Субъекты и объекты инвестиционной деятельности — Бюджетная система России

Куда инвестируют больше всего

На протяжении нескольких лет лидирующие позиции в структуре инвестиций занимает сегмент жилой и коммерческой недвижимости. Доля инвестиций в существующие объекты в 2020 году составила 62%, в участки под девелопмент – 38%. В IV квартале объем вложений в полтора раза превысил значения аналогичного периода 2020 года, достигнув $1,5 млрд.

Наиболее высокий интерес был зафиксирован в сегменте торговой недвижимости. Доля вложений в этот сектор составила около 30%. Примерно столько же инвесторы вкладывали в офисные объекты. Объем инвестиций в жилую недвижимость достиг 24%. В несколько раз выросли вложения и в гостиничные активы – с 2% до 6%.

Общий объем совершенных сделок на российском рынке недвижимости превысил значения 2020 года на 41% и составил $4,1 млрд. При условии сохранения в РФ финансово-экономической устойчивости в текущем 2020 году объем инвестиций может достигнуть $4,5 млрд.

На долю рынка Москвы пришлось 67% инвестиций, что на 1% больше, чем в 2020 году. Доля Санкт-Петербурга выросла чуть больше – с 22% до 27%. Объем сделок с региональной недвижимостью, напротив, уменьшился – с 12% до 6%. На 2% уменьшилась и доля зарубежных инвестиций и составила 26%.

Объекты

В условиях глобальной экономики и её движения в сторону освоения цифровых технологий и их коммерциализации, объектом инвестиций способен стать актив, который ещё несколько лет никто не рассматривал как потенциальный источник дохода.

Объектом инвестиционной деятельности является актив, выраженный в материальной либо нематериальной форме и способный удовлетворить запросы инвестора.

Главный и основной объект инвестирования это инвестиционная идея, выраженная в форме инвестиционного проекта/бизнес-плана/инвестиционной стратегии/инвестиционного актива.

В многообразии инвестиционных предложений, которые существует на рынке, классификация объектов инвестирования достаточно проблематична.

Критерии оценки:

  • размер ожидаемой прибыли
  • величина существующих инвестиционных рисков
  • период вложений или срок получения инвестиционного дохода
  • форма актива.

Далее, подробно рассмотрим актуальные объекты инвестиционной деятельности с примерами.

В нашей стране наиболее распространены и доступны финансовые инвестиции. Их популярности способствует низкий порог для входа, доступность некоторых инвестиционных стратегий и инструментов для заработка даже для новичков.

И так, видами объектов финансовой инвестиционной деятельности считаются:

Для крупных и более опытных инвесторов прекрасно подходят активы, обладающие материальной формой и находящиеся в сфере реальной экономики.

Объектами реальной инвестиционной деятельности выступают:

  • объекты землепользования
  • организация как имущественный комплекс
  • транспорт и объекты инфраструктуры (любой транспорт кроме легкого, сети энергоснабжения, трубопроводы, коммуникации)
  • инвестиционная недвижимость.

Всё больше и быстрее развиваются сферы интеллектуального инвестирования и вложения в нематериальные активы. Век высоких технологий и запросы обычных граждан диктуют моду. Инвесторы, со своей стороны, не хотят упускать возможности для обогащения и поэтому объектами инновационной инвестиционной деятельности выступают:

  • объекты рекламы и статуса: торговые марки и бренд, деловая репутация, корпоративная политика, условия труда
  • уникальный опыт, передовые технологии и оригинальные решения
  • новые вехи в организации трудового процесса
  • лицензии, авторские права, патенты
  • программное обеспечение.

Прогноз на 2020 год

По оценке экономистов, в 2020 году темпы роста ВВП в экономике России могут снизиться практически до нулевой отметки, динамика доходов населения также будет нулевой. В отношении инвестиционной активности будет наблюдаться умеренный рост. В центре внимания будут нефтегазовый сектор, технологии и инновации.

Статистика инвестиций в россии в 2020 году

Приток иностранных вложений в российские активы в 2020 году показал высокий рост, практические на 50% превысив показатели предыдущего года. В номинальном выражении объемы инвестиций превысили 20 млрд. долларов. Основным стимулом для роста послужила стабилизация политической и экономической ситуации, хотя иностранные инвесторы по-прежнему проявляют настороженность в отношении вложений в российские активы.

