Свободная торговля 2020

Библиография

  • Бхагвати, Джагдиш . Свободная торговля сегодня . Принстон: Издательство Принстонского университета (2002). ISBN  0-691-09156-0 .
  • Блиндер, Алан С. (2008). «Свободная торговля». В Дэвид Р. Хендерсон (ред.). Краткая энциклопедия экономики (2-е изд.). Индианаполис: Библиотека экономики и свободы . ISBN 978-0865976658. OCLC  237794267 .
  • Чанг, Ха-Джун . Выбивая лестницу: стратегия развития в исторической перспективе . Лондон: Anthem Press 2003. ISBN  978-1-84331-027-3 .
  • Дикерсон, Оливер М. Навигационные акты и американская революция . Нью-Йорк: Барнс (1963). ISBN  978-0374921620 OCLC  490386016 .
  • Пугель, Томас А. Международная экономика , 13-е издание. Нью-Йорк: МакГроу-Хилл Ирвин (2007). ISBN  978-0-07-352302-6 .
  • Рикардо, Дэвид . О принципах политической экономии и налогообложения , Библиотека экономики и свободы (1999).
  • Смит, Адам . Исследование природы и причин богатства народов , издательство Digireads (2009 г.), ISBN  1-4209-3206-3 .
  • Тайлер, Джон В. Контрабандисты и патриоты: бостонские торговцы и приход американской революции . Бостон: издательство Северо-Восточного университета (1986). ISBN  0-930350-76-6 .

В литературе

Значение свободной торговли было впервые обнаружено и задокументировано в 1776 году Адамом Смитом в книге «Богатство народов» , написавшей:

Каждый благоразумный хозяин семьи придерживается принципа: никогда не пытаться сделать дома то, что ему будет стоить дороже, чем купить. […] Если чужая страна может поставить нам товар дешевле, чем мы сами, то лучше покупать его у них с некоторой частью продукции нашей собственной промышленности, используемой таким образом, чтобы мы имели некоторое преимущество.

В этом заявлении используется концепция абсолютного преимущества, чтобы представить аргумент против меркантилизма , господствовавшего в то время взгляда на торговлю, согласно которому страна должна стремиться экспортировать больше, чем импортировать, и, таким образом, накапливать богатство.

Вместо этого, утверждает Смит, страны могут получить выгоду от того, что каждая из них будет производить исключительно те товары, для которых они наиболее подходят, торгуя друг с другом, как это требуется для целей потребления. В этом смысле важна не стоимость экспорта по сравнению со стоимостью импорта, а стоимость товаров, производимых страной.

Этот теоретический недостаток был устранен с помощью теории сравнительных преимуществ. Обычно приписывается Давиду Рикардо , который расширил его в своей книге 1817 года « О принципах политической экономии и налогообложения» , он приводит доводы в пользу свободной торговли, основанной не на абсолютном преимуществе в производстве товара, а на относительных альтернативных издержках производства.

Страна должна специализироваться на производстве любого товара по самой низкой цене, продавая этот товар, чтобы покупать другие товары, необходимые для потребления. Это позволяет странам получать выгоду от торговли, даже если они не имеют абсолютного преимущества в какой-либо области производства.

В исключительных случаях, книга Генри Джорджа 1886 года « Защита или свободная торговля» была полностью зачитана вслух в протоколы Конгресса пятью конгрессменами- демократами . Американский экономист Тайлер Коуэн писал, что « Защита или свободная торговля » «по сей день остается, пожалуй, наиболее аргументированным трактатом о свободной торговле».

Мы все с интересом и удовольствием слышим об улучшениях в транспортировке по воде или суше; мы все склонны рассматривать открытие каналов, строительство железных дорог, углубление гаваней, улучшение пароходов как благо. Но если это выгодно, то чем могут быть выгодны тарифы? Эффект от таких вещей заключается в уменьшении стоимости перевозки товаров; эффект тарифов заключается в его повышении. Если защитная теория верна, любое усовершенствование, которое удешевляет перевозки товаров между страной и страной, является ущербом для человечества, если тарифы не будут соразмерно повышены.

Джордж считает общий аргумент о свободной торговле неадекватным. Он утверждает, что одной отмены защитных тарифов недостаточно для улучшения положения рабочего класса, если только он не будет сопровождаться переходом на налог на стоимость земли .

