы и Азии обусловлено обращение к инструментарию, используемому в востоковедении, социологии, имагологии и кросс-культурных исследованиях, а также своего рода междисциплинарный характер работы.

Диссертационная работа обладает теоретической и практической значимостью для осмысления современных тенденций инвестиционного сотрудничества между Японией и странами Европейского Союза, совокупность которых прежде не становилась предметом углубленного исследования отечественными и западными специалистами. Материалы исследования могут использоваться в научной работе, при подготовке лекционных курсов по соответствующим дисциплинам в специализированных высших учебных заведениях.

Полученные результаты могут иметь практическое применение в качестве информационно-аналитического материала для государственных органов и коммерческих структур.

Отдельные положения и выводы работы прошли апробацию на научных конференциях:

– «Востоковедение и африканистика в диалоге цивилизаций: ХХV международная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки», Восточный факультет СПбГУ, 22-24 апреля 2009 г.;

– «Модернизация экономики: проблемы и перспективы: международная научная конференция, посвященная 70-летию со дня основания Экономического факультета СПбГУ», 14-15 октября 2020 г.;

– «Санкт-Петербургская конференция молодых японоведов», 24-25 ноября 20г., Восточный факультет СПбГУ, Японский фонд, при поддержке Генерального консульства Японии в Санкт-Петербурге.

По теме диссертационного исследования опубликовано 6 научных работ общим объемом 2,1 п.л., в том числе две статьи в журналах, включенных ВАК Минобрнауки России в Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание степени кандидата наук.

Структура исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. Список литературы и источников включает 296 наименований (не считая Интернет-ресурсов), в том числе 69 – на русском языке и 227 – на иностранных языках. Объем диссертационного исследования составляет 165 страниц, включая 12 таблиц, 22 рисунка и 9 страниц приложений.

II. Основное содержание работы

Введение включает в себя обоснование актуальности темы диссертационного исследования, анализ степени ее научной разработанности, формулировки объекта и предмета исследования, его цели и задач. В разделе дается характеристика научной новизны работы, а также ее практической значимости, приводятся сведения об апробации результатов исследования.

В Главе I «Японские прямые инвестиции в странах Европейского Союза» проанализированы основные теоретические подходы к изучению прямых зарубежных инвестиций, а также зависимости между ними и международной торговлей. В качестве основных можно обозначить две точки зрения. Первую отразил в своих работах лауреат Нобелевской премии в области экономики Роберт Манделл. Проводя параллель и дополняя классические и неоклассические теории Давида Рикардо и Хекшера – Олина, Р. Манделл в своем труде «Международная торговля и мобильность факторов производства» показал, что торговля товарами и международная миграция факторов производства, в том числе прямые иностранные инвестиции, являются взаимозамещающими процессами. Из этого следует, что мобильность факторов производства может быть стимулирована за счет средств, сдерживающих международную торговлю, таких, например, как тарифы и затраты на перевозку. Схожие взгляды нашли отражение в трудах П.Р. Кругмана и Э.

Хелпмана.

Второй подход, которому отдают предпочтение многие современные экономисты, представлен в работах Джеймса Р. Маркузена. В некоторой степени он исходит из парадигмы цикла международного производства товара, выдвинутой Р.

Верноном еще в 60-е годы ХХ века о динамическом взаимодействии между международной торговлей и зарубежными инвестициями3. Также к этому подходу можно отнести эклектическую парадигму (OLI) Дж. Даннинга, развившего теорию интеpнализации и предположившего, что подкрепляющее международную торговую деятельность прямое инвестирование может быть выгодно лишь при наличии:

конкурентных преимуществ, связанных с обладанием иностранными активами;

выгоды от размещения производства за границей; преимуществ, связанных с интернализацией4.

Дж. Маркузен высказал предположение, что нормой является комплементарное отношение между торговлей и движением факторов производства, тогда как их взаимозамещающий характер, описанный Манделлом, представляет собой лишь частный случай. Теория комплементарности представляется автору данной диссертационной работы более уместной и состоятельной в современных условиях, когда процесс продолжающегося развития международной торговли проходит Mundell R. A. International Trade and Factor Mobility// The American Economic Review, Vol. 47, № 3, 1957. Pp. 322- 3 См.: Vernon R. International Investment and International Trade in the Product Cycle// Quarterly Journal of Economics, Vol. 80, 1966. P. 190-207.

Dunning J. H. The Eclectic (OLI) Paradigm of International Production: Past, Present and Future // International Journal of the Economics of Business. Vol. 8, No. 2, 2001. P. 176.

Markusen J. R. Factor Movements and Commodity Trade as Complements// Journal of International Economics, № 14, 1983. P. 342.