Помимо иностранных вложений выросла доля поглощений и слияний с участием российских предприятий. По сравнению с 2020 годом объемы выросли более чем на 20% и составили около 63 млрд. долларов. Около трети всех сделок пришлось на нефтегазовую отрасль. Наибольший интерес к России проявили инвесторы из США и Азиатско-Тихоокеанского региона.

За 2020 год рост инвестиций в основной капитал составил 1,7%, в номинальном выражении – 19.319 трлн. рублей. Это ниже, чем в 2020 г., по результатам которого прирост составил 5,4%. Инвестируемые в основной капитал собственные средства организаций также выросли и составили 57,1% против 53% за 2020 год. Объемы кредитования снизились с 11,2% до 8,7%.

Статья 2. субъекты инвестиционной деятельности / консультантплюс

1. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса.

2. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

3. Инвесторы — субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.

В качестве инвесторов могут выступать:

органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;

граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица;

иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.

Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.

Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.

4. Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.

В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим на территории РСФСР законодательством.

5. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности.

В случае, если пользователь объекта инвестиционной деятельности не является инвестором, взаимоотношения между ним и инвестором определяются договором (решением) об инвестировании в порядке, установленном законодательством РСФСР.

6. Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников.

§

Читайте также:  Управление инвестициями – что это такое, зачем это нужно и, как правильно это делать

Объектами инвестиционной деятельности в РСФСР являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РСФСР, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РСФСР, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

§

§

§

1. Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности.

Не запрещенное законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР инвестирование имущества и имущественных прав в объекты инвестиционной деятельности признается неотъемлемым правом инвестора и охраняется законом.

2. Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через торги подряда) физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций.

3. Инвестор, не являющийся пользователем объектов инвестиционной деятельности, имеет право контролировать их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователями таких объектов другие права, предусмотренные договором (контрактом) и законодательством, действующим на территории РСФСР.

4. Инвестор вправе передать по договору (контракту) свои правомочия по инвестициям и их результатам гражданам, юридическим лицам, государственным и муниципальным органам в установленном законом порядке.

5. Инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществлять торговые операции и реинвестирование на территории РСФСР, в соответствии с законодательными актами РСФСР и республик в составе РСФСР.

Законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР могут быть определены объекты, инвестирование в которые не влечет за собой непосредственно приобретения права собственности на них, но не исключает возможности последующего владения, оперативного управления или участия инвестора в доходах от эксплуатации этих объектов.

6. Инвестор вправе приобретать необходимое ему имущество у граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон, без ограничений по объему и номенклатуре, если это не противоречит законодательству, действующему на территории РСФСР.

§

§

1. Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.

Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству РСФСР и республик в составе РСФСР, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции.

2. Условия договоров (контрактов), заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия. В случаях, если после их заключения законодательством, действующим на территории РСФСР, установлены условия, ухудшающие положение партнеров, договоры (контракты) могут быть изменены.

3. Незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором (контрактом).

§

Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:

собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие);

заемных финансовых средств инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов РСФСР, СССР, республик в составе РСФСР, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов;

иностранных инвестиций.

§

Читайте также:  Инвестиции в основной капитал Росстат: объем, индекс, рост

1. Взаимодействие РСФСР, Союза ССР, других союзных республик, республик в составе РСФСР в лице их государственных органов и местных Советов народных депутатов в инвестиционной деятельности осуществляется путем:

участия РСФСР в разработке Союзом ССР перспектив социально-экономического развития СССР, составлении и реализации соответствующих союзных программ, образовании на добровольной основе совместно с другими союзными республиками, республиками в составе РСФСР фондов регионального развития, резервного, инновационного, природоохранного и других фондов для финансирования общесоюзных и межреспубликанских научно-технических, экономических, в том числе аграрных, социальных, природоохранных и других программ, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий стихийных бедствий катастроф, аварий, других чрезвычайных ситуаций;

совместной разработки и реализации государственными органами РСФСР, республик в составе РСФСР, союзными государственными органами, местными Советами народных депутатов республиканских (РСФСР) программ по развитию экономики. Республики в составе РСФСР на своей территории в пределах своей компетенции устанавливают порядок осуществления инвестиций и обеспечивают их защиту;

разработки и утверждения государственными органами республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов в пределах имеющихся у них полномочий планов социально-экономического развития соответствующих территорий, а также согласования вопросов по созданию экономических и социальных объектов, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

(см. текст в предыдущей редакции)

Местные Советы народных депутатов самостоятельно, без согласования с вышестоящими органами, определяют направления использования инвестиций, осуществляемых за счет местного бюджета и привлеченных кредитов, организуют реализацию инвестиционных проектов.