Политика

Ученые, правительства и заинтересованные группы обсуждают относительные затраты , выгоды и выгоды от свободной торговли.

Аргументы в пользу протекционизма относятся к экономической категории (торговля вредит экономике или группам в экономике) или к моральной категории (последствия торговли могут помочь экономике, но имеют пагубные последствия в других областях).

Свободная торговля 2020

Союз-Меркосур торговое соглашение о свободной

сформирует один из крупнейших в мире зоны свободной торговли.

Однако бедные страны, которые приняли политику свободной торговли, испытали высокие темпы экономического роста, в том числе в Китае и Индии. Свободная торговля позволяет компаниям из богатых стран напрямую инвестировать в бедные страны, делясь своими знаниями, предоставляя капитал и открывая доступ к рынкам.

Экономические аргументы против свободной торговли критикуют предположения или выводы экономических теорий. Социально-политические аргументы против свободной торговли ссылаются на социальные и политические эффекты, которые не отражаются в экономических аргументах, такие как политическая стабильность, национальная безопасность, права человека и защита окружающей среды.

Некоторые продукты важны для национальной безопасности, и правительства могут счесть опасным разрешать отечественным производителям этих продуктов уходить из бизнеса, особенно если в противном случае они могут зависеть от производителей, которые работают в стране, которая однажды может стать врагом.

Страны, которые допускают низкую заработную плату, имеют конкурентное преимущество в привлечении промышленности, что может привести к общему снижению заработной платы рабочих во всех странах. Некоторые страны могут способствовать дешевому производству товаров в своих странах, допуская загрязнение окружающей среды: их ценообразование игнорирует экологический учет полных затрат, а скрытые затраты оплачиваются их местными, национальными и международными соседями.

Отечественные предприятия часто выступают против свободной торговли на том основании, что это снизит цены на импортные товары, уменьшит их прибыль и долю на рынке. Например, если Соединенные Штаты снизят тарифы на импортный сахар, производители сахара получат более низкие цены и прибыль, а потребители сахара будут меньше тратить на такое же количество сахара из-за тех же более низких цен.

Экономическая теория Давида Рикардо утверждает, что потребители обязательно выиграют больше, чем производители потеряют. Поскольку каждый из отечественных производителей сахара потеряет много, в то время как каждый из большого числа потребителей выиграет лишь немного, отечественные производители с большей вероятностью мобилизуются против снижения тарифов.

Реальная заработная плата против процента торговли от GDP.svg

Реальная заработная плата в США по сравнению с торговлей в процентах от ВВП

Социалисты часто выступают против свободной торговли на том основании , что она позволяет максимально эксплуатации в рабочих по столице . Например, Карл Маркс писал в «Коммунистическом манифесте» (1848 г.): «Буржуазия […] установила единственную бессовестную свободу — свободную торговлю.

Одним словом, для эксплуатации, скрытой религиозными и политическими иллюзиями, она имеет подменяется обнаженной, бесстыдной, прямой, зверской эксплуатацией «. Однако Маркс поддерживал свободную торговлю исключительно потому, что считал, что она ускорит социальную революцию.

Многие антиглобалисты группа выступает против свободной торговли на основе их утверждений , что соглашения о свободной торговле вообще не увеличивают экономическую свободу из бедных или из рабочего класса , и часто делают их еще беднее.

Читайте также:  Презентация: "Инвестиции", , Экономика. Скачать бесплатно

Некоторые противники свободной торговли поддерживают теорию свободной торговли, но выступают против соглашений о свободной торговле в ее применении. Некоторые противники НАФТА считают, что соглашение наносит материальный вред простым людям, но некоторые из аргументов на самом деле направлены против особенностей торговли, управляемой государством, а не против свободной торговли как таковой .

Например, утверждается, что было бы неправильно разрешать субсидируемую кукурузу из Соединенных Штатов в Мексику беспрепятственно в рамках НАФТА по ценам значительно ниже себестоимости ( демпинговые ) из-за ее разрушительных последствий для мексиканских фермеров.