параллельно с усилением активности и влияния транснациональных корпораций на мировых рынках. Кроме того, она способна объяснить причины экспорта капитала не только в развивающиеся страны с дешевыми факторами производства, но и в экономически развитые государства, что обусловливает применяемость данного теоретического подхода в случае исследования инвестиционного взаимодействия между Японией и Европейским Союзом.

Необходимо отметить, что представители японской научной школы, в целом, придерживаются, описанной выше теории, внося в нее некоторые дополнения.

Наиболее заметный вклад в изучение иностранных инвестиций в Японии внесли К.

Кодзима и Т. Одзава. Они дополнили микроэкономический подход к объяснению природы инвестиций макроэкономическим, объединив такие категории, как доступность факторов производства, нематериальные активы и торговую и промышленную политику государства, а также его конкурентные преимущества.

Кодзима выделяет два основных типа иностранных инвестиций по их направленности: стимулирующие торговлю (тип инвестиций, осуществляемых Японией) и сдерживающие торговлю (США). При этом, стимулирующие торговлю инвестиции могут по своим целям быть ориентированными на ресурсы, на рабочую силу и на рынки.6 Продолжая мысль К. Кодзима, и опираясь на наследие Давида Рикардо, Т. Одзава утверждает, что в конце 60-х годов ХХ века Японию к активному инвестированию подтолкнул рост уровня заработной платы внутри страны, вызванный экономическим ростом предыдущих лет, а также нехватка природных ресурсов7.

В главе также дана общая характеристика японских прямых инвестиций в ЕС и рассмотрена история проникновения японского капитала в страны Европы, которую можно разделить на следующие этапы:

период до 1914 года;

этап с окончания Первой мировой войны до начала Второй мировой войны;

период после окончания Второй мировой войны до 1971 года;

Kojima K. A Macroeconomic Approach to Foreign Direct Investment // Hitotsubashi Journal of Economics. № 14, 1973. P. 1. URL: http://hermes-ir.lib.hit-u.ac.jp/rs/bitstream/10086/8008/1/HJeco0140100010.pdf Ozawa, T. Japan’s Multinational Enterprise: The Political Economy of Outward Dependency. // World Politics. № 30 (4), 1978. Р. 523.

период с 1971 года до середины 1990-х годов, характеризующийся наиболее высокими темпами притока японских инвестиций в развитые страны Западной Европы;

современный этап.

В Главе I также освещены особенности инвестиционных стратегий японских предпринимателей. Инвестиционное поведение японских компаний характеризуется особой стратегией проникновения на иностранные рынки, заключающейся в том, что одновременно с японской фирмой – инвестором на рынок приходит ряд других компаний, тесно с ней аффилированных и обеспечивающих более привычную среду функционирования. Это объясняется спецификой японского корпоративного сознания, приверженностью коллективистской и одновременно иерархизированной модели поведения, корнями уходящей в японские традиции, базирующиеся на конфуцианстве.

Рассмотрение состояния и основных тенденций развития японских инвестиций в Европе, приводит нас к заключению о том, что современный этап может быть охарактеризован, как период изменения конфигурации японского инвестирования в страны Европейского Союза. Для этого этапа характерны активное проникновение японского капитала в экономику стран Центральной и Восточной Европы, вступивших в начале ХХI века в Евросоюз, где японские компании продолжают использовать стратегию greenfield, а также усиление ориентации на инвестирование в сферу НИОКР и все большее тяготение к стратегии brownfield в странах ЕС-15.

В последнее время на процессе экспорта японского капитала в Европу, в особенности, в страны ЦВЕ, а также из стран ЕС негативно сказались кризисные тенденции в мировой и непосредственно в европейской экономике. Последний мировой экономический кризис отрицательно повлиял на состояние международного рынка экспорта капитала. Во многих регионах мира в 2008-20годах произошло значительное ослабление инвестиционных потоков, которое было преодолено по предварительным подсчетом только в 2020 году. Указанная тенденция справедлива и для прямых инвестиций из Японии в Европейский Союз, влияние кризиса на которые проявилось особенно сильно в 2020 году, когда объемы уходящего с европейских рынков японского капитала значительно превысили приток ПЗИ в регион. (См. Рис. 1) 5,5,4,—5,-2008 2009 2020 20Рис. 1. Чистый приток японских прямых инвестиций в страны ЕС-27 в 2008-2020 гг. (в млрд долларов) Источник: Составлено автором по данным Eurostat EU27 FDI Statistics При этом, однако, следует отметить, что японские инвестиции в экономику стран ЕС-27 под влиянием мирового экономического кризиса снизились в меньшей степени, чем во многие другие страны мира. Есть все основания полагать, что после преодоления последствий кризиса и разрешения проблем, наметившихся в Еврозоне к настоящему времени, многие обозначившиеся до кризисных лет тенденции возобновятся.

Читайте также:  Инвестиции – что это такое? Виды инвестиций. Стоит ли инвестировать? |
Оцените статью