2. Права принятия решений по инвестициям и условия инвестирования на территории РСФСР в объекты общесоюзной собственности, собственности других союзных суверенных республик, а также совместной собственности РСФСР и других республик определяются на основании Союзного и межреспубликанских договоров.

§

§

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие РСФСР, обеспечивается государственными органами РСФСР, республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и осуществляется:

в соответствии с государственными инвестиционными программами;

прямым управлением государственными инвестициями;

введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;

предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

(см. текст в предыдущей редакции)

принятием мер по прекращению и предупреждению нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;

(см. текст в предыдущей редакции)

экспертизой инвестиционных проектов.

По приоритетным направлениям развития народного хозяйства инвесторам и другим участникам инвестиционной деятельности Советами Министров РСФСР, республик в составе РСФСР определяются льготные условия.

Использование иных форм и методов регулирования инвестиционной деятельности допускается только по решению Верховных Советов РСФСР и республик в составе РСФСР.

§

Порядок и цели инвестиционной деятельности по предотвращению и ликвидации последствий крупномасштабных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории РСФСР определяются органами государственной власти и управления РСФСР, СССР, других союзных республик, республик в составе РСФСР.

Юридические лица, осуществляющие инвестиционную деятельность, обязаны по решению органов государственной власти и управления, принятому в пределах их компетенции, принимать участие в предотвращении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в обеспечении нормальных условий жизнедеятельности населения и функционирования народного хозяйства. Понесенные при этом издержки подлежат возмещению за счет соответствующих бюджетов.

§

1. Решения по государственным инвестициям из республиканского бюджета РСФСР принимаются Верховным Советом РСФСР но основе прогнозов экономического и социального развития Российской Федерации, схем развития и размещения производительных сил, целевых научно-технических и комплексных республиканских (РСФСР) программ и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.

2. Проекты целевых и комплексных программ республиканского (РСФСР) значения разрабатываются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР с участием Советов Министров республик в составе РСФСР, исполкомов Советов народных депутатов краев, областей, автономной области, автономных округов, других заинтересованных государственных органов, общественных и иных организаций, и после рассмотрения соответствующими Советами народных депутатов представляются Советом Министров РСФСР в Верховный Совет РСФСР.

3. Республиканский (РСФСР) государственный заказ на капитальное строительство как одна из форм реализации инвестиций размещается на добровольной (конкурсной) основе.

§

1. Порядок государственной экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливается Советом Министров РСФСР.

2. Инвестиционные проекты целевых комплексных программ, наиболее важных и крупных объектов союзного, республиканского (РСФСР) значения после их экспертизы независимыми экспертными комиссиями, обсуждения по решению соответствующих местных Советов народных депутатов населением территорий, чьи интересы затрагиваются при их реализации, подлежат рассмотрению Верховным Советом РСФСР.

Независимые экспертные комиссии создаются по решению Совета Министров РСФСР, в их состав включаются представители соответствующих территорий, научных, общественных и других организаций и предприятий, а также могут привлекаться иностранные специалисты.

§

§

1. Государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. В случаях принятия законодательных актов, положения которых ограничивают права субъектов инвестиционной деятельности, соответствующие положения этих актов не могут вводиться в действие ранее чем через год с момента их опубликования.

2. Государственные органы должностные лица не вправе ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

В случаях принятия государственными органами актов, нарушающих законные права и интересы инвесторов и других участников инвестиционной деятельности, убытки, включая упущенную выгоду, причиненные субъектам инвестиционной деятельности в результате принятия таких актов, возмещаются им этими органами по решению суда или арбитражного суда.

§

Читайте также:  В России существенно сократились инвестиции в основной капитал - Росбалт

1. Государство гарантирует в соответствии с законодательством, действующим на территории РСФСР, защиту инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности. При этом инвесторам, в том числе иностранным, обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями.

3. Инвестиции могут, а в случаях, предусмотренных действующим на территории РСФСР законодательством, должны быть застрахованы.