Исследования показывают, что поддержка торговых ограничений наиболее высока среди респондентов с самым низким уровнем образования. Хайнмюллер и Хискокс находят

«что влияние образования на то, как избиратели думают о торговле и глобализации, больше связано с ознакомлением с экономическими идеями и информацией о совокупных и различных эффектах этих экономических явлений, чем с индивидуальными расчетами о том, как торговля влияет на личный доход или работу безопасность. Это не означает, что последние типы расчетов не важны для формирования взглядов отдельных лиц на торговлю — просто они не проявляются в простой ассоциации между образованием и поддержкой открытости торговли «.

Исследование, проведенное в 2020 году, показало, что люди, чьи профессии связаны с рутинными задачами и которые выполняют офшорную работу , с большей вероятностью будут поддерживать протекционизм.

Исследования показывают, что отношение к свободной торговле не обязательно отражает личные интересы людей.

Свободная торговля товарами

В Глобальном отчете по стимулированию торговли измеряются факторы, политика и услуги, которые способствуют торговле товарами через границы и в пункты назначения. Индекс объединяет четыре субиндекса, а именно доступ к рынку; пограничная администрация; транспортная и коммуникационная инфраструктура; и бизнес-среда. По состоянию на 2020 год в топ-30 стран и регионов входили следующие:

  1. Свободная торговля 2020 Сингапур 6.0
  2. Свободная торговля 2020 Нидерланды 5,7
  3. Свободная торговля 2020 Гонконг 5,7
  4. Свободная торговля 2020 Люксембург 5,6
  5. Свободная торговля 2020 Швеция 5,6
  6. Свободная торговля 2020 Финляндия 5,6
  7. Свободная торговля 2020 Австрия 5,5
  8. Свободная торговля 2020 Соединенное Королевство 5.5
  9. Свободная торговля 2020 Германия 5,5
  10. Свободная торговля 2020 Бельгия 5,5
  11. Свободная торговля 2020  Швейцария 5,4
  12. Свободная торговля 2020 Дания 5,4
  13. Свободная торговля 2020 Франция 5,4
  14. Свободная торговля 2020 Эстония 5,3
  15. Свободная торговля 2020 Испания 5,3
  16. Свободная торговля 2020 Япония 5,3
  17. Свободная торговля 2020 Норвегия 5,3
  18. Свободная торговля 2020 Новая Зеландия 5,3
  19. Свободная торговля 2020 Исландия 5,3
  20. Свободная торговля 2020 Ирландия 5,3
  21. Свободная торговля 2020 Чили 5,3
  22. Свободная торговля 2020 США 5.2
  23. Свободная торговля 2020 Объединенные Арабские Эмираты 5.2
  24. Свободная торговля 2020 Канада 5,2
  25. Свободная торговля 2020 Чешская Республика 5.1
  26. Свободная торговля 2020 Австралия 5,1
  27. Свободная торговля 2020 Южная Корея 5.0
  28. Свободная торговля 2020 Португалия 5,0
  29. Свободная торговля 2020 Литва 5,0
  30. Свободная торговля 2020 Израиль 5.0

Свободная торговля: — это свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными

— это свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными пошлинами ввоз товаров.

Различные стадии исторического развития общества характеризуются разными системами внешнеторговой политики.

В период первоначального накопления капитала типичной системой внешнеторговой политики был протекционизм.

Высокими ввозными пошлинами на промышленные товары отечественная промышленность ограждалась от иностранной конкуренции, а предприниматели ускоренными темпами осуществляли накопление капитала. В этот период протекционизм играл прогрессивную роль, способствуя быстрому росту промышленности и развитию экономики в целом.

После промышленного переворота Англия стала «промышленной мастерской мира» и могла не опасаться иностранной конкуренции. Это побудило английских промышленников отказаться от протекционизма и перейти к свободной торговле. Вслед за Англией в 50—60-е гг. XIX в. поворот от протекционизма к свободной торговле стал совершаться и в других странах.

В XX в. внешнеторговая политика существенно изменилась: типичной ее формой снова стал протекционизм, имеющий однако, уже не тот характер и назначение, которые были ему свойственны в эпоху первоначального накопления капитала. Протекционизм теперь носит не «защитительный», а агрессивный характер. Товары облагаются высокими пошлинами не по-тому, что их производство в данной стране слабо развито, а с целью воспрепятствовать доступу иностранных товаров на внутренний рынок и обеспечить поддержку своей промышленности и монопольно высокие цены.

Глубокое расстройство мирохозяйственных связей в результате «великого кризиса» и порожденных им торговых войн 30-х гг. побудило ведущие промышленно развитые страны координировать свои усилия по предотвращению подобных нежелательных рецидивов.

В связи с этим во время Второй мировой войны на конференции по вопросам продовольствия и сельского хозяйства в Хот-Спрингсе (США) в мае 1943 г.

был выдвинут программный лозунг послевоенной либерализации внешней торговли — «снизить любые барьеры для международной торговли и устранить все формы дискриминационных ограничений».

После войны эволюция внешнеторговой политики происходила под воздействием растущей интернационализации хозяйственной жизни в условиях научно-технической революции, повышения роли внешнеэкономической сферы и международного обмена как важнейшего фактора развития производительных сил.

Масштабы, направления и инструменты послевоенной внешнеторговой политики отражают бурный рост внешней торговли, усложнение ее структуры, переплетение новыми формами мирохозяйственных связей, что потребовало соответствующей модернизации механизма регулирования внешнеэкономической деятельности.

Из обширного комплекса проблем в данной области следует выделить основные — общую тенденцию к либерализации внешнеторгового обмена и эволюцию внешнеторговой политики промышленно развитых государств по отношению к разви-вающимся странам.

В современной политике регулирования внешнеторгового обмена проявляется объективная потребность в облегчении международного общения при повышении степени интернационализации производства и капитала. Эта тенденция в области международных экономических отношений выражается, в частности, в ослаблении ограничений внешнеторгового обмена, стремлении к устранению препятствий на его пути. Такому курсу соответствует политика либерализации торговли, т.е. применение всего комплекса мероприятий по регулированию внутренней экономики и внешних связей для содействия внешнеторговому обороту, а также снижение таможенных и иных барьеров.

Вместе с тем либерализация внешней торговли не является феноменом послевоенного времени, так как ее элементы существовали и до воины. Однако современная либерализация обладает рядом существенных отличий.

Во-первых, значительно расширен круг регулирующих мероприятий, они давно уже вышли за пределы тарифной политики и охватывают практически все отрасли хозяйственной жизни.

Сложнее и разветвленное стал механизм этой политики.

Во-вторых, неизмеримо возросла роль согласованных международных действий, координированных усилий различных стран по многосторонней либерализации внешнеторгового обо-рота.

В третьих, и это, пожалуй, главное, если в предвоенный период либерализация в международном плане не смогла продвинуться дальше кратковременных таможенных перемирий, то сейчас, несмотря на некоторые небольшие вспышки торговых войн, удалось добиться долговременного и весьма ощутимого снижения «уровня помех» развитию внешней торговли.

Проблемы либерализации в настоящее время рассматриваются главным образом в связи с задачами облегчения взаимного обмена развитых государств и расширения их доступа на рынки товаров развивающихся стран. Именно так трактуется, понятие «либерализации» сегодня в результате торгово-политической практики различных стран и деятельности международных организаций.

Либерализации внешней торговли в послевоенный период способствовало также то, что формирование структуры между-народных экономических отношений происходило в условиях резкого изменения баланса сил в пользу США. Еще во время войны США представили доклад Лиге Наций о будущей внешнеторговой политике, в котором необходимость либерализации мотивировалась тесной взаимозависимостью, существующей между свободой торговли и достижением полного и стабильного использования ресурсов.

Читайте также:  Топ-10 лучших курсов по инвестированию бесплатно и платно

По мере укрепления западноевропейского и японского центров силы» и соответствующего ослабления внешнеэкономических позиций США заинтересованность в либерализации международного экономического обмена стала определяться общими потребностями в расширении международного разделения труда. В этих условиях, особенно в связи с борьбой раз-вивающихся стран за полный суверенитет над своими природными ресурсами, задачи либерализации международной торговли во многом стали трактоваться по-новому, с учетом интересов всех участников внешнеэкономического обмена.

Необходимо подчеркнуть, что подобно тому, как интернационализация производства вызвала повышение значимости внешней сферы в качестве фактора экономического роста, так и активизация международного обмена обусловила объективную потребность в его либерализации.

Причем либерализация — это не столько предпосылка, сколько средство в расширении товарооборота. Так, по утверждению экспертов ОЭСР, либерализация торговли явилась одной из основных причин необычайного экономического роста, отмеченного во всех странах после окончания Второй мировой войны.