§

1. При несоблюдении требований действующего на территории РСФСР законодательства, обязательств, предусмотренных в договорах (контрактах) между субъектами инвестиционной деятельности последние несут имущественную и иную ответственность в порядке, установленном указанными актами.

2. Государственные органы всех уровней при неисполнении или ненадлежащем исполнении принятых обязательств или возложенных на них на законных основаниях обязанностей по осуществлению инвестиционной деятельности несут имущественную ответственность по своим обязательствам перед другими субъектами инвестиционной деятельности.

3. При реализации государственных заказов государственные органы РСФСР несут взаимную имущественную ответственность с другими субъектами инвестиционной деятельности за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств, включая возмещение причиненного ущерба, в том числе упущенную выгоду.

4. Споры, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности, рассматриваются в порядке, установленном законодательством, действующим на территории РСФСР.

§

1. Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности производится в порядке, установленном действующим на территории РСФСР законодательством.

Инвесторы возмещают другим участникам инвестиционной деятельности убытки, в том числе упущенную выгоду, вызванные прекращением выполнения своих обязательств по договорам (контрактам) с ними.

2. Правомочные государственные органы в установленном законодательством, действующим на территории РСФСР, порядке могут прекратить или приостановить инвестиционную деятельность в случаях:

признания инвестора банкротом;

стихийных и иных бедствий, катастроф;

введения чрезвычайного положения;

если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению установленных законом экологических, санитарно-гигиенических и других норм и правил, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства.

Председатель

Верховного Совета РСФСР

Б.Н.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов РСФСР

26 июня 1991 года

N 1488-1

Субъекты

Субъектом инвестиционной деятельности является физическое либо юридическое лицо, вовлеченное в инвестиционные отношения. Субъект это прямой участник процесса и одна из сторон инвестиционной сделки.

Каждый субъект (участник), характеризуется несколькими характерными особенностями:

Именно от того какой субъект с каким объектом взаимодействует, от того каков характер этих отношений и происходит классификация участников данного процесса.

Необходимо оговориться, что отношения между субъектами инвестиционной деятельности определяются инвестиционным контрактом. В договоре прописываются условия, обязанности и ответственность сторон, а также срок его действия. Очень важно наличие пункта раскрывающего процедуру изменений текущих договоренностей, либо невозможность их изменения соответственно.

Финансовое инвестирование характеризует в основном его основная цель – это получение прибыли, а также активы, благодаря которым она извлекается. Местом для вложения капитала инвесторы выбирают ценные бумаги и финансовые инструменты.

Субъекты финансовой инвестиционной деятельности:

  1. брокерские и управляющие компании, трейдеры, дилинговые центры
  2. страховые компании
  3. юридические компании
  4. институциональные и частные инвесторы
  5. банки и прочие кредитные организации
  6. авторы идеи.

При прямых вложениях, инвесторов в первую очередь интересуют реальные объекты экономики. В такой ситуации запускается цепочка инвестиционной деятельности, включающая в себя огромное количество участников (заказчики работ, исполнители или подрядчики, инвесторы, поставщики и др.).

Субъектами (участниками) прямой инвестиционной деятельности являются:

Суть понятия «инвестиции»

Под инвестициями принято понимать долгосрочные вложения капитала в различные отрасли внутри страны и за ее пределами с целью извлечь прибыль. При этом приравнять инвестиции к простому финансовому инструменту нельзя — их значимость гораздо выше. В зависимости от источника средств, выделяют инвестиции:

С точки зрения государства, наиболее важными являются иностранные инвестиции — они привносят максимум ресурса внутрь страны. Так, масштабные вливания в любую отрасль означают ее развитие: строятся и модернизируются предприятия, воплощаются социально значимые программы, растет производительность и эффективность труда.

Значение иностранного капитала настолько велико, что страны готовы гарантировать инвесторам определенные преференции — экономические и законодательные. Это тем более важно, что инвестиции стимулируют внешние связи, а в страну с ними приходит новый опыт управления и менеджмента.

В какой форме инвестиции могут поступать в экономику государства?

Очевидно, что роль прямых инвестиций особенно велика: вложение капитала как приток свежей крови действует на экономику. Теперь обратимся к российскому опыту — какие виды инвестиций превалируют и какова их роль в развитии страны.

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии запрещены.