Особенно заинтересованы в беспрепятственном передвижении товаров между странами транснациональные корпорации, для которых либерализация внешней торговли в конечном счете является средством облегчения внутрикорпорационных поставок в пределах их интернациональных промышленных комплексов.

Таким образом, тенденция к либерализации обусловлена решением задач расширения мирохозяйственных связей в условиях интернационализации производства. Она нужна для экономической кооперации в интересах взаимной выгоды благодаря более эффективному использованию мировой экономики.

Основных успехов политика либерализации достигла в области таможенных пошлин, общий уровень которых в послево-енный период существенно сократился. Сосредоточение международных усилий на этом участке объясняется следующими причинами.

Во-первых, исторически таможенные пошлины олицетворя-ют собой регулирующую функцию государства во внешней торговле, а их уровень является главным критерием торгово-политического режима.

Во-вторых, пошлины наиболее заметны на фоне других внешнеторговых барьеров.

В-третьих, таможенные тарифы служат основным унифи-цированным элементом торговой политики всех стран, что облегчает достижение договоренности об их взаимном снижении.

Эти особенности таможенных пошлин во многом определили и формы согласованных международных мероприятий по либерализации торговли. К тому же при действии принципа наибольшего благоприятствования как одного из базисных норм мировой торговой политики XX в. предоставление двумя странами взаимных таможенных уступок означает распростра-нение этих льгот на всех их внешнеторговых партнеров.

Характер таможенных тарифов обусловливает их либерализацию на широкой международной основе. С этим связано создание соответствующего международного института — Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), по линии которого проходили многосторонние переговоры о снижении внешнеторговых барьеров, и в первую очередь таможенных пошлин. Генеральное соглашение было подписано в Женеве 30 октября 1947 г., но начало действовать с 1949 г. К началу 1994 г. членами ГАТТ являлись 130 стран, еще 27 стран применяли правила ГАТТ де-факто и 6 стран вели переговоры о присоединении. На долю всех этих стран приходится 90% мирового объема торговли.

В основу правового механизма ГАТТ были положены следующие принципы и нормы:

• недискриминация в торговле, которая обеспечивается, с одной стороны, принципом наибольшего благоприятствования в отношении экспортных и импортных, транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой — национальным режимом, т.е. уравниванием в правах товаров импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилами, регулирующими внутреннюю торговлю;

• использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер;

• прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их юридически оформляемое «закрепление» на соответствующем уровне;

• взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

• разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия — рассмотрением споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ.

За годы существования ГАТТ было проведено несколько ра-ундов многосторонних торговых переговоров, в результате которых средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов промышленно развитых стран понизился с 40—50% в конце 40-х гг. до 5% в настоящее время.

Однако одновременно со снижением таможенных тарифов все более заметную роль в мировой торговле стали играть нетарифные ограничения, т.е. различного рода административные меры, затруднявшие доступ иностранных товаров на внутренние рынки.

По этой причине в ходе так называемого «токийского» раунда (1973—1979 гг.) сфера регулирования ГАТТ была значительно расширена или уточнена в результате заключения отдельных соглашений, регламентирующих вопросы правил таможенной оценки, технических барьеров в торговле, лицензи-рования импорта, введения антидемпинговых и компенсационных пошлин и т.д.

Принципиально новым явлением в деятельности ГАТТ стал «уругвайский» раунд многосторонних торговых переговоров (1986—1994 гг.), список обсуждавшихся на нем вопросов вышел далеко за рамки традиционных проблем торговли товарами, охватив такие области, как национальная практика стран-членов в торговле услугами (банковское дело, страхование, туризм, телекоммуникации), торговые аспекты интеллектуальной собственности и иностранных инвестиций. Не малым был и перечень старых накопившихся проблем, требовавших своего решения: мировая торговля продукцией сельского хозяйства и текстильными товарами, условия и правила введения защитных мер в случае резкого увеличения импорта, субсидий. Кроме того, был создан механизм укрепления взаимодействия ГАТТ, Международного валютного фонда и Всемирного банка.

В связи с переходом к рыночным отношениям и развитием внешнеэкономических связей Россия с февраля 1994 г. начала переговоры об условиях вступления в ГАТТ, представив Меморандум о вшешнеторговом режиме.

Меморандум, подготовленный специалистами Министерства внешнеэкономических связей РФ совместно с рядом заинтересованных министерств, содержал подробное описание национальной экономики России, хода и основных направлений экономических реформ, внешнеторгового механизма, состояния валютно-финансовой сферы, механизма валютного регулирования. К Меморандуму были приложены основные законы и другие нормативные документы, регулирующие сферу экономики, а также подробная статистика по всем разделам документа.

Присоединение России к ГАТТ — это сложный, многоплановый процесс. Ведь речь шла об обязательствах в отношении доступа товаров на внутренний рынок, которые присоединившаяся страна готова взять на себя в обмен на предоставление ей общих для договаривающихся сторон ГАТТ условий деятельности на внешних рынках. В эти условия включались ставки импортных таможенных тарифов, а также многочисленные меры нетарифного регулирования импорта: правила введения защитных мер, таможенной оценки, применения антидемпинговых и компенсационных законодательств, допуск к торгам в связи с правительственными закупками, технические, санитарные нормы и др.

Перед Россией встала особенно трудная задача. Дело в том, что начало переговоров России о вступлении в ГАТТ совпало с завершением «уругвайского» раунда многосторонних торговых переговоров. За это время сфера многостороннего регулирования международной торговли значительно расширилась, включив такие области, как торговля услугами, торговые аспекты инвестиционной политики и вопросы интеллектуальной собственности.

Читайте также:  Инвестиции в основной капитал Росстат: объем, индекс, рост

Таким образом, Россия, как и другие страны СНГ и Восточной Европы, одной из последних входила в уже сложившуюся систему международных хозяйственных связей, что влекло за собой целый ряд негативных последствий.

Во-первых, основным принципом ГАТТ было создание режима свободной конкуренции товаров и услуг на территории стран-участниц, т.е. снижение до минимума таможенных тарифов. Но полное открытие российской экономики внешней конкуренции, по мнению заведующего отделом международного фонда поддержки экономических реформ России К. Овчинникова, было равноценно самоубийству*.

* Овчинников К. Что ждет Россию в ГАТТ? // Экономика и жизнь. — 1994. — № 52.

Поэтому с 1994 г. Россия перешла к политике протекционизма, вводя новые высокие ставки по импортным таможенным пошлинам. Отмена же валютного коридора, т.е. фактическая девальвация рубля 17 августа 1998 г., привела к такому удорожанию импорта, что совсем приостановила его.

Во-вторых, исходной базой для определения возможностей российской экономики должна быть объективная реальность и конкретная оценка положения России по шкале всех государств мира в соответствии с уровнем ее развития. От этого зависит статус страны в многосторонних переговорах, а соответственно ее права и обязанности. Конечно же, сегодня Россию нельзя отнести к группе экономически развитых стран, но и к развивающимся она тоже, наверное, не относится.

В связи с этим большое значение имеет заключение на острове Корфу (Греция) 24 июня 1994 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом (ЕС). Важной особенностью этого соглашения является отне-сение России к категории стран с переходной экономикой. Условия переходного периода, как правило, рассчитаны на пять лет, но уже с момента ратификации Соглашения вступают в силу меры по ликвидации дискриминации со стороны ЕС в отношении России. Соглашение базируется на основных принципах, принятых ГАТТ, что должно облегчить вступление России в эту организацию.

В-третьих, грубыми нарушениями Устава ГАТТ является субсидирование производства и экспорт по демпинговым ценам, что активно практикуется в России.

И наконец, в-четвертых, в предстоящие годы, по мнению бывшего генерального директора ГАТТ А. Дункеля, перед этим международным сообществом будут стоять две главные проблемы: связь торговли с экологией и ужесточение правил конкуренции.

С 1 января 1995 г. на базе ГАТТ была образована Всемирная торговая организация (ВТО), в связи с чем России пришлось вести переговоры по более широкому кругу вопросов, чем странам, присоединившимся ранее, а также потребовалась подготовка дополнений к российскому Меморандуму.

Однако, несмотря на трудности переходного периода, Россия остается экономическим гигантом с потенциально необъятным рынком товаров, услуг, капиталов и значительными экспортными возможностями. Этим и объясняется то повышенное внимание, которое уделяется России со стороны ГАТТ — ВТО. Так, Генеральный директор ВТО Питер Сазерленд объявил 21 января 1995 г., что Россия сможет вступить в эту организацию в ближайшее время.

Но в обмен на оказываемую политическую и финансовую поддержку представители ВТО не только хотят видеть в лице России надежного, предсказуемого торгового партнера, играющего на мировых рынках по общепринятым правилам, существующим в рамках этой организации, но и вести переговоры о снижении уровня тарифного обложения по широкому кругу товаров. Кроме того, России рекомендовано навести порядок в вопросах субсидирования производства, особенно сельскохо-зяйственного, применения антидемпинговых мер, улучшения статистической отчетности и т.д.

В то же время участие России во Всемирной торговой организации предоставляет стране выгодные перспективы. По прогнозу этой организации, выполнение соглашений «уругвайского» раунда, который стал важным этапом в процессе либерализации международной торговли, приведет в 2005 г. к увеличению совокупного мирового дохода на сумму свыше 500 млрд. долл. Дополнительный рост объема торговли 24 промышленно развитых стран, обусловленный действием соглашений, составит от 7 до 8%, для развивающихся стран этот показатель может превысить 14%.

В соответствии с общеэкономическими задачами и требованиями ВТО в России проводится регулирование внешнеэкономической деятельности, которое включает систему лицензионного регулирования внешнеторговых операций, таможенно-тарифное регулирование и переход к тендерной (конкурсной) основе заключения внешнеторговых контрактов.

Степень политики свободной торговли

Свободная торговля может применяться как к торговле услугами, так и товарами . Неэкономические соображения могут препятствовать свободной торговле, поскольку страна может поддерживать свободную торговлю в принципе, но запрещать определенные наркотики (например, алкоголь ) или определенные виды практики (например, проституцию ) и ограничивать международную свободную торговлю.

Тем не менее некоторая степень протекционизма является нормой во всем мире. Большинство развитых стран поддерживают спорные тарифы на сельскохозяйственную продукцию. С 1820 по 1980 год средние тарифы на продукцию обрабатывающей промышленности в двенадцати индустриальных странах колебались от 11 до 32%.

В развивающихся странах средние тарифы на промышленные товары составляют примерно 34%. Американский экономист К. Фред Бергстен разработал теорию велосипеда для описания торговой политики . Согласно этой модели, торговая политика динамически нестабильна, поскольку она постоянно тяготеет либо к либерализации, либо к протекционизму.

Чтобы не упасть с велосипеда (недостатки протекционизма), торговая политика и многосторонние торговые переговоры должны постоянно двигаться в сторону большей либерализации. Для достижения большей либерализации лица, принимающие решения, должны апеллировать к большему благосостоянию потребителей и национальной экономике в целом, а не к узким узким интересам.

Однако Бергстен также утверждает, что также необходимо компенсировать проигравшим в торговле и помочь им найти новую работу, поскольку это уменьшит негативную реакцию на глобализацию и уменьшит побуждения профсоюзов и политиков призывать к защите торговли.

Свободная торговля 2020

Джордж Буш

и

Ху Цзиньтао

из Китая встречаются во время

саммита АТЭС

в Сантьяго-де-Чили, 2004 г.

В книге «Прыгая лестницу» экономист по вопросам развития Ха-Джун Чанг рассматривает историю политики свободной торговли и экономического роста и отмечает, что многие из ныне промышленно развитых стран на протяжении всей своей истории сталкивались с серьезными препятствиями в торговле.

Соединенные Штаты и Великобритания, которые иногда считались очагами политики свободной торговли, всегда в разной степени применяли протекционизм. Великобритания отменила хлебные законы, ограничивавшие импорт зерна в 1846 году в ответ на внутреннее давление, и снизила протекционизм в отношении промышленных товаров только в середине 19 века, когда ее технологические преимущества были на пике, но к 1950 году тарифы на промышленные продукты вернулись к 23%.

Соединенные Штаты поддерживали средневзвешенные тарифы на промышленные товары на уровне примерно 40–50% до 1950-х годов, чему способствовал естественный протекционизм высоких транспортных расходов в XIX веке. Наиболее последовательными сторонниками свободной торговли были Швейцария, Нидерланды и, в меньшей степени, Бельгия.

Чанг описывает ориентированную на экспорт политику индустриализации « четырех азиатских тигров» как «гораздо более изощренную и точную, чем их исторические аналоги».

Закладка Постоянная ссылка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии запрещены.